История папства (1048–1257 гг.)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |

История папства с 1046 по 1216 год была отмечена конфликтом между папами и императором Священной Римской империи , наиболее заметным из которых был спор об инвеституре , спор о том, кто — папа или император — мог назначать епископов в пределах Империи. Поход Генриха IV в Каноссу в 1077 году для встречи с Папой Григорием VII (1073–1085 гг.), хотя и не имел решающего значения в контексте более крупного спора, стал легендарным. Хотя император отказался от какого-либо права инвеституры в Вормсском конкордате (1122 г.), проблема вспыхнула снова.
Императорская корона, когда-то принадлежавшая императорам Каролингов, оспаривалась между их раздробленными наследниками и местными повелителями; ни один не вышел победителем, пока Отто I, император Священной Римской империи, не вторгся в Италию. Большая часть северной и центральной Италии стала составным королевством Священной Римской империи в 962 году, и с этого момента императоры стали германцами. По мере того как императоры укрепляли свои позиции, северные итальянские города-государства были разделены гвельфами и гибеллинами .
Давние разногласия между Востоком и Западом также достигли апогея в ходе раскола между Востоком и Западом и крестовых походов . На первых семи Вселенских соборах присутствовали как западные, так и восточные прелаты, но растущие доктринальные, богословские, языковые, политические и географические различия в конечном итоге привели к взаимным доносам и отлучениям от церкви. Речь Папы Урбана II (1088–1099) на Клермонском соборе 1095 года стала сплоченным кличем Первого крестового похода .
В отличие от предыдущего тысячелетия , процесс выбора папы в этот период стал несколько фиксированным. Папа Николай II обнародовал в 1059 году In Nomine Domini , ограничивавший избирательное право на папских выборах в Коллегию кардиналов . Правила и процедуры папских выборов развивались в этот период, закладывая основу для современного папского конклава . Движущей силой этих реформ был кардинал Гильдебранд, впоследствии ставший Григорием VII.
История
[ редактировать ]Споры об инвестициях
[ редактировать ]Инвеститурный спор был самым значительным конфликтом между светскими и религиозными властями в средневековой Европе . Это началось как спор в 11 веке между императором Священной Римской империи Генрихом IV и григорианским папством о том, кто будет контролировать назначения церковных чиновников ( инвеститура ). Противоречие, подрывающее имперскую власть, установленную салийскими императорами , в конечном итоге привело к почти пятидесятилетней гражданской войне в Германии , триумфу великих герцогов и аббатов и распаду Германской империи - состоянию, из которого она не могла выйти. восстанавливаться до объединения Германии в 19 веке.
В 1046 году Генрих III сверг трех конкурирующих пап. В течение следующих десяти лет он лично выбрал четырех из следующих пяти понтификов. Но после смерти Генриха III папа быстро предпринял шаги по изменению системы, чтобы предотвратить такое светское вмешательство в выборы будущих пап.
Одиннадцатый век часто называют веком саксонских пап: папы Григория VI (1045–1046), папы Климента II (1046–1047), папы Дамаса II (1048), папы Льва IX (1049–1054), папы Виктора II ( 1055–1057) и Папа Стефан IX (1057–1058).
Три папы Бенедикт IX , Сильвестр III и Григорий VI претендовали на звание законных пап. Генрих III сверг всех троих и провел синод, на котором объявил ни одного римского священника достойным титула Папы. Впоследствии он назначил Суиджера Бамбергского, который, получив должное признание народа и духовенства, принял имя Климент II .
Несколько дней спустя Климент II короновал Генриха императором. В течение следующих десяти лет Генрих лично выбрал четырех из следующих пяти понтификов. Восхождение их на папство отражало силу и могущество императора Священной Римской империи . Однако Генрих был последним императором, который таким образом доминировал над папством, потому что после его смерти папа быстро предпринял шаги по изменению системы, чтобы предотвратить такое светское вмешательство в выборы будущих пап.
Борьба между светской властью императоров и духовным влиянием пап достигла апогея в годы правления папы Николая II (1059–1061) и папы Григория VII (1073–1085). Папы боролись за освобождение назначения епископов, аббатов и других прелатов от власти светских лордов и монархов, в которые оно попало. Это предотвратило бы назначение простых людей на жизненно важные церковные должности, поскольку это приносило пользу политическим правителям. Генрих IV в конечном итоге был вызван восстанием среди немецкой знати, стремившимся заключить мир с папой, и предстал перед Григорием в январе 1077 года в Каносе . Одетый как кающийся, император, как говорят, три дня стоял босиком на снегу и просил прощения, пока, по словам Григория: «Мы ослабили цепь анафемы и, наконец, приняли его в благосклонность причастия и на колени». Святой Матери Церкви». [ 1 ]
Избирательная реформа
[ редактировать ]
Папа Николай II , избранный в 1058 году, инициировал процесс реформ, который обнажил основное противоречие между империей и папством. В 1059 году на синоде в Риме Николай осудил различные злоупотребления внутри церкви и издал In Nomine Domini . К ним относились симония (продажа священнических должностей), браки духовенства и, что более спорно, коррупция на папских выборах. Затем Николай ограничил выбор нового Папы конклавом кардиналов , исключив тем самым любое прямое влияние светских властей. Основной целью этих действий было ограничение влияния императора Священной Римской империи на папские выборы. В 1061 году собравшиеся епископы Германии, фракция самого императора, объявили все указы этого папы недействительными.
В 1059 году Николай II предпринял два шага, необычные для того времени, но впоследствии ставшие обычным явлением для средневекового папства. Он предоставил землю, которая уже была занята, получателям по своему выбору, вовлекая этих получателей в феодальные отношения с папством или Святым Престолом в качестве феодала. Бенефициарами земельных даров Николая были норманны , которым были предоставлены территориальные права в Южной Италии и Сицилии в обмен на феодальные обязательства перед Римом.
Эта напряженность между императорами и понтификами продолжалась в двенадцатом веке и в конечном итоге привела к «четкому разделению церкви и государства, когда император подписал Вормсский конкордат (1122 г.), лишаясь всякого права наделять епископов кольцом и символическим посохом. духовной власти». [ 2 ] Папская победа была недолгой, и эта попытка отделения светского от церковного не положила конец ни стремлениям императоров повлиять на папство, ни стремлениям пап осуществлять политическую власть.
Во время правления Папы Григория VII титул «папа» официально был ограничен епископом Рима. Григорий VII также был ответственен за значительное расширение власти папства в мирских делах. Один из величайших пап-реформаторов, Григорий, пожалуй, наиболее известен своей ролью, которую он сыграл в полемике об инвеституре , которая противопоставила его императору Генриху IV , и процессу григорианской реформы .
Раскол между Востоком и Западом
[ редактировать ]Раскол между Востоком и Западом был событием, которое разделило халкидонское христианство на западный католицизм и восточное православие. Хотя раскол между Востоком и Западом обычно датируется 1054 годом, на самом деле он стал результатом длительного периода отчуждения между двумя церквями. Основными причинами раскола были споры по поводу папской власти — папа утверждал, что он обладает властью над четырьмя восточно-грекоязычными патриархами , а также по поводу включения пункта о филиокве в Никейский символ веры Западной церковью . Православные сегодня утверждают, что первенство Римского Патриарха было прежде всего властью чести и апелляции, а не непосредственной властью вне юрисдикционных границ и без права изменять решения Вселенских Соборов . Были и другие, менее значительные катализаторы раскола, в том числе разногласия в литургических практиках и противоречивые претензии на юрисдикцию.
Церковь раскололась по доктринальному , богословскому , лингвистическому , политическому и географическому принципу, и фундаментальный разрыв так и не был устранен. Попытки воссоединить две церкви предпринимались в 1274 году (Вторым Лионским собором ) и в 1439 году ( Базельским собором ), но в каждом случае соборы отвергались православными в целом, обвиняя иерархов в том, что они перешли границы. их полномочия в согласии на эти так называемые «союзы». Дальнейшие попытки примирить эти два органа потерпели неудачу.
Византийский император Алексей Комнин попросил Папу Урбана II (1088–1099) о помощи против турок в начале 1090-х годов. Урбан II рассматривал эту просьбу как прекрасную возможность. Оно не только могло восстановить христианский контроль над Святой Землей, но и стало средством внутреннего умиротворения, сосредоточив агрессию европейской знати на мусульманах, а не друг на друге. Кроме того, приход на помощь Византии открывал возможность воссоединения Восточной и Западной Церквей после почти четырех десятилетий раскола, тем самым укрепляя Западную Церковь в целом и папство в частности.
27 ноября 1095 года Урбан II произнес одну из самых влиятельных речей средневековья на Клермонском соборе, сочетая идеи совершения паломничества в Святую Землю с идеей ведения священной войны против неверных. Папа призвал к «Крестной войне» или крестовому походу , чтобы вернуть святые земли у неверующих. Франция, сказал Папа, уже перенаселена, а Святые земли Ханаана переполнены молоком и медом. Папа Урбан II попросил французов обратить свои мечи в пользу служения Богу, и собрание ответило: «Dieu le veult!» – «Бог так хочет!»
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюменталь, Ута-Рената. 1998. Папская реформа и каноническое право в XI и XII веках .
- Каудри, HEJ 2000. Папы и церковная реформа в 11 веке .
- Робинсон, Ян Стюарт. 1990. Папство 1073-1198: преемственность и новаторство .
- Робинсон, Ян Стюарт. 2004. Папская реформа одиннадцатого века: жизнь Папы Льва IX и Папы Григория VII .