Епископы Рима при Константине Великом
Отношения Константина Великого (272–337) с четырьмя епископами Рима во время его правления являются важным компонентом истории папства и, в более общем смысле, истории католической церкви .
Легенда о победе Константина I в битве у Мильвийского моста (312 г.) повествует о его видении Чи Ро ( ☧ ) и тексте in hoc Signo vinces в небе, а также о том, как он воспроизвел этот символ на щитах своих войск. В следующем году Константин и Лициний провозгласили терпимость к христианству Миланским эдиктом , а в 325 году Константин созвал и возглавил Первый Никейский собор , первый вселенский собор . Однако все это не имеет особого отношения к папам , которые даже не присутствовали на Соборе; Фактически, первым епископом Рима, которого в то время называли «Папой» (πάππας, или pappas ), был Дамас I (366–384). [1] Более того, между 324 и 330 годами он построил Константинополь как новую столицу империи и — без извинений перед римской христианской общиной — переселил ключевые римские семьи и перенес многие христианские реликвии в новые церкви.
«Дар Константина» , подделка VIII века, использовавшаяся для повышения престижа и авторитета пап, ставит папу на более центральное место в повествовании константиновского христианства . Легенда о Даре утверждает, что Константин предложил свою корону Сильвестру I (314–335) и даже что Сильвестр крестил Константина. На самом деле Константин был крещен (незадолго до своей смерти в мае 337 года) Евсевием Никомидийским , который, в отличие от папы, был арианским епископом Константинополя . Сильвестру наследовали Марк (336 г.) и Юлий I (337–352 гг.) при жизни Константина.
Хотя «пожертвования» так и не произошло, Константин передал Латеранский дворец епископу Рима и начал строительство старой базилики Святого Петра («Константиновская базилика»). Дар Латерана, вероятно, произошел во время правления Мильтиада (311–314), предшественника Сильвестра I, который начал использовать его в качестве своей резиденции. Строительство старого собора Святого Петра было начато между 326 и 330 годами, и на его завершение потребовалось бы три десятилетия, то есть намного позже смерти Константина. Легализация Константином христианства в сочетании с пожертвованием этой собственности дала епископу Рима беспрецедентный уровень светской власти , впервые создав для светских лидеров стимул вмешиваться в папскую преемственность .
Фон
[ редактировать ]Несмотря на гонения Диоклетиана , христиане составляли примерно одну десятую населения Римской империи на момент прихода к власти Константина. Христианство было легализовано Галерием , который был первым императором, издавшим указ о терпимости ко всем религиозным вероисповеданиям, включая христианство, в апреле 311 года. [3] Имон Даффи характеризует церковь в Риме до Константина как «не одну общину, а разрозненное созвездие церквей, базирующихся в частных домах или, с течением времени и роста общины, собирающихся в арендованных залах на рынках и в общественных банях. одного доминирующего правящего чиновника, его старейшин или руководителей, разделяющих ответственность, но распределяющих задачи, как у иностранного корреспондента. Накануне обращения Константина таких религиозных общин-центров или титулов насчитывалось более двух десятков ». [4]
представляла Римская церковь собой небольшую общину, и ее епископ во времена Константина не имел большого влияния за пределами ее членов. Константин был первым римским императором, принявшим христианство, хотя, вероятно, он продолжал придерживаться своих дохристианских верований. Он и со-император Лициний оказали императорскую благосклонность христианству посредством Миланского эдикта, обнародованного в 313 году. После Миланского эдикта церковь приняла ту же структуру управления, что и Империя: географические провинции, управляемые епископами. [ нужна ссылка ] Таким образом, эти епископы важных городов ( митрополитические епископы ) получили власть над епископами меньших городов (позже названными суфражистскими епископами ).
Какими бы ни были его личные убеждения, политический интерес Константина к христианству был как к объединяющей силе, и его политика «навязывания единства церквям любой ценой» вскоре поставила его на «курс столкновения с папами». [5]
Папы при Константине
[ редактировать ]Мильтиад
[ редактировать ]Мильтиад (311–314) был папой во время победы Константина, и Константин подарил Мильтиаду Латеранский дворец , куда он переехал, проведя синод в 313 году. Константин назначил Мильтиада одним из четырех епископов, выносивших решения по делам донатистов . но он не имел полномочий решать дело или публиковать результат без одобрения самого императора. [6] Обычно африканские епископы могли обращаться к епископу Рима как к уважаемой и нейтральной фигуре, но было хорошо известно, что Мильтиад не согласился с донатистской позицией, согласно которой рукоположение епископа- «предателя» лишает законной силы таинство. [5]
Обращение к Константину было странным шагом, поскольку он еще не был крещен , и весть о его многообещающем обращении, возможно, еще не достигла Александрии . [5] Поэтому Константин передал этот вопрос Мильтиаду, потребовав от него сотрудничества с тремя епископами из Галлии . [7] Имон Даффи называет это «первым прямым вмешательством императора в дела церкви». [7] Когда Мильтиад пригласил еще пятнадцать итальянских епископов для участия в синоде и вынес решение против донатистов, они снова обратились к Константину, который призвал к созыву нового синода в Арле , на этот раз возглавляемого епископами Арля и Сиракуз . [7]
Сильвестр I
[ редактировать ]Мильтиад умер, и его преемник Сильвестр I (313–335) не поехал в Арль. [7] Синод Арля дал Сильвестру I своего рода одобрение, попросив его передать свои решения другим епископам, хотя он не принимал никакого участия в этом процессе. [7] Во время правления Сильвестра I началось строительство Латеранской базилики , Санта-Кроче в Джерусалемме и собора Святого Петра . Сильвестр не присутствовал на первом Вселенском соборе , Первом Никейском соборе (325 г.), но послал двух священников в качестве своих представителей; присутствовали также западные епископы Карфагена и Милана. [8]
счел бы арианство ересью Сильвестр ; [9] Сам Константин, вероятно, не понимал сложных богословских вопросов, о которых идет спор, хотя он окружил себя многими последователями Ария , включая епископа Евсевия Никомидийского , его будущего крестителя. [8] Последователи Ария потерпели неудачу в Никее, и Никейский символ веры принятый прямо противоречил их христологической позиции. [8] Собор «заставил замолчать, а не убедить» ариан, и разногласия в более широком христианском сообществе не были разрешены. [8] Арианская позиция сохранялась на Востоке в течение трех поколений и даже в конечном итоге была принята сыном Константина, Констанцием II . [8] Сам Константин поддерживал никейскую позицию главным образом потому, что это был « его собор», и искал компромиссный текст, который «сгладил бы разногласия между двумя сторонами». [8] Евсевий оставался арианцем, хотя и заверил Константина, что его взгляды совместимы с его толкованием Никейского символа веры, и крестил Константина в 337 году. [10]
Главным сторонником Никейского Символа веры был епископ Александрийский Афанасий , но в 335 году он был свергнут и сослан в Галлию из-за несвязанных с этим опасений по поводу поставок египетского зерна в Константинополь. [10] Его последователи были схвачены и уничтожены. [10] Ключевые дебаты в Никее велись на греческом языке , причем тонкости отдельных слов вызывали большие споры; Латинский язык Запада просто «еще даже не обладал адекватной терминологией, позволяющей должным образом вести дискуссию». [10] Легаты Папы подписали выводы Собора, и его продолжали поддерживать следующие два Папы, точно так же, как последователей Афанасия по-прежнему приветствовали в Риме, но богословские вопросы мало изучались на Западе. [10]
Отметка
[ редактировать ]Марк (336 г.) был первым, кто назначил епископа Остии первым среди хиротонов нового епископа Рима (епископ Остии в настоящее время является деканом Коллегии кардиналов). [1]
Юлий I
[ редактировать ]Влияние Константина помогло бы укрепить сильную роль римского императора в процессе отбора: Константин выбрал Юлия I (337–352) для всех намерений и целей, а его сын Констанций II изгнал Либерия и назначил Феликса II (арианина) его преемник. [1]
Юлий I принял Афанасия и пригласил арианских восточных епископов, находившихся тогда в Антиохии, присоединиться к нему в Риме. [10] Восточные епископы считали бы Юлия I равным сану своего епископата, но не были довольны тем, что он принял в свое общение епископа, осужденного Восточным синодом. [10]
Последствия
[ редактировать ]При папе Либерии (352—366) арианский конфликт между императором и епископом Рима завершился Арльским Синодом (353) , созванным Констанцием II . При этом легаты Либерия подписали декларацию, осуждающую Никейский собор. Когда сам Либерий отказался сотрудничать, его сослали. [11] Папа Дамасий (366–384) смог в значительной степени подавить ариан с помощью императора Феодосия, Григория Назианзина , Григория Нисского и Амвросия Миланского .
Историография
[ редактировать ]Пожертвование Константина имело целью увековечить память о передаче Сильвестру I и его преемникам власти над всей Западной Римской империей с учетом обучения Сильвестром I Константина христианству, крещения Константина и лечения Константина от проказы. Константин якобы оставил за собой только Восточную Римскую империю . Подделка, вероятно, была создана во времена франкского папства , когда папа Стефан II стал первым папой, пересекшим Альпы и короновавшим Пипина Короткого , который издал «Дар Пипина» (не подделка), предоставив папе контроль над землями Франкского папства. Лангобарды , которые объединились в первые осколки Папской области .
Вскоре этот документ был объявлен подделкой, в частности, Отто III, императором Священной Римской империи (годы правления 983–1002). К середине 15 века даже сами папы не считали этот документ подлинным. Итальянский гуманист Лоренцо Валла еще раз доказал ее ложность в 1440 году, показав, что ее латинский язык не соответствует языку IV века. «Пожертвование» претендует на признание главенства Рима над Антиохией, Иерусалимом, Александрией и Константинополем, хотя последний из них даже не был основан на момент заявленного пожертвования. [12]
Миф о «пожертвовании Константина» дополнительно украшен в агиографическом тексте V века Vita S Silvestri (или Actus S Silvestri ). [13] Среди прочего в документе утверждается, что Сильвестр I убил дракона, угрожавшего Риму. [13] В тексте говорится, что все эти события произошли сразу после вступления Константина в город после битвы у Мильвийского моста, несмотря на то, что Сильвестр I стал епископом только в 314 году. [13] Эти события были некритически включены в Liber pontificalis c. 530. [13] Иоанн Малала еще больше приукрасил эту историю в своем «Хрониконе» , в котором утверждалось, что Сильвестр I крестил не только Константина, но и его мать Елену , а также — для верности — большую группу его родственников и римских свидетелей. [12] Феофан Исповедник в своей «Хронике» ок. сына Константина Криспа 815–820 добавляет в список и злобно нападает на противоположные версии, утверждая, что Ариан лжет; Феофан называет Латеранский баптистерий «баптистерием Константина». [12]
Папы Пия V ( В «Brviarum Romanum» 1568 г.) и Григория XIII Папы «Martyrologium Romanum» (1584 г.) также утверждалось, что Сильвестр I был крестителем Константина. [12] Когда папа Сикст V воздвиг египетский обелиск к северу от Латеранской базилики в 1588 году, он добавил к основанию надпись «Здесь крестился Константин». [12] Кардинал Чезаре Барони продолжал утверждать это в своих «Екклезиастических Анналах» (1592 г.), а французский автор утверждал это совсем недавно, в 1906 г. [12]
Эта фальсифицированная версия крещения Константина нашла отражение во многих произведениях церковного искусства. [12] Среди изображений — Триптих Ставело (ок. 1165 г.), фрески в I Santi Quattro Coronati , витражи в церкви Святого Михаила и всех ангелов в Эштон-андер-Лайне и — самое известное — Рафаэля » «Крещение Константина в Рафаэлевские залы Апостольского дворца . [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Баумгартнер, 2003, с. 6.
- ^ Даффи, 2006, с. 25.
- ^ De Mortibus Persecutorum («О смерти преследователей», главы 34, 35)
- ^ Даффи, 2006, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Даффи, 2006, с. 27.
- ^ Херст, 1897, с. 720.
- ^ Jump up to: а б с д и Даффи, 2006, с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Даффи, 2006, с. 29.
- ^ Ганс Кюнер Энциклопедия папства . 1958. «Сильвестр I». Нью-Йорк.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Даффи, 2006, с. 30.
- ^ Кюнер. Либерий .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Полсандер, 2004, с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Полсандер, 2004, с. 27.
Ссылки
[ редактировать ]- Баумгартнер, Фредерик Дж. 2003. За запертыми дверями: история папских выборов . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-29463-8 .
- Даффи, Имон (2006). Святые и грешники (3-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский Нота Бене/Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-11597-0 .
- Херст, Джон Флетчер. 1897. История христианской церкви, Том 1 .
- Польсандер, Ганс А. 2005 (изд. 2). Император Константин .