Ставелот Триптих

— Триптих Ставело это средневековый реликварий и переносной алтарь из золота и эмали, предназначенный для защиты, прославления и демонстрации частей Истинного Креста . [ 1 ] [ 2 ] Создано художниками Мосана — «Мосан» означает долину реки Маас — около 1156 года. [ 1 ] в аббатстве Ставелот на территории современной Бельгии . [ 1 ] [ 2 ] Эта работа является шедевром романского работы ювелира и сегодня находится в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке . [ 1 ] [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Ставло-триптих представляет собой трехчастную крылатую святыню; с открытыми крыльями его размеры составляют 19 дюймов (480 мм) в высоту и 26 дюймов (660 мм) в ширину. [ 1 ] В таком триптихе внешние крылья защищают (при закрытии) среднюю часть, которая содержит два меньших триптиха, каждый из которых содержит части Истинного Креста. [ 1 ] [ 2 ] Черный бархатный фон современный, первоначально это было золотое поле, инкрустированное полудрагоценными камнями – см., например, Крест Лотаря . Два внутренних триптиха выполнены из перегородчатой эмали , техники, типичной для византийской работы; шесть больших медальонов (по три на каждом внешнем крыле) выполнены в технике выемчатого плетения , которая к тому времени в значительной степени заменила перегородчатую эмаль на Западе и в которой мастера по металлу «Мосан» были ведущими художниками в Европе.
Внешний триптих мосанского происхождения и построен для размещения двух внутренних триптихов византийского происхождения, которые на несколько десятилетий старше внешнего. [ 1 ] Художники неизвестны, хотя предполагается, что другие работы принадлежат той же мастерской. Мы не знаем с уверенностью, кто заказал это и кто за это заплатил. Бенедиктинский скрипторием монастырь Ставелот управлял княжеством Ставло-Мальмеди , небольшим государством в Священной Римской империи , и в этот период заказал ряд великолепных религиозных металлических изделий, а также, по-видимому, управлял , в котором производилось несколько значительных иллюминированных рукописей . в первую очередь Библия Ставело 1093–1097 гг. [ 3 ] Известно, что принц-аббат Вибальд (1098–1158) был отправлен с дипломатической миссией в Константинополь императором Фридрихом Барбароссой в 1154 году. [ 4 ] Предполагается, что Вибальд получил два меньших триптиха в качестве дипломатических подарков от византийского императора Мануила I Комнина , а после своего возвращения поручил мосанским художникам создать более крупный внешний триптих. [ 5 ] Триптих определенно находился в аббатстве, когда его запретили в 1792 году, после Французской революции . [ 1 ] [ 6 ] Последний принц-аббат Селестен Тис привез триптих в Германию во время наполеоновских войн . [ 1 ] [ 6 ] где он оставался до 1910 года, когда его купил лондонский дилер, который продал его JP Morgan . [ 1 ] [ 6 ]
Из внутренних триптихов, большей частью выполненных из золота и эмали, нижний, больший, имеет две деревянные полоски Истинного Креста, образующие крест. Вокруг него на центральной панели расположены эмалевые стоящие фигуры Константина слева и Святой Елены (матери Константина, которая первоначально нашла Истинный Крест) справа, под бюстами архангелов . [ 1 ] Крест скрепляется X-образным приспособлением с жемчужинами на каждом из четырех концов. [ 2 ] Внутри крыльев изображены четыре воинских святых : Георгий и Прокопий слева, Феодор и Деметрий справа. [ 1 ] На внешних сторонах крыльев изображены фигуры Четырех Евангелистов . [ 1 ]
В верхнем, меньшем триптихе находились мощи Животворящего Креста, Гроба Господня и риза Девы Марии . На центральной панели изображено Распятие с Богородицей и Иоанном Богословом, стоящими у креста, над крестом – солнце и луна. [ 2 ] Внутренняя часть крыльев украшена геометрическим орнаментом, а внешняя - Благовещением Марии .
На внешних крыльях главного триптиха размещены эмалевые медальоны с сюжетными сценами из легенд о Живом Кресте, рассказов, хорошо известных в средние века . Над двумя верхними медальонами написано: [ 1 ]
Три медальона на левом крыле рассказывают историю обращения Константина в христианство. [ 2 ] Начиная с нижнего медальона на левом крыле, он изображает средневековую версию легенды о Константине, которому приснился сон в ночь перед битвой у Мильвийского моста , где ему снится, что появляется ангел, указывает на Крест и говорит ему, что он будет победить под этим знаком . [ 2 ] Средний медальон изображает победу Константина на Мильвийском мосту с крестовым штандартом. [ 2 ] В верхнем медальоне изображено крещение Константина незадолго до его смерти папой Сильвестром I под одобряющей Десницей Бога . [ 2 ]
Три медальона на правом крыле рассказывают историю открытия Святой Еленой Истинного Креста. [ 2 ] Начиная с нижнего медальона на правом крыле, Елена расспрашивает еврейских лидеров (носящих еврейские шапки ) о местонахождении Креста. [ 2 ] В среднем медальоне Елена наблюдает, как слуги выкапывают Крест на Голгофе . [ 2 ] ниже указывающая Рука Бога ; два воровских креста уже раскопаны. В верхнем медальоне Елена испытывает три креста на больном, чтобы найти Истинный Крест, обладающий целительной силой. [ 2 ]
Наряду с мастерской работой ювелира и красотой Триптиха Ставло, он остается поучительным как демонстрация расхождения восточных и западно-христианских художественных традиций в романский период . У внешнего триптиха и меньшего внутреннего триптиха различаются не только техники эмали, но и способы выражения образов и идей. Восточно-византийские художники используют статичные, иерархические фигуры, застывшие на месте, молча поклоняющиеся Христу и кресту. Напротив, западные художники используют повествовательное повествование с анимированными фигурами, разыгрывающими драматические видения, битвы и чудеса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Реликварий Ставелота на Корсаре , онлайн-каталог библиотеки и музея Моргана . Последний доступ 23 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Реликварий Ставелота. Архивировано 6 октября 2008 года в Wayback Machine на веб-сайте христианской иконографии Дж. Ричарда Стрека, почетного профессора английского языка в Государственном университете Огасты . Последний доступ 23 октября 2010 г.
- ^ Библия Ставело в Каталоге библиотеки Британской иллюминированных рукописей . Последний доступ 26 декабря 2009 г.
- ^ Майкл Отт (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Бродский, Джойс (1972). «Триптих Ставело: заметки о мосанском произведении» . Геста . 11 (1): 19–33. дои : 10.2307/766688 . ISSN 0016-920X . JSTOR 766688 . S2CID 193518164 .
- ^ Перейти обратно: а б с Британский музей: Выставка дальневосточного искусства, The Times , 15 июня 1910 г. (выпуск 39 299), стр. 8, столбец Ф.
Библиография
[ редактировать ]- Чарльз Рискамп (1980). Ставело Триптих. Мосанское искусство и легенда о Истинном Кресте . Нью-Йорк: Библиотека Пирпонта Моргана / Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-520225-2 .
- Мэрилин Стокстад (2004). Средневековое искусство . Вествью Пресс Инк. ISBN 0-8133-3681-3 .
- Реликварий Ставелота на Корсаре , онлайн-каталог библиотеки и музея Моргана .
- Реликварий Ставелота на веб-сайте христианской иконографии Дж. Ричарда Стрека, почетного профессора английского языка в Государственном университете Огасты .
- Ставло Триптих . Масштабируемое изображение из библиотеки и музея Моргана .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эванс, Хелен К. и Уиксом, Уильям Д., Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг . Н. Э., вып. 301, 1997, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780810965072 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.