Теодор Тирон
- О другом святом Феодоре см.: Феодор Стратилат или Святой Феодор (значения) .
Теодор | |
---|---|
Мученик | |
Рожденный | неизвестный Эучаита (?) Бейозю, Чорум, который до 1921 года назывался Авкат. Это искажение предыдущего имени Эухаита. или Аласиум , Турция (современный Чорум или северо-восточная Анатолия , Турция ) [1] |
Умер | Амасия , Турция (современная Амасья , Турция ) | 17 февраля 306 г.
Праздник | Католическая церковь : 9 ноября. Восточная Православная Церковь : 17 февраля и первая суббота Великого поста ; Корчула : 27 июля. |
Атрибуты | Одет как солдат, иногда в придворную одежду, с такими эмблемами, как копье , храм , [1] факел , [1] крокодил [1] или дракон, костер , [1] терновый венец [1] |
Покровительство | солдаты, Венеция , [1] Тосты , [1] против штормов, [1] восстановление утерянных статей [2] |
Святой Феодор (Άγιος Θεοδώρος), известный как Феодор Амасейский , Феодор Рекрут (Θεοδώρος ό Τήρων) и под другими именами , — христианский святой и великомученик , особенно почитаемый в Восточных Православных Церквях , но также почитаемый в Римском Католицизме и Восточных Православие . По легенде , он был легионером римской , армии принявшим мученическую смерть путем самосожжения в Амасии в Галатском Понте (современная Амасья , Турция ) во время Великого гонения при Диоклетиане в начале IV века. Почитаемый в конце IV века, он стал выдающимся святым-воином в средние века , привлек множество дополнительных легенд, включая рассказы о битвах с драконами , и его часто путали (или он был первоисточником) с аналогичным Теодором Стратилатом из Гераклея .
Имена
[ редактировать ]Теодор — английская форма латинского мужского имени Теодор от древнегреческого Теодорос ( Θεόδωρος ) от Теос ( Θεός , « Бог ») + дорон ( δῶρον , «дар»). В Риме он также был известен местным жителям как Святой Тото. [1] В конечном итоге он был выделен среди других святых по имени Феодор как Феодор Рекрут . [3] Теодор Тирон, [2] или Теодор Солдат [4] ( Латинский : Теодор или Тиро ; греческий : Тиро Теодорос Торон . Торон или Хо ) [а] Одно и то же имя по-разному переводится как Теодор Тирон . [6] Число , [1] [7] Тайрон , [8] Тайро , [1] [9] и Терон . [10] ( Ниллес утверждал, что этот эпитет был более поздней ошибкой и что имя Теодора, а не рекрута, изначально относилось к его службе в Когорс Тиронум .) [1] [11] Святителя также называют Феодором Амасийским . [1] [12] Феодор Евхаитский , [1] [13] и Феодор Мученик . Эпитеты обычно не нужны, поскольку Теодор Тирон обычно является предполагаемым святым, когда имя «Святой Феодор» используется без других разъяснений. [6] [14]
Легенда
[ редактировать ]Мученичество
[ редактировать ]Феодор был греком , [15] родился в Амасии . Феодора Основная легенда гласит, что когорта была отправлена в Понт на зимние квартиры. [1] Христианство все еще было незаконным , и Галерий до своего эдикта о терпимости 311 года в Сердике навязал своего со- Диоклетиана императора великое преследование . Когда воины когорты Феодора были вынуждены совершить языческое жертвоприношение в Амасии в Галатском Понте (современная Амасья , Турция , примерно в 30 милях или 48 километрах к югу от Черного Берега в Синопе ), он отказался и рассказал о исповедании веры в божественность Иисус Христос . [1] Вместо того чтобы немедленно казнить его, судьи, пожалев его молодость, отложили вынесение приговора , чтобы дать ему возможность передумать. [1] Затем Теодор сжег городской храм Великой Матери ( Кибелы ), после чего он был снова арестован , подвергнут пыткам и замучен путем самосожжения . [1] [16] [17] год его мученической кончины указан как 287 В легенде aurea , но в более поздних традициях, включая Батлера, указан 306 год. [1] [18] Его мощи позже были перенесены в Евхаиту , возможно, на место его рождения, христианской императрицей Евсевией. [4] незадолго до ее смерти в 360 году.
Убийство дракона
[ редактировать ]Иконография всадника с копьем, побеждающего зло, олицетворенного драконом, была широко распространена на протяжении всего христианского периода. [19] Иконографические изображения святого Феодора как победителя дракона датируются VII веком, определенно началом X века (самое старое достоверное изображение Феодора, убивающего дракона, находится в Ахтамаре , датировано ок. 920 г. ). [20] сообщается, что Теодор уничтожил дракона возле Эухаиты В легенде не моложе конца 9 века . Самое раннее изображение святого Феодора в образе всадника (название на латыни) происходит из Виницы, Северная Македония , и, если оно подлинное, датируется VI или VII веком. Здесь Теодор не убивает дракона, а держит дракона знамя .
«Христианизацию» иконографии фракийского всадника можно проследить до каппадокийских пещерных церквей Гёреме , где на фресках X века изображены святые-воины верхом на конях, противостоящие змеям с одной, двумя или тремя головами. Один из самых ранних примеров - это церковь, известная как Маврукан 3 ( Гюзелёз, Йешилхисар ), обычно датируемая 10 веком. [21] [22] на котором изображены два «священных всадника», противостоящие двум змеям, обвившим дерево, что является поразительной параллелью со стелой Диоскуроя, за исключением того, что всадники теперь нападают на змею на «дереве жизни», а не на вепря.По крайней мере, в этом примере изображены две змеи с отдельными головами, но в других примерах Каппадокии X века показаны многоголовые змеи. [23] Плохо сохранившаяся настенная роспись в Йыланлы Килисе («Змеиная церковь»), на которой изображены два святых Теодор и Георгий, нападающие на дракона, ориентировочно датируется 10 веком. [24] или, альтернативно, даже к середине 9-го. [25] Подобный пример, но показывающий трех конных святых, Деметрия, Теодора и Георгия, взят из часовни «Зоодохос Пиги» в центральной Македонии в Греции, в префектуре Килкис , недалеко от современной деревни Колхида, датируемой 9 или 10 веком. . [26]
Изображение Теодора XII века в образе конного убийцы драконов находится на четырех панелях мукарны в нефе Палатинской капеллы в Палермо . [20]
Мотив дракона был перенесен в легенду о Георгии из легенды о его святом однополчанине , святом Теодоре Тироне. [27] Передача иконографии дракона от Феодора, или Теодора и Георгия как «Диоскуроев», к Георгию, впервые становится ощутимой в начале 11 века. Самые старые определенные изображения святого Георгия, борющегося со змеем, до сих пор встречаются в Каппадокии , в частности изображение в церкви Святой Варвары Соган (датированное 1006 или 1021 годом). [28]
Два Теодора
[ редактировать ]Появление Феодора Стратилата как отдельного святого засвидетельствовано с конца 9 века. Два Феодора часто изображались рядом друг с другом в более поздний византийский период. У Феодора Стратилата была святыня в Евхании , но, как говорят, родом он был из Евхаиты. [29] Его «жизни» перечислены в Bibliotecha Hagiographica Graeca 1760–1773. [30]
О жизни и мученичестве святого Феодора сложилось множество противоречивых легенд, так что, чтобы придать этим рассказам некоторую последовательность, по-видимому, предполагалось, что существовали два разных святых: святой Феодор Тирон Амасейский и святой Феодор Стратилат. из Гераклеи. [31] [б]
Между этими двумя святыми существует большая путаница, и иногда говорят, что у каждого из них была святыня в Евхаите в Понте. На самом деле святыня существовала еще до того, как между этими двумя святыми было проведено какое-либо различие. Отдельная святыня Стратилата находилась в Евхании , в другом месте. [с] Они отличались как минимум к 9 веку. Однако сейчас общепринято, по крайней мере на Западе, что на самом деле святой Феодор был только один. [16] [32] [31] Делеэ писал в 1909 году, что существование второго Теодора исторически не установлено, [35] а Уолтер в 2003 году написал, что «Стратилаты - это, конечно, выдумка». [14] Блэкберн и др. воспринимайте вторую цифру как повышение в звании первой. [36]
Было несколько церквей, посвященных обоим святым, Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Например, в Добарско и Серресе , в монастыре Куприану в Константинополе и в Пергаме . [37]
Почитание
[ редактировать ]Почитание святого Феодора засвидетельствовано концом IV века, когда Григорий Нисский произнес панегирик или проповедь. [4] в его честь в его святилище [17] [38] [39] зимой 381 года. [4] Неясно, находилось ли это святилище в Амасии или Евхаите , но известно, что церковь в Евхаите, связанная с паломничеством в честь Феодора, существовала по крайней мере с ок. 400 . Его культ быстро распространился, и он стал очень популярным. Патриарх Константинополе Нектарий произнес проповедь о Феодоре в перед 397 годом. [4] В 452 году в Константинополе была посвящена ему церковь. [40] мозаика, созданная с его изображением в римской церкви Космы и Дамиана ок. 530 г. , а Сан-Теодоро-аль-Палатино , отдельная круглая церковь в его честь у подножия Палатина , была освящена в VI или VII веке.
Первоначальный центр почитания находился в окрестностях Амасии. По крайней мере, с IX века (а, возможно, и намного раньше) в Евхаите хранились мощи святого, и она стала важным местом паломничества, вплоть до того, что была известна как Феодорополь. [1] По преданию, записанному в X или XI веке, женщина из Евхаиты по имени Евсевия перенесла мощи святого согласно его желанию. [41] [42] Та же традиция связывает Теодора с мотивом убийцы драконов . В конце 11 века провинция Амасия постепенно была захвачена турецким вторжением , и Эухаита обезлюдела.
Святой Феодор приобрел особое значение в Восточной Православной Церкви , где его культ широко распространился. Григорий Нисский ничего не сказал о жизни святого Феодора, кроме основного предания, приведенного выше, но рассказал, как он может влиять на жизнь своих слушателей, и особо упомянул, что может вмешиваться в сражения. Это стало особенно важным атрибутом святителя Феодора. [17] Феодор был одним из важных военных святых Византии, и со временем в Константинополе было построено 15 церквей в его честь. Его также широко почитали в Малой Азии, Сирии и Палестине. [43] и есть церкви, посвященные ему в Иерусалиме и Дамаске . [1] В древнейших грузинских надписях Бир-эль-Кутта он упоминается дважды. После периода иконоборчества , с IX века, его изображали солдатом в военной форме. Традиция, зародившаяся в Каппадокии IX или X веков, изображала его убийцей драконов вместе со святыми Димитрием и Георгием. причислили его к воинским святым Крестоносцы .
В Западной Европе Теодор был покровителем Венеции святым в период ее византийской гегемонии, и часовня дожа была посвящена ему до 9 века, когда Венеция в значительной степени заменила его Марком в знак своей растущей независимости. Его культ распространился во время крестовых походов . Говорят, что его тело было перенесено в Бриндизи в XII веке, после чего он был удостоен чести покровителя этого города. [1] Гаэта утверждал, что оторвал ему голову. [1] В Шартрском соборе во Франции есть витраж 13-го века с 38 панелями, изображающими жизнь Теодора. [1] но его культ не получил распространения за пределами Италии. [44]
Сан-Теодоро в коллегиальную церковь. в Риме был превращен Папой Феликсом IV [1] и был предоставлен православным Папой Иоанном Павлом II в 2000 году, а службы начались в 2004 году.
Иконография
[ редактировать ]На мозаиках и иконах его чаще всего изображают в военной форме VI века. [ нужна ссылка ] но иногда в гражданской или придворной одежде. Когда он верхом на лошади, он всегда в военной форме, возможно, пронзает дракона копьем, и его часто сопровождает Святой Георгий. [45] И он, и святой Феодор Стратилат изображены с густыми черными волосами и острыми бородами, обычно одно очко у Феодора Тирона и два балла у Стратилата. [46]
Его встреча с драконом все чаще переносилась на более почитаемого святого Георгия, начиная с 13 века. [27]
Праздничные дни
[ редактировать ]В Восточной церкви святитель Феодор Амасейский празднуется 8 февраля по славяно-византийскому календарю. [47] или 17 февраля [48] или в первую субботу Великого поста. В западной церкви его датой было 9 ноября, но с 1969 года, после Второго Ватиканского Собора , он больше не празднуется литургически, за исключением некоторых местных календарей. [49]
Восточная Православная Церковь и те Восточно-католические церкви, которые следуют византийскому обряду , празднуют чудо, приписываемое св. Феодору Тирону, в первую субботу Великого поста . По окончании Преждеосвященной Литургии особый канон святителю Феодору, составленный святителем Иоанном Дамаскин в пятницу вечером (поскольку по литургическому принципу день начинается с заходом солнца) поется . Затем священник благословляет коливу (вареную пшеницу с медом и изюмом), которую раздают верующим в память следующего чуда, совершенного святителем Феодором в первую субботу Великого поста:
Через пятьдесят лет после смерти святителя Феодора император Юлиан Отступник правителю (361–363) повелел константинопольскому в первую неделю Великого поста окропить всю провизию на рыночной площади кровью, принесенной языческим идолам, зная, что люди будут голодны после строгого поста первой недели. Таким образом, он заставит христиан по незнанию есть пищу, «загрязненную» (с христианской точки зрения) кровью идолопоклонства . Святой Феодор явился во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию , повелев ему сообщить всем христианам, что никто ничего не должен покупать на рынке, а лучше варить имеющуюся дома пшеницу и есть ее, подслащенную медом.
После службы колива раздается всем присутствующим и после Святого Причастия и антидорона является первой пищей, вкушаемой после строгого поста первой недели.
Венеция
[ редактировать ]Святой Теодор был покровителем Венеции до того, как мощи Святого Марка были (согласно традиции) привезены в город в 828 году. Однако первоначальная часовня дожа была посвящена Святому Теодору после перевода мощей Святого Марка. на его месте появилась церковь Святого Марка.
Есть некоторые сомнения, был ли этим первым покровителем Венеции Феодор Амасейский или Теодор Гераклейский, хотя в 1960 году Демус решительно выбрал последнее. [50] и в этом за ним последовал Фенлон. [51] Однако позже Демус отметил, что ни на одной из мозаик XII века, на которых изображен святой Феодор, не упоминается ничего, кроме его имени, и что он, возможно, стал покровителем города до того, как были отмечены два святых. [52] На самом деле венецианцы, похоже, никогда не делали различий между разными святыми Теодорами. Ни на одной из мозаик в соборе Святого Марка в Венеции он не изображен в военной форме.
В Константинополе было 15 церквей, посвященных святому Феодору, греческому святому, особо почитаемому восточной церковью. Венеция изначально была подвластным городом Восточной Римской империи , и венецианцы считали Святого Феодора символом своего подчинения Константинополю. Принятие святого Марка своим покровителем помогло утвердить их независимость.
Новая церковь Святого Марка была построена между старой часовней Святого Теодора и Герцогским дворцом . Когда в конце 11 века ее расширили и перестроили, часовня Святого Теодора исчезла во время перестройки. Сегодня за церковью Святого Марка стоит небольшая часовня, посвященная Святому Теодору, но она была построена только в 1486 году (позже она была занята инквизицией в Венеции).
Две византийские колонны на площади Пьяццетта в Венеции были установлены вскоре после 1172 года. На восточной колонне изображено странное животное, изображающее крылатого льва Святого Марка. Статуя, изображающая святого Феодора, была помещена на западную колонну в 1372 году, но это была не та статуя, которую можно увидеть сейчас, она представляет собой композицию из нескольких фрагментов, некоторые из которых античные, включая крокодила , изображающего дракона, и была помещена там в 1372 году. вторая половина 15 века. [53] Статуя на колонне теперь является копией оригинала, которая хранится в другом месте для сохранности.
Известные мощи святого Феодора были вывезены из Месембрии венецианским адмиралом в 1257 году и после первого помещения в венецианскую церковь в Константинополе в 1267 году были перевезены в Венецию. Они были помещены в церковь Сан-Сальваторе. [54]
Галерея
[ редактировать ]- Святой Феодор в Менологионе Василия II (11 в.)
- Святые Феодор Амасейский (слева) и Феодор Гераклейский (справа) на фреске Кремиковицкого монастыря , Болгария ( ок. 16 в.)
- Святые Феодор Амасейский (слева) и Феодор Гераклейский (справа) на фреске в Рильском монастыре , Болгария ( ок. 19 в.)
См. также
[ редактировать ]- Морешка , танец, исполняемый в день Святого Тодора (Святого Теодора) на хорватском острове Корчула.
- Феодор Мученик
- Церковь Святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата, Серрес
Примечания
[ редактировать ]- ^ Латинский эпитет tyro («рекрут») предшествовал греческому и также был по-разному эллинизирован как Тирон ( Τύρων ), Тирон ( Τίρων ), Торон ( Τήρων ) и Тейрон ( Τείρων ). [5]
- ↑ Батлер упомянул о вероятности того, что существовал только один святой, вероятно, мученик и, возможно, солдат, указав, что легенды пересекаются и их нельзя различить. [32] Его редактор 20-го века Терстон цитировал Делеэ . [32] Другие теории происхождения Стратилата и обзор отношений между двумя святыми см. Вальтер. [33]
- ↑ Уолтер показывает, что Делеэй ошибался, думая, что это одно и то же место. [34]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Мершман (1913) .
- ^ Jump up to: а б «Великомученик Феодор Тирон (Рекрут)» . Жития святых . Православная Церковь в Америке . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Цукерман (1988) .
- ^ Jump up to: а б с д и Приходы (2005) , с. 102 .
- ^ Лидделла и Скотта Греко-английский лексикон и приложение (1996).
- ^ Jump up to: а б Уолтер (1999) .
- ^ Малхолланд, Джеймс II (2020), «Святой Теодор Тиро» , Святые , Веро-Бич : Catholic.net .
- ^ Йидрова (2001) , с. 193 .
- ^ «Феодор Тирон (Амасейский), воин, великомученик» , Официальный сайт , Вашингтон : Русский православный собор Иоанна Предтечи .
- ^ «Инталья со святым Теодором Тероном, убивающим многоголового дракона» , Официальный сайт , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2023 .
- ^ Ниль (1896) , с. 105.
- ^ «Феодор Амасейский», Оксфордский византийский словарь , том. III, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1991, стр. 2048–2049 .
- ^ Гифтопулу (2003) .
- ^ Jump up to: а б Уолтер (2003) , с. 59.
- ^ Лабалме 2023 , с. 43, 204.
- ^ Jump up to: а б Делани (1980) , стр. 547–548.
- ^ Jump up to: а б с Уолтер (2003) , с. 45.
- ^ Батлер (1756–1759) .
- ^ Шарль Клермон-Ганно, «Гор и Святой Георгий, с неопубликованного барельефа из Лувра». Археологическое обозрение, 1876 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс (2012) , с. 15
- ^ Стивенсон (2016) , с. 180 (сноска 89) «Тьерри 1972 года, который датирует фреску уже седьмым веком. Однако это кажется маловероятным, поскольку это было бы на триста лет раньше, чем любая другая церковная фреска в регионе».
- ^ Уолтер (2003) , стр. 56 и 125 и пластина 27.
- ^ Стивенсон (2016) , стр. 179–182.
- ^ Джонс (2012) , с. [ нужна страница ] «Спаривание двух святых драконоборцев не имеет повествовательного источника, а символическое значение сцены изложено в надписи, написанной по обе стороны центрального креста, в которой победа двух святых над драконом сравнивается с победой Христа». победа над злом на кресте».
- ^ Уолтер (2003) , с. 128.
- ^ Паиссиду, Мелина (2015). «Святые-воины как защитники византийской армии в период Палеологов: случай высеченного в скале скита в Колхиде (префектура Килкис)» (PDF) . У Иванки Герговой; Эммануил Мутафов (ред.). ГЕРОИ • КУЛЬТОВЕ • СВЕТЦИ / Герои • Культы • Святые . София. стр. 181–198.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Робертсон, Дункан (1995). Жития средневековых святых: духовное обновление и старая французская литература . Лексингтон, Кентукки: Французский форум. стр. 51–52. ISBN 9780917058905 .
- ^ Уолтер (1995) , с. 320, цитируется Г. де Жерфанион, Скальные церкви Каппадокии , II 1, Париж (1936), с. 322, пл. 187, 2; 189, 2-3.
- ^ Уолтер (2003) , стр. 58 и 63.
- ^ «Греческая агиографическая библиотека» . 21 июля 2010 г. Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бернс и др. (1995–2000) .
- ^ Jump up to: а б с Терстон (1926–1938) .
- ^ Уолтер (2003) , стр. 59–64.
- ^ Уолтер (2003) , с. 58.
- ^ Delehaye (1909) , p. 15 .
- ^ Блэкберн и др. (1999) , стр. 82 и 642.
- ^ Уолтер (2003) , с. 63.
- ^ Греческий патруль . Том. 46 Париж: Imprimerie Catholique Миня . п. 741.
- ^ Тьерри Рюинар , 505. [ нужна полная цитата ]
- ^ Эфтимиос Ризос (24 июня 2015 г.). «Надписи» . Культ святых в поздней античности . Оксфордский университет. Е00550. [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Бернс и др. (1995–2000) , февраль, стр. 169–170.
- ^ Уолтер (2003) , с. 46.
- ^ Уолтер (2003) , с. 49-50.
- ^ Уолтер (2003) , с. 50.
- ^ Уолтер (2003) , стр. 55–56.
- ^ Уолтер (2003) , с. 60.
- ^ Делани (1980) , с. 642.
- ^ Блэкберн и др. (1999) , стр. 82 и 642.
- ^ Делани (1980) , стр. 622 и 636.
- ^ Демус (1960) , стр. 20–21.
- ^ Фенлон, Иэн (2007). Церемониальный город: история, память и миф в Венеции эпохи Возрождения . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300119374 . [ нужна страница ]
- ^ Демус (1984) .
- ^ Демус (1960) .
- ^ Демус (1960) , стр. 21–22.
Библиография
[ редактировать ]- Блэкберн, Бонни; и др. (1999), Оксфордский компаньон года , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Батлер, Альбан (1756–1759), Жития отцов, мучеников и других главных святых... , том. I&IV, Лондон .
- Батлер, Албан (1926–1938), Терстон, Герберт (ред.), Жития отцов, мучеников и других святых Батлера , том. II и XI, Лондон: Virtue & Co.
- Батлер, Албан (1995–2000), Бернс, Пол; и др. (ред.), Жития святых Батлера , том. II и XI, Лондон: Бернс и Оутс .
- Комингс, Джилл Бернетт (2005), Аспекты литургического года в Каппадокии (325–430) , Патристические исследования, Нью-Йорк: Питер Лэнг, ISBN 9780820474649 .
- Делани, Джон Дж (1980), Словарь святых , Город-сад : Doubleday .
- Делеэ, Ипполит (1909), Les Légendes Grecques des Saints Militaires [ Греческие легенды о святых-воинах ] (на французском языке), Париж: А. Пикард .
- Демус, Отто (1960), Церковь Сан-Марко в Венеции , Вашингтон
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Демус, Отто (1984), Мозаики Сан-Марко в Венеции , том. Я.
- Джидрова, Любинка (2001), «Крестоносцы на Центральных Балканах» , Крестовые походы и военные ордена... , Будапешт: Центральноевропейский университет Средневековья, ISBN 9789639241428 .
- Гифтопулу, София (21 января 2003 г.), «Метрополис Евхаиты» , Энциклопедия эллинского мира , Таврос : Основание эллинского мира .
- Джонс, Джереми (2012), «Мусульманские художники, христианские покровители и расписные потолки Палатинской капеллы (Палермо, Сицилия, около 1143 г. н.э.)» (PDF) , Хадиит Ад-Дар , 40 : 12–16 .
- Переиздано в Бачиле, Роза (2 декабря 2017 г.). Романский стиль и Средиземноморье: модели обмена в латинском, греческом и исламском мирах около 1000–1250 гг . Рутледж. стр. 170 и далее. ISBN 978-1-351-19105-0 .
- Лабалме, Патрисия Х. (31 мая 2023 г.). Святые, женщины и гуманисты в Венеции эпохи Возрождения . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-93878-4 .
- Мершман, Фрэнсис (1913), « Святой Феодор Амасейский », Католическая энциклопедия , Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс .
- Ниллес, Николаус (1896 г.), Календарное руководство как восточной, так и западной церквей (на латыни), том. Я (2-е изд.), Инсбрук
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Стивенсон, Пол (2016), Змеиная колонна: культурная биография , Oxford University Press .
- Уолтер, Кристофер (1999), «Теодор, архетип святого-воина» , Revue des Études Byzantines , Париж: Institut Français d'Etudes Byzantines, стр. 163–210 .
- Уолтер, К. (1995), «Истоки культа Святого Георгия», Revue des études vizantines , 53 : 295–326, doi : 10.3406/rebyz.1995.1911 , ISSN 0766-5598 .
- Уолтер, Кристофер (2003), Святые-воины в византийском искусстве и традициях , Абингдон: Рутледж, ISBN 9781351880510 .
- Цукерман, Константин (1988), «Правление Константина V в чудесах святого Феодора Рекрута» , Revue des Études Byzantines , Париж: Institut Français d'Etudes Byzantines, стр. 191–210 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Православной Церкви
- Агиография с сайта Православной Церкви в Америке.
- «Праздник посвящения святого Иоанна Латеранского 9 ноября» . Католическая церковь Святого Патрика. Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 года . Проверено 22 января 2021 г.
- Статуя колоннады на площади Святого Петра