Палатинская капелла

Палатинская капелла ( итал . Cappella Palatina ) — королевская часовня Нормандского дворца в Палермо , Сицилия . Это здание представляет собой смесь византийского , нормандского и фатимидского архитектурных стилей, демонстрируя трехкультурное государство Сицилии в 12 веке после Роджером I и Робертом Гвискаром завоевания острова .
Также называется дворцовой церковью или дворцовой часовней . [1] он был заказан Роджером II Сицилийским в 1132 году для строительства на месте старой часовни (ныне крипта), построенной около 1080 года. На строительство ушло восемь лет, в том же году была получена королевская грамота, а к 1143 году мозаика была завершена лишь частично. . [1] Святилище, посвященное Святому Петру , напоминает купольную базилику . Он имеет три апсиды , как это обычно бывает в византийской архитектуре, с шестью остроконечными арками (по три с каждой стороны центрального нефа), опирающимися на переработанные классические колонны . Мукарнасный потолок нефа и прямолинейная форма часовни свидетельствуют о влиянии Фатимидов на строительство здания.
Мозаика
[ редактировать ]Мозаики . Палатинской капеллы отличаются непревзойденной элегантностью вытянутых пропорций и струящихся драпировок фигур Они также известны тонкими модуляциями цвета и яркости. Самыми старыми, вероятно, являются те, что покрывают потолок, барабан и купол. Мерцающая мозаика трансепта , предположительно датируемая 1140-ми годами и приписываемая византийским художникам, с иллюстрированной сценой вдоль северной стены Святого Иоанна в пустыне и пейзажем Agnus Dei . [2] Ниже изображены пять святых, греческие отцы церкви: св. Григорий Нисский, св. Григорий Богослов, св. Василий, св. Иоанн Златоуст и св. Николай. [2] Три центральные фигуры, св. Григорий, св. Василий и св. Иоанн Златоуст, — это Три Великих Отца Православной Церкви, называемые Тремя Святителями, которые возникли пятьдесят лет назад. [2] Каждая композиция помещена в орнаментальную рамку, мало чем отличающуюся от той, что использовалась в современных мозаичных иконах .
Остальные мозаики, датированные 1160-ми или 1170-ми годами, выполнены в более грубой манере и содержат латинские (а не греческие) надписи. Вероятно, это работа местных мастеров, эти произведения скорее повествовательны и иллюстративны, чем трансцендентальны. Некоторые мозаики имеют светский характер и представляют восточную флору и фауну . Возможно, это единственный существенный фрагмент светской византийской мозаики, сохранившийся до наших дней.
Мукарнас Потолок
[ редактировать ]
Замысловатые и поразительные мукарны , которые до сих пор существуют в Италии, находятся в Палермо, в основном во дворце Зиса и Палатинской капелле. Они также являются редким случаем неисламских проявлений. Они появились на Сицилии внезапно, а это означало, что столь сложная система, как эта, вероятно, была импортирована откуда-то еще. Ученые не уверены в том, откуда взялось это искусство, но теории варьируются от Северной Африки, Египта, Сирии, Персии или даже до местных регионов. Некоторые ссылаются на сходство между фрагментами архитектуры Зиридов из Кала Бени Хаммад в Алжире и крышами Палатинской капеллы как на примеры североафриканских корней. [3] В Тунисе также есть мукарны , напоминающие Палатинскую капеллу. Другим потенциальным источником является Сирия, где самые ранние мукарны относятся к 12 веку в Алеппо. До дюжины стилей сирийских мукарн напоминают сицилийские образцы. Основным недостатком этой теории является тот факт, что сицилийские мукарны предшествуют своим сирийским аналогам на 30 лет. [4] Некоторые также полагают, что мукарны пришли от Фатимидов в Египте. Возможно, в Каире наступил период беспорядков и отсутствие покровительства искусству, что побудило художников Фатимидов бежать на Сицилию. [5] Ученые предполагают, что это способствовало сотрудничеству между сицилийцами и Фатимидами, которые ввели мукарны . Существует более новая теория, согласно которой на Сицилии уже существовали опытные исламские мастера, ответственные за изготовление мукарн . Это основано на доказательствах того, что сицилийские мукарны достаточно существенно отличаются от любых исламских аналогов. [4] Однако основная теория состоит в том, что Фатимиды являются создателями сицилийских мукарн , но реальных доказательств недостаточно. В лучшем случае существует некоторая письменная переписка между Норманом Палермо и Фатимидами, но в ней не упоминаются ремесленники или торговля стилями. [5] Поэтому происхождение мукарны на Сицилии до сих пор неясно.

венчает Потолок мукарнас трехнефный зал базилики в западной части здания. Потолок символизирует культурное разнообразие королевства Роджера II и его способность объединить землю вокруг себя. Некоторые ученые также утверждают, что Роджер построил потолок из дерева, чтобы намекнуть на дворец Соломона в Иерусалиме, тем самым заявляя о божественном праве на управление. [5] Иконография помогает укрепить королевскую власть Роджера и нормандской династии. Это искусство связано с исламским видением вечного рая, подразумевая, что нормандские короли были самыми выдающимися представителями рая на земле. [6] Потолок представляет собой связь между средиземноморскими и исламскими традициями посредством надписей, иконографии и геометрии. [5]
Существует около 75 надписей, призывающих к королевской власти. Это благословения, хвала и добрые пожелания власти, процветания, добра, здоровья и многого другого. Многие из этих надписей выполнены куфическим письмом, что подчеркивает потенциальное происхождение Фатимидов, использовавших этот сценарий. Надписи было трудно читать из-за рисунка и сложной геометрии мукарн . Однако зрители могли различить одно или два слова, которые могли вызвать аят из Корана. [5]
Иконография мукарнас продолжает подчеркивать идею рая на небе и на земле. Изображения относятся к удовольствиям и привычкам при королевском дворе. Стену украшают охотники, пьющие, танцоры и музыканты. Интересно, что изображения на потолке не создают связного повествования. [6] На восточном конце потолка мукарнаса находится изображение гуляк, поющих, танцующих и пьющих. Похоже, это часть банкета в честь покровителей королевской часовни. Эти люди несут специальные чаши для питья, которые появляются повсюду в мукарнах. [5] Затем, в 3-м регистре по обе стороны от точного центра южного мукарнаса , есть две картины с изображением коронованных правителей. Одним из них является Роджер II. [7] также присутствуют христианские сцены На мукарнах , но они изображают ситуации повседневной жизни, не обязательно религиозные. [8] Кроме того, мукарны прославляют битвы, охоту и всевозможных животных, включая слонов, оленей, козлов, газелей и антилоп. В арабской литературе животные служат метафорами и обладают многоуровневым значением. [5]
Палатинская капелла — самый ранний сохранившийся образец деревянной мукарны . Строительство мукарн из дерева, вероятно, началось с этого здания, поскольку все предыдущие образцы были построены из кирпича или камня. Потолок мукарнаса был построен , скорее всего, по мотивам мозаики нефа, заказанной Вильгельмом I. [9] Все деревянные компоненты невероятно малы — от 1 до 1,5 сантиметра (от 0,4 до 0,6 дюйма). Каждая деталь соединена вместе и усилена волокнистыми переплетами, скрепленными животным клеем. Потолок поддерживается горизонтальными деревянными карнизами каветто, которые касаются верхней части окон и имеют продольную и поперечную симметрию. [10] Он состоит из центрального горизонтального поля с узором в виде звезды и креста. Мукарнас имеет 5 горизонтальных ярусов , которые обеспечивают плавный переход от потолка к стенам нефа. [10] Главными элементами потолка являются 20 восьмиконечных звезд, которые образованы наложением двух квадратов, повернутых под углом 45 градусов. Эти звезды вписаны в восьмиугольники, разделенные ромбовидными выступами. Между звездами и рамой размещены восьмиугольные восьмиконечные шептала меньшего размера. [6] Происходит взаимодействие пространственных объемов и плоскостей с яркими структурными очертаниями, которые изгибают свет и манипулируют им. Мукарны не служат никакой структурной цели; они подвешены под внешней крышей с большим количеством дерева.

Часовня
[ редактировать ]В часовне гармонично сочетаются разнообразные стили: нормандская архитектура и декор дверей, арабские арки и потолочные конструкции, а также письменность, украшающая крышу, византийский купол и мозаика. Например, на потолке расположены группы из четырех восьмиконечных звезд , типичные для мусульманского дизайна, образующие христианский крест .
Палатинская капелла построена по оси восток-запад. [11] На западной стороне находится тронная платформа. [12] а на восточной стороне находится святилище [12] с нефом, соединяющим эти две стороны, с куполами на каждой стороне. [12] [11] Вдоль северной стены святилища находится королевский балкон и северная часовня, где король наблюдал и слушал литургию в особые праздничные дни. [12] [11] Вдоль нефа проходят два ряда колоннад с окнами между каждой колоннадой. [12] [11] Часовня была украшена золотом, жемчугом, порфиром, шелком и мрамором. [13]
Часовня считалась объединением византийского церковного святилища и нефа западной базилики. [14] Святилище имеет «восточный» художественный характер, а неф отражает «западные» влияния. [14]
Неф
[ редактировать ]Неф, построенный при Рожере II, не содержал никаких христианских изображений. [15] Они были добавлены позже преемниками Роджера II, Вильгельмом I и Вильгельмом II . [15] Потолок нефа украшен арабскими, греческими и латинскими надписями. [15]
Каркас королевского трона упирается в западную стену нефа. К тому месту, где должен был находиться трон, ведут шесть ступенек, а также два геральдических льва в двух медальонах на перемычках над фронтоном каркаса трона.
Часть нефа Палатинской капеллы.
Неф имел разные формы оформления с севера и юга до востока и запада. Замысловатая шнуровка потолочной формы очерчивает арки нефа на севере и юге. Эти очертания сопровождаются овальными медальонами и картушами. На Востоке и Западе украшение похоже на потолок мукарнас, но отсутствует лепнина по краям потолка. [16]
Святилище
[ редактировать ]Как выражение нормандской культуры, в святилище представлены святые Дионисий и святой Мартин. [17] Мозаики по своей композиции и сюжетам относятся к византийской культуре. [18] Вершина купола состоит из Пантократора с рядами ангелов, пророков, евангелистов и святых. [18] Византийский мотив резко обрывается сценами из жизни Христа вдоль южной стены южного рукава трансепта, а северная стена состоит из святых воинов. [18]
Анализ
[ редактировать ]Слободан Чурчич считает Палатинскую капеллу отражением средневизантийского искусства. [16] Иллюстрируя архитектурный и художественный гений, чтобы сопоставить культуру «плавильного котла» Сицилии.
По мнению европейских историков, Рожер II принял решение уравнять тронный зал и капеллу в основной части Палатинской капеллы, чтобы дать понять папству и другим правителям Европы, что он собирается остаться на Сицилии, и они ничего не могли с этим поделать.

Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чурчич 1987 , стр. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с Чурчич 1987 , стр. 139.
- ^ Гарофало, Винченца (2010). «Методология изучения Мукарнаса: дошедшие до нас примеры в Палермо» . Мукарнас . 27 : 357–406. ISSN 0732-2992 .
- ^ Перейти обратно: а б Массаю, Маурицио. «Каменные своды Мукарнас Нормандской Сицилии и их сирийские аналоги. Передача строительных технологий» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Клобе, Том (2022). Исламские потолки Палатинской капеллы в Палермо: другие виды . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 978-1-56859-368-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аньелло, Фабрицио (2010). «Расписной потолок нефа Палатинской капеллы в Палермо: очерк его геометрических и конструктивных особенностей» . Мукарнас . 27 : 407–447. ISSN 0732-2992 .
- ^ Фейн, Ариэль. «Палатинская капелла (статья) | Византийский» . Ханская академия . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Грубе, Эрнст Дж.; Джонс, Джереми, ред. (2005). Расписные потолки Палатинской капеллы . Исламское искусство / Фонд исламского и азиатского искусства Брускеттини, Генуя; Фонд Восток-Запад, Нью-Йоркское приложение (1-е изд.). Генуя: Найден Брускеттини. для исламского и азиатского искусства [ua] ISBN 978-1-872843-81-0 .
- ^ Грубе, Эрнст Дж.; Джонс, Джереми (2005). Расписные потолки Палатинской капеллы . Фонд Брускеттини исламского и азиатского искусства. п. 7. ISBN 9781872843810 .
- ^ Перейти обратно: а б Аньелло, Фабрицио (2011). Расписной потолок нефа Палатинской капеллы в Палермо: очерк его геометрических и конструктивных особенностей . Мукарнас Интернет, том. 27, нет. 1. п. 414. ИСБН 9789004191105 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бритт, Карен С. (2007). «Роджер II Сицилийский: Рекс, Базилевс и Халиф? Идентичность, политика и пропаганда в Палатинской капелле». Средиземноморские исследования . 16 :21–45. дои : 10.2307/41167003 . ISSN 1074-164X . JSTOR 41167003 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бумс, Дирк (2016). Сицилия: культура и завоевания . Нью-Йорк. стр. 178–200.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джонс, Джереми (лето 2016 г.). «Разнообразие по дизайну: искусство Нормандской Сицилии славится сочетанием исламских, византийских и романских элементов – выдающийся подвиг культурной инженерии, который был преднамеренным проявлением власти правителя острова». Журнал Аполло, ООО. : 80–85 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Тронзо 1997а , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Тронзо 1997b , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Чурчич 1987 , стр. 142.
- ^ Тронзо 1997a , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с Тронзо 1997а , с. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Аньелло, Фабрицио. «Расписной потолок нефа Палатинской капеллы в Палермо: очерк его геометрических и конструктивных особенностей». Мукарнас Интернет , том. 27, нет. 1, 2011, стр. 407–447., дои : 10.1163/22118993-90000170
- Бум, Дирк. «Норманны: Завоевание». Сицилия: культура и завоевания: Дирк Бумс и Питер Хиггс, Нью-Йорк, 2016, стр. 178–220.
- Бритт, Карен К. «Роджер II Сицилийский: Рекс, Базилевс и Халиф? Идентичность, политика и пропаганда в Палатинской капелле». Средиземноморские исследования , том. 16, 2007, стр. 21–45. JSTOR , JSTOR 41167003.
- Чурчич, Слободан (1987). «Некоторые небные аспекты Палатинской капеллы в Палермо». Документы Думбартон-Окса . 41: 125.
- Грубе , Эрнст Дж. и Джереми Джонс. Расписные потолки Палатинской капеллы . Фонд Брускеттини исламского и азиатского искусства, 2005.
- Джон Хнс, Джереми. «Разнообразие по дизайну: искусство Нормандской Сицилии славится сочетанием исламских, византийских и романских элементов – выдающийся подвиг культурной инженерии, который был преднамеренным проявлением власти правителя острова». Журнал Apollo Magazine Ltd. , 2016, стр. 80 – 85.
- Ки Цингер, Эрнст. «Мозаики Палатинской капеллы в Палермо: эссе о выборе и расположении предметов». Художественный вестник , вып. 31, нет. 4, 1949, стр. 269–292. JSTOR , www.jstor.org/stable/3047256.
- Тронзо, Уильям (1997a). Культуры Его королевства: Рожер II и Палатинская капелла в Палермо . Издательство Принстонского университета.
- Тронзо, Уильям (1997b). «Византийская придворная культура с точки зрения Нормандской Сицилии: случай Палатинской капеллы в Палермо». В Магуайре, Генри (ред.). Византийская придворная культура с 829 по 1204 год . Думбартон-Оукс.
См. также
[ редактировать ]
- Дворец норманнов
- Арабо-нормандский Палермо и соборные церкви Чефалу и Монреале
- Арабо-нормандская архитектура в Палермо
- Церкви построены в 1140 году.
- Церкви XII века в Италии
- Римско-католические часовни в Италии
- Римско-католические церкви в Палермо
- Нормандская архитектура в Италии
- Церкви нормандской архитектуры
- Византийское искусство
- Объекты всемирного наследия в Италии
- Роджер II Сицилийский