Мукарнас

Мукарнас, вид снизу на айван входе в мечети Шах в Исфахане , Иран (17 век)
Купол Мукарнаса в Зале Дос-Эрманас в Альгамбре в Гранаде , Испания (14 век)

Мукарнас ( арабский : مقرنص ; персидский : مقرنس или персидский: آهوپای , латинизированный: ahoopay ), также известный в иберийской архитектуре как Мокарабе (от арабского: مقربص , латинизированный: muqarbaṣ ), представляет собой форму трехмерного украшения в исламской архитектуре в какие ряды или ярусы нишевых элементов выступают над другими, расположенными ниже. [1] Это архетипическая форма исламской архитектуры, неотъемлемая часть языка исламских зданий. [2] [3] и обычно размещаются в куполах и сводах, а также в айванах , входных порталах или других нишах. [3] Иногда его называют «сотовым сводом». [4] или «сталактитовый свод». [1]

Структура мукарнаса возникла из сквинка . Его цель — создать плавную декоративную зону перехода в пустом структурированном пространстве. Эта конструкция дает возможность различать основные части здания и служит переходом от стен квадратного или прямоугольного помещения к круглому куполу или своду над ним. [5] [3] Снизу эти композиции могут создавать сложный визуальный эффект, основанный на взаимодействии света и тени на поверхностях, вылепленных в трехмерные узоры. [1]

одиннадцатого века Мукарнас, скорее всего, впервые появился в Ираке , хотя самые ранние сохранившиеся образцы также встречаются за пределами этого региона. [6] [1] По мере того, как эта техника получила широкое распространение в 12 веке, во всем исламском мире развивались региональные стили и вариации. [1]

Этимология [ править ]

Этимология слова мукарнас несколько расплывчата. [7] Его самое раннее использование в арабском языке относится к 12 веку. [1] Считается, что оно произошло от греческого слова « коронис» , что означает « карниз ». [1] или «декоративная лепка». [7] Существует также предположение, что происхождение происходит от арабского слова карнаси, означающего «сложная работа». [8] Нишанян утверждает, что это родственно арамейскому קרנסא, что означает «удар молотком». [9]

Испанский термин mocárabe происходит от арабского термина muqarbaṣ , который также использовался для обозначения мукарна в западных регионах исламского мира. [10] [11] Его происхождение может быть греческим койне : κρηπίѕ , латинизированным: krēpís , букв. 'основание, постамент'. [10] Это также может быть связано с арабским словом мукраб, означающим «твердый, твердый, связанный». [7]

Структура [ править ]

Крупный план сводов мукарнас в Альгамбре (14 век) в Гранаде, Испания, показывающий горизонтальные ряды ячеек, выступающих над теми, что внизу.

Мукарнас состоит из ряда нишеобразных элементов или ячеек, которые объединены в геометрическую структуру с несколькими осями симметрии. [12] [1] Отдельные ячейки состоят из ограниченного набора простых призматических элементов, которые комбинируются по четким правилам. [7] Ячейки организованы в несколько уровней, перекрывающихся и выступающих над нижними, как выступы , создавая таким образом трехмерную композицию. [7] [1] Несмотря на соблюдение строгих правил и использование лишь ограниченного набора отдельных форм, эта техника позволяет создавать весьма сложные и разнообразные композиции. [7] [13] Взаимодействие света и тени в отдельных ячейках в обширном геометрическом расположении — вот что придает мукарнасу эстетический визуальный эффект. [1] Западные писатели часто сравнивали полученные композиции со «сталактитами» или «сотами», и эти термины часто используются в европейских языках для описания техники. [1] [12]

Свод Мукарнас, покрытый плиткой, вид снизу, у айванного входа в храм Фатимы Масуме в Куме , Иран.

Мукарнас обычно наносится на нижнюю часть куполов , подвесок , карнизов, прорезей , арок и сводов и часто встречается в михрабе мечети. [14] Его также можно наносить на плоскую поверхность в качестве декоративной ленты или фриза. [3] Его основная функция — декоративная, и обычно он используется для скрытия или заполнения структурных переходов внутри здания. Одно из его основных применений — перекрыть переход между основанием круглого купола и квадратной камерой под ним, эффективно служа развитием более традиционного свинча. [12]

Форма и среда варьируются в зависимости от региона, в котором они обнаружены, равно как и размер отдельных клеток. [7] В Сирии , Египте и Турции мукарны обычно строят из камня. В Северной Африке их обычно строят из гипса или дерева. В Иране и Ираке мукарны строят из кирпича, который иногда покрывают штукатуркой или керамикой. [7] Некоторые гипсовые композиции мукарны крепятся к скрытому поддерживающему каркасу или верхнему своду наверху, либо приклеиваются, либо подвешиваются на веревках. [12]

История [ править ]

Происхождение [ править ]

Ранний пример основных трехсторонних мукарнас под куполом мавзолея Дувазда Имама в Йезде (1037–1038 гг.)

Самые ранние памятники, использующие эту особенность, датируются 11 веком и находятся в Ираке, Северной Африке, Иране, Центральной Азии и Верхнем Египте . [1] Это, по-видимому, почти одновременное появление в отдаленных регионах исламского мира привело к появлению различных научных теорий об их происхождении и распространении. [1] [6] Некоторые ранние исследователи исламского искусства, такие как К.К. Кресвелл и Жорж Марсе , считали, что данные указывают на одновременное параллельное развитие в этих разных регионах. Другие предполагают, что они возникли в одном регионе как минимум столетием раньше, а затем распространились оттуда. [1]

Мавзолей Имама Дура (1090 г.) с внешним видом на купол мукарнаса.

Самые ранние свидетельства наличия элементов, подобных мукарнам, хотя и лишь предположительные, происходят из фрагментов лепнины, найденных в Нишапуре , Иран, датированных 9 или 10 веком. Эти фрагменты имеют вогнутую треугольную форму и реконструированы экскаваторами как трехсторонний скос . [1] [6] Самыми ранними сохранившимися образцами, сохранившимися на месте, являются трехсторонние косы, служащие переходными элементами для куполов и полукуполов. Эти примеры включают мавзолей Араб-Ата (977–978) в Тиме (недалеко от Самарканда ) в Узбекистане , Гунбад-и Кабус (1006–1007) на северо-востоке Ирана и мавзолей Дувазда Имама (1037–1038) в Йезде , Иран. . [1] Самый старый купол мукарнаса, построенный в 1090 году, находится в мавзолее Имама Дура в Самарре . [6] [15] (Сообщается, что эта святыня была разрушена боевиками ИГИЛ в октябре 2014 года. [16] )

Некоторые ученые предположили, что мукарна возникла на северо-востоке Ирана, основываясь на свидетельствах из Нишапура и Тима, и что она получила дальнейшее развитие в последующей сельджукской архитектуре , как это видно на сельджукских куполах Великой мечети Исфахана (1088 г.). [6] Другие ученые полагают, что наиболее вероятной точкой происхождения Аббасидов является Ирак начала 11 века, в то время, когда Аббасиды в Багдаде переживали период Возрождения. [6] [3] [1] Алисия Каррильо Кальдереро предположила, что первые мукарны возникли во дворцах халифов Аббасидов в Багдаде. [15] [17]

Фасад мечети Акмар в Каире (ок. 1125 г., период Фатимидов ) с прямоугольными нишами мукарнас слева и справа от центрального дверного проема.

В случае Египта самые ранние известные и точно датированные образцы мукарн относятся к периоду Фатимидов и находятся на минарете машхеда Бадра аль-Джамали в Каире, датированном надписью 1085 годом, и карнизе в северной стене Каира (1085 год). ). [5] Первое полностью реализованное и сложное использование мукарны обнаружено на уличном фасаде мечети Акмар (1125 г.) в Каире. [1] Передовое техническое мастерство строительства мукарна предполагает, что эта техника и связанные с ней архитектурные элементы были импортированы из других мест. Джонатан Блум предполагает, что внешнее влияние могло исходить из Сирии, но отмечает, что сохранилось мало сирийских памятников, которые могут подтвердить это утверждение. [5] Кладбище в Асуане, на котором находится множество куполообразных гробниц 11 и 12 веков. [18] является важным примером развития сталактитовой подвески. В середине XI века процветающие паломнические маршруты вдоль Красного моря и процветающие торговые пути начались в Каире и распространились по всей исламской империи. Это позволило обеспечить большой обмен идеями, а также создать прибыльную экономику, способную финансировать различные архитектурные проекты. [5]

В Калат-Бани-Хаммаде в центральном Алжире, королевском городе, основанном в начале 11 века династией Хаммадидов , археологи обнаружили фрагменты штукатурки, которые некоторые считают самым ранним появлением мукарн в западном исламском мире. [19] [20] : 133  но их датировка и идентификация как настоящие мукарны были отвергнуты или оспорены некоторыми учеными, включая Ясира Таббаа. [6] и Джонатан Блум. [21] : 93 

развитие Дальнейшее

К XII веку мукарнас распространился повсюду, и с этого момента в разных регионах он разовьется в разные стили. [1] Иногда проводится широкое различие в стиле и технике между мукарнами в Магрибе и Аль-Андалусе (крайние западные регионы исламского мира) и мукарнами в остальном исламском мире. [22]

Сирия, Ирак и Иран до 13 века [ править ]

Купол Мукарнаса в мавзолее Зумурруд Хатун (до 1202 г., поздний период Аббасидов)

Самые большие образцы куполов мукарнаса можно найти в Ираке и регионе Джазира на востоке Сирии, они имеют разнообразное применение в куполах, сводах, михрабах и нишах. [6] Эти купола датируются периодом большой архитектурной активности между серединой 12 века и монгольским нашествием в середине 13 века. [6] Они следуют той же модели, что и купол мавзолея Имама Дура, и внешне напоминают сосновую шишку, примером чему является купол мавзолея Зумурруд Хатун . [1] завершено до 1202 года в конце периода Аббасидов. [23] Примерно в то же время этот тип купола был популярен в Зенгидской Сирии, как, например, в Бимаристане Нур ад-Дина в Дамаске (1154 г.), который также имеет неглубокий купол свода мукарнаса над входным порталом. [1]

Купол мавзолея шейха Абд аль-Самада в Натанзе (1307 г., период Ильханидов )

В северной Месопотамии купола мукарна часто делались из лепнины внутри конической или пирамидальной кирпичной крыши, как это видно в мавзолее Имама Ауна ад-Дина в Мосуле (построенном в 1245 году, разрушенном ИГИЛ в 2014 году). [24] ). [1] Близкий тип также можно увидеть в храме шейха Абд ас-Самада в Натанзе , Иран, который датируется 1307 годом и демонстрирует изысканность, достигнутую мукарнами в период Ильханидов . [1] Самые старые образцы входных порталов, украшенных сводами мукарна в Иране, также относятся к периоду Ильханидов. [1]

14 века мир после Восточный исламский

При Тимуридах , правивших Средней Азией в конце 14 и 15 веках, были построены необычные хранилища мукарнас. [1] Мукарнас использовался на внешней стороне больших ребристых куполов вдоль перехода между основанием купола и цилиндрическим барабаном внизу. [1] В архитектуре Тимуридов также был разработан новый тип геометрических ребристых сводов, также известный как «сводчатые сетчатые своды». [25] [26] где мукарнас дополнительно использовался для заполнения пространств между различными сегментами хранилища. [1] Именно в этот период была составлена ​​старейшая сохранившаяся письменная работа о мукарнах — « Мифтах аль-Хисаб» («Ключ к арифметике»), написанная Гияс ад-Дином аль-Каши в 1427 году. [1] Тем не менее в этот период прыжки Мукарнаса стали несколько менее популярными в регионе. [1]

Свод Мукарнас с покрытым зеркальной мозаикой айваном внутри Чехель Сотуна в Исфахане (из реставрации 1706–1707 годов, период Сефевидов )

В Сефевидском Иране XVI – начала XVIII веков мукарнас больше не использовался для покрытия интерьеров религиозных зданий, но по-прежнему использовался для заполнения сводов айванов. Как и другие поверхности в архитектуре Сефевидов , они обычно были покрыты разноцветной плиткой. [1] В 18 веке иранские мукарны начали покрывать мозаикой из зеркального стекла, причем один из самых ранних образцов был найден в Чехель-Сотуне в Исфахане и датируется его реставрацией в 1706–1707 годах. Этот стиль впоследствии использовался для украшения интерьеров крупных шиитских святынь в Иране и Ираке. [1]

Мукарнас и геометрические своды внутри мечети Вазир-хана в Лахоре (начало 17 века, период Великих Моголов )

Мукарнас также был постоянным украшением сводов и айванов в архитектуре Великих Моголов на Индийском субконтиненте . [27] Эксперименты с новыми стилями прыжков были характерны для правления Джахангира ( годы правления 1605–1627 ). [28] Мукарны с небольшими ромбовидными ячейками сочетались с родственным типом сводов с геометрическим рисунком (сеткой), обычно на основе звездного мотива. Последнее, вероятно, возникло под влиянием архитектуры Сефевидов. [28] В украшениях Великих Моголов мукарны часто покрываются арабесками , выполненными из лепного гипса и прикрепленными к каждой из камер. [27]

Мамлюкский Египет и Сирия [ править ]

Каменный мукарнас свод и фестончатый полукупол входного портала мечети-медресе султана Хасана (1356 1363, мамлюкский период )

Мукарнас из резного камня был характерен для архитектуры Айюбидов и Мамлюков с 13 по начало 16 веков в Египте и Леванте. [1] Мамлюкский привнес в султан Бейбарс Египет сирийскую традицию входных порталов с капюшоном мукарнаса. Впоследствии они превратились в эффектные конструкции, используемые на входах как в религиозные памятники, так и в частные дворцы. [1] образуя одни из самых совершенных образцов каменных мукарн в исламском мире. [29] [30] : 86  Мукарнас также часто использовался для покрытия подвесок внутри куполообразных камер. [30] : 81–83 

Своды Мукарнаса в мамлюкских порталах обычно завершались зубчатым или ракушечным полукуполом наверху. [30] : 86  [1] Вариации этого стиля стали преобладать во входных порталах 14 века, наиболее монументальным примером является мечеть -медресе султана Хасана в Каире. Среди других примеров несколько необычных порталов имеют мукарны, закрывающие нижнюю часть плоского свода, особенно в мечети Амира Ульмаса (1330 г.). [30] : 86  Мукарнас стал менее заметным на мамлюкских порталах в 15 веке. [30] : 89 

Анатолия и Османская империя [ править ]

Свод Мукарнас над входом султана Хана (1229 г., период Сельджуков ) в Турции.

В Анатолии памятники анатолийских сельджуков и других местных династий использовали мукарны внутри михрабов (иногда покрытых плиткой), на капителях колонн, в переходных зонах балконов минаретов и над каменными входными порталами. Его меньше использовали в подвесках и изгибах куполов, где вместо этого стали использоваться другие методы. [1] Входной портал со сводчатым мукарнасом был тесно связан с королевским покровительством Сельджуков в 13 веке и с течением столетия более широко распространялся по Анатолии. [31] [11] Обычно он имел пирамидальную или треугольную форму, больше похожую на угловой свод, чем на полукупол. [32] Этот вид хранилища мукарнас также появляется на некоторых порталах Каирских мамлюков, особенно в форме пирамидального свода мукарнаса медресе Умм эль-Султан Шабан , возможно, из-за анатолийского влияния. [30] : 219  [33] В 14 веке влияние мамлюков, в свою очередь, проявляется в дизайне порталов мукарнас в Анатолии. [34]

Портал Мукарнас в мечети Селимие в Эдирне (1568–1574, османский период )

При османах традиция сельджукских мукарнас продолжилась в османской архитектуре , хотя ее важность уменьшилась в классический период 16 века, когда она была лишь одним элементом в более широком декоративном репертуаре. [1] В основном его использовали во входных порталах, нишах и капителях колонн. [3] стали преобладать украшения под европейским влиянием В конечном итоге он вышел из употребления в 18 веке, когда в период османского барокко . [1]

Магриб и Аль-Андалус [ править ]

Один из хранилищ мукарнаса в мечети Каравийин в Фесе , созданный между 1134 и 1143 годами под патронажем Альморавидов . Чисто декоративный свод сделан из гипса и подвешен к скрытому деревянному каркасу наверху.

В западном исламском мире украшение мукарнас окончательно появилось во время правления Альморавидов эмира Али ибн Юсуфа . [1] [35] Самые ранние примеры, хотя и ограничены небольшими деталями более крупных куполов, найдены в Альморавидской Куббе в Марракеше , Марокко, построенной, вероятно, в 1117 или 1125 году. [35] [36] и в лепном ажурном куполе перед михрабом Великой мечети Тлемсена , Алжир, датированном 1136 годом. [1] Самые ранние полные своды мукарнаса в западном исламском мире расположены в мечети Каравийин в Фесе и датируются значительным расширением мечети Али ибн Юсуфом между 1134 и 1143 годами. Эти своды сделаны из гипса и подвешены на скрытых деревянных распорках над ними. Они богато украшены, отдельные ячейки расписаны растительными мотивами и выделены красным и синим цветом. [21] : 119–120 

Дальше на север, в Аль-Андалусе (современная Испания), древнейшие из сохранившихся фрагментов мукарны были найдены во дворце, построенном Мухаммадом ибн Марданишем (годы правления 1147–1172), раскопанном под нынешним монастырем Санта-Клара в Мурсии . Фрагменты расписаны изображениями музыкантов и других фигур. [21] : 98–100  Вполне возможно, что еще более древний экземпляр мукарна существовал во дворце внутри Алькасабы Альмерии и относился ко времени правления правителя Тайфы аль-Мутасима (годы правления 1051–1091). Доказательства его существования взяты из письменного отчета аль-Удри , хотя формулировка может допускать множество интерпретаций. [17]

Арка с мукарнами во Дворце Львов (14 век, период Насридов ) в Альгамбре в Гранаде

Мукарнас в Магрибе и Аль-Андалусе развил другой стиль и исполнение, чем мукарны в регионах на востоке. [10] [13] В этом западном регионе эта техника также традиционно обозначалась термином мукарбаш на арабском языке, а также может обозначаться нынешним испанским термином мокарабе . [10] [7] [11] [37] Этот стиль мукарн достиг нового уровня стандартизации и всегда использовал один и тот же набор из восьми возможных форм, независимо от сложности общей композиции. [13] В то время как мукарны в других регионах обычно организованы в виде горизонтальных слоев, выступающих друг над другом, на западе они организованы в вертикальные слои. Дерево и лепнина также были предпочтительными материалами для строительства мукарнас. [13]

Мукарнас в конечном итоге достиг своего высшего уровня сложности в Альгамбре Гранады , построенной Насридами . Самые впечатляющие купола находятся во Дворце Львов , построенном в 14 веке. [1] Купол над залом, известный сегодня как Сала де Дос Херманас («Зал Двух сестер»), является одним из самых великолепных куполов мукарна в исламском искусстве, состоящим как минимум из 5000 ячеек, которые разворачиваются от центральной вершины вниз до шестнадцати миниатюрных купола по периметру купола. [38] [39]

Мукарнас также участвовал в строительстве, спонсируемом покровителями-немусульманами на Пиренейском полуострове, которое называется искусством мудехар . Его продолжали использовать до 17 века в часовнях, синагогах и дворцах. [10] Часовня Асунсьон в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Уэльгас (недалеко от Бургоса на севере Испании) украшена мукарнами и другими украшениями в исламском стиле, совместимыми с мастерством Альмохадов. [10] [40]

За пределами мусульманского мира [ править ]

Расписаны мукарны в Палатинской капелле в Палермо (около 1140 г.) по заказу Рожера II Сицилийского.

Мукарнас также использовался христианскими покровителями за пределами мусульманского мира, в регионах, находящихся под влиянием исламского искусства и культуры. Он встречается в некоторых памятниках арабо-нормандской архитектуры на Сицилии XII века. Самый впечатляющий пример находится в Палатинской капелле (ок. 1140 г.) в Палермо , центральный неф которой покрыт самым большим в мире прямоугольным сводом мукарнас, сделанным из крашеного дерева. [21] : 102–104 

Армянская архитектура 13 века также использовала мукарны, чему способствовало влияние современной исламской архитектуры. [41] Примеры тому можно найти в монастыре Гегард , монастыре Гандзасар , церкви в Аствацанкале (все на территории современной Армении), [42] а также в церкви Апостолов и церкви Св. Григория Просветителя в Ани (на территории современной восточной Турции). [43] : 164, 170–171  Во многих из этих примеров своды мукарнаса являются повторяющимися элементами ( притворов притворов) церквей, которые были местом многих инноваций и экспериментов в средневековой армянской архитектуре. [42] Эти заимствования исламских архитектурных мотивов могли быть связаны с влиянием Ильханидов или Сельджуков в регионе, хотя широкое географическое распространение использования мукарны в этот период затрудняет с уверенностью определить какое-либо конкретное влияние. [43] : 163 

Мукарнас также фигурирует в византийцами построенной церкви Святой Софии в Трабзоне (Трапезунд), построенной в 13 веке. [44] Энтони Истмонд, анализируя эту деталь церкви и сравнивая ее с другими немусульманскими памятниками того периода (включая армянские постройки), предполагает, что мукарны могли быть включены в более широкий репертуар архитектурных мотивов и идей, который был распространен в Анатолии и других странах. окружающий регион в это время. [44]

Символизм [ править ]

Как и в случае с происхождением формы мукарна, существует множество теорий о ее возможном символическом значении или функции. [3] Олег Грабарь в своей работе над Альгамброй в Гранаде предположил, что большие купола мукарнаса во Дворце Львов были изображениями вращающихся небес. [45] [6]

Ясир Таббаа утверждал, что купол мукарнаса изначально был задуман как архитектурное представление атомистского и окказионалистского взгляда на Вселенную, одобренного мусульманскими философами , в частности, версии, сформулированной аль-Бакиллани (ум. 1013) и одобренной аббасидским халифом аль- Кадир (годы правления 991–1031), примерно в то время, когда начали появляться мукарны. [6] Разделив непрерывную поверхность купола на большое количество небольших частей, организованных в сложный узор, а также уменьшив прежние изгибы и заставив купол казаться неподдерживаемым, архитекторы представляли вселенную, разделенную на атомы и скрепленную Богом. [6] Таббаа далее предполагает, что символика купола мукарнаса как изображения вращающегося купола неба, предложенная Грабарем, могла быть вторичной интерпретацией, развившейся в последующие века. [6]

Купола мукарнаса часто строились над входными порталами с целью установления порога между двумя мирами. Небесный смысл структуры мукарнаса представляет собой переход от «функций жизни или ожидания вечной жизни, выраженных геометрическими формами». [46]

Галерея [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Мукарнас» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 25–28. ISBN  9780195309911 .
  2. ^ Стивенни, Малдер (2014). Святыни Алидов в средневековой Сирии: сунниты, шииты и архитектура сосуществования . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748645794 . OCLC   929836186 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсен, Эндрю (1996). «мукарнас». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 206–208. ISBN  9781134613663 .
  4. ^ Сайт Виртуалани. «Глоссарий армянской архитектуры» . Проверено 17 июля 2009 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (1988). «Введение Мукарнаса в Египет». Мукарнас . 5 : 21–28. дои : 10.2307/1523107 . JSTOR   1523107 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Таблица, Ясир (1985). «Купол Мукарнаса: его происхождение и значение» Мукарнас 3 : 61–74. дои : 10.2307/1523084 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523084 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гарофало, Винченца (2010). «Методология изучения Мукарнаса: дошедшие до нас примеры в Палермо» . Мукарнас . 27 : 357–406. дои : 10.1163/22118993_02701014 . JSTOR   25769702 .
  8. ^ Блум, Джонатан М. (1988). «Введение Мукарнаса в Египет». Мукарнас . 5 : 21–28. дои : 10.2307/1523107 . JSTOR   1523107 .
  9. ^ «Мукарнас» .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Фернандес-Пуэртас, Антонио (1993). «Мухарбаш» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 500–501. ISBN  978-90-04-09419-2 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нечипоглу, Гюльру (1996). Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре . Публикации Гетти. стр. 359 (см. примечание 7). ISBN  978-0-89236-335-3 . На мусульманском западе термин мукарбас также использовался для описания образований мукарнас.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Беренс-Абусейф, Дорис (1993). «Мукарнаш» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 501–506. ISBN  978-90-04-09419-2 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гонсало, Хосе Карлос Паласиос; Алькади, Рана Мунир (апрель 2018 г.). «Купола и карнизы Мукарнаса в Магрибе и Андалусии» . Сетевой журнал Nexus . 20 (1): 95–123. дои : 10.1007/s00004-017-0367-3 . ISSN   1590-5896 .
  14. ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (мягкая обложка) (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-860678-9 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каррильо Кальдереро, Алисия (2009). Сборник мукарн: генезис и эволюция (на испанском языке). Кордова: Служба публикаций Университета Кордовы. стр. 41–43. ISBN  978-84-7801-989-2 .
  16. ^ «Archnet > Сайт > Кубба Имам ад-Дур» . www.archnet.org . Проверено 14 апреля 2023 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каррильо, Алисия (2014). «Архитектурные обмены между Северной Африкой и Пиренейским полуостровом: Мукарнас в Аль-Андалусе» . Журнал исследований Северной Африки . 19 (1): 68–82. дои : 10.1080/13629387.2013.858473 . ISSN   1362-9387 . S2CID   143453931 .
  18. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН  9780195309911 .
  19. ^ Голвин, Люсьен (1957). «Заметки о некоторых фрагментах штукатурки, недавно найденных в Кале Бени-Хаммада». Смесь истории и археологии мусульманского Запада II, Посвящение Жоржу Марсе . Алжир: Официальная типография Генерального правительства Алжира. стр. 75–94.
  20. ^ Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190624552 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  22. ^ См. различие, сделанное в Энциклопедии ислама , второе издание: Для дальнейшего обсуждения см. также: Гонсало, Хосе Карлос Паласиос; Алькади, Рана Мунир (апрель 2018 г.). «Купола и карнизы Мукарнаса в Магрибе и Андалусии» . Сетевой журнал Nexus . 20 (1): 95–123. дои : 10.1007/s00004-017-0367-3 .
  23. ^ Таблица, Ясир (2017). «Возрождение Багдадского халифата ». В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 100-1 307–326. ISBN  9781119068662 .
  24. ^ «Храм аль-Имама Ауна ад-Дина» . Вспоминая Мосул . Проверено 15 апреля 2023 г.
  25. ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 46. ​​ИСБН  9780300064650 .
  26. ^ О'Кейн, Бернард (1987). Тимуридская архитектура в Хорасане . Издательство Мазда. п. 51. ИСБН  978-0-939214-35-8 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл, Джордж (2007). Величие украшений Великих Моголов: художественная архитектура и стиль исламской Индии . Темза и Гудзон. стр. 91, 111. ISBN.  978-0-500-51377-4 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кох, Эбба (1991). Архитектура Великих Моголов: очерк ее истории и развития (1526-1858) . Престель. стр. 70, 103. ISBN.  978-3-7913-1070-1 .
  29. ^ Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN  9789774160776 .
  31. ^ Благословение, Патрисия (2017). Архитектура и ландшафт в средневековой Анатолии, 1100-1500 гг . Издательство Эдинбургского университета. стр. 41–42. ISBN  978-1-4744-1130-1 .
  32. ^ Хоаг, Джон Д. (2005) [1963]. Западная исламская архитектура: краткое введение . Дуврские публикации. п. 40. ИСБН  978-0-486-16873-9 .
  33. ^ Шаабан, Мухаммад Хафез (2020). «Загадочная история медресе четырнадцатого века: агентство, покровительство и фонд, а также основание медресе Умм Султан аль-Шабан» . В Уокере, Бетани Дж.; Аль Гоуз, Абделькадер (ред.). Жизнь с природой и вещами: вклад в новую социальную историю среднеисламских периодов . Издательство Боннского университета. п. 290. ИСБН  978-3-8470-1103-3 .
  34. ^ Танман, Мехмед Баха (2012). «Влияние мамлюков на архитектуру Анатолийских Эмиратов». В Беренс-Абусейф, Дорис (ред.). Искусство мамлюков в Египте и Сирии: эволюция и влияние . V&R Unipress и издательство Боннского университета. п. 293. ИСБН  978-3-89971-915-4 .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 291–298. ISBN  9780748646821 .
  36. ^ Табба, Ясир (2008). «Андалузские корни и почитание Аббасидов в Куббат аль-Барудийин в Марракеше» . Мукарнас 25 : 133–146. дои : 10.1163/22118993-90000128 .
  37. ^ Вильчес, Хосе Мигель Пуэрта (2011). Чтение Альгамбры: визуальное руководство по Альгамбре через ее надписи . Перевод Траута, Джона. Эдилюкс. п. 349. ИСБН  978-84-95856-30-2 . Мукарна: [...] в Аль-Андалусе они известны как мукарбас (по-испански мокарабес), но на исламском востоке, откуда они происходят, их называют мукарнас .
  38. ^ Ирвин, Роберт (2004). Альгамбра . Издательство Гарвардского университета. п. 55. ИСБН  9780674063600 .
  39. ^ Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. п. 145. ИСБН  9788492441129 .
  40. ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. стр. 174–175. ISBN  3822896322 .
  41. ^ Маранчи, Кристина (2018). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН  978-0-19-026901-2 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523305 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гуидетти, Маттиа (2017). «Исламистость» некоторых орнаментов церкви Тиграна Оненца в Ани» . В «Благословении», Патрисия (ред.). Архитектура и ландшафт в средневековой Анатолии, 1100-1500 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-1-4744-1130-1 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2017). Искусство и идентичность в Византии тринадцатого века: Собор Святой Софии и Трапезундская империя . Рутледж. стр. 77–94. ISBN  978-1-351-95722-9 .
  45. ^ Грабарь, Олег (1978). Альгамбра . Аллен Лейн. стр. 144–148. ISBN  978-0-7139-1020-9 .
  46. ^ Бретт, Дэвид; Грабарь, Олег (1993). «Посредничество орнамента». Около (65): 63. дои : 10.2307/25557837 . ISSN   0263-9475 . JSTOR   25557837 .

Внешние ссылки [ править ]