Свиток Топкапы
( Свиток Топкапы турецкий : Topkapı Psömeni ) — это династии Тимуридов, с рисунком свиток находящийся в коллекции дворца-музея Топкапы .
Свиток является ценным источником информации и состоит из 114 узоров, которые, возможно, использовались как косвенно, так и напрямую архитекторами для создания узоров плитки во многих мечетях по всему миру, включая квазикристаллические плитки Гириха из Дарб-э Имама .
Физические свойства
[ редактировать ]Свиток Топкапы представляет собой свиток шириной 33 см (13 дюймов) и длиной 29,5 м (97 футов), который разворачивается из стороны в сторону. [ 1 ] Один конец свитка прикреплен к деревянному ролику, а другой конец приклеен к защитному кожаному куску. [ 2 ]
несколько кусочков пергамента На свиток нанесено с различными узорами. Различия в границах некоторых рисунков указывают на то, что Свиток Топкапы состоит из двух разных свитков, скрепленных вместе. Тот факт, что он не изношен, позволяет предположить, что он предназначался не для использования в качестве справочного документа в мастерской ремесленника, а для использования в качестве выставочного произведения во дворце. Вероятно, это был отчет об облицовочных работах во дворце. [ 3 ]
Свиток был изготовлен всего одним человеком. Большинство узоров были нарисованы на двух кусках пергамента, которые были соединены вместе, а затем наклеены на свиток. Расположение узоров на свитке несколько неорганизованно. Узоры схожей тематики разваливаются, а некоторые узоры, сформированные на двух листах пергамента, несовершенно сочетаются. [ 3 ]
Штамп на свитке «H1956» указывает на то, что он зарегистрирован в описи казначейства дворца Топкапы.
Издание свитка было опубликовано с обширными комментариями, но сейчас оно больше не издается.
История
[ редактировать ]Свиток Топкапы предположительно был изготовлен в Иране во времена династии Сефевидов в конце 15 или начале 16 века. Сходство между некоторыми узорами на свитке Топкапы и плиточной панелью в мечети Джаме-е Кабир (большой мечети) в Йезде указывает на то, что этот свиток был создан в Тебризе . С другой стороны, возможно, что свиток был изготовлен в Ширазе , поскольку он состоит в основном из мукарн в форме ручного веера, который Джамшид аль-Каши называет Ширази. Возможно, он был разграблен османами османско - после сефевидской войны (1578–1590 гг.) .
Мукарны на свитке, которые в основном имеют форму ручного веера, отражают архитектурный стиль династии Тимуридов, туркменского народа в Иране и Средней Азии . Напротив, мукарны в Каире имеют форму морской ракушки .
Свиток Топкапы был обнаружен в 1986 году. Гюльру Нечипоглу из Гарвардского университета опубликовал книгу, в которой описывается свиток с копиями его узоров. [ 4 ] Книга была переведена на персидский язык Мирдадом Кайюми Бидхиндом под названием Хандаса ва Тазыин дар Мимари-йи Ислами: Томар-и Топкапы (Тахран, Китабхана-йи Милли-йи Иран, 1379 г.).
Содержание
[ редактировать ]Свиток состоит из 114 геометрических узоров, нарисованных чернилами и красками. Здесь представлены декоративные орнаменты, найденные на стенах и куполах построек, построенных между 10 и 16 веками при династии Тимуридов. Это был путеводитель по архитектурным проектам, представленным в сложных мукарнах , гирихах , мозаичных панно и разноцветных плитках. В свитке не упоминается, как построены эти узоры, и нет ни даты, ни подписи. [ 2 ]
Из-за двумерных фигур непонятно, как их можно использовать для создания трехмерных декоративных объектов. [ 5 ] [ 6 ]
Одной из характеристик Свитка Топкапы является то, что он включает в себя арабскую каллиграфию, называемую квадратной или геометрической куфической . Этот тип письма был впервые замечен в государстве Ильханат и, предположительно, был создан на основе китайских иероглифов прямоугольной формы. [ 3 ] Одним из узоров на Свитке Топкапы, который соответствует существующей архитектурной структуре, является куфическое письмо, нарисованное для баннаи , в котором плитки чередуются с простыми кирпичами для создания геометрических узоров на поверхности стены. Почти точно такой же узор находится на воротах мечети в Варзане . [ 2 ]
Некоторые из узоров демонстрируют применение геометрических принципов в исламских традициях. Например, слово Мухаммад (Мухаммад ибн Абдаллах) повторяется шесть раз по сторонам шестиугольника , а слово Али (Али ибн Аби Талиб) три раза по кругу во внутреннем шестиугольнике. [ 7 ]
Один узор на свитке состоит из девятиконечных и одиннадцатиконечных геометрических фигур звезд , а другой - из тринадцатиконечных и шестнадцатиконечных геометрических фигур звезд. В исламском искусстве звезды такого типа создавались путем складывания определенных узоров по сторонам квадрата. [ 8 ]
Некоторые рисунки на свитке образованы перекрывающимися узорами разного масштаба. Эта особенность часто встречается в исламской архитектуре . Детализированные узоры в орнаменте появляются при приближении к зданию с трудно различимыми издалека фигурами. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кромвель, PR (2009). «В поисках квазипериодичности в исламском пятикратном орнаменте». Математический интеллект . 31 (1): 36–56. дои : 10.1007/s00283-008-9018-6 . S2CID 18284378 .
- ^ Jump up to: а б с Гюльру Нечипоглу (1992). Геометрический дизайн в тимуридской/туркменской архитектурной практике: мысли о недавно обнаруженном свитке и его позднеготических параллелях (PDF) . Э. Дж. Брилл.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Роджерс, Дж. М. (1997). «Заметки о недавнем исследовании свитка Топкапы: обзорная статья». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 60 (3): 433–439. дои : 10.1017/s0041977x0003247x . JSTOR 619536 . S2CID 145620733 .
- ^ Гюльру Неджипоглу: Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре. Дворец-музей Библиотека Топкапы MS H. 1956. xiii, 395 стр. Санта-Моника, Калифорния: Центр истории искусства и гуманитарных наук Гетти, 1995.
- ^ Ремесленники и математики в средневековом исламе. Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре Гюльру Нечипоглу. Обзор: Джорджа Салибы (1999). Журнал Американского восточного общества, Vol. 119, № 4, стр. 637-645 [1]
- ^ ван ден Хувен, Саския, ван дер Вин, Мартье. «Мукарнас-Математика в исламском искусстве» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2013 г. Проверено 27 декабря 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хаджалы Неджефоглу. «Турецкие кристаллографические узоры: от древности до наших дней» (PDF) . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Кромвель, PR (2010). «Исламские геометрические узоры из Свитка Топкапы I: необычное расположение звезд». Саудовская Арамко Мир . 4 (2): 73–85. дои : 10.1080/17513470903311669 . S2CID 122299743 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре @ Getty
- Анимация развития узора Гири на Свитке Топкапы
- Питер Дж. Лу и Пол Дж. Стейнхардт, «Декагональные и квазикристаллические плитки в средневековой исламской архитектуре», Science (2007).
- Утрехтский университет, факультет естественных наук, факультет математики - семинар «Математика в исламском искусстве», 2010 г.
- Примеры сценариев Square Kufix из Свитка Топкапы
