Jump to content

Аниконизм в исламе

Интерьер мечети шейха Лотф Аллаха в Исфахане, Иран

В некоторых формах исламского искусства аниконизм ( избегание изображений разумных существ ) частично проистекает из запрета идолопоклонства , а частично из убеждения, что создание живых форм является . прерогативой Бога

Коран . не запрещает визуальное изображение любого живого существа Сборник хадисов Сахих Бухари прямо запрещает создание изображений живых существ, призывая художников «вдохнуть жизнь» в свои изображения и угрожая им наказанием в Судный день . [1] [2] [а] Мусульмане по-разному интерпретировали эти запреты в разные времена и в разных местах. Религиозное исламское искусство обычно характеризуется отсутствием фигур и широким использованием каллиграфических , геометрических и абстрактных цветочных узоров.

Однако изображения Мухаммеда (в некоторых случаях со скрытым лицом) и других религиозных деятелей встречаются в некоторых рукописях из земель к востоку от Анатолии , таких как Персия и Индия . Другие формы изобразительного искусства существовали со времен формирования ислама. [4] Эти изображения были призваны проиллюстрировать историю, а не нарушать исламский запрет на идолопоклонство, но многие мусульмане считают такие изображения запрещенными. [1] В светском искусстве мусульманского мира изображения человеческих и животных форм исторически процветали почти во всех исламских культурах, хотя, отчасти из-за противоположных религиозных чувств, фигуры на картинах часто стилизировались, порождая множество декоративных фигурных рисунков. Были эпизоды иконоборческого разрушения изобразительного искусства, такие как временный указ халифа Язида Омейядов II в 721 году нашей эры, предписывающий уничтожить все репрезентативные изображения в его царстве. [2] [5] Ряд историков видели исламское влияние на византийское иконоборческое движение VIII века, хотя другие считают, что это легенда, возникшая в более поздние времена в Византийской империи. [6]

Богословские взгляды

[ редактировать ]

Коран , , священная книга ислама не запрещает изображение человеческих фигур; он просто осуждает идолопоклонство . [7] [8] Запреты на образное изображение присутствуют в хадисе среди дюжины хадисов, записанных во второй половине периода их записи. Поскольку эти хадисы связаны с конкретными событиями из жизни исламского пророка Мухаммеда , их необходимо интерпретировать, чтобы их можно было применять каким-либо общим образом.

Суннитские толкователи тафсира , начиная с IX века, все чаще видели в них категорические запреты на создание и использование любых изображений живых существ. Существуют различия между религиозными махахибами (школами) и заметные различия между различными ветвями ислама . Аниконизм распространен среди фундаменталистских суннитских сект, таких как салафиты и ваххабиты (которые также часто являются иконоборцами ), и менее распространен среди либеральных движений внутри ислама . Шииты и мистические ордена также имеют менее строгие взгляды на аниконизм. На индивидуальном уровне то, верят ли конкретные мусульмане в аниконизм, будет зависеть от того, как интерпретируются хадисы, относящиеся к этой теме.

Аниконизм в исламе касается не только материального образа, но и затрагивает ментальные представления. Это проблемный вопрос, обсуждавшийся ранними богословами : как описывать Бога , Мухаммеда и других пророков, и вообще, допустимо ли это вообще. Бога обычно представляют нематериальными атрибутами, такими как «святой» или «милосердный», широко известными по его « Девяносто девяти прекрасным именам ». Однако внешний вид Мухаммеда подробно описан, особенно в преданиях о его жизни и поступках, записанных в биографиях, известных как Сира Расул Аллах . Не меньший интерес представляет достоверность видений святых персонажей во сне.

Титус Буркхардт резюмирует роль аниконизма в исламской эстетике следующим образом:

Отсутствие икон в исламе имеет не только отрицательную, но и положительную роль. Исключая все антропоморфные изображения, по крайней мере, в религиозной сфере, исламское искусство помогает человеку быть самим собой. Вместо того, чтобы проецировать свою душу вне себя, он может оставаться в своем онтологическом центре, где он одновременно является наместником ( халифа ) и рабом ( абд ) Бога. Исламское искусство в целом направлено на создание атмосферы, которая помогает человеку реализовать свое исконное достоинство; поэтому он избегает всего, что могло бы быть «идолом», даже в относительной и временной форме. Ничто не должно стоять между человеком и невидимым присутствием Бога. Таким образом, исламское искусство создает пустоту; фактически он устраняет всю суматоху и страстные предложения мира и вместо них создает порядок, который выражает равновесие, безмятежность и мир. [9]

На практике

[ редактировать ]
Интерьер Купола Скалы , Иерусалим.

Религиозное ядро

[ редактировать ]

На практике ядро ​​нормативной религии в исламе неизменно является аниконическим. Такие пространства, как мечеть и такие предметы, как Коран, лишены образных образов. Другие сферы религии, например мистицизм, народное благочестие или частное благочестие, демонстрируют значительную вариативность в этом отношении. Аниконизм в светском контексте еще более изменчив, и на протяжении всей истории существует множество примеров фигурального изображения в светском искусстве. Вообще говоря, аниконизм в исламских обществах в наше время ограничивается конкретным религиозным контекстом. В прошлом это соблюдалось лишь в некоторых случаях и местах. [10]

Изображение живых существ в исламском искусстве — не просто современное явление, примеры можно найти в самых ранних периодах исламской истории. Фрески и рельефы людей и животных украшали дворцы эпохи Омейядов , как на знаменитом фасаде Мшатта, ныне находящемся в Берлине . [11] [12] Дворцы Аббасидов в Самарре также содержали образные образы. Керамика, металлические изделия и предметы из слоновой кости, горного хрусталя и других материалов также имели фигуральные образы в средневековую эпоху. [13] Фигуративные миниатюры в книгах встречаются позже в большинстве исламских стран , но несколько реже в арабоязычных регионах. Человеческая фигура занимает центральное место в персидской миниатюре и других традициях, таких как османская миниатюра и живопись Великих Моголов . [14] [15] Традиция персидских миниатюр зародилась, когда в персидских дворах доминировали сунниты, но продолжилась после того, как к власти пришла шиитская династия Сефевидов . Сефевидский правитель Персии Шах Тахмасп I начал свое правление как страстный покровитель и художник-любитель, но после религиозного кризиса среднего возраста отвернулся от живописи и других запрещенных занятий. [16]

Пизанский грифон , вероятно, созданный в 11 веке в Аль-Андалусе , является крупнейшей сохранившейся исламской фигуративной скульптурой.

Избегание идолопоклонства является основной задачей ограничений на изображения, и в результате традиционная форма религиозного культового изображения, отдельно стоящая скульптура, встречается крайне редко, хотя примеры отдельно стоящих человеческих скульптур действительно встречаются в Омейядской Сирии и в Сельджукском Иране. [17] Пизанский грифон , изображающий мифического зверя и предназначенный для излияния воды для фонтана, является самым большим образцом, высотой три фута из бронзы и, вероятно, сохранился только потому, что был взят в качестве добычи городом Пиза в средние века . [18] Подобно знаменитым львам, поддерживающим фонтан в Альгамбре , оно, вероятно, пришло из Аль-Андалуса . Грифона исламской и львов нелегко рассматривать как потенциальных идолов, учитывая их покорное положение (и отсутствие религий, поклоняющихся львам или грифонам), и то же самое относится и к небольшим декоративным рельефным фигуркам на предметах из металла или фигуркам, нарисованным на керамике. , оба из которых относительно распространены. [19] В частности, были популярны сцены охоты на людей и животных, которые, по-видимому, считались явно не имеющими религиозной функции. Фигуры в миниатюрах до конца 16 века всегда были многочисленными на каждом изображении, маленькими (обычно всего дюйм или два в высоту) и показывали центральные фигуры примерно того же размера, что и сопровождающие и слуги, которые обычно также изображаются. тем самым отклоняя потенциальные обвинения в идолопоклонстве. Иллюстрированные книги чаще всего представляли собой классику персидской поэзии и исторические хроники .

Хадис делает некоторые уступки в отношении контекста, как и в случае с куклами, и наиболее строго осуждает создателей, а не владельцев изображений. [20] Давняя традиция предисловий к мураккам стремилась оправдать создание изображений, не ввязываясь в обсуждение конкретных текстов, используя такие аргументы, как сравнение Бога с художником. [21]

Миниатюрная живопись в основном пользовалась покровительством придворного круга и представляет собой частный вид искусства; владелец выбирает, кому показать книгу или муракку (альбом). Но настенные росписи с крупными фигурами были найдены в раннем исламе, а также в Сефевидах и поздней Персии, особенно в 17 веке, но всегда были редкостью в арабоязычном мире. Подобные картины также в основном встречаются в частных дворцах; примеры в общественных зданиях редки, хотя и известны; в Иране они есть даже в мечетях.

Мукарнас , вид снизу, у айвана у входа в мечеть Шах , Исфахан.

Избегая фигуральных изображений, орнамент в исламской священной архитектуре опирается главным образом на арабески и геометрические узоры.

Ранние примеры бесфигурного изображения в исламской священной архитектуре можно найти в Мечети Омейядов в Дамаске и Куполе Скалы. В фресках Купола Скалы используются короны и драгоценности, символизирующие земное правление и «потусторонние» растения, что является отсылкой к кораническому описанию рая. [22] Точно так же фрески в мечети Омейядов в Дамаске, на которых изображен идиллический городской пейзаж, также призваны быть воплощением рая без фигурального изображения. [22]

Проблема аниконизма создала проблемы в современном мире, особенно с учетом развития таких технологий, как телевидение, в 20 веке. На протяжении многих лет священнослужители-ваххабиты выступали против создания телевизионной службы в Саудовской Аравии , поскольку считали аморальным создавать изображения людей. [23] Появление телевидения в 1965 году оскорбило некоторых саудовцев, а также одного из короля Фейсала племянников , принца Халида ибн Мусаида ибн Абд аль-Азиза . [24] был убит в перестрелке со стороны полиции в августе 1965 года после того, как возглавил нападение на одну из новых телевизионных станций. [25]

В зависимости от того, о каком сегменте исламских обществ идет речь, применение аниконизма характеризуется заметными различиями. [26] Факторами являются рассматриваемая эпоха, страна, религиозная ориентация, политические намерения, популярные убеждения, частная выгода или дихотомия между реальностью и дискурсом.

Сегодня концепция аниконического ислама сосуществует с повседневной жизнью мусульман, наполненной образами. Телеканалы и газеты (которые действительно представляют неподвижные и движущиеся изображения живых существ) оказывают исключительное влияние на общественное мнение, иногда, как в случае с «Аль-Джазирой» , с глобальным охватом, выходящим за пределы арабоязычной и мусульманской аудитории. Портреты светских и религиозных лидеров повсюду на банкнотах. [27] [28] и монеты на улицах и в офисах (например, такие президенты, как Нассер и Мубарак , Арафат , аль-Асад , короли, такие как Дом Сауда или Хезболлы из Насралла и аятолла Хомейни ). Антропоморфные статуи в общественных местах можно найти в большинстве мусульманских стран ( статуи Саддама Хусейна печально известны) . [29] ), а также художественные школы, готовящие скульпторов и художников. В сельской местности Египта модно праздновать и рекламировать возвращение паломников из Мекки на стенах их домов.

Движение Талибан в Афганистане запретило фотографирование и уничтожило немусульманские артефакты, особенно резные фигурки и статуи, такие как Будды из Бамиана , к которым обычно относятся терпимо другие мусульмане, на том основании, что эти артефакты являются идолопоклонническими или ширковыми . Однако иногда те, кто исповедует аниконизм, практикуют образное изображение (ср. портреты талибов из фотостудий Кандагара во время введенного ими запрета на фотографию). [30] ).

Для шиитских общин портреты главных деятелей шиитской истории являются важным элементом религиозной преданности. В Иране портреты Мухаммеда и Али , напечатанные на кусках ткани или вытканные на коврах, называются темсал («подобия»), и их можно купить возле святынь и на улицах, чтобы повесить в домах или носить с собой. [31] В Пакистане , Индии и Бангладеш портреты Али можно найти на печально известных богато украшенных грузовиках. [32] автобусы и рикши. [33] Вопреки суннитской традиции, на шиитских гробницах можно размещать фотографические изображения умерших. [34] [35] В Иране диковинкой является фотография востоковедов , предположительно изображающая Мухаммеда в детстве. [36] Великий аятолла Систани из Наджафа в Ираке издал фетву, объявляющую изображение Мухаммеда, пророков и других святых персонажей допустимым, если оно сделано с величайшим уважением. [37]

Методы обхода

[ редактировать ]

Средневековые мусульманские художники находили различные способы изображения особенно чувствительных фигур, таких как Мухаммед. Иногда его изображают с огненным ореолом, скрывающим его лицо, голову или все тело, а примерно с 1500 г. часто изображают с закрытым лицом. [38] К членам его ближайших родственников и другим пророкам можно относиться таким же образом. На материальном уровне лицо пророков в рукописях может быть закрыто вуалью, а у всех людей на шее нарисована черта, символизирующая отделение души и разъясняющая тот факт, что это не что-то живое и наделенное душой. изображено: целенаправленный недостаток, призванный сделать изображенное невозможным для жизни в реальности (поскольку просто невозможное в реальности все еще часто не одобряется или запрещается, например, изображения персонажей комиксов или единорогов, хотя исключения действительно существуют). Было предпринято несколько попыток создания портретов, а способность создавать узнаваемые портреты была редкостью в исламском искусстве до тех пор, пока Великих Моголов в конце 15 века не возникла традиция , хотя как в Индии Великих Моголов, так и в Османской Турции портреты правителя тогда стали очень популярны в придворных кругах. [39]

Хиля османским или каллиграфическое описание внешности Мухаммеда, выполненное каллиграфом Хафизом Османом (ум. 1698).

Исламская каллиграфия также отражает образные темы. Примерами этого являются антропоморфные и зооморфные каллиграммы . [40] Формы исламской каллиграфии развивались, особенно в период Османской империи, чтобы выполнять функцию, аналогичную изобразительному искусству. [41] На бумаге исламскую каллиграфию часто можно увидеть в сложных рамках османской иллюминации . [41] Примеры исламской каллиграфии с использованием этой техники включают имя Мухаммеда, Хиля (табличка, на которой описывается внешний вид Мухаммеда), несколько имен Бога в исламе и тугра (каллиграфическая версия имени османского султана ). . [42] [43]

Библейское основание

[ редактировать ]

Примеры хадисов и толкований

[ редактировать ]

На заре своего существования аниконизм в исламе задумывался как мера против идолопоклонства, особенно против статуй, которым поклонялись язычники . В нескольких хадисах Мухаммад встречал изображения одушевленных предметов или кукол и выражал свое неодобрение, иногда комментируя наказание в адском огне, ожидающее тех, кто создал эти предметы. Все хадисы, представленные в этом разделе, являются суннитскими, а не шиитскими.

Рассказала Аиша:
По прибытии Пророка из военной экспедиции занавеска, закрывающая кладовую Аиши, была поднята дующим ветром, обнажая ее куклы. Среди них Пророк увидел лошадь с двумя тряпичными крыльями и спросил жену, что на ней. Аиша ответила, что это два крыла. Он спросил: Лошадь с двумя крыльями? Затем Аиша спросила, не слышал ли Пророк, что у Соломона были лошади с крыльями. В хадисе сообщается, что Пророк от души смеялся там, где были видны его коренные зубы.

Абу Давуд , имя Абу Давуда. [44] ,
Справочник (английская книга), книга 42, хадис 4914.
Справочник (арабская книга), книга 43, хадис 160.

Золотая середина между сторонниками и анти-

[ редактировать ]

Аиша сообщила: Жена Пророка рассказывает, что у нее была занавеска с портретами птиц. Пророк попросил сменить занавеску, поскольку, когда он входил в комнату, она приносила ему удовольствия мирской жизни. Аиша рассказывает, что она также носила простыни с шелковыми значками, которые Пророк не приказывал рвать.

- Муслим ибн аль-Хаджадж, Сахих Муслим [45] ,
Справочник (английская книга), книга 24, хадис 5255.
Справочник (арабская книга), книга 38, хадис 5643.

Антиискусство

[ редактировать ]

Рассказала Аиша :
Жена Пророка купила подушку с изображениями животных, чтобы Пророк мог сидеть и лежать. Пророк не одобрял создание таких изображений, говоря, что создатели будут наказаны в День Воскресения, когда Бог попросит их воплотить свои творения в жизнь. В хадисе также сообщается, что Пророк сказал, что ангелы не войдут в дом, где есть картины.

Мухаммад аль-Бухари , Сахих аль-Бухари [46] ,
Справочник (английская книга) Vol. 7, Книга 62, Хадис 110
Справочник (арабская книга), книга 67, хадис 5181.

Передал Али ибн Абу Талиб:
Сафина Абу АбдурРахман, Али ибн Абу Талиб и Фатима пригласили Пророка поесть с ними. По прибытии Пророк отвернулся, увидев фигурные занавески, висящие в конце дома. Али последовал за Пророком, чтобы спросить, что заставило его вернуться. Пророк заявил, что ему или любому Пророку не подобает входить в дом, украшенный [фигуральными изображениями].

- Абу Давуд, имя Абу Давуда. [47] ,
Справочник (английская книга), книга 27, хадис 3746.
Справочник (арабская книга) Книга 28, Хадис 20

Рассказала Аиша:
По возвращении Пророка из путешествия он увидел и разорвал занавеску с изображениями, которую его жена повесила над дверью комнаты. Пророк не одобрял создание таких изображений, говоря, что те, кто попытается сделать подобное творениям Аллаха, понесут самое суровое наказание в День Воскресения.

- Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари [48] ,
Справочник (английская книга) Vol. 7, Книга 72, Хадис 838
Справочник (арабская книга), книга 77, хадис 6019.

Чтобы показать превосходство монотеистической веры, Мухаммад разбил идолов в Каабе . Он также удалил картины, кощунственные исламу , защитив при этом другие (изображения Марии и Иисуса) внутри здания. [49] В приведенном ниже хадисе подчеркивается, что аниконизм зависит не только от того, что , но и от того, как изображаются вещи.

Передал Ибн Аббас :
Пророк отказался войти в Каабу с идолами и приказал убрать их. Были выставлены изображения Авраама и Измаила, держащих гадательные стрелы, и Пророк заявил: «Пусть Аллах погубит неверных за ложное изображение деяний Авраама и Измаила. В хадисе сообщается, что Пророк произнес «Аллаху Акбар» во всех направлениях Каабы и ушел в нее без молитвы.

- Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари [50] ,
Справочник (английская книга) Vol. 5, Книга 59, Хадис 584
Справочник (арабская книга), книга 64, хадис 4333.

мусульманин б. Субай сообщил, что находился в доме с Масриуком, на котором была изображена Мэри. Масрюк слышал, как Абдулла б.Масуд заявил, что Пророк сказал, что наиболее мучительными людьми в День Воскресения будут художники картин. После того, как это послание было прочитано перед Насром б. 'Али аль-Джахдами и другие передатчики, последним из которых был Ибн Саид ибн Абл в Хасане, один человек просил вынести религиозный вердикт для такого же, как он, рисующего картины. Ибн Аббас передал этому человеку изречения Пророка, в которых все художники, создающие картины, будут наказаны в огне ада, и душа будет вдохнута в каждую картину, подготовленную им. Разрешены только изображения картин деревьев и безжизненных предметов.

- Муслим ибн аль-Хаджадж , Сахих Муслим [51] ,
Справочник (английская книга), книга 24, хадис 5272.
Справочник (арабская книга), книга 38, хадис 5661.

Хотя язычники во времена Мухаммеда также поклонялись деревьям и камням, Мухаммад выступал против только изображений одушевленных существ — людей и животных, о чем сообщает хадис. Впоследствии геометрический орнамент стал в исламе сложным видом искусства.

Передал Саид бин Абу Аль-Хасан:
Саид бин Абу Аль-Хасан передает разговор между паникующим человеком, который зарабатывает на жизнь фотографированием с Ибн Аббасом. Ибн 'Аббас передает послание, услышанное от Пророка, о том, что тот, кто создаст картину, будет бесконечно наказан Аллахом, пока он не сможет вдохнуть в нее жизнь - хотя он заявил, что это никогда не будет возможно. В хадисе сообщается, что Ибн Аббас далее посоветовал напуганному человеку фотографировать деревья и любые другие неодушевленные предметы.|Мухаммад аль-Бухари| Сахих аль-Бухари [52]

Аиша описывает, как Пророк разорвал занавеску с портретами, как только увидел ее. В хадисе сообщается, что Пророк сказал, что самые тяжкие мучения от Руки Аллаха в День Воскресения будут для тех, кто подражает (Аллаху) в действии Его творения. Из разорванных кусков сделали подушки.

- Муслим ибн аль-Хаджадж, Сахих Муслим [53] ,
Справочник (английская книга), книга 24, хадис 5261.
Справочник (арабская книга), книга 38, хадис 5650.

Мухаммед также предупреждал своих последователей о том, что они должны умирать среди людей, которые построили места поклонения на могилах и разместили в них изображения (т.е. христиане ).

Рассказала Аиша:
Когда Пророк заболел, среди его жен пошли разговоры о церкви в Эфиопии с описаниями ее красоты и содержащимися в ней изображениями. В хадисе сообщается, что Пророк сказал, что творцы — худшие существа в глазах Аллаха, поскольку это люди, которые после смерти благочестивого человека среди них устраивают место поклонения на его могиле и создают на ней изображения.

- Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари [54] ,
Справочник (английская книга) Vol. 2, Книга 23, Хадис 425
Справочник (арабская книга), книга 23, хадис 425.

Мухаммед ясно дал понять, что ангелы не любят изображения.

Передал Абу Тальха :
Пророк сказал, что ангелы не входят в дома, где есть картины. Второстепенный рассказчик Буср описывает, как он посетил Заида, который заболел, а затем стал свидетелем того, как на его двери висела занавеска с фотографией, о которой он говорил за два дня до того, как заболел.

- Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари [55] ,
Справочник (английская книга) Vol. 7, Книга 72, Хадис 841
Справочник (арабская книга), книга 77, хадис 6023.

Рассказывал отец Салима:
Когда Габриэль задержал посещение Пророка, он заявил, что они не заходят в место, где есть картина или собака.

- Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари [56] ,
Справочник (английская книга) Vol. 7, Книга 72, Хадис 843
Справочник (арабская книга), книга 77, хадис 6026.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Этот хадис, возможно, отражал аниконистскую атмосферу того времени на Ближнем Востоке: за несколько десятилетий до его публикации христианские власти Византии выступали против изображений изобразительного искусства, поскольку считалось, что статуи и изображения населены дьяволами. Это мнение могло быть адаптировано мусульманскими авторами того времени, объясняя различное отношение к изображениям на протяжении всей исламской истории. [3]
  1. ^ Перейти обратно: а б Эспозито, Джон Л. (2011). Что каждый должен знать об исламе (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 14–15.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Фигурное изображение в исламском искусстве» . Метрополитен-музей .
  3. ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 231–233. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 231–233.
  4. ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 49. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 49.
  5. ^ Вольфрам Дрюс (2011). «Еврейское или исламское влияние? Иконоборческий спор». Культурная передача в споре. Представительства в Азии, Европе и арабском мире со времен средневековья . Германия: Кампус Верлаг. п. 42.
  6. ^ Вольфрам Дрюс (2011). «Еврейское или исламское влияние? Иконоборческий спор». Культурная передача в споре. Представительства в Азии, Европе и арабском мире со времен средневековья . Германия: Кампус Верлаг. стр. 55–60.
  7. ^ Эспозито, Джон Л. (2011). Что каждый должен знать об исламе . Издательство Оксфордского университета. стр. 14–15. ISBN  9780199794133 .
  8. ^ Коран   5:87–92 , 21:51–52.
  9. ^ Титус Буркхардт (1 октября 1987 г.). Зеркало интеллекта: очерки традиционной науки и сакрального искусства . СУНИ Пресс. п. 223. ИСБН  978-0-88706-684-9 . Проверено 12 декабря 2011 г.
  10. ^ Грубер, Кристиана Дж., 1976-. Достохвальный: Пророк Мухаммад в исламских текстах и ​​изображениях . Блумингтон, Индиана, США. ISBN   978-0-253-02526-5 . OCLC   1083783078 .
  11. Аллен, Терри, «Аниконизм и образное изображение в исламском искусстве», Palm Tree Books. Архивировано 3 марта 2016 г., в Wayback Machine.
  12. ^ Образовательный сайт: Археологические памятники: Кусайр Амра. Архивировано 26 августа 2016 г., в Wayback Machine.
  13. ^ Хоффман, Ева Р. (22 марта 2008 г.). «Между Востоком и Западом: настенные росписи Самарры и создание княжеской культуры Аббасидов». Мукарнас Онлайн . 25 (1): 107–132. дои : 10.1163/22118993_02501005 . ISSN   0732-2992 .
  14. Музей Резы Аббаси. Архивировано 27 сентября 2016 г., в Wayback Machine.
  15. ^ «Портреты султанов», Дворец-музей Топкапы. Архивировано 20 ноября 2008 г., в Wayback Machine.
  16. ^ Диксон, Мартин (1958). Шах Тахмасб и узбеки (поединок за Хорасан с Убайд-ханом; 930-946/1524-1540). доктор философии диссертация, Принстонский университет. п. 190.
  17. ^ Кэнби, Шейла Р., Дениз Беязит, Мартина Ругиади, AC S Peacock и Нью-Йорк) Метрополитен-музей (Нью-Йорк. Суд и космос: Великая эпоха сельджуков, 2016, стр. 40-47)
  18. ^ Мак, с. 3. Архивировано 10 июня 2016 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Кэнби, Шейла Р., Дениз Беязит, Мартина Ругиади, AC S Peacock и Нью-Йорк) Метрополитен-музей (Нью-Йорк. Суд и космос: Великая эпоха сельджуков, 2016, стр. 121)
  20. ^ Дебаты об имидже: фигуральное представление в исламе и во всем мире . Грубер, Кристиана Дж., 1976-. Лондон. ISBN   978-1-909942-34-9 . OCLC   1061820255 .
  21. ^ Роксбург, Дэвид Дж. Предисловие к изображению: написание истории искусства в Иране шестнадцатого века. Исследования и источники по исламскому искусству и архитектуре, т. 9. Лейден; Брилл, 2001.
  22. ^ Перейти обратно: а б Джордж, Ален. Рай или империя?: О парадоксе искусства Омейядов. Власть, покровительство и память в раннем исламе (2018). Издательство Оксфордского университета.
  23. ^ Бойд, Дуглас А. (зима 1970–71). «Телевидение Саудовской Аравии». Журнал радиовещания . 15 (1).
  24. ^ Р. Храйр Декмеджян (1995). Ислам в революции: фундаментализм в арабском мире . Издательство Сиракузского университета. п. 133. ISBN   978-0-8156-2635-0 . Проверено 13 февраля 2013 г.
  25. ^ "Саудовская бомба замедленного действия?" Фронтовая ПБС.
  26. ^ См. « Суру » и «Тасвир» в Энциклопедии ислама.
  27. ^ Банкноты, связанные с нефтью: Саудовская Аравия: нефтеперерабатывающий завод. Архивировано 20 июля 2011 г., в Wayback Machine.
  28. Банкноты, связанные с нефтью: Иран: Абаданский нефтеперерабатывающий завод, Яханшахи-Амузегар. Архивировано 20 июля 2011 г., в Wayback Machine.
  29. ^ «За сносом статуи стоят американские военные, а не иракцы | Рекламодатель Гонолулу | Гавайская газета» . the.honoluluadvertiser.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  30. ^ Джон Ли Андерсон , Томас Дворзак , Талибан , Лондон (Великобритания), Троллейбус, 2003, ISBN   0-9542648-5-1 .
  31. ^ Дабаши, Хамид (2011). Шиизм – религия протеста . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. стр. 29–30.
  32. ^ «Мир Saudi Aramco: шедевры на будущее: грузовики Пакистана» . archive.aramcoworld.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года.
  33. ^ «Искусство рикш Бангладеш» . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года.
  34. ^ «Изображение кладбища Голестан-э-Шохода Исфахан-Исфахан, Иран» . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года.
  35. ^ «Кладбище мучеников Мешад на сайте Best Iran Travel.com» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года.
  36. ^ Фотография Ленерта и Ландрока под названием «Мохамед», Тунис, ок. 1906. Николь Кане, Ленерт и Лэндрок. Фотографии востоковедов 1905-1930 годов. (Париж: Galerie Au Bonheur du Jour, 2004): обложка, с. 9. Неработающая ссылка. Архивировано 18 мая 2006 г. в Wayback Machine . Исторический контекст описан (на французском языке) Patricia Briel, letemps.ch , 22 февраля 2006 г. Эти странные портреты молодого Мухаммеда [ мертвая ссылка ]
  37. ^ Великий аятолла Узма Систани, Фикх и убеждения: ответы Истифы , персональный сайт. (по состоянию на 17 февраля 2006 г.) (на арабском языке) [ постоянная мертвая ссылка ] , «WWW.SISTANI.ORG: Домашняя страница» . Архивировано из оригинала 23 мая 2009 г. Проверено 29 апреля 2009 г.
  38. ^ Грубер, Кристиана (2009). «Между логосом (Калима) и светом (Нур): изображения Пророка Мухаммеда в исламской живописи». Мукарнас . Том. 26. Брилл. стр. 229–262. дои : 10.1163/ej.9789004175891.i-386.66 . ISBN  978-90-04-17589-1 . JSTOR   27811142 . S2CID   194020568 .
  39. ^ Фетвачи, Эмине. Изображение истории при османском дворе / Эмине Фетвачи. Издательство Индианского университета, 2014. стр. 254.
  40. ^ Робинсон, Фрэнсис (1992). «Обзор каллиграфии и исламской культуры». Журнал исламских исследований . 3 (1): 100–103. дои : 10.1093/jis/3.1.100 . JSTOR   26196535 .
  41. ^ Перейти обратно: а б ФЕТВАЧИ, ЭМИНЕ (2012). «Альбом Ахмеда I». Арс Ориенталис . 42 : 127–138. JSTOR   43489770 .
  42. ^ «Хиля (Вотивная Табличка)» . Мет .
  43. ^ Грабарь, Олег (1989). «Выставка высокого османского искусства». Мукарнас . 6 : 1–11. дои : 10.2307/1602275 . JSTOR   1602275 .
  44. ^ Имя Абу Дауда , 41:4914.
  45. ^ Сахих Муслим , 24:5255.
  46. ^ Сахих аль-Бухари , 3:34:318 , 7:62:110.
  47. Имя Абу Дауда , 27:3746.
  48. ^ Сахих аль-Бухари , 7:72:838.
  49. ^ Гийом, Альфред (1955). Жизнь Мухаммеда. Перевод Исхака «Сират Расул Аллах» . Издательство Оксфордского университета. п. 552. ИСБН  978-0-19-636033-1 . Проверено 8 декабря 2011 г.
  50. ^ Сахих аль-Бухари , 5:59:584.
  51. ^ Сахих Муслим , 24:5272.
  52. ^ «Сахих аль-Бухари 2225 – Продажа и торговля – Книга продаж – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com .
  53. ^ Сахих Муслим , 24:5261.
  54. ^ Сахих аль-Бухари , 2:23:425.
  55. ^ Сахих аль-Бухари , 7:72:841.
  56. ^ Сахих аль-Бухари , 7:72:843.
  • Джек Гуди , Представления и противоречия: двойственное отношение к изображениям, театру, художественной литературе, реликвиям и сексуальности , Лондон, Blackwell Publishers, 1997. ISBN   0-631-20526-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 899f3851bfbc8322611f19e205950936__1721404560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/36/899f3851bfbc8322611f19e205950936.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aniconism in Islam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)