Jump to content

Империя султанов

Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили
Открытая книга с рукописным текстом справа и сложным каллиграфическим символом слева.
Китаб аль-Хади аль-Мухаммади фил-Тибб ан-Набави (Трактат о пророческой медицине) с тугрой (монограммой слева) Сулеймана Великолепного , 1520 г.
Дата 1995–2004
Место проведения Офисы в Швейцарии, Великобритании, Израиле и США.
Тип Художественная выставка
Тема Османская империя

«Империя султанов: османское искусство из коллекции Халили» — это передвижная выставка 1995–2004 годов, на которой были представлены предметы из коллекции исламского искусства Халили . Около двухсот экспонатов, в том числе каллиграфии, текстиля, керамики, оружия и изделий из металла, иллюстрировали искусство и повседневную жизнь шести веков Османской империи . Многие объекты были созданы для руководителей империи, султанов . Два каллиграфических произведения были работой самих султанов.

В 1990-е годы выставку проводили учреждения Швейцарии, Великобритании и Израиля. Он посетил тринадцать городов США с 2000 по 2004 год, в период, когда ислам стал особенно спорным из-за терактов 11 сентября и последующих войн на Ближнем Востоке . Критики охарактеризовали выставку как обширную и информативную. Они похвалили его за демонстрацию прекрасных произведений искусства, в частности, за каллиграфию, а также за представление свежего взгляда на ислам. Каталоги издавались на английском и французском языках.

Османская империя в 1590 году простиралась почти до Вены и Киева на севере, до Каспийского моря и Персидского залива на востоке, на юге до Адена в Аравии и через северное побережье Африки до Алжира.
Османская империя в 1590 году.

Османская империя просуществовала с 13 века до 1922 года и на пике своего развития имела территории на трех континентах: Азии, Европе и Африке. [1] В 1516 и 1517 годах он захватил Мекку , Медину и Иерусалим , самые священные города ислама. [2] Хотя официально империя была исламским государством, она была культурно разнообразной и многоязычной, включая христиан и евреев, а также мусульман. [3]

На протяжении всей истории Османской империи ее правители, султаны , были покровителями искусств. В столице Константинополе они создали институты для обучения и организации архитекторов и художников, создавая отличительные османские стили архитектуры , рукописных иллюстраций и дизайна. [4] Османы разработали особые стили исламской каллиграфии , совершенствуя ее практику на протяжении почти 500 лет. [5] В XIX веке обучение каллиграфии для самих султанов было обычным делом. [6] Империя достигла своего наибольшего размера во время правления Сулеймана Великолепного в 16 веке . Сулейман и его преемники использовали свое богатство для строительства дворца Топкапы и других зданий в Константинополе, в том числе больших комплексов мечетей, украшенных внутри архитектурными надписями. [7] [8]

На протяжении большей части своей истории исламское священное искусство характеризовалось аниконизмом : запретом на изображения живых существ. Исламские культуры и периоды времени различались в том, как они интерпретировали это: либо применительно к религиозному искусству, либо к искусству в целом. [9] [10] [11] Исламские художники компенсировали ограничения в изобразительном искусстве, используя декоративную каллиграфию, геометрические узоры и стилизованную листву, известную как арабески . [11]

Сэр Насер Дэвид Халили — британско-иранский учёный, коллекционер и филантроп, собравший крупнейшую в мире частную коллекцию исламского искусства. [12] [13] Коллекция исламского искусства Халили охватывает период с 700 по 2000 годы. [14] и включает в себя произведения религиозного искусства и декоративные предметы, а также предметы светского назначения. [15] «Империя султанов» была первой выставкой, полностью созданной из этой коллекции. [16] и первая крупная выставка в Школе восточных и африканских исследований Брунейской галереи. [17] [18] Некоторые из его объектов никогда ранее не выставлялись на всеобщее обозрение. [19]

Содержание

[ редактировать ]
Обратитесь к подписи
Каллиграфическая композиция на листе конского каштана , XIX век.

Кураторами выставки были Дж. М. Роджерс , почетный куратор коллекции; и Нахла Нассар, исполняющая обязанности куратора и регистратора. [20] На выставке было представлено более 200 объектов, охватывающих шесть столетий Османской империи. [21] Эти экспонаты разделены на четыре раздела. «На службе Богу» были представлены тексты, включая Коран, а также мебель и украшения для украшения мечетей. «Султаны, солдаты и писцы» включали доспехи, знамена и документы, относящиеся к управлению империей. «Искусство и ремесла» включали изделия из металла, текстиля, стекла и керамики. Наконец, «книги, картины и сценарии» включали рукописные картины, каллиграфические произведения, инструменты, связанные с каллиграфией, и книжные переплеты. [22] Большинство предметов на выставке имели ту или иную форму каллиграфии. [23]

В некоторых заведениях были станции прослушивания, которые позволяли посетителям слушать музыку Османской Турции и слушать истории на арабском и английском языках. [24] В Университете Бригама Янга плотники воссоздали фасады турецких мечетей. [25]

На службе Богу

[ редактировать ]

Религиозные рукописи включали тридцать два каллиграфических Корана или раздела Корана. [26] [21] Среди них были работы известных каллиграфов, в том числе Ахмеда Карахисари , шейха Хамдуллы , [27] Хафиз Осман , [28] и Мустафа Иззет Эфенди . [29] Другие литературные произведения включали Маснави Руми . [30] и Далаил аль-Хайрат , сборник молитв. [31] Деревянные медальоны, расписанные цитатами из Корана или именами исламского пророка Мухаммеда и первых халифов , использовались для украшения мечетей. [8] Подобная декоративная каллиграфия вышивалась на шелковых или атласных тканях, в том числе на черной атласной панели покрытия двери Каабы . [32] Выставленная мебель мечети включала подсвечники и декоративную дверную фурнитуру из латуни или меди. [33] Были компасы киблы, которые использовались, чтобы определить направление Мекки для молитвы. [34] и квадранты астролябии для определения времени молитвы по восходу звезд. [35]

Султаны, солдаты и писцы

[ редактировать ]
Обратитесь к подписи
Шамфрон и псалии (доспехи для лошади), XVIII век.

Среди представленных доспехов были шлемы, кольчужные рубашки и военная маска 15 века. В основном их выковывали из железа или стали. [36] Часть этих доспехов предназначалась для лошадей: шамфроны , которые защищали их лица, а также служили декоративным целям. [37] Хлопковая рубашка-талисман была украшена цитатами из Корана, молитвами и 99 именами Бога . [37] Среди выставленного оружия были кинжалы, мечи и кремневые ружья, многие из которых были украшены надписями и прекрасными декоративными узорами, созданными методом дамасценирования (инкрустация золотой и серебряной проволоки в металлическую поверхность). [38] Кинжалы и мечи включали самый ранний сохранившийся образец изогнутого исламского меча. [21] на котором было выгравировано имя Бейбарса султана XIII века , мамлюкского . Османы взяли это из Египта и добавили дамасцирование золотом. [39] [40] На военных знаменах были имена Бога и Мухаммеда, а также молитвы и призывы. [41] Отличительным изображением османских знамен был Зульфикар , двулезвийный меч, который, как говорят, Мухаммед взял в битве при Бадре . Часть одного такого баннера была включена в выставку. [42]

Документы включали гранты на землю и доходы. В качестве официальных воззваний султана они использовали богато украшенную стилизованную каллиграфию и включали тугру султана — сложную монограмму, которая была их официальной печатью. На выставке были представлены тугры Сулеймана Великолепного , Селима II , Мурада III , Ахмеда I , Мехмеда IV , Абдул-Хамида I и -Меджида I. Абдул [43] Две рукописи рассказывают истории султанов, иллюстрированные портретными изображениями. [44]

Искусство и ремесла

[ редактировать ]
Обратитесь к подписи
Четыре плитки фриза с каллиграфической надписью из 17-й главы Корана , ок. 1550 г.

Третий раздел включал изделия из металла, керамики, нефрита и текстиля. Бытовые металлоконструкции изготавливались из серебра, латуни или позолоченной меди. [45] Текстиль XVI и XVII веков включал ковры и тканые шелковые панели -лампы из разных уголков Османской империи. [46]

В конце 16 века османы использовали керамику Изника с яркими цветами на белом фоне для украшения императорских дворцов и мечетей. [47] В экспозицию вошли несколько образцов из Изника, в том числе изразцы, посуда и вазы. [48] Другая керамика, представленная на выставке, включала посуду из Сирии и набор из двенадцати чаш, изготовленных в 1860 году, на каждой из которых на арабском языке было написано «Императорская палата» и «подарок его превосходительству Аврааму Линкольну ». Кураторам не удалось установить, почему и где был сделан этот подарок Линкольну, кроме того, надпись предполагает, что он был сделан в Турции. [49] На плиточном панно XVI или XVII века размером 207 на 112,5 см (6,79 х 3,69 фута) были изображены два каллиграфических утверждения веры, что позволяет предположить, что оно было сделано для украшения мечети. [49]

Книги, картины и сценарии

[ редактировать ]

В заключительный раздел выставки вошли каллиграфические произведения, рукописные картины, декоративные книжные переплеты и инструменты, которыми пользуются каллиграфы. [50] Каллиграфические произведения включали отдельные панно, альбомы и надписи на листах. Среди их писцов были известные каллиграфы, такие как Шейх Хамдулла , Махмуд Джелаледдин Эфенди и Мехмед Шевки Эфенди . [51] На выставке были представлены панно с каллиграфией двух султанов, Абдул-Меджида I и Махмуда II . [6] Одним из видов каллиграфических работ, характерных только для ислама, является хилье , словесное описание качеств Мухаммеда или других пророков ислама. [52] На выставке было представлено несколько экземпляров хильев. Некоторые из них имели стандартный образец: основной текст внутри центрального медальона и дополнительные имена и цитаты на окружающих панелях; у других были нетрадиционные макеты или текстовые включения. [53]

Среди картин и рисунков были портреты из поэтических рукописей, написанные в сложных декоративных рамках, и два образца стиля саз , сочетающего в себе фантастическую листву и существ. [54]

Площадки

[ редактировать ]
Высокая белая керамическая ваза с ярким декором, в основном изображающим растения.
Фляга из Изника , ок. 1560–1580 гг.

Выставка посетила в общей сложности шестнадцать площадок в четырех странах. [55] В некоторых местах проводятся специальные мероприятия, в том числе выступления турецкой музыки , просмотры фильмов, лекции и демонстрации каллиграфии. [19] [23] [24] [56]

  • Музей Рат , Женева, Швейцария, июль – сентябрь 1995 г.
  • Галерея Брунея , Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет, Великобритания, июль – октябрь 1996 г.
  • Музей Израиля , Иерусалим, Израиль, декабрь 1996 г. – июнь 1997 г.

Тринадцать площадок находились в США. [55] впервые выставка из коллекций Халили прошла в Северной Америке. [57]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Обратитесь к подписи
Боевая маска, конец 15 века.

Критики охарактеризовали «Империю султанов» как широкую и информативную. Рассматривая женевскую выставку для Financial Times , Сьюзан Мур заметила, что «ни одна другая коллекция за пределами Стамбула не имеет такого разнообразия материалов», чтобы дать такой широкий обзор османской культуры. Она назвала его главным достижением то, что оно показало, как на Османский мир повлияло завоевание других территорий. [58] Журнал Middle East сообщил, что Брунейская галерея предложила «прекрасно организованную» выставку, которая «умно иллюстрирует, как искусство было неотъемлемой частью повседневной жизни Османской империи». [59] По итогам выставки в Портленде газета Columbian пришла к выводу, что «коллекция сокровищ исламского искусства Насера ​​Д. Халили настолько обширна, что почти оживляет Османскую империю». [19] Газета New York Times описала «[т] его сокровищницу шоу» в Музее Брюса как «впечатляющее зрелище». [21]

Критики высоко оценили красоту выставленных произведений искусства. Газета Albuquerque Tribune описала «Империю султанов» как «потрясающую выставку сокровищ Османской империи», 225 предметов которой «просто захватывают дух». [60] В рецензии для San Francisco Chronicle Дэвид Бонетти нашел все предметы «по крайней мере интересными», а лучшие — «великолепными», назвав ковры и керамику самыми яркими моментами. [61] Для The Capital Times Кевин Линч охарактеризовал выставку в Милуоки как «безмятежно великолепное шоу» и «обязательное место для посещения для тех, кто хочет ясности в эти тревожные времена». [62] В своем обзоре за 2002 год Линч назвал «Империю султанов» четвертым лучшим событием в области визуального искусства. [63] Рассматривая лондонскую выставку для The Times , Джон Рассел Тейлор выразил сожаление, что некоторые из наиболее интересных объектов, показанных в Женеве, были исключены из Брунейской галереи (обычно из-за нехватки места), но сказал, что в несколько уменьшенную экспозицию все же вошли « много настоящих жемчужин значительного искусства». [64]

Особой похвалы заслуживала каллиграфия. Associated Press пишет, что его красоту смогут оценить даже посетители, не понимающие арабской письменности. [65] Алан Райдинг в «Нью-Йорк Таймс» описал каллиграфию последних лет Османской империи как «произведения необычайной деликатности». [66] В The Oklahoman Джон Бранденбург назвал секцию каллиграфии самой сильной частью выставки, заявив, что «великолепное сочетание искусства и науки, а также военной и культурной истории» может потребовать более одного посещения. [39] Журнал Atlanta Journal-Constitution отметил «превосходную» каллиграфию, а также «замечательные» миниатюрные картины. [56]

«Империя султанов» была описана как демонстрация ислама в контрасте с существующими предрассудками и текущим освещением в СМИ. Описывая выставку в Университете Бригама Янга как «феерию декоративно-прикладного искусства, отчасти урок истории культуры», газета Salt Lake Tribune похвалила ее за то, что она поделилась художественной культурой исламского мира в то время, когда в новостях об исламе доминировала война. на Ближнем Востоке. [25] Сенатор США Джон Эдвардс сказал о выставке в Северной Каролине в 2002 году: «С 11 сентября американцы задают больше вопросов [...] об исламе и исламской культуре в целом. Выставка Музея искусств предлагает возможности улучшить наше понимание богатой и разнообразной культурной истории ислама, а также событий, происходящих сегодня». [57] Газета New Statesman рекомендовала «выставку, которую нельзя пропустить», которая покажет османскую культуру сама по себе, а не после западных предубеждений. [67] Газета Pittsburgh Post-Gazette рассматривала выставку как альтернативу тому, как ислам изображался в новостных репортажах, и романтизированному взгляду на арабский мир как загадочный и далекий. [23]

Публикации

[ редактировать ]

Каталог Дж. М. Роджерса был впервые опубликован на английском и французском языках в 1995 году, приуроченный к выставке в Музее Рат в Женеве. Сюда вошли цветные фотографии 203 выставленных объектов. [16] Обновленные английские издания сопровождали выставку Brunei Gallery в 1996 году. [68] Для турне по США были выпущены четвертое и пятое издания каталога, включающие 226 объектов. [69] [70] [71]

  • Роджерс, Дж. М. (1995). Империя султанов: Османское искусство из собрания Насера ​​Д. Халили . Женева: Музей искусства и истории. ISBN  1-898592-04-7 . OCLC   34380041 .
  • Роджерс, Дж. М. (1995). Империя султанов: Османское искусство в коллекции Насера ​​Д. Халили (на французском языке). Женева: Музей искусства и истории. ISBN  9782830601190 . OCLC   716306659 .
  • Роджерс, Дж. М. (1996). Империя султанов: Османское искусство из коллекции Насера ​​Д. Халили . Лондон: Азимут Эд. ISBN  9781898592075 . OCLC   475490537 .
  • Роджерс, Дж. М. (2000). Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили (4-е изд.). Лондон: Фонд Нур. ISBN  9780883971321 . OCLC   471619620 .
  1. ^ Сарыджаоглу, Фикрет (2010). «Картография» . В Агостоне, Габор; Мастерс, Брюс Алан (ред.). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. стр. 120, 467. ISBN.  978-1-4381-1025-7 .
  2. ^ Колодзейчик, Дариуш (2011). «Между универсалистскими утверждениями и реальностью: границы Османской империи в период раннего Нового времени» . В Вудхеде, Кристина (ред.). Османский мир . Абингдон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203142851-18 . ISBN  978-1-136-49894-7 .
  3. ^ Шарки, Хизер Дж. (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 65. ИСБН  978-0-521-76937-2 .
  4. ^ Блум, Джонатан М .; Блэр, Шейла С. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195309911.001.0001 . ISBN  978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2024 г.
  5. ^ Дерман, М. Угур (2010). «Каллиграфия» . В Агостоне, Габор; Мастерс, Брюс Алан (ред.). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. стр. 115–118. ISBN  978-1-4381-1025-7 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2000 , с. 262.
  7. ^ Хаттштейн, Маркус (2004). «Османская империя: история» . В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . Кёльн: Кенеманн. п. 537. ИСБН  978-3-8331-1178-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2000 , стр. 26–35.
  9. ^ Буркхардт, Титус (2009). Искусство ислама: язык и значение . World Wisdom, Inc., стр. 29–31. ISBN  978-1-933316-65-9 .
  10. ^ Аллен, Терри (1988). «Аниконизм и образное изображение в исламском искусстве». Пять очерков об исламском искусстве . Мичиган: Солипсист Пресс. ISBN  9780944940006 . OCLC   19270867 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б Эспозито, Джон Л. (2011). Что каждый должен знать об исламе (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 15. дои : 10.1093/wentk/9780199794133.001.0001 . ISBN  978-0-19-979413-3 .
  12. ^ Мур, Сьюзен (12 мая 2012 г.). «Прыжок веры» . Файнэншл Таймс . Проверено 10 сентября 2019 г.
  13. ^ «Всемирная служба BBC – Искусство и культура – ​​Коллекция Халили: Картинная галерея» . Би-би-си. 14 декабря 2010 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
  14. ^ «200 лучших коллекционеров: Насер Давид Халили» . АРТньюс . 10 сентября 2017 года . Проверено 25 апреля 2024 г.
  15. ^ «Страсть к совершенству — исламское искусство из коллекций Халили» . Журнал исламского искусства . 9 декабря 2010 года . Проверено 25 апреля 2024 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Империя султанов. Османское искусство из собрания Насера ​​Д. Халили, Музей Рат, Женева, Швейцария» . Коллекции Халили . Проверено 22 августа 2023 г.
  17. ^ «Империя султанов» . СОАС . 23 мая 1996 года . Проверено 22 августа 2023 г.
  18. ^ «Империя султанов» . Таймс . 23 мая 1996 г. Factiva t000000020011019ds5n00egj . Проверено 19 октября 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Пирс Русунен, Энни (25 января 2001 г.). «Империя наносит ответный удар» . Колумбийский . стр. Д1. Фактива clbn000020010710dx1p001e3 . Проверено 7 сентября 2023 г.
  20. ^ «Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили» . Коллекции Халили . Проверено 17 января 2024 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Циммер, Уильям (4 ноября 2001 г.). «Сокровищница османского искусства на протяжении веков» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года.
  22. ^ Роджерс 2000 , с. 5.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Томас, Мэри (25 ноября 2003 г.). «Потрясающая выставка Фрика, посвященная османской культуре» . Питтсбург Пост-Газетт . стр. Д-1. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 года.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Выставки». Бюллетень Детройтского института искусств . 75 (3/4): 19–25. 2001. doi : 10.1086/DIA23182679 . ISSN   0011-9636 . JSTOR   23182679 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Григгс, Брэндон (11 августа 2002 г.). «Сокровища династии» . Солт-Лейк-Трибьюн . стр. Д1. Фактива sltr000020020812dy8b0005u . Проверено 7 сентября 2023 г.
  26. ^ Роджерс 2000 , стр. 44–81.
  27. ^ Роджерс 2000 , с. 50.
  28. ^ Роджерс 2000 , с. 64.
  29. ^ Роджерс 2000 , с. 76.
  30. ^ Роджерс 2000 , с. 101.
  31. ^ Роджерс 2000 , с. 110.
  32. ^ Роджерс 2000 , с. 106.
  33. ^ Роджерс 2000 , стр. 36–41.
  34. ^ Роджерс 2000 , стр. 114–115.
  35. ^ Роджерс 2000 , стр. 118–120.
  36. ^ Роджерс 2000 , стр. 141–149.
  37. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2000 , с. 149.
  38. ^ Роджерс 2000 , стр. 154–158.
  39. ^ Перейти обратно: а б Бранденбург, Джон (7 марта 2003 г.). « "Империя султанов" демонстрирует искусство династии, коллекцию оружия» . Оклахоман . Проверено 18 августа 2023 г.
  40. ^ Роджерс 2000 , с. 154.
  41. ^ Роджерс 2000 , с. 135.
  42. ^ Роджерс 2000 , с. 137.
  43. ^ Роджерс 2000 , стр. 169–177.
  44. ^ Роджерс 2000 , стр. 170–175.
  45. ^ Роджерс 2000 , стр. 185–191.
  46. ^ Роджерс 2000 , стр. 218–230.
  47. ^ Роджерс 2000 , с. 192.
  48. ^ Роджерс 2000 , стр. 193–198.
  49. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2000 , стр. 203–208.
  50. ^ Роджерс 2000 , с. 235.
  51. ^ Роджерс 2000 , стр. 249, 256, 260.
  52. ^ Роджерс 2000 , с. 268.
  53. ^ Роджерс 2000 , стр. 268–274.
  54. ^ Роджерс 2000 , стр. 240–244.
  55. ^ Перейти обратно: а б Халили, Дэвид (2023). Искусство мира: восемь коллекций, одно видение . Лондон: Случайный дом пингвинов. стр. 248–252. ISBN  978-1-52991-818-2 .
  56. ^ Перейти обратно: а б Фокс, Кэтрин (4 сентября 2003 г.). «Визарты: Османы покоряют Макон» . Атланта Джорнал - Конституция . п. 25. Фактива ATJC000020030904dz9400028 . Проверено 7 сентября 2023 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Художественный музей Северной Каролины в Роли, Северная Каролина, представляет выставку, посвященную культуре Османской империи» . Каролина Артс . Май 2002 года . Проверено 22 августа 2023 г.
  58. ^ Мур, Сьюзен (22 июля 1995 г.). «Искусство – османское богатство» . Файнэншл Таймс . п. 14. Фактива ftft000020011221dr7m011b0 . Проверено 7 сентября 2023 г.
  59. ^ Эндрюс, Беверли (1 октября 1996 г.). «Империя султанов. (Галерея Бруней, Лондон, Англия)» . Ближний Восток . № 260. с. 42. Фактива mdle000020011014dsa100040 . Проверено 7 сентября 2023 г.
  60. ^ Мобли-Мартинес, ТД (27 октября 2000 г.). «Эффектно загадочный» . Альбукерке Трибьюн . стр. C1 – через Gale OneFile.
  61. ^ Бонетти, Дэвид (1 августа 2001 г.). «Сокровища Османской империи / Столетия замысловатых артефактов Азии» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 18 августа 2023 г.
  62. ^ Линч, Кевин (27 марта 2002 г.). « «Империя султанов» демонстрирует исламское искусство; потрясающая выставка в Музее Милуоки раскрывает ключ к пониманию культуры» . Кэпитал Таймс . Газеты Мэдисона. стр. 1Д. Фактива xwst000020020328dy3r00038 . Проверено 7 сентября 2023 г.
  63. ^ Линч, Кевин (24 декабря 2002 г.). «Обзор 2002 года; взгляд на лучшие визуальные и исполнительские виды искусства Мэдисона» . Кэпитал Таймс . Газеты Мэдисона. стр. 1С. Фактива xwst000020021225dyco0001k . Проверено 7 сентября 2023 г.
  64. ^ Тейлор, Джон Рассел (31 июля 1996 г.). «Индейка со всеми начинками» . Таймс . п. 30. Фактива t000000020011019ds7v0023u . Проверено 7 сентября 2023 г.
  65. ^ Бургхарт, Тара (17 февраля 2001 г.). «Экспонат Портлендского музея демонстрирует многовековое искусство Османской империи» . Ассошиэйтед Пресс. Фактива aprs000020010710dx2h01e0z . Проверено 7 сентября 2023 г.
  66. ^ Райдинг, Алан (22 августа 1995 г.). «Османское искусство: в поисках надежного образа» . Нью-Йорк Таймс . п. 13 . Проверено 22 августа 2023 г.
  67. ^ Бейкер, Фил (26 июля 1996 г.). «Османское искусство» . Новый государственный деятель . п. 42 – через Gale Onefile.
  68. ^ «Империя султанов: османское искусство из коллекции Халили, Галерея Брунея, Лондон и Музей Израиля, Иерусалим, Израиль» . Коллекции Халили . Проверено 7 сентября 2023 г.
  69. ^ «Империя султанов. Османское искусство из коллекции Халили, тур по выставкам в США» . Коллекции Халили . Проверено 7 сентября 2023 г.
  70. ^ «Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили» . МирКэт . Проверено 25 апреля 2024 г.
  71. ^ «Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили» . МирКэт . Проверено 25 апреля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Роджерс, Дж. М. (2000). Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили (4-е изд.). Лондон: Фонд Нур. ISBN  9780883971321 . OCLC   471619620 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4eb7f2213886ac733e4efa15e4690a77__1721928120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/77/4eb7f2213886ac733e4efa15e4690a77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Empire of the Sultans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)