Коллекция кимоно Халили
Коллекция кимоно Халили | |
---|---|
![]() Кимоно для молодой женщины ( фурисодэ ), Япония, 1912–1926 гг. | |
Кураторы |
|
Размер (кол-во шт.) | 450 [ 1 ] |
Веб-сайт | www |
Коллекция кимоно Халили — это частная коллекция из более чем 450 японских кимоно, собранная британско-иранским ученым, коллекционером и филантропом Нассером Д. Халили . [ 1 ] Это одна из восьми коллекций , собранных, опубликованных и выставленных Халили. [ 2 ] каждая из которых считается одной из наиболее важных коллекций в своей области. [ 3 ]
Коллекция кимоно Халили включает формальные, полуформальные и неформальные кимоно, созданные для мужчин, женщин и детей, иллюстрирующие эволюцию кимоно по крою, конструкции, материалам и декоративным техникам с 17 по 20 века. представляющий период Эдо , период Мэйдзи , период Тайсё и период Сёва . [ 4 ] Кимоно из коллекции не выставлены на постоянной основе, а периодически передаются во временное пользование или частично дарятся учреждениям культуры; включая Музеи Кремля в Москве [ 5 ] и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. [ 6 ] [ 7 ] Халили, который также владеет коллекцией японского искусства эпохи Мэйдзи , описывает кимоно как «одно из чудес света». Он начал собирать коллекцию кимоно с целью сбора и каталогизации произведений искусства, которые еще не собирались активно. [ 8 ]
Кимоно
[ редактировать ]«Кимоно» буквально означает «вещь, которую можно носить на плечах». [ 9 ] : 20 и первоначально относились к одежде в целом, а не к конкретной одежде. [ 10 ] Одежда, похожая на кимоно, впервые была завезена в Японию в VII веке. [ 9 ] : 20 благодаря частому взаимодействию между Японией и материковым Китаем . Обмен посланниками между двумя странами привел к тому, что японский императорский двор перенял китайскую культуру, включая, среди прочего, одежду, которая состояла из одежды с запахом спереди и длинными рукавами как с закрытым, так и с открытым вырезом. [ 9 ] : 30 Прекращение миссий послов в период Хэйан привело к более сильному независимому развитию японской культуры, включая дальнейшее развитие одежды в виде кимоно, известного как косодэ . Со временем косодэ стал преобладающей одеждой в Японии, превратившись, начиная с периода Адзути-Момояма, в одежду, известную сегодня как кимоно.
Кимоно изготавливается из длинных тонких кусков ткани, известных как танмоно , сшивается в основном прямыми швами и скрепляется небольшими завязками, известными как косихимо , и поясом оби . [ 10 ] В то время как западные стили одежды подчеркивают тело владельца, кимоно имеет характерную Т-образную форму, которая скрывает большую часть тела владельца, но обеспечивает на спине и вдоль подола большую площадь для украшения узорами или мотивами. [ 11 ] Кимоно обычно украшают мотивами сезонного, культурного или религиозного значения, причем некоторые благоприятные группы мотивов, такие как « Три друга зимы », часто можно увидеть на кимоно, которое носят на официальных мероприятиях, таких как свадьбы . Мотивы также могут относиться к фольклору, классической литературе или популярной культуре и иногда включать визуальные каламбуры. [ 12 ] : 22 Кимоно немного различаются по конструкции для мужчин, женщин и детей, а выбор ткани, цвета и декоративных приемов может означать возраст, пол, формальность владельца и, реже, семейное положение. [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ] В зависимости от сезона существуют разные типы ткани, плотность и подкладка: летом носят кимоно без подкладки, а иногда и прозрачное. [ 14 ]
Вопреки распространенному мнению, вариации и эксперименты, наблюдаемые в истории кимоно, показывают, что кимоно было — и остается по сей день — системой моды и индустрией со своими быстро меняющимися популярными стилями и тенденциями, тогда как раньше об этом думали. как западное явление. [ 12 ] : 25 [ 15 ]

Различные формы кимоно, представленные в коллекции Халили, включают фурисодэ («качающийся рукав»; формальное кимоно для молодых женщин), косодэ («короткий рукав»; этот термин использовался для всех форм одежды с короткими рукавами до использования слово «кимоно») [ 13 ] и учикаке (формальное внешнее кимоно, которое носят без пояса, обычно невесты на свадьбах). [ 16 ]
Период Эдо (1603–1868 гг.)
[ редактировать ]Коллекция включает в себя кимоно и сопутствующие предметы одежды периода Эдо , в котором появилось большое разнообразие дизайнов и декоративных техник, особенно кимоно, предназначенных для женщин. [ 12 ] : 8-11 Хотя основными потребителями дорогих и богато украшенных кимоно в начале периода Эдо были военные , которые использовали роскошную одежду и другие предметы роскоши, чтобы обозначить свое место в социальной иерархии, рост богатых купеческих классов в остальной части периода Эдо Период Эдо стимулировал спрос низшего класса на все более изысканную одежду. Это включало развитие сложных методов ткачества, крашения и вышивки . [ 12 ] : 20 женщины, в частности, используют более яркий и смелый дизайн в своей одежде; В предыдущие эпохи и мужское, и женское кимоно были относительно похожи по внешнему виду. Хотя повседневное кимоно ткали и шили женщины дома, наиболее сложные образцы кимоно, изготовленные в этот период времени, были спроектированы и созданы профессиональными мастерами и художниками, которые обычно были мужчинами. [ 12 ] : 24
Одежда, не относящаяся к самурайским классам, в этой коллекции богато украшена только ниже талии, с семейными гербами на шее и плечах, стиль, известный как цума мойо . Их носили женщины купеческого сословия. [ 12 ] : 46–51 которые в более поздние годы носили кимоно, более сдержанные, чем самураи, несмотря на то, что следовали тем же цветовым тенденциям и натуралистическому дизайну; [ 12 ] : 54 с введением указов об одежде, направленных на угнетение торговцев и представителей низших слоев общества на протяжении всего периода Эдо, развился эстетический стиль, известный как ики , в котором упор делался на приглушенную демонстрацию роскоши и богатства, а не на очевидное представление денег, показываемое через одежду, которую носили самураи. занятия. [ 17 ] Красный стал популярным цветом среди женщин купеческого класса, отчасти из-за его культурной ассоциации с молодостью и страстью, а отчасти из-за дорогого красителя, полученного из сафлора ; [ 14 ] ярко-красная одежда была бы показной демонстрацией богатства, [ 12 ] : 63 примеры которых можно найти по всему сборнику. Менее богатые торговцы, расположенные ниже по социальной лестнице, носят кимоно, сделанное из хлопка или рами и окрашенное краской индиго , с менее плотным узором, но все же с разнообразием красок, узоров и техник. [ 12 ] : 96–102
Помимо предметов купеческого класса, в коллекцию также входят образцы формального самурайского женского кимоно; несмотря на воинственную связь, они украшены цветами, геометрическими узорами или такими мотивами, как облака или волны. [ 12 ] : 29–30 Тем не менее, некоторые примеры в коллекции действительно отображают военный статус самураев, например, на ярко-красном кимоно, иллюстрированном гунбай веерами войны . [ 12 ] : 29–30 Мужчины-самураи обычно одевались в более сдержанном стиле, примером чему служат предметы коллекции с геометрическим орнаментом, сосредоточенным вокруг талии. [ 12 ] : 76–78
Другим видом кимоно, характерным для военной элиты, был госёдоки , или «стиль дворцового двора», который носили в резиденции военачальника ( сёгуна или даймё ). В этих кимоно, также представленных в коллекции, изображены пейзажные сцены, обычно сопровождаемые мотивами, отсылающими к классической литературе, и символикой, отсылающей к историям, ставшим популярными среди высших классов благодаря пьесам Но . [ 12 ] : 35–44
В коллекции также представлены некоторые образцы йоги , или кимоно для сна, которые, как известно, принадлежали семьям самураев; Это тип удобного для ношения постельного белья с толстой ватой. Самураи- йоги отличались сложным дизайном одежды из шелка, в отличие от обычно простых и почти полностью хлопчатобумажных образцов, используемых низшими классами. [ 12 ] : 93–95
В коллекции также можно найти образцы японской одежды, созданной в этот период с использованием импортных индийских тканей. Индийские ткани, привезенные в Японию голландскими импортерами, были приняты с энтузиазмом и нашли множество применений; В коллекцию входит яркое мужское нижнее кимоно, созданное путем сочетания этих тканей с тонкими узорами с шелком и хлопком полотняного переплетения. [ 12 ] : 80 Другие предметы показывают, что японские дизайнеры начали самостоятельно печатать дизайны под влиянием индийских узоров. [ 12 ] : 80–84 и что ткани, импортированные из Франции или Великобритании, также использовались для изготовления кимоно; Владение этими тканями означало бы как богатство, так и культурный вкус, хотя пример, найденный в коллекции кимоно с использованием этих тканей, представляет собой нижнее белье, где ткань не была бы замечена после ношения. [ 12 ] : 87
Период Мэйдзи (1868–1912)
[ редактировать ]кимоно периода Мэйдзи В коллекции также представлены . Период Мэйдзи определялся стремлением как к вестернизации, так и к индустриализации, начало которому положила Япония, открывшая свои границы миру в 1860-х годах. [ 18 ] и это привело к быстрому импорту западной культуры, одежды и технологий, включая появление в Японии синтетических красителей; первый синтетический краситель, мовеин , был изобретен в предыдущем десятилетии.
Недавно открытая граница Японии также стала причиной экспорта японской культуры на Запад, где кимоно стало объектом восхищения. [ 12 ] : 9 Японская текстильная промышленность быстро вестернизировалась перед лицом иностранных ткацких технологий, и шелк токийских фабрик стал основным экспортным товаром Японии. [ 12 ] : 117
С появлением более дешевого и быстрого производства больше людей теперь могли позволить себе шелковое кимоно, а дизайнеры смогли создавать новые модели, используя новые методы производства. [ 12 ] : 118 Однако император Мэйдзи издал прокламацию, пропагандирующую западную одежду вместо якобы женственной японской одежды. [ 12 ] : 112 что привело к появлению одежды западного стиля в общественной сфере, при этом некоторые мужчины обычно перенимают западную одежду на рабочем месте (несмотря на то, что и женщины, и мужчины продолжают носить кимоно дома), а большинство женщин продолжают носить кимоно в повседневной жизни. . Несмотря на появление западной одежды, кимоно не быстро превратилось в предмет традиции, который изнашивали женщины и те, кто не мог позволить себе западную одежду; Рекламные объявления в Японии вплоть до 1940-х годов изображали и кимоно, и западную одежду как предметы модной одежды, что предполагает более параллельную эволюцию этих двух предметов в японском гардеробе как равных, хотя и различающихся предметов одежды. [ 15 ]
Более дешевые синтетические красители в последующие десятилетия означали, что и пурпурные, и красные цвета, ранее доступные только богатой элите, теперь могли принадлежать кому угодно. [ 12 ] : 118 хотя они сохранили свою символическую важность представления богатства и власти. [ 19 ] Эти кимоно представлены в коллекции, иллюстрирующей эволюцию тенденций периода Мэйдзи от нежных серых тонов к переходу к более ярким и насыщенным дизайнам в конце периода.
Кимоно также начало включать в себя ряд западных мотивов; [ 12 ] : 11 модели, представленные в коллекции, имеют простой, яркий цвет и имеют сложный дизайн по подолу, что является общей чертой одежды периода Мэйдзи; [ 12 ] : 126–134 некоторые из них имеют тонкие цветовые градиенты сверху вниз по одежде - метод, достигнутый с помощью технологий окрашивания того времени. Еще одна тенденция, представленная в коллекции, — это верхняя и внутренняя одежда одного дизайна. [ 12 ] : 126-134 хотя этот метод обычно предназначался для тех, кто мог позволить себе сразу заказать как новенькое кимоно, так и нижнее белье того же дизайна.
Однако процесс модернизации все еще шел медленно, и более типичным изображением нижнего белья периода Мэйдзи, найденным в Коллекции, является женское нижнее кимоно, сделанное из разных кусков ткани, часто радикально разных цветов и дизайнов; эти нижние кимоно, известные как донуки , часто шились из старых кимоно, которые стали непригодными для ношения, что приводило к образованию иногда сложных, часто симметричных лоскутных узоров и тканей, и они были обычным явлением для старых кимоно до периода Тайсё, когда оно было широко распространено. уже экономически нецелесообразно шить собственную одежду из-за более дешевой готовой одежды. [ 12 ] : 137 У мужчин нижнее кимоно часто представляло собой высокодекоративные и зачастую насыщенно живописные сцены, которые затем полностью закрывались внешним кимоно, которое обычно было очень простым или имело простой и тонкий узор. Пример мужского нижнего кимоно из коллекции демонстрирует изображения артистов, танцоров и хайку стихи ; одно произведение сочетает в себе открыточные сцены прогресса Японии с текстовым дневником эпохи Мэйдзи. [ 12 ] : 138–141
Использование смелых цветов и замысловатых узоров, вызванных технологическими достижениями, также можно увидеть в одежде младенцев и детей раннего возраста, представленной в коллекции, включая комплект кимоно для мальчиков и комплект под кимоно, украшенные журавлями и соснами, а также комплект для девочек. который сочетает в себе темно-синее верхнее кимоно и ярко-красное нижнее кимоно. В этих цветах и дизайнах часто использовались материалы, обычные для взрослой моды. [ 12 ] : 142–144
Периоды Тайсё и ранний период Сёва (1912–1950)
[ редактировать ]Модернизация и развитие кимоно продолжались в начале 20 века, в периоды Тайсё и ранний Сёва , принося с собой смесь новых культурных влияний, как западного влияния, так и японского национализма . Кимоно этих периодов можно узнать по ярким цветам и разнообразному, зачастую невероятно современному дизайну. [ 12 ] : 160 В коллекции представлены предметы, иллюстрирующие переплетение традиций предыдущих эпох и привнесение новых идей в современный дизайн кимоно, многие из которых имеют традиционные мотивы, изображенные в смелых, ярких цветах. [ 12 ] : 166-168,174
И ар-нуво , и ар-деко нашли культурное применение в дизайне кимоно периода Тайсё. [ 12 ] : 163-164 как стиль недорогого, прочного и готового к ношению шелкового кимоно, известного как мейсен (букв. «обычные шелковые вещи»), стал чрезвычайно популярным, особенно после разрушительного Великого землетрясения Канто 1923 года . [ 20 ] после чего готовое кимоно мейсен стало широко продаваться после потери имущества многих людей. Кимоно Мейсен часто отличалось множеством окрашенных иката и тканых узоров в стиле ар-деко, а их тканые узоры варьировались от простых до невероятно сложных, многие из которых представлены в коллекции. Один Таким распространенным примером тканых тенденций 1930-х годов, представленным в коллекции, является черное кимоно с абстрактными ткаными узорами красного, желтого, кремового и белого цветов. [ 12 ] : 251–252
Одежда массового производства из новых, дешевых волокон, таких как вискоза, использовала печать для дешевой имитации традиционных процессов крашения; [ 21 ] кимоно маленьких детей, особенно в 1930-х и 40-х годах, часто делалось из вискозы и обычно печаталось с современными рисунками массового производства, причем изображения на кимоно маленьких мальчиков особенно ярко отражали это через дизайн небоскребов, автомобилей и самолетов. [ 14 ]
Городская культура периода Тайсё (стилизованная под «Римский Тайсё») была отмечена «моданизуму» (модернизм), в котором использовались импортированные западные художественные движения и мода как способ экспериментировать в японской культуре. [ 12 ] : 161 Во многих аспектах японской культуры бушевали дебаты по поводу традиционных аспектов японской культуры перед лицом новых западных стилей. Для многих новый, смелый дизайн кимоно был удобной золотой серединой, сочетающей в себе аспекты обоих. [ 12 ] : 162 Помимо полос и клеток, эти новые, часто геометрические узоры также включали использование арабесок и свастик — в некоторых случаях традиционный переплетающийся свастичный мотив, известный как саягата , но ближе к раннему периоду Сёва — явно флаг Третьего рейха свастичный . С ростом японского милитаризма в 1930-х годах многие ранее принятые аспекты западной культуры были оставлены перед лицом новой волны национализма. [ 17 ] В коллекции представлено несколько кимоно на военную тематику времен Второй мировой войны с изображением танков, военных кораблей и самолетов. В дизайне мужских кимоно, в том числе для мальчиков, используются явно милитаристские образы , включая солдат, бомбардировщиков и танков. [ 21 ] [ 22 ] Как это обычно бывает с мужскими кимоно, этот рисунок был нанесен на подкладку и нижнее белье. Кимоно, которое носили молодые мальчики, чаще всего носило откровенно милитаристский стиль. [ 12 ] : 165 В коллекции также есть примеры пиктографичных современных кимоно, декор которых прославляет современные виды транспорта, включая океанские лайнеры. [ 12 ] : 304–306
Полуформальный, красочно оформленный стиль хомонги также представлен в Коллекции на примерах этого периода времени. [ 12 ] : 170–171 а также формальный черный стиль с украшениями, ограниченными ниже талии, известный как куротомэсодэ . [ 12 ] : 173
Публикации
[ редактировать ]Этой коллекции посвящены две книги. Кимоно: искусство и эволюция японской моды под редакцией Анны Джексон, впервые опубликовано на английском языке в 2015 году с переводами на французский и итальянский языки. [ 2 ] В нем с фотографиями описаны 220 предметов из коллекции, включая эссе, объясняющие, как эволюция кимоно отражала политические, социальные и культурные изменения в Японии. [ 4 ] Джексон — хранитель азиатского отдела Музея Виктории и Альберта. [ 1 ] «Образы культуры: японское кимоно 1915–1950» Жаки Аткинс планируется опубликовать в будущем. [ 23 ]
Выставки
[ редактировать ]Предметы из коллекции вошли в выставку «Сокровища императорской Японии -2017» в Музеях Кремля. [ 5 ] и в «Кимоно: от Киото до подиума» в лондонском музее Виктории и Альберта в 2020 году. [ 6 ] событие было прервано вспышкой COVID-19 в Соединенном Королевстве. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Японское кимоно» . Khalilicollections.org . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Восемь коллекций» . Насер Д. Халили. 05.08.2023 . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Коллекции Халили — главный участник выставки «Тоска по Мекке» в Тропенмузеуме в Амстердаме» . ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 16 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Крамер, Элизабет (3 июля 2017 г.). «Рецензии на книгу: «Кимоно: искусство и эволюция японской моды» ». Текстильная история . 48 (2): 285–286. дои : 10.1080/00404969.2017.1379761 . ISSN 0040-4969 . S2CID 194783572 .
- ^ Jump up to: а б Мучник, Андрей (14 сентября 2017 г.). «Московский осенний арт-сезон набирает обороты» . Московская Таймс . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Кимоно: от Киото до подиума» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Боррелли-Перссон, Лэрд (29 февраля 2020 г.). « Кимоно: Киото на подиум на выставке Виктории и Альберта исследует историю и глобальную привлекательность национальной одежды Японии» . Мода . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 04 марта 2020 г.
- ^ Гомес, Эдвард М. (13 февраля 2016 г.). «Исследование кимоно: новая книга и полная коллекция» . Гипераллергический . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Далби, Лиза (1993). Кимоно: культура моды (1-е изд.). Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780099428992 .
- ^ Jump up to: а б Ивао, Нагасаки «Одетые в эстетику традиций: от косодэ до кимоно» в Джексон, Анна (2015). Кимоно: искусство и эволюция японской моды . Лондон: Темза и Гудзон. п. 9. ISBN 9780500518021 . OCLC 990574229 .
- ^ Jump up to: а б Ивао, Нагасаки «Одетые в эстетику традиций: от косодэ до кимоно» в Джексон, Анна (2015). Кимоно: искусство и эволюция японской моды . Лондон: Темза и Гудзон. п. 10. ISBN 9780500518021 . OCLC 990574229 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Джексон, Анна (2015). Кимоно: искусство и эволюция японской моды . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500518021 . OCLC 990574229 .
- ^ Jump up to: а б Грин, Синтия (08 декабря 2017 г.). «Удивительная история кимоно» . JSTOR Daily . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Кимоно» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Клифф, Шейла (2017). Социальная жизнь кимоно . Лондон: Блумсбери. стр. 76–77. ISBN 978-1-4725-8552-3 .
- ^ «Японское искусство и дизайн: глоссарий» . Музей Виктории и Альберта . 02.11.2015. Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Далби, Лиза (2000). Гейша (3-е изд.). Лондон: Винтажный случайный дом. п. 276. ИСБН 0099286386 .
- ^ Гут, Кристин М.Э. «Эпоха Мэйдзи: двусмысленности модернизации» в Джексон, Анна (2015). Кимоно: искусство и эволюция японской моды . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 106–107. ISBN 9780500518021 . OCLC 990574229 .
- ^ Пармал, Памела А. (2004). «Влияние синтетических красителей на роскошный текстиль Японии эпохи Мэйдзи» (pdf) (Материалы симпозиума (474)). Текстильное общество Америки. Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Диз, Ян (2009). Кимоно Тайсё: разговоры о прошлом и настоящем (1-е изд.). Милан, Италия: ISBN Skira Editore SpA 978-88-572-0011-8 .
- ^ Jump up to: а б Аткинс, Жаклин М. (сентябрь 2008 г.). «Текстильный дизайн Омоширогара и детская одежда в Японии 1910–1930 гг.» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки. Документ 77 . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Перкинс, Сэм (16 ноября 2016 г.). «Пропагандистские кимоно Японии скрывают от посторонних» . Атлас Обскура . Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ «Коллекция изображений культуры Халили» . Коллекции Халили . Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ "Коронавирус новости" . Музей Виктории и Альберта . 2020. Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Халили, Дэвид (2023). «Кимоно — интерлюдия». Искусство мира: восемь коллекций, одно видение . Лондон: Случайный дом пингвинов. стр. 131–144. ISBN 978-1-52991-818-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]