Или точка
Часть серии о |
История Японии |
---|
![]() |
Период Эдо ( Edo period , Edo jidai ) , также известный как период Токугава ( Tokugawa period , Tokugawa jidai ) , — период между 1603 и 1868 годами. [1] в истории Японии , когда Япония находилась под властью сёгуната Токугава страны и 300 региональных даймё . Возникший из хаоса периода Сэнгоку , период Эдо характеризовался экономическим ростом, строгим социальным порядком, изоляционистской внешней политикой, стабильным населением, общим миром и народным наслаждением искусством и культурой , в просторечии называемый Оэдо ( 大江戸 , Оо-Эдо , «Великий Эдо») .
Этот период получил свое название от Эдо (ныне Токио официально основал сёгунат ), где 24 марта 1603 года Токугава Иэясу . Этот период подошел к концу с Реставрацией Мэйдзи и войной Босин , которая восстановила имперское правление в Японии .
Объединение сёгуната
[ редактировать ], революция Со времен сёгуната Камакура , который существовал при произошла дворе Тэнно, до эпохи Токугава , когда самураи стали неоспоримыми правителями в том, что историк Эдвин О. Райшауэр назвал «централизованной феодальной » формой сёгуната. В возникновении нового бакуфу сыграл важную роль Токугава Иэясу , главный бенефициар достижений Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси . [2] Будучи уже могущественным даймё (феодалом), Иэясу получил выгоду от своего переезда в богатый регион Канто . Он содержал два миллиона коку земли, [ нужны разъяснения ] новая штаб-квартира в Эдо , стратегически расположенном городе-замке (будущий Токио еще два миллиона коку земли и тридцать восемь вассалов ), а также имел под своим контролем . После смерти Хидэёси Иэясу быстро предпринял шаги, чтобы захватить контроль над кланом Тоётоми . [ нужна ссылка ]
Победа Иэясу над западным даймё в битве при Сэкигахара (21 октября 1600 года, или по старому японскому календарю , в 15-й день девятого месяца пятого года эры Кэйчо ) дала ему контроль над всей Японией. Он быстро упразднил многочисленные вражеские дома даймё , сократил другие, такие как дом Тоётоми, и перераспределил военные трофеи среди своей семьи и союзников. Иэясу так и не смог добиться полного контроля над западными даймё , но принятие им титула сёгуна помогло укрепить систему альянсов. После дальнейшего укрепления своей власти Иэясу назначил своего сына Хидэтаду (1579–1632) сёгуном , а себя — сёгуном в отставке в 1605 году. Тоётоми по-прежнему представляли собой серьезную угрозу, и Иэясу посвятил следующее десятилетие их искоренению. В 1615 году армия Токугава разрушила крепость Тоётоми в Осаке .
Период Токугава (или Эдо) принес Японии 250 лет стабильности. Политическая система превратилась в то, что историки называют бакухан , сочетание терминов бакуфу и хан (домены) для описания правительства и общества того периода. [3] В бакухане сёгун даймё имел национальную власть, а — региональную. Это представляло собой новое единство феодальной структуры, которая характеризовалась все более крупной бюрократией, управлявшей сочетанием централизованной и децентрализованной власти. Токугава стали более могущественными в течение первого столетия своего правления: перераспределение земель дало им почти семь миллионов коку , контроль над наиболее важными городами и систему оценки земель, приносящую большие доходы. [ нужна ссылка ]
Феодальную даймё иерархию дополняли различные . классы Ближе всего к дому Токугава располагались синпан , или «родственные дома». проживало двадцать три даймё На границах земель Токугава , все они имели прямое отношение к Иэясу. Синпан занимал в основном почетные звания и консультативные должности в бакуфу. Вторым классом иерархии были фудай , или «домашние даймё », награждаемые землями, близкими к владениям Токугава, за верную службу. К 18 веку 145 фудаев контролировали гораздо меньший хань , самый большой из которых оценивался в 250 000 коку .
Члены класса фудай работали в большинстве крупных офисов бакуфу. Девяносто семь хань образовали третью группу, тозама (внешние вассалы), бывшие противники или новые союзники. Тодзама коку располагались в основном на периферии архипелага и коллективно контролировали почти десять миллионов плодородных земель. Поскольку тозама пользовались меньшим доверием со стороны даймё , с ними обращались наиболее осторожно и щедро, хотя они были исключены из центральных правительственных должностей. [ нужна ссылка ]
Сёгунат Токугава не только укрепил свой контроль над объединенной Японией, но также имел беспрецедентную власть над императором , двором, всеми даймё и религиозными орденами. Император считался основным источником политических санкций для сёгуна , который якобы был вассалом императорской семьи. Токугава помог императорской семье вернуть былую славу, восстановив дворцы и предоставив ей новые земли. Чтобы обеспечить тесную связь между императорским кланом и семьей Токугава, в 1619 году внучка Иэясу стала императорской супругой. [ нужна ссылка ]
Был установлен свод законов, регулирующий деятельность домов даймё . Кодекс охватывал частное поведение, брак, одежду, типы оружия и разрешенную численность войск; требовалось, чтобы феодалы проживали в Эдо раз в два года ( система санкин-котай ); запретил строительство океанских судов; ограничили число замков одним на домен ( хан ) и установили, что правила бакуфу являются национальным законом. Хотя даймё сами по себе не облагались налогом, с них регулярно взимались взносы на военную и логистическую поддержку, а также на общественные работы, такие как строительство замков, дорог, мостов и дворцов.
Различные постановления и сборы не только усилили Токугаву, но и истощили богатство даймё , тем самым ослабив их угрозу центральной администрации. Хань административную , когда-то военный округ, превратился в просто местную единицу . Даймё имели полный административный контроль над своей территорией и сложной системой вассалов, бюрократов и простолюдинов. Лояльность требовалась от религиозных фондов, уже сильно ослабленных Нобунагой и Хидэёси, с помощью различных механизмов контроля. [ нужна ссылка ]
Внешнеторговые отношения
[ редактировать ]
Как и Хидэёси, Иэясу поощрял внешнюю торговлю, но также с подозрением относился к посторонним. Он хотел сделать Эдо крупным портом, но как только он узнал, что европейцы отдают предпочтение портам на Кюсю и что Китай отверг его планы официальной торговли, он начал контролировать существующую торговлю и разрешил только определенным портам обрабатывать определенные виды товаров.

Начало периода Эдо совпадает с последними десятилетиями торгового периода Наньбан, в течение которого происходило интенсивное взаимодействие с европейскими державами в экономическом и религиозном плане. Именно в начале периода Эдо Япония построила свои первые океанские военные корабли , такие как « Сан-Хуан Баутиста» , 500- тонный корабль типа галеон , который перевозил японское посольство во главе с Хасекурой Цунэнагой в Америку, а затем в Европу. . Также в этот период бакуфу ввело в эксплуатацию около 720 кораблей Red Seal , трехмачтовых и вооруженных торговых судов для внутриазиатской торговли. Японские искатели приключений, такие как Ямада Нагамаса , использовали эти корабли по всей Азии.

«Христианская проблема», по сути, представляла собой проблему контроля как христианских даймё на Кюсю, так и их торговли с европейцами . К 1612 году сёгуна вассалам и жителям земель Токугава было приказано отречься от христианства. Дополнительные ограничения были введены в 1616 году (ограничение внешней торговли с Нагасаки и Хирадо, островом к северо-западу от Кюсю), 1622 году (казнь 120 миссионеров и новообращенных), 1624 году (изгнание испанцев) и 1629 году (казнь тысяч христиан).
Наконец, Указ о закрытой стране 1635 года запрещал японцам выезжать за пределы Японии или, если кто-то уехал, никогда не возвращаться. В 1636 году голландцы были ограничены Дэдзимой , небольшим искусственным островом (и, следовательно, не настоящей японской землей) в гавани Нагасаки.
Сёгунат воспринял христианство как крайне дестабилизирующий фактор и решил нацелиться на него. Восстание Симабара 1637–1638 годов, в ходе которого недовольные католические самураи и крестьяне восстали против бакуфу, а Эдо вызвал голландские корабли для бомбардировки оплота повстанцев, ознаменовало конец христианского движения. Во время восстания Симабара было убито около 37 000 человек (в основном христиане). [4] За 50 лет сёгуны Токугава сократили количество христиан в Японии почти до нуля. [4]
Некоторые христиане выжили, уйдя в подполье, так называемый Какуре Киришитан . Вскоре после этого португальцы были изгнаны навсегда. Члены португальской дипломатической миссии были казнены. Всем японским подданным было приказано зарегистрироваться в буддистском или синтоистском храме. Голландцы и китайцы были ограничены соответственно Дэдзимой и особым кварталом в Нагасаки . Помимо небольшой торговли некоторых внешних даймё с Кореей и островами Рюкю , расположенными к юго-западу от главных островов Японии, к 1641 году иностранные контакты были ограничены политикой сакоку в отношении Нагасаки.
Последний иезуит был либо убит, либо обращен в религию к 1644 году. [5] К 1660-м годам христианство было почти полностью искоренено. Ее внешнее политическое, экономическое и религиозное влияние на Японию стало весьма ограниченным. [6] Только Китай, Голландская Ост-Индская компания и в течение короткого периода португальцы, испанцы и англичане пользовались правом посещать Японию в этот период только в коммерческих целях, и они были ограничены портом Дедзима в Нагасаки. Других европейцев, высадившихся на японские берега, казнили без суда.
Общество
[ редактировать ]В период Токугава социальный порядок, основанный на унаследованном положении, а не на личных заслугах, был жестким и сильно формализованным. На вершине находились император и придворная знать ( кугэ ), а также сёгун и даймё . Ученые старшего возраста считали, что при даймё существовали Си-но-ко-сё ( 士農工商 , четыре класса ) «самураев, крестьян ( хякусё ), ремесленников и торговцев ( тёнин )», причем 80% крестьян находились под властью 5% самураев. класс, за которым следовали ремесленники и купцы. [7] Однако различные исследования, начиная примерно с 1995 года, показали, что классы крестьян, ремесленников и торговцев при самураях равны, а старая иерархическая схема была удалена из японских учебников истории. Другими словами, крестьяне, ремесленники и купцы — это не социальная иерархия, а социальная классификация. [8] [9] [10]
В сельской местности жили только крестьяне. Самураи, ремесленники и торговцы жили в городах , построенных вокруг даймё замков , каждый из которых был ограничен своим кварталом. Общество Эдо имело сложную социальную структуру, в которой каждая семья знала свое место и уровень престижа. [11]
На вершине находились император и придворная знать, непобедимые по престижу, но слабые по власти. Далее шли сёгуны, даймё и слои феодалов, чей ранг указывался на их близость к Токугава. У них была власть. входило В состав даймё около 250 местных правителей местных «хан» с годовым объемом производства 50 000 и более бушелей риса. Высшие слои были посвящены сложным и дорогостоящим ритуалам, включая элегантную архитектуру, ландшафтные сады, драму Но, покровительство искусствам и чайную церемонию. [12]
Затем пришли 400 000 воинов, называемых «самураями», различных рангов и степеней. Несколько самураев высшего ранга имели право на высокие должности; большинство из них были пехотинцами. Поскольку боевых действий было очень мало, они стали государственными служащими, оплачиваемыми даймё, с небольшими обязанностями. Самураи были связаны со старшими лордами в устоявшейся цепочке подчинения. У сёгуна было 17 000 вассалов-самураев; у каждого даймё было по сотне. Большинство из них жили в скромных домах недалеко от штаб-квартиры своего лорда и жили за счет наследственных прав и стипендий. Вместе эти группы с высоким статусом составляли правящий класс Японии, составлявший около 6% от общей численности населения.
После длительного периода внутреннего конфликта первой целью вновь созданного правительства Токугавы было умиротворение страны. Это создало баланс сил, который оставался (достаточно) стабильным в течение следующих 250 лет под влиянием конфуцианских принципов социального порядка . Большинство самураев лишились прямого владения землей: даймё их земли завладели . У самураев был выбор: отказаться от меча и стать крестьянами или переехать в город своего феодала и стать наемным слугой. Лишь несколько сухопутных самураев остались в приграничных провинциях севера или в качестве прямых вассалов сёгуна , 5000 так называемых хатамото . Даймё находились под жестким контролем сёгуната. Их семьи должны были проживать в Эдо; Сами даймё хан должны были проживать в Эдо один год, а следующий — в своей провинции ( . ) Эта система называлась санкин-котай . [13]
Низшие сословия разделились на два основных сегмента: крестьяне (80% населения), чей высокий престиж как производителей был подорван их бременем как главным источником налогов. Они были неграмотны и жили в деревнях, контролируемых назначенными чиновниками, которые поддерживали мир и собирали налоги.Семья была самым маленьким юридическим лицом, и сохранение семейного статуса и привилегий имело большое значение на всех уровнях общества. Лицо не имело отдельных юридических прав. 1711 года Готокэ рейдзё был составлен из более чем 600 статутов, обнародованных между 1597 и 1696 годами. [14]
За пределами этих четырех классов находились так называемые эта и хинин , те, чьи профессии нарушали табу буддизма . Эта были мясниками, кожевниками и гробовщиками. Хинин служил городскими стражниками, дворниками и палачами. Среди других посторонних были нищие, артисты и проститутки. Слово «эта» буквально переводится как «грязный», а « хинин» — «нелюди», что является четким отражением мнения других классов о том, что эта и хинин даже не являются людьми. [15]
Хининам разрешалось находиться только в особом квартале города. Другое преследование хининов включало запрет на ношение одежд длиннее колен и шляп. [15] Иногда деревни эта даже не были напечатаны на официальных картах. Подкласс хинин, родившийся в своем социальном классе, не имел возможности перехода в другой социальный класс, тогда как другой класс хинин, потерявший свой прежний классовый статус, мог быть восстановлен в японском обществе. [15]
С другой стороны, на практике и эта , и хинин признавались владельцами полей, причем некоторые имели очень большие доходы ( коку ) и некоторую экономическую власть. Их вождь носил титул Данзаэмон ( ja:弾左衛門 ) и имел право отдавать приказы эта и хинин по всей стране, а также юрисдикцию в пределах эта и хинин . [9] [16]
В 19 веке был придуман общий термин буракумин для обозначения эта и хинин , поскольку оба класса были вынуждены жить в отдельных деревенских кварталах. [17] Классы эта были официально упразднены в 1871 году , хинин и буракумин . [15] Однако их культурное и социальное воздействие, включая некоторые формы дискриминации, продолжается и в наше время. [17]
Экономическое развитие
[ редактировать ]
В период Эдо жизненно важный коммерческий сектор располагался в процветающих городских центрах, относительно хорошо образованная элита, сложная правительственная бюрократия, продуктивное сельское хозяйство, тесно объединенная нация с высокоразвитыми финансовой и маркетинговой системами и национальной инфраструктурой дорог. Экономическое развитие в период Токугава включало урбанизацию , увеличение поставок товаров, значительное расширение внутренней и, первоначально, внешней торговли, а также распространение торговли и ремесленной промышленности. Процветало строительство, наряду с банковскими учреждениями и торговыми ассоциациями. власти все чаще Ханьские контролировали рост сельскохозяйственного производства и распространение сельских ремесел. [18]
Население
[ редактировать ]
К середине 18 века в Эдо проживало более миллиона человек, и это был, вероятно, самый большой город в мире того времени. [19] В Осаке и Киото проживало более 400 000 жителей. многие другие города-замки Выросли и . Осака и Киото стали оживленными центрами торговли и ремесленного производства, а Эдо — центром поставок продуктов питания и необходимых городских потребительских товаров. Примерно в 1700 году Япония была, пожалуй, самой урбанизированной страной в мире, с уровнем урбанизации около 10–12%. [19] Половина этого числа будет самураями, а другая половина, состоящая из торговцев и ремесленников, будет известна как тёнин . [19]
В первой половине периода Эдо в Японии наблюдался быстрый демографический рост, прежде чем он стабилизировался на отметке около 30 миллионов человек. [20] Между 1720-ми и 1820-ми годами в Японии наблюдался почти нулевой прирост населения , что часто объясняется более низким уровнем рождаемости в ответ на широко распространенный голод ( Великий голод Тенмэй 1782–1788 гг.), Но некоторые историки представили разные теории, такие как высокий уровень детоубийства, искусственно контролирующий население. [21]
Примерно в 1721 году население Японии приближалось к 30 миллионам, а во время Реставрации Мэйдзи, примерно 150 лет спустя, эта цифра составляла всего около 32 миллионов. [22] [19] С 1721 года проводились регулярные общенациональные опросы населения вплоть до конца сёгуната Токугава. [20] Кроме того, ценные демографические данные также предоставляют региональные исследования, а также религиозные записи, первоначально составленные с целью искоренения христианства. [20]
Экономика и финансовые услуги
[ редактировать ]
Эпоха Токугава принесла мир и процветание 31-миллионной стране, 80% из которых выращивали рис. Производство риса неуклонно росло, но численность населения оставалась стабильной. Рисовые поля выросли с 1,6 миллиона чо в 1600 году до 3 миллионов к 1720 году. [23] Усовершенствованные технологии помогли фермерам контролировать важнейший поток воды на свои поля. Дайме управляли несколькими сотнями городов-замков, которые стали очагами внутренней торговли.
Система санкин котай означала, что дайме и их семьи часто проживали в Эдо или возвращались в свои владения, создавая спрос на огромный потребительский рынок в Эдо и торговлю по всей стране. [22] [24] Самураи и даймё после длительного мира привыкли к более изысканному образу жизни. [25] Чтобы не отставать от растущих расходов, бакуфу и даймё часто поощряли выращивание коммерческих культур и артефактов в своих владениях, от текстиля до чая. [25] Концентрация богатства также привела к развитию финансовых рынков. [22]
Поскольку сёгунат разрешал даймё продавать излишки риса только в Эдо и Осаке, там возникли крупномасштабные рынки риса. [22] У каждого даймё также была столица, расположенная рядом с единственным замком, который им было разрешено содержать. [19] У даймё были агенты в различных коммерческих центрах, продававшие рис и товарные культуры, которые часто обменивались на бумажные кредиты, которые можно было погасить в другом месте. [19] Купцы изобрели кредитные инструменты для перевода денег, и валюта вошла в обиход. В городах гильдии купцов и ремесленников удовлетворяли растущий спрос на товары и услуги. [26]

Купцы получили огромную выгоду, особенно те, которые имели официальное покровительство. Однако неоконфуцианская идеология сёгуната сосредоточила внимание на достоинствах бережливости и трудолюбия; у него была жесткая классовая система, которая делала упор на сельское хозяйство и презирала торговлю и купцов. [19] Спустя столетие после создания сёгуната начали возникать проблемы. [19] Самураям, которым запрещалось заниматься сельским хозяйством или бизнесом, но разрешалось занимать деньги, они занимали слишком много, некоторые подрабатывали телохранителями торговцев, сборщиков долгов или ремесленников. [19]
Бакуфу подняли налоги с фермеров, но не облагали налогом бизнес, поэтому они тоже и даймё влезли в долги, а некоторые торговцы специализировались на кредитовании даймё. [25] Однако было немыслимо систематически облагать налогом торговлю, поскольку она зарабатывала бы деньги на «паразитической» деятельности, повышала престиж торговцев и понижала статус правительства. [19] Поскольку они не платили регулярных налогов, принудительные финансовые пожертвования даймё рассматривались некоторыми купцами как издержки ведения бизнеса. [25] Богатство купцов давало им определенный престиж и даже власть над даймё. [25] [27]
К 1750 году рост налогов спровоцировал крестьянские волнения и даже восстания. Нации пришлось как-то бороться с обнищанием самураев и дефицитом казны. Финансовые проблемы самураев подорвали их лояльность к системе, а пустая казна поставила под угрозу всю систему правления. Одно из решений было реакционным — сокращение зарплат самураев и запрет расходов на предметы роскоши. [19] Другие решения заключались в модернизации с целью повышения производительности сельского хозяйства. [19]
Восьмой сёгун Токугава, Ёсимунэ (занимавший должность в 1716–1745 гг.), добился значительного успеха, хотя большую часть его работы пришлось проделывать снова между 1787 и 1793 годами главному советнику сёгуна Мацудайре Саданобу (1759–1829). [25] Другие сёгуны обесценили чеканку монет для выплаты долгов, что вызвало инфляцию. [25] В целом, хотя торговля (внутренняя и международная) процветала и в период Эдо развивались сложные финансовые услуги, сёгунат оставался идеологически ориентированным на честный сельскохозяйственный труд как основу общества и никогда не стремился к развитию торговой или капиталистической страны. [19]
К 1800 году коммерциализация экономики быстро росла, вовлекая в национальную экономику все больше и больше отдаленных деревень. Появились богатые фермеры, которые перешли от риса к высокодоходным товарным культурам и занялись местным ростовщичеством, торговлей и мелким производством. Богатых купцов часто заставляли «одалживать» деньги сёгунату или даймё (часто так и не возвращая). [19] Им часто приходилось скрывать свое богатство, а некоторые стремились к более высокому социальному статусу, используя деньги для вступления в брак с классом самураев. [19] Есть некоторые свидетельства того, что по мере того, как купцы приобретали большее политическое влияние в конце периода Эдо, жесткое классовое разделение между самураями и торговцами начало разрушаться. [19]
Некоторые княжества, особенно Тёсю и Сацума, использовали новаторские методы для восстановления своего финансового положения, но большинство из них еще больше погрязло в долгах. Финансовый кризис спровоцировал реакционное решение ближе к концу «эры Темпо» (1830–1843), обнародованное главным советником Мизуно Тадакуни. Он поднял налоги, осудил роскошь и пытался помешать росту бизнеса; он потерпел неудачу, и многим показалось, что дальнейшее существование всей системы Токугава находится под угрозой. [28]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Рис был основой экономики. Около 80% населения занимались выращиванием риса. [29] Производство риса неуклонно росло, но население оставалось стабильным, поэтому благосостояние росло. Рисовые поля выросли с 1,6 миллиона чо в 1600 году до 3 миллионов к 1720 году. [23] Усовершенствованные технологии помогли фермерам контролировать важнейший поток орошения на свои поля. Даймё управляли несколькими сотнями городов - замков, которые стали центрами внутренней торговли.
Возникли крупномасштабные рынки риса, сосредоточенные в Эдо и Осаке. [26] В городах гильдии купцов и ремесленников удовлетворяли растущий спрос на товары и услуги. Купцы, хотя и имели низкий статус, процветали, особенно те, которые имели официальное покровительство. [25] Купцы изобрели кредитные инструменты для перевода денег, валюта вошла в обиход, а укрепляющийся кредитный рынок стимулировал предпринимательство. [30] Даймё собирал налоги с крестьян в виде риса. Налоги были высокими, часто составляли около 40–50% урожая. [25] Рис продавался на рынке фудасаси в Эдо. Чтобы собрать деньги, даймё использовал форвардные контракты на продажу еще даже не собранного риса. Эти контракты были похожи на современную торговлю фьючерсами .
Именно в период Эдо Япония разработала передовую политику управления лесами . Возросший спрос на лесные ресурсы для строительства, судостроения и топлива привел к повсеместной вырубке лесов, что привело к лесным пожарам, наводнениям и эрозии почвы. В ответ сёгун , начиная примерно с 1666 года, ввел политику сокращения вырубки леса и увеличения посадки деревьев. Политика требовала, чтобы только сёгун и даймё могли разрешать использование древесины. К 18 веку Япония разработала подробные научные знания о лесоводстве и плантационном лесном хозяйстве . [31]
Художественное и интеллектуальное развитие
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]
Первый сёгун Иэясу основал конфуцианские академии в своих синпан владениях , а другие даймё последовали его примеру в своих владениях, основав так называемые хань школы (藩校, ханко ). [19] [25] В течение одного поколения почти все самураи были грамотными, поскольку их карьера часто требовала знания литературного искусства. [19] Эти академии были укомплектованы в основном другими самураями, а также некоторыми буддийскими и синтоистскими священнослужителями, которые также изучали неоконфуцианство и работы Чжу Си . Когда духовенство синтоистской религии было живо, там также были самураи и буддийские монахи. [19] Помимо кандзи (китайских иероглифов), конфуцианской классики, каллиграфии, базовой арифметики и этикета, [25] самураи также изучали в школах различные боевые искусства и военные навыки. [19]
Тёнины (городские торговцы и ремесленники) покровительствовали местным школам , называемым теракойя (寺子屋, «храмовые школы»). [19] располагалась в храмах, Несмотря на то, что учебная программа теракойя она включала базовую грамотность и арифметику, а не литературное искусство или философию. [19] Высокий уровень городской грамотности в Эдо способствовал распространению романов и других литературных форм. [25] В городских районах детей часто обучали самураи без хозяина, тогда как в сельской местности обучение часто проводили священники буддийских храмов или синтоистских святилищ. [25] В отличие от городов, в сельской Японии образование получали только дети известных фермеров. [25]
В Эдо сёгунат создал несколько школ под своим непосредственным патронажем, наиболее важной из которых была неоконфуцианская Сёхэйко ( 昌平黌 ), действовавшая как де-факто элитная школа для своей бюрократии, но также создавшая сеть выпускников со всей страны. Помимо Сёхейко, в конце сёгуната другими важными школами, управляемыми напрямую, были Вагакукодансё ( 和学講談所 , «Институт лекций японской классики») , специализировавшийся на японской внутренней истории и литературе, повлиявший на возникновение кокугаку , и Игакукан. ( 医学間 , «Медицинский институт») , специализирующийся на китайской медицине. [32]
Согласно одной из оценок грамотности в Эдо, читать умела пятая часть мужчин и шестая часть женщин. [19] По другой оценке, к концу периода Эдо 40% мужчин и 10% женщин были грамотными. [33] По другой оценке, около 1800 года почти 100% класса самураев и от 50% до 60% класса тёнин (ремесленников и торговцев) и класса номин (крестьян) были грамотными. [34] Некоторые историки частично приписывают относительно высокий уровень грамотности Японии ее быстрое развитие после Реставрации Мэйдзи. [25]
Поскольку уровень грамотности был настолько высок, что многие обычные люди могли читать книги, книги различных жанров, таких как кулинария, садоводство, путеводители, книги по искусству, сценарии бунраку (кукольного театра), кибёси (сатирические романы), шарэбон (книги о городских культуры), коккейбон (комиксы), ниндзёбон (любовный роман), ёмихон и кусадзоси . В Эдо было от 600 до 800 прокатных книжных магазинов, и люди брали или покупали эти книги, напечатанные на дереве . Самыми продаваемыми книгами в этот период были «Косёку Ичидай Отоко » ( «Жизнь влюбчивого мужчины ») Ихара Сайкаку , «Нансо Сатоми Хаккенден » Такидзавы Бакина и «Токайдочу Хизакуриге» Джиппенса Икку , и эти книги много раз переиздавались. [35] [34] [36] [37]
Философия и религия
[ редактировать ]
Расцвет неоконфуцианства был главным интеллектуальным развитием периода Токугава. [19] Конфуцианские исследования долгое время активно поддерживались в Японии буддийскими священнослужителями, но в период Токугава конфуцианство вышло из-под религиозного контроля буддистов. Эта система мышления усилила внимание к светскому взгляду на человека и общество. Этический гуманизм , рационализм и историческая перспектива неоконфуцианской доктрины обратились к официальному классу. К середине 17 века неоконфуцианство стало доминирующей юридической философией Японии и внесло непосредственный вклад в развитие школы кокугаку мысли (национальное обучение).

Передовые исследования и растущее применение неоконфуцианства способствовали переходу социального и политического порядка от феодальных норм к практикам, ориентированным на классы и большие группы. Власть народа или конфуцианского человека постепенно была заменена верховенством закона . Были разработаны новые законы и установлены новые административные механизмы. Новая теория правительства и новое видение общества возникли как средство оправдания более всеобъемлющего управления бакуфу.
Каждый человек занимал особое место в обществе и должен был работать, чтобы выполнить свою миссию в жизни. Людьми должны были управлять с благосклонностью те, чьей обязанностью было править. Правительство было всемогущим, но ответственным и гуманным. Хотя классовая система находилась под влиянием неоконфуцианства, она не была идентична ему. В то время как в китайской модели солдаты и духовенство находились в нижней части иерархии, в Японии некоторые представители этих классов составляли правящую элиту.
Члены класса самураев придерживались традиций буси, возобновив интерес к истории Японии и культивированию методов конфуцианских ученых-администраторов. Особая культура, известная как тёниндо («путь горожан»), возникла в таких городах, как Осака, Киото и Эдо. Оно поощряло стремление к качествам бусидо — трудолюбию, честности, чести, верности и бережливости — одновременно смешивая синтоистские , неоконфуцианские и буддийские верования. Также поощрялось изучение математики, астрономии, картографии, инженерного дела и медицины. Особое внимание уделялось качеству изготовления, особенно в области искусства.

Буддизм и синтоизм все еще были важны в Японии Токугава. Буддизм вместе с неоконфуцианством обеспечил стандарты социального поведения. Хотя буддизм не был таким политически влиятельным, как в прошлом, буддизм продолжал поддерживать высшие классы. Запреты на христианство пошли на пользу буддизму в 1640 году, когда бакуфу приказало всем зарегистрироваться в храме. Жесткое разделение общества Токугава на хань, деревни, приходы и семьи помогло подтвердить местные синтоистские привязанности. Синто оказывал духовную поддержку политическому порядку и был важной связью между человеком и обществом. Синтоизм также помог сохранить чувство национальной идентичности.
Синтоизм в конечном итоге принял интеллектуальную форму, сформированную неоконфуцианским рационализмом и материализмом. Движение кокугаку возникло в результате взаимодействия этих двух систем верований. Кокугаку внес свой вклад в национализм современной Японии, ориентированный на императора, и возрождение синтоизма как национального вероучения в 18 и 19 веках. Кодзики Нихон , Сёки и Манъёсю были заново изучены в поисках японского духа. Некоторые пуристы движения кокугаку, такие как Мотоори Норинага , даже критиковали конфуцианское и буддийское влияние (по сути, иностранное влияние) за загрязнение древних обычаев Японии. По их мнению, Япония была страной ками и поэтому имела особую судьбу. [38]
В этот период Япония изучала западные науки и методы (так называемые рангаку , «голландские исследования») посредством информации и книг, полученных через голландских торговцев в Дэдзиме. Основные изучаемые области включали географию, медицину, естественные науки, астрономию, искусство, языки, физические науки, такие как изучение электрических явлений, и механические науки, примером которых является разработка японских часов, или вадокей , вдохновленных западными технологиями. Среди тех, кто изучал в то время механику, Танака Хисасиге , основатель компании Toshiba заслуживает особого упоминания . Из-за технической оригинальности и сложности его часов «Мириады лет» и каракури куклы их трудно восстановить даже сегодня, и они считаются в высшей степени механическим наследием до модернизации Японии. [39] [40] [41]
Искусство, культура и развлечения
[ редактировать ]
В области искусства стала популярна школа Ринпа . Картины и поделки школы Ринпа характеризуются высокой декоративностью и эффектностью рисунков с использованием золотых и серебряных листьев , смелыми композициями с упрощенными рисуемыми объектами, повторяющимися узорами и игривым духом. Важными фигурами в школе Ринпа являются Хонами Коэцу , Таварая Сотацу , Огата Корин , Сакаи Хоицу и Сузуки Киицу . Помимо школы Ринпа, Маруяма Окё и Ито Джакучу известны своими реалистичными техниками рисования. Они создавали свои произведения под патронажем богатых купцов, недавно вышедших из экономического развития того периода. После периода Адзути-Момояма художники школы Кано рисовали изображения на стенах и фусумах замков и храмов . при поддержке влиятельных людей [42]

Благодаря окончанию периода гражданской войны и развитию экономики было произведено множество поделок, имеющих высокую художественную ценность. Среди самураев к оружию стали относиться как к произведениям искусства, стали популярны японские крепления для мечей и японские доспехи, красиво украшенные лаком техники маки-э и резьбой по металлу. Каждый хан ( домен даймё ) поощрял производство ремесел для улучшения своего финансового положения, а такие ремесла, как изготовление мебели и инро, красиво украшенных лаком, металлом или слоновой костью, стали популярными среди богатых людей. Домен Кага , которым правил клан Маэда , с особым энтузиазмом относился к развитию ремесел, и этот район до сих пор может похвастаться репутацией, которая даже сегодня превосходит Киото в области ремесел. [43] [44]
Впервые у городского населения появились средства и свободное время для поддержки новой массовой культуры. Их поиски удовольствий стали известны как укиё (плавающий мир), идеальный мир моды, популярных развлечений и открытия эстетических качеств в предметах и действиях повседневной жизни. Этот растущий интерес к развлекательным мероприятиям помог развить множество новых отраслей промышленности, многие из которых можно было найти в районе, известном как Ёсивара . Этот район был известен как центр развития в Эдо чувства элегантности и утонченности. [45] Основанный в 1617 году как городской район проституции, санкционированный сёгунатом, он сохранял это название около 250 лет. В Ёсиваре проживали в основном женщины, которые из-за неудачных обстоятельств оказались вынуждены работать в этой уединенной среде.
Профессиональные артистки-женщины ( гейши ), музыка, популярные рассказы, кабуки (театр) и бунраку (кукольный театр), поэзия, богатая литература и искусство, иллюстрируемое красивыми гравюрами на дереве (известными как укиё-э ), — все это было частью этого процесса. расцвет культуры. Литература также процветала благодаря талантливым примерам драматурга Чикамацу Монзаэмона (1653–1724) и поэта, эссеиста и писателя-путешественника Мацуо Басё (1644–1694).

Укиё-э — это жанр живописи и гравюры, развившийся в конце 17 века и сначала изображавший развлечения увеселительных районов Эдо, такие как куртизанки и актеры кабуки. Харунобу создал первые полноцветные гравюры нишики-э в 1765 году, форма, которая стала для большинства синонимом укиё-э. Жанр достиг пика техники к концу века с работами таких художников, как Киёнага и Утамаро . Когда период Эдо подошел к концу, появилось большое разнообразие жанров: воины, природа, фольклор и пейзажи Хокусая и Хиросигэ . Жанр пришел в упадок на протяжении оставшейся части века перед лицом модернизации, которая считала укиё-э старомодным и трудоемким в производстве по сравнению с западными технологиями. Укиё-э было основной частью волны японизма , охватившей западное искусство в конце 19 века.
Период Эдо характеризовался беспрецедентной серией экономического развития (несмотря на прекращение контактов с внешним миром) и культурного развития, особенно с точки зрения театра, музыки и других развлечений. Например, в это время был изобретен поэтический размер музыки под названием кинсей коута-тё. [46] и до сих пор используется в народных песнях. Музыка и театр находились под влиянием социального разрыва между дворянством и простолюдинами, и по мере увеличения этого разрыва различные искусства становились более определенными. [47]
Появилось несколько различных типов кабуки. Некоторые, такие как шибараку , были доступны только в определенное время года, а некоторые труппы выступали только для знати. Модные тенденции, высмеивание местных новостей и реклама также часто были частью театра кабуки. [47] Наряду с кабуки среди простых людей были популярны развлечения, рассказывающие истории, и люди наслаждались ракуго , комическими историями, и кодан , историческими историями, в специальном театре под названием ёсэ . [48] Самым популярным видом спорта было сумо .
Рестораны вне дома стали популярными из-за урбанизации. Особой популярностью среди простых людей пользовались ларьки с фаст-фудом, таким как соба , суши , темпура и унаги , рестораны с тофу , чайные домики и идзакая (пабы в японском стиле). Также открылось несколько рётеев , где подают высококлассную еду. Людям нравилось питаться в ресторанах, покупая книги, в которых перечислялись рейтинги ресторанов, имитирующие рейтинги сумо. [49] [50]
Садоводство было популярным занятием. В частности, в Эдо были собраны резиденции даймё (феодалов) каждого домена, и существовало множество садовников, управлявших этими садами, что привело к развитию методов садоводства. Среди людей вишни , ипомеи , японские ирисы и хризантемы особой популярностью пользовались бонсай , а также стали популярны с использованием глубоких горшков. Люди не только покупали растения и ценили цветы, но и с энтузиазмом занимались улучшением сортов цветов, поэтому одна за другой издавались специализированные книги. Например, Мацудайра Садатомо вырастил 300 сортов ириса и опубликовал техническую книгу. [51]
Путешествия стали популярны среди населения благодаря улучшению дорог и почтовых городов. Основными направлениями были знаменитые храмы и синтоистские святилища по всей стране, а еда и питье в гостиницах и проституция были одними из главных достопримечательностей. Больше всего люди восхищались посещением Великого храма Исэ и вершины горы Фудзи , которые считаются самыми священными местами в Японии. В частности, Великий храм Исэ посетило огромное количество посетителей. [52] [53]
В исторических документах зафиксировано, что в 1625 году храм посетили 3,62 миллиона человек за 50 дней. В 1829 году, когда грандиозный фестиваль, проводимый каждые 20 лет ( Сикинен Сенгу проводился ), его посетило 1,18 миллиона человек за три дня. Это было уникальное событие для людей, живущих в отдаленных районах, поэтому они создали совместный фонд для каждого села, сэкономили на дорожных расходах и отправились в групповую поездку. Местные жители Великого храма Исэ и горы Фудзи обычно отправляли специализированный рекламный персонал в различные части Японии, чтобы организовать поездки в местные районы и заработать деньги на туризме. [52] [53]
- Искусство, культура
- Подставка для чтения с изображением горы Ёсино , декорированная лаком в технике маки-э . 18 век
- Укиё-э, основанное на актерах кабуки, стало популярным Итикава Дандзюро V в популярной пьесе кабуки «Сибараку » Утагавы Кунимасы , 1796 год.
- Укиё-э с изображением суши работы Хиросигэ.
- Место посадки на паром на реке Мия , переполненной людьми, посещающими Великий храм Исэ. Хиросигэ
Мода
[ редактировать ]
Одежда приобрела большое разнообразие рисунков и декоративных приемов, особенно кимоно , которое носили женщины. [54] Основными потребителями кимоно были самураи, которые использовали роскошную одежду и другие материальные предметы роскоши, чтобы обозначить свое место на вершине социального порядка. [55] Движимая этим спросом , текстильная промышленность росла и использовала все более сложные методы ткачества, крашения и вышивки . [55] В этот период женщины переняли более яркие цвета и смелый дизайн, тогда как женские и мужские кимоно были очень похожи. [56] Рост класса купцов вызвал рост спроса на сложные костюмы. В то время как обычное кимоно обычно создавалось женщинами дома, роскошные шелковые кимоно разрабатывались и создавались профессиональными художниками, обычно мужчинами. [57]
Разновидностью кимоно, характерной для военной элиты, является госёдоки или «стиль дворцового двора», который носили в резиденции военачальника ( сёгуна или даймё ). Это будут пейзажные сцены, среди которых есть и другие мотивы, обычно отсылающие к классической литературе. [58] Мужчины-самураи носили более сдержанный дизайн с геометрическими узорами, сосредоточенными вокруг талии. [59] Йог . , или спальное кимоно, представляет собой ватную форму пригодного для носки постельного белья, обычно с простым дизайном [60]
Стиль под названием цума мойо имел богатые украшения только ниже пояса и семейные эмблемы на шее и плечах. Их носили женщины купеческого сословия. [61] Кимоно женщин купеческого сословия было более сдержанным, чем у самураев, но все же имело смелые цвета и узоры, отражающие природу. [62]
Красный был популярным цветом среди богатых женщин, отчасти из-за его культурной ассоциации с молодостью и страстью, а отчасти потому, что краситель был получен из сафлора. [63] – было очень дорого, поэтому ярко-красная одежда была показным проявлением богатства. [64] Индийские ткани, привезенные в Японию голландскими импортерами, были приняты с энтузиазмом и нашли множество применений. [65] Японские дизайнеры начали печатать дизайны, вдохновленные индийскими узорами. [66] В некоторых предметах одежды использовалась ткань, импортированная из Великобритании или Франции. Владение этими экзотическими тканями означало богатство и вкус, но их носили как нижнее белье, где узоры не были видны. [67]
Инро и нэцкэ стали популярны среди мужчин как аксессуары. Первоначально инро представлял собой переносной футляр, в который можно было поставить печать или лекарство, а нэцкэ — застежку, прикрепленную к футляру, и оба были практичными инструментами. Однако с середины периода Эдо появились изделия, обладающие высокой художественной ценностью и ставшие популярными в качестве мужских аксессуаров. Особенно самураи и богатые купцы соревновались за приобретение произведений высокой художественной ценности. В конце периода Эдо художественная ценность инро еще больше возросла, и его стали рассматривать как коллекцию произведений искусства. [68] [69]
Конец сёгуната
[ редактировать ]Упадок Токугавы
[ редактировать ]

Конец этого периода специально называют поздним сёгунатом Токугава . Причина окончания этого периода является спорной, но ее часто называют результатом насильственного открытия Японии миру коммодором Мэтью Перри из ВМС США , чья армада (известная японцам как « черные корабли ») открыла огонь по оружие из залива Эдо . Несколько искусственных земельных массивов были созданы, чтобы блокировать дальность действия армады, и эта земля остается на территории, которая сейчас называется районом Одайба .
Токугава в конечном итоге развалился не просто из-за внутренних неисправностей. Иностранное вторжение помогло ускорить сложную политическую борьбу между бакуфу и коалицией его критиков. Продолжение движения антибакуфу в середине 19-го века, наконец, привело к падению Токугавы. Историки считают, что основным фактором, способствовавшим упадку Токугавы, было «плохое управление центральным правительством со стороны сёгуна , что привело к распаду социальных классов в Японии». [ нужна указание авторства ] [70] С самого начала Токугава пытался ограничить накопление богатства семьями и продвигал политику «возврата к земле», согласно которой фермер, конечный производитель, был идеальным человеком в обществе.
Уровень жизни как городских, так и сельских жителей значительно вырос в период Токугава. Были доступны лучшие средства растениеводства, транспорта, жилья, еды и развлечений, а также больше свободного времени, по крайней мере, для городских жителей. Уровень грамотности был высоким для доиндустриального общества (по некоторым оценкам, уровень грамотности в городе Эдо составлял 80 процентов), а культурные ценности были переопределены и широко распространялись среди классов самураев и тёнинов .
Несмотря на повторное появление гильдий , экономическая деятельность вышла далеко за рамки ограничительного характера гильдий, распространилась торговля и развилась денежная экономика. Хотя правительство жестко ограничивало купцов и рассматривало их как непроизводительных и ростовщических членов общества, самураи, которые постепенно отделились от своих сельских связей, сильно зависели от торговцев и ремесленников в вопросах потребительских товаров, художественных интересов и кредитов . тонкая подрывная деятельность класса воинов со стороны тёнинов Таким образом, произошла .
Борьба возникла перед лицом политических ограничений, которые сёгун наложил на класс предпринимателей. Правительственный идеал аграрного общества не соответствовал реальности коммерческого распределения. Возникла огромная правительственная бюрократия, которая теперь находилась в застое из-за своего несоответствия новому и развивающемуся общественному порядку. Ситуацию усугубляло то, что население значительно увеличилось в первой половине периода Токугава. Хотя масштабы и темпы роста неясны, на момент проведения первой общенациональной переписи населения в 1721 году насчитывалось по меньшей мере 26 миллионов простолюдинов и около четырех миллионов членов самурайских семей и их сопровождающих. Засуха, сопровождавшаяся неурожаем и голодом, привела к двадцати великим голод между 1675 и 1837 годами. В период Токугавы произошло 154 голода, из которых 21 был широкомасштабным и серьезным. [71]

Великий голод Тэммэй (1782–1788 гг.) был самым страшным голодом в период Эдо. [72] Многие посевы были повреждены из-за плохой погоды, сильных холодов и извержения горы Асама в 1783 году . [73] [72] Фактором, усугубляющим Великий голод Тенмей, стало падение глобальной температуры из-за извержения исландского вулкана Лаки в 1783 году. [72] Распространение голода во многом произошло из-за плохого управления сёгунатом и кланом. [72]
Крестьянские волнения росли, и к концу 18 века массовые протесты по поводу налогов и нехватки продовольствия стали обычным явлением. Новые безземельные семьи стали фермерами-арендаторами, а перемещенная сельская беднота перебралась в города. По мере того, как состояние ранее зажиточных семей уменьшалось, другие переезжали сюда, чтобы накопить землю, и появился новый, богатый фермерский класс. Те люди, которые получили выгоду, смогли диверсифицировать производство и нанять рабочих, в то время как другие остались недовольны. Для многих самураев настали тяжелые времена, и они были вынуждены заняться ремесленным производством и наемной работой у торговцев.
Хотя Япония смогла приобрести и усовершенствовать широкий спектр научных знаний, быстрая индустриализация Запада в XVIII веке создала материальный разрыв с точки зрения технологий и вооружений между Японией и Западом, вынудив ее отказаться от своей политики изоляции. что способствовало падению режима Токугавы.
В начале 19 века западные вторжения усилились. Русские военные корабли и торговцы вторглись на Карафуто (называемый Сахалином под российским и советским контролем) и на Курильские острова , самые южные из которых японцы считают северными островами Хоккайдо . Британский военный корабль вошел в гавань Нагасаки в поисках вражеских голландских кораблей в 1808 году, а другие военные корабли и китобойные суда в 1810-х и 1820-х годах в японских водах все чаще появлялись . К берегам Японии также прибыли китобои и торговые суда из США. Хотя японцы пошли на некоторые незначительные уступки и разрешили некоторые высадки, они в основном пытались не допустить всех иностранцев, иногда применяя силу. Рангаку сыграл решающую роль не только в понимании иностранных « варваров », но и в использовании знаний, полученных с Запада, для отпора им.
К 1830-м годам возникло общее ощущение кризиса. Голод и стихийные бедствия сильно ударили, а волнения привели к крестьянскому восстанию против чиновников и торговцев в Осаке в 1837 году. Хотя оно длилось всего один день, восстание произвело драматическое впечатление. Средства правовой защиты пришли в форме традиционных решений, направленных на реформирование морального разложения, а не на решение институциональных проблем. сёгуна рангаку Советники настаивали на возвращении военного духа, дополнительных ограничениях на внешнюю торговлю и контакты, подавлении , цензуре литературы и устранении «роскоши» в правительстве и классе самураев.
Другие стремились к свержению Токугавы и поддерживали политическую доктрину соннодзёи (почитать императора, изгонять варваров), которая призывала к единству под имперским правлением и выступала против иностранного вторжения. Бакуфу Первой какое-то время упорствовало на фоне растущей обеспокоенности успехами Запада в создании колониальных анклавов в Китае после опиумной войны 1839–1842 годов. Было приказано провести дополнительные реформы, особенно в экономическом секторе, чтобы укрепить Японию перед лицом западной угрозы.
Япония отклонила требование США, значительно расширявших собственное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, об установлении дипломатических отношений, когда с двумя военными кораблями появился коммодор Джеймс Биддл в заливе Эдо в июле 1846 года .
Конец уединения
[ редактировать ]

Когда коммодора Мэтью К. Перри в июле 1853 года в заливе Эдо появилась эскадра из четырех кораблей председатель совета старших советников Абэ Масахиро , в бакуфу начались беспорядки. За отношения с американцами отвечал (1819–1857). Не имея прецедента, чтобы справиться с этой угрозой национальной безопасности , Абэ попытался сбалансировать желание старших советников пойти на компромисс с иностранцами, императора, который хотел не пускать иностранцев, и даймё , который хотел пойти на войну. Не имея консенсуса, Абэ решил пойти на компромисс, приняв требования Перри открыть Японию для внешней торговли, одновременно проводя военные приготовления. В марте 1854 года Договор о мире и дружбе (или Канагавский договор ) открыл два порта для американских кораблей, ищущих провизию, гарантировал хорошее обращение с американскими моряками, потерпевшими кораблекрушение, и позволил консулу Соединенных Штатов поселиться в Симода , морском порту на берегу моря. Полуостров Идзу , к юго-западу от Эдо. Договор о дружбе и торговле между США и Японией (англ. Соглашение Харриса ), открывающее еще больше территорий для американской торговли, было навязано бакуфу пять лет спустя.
был нанесен значительный ущерб В результате бакуфу . Девальвация цен на золото в Японии стала одним из немедленных и огромных последствий. [74] Европейские и американские торговцы покупали золото на мировом рынке по его первоначальной цене, а затем продавали его японцам за тройную цену. [74] Наряду с этим дешевые товары из этих развитых стран, такие как готовый хлопок, наводнили рынок, вынудив многих японцев покинуть бизнес. [74] Дебаты по поводу политики правительства были необычными и породили общественную критику бакуфу . В надежде заручиться поддержкой новых союзников Абэ, к ужасу фудай , проконсультировался с даймё синпан и тозама , еще больше подорвав и без того ослабленное бакуфу . В ходе реформы Ансея (1854–1856 гг.) Абэ затем попытался укрепить режим, заказав голландские военные корабли и вооружение из Нидерландов и построив новые оборонительные сооружения в портах. В 1855 г. в Нагасаки была открыта военно-морская школа с голландскими инструкторами, а в Эдо — военное училище западного образца; к следующему году правительство уже переводило западные книги. Оппозиция Абэ усилилась в фудай кругах , которые выступали против открытия советов бакуфу для даймё тозама , и в 1855 году на посту председателя старших советников его сменил Хотта Масаёси (1810–1864).
Во главе диссидентской фракции стоял Токугава Нариаки , который долгое время придерживался воинственной лояльности императору наряду с антииностранными настроениями и которому в 1854 году было поручено отвечать за национальную оборону. Школа Мито, основанная на неоконфуцианстве. и принципы синтоизма — имели своей целью восстановление имперского института, поворот Запада назад и основание мировой империи под божественным императорским домом .
В последние годы правления Токугава иностранные контакты увеличились по мере предоставления новых концессий. Новый договор с Соединенными Штатами в 1859 году позволил открыть больше портов для дипломатических представителей, неконтролируемую торговлю в четырех дополнительных портах и иностранные резиденции в Осаке и Эдо. Он также воплощал концепцию экстерриториальности (иностранцы подчинялись законам своих стран, но не законам Японии). Хотта потерял поддержку ключевых даймё , и когда Токугава Нариаки выступил против нового договора, Хотта добивался имперской санкции. Придворные чиновники, видя слабость бакуфу , отклонили просьбу Хотты и таким образом внезапно втянули Киото и императора во внутреннюю политику Японии впервые за многие столетия. Когда сёгун умер, не оставив наследника , Нариаки обратился в суд с просьбой поддержать своего собственного сына Токугаву Ёсинобу (или Кейки) в качестве сёгуна , кандидата, которого поддерживали синпан и даймё тозама . Однако фудай выиграл борьбу за власть, приведя к власти Токугаву Ёситоми, арестовав Нариаки и Кейки, казнив Ёсида Сёин (1830–1859), ведущий интеллектуал сонно-дзёи , который выступал против американского договора и замышлял революцию против бакуфу, а также подписывал договоры с Соединенными Штатами и пятью другими странами, положив тем самым конец более чем 200-летнему исключению.
Недавно [ когда? ] некоторые ученые [ ВОЗ? ] предположили, что этому открытию Японии способствовали и другие события. Ёсимунэ, восьмой сёгун Токугава с 1716 по 1745 год, начал первые реформы Кёхо , пытаясь получить больше доходов для правительства. [75] В 1767–1786 годах Танума Окицугу также инициировал некоторые неортодоксальные экономические реформы для увеличения государственных доходов. [75] Это привело к тому, что его консервативные оппоненты напали на него и заняли его позицию, поскольку он был с позором изгнан из правительства. [75] Точно так же Мацудайра Саданобу начал реформы Кансэй в 1787–1793 годах, чтобы стабилизировать цены на рис, сократить государственные расходы и увеличить доходы. [75] Последняя экономическая реформа эпохи Тэнпо 1841–1843 годов преследовала аналогичные цели. Большинство из них были неэффективными и работали только в некоторых областях. Эти экономические неудачи также сыграли бы роль в открытии Японии, поскольку японские бизнесмены стремились к более крупным рынкам. Некоторые ученые также указывают на внутреннюю активность в поддержку политических перемен. Школа Мито долгое время была активной силой, требующей политических изменений, таких как восстановление власти Императора. Этот гнев также можно увидеть в стихах Мацуо Тасеко (женщины, которая выращивала тутового шелкопряда в долине Ина) из Школы национального обучения Хираты Ацутане:
«Это отвратительно
волнение из-за темы
В современном мире
С тех пор, как корабли
из зарубежных стран
пришел за драгоценностями
коконы тутового шелкопряда
в страну богов и императора
Сердца людей
хоть они и потрясающие,
разбираются
и охвачен яростью».- Мацуо Тасеко, Гордон 2008, с. 52
Это вдохновило многих активистов, выступающих против Токугавы, и они обвинили бакуфу в обнищании народа и позоре императора. [76]

Модернизация Бакумацу и конфликты
[ редактировать ]В последние годы бакуфу , или бакумацу , бакуфу приняло решительные меры, чтобы попытаться восстановить свое господство, хотя его участие в модернизации и иностранных державах сделало его объектом антизападных настроений по всей стране.
Были модернизированы армия и флот. В 1855 году в Нагасаки была основана военно-морская школа подготовки. Военно-морских студентов на несколько лет отправили учиться в западные военно-морские училища, положив начало традиции будущих лидеров, получивших образование за границей, таких как адмирал Эномото . Французские военно-морские инженеры были наняты для строительства военно-морских арсеналов, таких как Йокосука и Нагасаки. К концу сёгуната Токугава в 1868 году японский флот сёгуна уже располагал восемью паровыми боевыми кораблями западного образца вокруг флагманского корабля «Кайё Мару» , которые использовались против проимперских сил во время войны Босин под командованием адмирала Эномото . Французская военная миссия была создана для помощи в модернизации армий бакуфу .


Почитая императора как символ единства, экстремисты совершали насилие и смерть против властей бакуфу и хань, а также иностранцев. Возмездие иностранных военно-морских сил в англо-сацумской войне привело к заключению еще одного концессионного торгового договора в 1865 году, но Ёситоми не смог обеспечить соблюдение западных договоров. Армия бакуфу потерпела поражение, когда ее послали подавить инакомыслие в владениях Сацума и Тёсю в 1866 году. Наконец, в 1867 году император Комэй умер, и ему наследовал его несовершеннолетний сын император Мэйдзи .
Токугава Ёсинобу неохотно стал главой дома Токугава и сёгуном . Он попытался реорганизовать правительство при императоре, сохранив при этом роль сёгуна руководящую . Сацума и Тёсю Опасаясь растущей власти даймё , другие даймё призвали вернуть сёгуна политическую власть императору и создать совет даймё под председательством бывшего сёгуна Токугава . Ёсинобу принял этот план в конце 1867 года и подал в отставку, объявив о «восстановлении империи». Сацума, Тёсю и другие ханьские Однако лидеры и радикальные придворные восстали , захватили императорский дворец и 3 января 1868 года объявили о своем восстановлении.
После войны Босин (1868–1869) бакуфу было упразднено, а Ёсинобу низведен до ранга простого даймё . Сопротивление продолжалось на Севере в течение 1868 года, и бакуфу военно-морские силы под командованием адмирала Эномото Такеаки продолжали продерживаться ещё шесть месяцев на Хоккайдо , где они основали недолговечную Республику Эдзо .
Хотя период Эдо вскоре закончился, ценности Бусидо продолжали влиять на японское общество еще долго после того, как самураи прекратили свое существование.
Период Эдо также окажет длительное влияние на современное искусство и культуру. Период Эдо продолжает жить в пьесах, книгах, аниме и особенно в дзидайгэки (драмах исторического периода), таких как классические самурайские фильмы Акиры Куросавы . Фильмы Куросавы повлияли на спагетти-вестерны и даже на «Звездные войны». [77]
События
[ редактировать ]- 1600: Битва при Сэкигахаре . Токугава Иэясу побеждает коалицию даймё и устанавливает гегемонию над большей частью Японии.
- 1603: Император назначает Токугаву Иэясу сёгуном , который переносит своё правительство в Эдо (Токио) и основывает династию сёгунов Токугава .
- 1605: Токугава Иэясу уходит с поста сёгуна , и ему наследует его сын Токугава Хидэтада .
- 1607: Корейская династия Чосон отправляет посольство в сёгунат Токугава .
- 1611: Острова Рюкю становятся вассальным государством домена Сацума .
- 1614: Токугава Иэясу запрещает христианство в Японии.
- 1615: Битва при Осаке. Токугава Иэясу осаждает замок Осака , вся оппозиция со стороны сил, верных семье Тоётоми . Власть Токугавы становится главенствующей по всей Японии.
- 1616: Токугава Иэясу умирает.
- крестьян и тёнинов увеличивается. 1620: После смерти Иэясу население
- 1623: Токугава Иэмицу становится третьим сёгуном .
- 1633: Иэмицу запрещает путешествовать за границу и читать иностранные книги.
- 1635: Иэмицу формализует систему обязательного альтернативного проживания ( санкин-котай ) в Эдо.
- 1637: Восстание Симабара (1637–1638 гг.), Поднятое обремененными налогами крестьянами.
- 1638: Иэмицу запрещает строительство кораблей.
- указы, устанавливающие национальное уединение ( Сакоку 1639: Завершены Рей). Всем жителям Запада, кроме голландцев, запрещен въезд в Японию.
- 1641: Иэмицу запрещает въезд в Японию всем иностранцам, кроме китайцев, корейцев и голландцев.
- 1657: Великий пожар Мейреки уничтожает большую часть города Эдо.
- 1700-е годы: Кабуки и укиё-э становятся популярными. [ нужны разъяснения ]
- 1707: Извержение горы Фудзи .
- анатомический текст Кайтай Синсё публикуют 1774: Сугита Генпаку и Маэно Рётаку , первый полный японский перевод западного медицинского труда .
- 1787: Мацудайра Саданобу становится старшим советником сёгуната и проводит реформы Кансэй .
- 1792: Русский посланник Адам Лаксман прибывает в Нэмуро на востоке Эдзо (ныне Хоккайдо ).
- 1804: Русский посланник Николай Резанов достигает Нагасаки и безуспешно пытается установить торговые отношения с Японией.
- 1837: Восстание Осио Хэйхачиро .
- 1841: Реформы Тэнпо .
- коммодора ВМС США Мэтью Перри 1853: Эскадра из четырех кораблей появилась в заливе Эдо ( Токийский залив ).
- 1854: США вынуждают Японию подписать торговое соглашение (« Канагавский договор »), которое вновь открывает Японию для иностранцев спустя два столетия.
- 1855: Россия и Япония устанавливают дипломатические отношения.
- 1860: Инцидент в Сакурадамоне .
- 1864: Британские, французские, голландские и американские военные корабли бомбардируют Симоносеки и открывают новые японские порты для иностранцев.
- 1868: Токугава Ёсинобу уходит в отставку, династия Токугава заканчивается, и император (или «микадо») Мэйдзи восстанавливается, но со столицей в Эдо/Токио и божественными атрибутами.
Имена эпох
[ редактировать ]Императорские эпохи, провозглашенные в период Эдо, были: [78]
Название эпохи | Японские кандзи | Приблизительные годы |
---|---|---|
Кейчо | Кейчо | 1596~1615 |
Генна | Мотова | 1615~1624 |
Не мочь | Канэй | 1624~1644 |
Сёхо | Масахиса | 1644~1648 |
Здесь | Кейан | 1648~1652 |
Джоо | Принятие | 1652~1655 |
Мейреки | Мейреки | 1655~1658 |
Меньший | Манджи | 1658~1661 |
Канбун | Хиробуми | 1661~1673 |
Импо | Энпо | 1673~1681 |
Он повторил | Тяньхэ | 1681~1684 |
Джокё | Тейкё | 1684~1688 |
Гэнроку | Гэнроку | 1688~1704 |
Возвращаться | Хоэй | 1704~1711 |
Сётоку | Масатоши | 1711~1716 |
Кёхо | Кёхо | 1716~1736 |
Генбун | Исходный текст | 1736~1741 |
Канпо | Канпо | 1741~1744 |
Энкё | Энкио | 1744~1748 |
Банка | Хиронобу | 1748~1751 |
Хореки | Хореки | 1751~1764 |
Мейва | Мейва | 1764~1772 |
Анъэй | Эрнст энд Янг | 1772~1781 |
Тенмей | рассвет | 1781~1789 |
Кансей | Кансей | 1789~1801 |
Кёва | Кёва | 1801~1804 |
Клетка | культура | 1804~1818 |
Бунсей | Бунсей | 1818~1830 |
Тенпо | Тенпо | 1830~1844 |
Кока | Хирока | 1844~1848 |
Пояс | Каэй | 1848~1854 |
петля | Ансей | 1854~1860 |
Тот человек | Маннобу | 1860~1861 |
Бункюу | Бункю | 1861~1864 |
Гэндзи | Гэндзи | 1864~1865 |
Кейо | Кейо | 1865~1868 |
В популярной культуре
[ редактировать ]Период Эдо является местом действия многих произведений популярной культуры. К ним относятся романы, комиксы, пьесы, фильмы, телешоу, анимационные произведения и манга.
есть культурный тематический парк под названием « Страна чудес Эдо Никко Эдомура» В районе Кинугава-Онсэн в Никко, Тотиги , к северу от Токио, .
См. также
[ редактировать ]- Уголовное наказание в Японии периода Эдо
- Эдомодзи — японские стили письма, изобретенные в период Эдо.
- Ээ джа най ка , вспышка массовой истерии в конце периода Эдо.
- Гонин Гуми , группы из пяти семей, которые несли коллективную ответственность в период Эдо.
- Дзидайгеки , японские исторические драмы, действие которых обычно происходит в период Эдо.
- Джитте (оружие) , уникальное для того периода оружие правоохранительных органов.
- Каракури нингё , японские автоматы.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Период Токугава (1603–1868)» . Японский модуль – Питтсбургский университет . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ «Даймё | Значение, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ Холл и Макклейн 1991 , стр. 128–182.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Япония, христианство и Запад в период Эдо» . Факты и детали . 26 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2022 г.
- ^ Холл и Макклейн 1991 , стр. 369–370.
- ^ Холл и Макклейн 1991 , с. 370
- ^ Бисли 1972 , с. 22
- ^ Что касается таких терминов, как «симин, сельское хозяйство, промышленность и торговля» и «равенство четырех людей», они не используются. . Токио Сёсэки (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б 35-я «Сертифицированное сельское хозяйство, промышленность и торговля» исчезла из учебников - Часть 2 - Рейва 3 Связи с общественностью Уки «Укикара» августовский выпуск . Уки, Кумамото (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Обновленная информация об осведомленности о правах человека (PDF) . Симоносеки (на японском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Холл, Джон В. (осень 1974 г.). «Правление по статусу в Токугава, Япония». Журнал японоведов . 1 (1): 39–49. дои : 10.2307/133436 . JSTOR 133436 .
- ^ Тотман 2000 , стр. 225–230.
- ^ Майкл Верт, Самурай: Краткая история (2019).
- ^ Льюис 2003 , стр. 31–32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фредерик 2002 , с. 313
- ^ Данзаэмон . Котобанк (на японском языке). Архивировано из оригинала 7 марта 2024 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фредерик 2002 , с. 93
- ^ Кодзо Ямамура, «К переосмыслению экономической истории Токугава, Япония, 1600–1867». Журнал экономической истории 33.3 (1973): 509–546. онлайн
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Перес, Луи Г. (2009). История Японии (2-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-36442-6 . ОСЛК 277040931 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хэнли, С.Б. (1968). Демографические тенденции и экономическое развитие в Токугаве, Япония: на примере провинции Бидзэн в Окаяме. Дедал , 622–635.
- ^ Квартира 2000 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хуан, Рэй (2015). Капитализм и 21 век (Zi ben zhu yi y er shi yi shi ji) . Di 1). Пекин: Жизнь · Чтение · Новые знания Sanlian Bookstore. (под ред 978-7-108-05368-8 . OCLC 953227195 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Один чо, или чобу, равен 2,45 акра.
- ^ Константин Номикос Вапорис, Дежурство: самураи, военная служба в Эдо и культура Японии раннего Нового времени (Гонолулу: University of Hawaii Press, 2008), 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хане, Микисо. Домодернистская Япония: исторический обзор . Рутледж, 2018.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тотман 2000 , глава 11.
- ^ Саката Ёсио, Мэйдзи Ишинси [История Реставрации Мэйдзи] (Токио: Мирайша, 1960), 19
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония, современная история (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Co., стр. 5–108 . ISBN 0-393-04156-5 . ОСЛК 47013231 .
- ^ Сьюзан Б. Хэнли и Кодзо Ямамура (1977) Экономические и демографические изменения в доиндустриальной Японии, 1600–1868 , стр. 69–90.
- ^ Тецудзи Окадзаки (2005). «Роль торговой коалиции в досовременном экономическом развитии Японии: исторический институциональный анализ» (PDF) . Исследования по экономической истории . 42 (2): 184–201. дои : 10.1016/j.eeh.2004.06.005 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2012 г.
- ^ Даймонд 2005 , стр. 297–304.
- ^ Кобаяши, Тецуя (1976). Общество, школы и прогресс в Японии . Пергамон. стр. 14–. ISBN 9781483136226 .
- ^ См. Марту Токко, «Нормы и тексты женского образования в юго-восточном Китае, Токугава, Япония». В Ко, Хабуш и Пигготт, Женщины и конфуцианские культуры, 193–218.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Часть 6: Как наслаждаться японскими книгами 4 Эдо-но Соши стр.3. (2013) Университет Сэйкэй.
- ^ Книги с картинками Эдо и период Эдо. Национальная парламентская библиотека.
- ^ Нихонбаши .
- ^ Кейзабуро Сеймару (2017) Бестселлер Эдо . ISBN 978-4800312556
- ^ Льюис 2003 , стр. 45–47.
- ^ Хисасиге Танака (1799-1881) Музей Сейко в Гиндзе.
- ^ Механизм «Ман-нэн докей», исторического вечного хронометра Юдзи Кубота (2005)
- ^ Каракури Нагоя, Традиции современного робота. Шобей Тамайя
- ^ Что такое Ринпа? Мастера Римпы и шедевры, о которых следует знать 15 января 2019 г.
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 104, стр. 120. ISBN 978-4907211110
- ^ Традиционные ремесла Канадзавы. Архивировано 17 января 2022 г. в Wayback Machine Kanazawa City .
- ^ Лонгстрит и Лонгстрит 1989 , с. 2
- ^ Хофф, Фрэнк (1 июня 1978 г.). Песня, танец, рассказывание историй: аспекты исполнительского искусства в Японии . Китайско-японская программа, Корнелльский университет. п. 130 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нисияма, Мацуносукэ (1997). Культура Эдо: повседневная жизнь и развлечения в городской Японии, 1600-1868 гг . Перевод Громера, Джеральда. Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. стр. 198 –227. ISBN 0-585-30952-3 . OCLC 45728301 .
- ^ Краткое руководство по водевилю (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ «Культура питания вне дома Эдо | Создание культуры питания вне дома Эдо - 1 | Знакомство с соевым соусом в японской кулинарной культуре» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 года . Проверено 15 июля 2020 года .
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ↑ Общий исторический журнал «Рекихаку» № 196 Национальный музей истории Японии.
- ^ Садоводство Эдо в полном цвету Музей Эдо, Токио.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Исэ-сама, мечта обычных людей хотя бы раз посетить Cleanup Corporation
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фудзи-ко и Оси Китагутихонгу Сенгенджиндзя
- ^ Ивао 2015 , стр. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джексон 2015 , с. 20.
- ^ Джексон 2015 , с. 22.
- ^ Джексон 2015 , с. 24.
- ^ Джексон 2015 , стр. 35–44.
- ^ Джексон 2015 , стр. 76–78.
- ^ Джексон 2015 , стр. 93–95.
- ^ Джексон 2015 , стр. 46–51.
- ^ Джексон 2015 , с. 54.
- ^ «Кимоно» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Джексон 2015 , с. 63.
- ^ Джексон 2015 , с. 80.
- ^ Джексон 2015 , стр. 80–84.
- ^ Джексон 2015 , с. 87.
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 104-106. ISBN 978-4907211110
- ^ Юдзи Ямасита Ремесла Мэйдзи Мэйдзи, стр. 80-81, Хэйбонся, 2014. ISBN 978-4582922172
- ^ Янсен 2002 , стр. 289–292.
- ^ Тёркингтон, Дэвид , «Хронология японской истории» , период Эдо (1603–1868) , заархивировано из оригинала 25 июня 2012 г. , получено 5 мая 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Тень огромного извержения голода в Эдо: падение температуры, неурожай и техногенные катастрофы» оригинала Никкей , 30 апреля 2022 года. Архивировано из 5 мая 2022 года.
- ^ «Извержение горы Асама в 1783 году | Управление водной системы реки Тоне | Бюро регионального развития Канто, Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма» . www.ktr.mlit.go.jp Проверено 25 марта 2022 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гордон 2008 , с. 51
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гордон 2008 , с. 42
- ^ Гордон 2008 , с. 52
- ^ Фудзита, Джеймс (22 августа 2023 г.). «Обзор периода (эры) Эдо в Японии —» . JPbound .
- ^ «Хронология и названия периода Эдо» (на японском языке, июль 2019 г.) . Проверено 20 февраля 2020 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Художественный музей Бирмингема (2010), Художественный музей Бирмингема: путеводитель по коллекции , Бирмингем, Алабама: Художественный музей Бирмингема, ISBN 978-1-904832-77-5
- Бизли, Уильям Г. (1972), Реставрация Мэйдзи , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета , ISBN 0-8047-0815-0
- Даймонд, Джаред (2005), Крах: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Penguin Books , ISBN 0-14-303655-6
- Фредерик, Луи (2002), Японская энциклопедия , Справочная библиотека издательства Гарвардского университета, Belknap, ISBN 9780674017535
- Флат, Дэвид (2000), Японская экономика , Нью-Йорк: Oxford University Press , ISBN 0-19-877504-0
- Гордон, Эндрю (2008), Современная история Японии: от времен Токугавы до наших дней (второе изд.), Нью-Йорк: Oxford University Press , ISBN 978-0-19-533922-2 , заархивировано из оригинала 6 февраля 2010 г.
- Холл, JW; Макклейн, JL (1991), Кембриджская история Японии , издательство Кембриджского университета, ISBN 9780521223553
- Ивао, Нагасаки (2015). «Одетые в эстетику традиций: от косодэ до кимоно». В Джексоне, Анна (ред.). Кимоно: искусство и эволюция японской моды . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 8–11. ISBN 9780500518021 . OCLC 990574229 .
- Джексон, Анна (2015). «Платье в период Эдо: эволюция моды». В Джексоне, Анна (ред.). Кимоно: искусство и эволюция японской моды . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 20–103. ISBN 9780500518021 . OCLC 990574229 .
- Янсен, Мариус Б. (2002), Создание современной Японии (изд. в мягкой обложке), Belknap Press of Harvard University Press, ISBN 0-674-00991-6
- Льюис, Джеймс Брайант (2003), Пограничный контакт между Чосон Корея и Токугава Япония , Лондон: Routledge , ISBN 0-7007-1301-8
- Лонгстрит, Стивен ; Лонгстрит, Этель (1989), Ёсивара: кварталы развлечений старого Токио , Yenbooks, Ратленд, Вермонт: Tuttle Publishing , ISBN 0-8048-1599-2
- Сейгл, Сесилия Сегава (1993), Ёсивара: Сверкающий мир японской куртизанки , Гонолулу, Гавайи: University of Hawaii Press , ISBN 0-8248-1488-6
- Тотман, Конрад (2000), История Японии (2-е изд.), Оксфорд: Блэквелл, ISBN 9780631214472
- Атрибуция
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . Япония
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гут, Кристина (1996), Искусство Эдо, Япония: художник и город 1615–1868 , Х. Н. Абрамс, ISBN 9780300164138
- Хага, Туру (2021), Пакс Токугавана: Культурный расцвет Японии, 1603–1853 (первое английское издание), Токио: Японский фонд издательской индустрии культуры, ISBN 978-4-86658-148-4 , заархивировано из оригинала 10 ноября 2021 г. , получено 29 апреля 2021 г.
- Янсен, Мариус Б. (1986), Япония в переходный период, от Токугавы до Мэйдзи , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press , ISBN 0-691-05459-2
- Робертс, Люк С. (2012), Исполнение Великого мира: политическое пространство и открытые секреты в Токугаве, Япония , Гавайи: University of Hawaii Press, ISBN 978-0824835132
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Японские карты эпохи Токугава - богатая подборка редких японских карт из цифровых коллекций библиотеки UBC.
- Хронология – Япония: Мемуары тайной империи