Jump to content

Каракури марионетка


Автомат каракури , гр. 1800 , Британский музей

каракури Марионетки ( からくり人形 , каракури нингё ) — традиционные японские механизированные куклы или автоматы , изготавливавшиеся с 17 по 19 века. Жесты кукол служили формой развлечения. Слово каракури также стало означать «механизмы» или «трюк» на японском языке . [1] Он используется для описания любого устройства, которое вызывает чувство трепета за счет сокрытия своей внутренней работы. [2]

название каракури Считается, что происходит от японского глагола каракуру , что означает «тянуть, растягивать и перемещать нить». [3] Альтернативно оно пишется на кандзи как 轻轻 , 轻轻 , 机器 , и архаично как Карагири .

Чайный сервиз каракури с механизмом, 19 век. Национальный музей природы и науки , Токио .
Даси каракури из Цуцуи-тё/Декимати тенносай в Нагое

Одно из самых ранних зарегистрированных в Японии упоминаний о подобных устройствах-автоматах можно найти в « Нихон Сёки» , в котором упоминается механизм, известный как колесница, указывающая на юг, появившийся во время правления императрицы Когьёку в 658 году нашей эры. [4]

Каракури получили дальнейшее развитие в Японии после появления европейской технологии изготовления часов где-то в начале 17 века, в период Сэнгоку . [5] Шестерни и кулачки, используемые при изготовлении часов, использовались для создания движущихся кукол. Страна приняла механизированное кукольное представление как форму развлечения, и оно стало популярным в период Эдо , который считался золотым веком строительства и использования каракури . [5]

Каракури изначально были известны только японцам из высшего сословия, таким как кугэ и даймё , как единственные члены общества, достаточно богатые, чтобы позволить себе их. Однако каракури получили широкую популярность благодаря их использованию в качестве части платформ во время уличных фестивалей, таких как Тосёгу Мацури в Нагое . [6]

В 1662 году часовщик Такэда Оми завершил первый бутай каракури , каракури, предназначенный для сценических представлений, в районе Дотонбори в Осаке . [5] Затем он построил несколько таких больших кукол для театральных выставок, и театр передавался из поколения в поколение в его семье. [5] [7]

В 19 веке Танака Хисасиге , основатель компании Toshiba , заработал репутацию благодаря изготовлению технически сложных кукол каракури . Его шедевры — Юми-хики-додзи (мальчик, стреляющий из лука) и кукла Модзи-каки (кукла, пишущая письма). В случае Юми-хики , используя механическую силу, марионетка стреляет в цель из лука и стрел, а в случае Модзи-каки марионетка обмакивает кисть в чернила и пишет символы на бумаге. [8]

По словам Кирсти Бойл, ученицы одного из последних мастеров кукол каракури в Японии, традиция каракури фокусируется на искусстве сокрытия технологий с верой в то, что это будет более эффективно вызывать чувства и эмоции. [9] Отмечается также, что, хотя марионетка каракури и напоминает человеческую фигуру, она имеет форму решительных движений, отличающихся быстрыми перемещениями, которые невозможно уловить невооруженным глазом. [10]

Существует три основных типа каракури . [11] Бутай каракури ( сценическое каракури , сценическое каракури ) представляли собой куклы в натуральную величину, предназначенные для публичных представлений, например, в театрах . [12] Дзасики каракури ( Дзасики Каракури в татами , каракури ) были небольшими и использовались дома. Большинство из них устанавливались на стол и исполняли танец или били в барабаны, но некоторые предназначались для подачи чая или сакэ . Они были значительно дорогими и обычно были дорогими. , принадлежавшие даймё или другому высокостатусному лицу Даси каракури ( даси каракури , фестивальная машина каракури ), представляли собой большие механические куклы, используемые на религиозных праздниках. [11] где куклы использовались для реконструкции традиционных мифов и легенд .

Были и более недорогие игрушки на основе традиционного каракури . Оловянные игрушки , которые какое-то время часто производились в Японии и продавались на экспорт, иногда были созданы по образцу каракури .

Некоторые учёные отмечают, что жесты и движения каракури оказали влияние на Но , кабуки. [5] и Бунраку театр .

Дзасики каракури

[ редактировать ]

Наиболее распространенным сегодня примером механизма дзасики-каракури является робот-сервировщик чая, который начинает двигаться вперед, когда чашка чая оказывается на тарелке в его руках. Это каракури , также известное как чахакоби , [13] использовался в ситуации, когда хозяин хотел угостить гостя развлекательным способом. Он движется по прямой на заданное расстояние, передвигая ноги, как при ходьбе, а затем наклоняет голову. Кукла останавливается, когда чашку убирают. При его замене робот поднимает голову, разворачивается и возвращается туда, откуда пришел. Обычно он приводится в действие заводной пружиной из китового уса, а действия контролируются набором кулачков и рычагов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Закон, Джейн Мари (1997). Марионетки ностальгии – жизнь, смерть и возрождение японской традиции Авадзи Нингё . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-02894-1 .
  2. ^ Ши, Майкл (2015). «Каракури: тонкий обман в демонстрациях искусства устройств и робототехники в Мирайкане». Леонардо . 48 : 40–47. дои : 10.1162/LEON_a_00936 . S2CID   57445910 .
  3. ^ Нихон-Дайдзитэн-Канкокай Токио (2000). Нихон кокуго дайдзитэн Сёгакукан OCLC   835363391 .
  4. ^ Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры, Том 2, Книга XXVI - через Wikisource .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Марковиц, Джудит (2014). Роботы, которые говорят и слушают: технологии и социальное воздействие . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 33. ISBN  9781614516033 .
  6. ^ «Фестиваль Токай Даси — живая городская культура XIX века» . г Проверено 5 июня 2020 ..
  7. ^ «Каракури.инфо» . karakuri.info . Проверено 5 июня 2020 г.
  8. ^ Хисасиге Танака (1799-1881) Музей Сейко в Гиндзе.
  9. ^ Чеок, Адриан Дэвид; Чжан, Эмма Янн (2019). Интимные отношения человека и робота . Чам: Спрингер. п. 2. ISBN  978-3-319-94729-7 .
  10. ^ Хендри, Джой; Равери, Массимо (2005). Япония в игре . Лондон: Рутледж. стр. 74 . ISBN  0203996569 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Луннинг, Франция (2008). Мехадемия 3: пределы человеческого потенциала . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. п. 231. ИСБН  9780816654826 .
  12. ^ Браун, Стивен Т. (2010). Токийский киберпанк: постгуманизм в японской визуальной культуре . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 32. ISBN  9780230103597 .
  13. ^ Бок, Томас; Линнер, Томас (2015). Роботизированная индустриализация . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 98. ИСБН  978-1-107-07639-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac35ee9b3db10e4c78caeaf42a41aff1__1712698860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/f1/ac35ee9b3db10e4c78caeaf42a41aff1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karakuri puppet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)