Каракури марионетка
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на японском языке . (Декабрь 2011 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |

каракури Марионетки ( からくり人形 , каракури нингё ) — традиционные японские механизированные куклы или автоматы , изготавливавшиеся с 17 по 19 века. Жесты кукол служили формой развлечения. Слово каракури также стало означать «механизмы» или «трюк» на японском языке . [1] Он используется для описания любого устройства, которое вызывает чувство трепета за счет сокрытия своей внутренней работы. [2]
название каракури Считается, что происходит от японского глагола каракуру , что означает «тянуть, растягивать и перемещать нить». [3] Альтернативно оно пишется на кандзи как 轻轻 , 轻轻 , 机器 , 机 и архаично как Карагири .
История
[ редактировать ]
Одно из самых ранних зарегистрированных в Японии упоминаний о подобных устройствах-автоматах можно найти в « Нихон Сёки» , в котором упоминается механизм, известный как колесница, указывающая на юг, появившийся во время правления императрицы Когьёку в 658 году нашей эры. [4]
Каракури получили дальнейшее развитие в Японии после появления европейской технологии изготовления часов где-то в начале 17 века, в период Сэнгоку . [5] Шестерни и кулачки, используемые при изготовлении часов, использовались для создания движущихся кукол. Страна приняла механизированное кукольное представление как форму развлечения, и оно стало популярным в период Эдо , который считался золотым веком строительства и использования каракури . [5]
Каракури изначально были известны только японцам из высшего сословия, таким как кугэ и даймё , как единственные члены общества, достаточно богатые, чтобы позволить себе их. Однако каракури получили широкую популярность благодаря их использованию в качестве части платформ во время уличных фестивалей, таких как Тосёгу Мацури в Нагое . [6]
В 1662 году часовщик Такэда Оми завершил первый бутай каракури , каракури, предназначенный для сценических представлений, в районе Дотонбори в Осаке . [5] Затем он построил несколько таких больших кукол для театральных выставок, и театр передавался из поколения в поколение в его семье. [5] [7]
В 19 веке Танака Хисасиге , основатель компании Toshiba , заработал репутацию благодаря изготовлению технически сложных кукол каракури . Его шедевры — Юми-хики-додзи (мальчик, стреляющий из лука) и кукла Модзи-каки (кукла, пишущая письма). В случае Юми-хики , используя механическую силу, марионетка стреляет в цель из лука и стрел, а в случае Модзи-каки марионетка обмакивает кисть в чернила и пишет символы на бумаге. [8]
- Юми-Хики Доджи, созданный Танакой Хисасиге .
- Кукла Модзи-каки, сделанная Танакой Хисасиге.
По словам Кирсти Бойл, ученицы одного из последних мастеров кукол каракури в Японии, традиция каракури фокусируется на искусстве сокрытия технологий с верой в то, что это будет более эффективно вызывать чувства и эмоции. [9] Отмечается также, что, хотя марионетка каракури и напоминает человеческую фигуру, она имеет форму решительных движений, отличающихся быстрыми перемещениями, которые невозможно уловить невооруженным глазом. [10]
Типы
[ редактировать ]Существует три основных типа каракури . [11] Бутай каракури ( сценическое каракури , сценическое каракури ) представляли собой куклы в натуральную величину, предназначенные для публичных представлений, например, в театрах . [12] Дзасики каракури ( Дзасики Каракури в татами , каракури ) были небольшими и использовались дома. Большинство из них устанавливались на стол и исполняли танец или били в барабаны, но некоторые предназначались для подачи чая или сакэ . Они были значительно дорогими и обычно были дорогими. , принадлежавшие даймё или другому высокостатусному лицу Даси каракури ( даси каракури , фестивальная машина каракури ), представляли собой большие механические куклы, используемые на религиозных праздниках. [11] где куклы использовались для реконструкции традиционных мифов и легенд .
Были и более недорогие игрушки на основе традиционного каракури . Оловянные игрушки , которые какое-то время часто производились в Японии и продавались на экспорт, иногда были созданы по образцу каракури .
Некоторые учёные отмечают, что жесты и движения каракури оказали влияние на Но , кабуки. [5] и Бунраку театр .
Дзасики каракури
[ редактировать ]Наиболее распространенным сегодня примером механизма дзасики-каракури является робот-сервировщик чая, который начинает двигаться вперед, когда чашка чая оказывается на тарелке в его руках. Это каракури , также известное как чахакоби , [13] использовался в ситуации, когда хозяин хотел угостить гостя развлекательным способом. Он движется по прямой на заданное расстояние, передвигая ноги, как при ходьбе, а затем наклоняет голову. Кукла останавливается, когда чашку убирают. При его замене робот поднимает голову, разворачивается и возвращается туда, откуда пришел. Обычно он приводится в действие заводной пружиной из китового уса, а действия контролируются набором кулачков и рычагов.
Галерея
[ редактировать ]- Фестиваль Симоханда в Ханде
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Закон, Джейн Мари (1997). Марионетки ностальгии – жизнь, смерть и возрождение японской традиции Авадзи Нингё . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02894-1 .
- ^ Ши, Майкл (2015). «Каракури: тонкий обман в демонстрациях искусства устройств и робототехники в Мирайкане». Леонардо . 48 : 40–47. дои : 10.1162/LEON_a_00936 . S2CID 57445910 .
- ^ Нихон-Дайдзитэн-Канкокай Токио (2000). Нихон кокуго дайдзитэн Сёгакукан OCLC 835363391 .
- ^ Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры, Том 2, Книга XXVI - через Wikisource .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Марковиц, Джудит (2014). Роботы, которые говорят и слушают: технологии и социальное воздействие . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 33. ISBN 9781614516033 .
- ^ «Фестиваль Токай Даси — живая городская культура XIX века» . г Проверено 5 июня 2020 ..
- ^ «Каракури.инфо» . karakuri.info . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Хисасиге Танака (1799-1881) Музей Сейко в Гиндзе.
- ^ Чеок, Адриан Дэвид; Чжан, Эмма Янн (2019). Интимные отношения человека и робота . Чам: Спрингер. п. 2. ISBN 978-3-319-94729-7 .
- ^ Хендри, Джой; Равери, Массимо (2005). Япония в игре . Лондон: Рутледж. стр. 74 . ISBN 0203996569 .
- ^ Перейти обратно: а б Луннинг, Франция (2008). Мехадемия 3: пределы человеческого потенциала . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. п. 231. ИСБН 9780816654826 .
- ^ Браун, Стивен Т. (2010). Токийский киберпанк: постгуманизм в японской визуальной культуре . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 32. ISBN 9780230103597 .
- ^ Бок, Томас; Линнер, Томас (2015). Роботизированная индустриализация . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 98. ИСБН 978-1-107-07639-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Karakuri.info Информационный сайт на английском языке
- Марионетки каракури на фестивале Такаяма мацури. Архивировано 26 мая 2015 г. в Wayback Machine NHK (видео)