Jump to content

Бунраку

Персонаж Осоно из спектакля « Хаде Сугата Онна Майгину » ( Введение ) в спектакле кукольной труппы Тонда города Нагахама, префектура Сига.

Бунраку ( 文楽 ) (также известный как Нингё дзёрури ( 人形浄瑠璃 ) ) — форма традиционного японского кукольного театра , основанного в Осаке в начале 17 века и играющего до сих пор. [1] принимают участие три типа исполнителей В представлении бунраку : нингёцукай или нингёдзукай ( кукловоды ), таю ( певцы ) и сямисэн музыканты другие инструменты, такие как барабаны тайко . Иногда будут использоваться .Сочетание пения и игры на сямисэне называется дзёрури , а японское слово, обозначающее марионетку (или, как правило, куклы), — нингё . Он используется во многих пьесах.

Кукольник с куклой-женщиной
Сцена из Мусуме Кои-но Хиганоко», Яоя изображающая фильма «Датэ Осичи, поднимающегося на башню.

История Бунраку уходит корнями в 16 век, но истоки его современной формы можно проследить примерно в 1680-х годах. Популярность к нему возросла после того, как драматург Чикамацу Мондзаэмон (1653–1724) начал сотрудничество с певцом Такэмото Гидаю (1651–1714), основавшим в 1684 году кукольный театр Такэмото в Осаке.

Первоначально термин бунраку относился только к конкретному театру, основанному в 1805 году в Осаке , который был назван Бунракудза в честь кукольного ансамбля Уэмура Бунракукэн ( 植村文楽軒 , 1751–1810) , кукольника начала XVIII века из Авадзи , чьи усилия возродил угасающее состояние традиционного кукольного театра. [ нужна ссылка ]

Элементы формы

[ редактировать ]

Марионетки традиции Осаки, как правило, в целом несколько меньше, тогда как куклы традиции Авадзи являются одними из самых крупных, поскольку постановки в этом регионе, как правило, проводятся на открытом воздухе.

Головы и руки традиционных марионеток вырезаются специалистами, а тела и костюмы часто изготавливаются кукловодами. Головки могут быть весьма сложными с механической точки зрения; в пьесах на сверхъестественные темы марионетку можно сконструировать так, чтобы ее лицо могло быстро трансформироваться в лицо демона. Менее сложные головы могут иметь глаза, которые двигаются вверх и вниз, из стороны в сторону или закрываются, а также подвижные носы, рты и брови.

Органы управления всеми движениями частей головы расположены на ручке, идущей вниз от шеи марионетки, до которых добирается главный кукловод, вставляя левую руку в грудь куклы через отверстие в задней части туловища. .

Главный кукловод, омозукай , использует правую руку, чтобы управлять правой рукой марионетки, а левую руку — для управления головой марионетки. Левый кукловод, известный как хидаризукай или сасидзукай , в зависимости от традиции труппы, манипулирует левой рукой марионетки своей правой рукой с помощью стержня управления, выходящего назад из локтя марионетки. Третий кукловод, асидзукай , управляет ступнями и ногами. Кукловоды начинают свое обучение с управления ногами, затем переходят к левой руке, прежде чем смогут тренироваться в качестве основного кукловода. Многие практикующие мастера традиционного кукольного мира, особенно те, кто работает в Национальном театре, описывают длительный период обучения, который часто требует десяти лет на ногах, десяти лет на левой руке и десяти лет на голове второстепенных персонажей, прежде чем окончательно развить необходимые навыки для перехода к манипуляциям с головой главного героя, как художественной необходимости. [ нужна ссылка ] Однако в такой культуре, как японская, которая отдает предпочтение старшинству, систему можно также рассматривать как механизм управления конкуренцией между артистическими эго и обеспечения баланса между демографическими данными кукольников в труппе для выполнения каждой роли. [ мнение ]

Для всех персонажей, кроме самых второстепенных, требуются три кукловода, которые выступают на виду у публики, обычно в черных мантиях. В большинстве традиций все кукловоды также носят на голове черные капюшоны, но некоторые другие, в том числе Национальный театр Бунраку, оставляют главного кукловода без капюшона — стиль представления, известный как дзукай . Форма капюшонов кукольников также различается в зависимости от школы, к которой принадлежит кукольник.

Обычно один певец произносит все партии персонажей, меняя высоту и стиль своего голоса, чтобы изобразить различных персонажей в сцене. Иногда используются несколько певцов. Певчие сидят рядом с игроком на сямисэне . В некоторых традиционных кукольных театрах есть вращающаяся платформа для певца и игрока на сямисэне , которая вращается, чтобы привлечь новых музыкантов для следующей сцены.

Сямисэн , используемый в бунраку, немного больше, чем другие виды сямисэна , и имеет другой звук, более низкий по высоте и более полный.

Бунраку имеет много общего с кабуки . Фактически многие пьесы были адаптированы для исполнения как актерами кабуки, так и кукольными труппами бунраку . Бунраку особенно известен пьесами о самоубийствах влюбленных. История о сорока семи ронинах также известна как в бунраку , так и в кабуки.

Бунраку — авторский театр, в отличие от кабуки, театра исполнителя. В бунраку перед выступлением певец держит текст и кланяется перед ним, обещая добросовестно следовать ему. В кабуки актеры вставляют каламбуры в свои имена, импровизации, отсылки к современным событиям и другие вещи, которые отклоняются от сценария.

Самым известным бунраку драматургом был Чикамацу Мондзаэмон . На его счету более 100 пьес, его иногда называют Шекспиром Японии. [ нужна ссылка ]

Компании, артисты и производители кукол Бунраку были названы «Живыми национальными сокровищами» в рамках программы сохранения своей культуры Японии.

Национальный театр Бунраку в Осаке

Осака является домом поддерживаемой правительством труппы Национального театра Бунраку . Ежегодно театр предлагает пять или более спектаклей, каждый из которых длится две-три недели в Осаке, а затем переезжает в Токио для выступления в Национальном театре. Национальный театр Бунраку также гастролирует по Японии, а иногда и за рубежом.

До конца 1800-х годов по всей Японии действовали сотни других профессиональных, полупрофессиональных и любительских трупп, исполнявших традиционные кукольные драмы.

После окончания Второй мировой войны количество трупп сократилось до менее 40, большинство из которых выступают только один или два раза в год, часто в связи с местными фестивалями. [ нужна ссылка ] Однако несколько региональных трупп продолжают активно выступать.

Кукольная труппа Авадзи, расположенная на острове Авадзи к юго-западу от Кобе , предлагает короткие ежедневные представления и более обширные представления в собственном театре, а также гастролировала по Соединенным Штатам, России и другим странам мира.

Кукольная труппа Тонда ( 冨田人形共遊団 ) префектуры Сига , основанная в 1830-х годах, пять раз гастролировала по Соединенным Штатам и Австралии и активно проводила академические программы в Японии для американских студентов университетов, желающих обучаться традиционным Японский кукольный театр.

Кукольная труппа Имада , выступавшая во Франции, Тайване и США, а также Кукольная труппа Курода расположены в городе Иида , в префектуре Нагано . Обе труппы, история которых насчитывает более 300 лет, часто выступают, а также активно воспитывают новое поколение традиционных кукольников и расширяют знания о кукольном искусстве посредством программ обучения в местных средних школах и обучения американских студентов университетов на летних академических программах в свои домашние кинотеатры.

Рост интереса к кукольному театру бунраку способствовал созданию первой традиционной японской кукольной труппы в Северной Америке. С 2003 года кукольная труппа Бунраку Бэй , базирующаяся в Университете Миссури в Колумбии, штат Миссури , выступала на площадках по всей территории США, включая Центр исполнительских искусств Кеннеди и Смитсоновский институт , а также в Японии. Они также выступали вместе с кукольной труппой Имада. [2] Центр кукольного искусства в Атланте , штат Джорджия большое разнообразие кукол бунраку . , имеет в своей азиатской коллекции [3]

Музыка и песня

[ редактировать ]
Таю и на сямисене игрок

Певица/певица ( таю ) и исполнитель на сямисэне составляют основную музыку традиционного японского кукольного театра. В большинстве представлений на сямисэне музыку к номеру исполняют только игрок и певец. Гармония между этими двумя музыкантами определяет качество их вклада в исполнение. [4]

Роль таю выражать эмоции и индивидуальность марионеток. Таю исполняет не только голос каждого из персонажей , но и выступает рассказчиком пьесы.

Расположенный сбоку от сцены таю физически демонстрирует выражения лиц каждого персонажа, исполняя соответствующие голоса. Исполняя одновременно несколько персонажей, таю облегчает различие между персонажами, преувеличивая их эмоции и голоса. Это также сделано для того, чтобы максимизировать эмоциональные аспекты для аудитории.

В бунраку используется футодзао сямисэн , который является как самым большим, . так и самым низким сямисеном

Чаще всего используются флейты, в частности сякухати , кото и различные ударные инструменты.

Марионетки

[ редактировать ]
Крупный план головы мужчины-марионетки с механическими глазами. Эта конкретная марионетка представляет собой голову, используемую в представлениях санбасо .

Глава Марионетки

[ редактировать ]

Головы марионеток ( кашира ) делятся на категории в зависимости от пола, социального класса и личности. Некоторые головы созданы для определенных ролей, другие можно использовать для нескольких разных представлений, меняя одежду и окраску. Головы фактически перекрашиваются и готовятся перед каждой презентацией. [5] [6]

Существует около 80 типов голов марионеток, широко классифицированных, а в Цифровой библиотеке Совета искусств Японии ( ja ) перечислено 129 типов голов марионеток. [7] [8]

На некоторых из этих голов есть особые трюки, и, потянув за ниточки этих трюков, можно изменить выражение марионетки, чтобы показать, что человек превратился в ёкая ( странное привидение) или онрё (мстительного духа), активируя трюк. Например, если потянуть за веревку, габу , разновидность головы, может мгновенно расколоть рот красивой женщины, раскрыть ее до ушей и отрастить клыки, ее глаза станут большими золотистыми, и у нее вырастут золотые рога. можно представить Превращение женщины в ханню (женщину-демона) в одной голове. Голова Тамамо-но-Маэ , потянув за веревку, может мгновенно закрыть лицо красивой женщины маской кицунэ (лисы) . С одной головой можно изобразить истинный облик девятихвостой лисы , замаскированной под Тамамо-но-Маэ. [7] [9] Обратите внимание, что в Noh изменение атрибутов персонажей представлено удалением одной из двухслойных масок Noh. [10] Нашивари , тип головы, можно сделать, потянув за веревку , чтобы разделить голову на две части, обнажая красную часть, изображающую голову, отрубленную мечом. [7]

Подготовка волос сама по себе является искусством. Волосы отличают характер, а также могут указывать на определенные черты личности. Волосы сделаны из человеческих волос, однако яка для придания объема можно добавить хвост . Затем ансамбль фиксируется на медной пластине. Чтобы голова куклы не была повреждена, отделка прически производится водой и пчелиным воском, а не маслом. [11]

Женская марионетка в головном уборе и красочном кимоно

Костюмы созданы мастером по костюмам и состоят из нескольких предметов одежды разных цветов и узоров. Эта одежда обычно включает в себя пояс и воротник, а также нижнее кимоно ( дзюбан ), кимоно и хаори или верхнюю одежду ( учикаке ). Чтобы костюмы оставались мягкими, на подкладке их используется хлопок. [12]

По мере износа или загрязнения одежды кукол кукловоды заменяют ее. Процесс одевания или переодевания кукол кукловодами называется кошираэ .

Строительство

[ редактировать ]

Скелетная структура куклы проста. Резная деревянная кашира прикрепляется к рукоятке головы, или догуши , и высовывается из плеча марионетки. Длинный материал накидывается на переднюю и заднюю часть погона, после чего прикрепляется ткань. Резной бамбук крепится для создания бедер марионетки, руки и ноги привязываются к туловищу отрезками веревки. У марионетки нет туловища, поскольку оно просто блокирует диапазон движений отдельных конечностей кукловода. Затем пришивается ишо , или костюм куклы , чтобы покрыть любые тканевые, деревянные или бамбуковые части, которые художник не желает видеть. Наконец, сзади на костюме делается прорезь для того, чтобы главный кукольник мог крепко держать палку-голову догуси . [13]

Текст и куклы

[ редактировать ]

В отличие от кабуки, в котором особое внимание уделяется игре главных действующих лиц, бунраку одновременно демонстрирует элементы презентации (непосредственно пытаясь вызвать определенную реакцию) и репрезентации (пытаясь выразить идеи или чувства автора). Таким образом, внимание уделяется как визуальным и музыкальным аспектам кукол, так и исполнению и тексту. Каждая пьеса начинается с короткого ритуала, во время которого таю , стоя на коленях за небольшой, но богато украшенной кафедрой , почтительно поднимает свою копию сценария, чтобы продемонстрировать преданность точному воспроизведению текста. Сценарий также представлен в начале каждого акта.

Исполнители

[ редактировать ]

Несмотря на сложную подготовку, кукольники происходили из очень бедной семьи. Кугуцу -маваси были странствующими людьми, и в результате образованный и богатый класс японского общества того времени относился к ним как к изгоям. В качестве развлечения мужчины управляли маленькими ручными марионетками и устраивали миниатюрные театральные представления, в то время как женщины часто были искусны в танцах и фокусах, которые они использовали, чтобы соблазнить путешественников провести с ними ночь. В темах отражена вся среда, породившая эти кукольные спектакли. [14]

Сцена музыканта ( юка )

[ редактировать ]

Юка исполняется — это вспомогательная сцена, на которой -буси гидаю . Он выступает в зону зрителей в передней правой части сидений. На этой вспомогательной ступени расположена специальная вращающаяся платформа. Именно здесь появляются певец и игрок на сямисэне , а когда они заканчивают, он снова поворачивается, выводя их за кулисы и размещая на сцене следующих исполнителей. [15]

Перегородки ( тэсури ) и яма ( фунадоко )

[ редактировать ]

В зоне между задней и нижней сценой есть три сценических позиции, известные как «перила» ( тесури ). Место, расположенное за второй перегородкой, часто называют ямой, и именно здесь стоят кукловоды, чтобы выполнять реалистичные движения марионеток.

Маленькие комнаты с занавесками ( комаку ) и ширмами ( мисуути )

[ редактировать ]

Эта сцена выглядит со стороны публики: правая сторона называется камите ( левая сцена), а левая сторона называется симотэ ( правая сцена). Марионетки появляются и покидают сцену через маленькие черные занавески. Жалюзи-ширмы находятся прямо над этими маленькими занавесками, и у них есть специальные бамбуковые жалюзи, чтобы зрители не могли видеть, что находится внутри.

Большой занавес ( дзёшики-маку )

[ редактировать ]

Дзёсики -маку — это большая, низко висящая занавеска, свисающая с карниза, называемого сан-н-тэсури . Он используется для отделения зоны, где сидят зрители, от основной сцены. Кукловоды стояли позади дзёшики-маку , держа своих кукол над занавесом, скрываясь от зрителей. Однако практика дзукай, установленная позже в форме бунраку , позволяла видеть актеров на сцене, движущихся вместе с марионетками, сводя на нет использование занавесок. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «История Бунраку 1» . Кукольный театр Японии: Бунраку. Введение в Бунраку: Путеводитель по просмотру японского кукольного театра . Совет искусств Японии. 2004. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
  2. ^ «Бунраку Бэй выступает с 300-летней труппой» . themaneater.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2016 года . Проверено 9 марта 2015 г.
  3. ^ Азиатская коллекция Центра кукольного искусства.
  4. Введение в Бунраку , Японский совет искусств, Певца и игрока на сямисене. Архивировано 31 декабря 2009 года в Wayback Machine.
  5. Введение в Бунраку , Совет искусств Японии, Голова марионетки. Архивировано 21 января 2010 г. в Wayback Machine.
  6. Введение в Бунраку , Совет искусств Японии, Изготовление головы марионетки . Архивировано 16 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Jump up to: а б с Тип головы (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  8. ^ Поиск по шее (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  9. ^ «Куклы Бунраку: Типы голов» . Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  10. ^ Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012. Энциклопедия , Чикума Сёбо стр. 200, 307, 741. ISBN) .  978-4480873576 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. Введение в Бунраку , Совет искусств Японии, Парик марионетки . Архивировано 22 января 2010 г. в Wayback Machine.
  12. Введение в Бунраку , Совет искусств Японии, Костюмы марионетки . Архивировано 3 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Адачи, Барбара (1978). Голос и руки Бунраку Токио: Mobil Seikyu Kabushiki Kaisha.
  14. ^ Ортолани, Бенито (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Принстонский университет: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-04333-7 .
  15. ^ Бразелл, Карен (1998) [1997]. Традиционный японский театр . Издательство Колумбийского университета. стр. 115–124. ISBN  0-231-10872-9 .
  16. ^ Лейтер, Сэмюэл (2006). Исторический словарь японского традиционного театра . Лэнхэм: The Scarecrow Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc21e531b790645ad38d300fd93cff21__1720586340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/21/cc21e531b790645ad38d300fd93cff21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bunraku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)