Растения
Общая численность населения | |
---|---|
в. 15 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский и французский | |
Родственные этнические группы | |
Бецилео ; другие малагасийские группы; Австронезийские народы |
Зафиманири — подгруппа этнической группы бецилео на Мадагаскаре. Они живут в лесистых горах южно-центрального нагорья к юго-востоку от Амбоситры , между соседними народами Бетсилео и Танала . Существует около 100 деревень Зафиманири, в которых проживает около 25 000 человек. Зафиманири говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео .
Они известны своими знаниями и искусством резьбы по дереву , которое было добавлено в 2003 году в ЮНЕСКО список всемирного нематериального культурного наследия . Этот стиль обработки дерева когда-то был распространен на Мадагаскаре, но его количество уменьшилось из-за вырубки лесов. Историки считают, что их искусство дает представление о прикладном искусстве прошлого на Мадагаскаре.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Сегодня на Мадагаскаре насчитывается около 25 000 сафиманири. [1] Зафиманири являются потомками как этнических групп Бетсимисарака , так и Танала , но отличаются от обеих, прежде всего, природой влажных и холодных горных лесов, где они поселились. [2] В бывших районах Зафиманири, где лес исчез и началось террасное выращивание риса, эти общины считаются Бецилео «настоящими» Зафиманири, которые до сих пор живут в лесах и сохраняют свой традиционный образ жизни. [3]
История
[ редактировать ]Народ зафиманири мигрировал в густые леса юго-восточного Мадагаскара в 18 веке из-за растущей вырубки лесов в других частях острова. [1]
Деревни Зафиманири были среди тех, кто подвергся возмездию со стороны французских солдат во время восстания против колониального правления 1947 года , в результате чего многие жители деревни бежали в лес, где они кочевали в течение двух лет. [4] Сообщество Зафиманири не принимало особого участия в восстании, но пострадало непропорционально сильно, потому что их деревни были расположены вдоль маршрута, по которому основные общины-подстрекатели на юго-востоке добирались до французских лагерей в центральном нагорье, что заставило французов поверить в причастность Зафиманири. Когда французские войска «обеспечили безопасность» различных частей территории Зафиманири, они арестовали местных жителей и отправили их в концентрационные лагеря. [5] иногда сжигают и деревни. [4]
Общество
[ редактировать ]Общество сафиманири сравнительно менее иерархично, чем общество народа мерина . [6] Исторически это проявлялось как оппозиция централизованному правительству. [4] Они, как правило, не прибегают к насилию и придают большое значение вежливости и вежливости, а также мягкости в отношении воспитания детей. [7]
Климат страны Зафиманири представляет собой высокогорный тропический лес, где погода часто холодная и влажная. [8] Район расположен на высоте 1000–1800 метров, и погода обычно пасмурная, в результате чего бывает всего около 100 бездождливых дней в году (2000–3000 мм осадков выпадает ежегодно). [9] Самый крупный город Зафиманири — Антоэтра, с населением около 1000 человек. [10] Есть 17 крупных деревень Зафиманири, [11] и всего около 100, [1] хотя на машине можно добраться только до Антоэтры. [11]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]Моногамный брак и семейная жизнь рассматриваются как центральные элементы стабильности общества. Значение, придаваемое этому видению семьи, символически представлено в строительстве и украшении домов Зафиманири. [12] Женщины-зафиманиры, как правило, выходят замуж гораздо раньше, чем мужчины, и становятся матерями в молодом возрасте. Напротив, молодые люди имеют длительный подростковый возраст, в течение которого они занимаются «молодыми мужскими занятиями», такими как охота и торговля на большие расстояния. [13] Пары молодых людей непостоянны, и даже формальный брак может закончиться без осложнений; именно рождение детей служит укреплению отношений. [14] Родители считаются более успешными во взрослом возрасте, если они способны воспитать большее количество детей. Старшие члены семьи ( райамандрены ) являются уважаемыми лидерами в обществе и подают пример гармоничной совместной жизни, разговаривая спокойно и вежливо, ссылаясь на пословицы и уважая предков. [15]
Классовая принадлежность
[ редактировать ]Исторически у зафиманири был класс рабов, и хотя рабство официально закончилось с французской колонизацией в 1896 году (но на практике оно прекратилось только в середине 1930-х годов), [16] Зафиманиры до сих пор идентифицируют потомков этой группы как представителей класса рабов. [17] Эти представители класса рабов, которые составляли максимум 10% от общей численности населения и, как правило, были пленниками (в том числе и иностранцами) и опозорили Зафиманири, никогда не были рассредоточены по стране Зафиманири и не принадлежали отдельным хозяевам. Скорее, они были сосредоточены всего в двух деревнях, которые сыграли историческую роль в качестве своего рода суда, где разрешались споры. [18] самый крупный из них - Антезадротра. [19] Они обслуживали эти административные единицы, принося соль с побережья и выполняя другие подобные поручения, но в остальном вели повседневную жизнь, более или менее неотличимую от жизни свободных зафиманири. Тем не менее, эти две группы не вступают в браки. [18] Рабы не имели доступа к земле, если она не была предоставлена им свободными зафиманири, и это, как правило, были истощенные земли, которые свободные люди оставляли под паром, где еще мог расти сладкий картофель. [20]
Ожидается, что свободный класс зафиманири вступит в брак с другими зафиманири, чтобы сформировать социальные союзы, которые предоставят им доступ к новой земле для обработки. Поскольку потомки рабов не могли жениться на свободных зафиманири, чтобы получить доступ к земле, они часто выбирают супруга из бывших каст рабов в тех районах, куда они мигрируют в поисках сезонной наемной работы. Следовательно, потомки рабов имеют больше родственников за пределами страны Зафиманири и имеют больше возможностей отправить своих детей жить к родственникам для посещения более качественных школ за пределами страны Зафиманири; Таким образом, потомки рабов-зафиманири в среднем более образованы, чем свободные зафиманиры. [21]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Первоначально культура Зафиманири не имела четко определенной религии. [22] Традиционные верования вращались вокруг уважения к предкам и Занахари , что переводилось европейскими миссионерами как «Бог», но представляло собой безразличную и вездесущую силу, родственную судьбе или судьбе, и проявлявшуюся через силы природы. [23] Начиная с конца 1800-х годов члены Лондонского миссионерского общества начали обращать свободные деревни Зафиманири в протестантизм. Миссионеры-иезуиты также вели активную работу с зафиманири в середине 1930-х годов, особенно среди членов недавно освобожденного класса рабов, которые стали первыми обращенными католиками. [24]
Культура
[ редактировать ]Зафиманири славятся своими навыками работы с деревом. Их дома построены полностью из дерева, без использования гвоздей. Дома и все другие деревянные предметы домашнего обихода, включая мебель, гробницы и инструменты, украшены символическими геометрическими узорами, в которых сочетаются арабские и австронезийские влияния. [10] В отличие от большинства других этнических групп Мадагаскара, сафиманири придают гораздо большее значение строительству прочных и хорошо украшенных домов, а не гробниц. [25] Огонь применяется для закалки древесины, используемой для изготовления духовых трубок и стрел. [26] Столяры используют более 20 видов деревьев, каждый из которых имеет свои особые свойства и применение. Их стиль работы с деревом раньше был широко распространен на Мадагаскаре, но в значительной степени вымер и теперь в основном сохранился только среди этой этнической группы. В 2008 году деревообработка Зафиманири была внесена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. [1]
Также считается, что зафиманири сохранили другие оригинальные малагасийские культурные обычаи и верования, которые вымерли в других частях острова. Например, существует связь между церемонией обрезания и смертью; Перед проведением операции ребенка, подлежащего обрезанию, ритуально измеряют для его гроба. [27] Они также практикуют древнюю традицию возведения высоких стоящих камней в память о предке или важном событии в жизни предка. [28] Традиционная одежда шилась из чеканной ткани из коры. [29]
Похоронные обряды
[ редактировать ]Умерших хоронят в деревянных гробницах, расположенных в лесу. [20] На похоронах Зафиманири проходят ритуальные поединки по борьбе, которые часто напоминают танец. [30]
Танец и музыка
[ редактировать ]Локанга — музыкальный инструмент , очень популярный среди зафиманири. Его форма символизирует гроб. [27]
Язык
[ редактировать ]На малагасийском языке говорят зафиманири, как и остальные малагасийские этнические группы. Их диалект почти идентичен диалекту бецилео, граничащего с ними на западе. [31]
Экономика
[ редактировать ]Исторически все члены общины были столярами. Однако сильная вырубка лесов привела к сокращению доступности древесины, что снизило жизнеспособность средств к существованию, основанных на этом навыке. В последние годы деревни Зафиманири все активнее продвигают туризм для получения дохода, но эта новая форма средств к существованию все больше меняет характер сообществ, которые раньше были несколько изолированными. [10] Туризм позволяет им продавать деревянные резные изделия ручной работы проходящим туристам. [32] и они также продают эти предметы поставщикам, которые перепродают их в более крупных городах, таких как близлежащая Амбоситра . [1] Класс бывших рабов-католиков в значительной степени монополизировал продажу туристам деревянных изделий ручной работы до 1970-х годов, поскольку массовое производство этих предметов было сначала организовано местными новообращенными католиками при поддержке церкви; хотя большинство зафиманири сейчас заняты в этом секторе, бывшие рабы-католики по-прежнему доминируют в производстве, распределении и продаже. Zafimaniry также заготавливает древесину для продажи. Большинство гидов, которые организуют туристические поездки в деревни Зафиманири, родом из бывшей рабской деревни Антетесандротра. [33]
Зафиманири в основном выращивают кукурузу и бобы и традиционно полагаются на тави ( подсечно-огневое земледелие). [10] Среднестатистический мужчина зафиманири тратит 22 дня в году на расчистку сельскохозяйственных угодий через тавы, а оставшуюся часть своего времени можно посвятить другим видам деятельности, приносящим доход, например, резьбе по дереву или миграции в поисках сезонной работы в другом месте. [34] Кукуруза, которая, вероятно, была принята зафиманири около 200 лет назад, теперь является их основной культурой. Поля сжигаются каждый год в начале посевного сезона и обрабатываются в течение четырех-десяти лет, прежде чем их плодородие истощается, и их оставляют под паром примерно на пять лет, прежде чем снова засеять. Поскольку поле становится менее плодородным, от выращивания кукурузы и фасоли отказываются в пользу картофеля и сладкого картофеля. Маниока - последняя культура, которую выращивают на поле перед тем, как ее оставят под паром. В период пара зафиманири используют поля для других целей, например, для выпаса скота, выращивания лекарственных растений и выращивания непищевых растений, кустарников. и деревья для производства волокна и строительных материалов. [8] После семидесяти лет этого плодородного парового цикла зафиманири полностью прекращают обрабатывать этот участок и превращают его в постоянное паровое пастбище. [35] Кукурузу, таро и бобы они дополняют продуктами дикой природы, собранными в окрестных лесах, в частности, медом и раками. [17]
Недавние усилия по внедрению интенсификации растениеводства с упором на выращивание риса из года в год на одном и том же поле оказались в некоторой степени успешными. [10] Выращивание риса в этом исторически холодном регионе в последние десятилетия стало проще из-за глобального потепления. [3] Во многом это связано с истощением земель зафиманири для традиционного орошаемого земледелия, что вынудило зафиманири найти способ освоить выращивание риса, несмотря на неадаптированный характер горной местности, в которой они живут. Рельеф и климат требуют очень сложных террасных и ирригационных систем, для строительства которых местному населению не хватает знаний, поэтому им приходится нанимать специалистов Betsileo для строительства своих рисовых полей. Большую часть денежных доходов Зафиманиры инвестируют в строительство террас для выращивания риса. [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Знания зафиманири в области деревообработки» . ЮНЕСКО. 2008 год . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Блох 1995 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Блох 1995 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Брейер 2007 , с. 86.
- ^ Брейер 2007 , с. 87.
- ^ Астути, Парри и Стаффорд 2007 , с. 357.
- ^ Блох 1999 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Каждый 2004 год , с. 151.
- ^ Каждый 2004 год , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б с д и Батлер, Ретт (2008). «Деревни Зафиманири Амбоситры на Мадагаскаре» (на французском языке). WildMadagascar.org . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Брэдт и Остин, 2014 , с. 198.
- ^ Астути, Парри и Стаффорд 2007 , с. 191.
- ^ Блох 1999 , с. 182.
- ^ Блох 1993 , с. 115.
- ^ Блох 1999 , с. 180.
- ^ Моррис 1980 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Моррис 1980 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Моррис 1980 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Моррис 1980 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Моррис 1980 , с. 120.
- ^ Моррис 1980 , с. 127.
- ^ Блох 2010 , с. 161.
- ^ Блох 1995 , с. 95.
- ^ Моррис 1980 , с. 122.
- ^ Блох 2010 , с. 151.
- ^ Доменикини-Рамиараманана 1983 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б Доменикини-Рамиараманана 1983 , с. 465.
- ^ Нильссен 2011 , стр. 118.
- ^ Блох 1993 , с. 116.
- ^ Доменикини-Рамиараманана 1983 , с. 505.
- ^ Блох 1995 , с. 91.
- ^ Брэдт и Остин, 2014 , с. 199.
- ^ Моррис 1980 , стр. 123–124.
- ^ Каждый 2004 год , с. 152.
- ^ Каждый 2004 год , с. 160.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео о столярах Зафиманири
Библиография
[ редактировать ]- Астути, Рита; Парри, Джонатан; Стаффорд, Чарльз (2007). Вопросы антропологии . Оксфорд, Великобритания: Берг. ISBN 9781845207489 .
- Блох, Морис (2010). «В Чатал-Хююке есть религия или там только дома?». В Ходдере, Ян (ред.). Религия в период зарождения цивилизации: Чатал-Хююк на примере . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 146–162. ISBN 9781139492171 .
- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2014). Мадагаскар (11-е изд.). Бакс, Великобритания: Путеводители Брэдта. ISBN 9781841624983 .
- Брейер, Тимо (2007). К топологии культурной памяти: различные способы записи и передачи . Вюрцбург, Германия: Кенигсхаузен и Нойманн. ISBN 9783826035272 .
- Блох, Морис (1999). « Поедание» молодых людей среди зафиманири». В Миддлтоне, Карен (ред.). Предки, власть и история на Мадагаскаре . Нидерланды: Брилл. стр. 175–190. ISBN 9789004112896 .
- Блох, Морис (1995). «Становление пейзажем: ясность для зафиманири». В Вуазена, Клоди (ред.). Пейзаж во множественном числе: За этнологический подход к пейзажам (на французском языке). Париж: Les Editions de la MSH. стр. 89–104. ISBN 9782735106844 .
- Блох, Морис (1993). «Специфика предметной области, живые виды и символика». В Бойере, Паскаль (ред.). Когнитивные аспекты религиозного символизма . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 111–120. ISBN 9780521432887 .
- Доменикини-Рамиараманана, Баколи (1983). От пословиц к речи: язык, литература и политика на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Картала. ISBN 9782865370634 .
- Кулл, Кристиан А. (2004). Остров Огня: политическая экология горящих ландшафтов на Мадагаскаре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226461403 .
- Моррис, HS (1980). «Рабы, аристократы и экспорт Саго в Сараваке». В Уотсоне, Джеймс Л. (ред.). Азиатская и африканская системы рабства . Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 293–308. ISBN 9780520040311 .
- Нильссен, Хильда (2011). Ритуальное воображение: исследование владения тромбой среди бецимисарака на восточном Мадагаскаре . Нидерланды: Брилл. ISBN 9789004215245 .