Ждем этого
Общая численность населения | |
---|---|
в. 600 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
Тандрой-Махафали малагасийский | |
Родственные этнические группы | |
Другие малагасийские группы, австронезийские народы , народы банту |
Тандрой населяющая — традиционно кочевая этническая группа Мадагаскара, засушливую южную часть острова под названием Андрой , ведущая свое происхождение от материковой части Восточной Африки . [ нужна ссылка ] Однако в 17 веке Тандрой возник как конфедерация двух групп, управляемых династией Зафиманара, пока наводнение не привело к распаду королевства примерно в 1790 году. Сложная местность и климат Тандроя защищали и изолировали население, избавляя его от порабощения Королевством . Имерины в 19 веке; позже французские колониальные власти также изо всех сил пытались оказать свое влияние на это население. С момента обретения независимости тандрой пострадали от предрассудков и экономической маргинализации, что привело к массовой миграции и смешанным бракам с другими этническими группами, а также к тому, что они сыграли ключевую роль в протестах , которые спровоцировали конец президента Филиберта Цирананы правления в 1972 году.
Тандрой также можно назвать Антандрой , но это технически избыточно: рой означает шип ; префикс означает место ; и дополнительный t означает от .
Хотя тандрои имеют много общих культурных черт с другими этническими группами Мадагаскара, например, уважение к предкам, общий язык и сложные погребальные обряды, их отличают определенные обычаи. Они особенно известны своими самобытными танцами, хлопчатобумажной одеждой, искусно украшенными гробницами и уникальным использованием дощатой архитектуры при строительстве своих домов. Кроме того, в отличие от большинства малагасийских этнических групп, они в большей степени полагаются на клубни, ямс, просо и другие культуры, выращивание которых менее зависит от воды, чем рис, столь распространенный в других местах на острове. Выпас зебу остается основным видом экономической деятельности тандроев, и их гробницы обычно украшаются многочисленными черепами зебу как признак богатства.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
Название Тандрой означает «люди шипов» в отношении колючих зарослей эндемичных растений, характерных для юго-западного региона Мадагаскара . [1] Их традиционная родина — современный Андройский район , примерно расположенный между Амбоасарами и Белогой и между океаном и Бекилами ; население наиболее сконцентрировано вокруг Амбовомбе . У них, как правило, более сильные восточноафриканские , чем австронезийские черты лица. [1] Тандрой ведут свою родословную от народа сакалава . [2]
По состоянию на 2013 год насчитывается около 600 000 тандрой. [3] Они составляют пятую по величине этническую группу на острове. [4]
История
[ редактировать ]Жители региона Тандрой отождествляют себя с одной из двух различных традиций. Устная история клана Каримбола, населявшего западную часть Тандроя, не описывает миграцию в этот район, а скорее предполагает, что жители всегда там присутствовали. [5] В начале 18 века самая западная часть Тандроя была завоевана династией Менарандра соседнего народа Махафали . [6] В восточной части Тандроя первоначальное население клана Махандровато постепенно превосходило численность беженцев Антаноси и Бара . К началу 18 века возникла централизованная конфедерация, объединившая всех, кто жил между реками Менарандра и Мендаре. Этой конфедерацией управляла династия Зафиманара, подгруппа клана Махандровато, которая дала региону и его жителям название Тандрой. Могущество Зафиманары ослабло примерно в 1790 году, когда сильное наводнение и последовавшие за ним экологические потрясения побудили их бежать на плато Маномбо. [5]
На протяжении французской колонизации Мадагаскара (1897-1960 гг.) тандрой, наряду с махафали, считались самой нецивилизованной из этнических групп острова. [7] Это мнение распространилось среди других малагасийцев, установив стереотип, который характеризовал Антандроев как полураздетых дикарей. [8]
Свержение президента Цирананы и конец Первой республики в 1972 году были вызваны вооруженным протестом крестьян Антандроя в Толиаре против коррупции при сборе налогов. [9]
Общество
[ редактировать ]Тандрой — традиционно кочевая этническая группа Мадагаскара, населяющая засушливую южную часть острова под названием Андрой . [1] Суровая среда, в которой они обитают, исторически служила в значительной степени их изоляцией и защитой от нападений со стороны других малагасийских этнических групп; Французы также изо всех сил пытались установить власть над Антандрой после колонизации. [2] После национальной независимости от Франции в 1960 году тандрой (как и мерина) стали наиболее распространенными практиками межэтнических браков, во многом из-за частой миграции мужчин тандрой в поисках экономических возможностей. [4]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]Семьи тандрой патриархальны, и ожидается, что женщины будут подчиняться мужчинам в своей семье. [1] Обрезание является важным ритуалом для мужчин-тандроев, и в некоторых общинах в честь праздника крайняя плоть выстреливается из ствола пистолета. [10]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Тандрои разделяют общие малагасийские верования в бога-творца, вечную жизнь и силу предков, которые вмешиваются в дела живых и которых следует уважать. Тандрой общается с предками и может ими овладеть, войдя в состояние транса, называемое било . [11] Среди тандрой обычно боятся крокодилов, а члены клана Зафиндравоай считают, что они являются потомками союза женщины тандрой и крокодила. [12] Кроме того, считается, что дух коколампо способен оказывать положительное или отрицательное влияние на события в жизни Тандроя. [1]
Христианство было введено на юге Мадагаскара в конце 19 века преимущественно лютеранскими миссионерами; это остается преобладающей формой христианства среди тандроев, хотя большинство из них продолжают придерживаться традиционных верований. [13] Прорицатели Мписоро являются обычным явлением в деревенском обществе Тандрой и пользуются уважением в традиционных общинах. [14]
Культура
[ редактировать ]
Тандрой потребляют меньше риса, чем средний малагасийский житель , из-за крайней засушливости провинции Толиара . Они скорее питались традиционной диетой , состоящей из кукурузы, сладкого картофеля, маниока, [1] и зебу молоко и творог. Другие основные продукты питания включают ямс, корень таро и просо , которые обычно варят в воде и иногда подают с цельным молоком или приправляют измельченным арахисом. [15]
В то время как большинство жилищ на Мадагаскаре традиционно строятся из податливых растительных материалов, тандрой — одна из немногих этнических групп, использующих деревянные доски для строительства своих домов . Дома тандроев традиционно квадратные (а не прямоугольные, как везде на острове), поднятые на низких сваях, увенчанные остроконечной крышей и построенные из вертикально подвешенных деревянных досок, прикрепленных к деревянному каркасу. [16] Эти дома традиционно не имеют окон и имеют три деревянные двери: входная дверь — для женщин, дверь в задней части дома — для детей, а третья дверь используется мужчинами. [17] Вокруг домов Антандроя часто строят заборы из кактусов опунции ( ракета ) или отрезков местных суккулентов из окружающих колючих лесов. [18]
Поскольку в южном засушливом регионе Тандрой большую часть года жарко, одежда среди тандрой часто минимальна. [1] Традиционная одежда в основном изготавливается из хлопка ручной обработки и прядения, из которого ткутся обертки ламба и набедренные повязки. Ткачеством по-прежнему занимаются исключительно женщины: они используют деревянное веретено, прижатое к бедру, чтобы скручивать хлопок в нити для плетения. Прежде чем нить окунуть в придающий жесткость раствор, ее называют фоле вело («живая пряжа»), и считается, что она наделена духовной силой. По этой причине фоле вело используется во многих ритуалах Антандроя, таких как церемония обрезания, и амбиаса ( целитель) повязывает его на запястья других, чтобы обеспечить защиту. [19] Шелк-сырец ( ланди ) также иногда используется для изготовления одежды. [20]
Табу
[ редактировать ]Тандрой придерживаются различных фади (табу), установленных старейшинами и предками. Женщинам Антандроя запрещено доить зебу. [1] В обществе Антандроев существует общее мнение против убийства излучающей черепахи , и одному королю Тандроев было запрещено даже смотреть на одну из них. [21] Также модно упоминать имя умершего короля. [22]
Похоронные обряды
[ редактировать ]После смерти тандроя члены семьи устраивают совместную поминку. Зебу приносят в жертву, а их мясо отдают общине. После нескольких дней простоя тело умершего кладут в гроб и забивают еще больше зебу. [23] Настроение на этой церемонии может быть праздничным, и среди некоторых тандрой члены общины подхватят гроб и побегут с ним в море. [24] После этого гроб помещают в гробницу главы семьи-мужчины и его ближайших родственников. [23] Как соседний Махафалы , [1] гробницы Тандроя называются фанеси («твое вечное место»). Они большие и прямоугольные — чем больше гробница, тем богаче человек — и украшены красочными картинами. Высокие камни традиционно размещаются с каждой стороны, обозначая мужчину и женщину; в последние годы вместо камней часто строят башни. Черепа зебу, зарезанных для поминок, кладут на гробницу. [23] чтобы указать на богатство умершего. [25]
Перенос гроба в могилу может занять несколько месяцев, пока строительство будет завершено. В этот период строительства проходит еще одна двухдневная траурная церемония; Жертвоприношение зебу и ритуальный плач могут снова произойти после помещения гроба в гробницу. После того, как гроб поставлен, на него насыпают кучу камней, чтобы заполнить гробницу. Затем дом умершего сжигается для завершения погребального обряда. Члены семьи и общины не вернутся, чтобы посетить могилу. [23]
Танец и музыка
[ редактировать ]
Среди тандрой распространены струнные инструменты. (коробчатые цитры) сооружают Марованы из сосновых досок, используя в качестве струн размотанные велосипедные тросы. Мандолина , но с нейлоновой леской для струн и пятью или семью подвижными ладами , и гитара - это названия популярного южного хордофона Антандроя, похожего на кабоси которые облегчают настройку инструмента. Локанга — струнный инструмент , популярный среди тандроев, который имеет тыквенный резонатор и на котором играют смычком, очень похоже на джеджи воатаво, на котором играют дальше на север, но с резонатором, вырезанным в форме трехструнной скрипки . Вокальная музыка Тандроя отличается богатыми полигармоническими мелодиями. [26] Уникальные традиционные танцы Тандроя исполняются с использованием копий и сопровождаются характерной музыкой, перемежающейся пронзительными свистками и флейтами .
Язык
[ редактировать ]Тандрой говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео .
Экономика
[ редактировать ]Выпас скота является основным видом экономической деятельности Антандроя. Они также практикуют натуральное хозяйство, выращивая маниоку, просо, рис и кукурузу. [2] Мед также является основным продуктом Антандроя. [27]
Исторически тандрои были известны как великие кузнецы; их умение ремонтировать огнестрельное оружие особенно ценилось в имперский период до французской колонизации в 1897 году. [28] Сегодня многие мужчины Антандроя сезонно выезжают в соседние районы в поисках оплачиваемой работы. [2]
Дополнительная информация
[ редактировать ], действует музей, посвященный культуре и истории Тандроя На территории заповедника Беренти , примерно в двух часах езды к северу от Таоланьяро . Описанный как «несомненно лучший этнографический музей на Мадагаскаре», Музей Тандроя проводит фотовыставки и демонстрирует традиционное искусство и ремесла; На прилегающей территории можно посетить модель дома Тандрой. [29]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Брэдт и Остин 2007 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Олсон 1996 , с. 32.
- ^ Группа диаграмм 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б Фейдж, Краудер и Оливер 1984 , с. 686.
- ^ Перейти обратно: а б Огот 1999 , с. 435.
- ^ Огот 1999 , с. 426.
- ^ Raison-Jourde & Randrianja 2002 , с. 142.
- ^ Raison-Jourde & Randrianja 2002 , с. 56.
- ^ Фадж, Краудер и Оливер 1984 , с. 682.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 22.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 14.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 472.
- ^ Фадж, Краудер и Оливер 1984 , с. 688.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 19.
- ^ Фобле, Жак (1942). «Питание Бара (Южный Мадагаскар)» . Журнал Общества африканистов (на французском языке). 12 (12): 157–202. дои : 10.3406/jafr.1942.2534 .
- ^ Приобретатель 1997 , с. 45.
- ^ Чепмен, Олив (1940). «Примитивные племена Мадагаскара». Географический журнал . 96 (1): 14–25. дои : 10.2307/1788495 . JSTOR 1788495 .
- ^ Линтон, Ральф (1928). «Культурные территории Мадагаскара» . Американский антрополог . 30 (1): 363–390. дои : 10.1525/aa.1928.30.3.02a00010 .
- ^ Кондра 2013 , с. 456.
- ^ Кондра 2013 , с. 457.
- ^ Геннеп 1904 , с. 289.
- ^ Геннеп 1904 , с. 340.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэдт и Остин 2007 , с. 204.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 16.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 18.
- ^ Эмофф 2008 , стр. 123–129.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 441.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 423.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 245.
Ссылки
[ редактировать ]- Акье, Жан-Луи (1997). Архитектура Мадагаскара (на французском языке). Берлин: Бергер-Левро. ISBN 978-2-7003-1169-3 .
- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: ISBN The Globe Pequot Press Inc. 978-1-84162-197-5 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-19518-9 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Лос-Анджелес: ABC Clio. ISBN 978-0-313-37637-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Эмофф, Рон (2008). «Музыка Мадагаскара: обзор». В Коскоффе, Эллен (ред.). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 123–129. ISBN 9780415972932 .
- Фадж, JD; Краудер, М.; Оливер, РА (1984). Кембриджская история Африки . Кембридж, MS: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521224093 .
- Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 9785878397216 .
- Огот, Бетвелл (1999). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 978-0-85255-095-3 .
- Олсон, Джеймс (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Greenwood. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- Резон-Журд, Франсуаза; Рандрианья, Солофо (2002). Малагасийская нация сталкивается с проблемой этнической принадлежности (на французском языке). Париж: Картала. ISBN 978-2-84586-304-0 .