Танала
![]() Танала женщина и ребенок | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 400 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
малагасийский | |
Родственные этнические группы | |
Другие малагасийские группы; Народы банту , австронезийские народы |
Танала , — малагасийская этническая группа населяющая лесистую внутреннюю часть юго-восточного Мадагаскара недалеко от Манакары . Их имя означает «люди леса». Люди Танала идентифицируют себя с одной из двух подгрупп: южной группой Иконго, которой удалось сохранить независимость перед лицом расширяющегося Королевства Имерина в 19 веке, или северной группой Менабе, подчинившейся правлению Мерины . Обе группы ведут свое происхождение от благородного предка по имени Раламбо, который, как полагают, имеет арабское происхождение. Исторически они были известны как великие воины, возглавившие успешное завоевание соседнего народа Антеморо в 18 веке. Также считается, что они обладают особым талантом к гаданию посредством чтения семян или с помощью астрологии, которая была привезена на Мадагаскар с арабами.
Социальная структура Таналы характеризуется гармоничными взаимоотношениями между дворянами Таналы, мигрировавшими в лес, где они поселились, и простыми вождями народа, уже поселившимися там. Эти отношения традиционно укрепляются посредством брака между группами и определенных ролей, отведенных каждой из них в управлении сообществом. Танала говорят на диалекте малагасийского языка и придерживаются многочисленных причуд, таких как запрет на посещение дворянина, когда он болен, или закрытие двери в дом во время еды, чтобы другие не могли наблюдать, как кто-то ест. Их основные средства к существованию — выращивание кофе и риса.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
Танала . — малагасийская этническая группа , населяющая лесистую внутреннюю часть юго-восточного Мадагаскара недалеко от Манакары [1] ограничен на севере рекой Фараони на севере и рекой Матитанана на юге. На востоке он в 40 км отрезан от побережья полосой деревень Антеморо. Высота на территории Таналы колеблется от 250 до 600 метров, за исключением горы Иконго (1200 метров) в центре территории. [2] Они населяют южную часть массива, который круто обрывается по крутому утесу к востоку от прибрежного тропического леса. [3]
В 2013 году Танала насчитывала около 400 000 человек. [4] Их имя означает «люди леса». [1] Некоторые правители Таналы ведут свою родословную от Антайморо омбиаси (мудрецов), которые мигрировали в этот район после 1550 года. [5] Люди Танала идентифицируют себя с одной из двух подгрупп: южной группой Иконго, которой удалось сохранить независимость перед лицом расширяющегося Королевства Имерина в 19 веке, или северной группой Менабе, подчинившейся правлению Мерины . [5] Группа иконго проживает в самой южной части массива на плодородной земле, которая легко доступна для соседних этнических групп и поэтому исторически была перекрестком культур. Группа Менабе к северу от Иконго живет в более каменистой и гористой местности и в значительной степени изолирована. Большинство людей, живущих на этой территории, происходят от членов других групп, которые потерпели поражение в локальных конфликтах и были вытеснены с более желанных земель в эту недоступную территорию, где они могли найти убежище. [6] Недавно исследователи предположили, что Танала на самом деле не является отдельной этнической группой. [5] Они никогда не были объединены в единую этническую нацию. [7]
История
[ редактировать ]Первыми поселенцами страны Танала были Вазимба , первые жители острова. В 17 веке клан Сафирамбо переселился на территорию с юго-восточного побережья. Эти новички проследили свое происхождение от лидера по имени Рэмбо, чей пол оспаривается в устных историях. Оба родителя Рэмбо принадлежали к знатным родам арабского происхождения — Антеонии по отцовской линии и Зафираминия по материнской линии. Зафирамбо рассказывают, что Рэмбо покинул Мананджари в конце 16 или начале 17 века и поселился недалеко от Амбоситры . Потомки Рэмбо постепенно двинулись на юг, а затем пересекли восточный хребет и поселились недалеко от Манамбондро. В 18 веке на эту территорию переселились группы Бецилео, в том числе группа кузнецов (Антамби), с которыми Зафирамбо заключили союз. [8]
В течение следующих 50 лет Зафирамбо изгнали правящий клан Антемахафали из долин Сандрананта и Манамбондро и объединили простолюдинов этого района под властью Зафирамбо. [8] На протяжении большей части 18-го века Танала были вовлечены в конфликт с Антеморо , который завершился ближе к концу века кровавым завоеванием Таналой восточного побережья. [9] Королевство достигло своего максимального размера (100 километров между реками Фараони и Матетана) в середине 18 века при короле Андриаматахетани. Вскоре после этого королевство разделилось на два королевства Танала, сгруппированных вокруг Манамбондро и Сандрананты. [8]
Общество
[ редактировать ]Общество Танала исторически было разделено на дворян, свободных людей и рабов. Хотя дворяне Танала ( мпанджака ) управляли простолюдинами, им помогал советник ( анакандриана ), который был простолюдином, и консультировался со старейшинами простолюдинов ( зоки оло ). Король был подотчетен своему народу, который имел право сместить его с руководящего поста. [10] Кроме того, члены общин Танала, независимо от класса, консультировались с омбиасами (мудрецами) племени Антеморо, которые служили прорицателями, носителями тайных знаний и советниками благородного сословия по всему острову. [11] Короли и их сыновья пользовались определенными привилегиями; только король мог носить красный зонтик (знак благородства) и сидеть на троне, сделанном из нескольких скрученных вместе плетеных циновок. Только ему и его сыновьям разрешалось носить серебряные браслеты на запястьях и лодыжках, а также серебряные ожерелья, и их носили только в праздничные дни. [12] Когда дворянин заболевал, никому нельзя было входить в дом больного князя, а любые лекарства приходилось подносить в дом посыльным. [13] Дома знати отличались прикреплением к обоим концам пика крыши рогов зебу или скрещенных и резных деревянных кольев в форме рогов зебу. [14] Дворяне часто вступали в брак с влиятельными семьями простолюдинов, чтобы создавать политические союзы для большего влияния, а также стабильности и безопасности своей территории. [15] [16] После их смерти мощи ( ламбохамба ) знати иногда сохранялись, и их ритуально омывали в рамках ежегодного праздника, проводимого в определенном месте в долине Сандрананта. [17]
Социальные структуры двух основных подгрупп Танала имели незначительные различия. У Танала-Сафирамбо общество делилось на привилегированный класс ( фоцы , «белые») и простолюдинов ( мэйнти , «черные»). Фотси выращивали занимались выращиванием риса, тогда как большинство клубни. [15]
Традиционно Танала придерживалась судебного разбирательства, чтобы определить вину или невиновность обвиняемого. Обычно это заключалось в том, что обвиняемым требовалось переплыть с одного берега реки на другой и обратно; в случае нападения крокодила партия считалась виновной. В случае признания невиновности обвинитель был вынужден уплатить штраф в размере четырех зебу, из которых два отдавались обвиняемому, а два других достались королю и его советнику. [18]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]С рождением у Танала связан ряд ритуальных практик и верований. В прошлом после рождения ребенка мать мыла руки кровью только что принесенного в жертву цыпленка, купалась в горячей воде, а затем отдыхала в вертикальном положении у костра, чтобы смыть с себя пот. Время, в течение которого ей нужно было оставаться у огня, было разным; дворянки могли оставаться у огня до нескольких месяцев, но чаще всего продолжительность составляла восемь дней. Сразу после того, как в этот период пожар был потушен, устроили вечеринку, на которой мать должна была присутствовать независимо от ее состояния; событие ознаменовалось убийством зебу. [19] Сразу после рождения ребенка купали в холодной воде. [20] и колдун объявлял определенные дни пожизненными ( табу-днями); если ребенок родился в день, который был неудачным как для матери, так и для отца, ребенка бросили умирать. [21] Кроме того, для всей Таналы в месяц есть восемь фейди -дней, и исторически, если ребенок рождался в один из этих дней, его топили, держа голову в наполненном водой веялочном лотке. [22]
Культура
[ редактировать ]Танала были известны как великие воины, а также славились гаданием с помощью астрономии и чтением семян. [16] В стране Танала каждая деревня возле реки ограждала часть берега кольями, чтобы защитить женщин и детей от крокодилов при походе за водой. [23] Традиционно во время еды дверь в дом закрывают, чтобы посторонние не могли увидеть, как семья ест. [24]
Традиционно все мужчины и женщины Танала, независимо от социального класса, носили одежду, сделанную из тканых или битых циновок из зайцефо тростника ( Eleocharis plantagines ). Ковровая одежда ( тафицихы ) для женщин состояла из нескольких прямоугольных кусков, сшитых вместе в трубку, которую носили затянутой на плече или подпоясанной на талии, а мужчины носили набедренную повязку из битой коры и циновочную куртку или тунику с более длинными рукавами для мужчин старшего возраста. . [25]
Табу
[ редактировать ]Обрезание - важный ритуал среди Танала, как и во многих других малагасийских этнических группах. С этой практикой связан целый ряд фейди, особенно для знати. стала объектом нового круга фадий Знатная мать Танала после обрезания сына . После этого ей было запрещено брать сына на прогулку, есть на своей кровати или тайно, а также употреблять в пищу любое сушеное мясо или мясо забитого зебу (в отличие от умершего естественной смертью). Если бы она нарушила какое-либо из этих табу или если бы ребенок помочился или испражнялся во время церемонии обрезания, ребенок потерял бы свой благородный статус (ранее старая федия требовала, чтобы в таких случаях ребенка казнили). [26]
Среди некоторых общин Танала лемур Индри ( бабакото ) считается священным и находится под защитой ряда фади . Например, их нельзя убить или съесть, а в случае захвата их необходимо отпустить на свободу; если их найдут мертвыми или случайно убитыми, их следует похоронить как человека. [12] Свиньи также считаются модными , и люди Танала не могут иметь с ними никаких контактов - табу, скорее всего, возникло под влиянием ислама. [27]
Гора Амбондромб также была закрыта для Таналы, и никому не разрешалось туда путешествовать. [28]
Похоронные обряды
[ редактировать ]У Танала принято хранить тело умершего в течение месяца или более; Затем мертвых хоронят в лесу в гробах, вырезанных из больших бревен, с жертвоприношениями, обозначающими распил бревна, и вырезанными на дереве указателями, указывающими место захоронения. [5] В некоторых общинах Танала тела хоронят в гробницах, а в других их помещают в хижины в отведенной для этого части леса, которая впоследствии считается священной и запрещенной для посещения. [29]
Язык
[ редактировать ]Танала говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы, происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . Танала близок к официальному диалекту, на котором говорят мерины центральных горных районов, с некоторыми незначительными различиями в произношении. [30]
Экономика
[ редактировать ]Основными культурами Таналы являются кофе и рис. [5] Они также занимаются сбором диких продуктов, таких как мед, в близлежащих лесах. [31] но для них запрещено употреблять его самостоятельно, потому что его часто собирают из ульев, созданных пчелами внутри гробов Танала, подвешенных на деревьях. Вместо этого этот продукт продается или продается другим. [32] Северная Танала исторически очень мало занималась торговлей из-за недоступности своих общин и труднопроходимой местности. [33]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брэдт и Остин 2007 , с. 28.
- ^ Божар 1983 , с. 19.
- ^ Линтон 1933 , с. 18.
- ^ Группа диаграмм 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д и Брэдт и Остин 2007 , с. 29.
- ^ Линтон 1933 , стр. 18–19.
- ^ Божар 1983 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Рэйсон-Журд 1983 , стр. 299–300.
- ^ Огот 1992 , с. 880.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 40.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Геннеп 1904 , с. 90.
- ^ Геннеп 1904 , стр. 86–7.
- ^ Геннеп 1904 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Рэйзон-Журд 1983 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Рэйзон-Журд 1983 , с. 300.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 31.
- ^ Геннеп 1904 , с. 19.
- ^ Геннеп 1904 , стр. 167–8.
- ^ Геннеп 1904 , с. 175.
- ^ Геннеп 1904 , с. 178.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 555.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 473.
- ^ Геннеп 1904 , с. 157.
- ^ Кондра 2013 , с. 456.
- ^ Геннеп 1904 , с. 151.
- ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 380.
- ^ Геннеп 1904 , стр. 220–1.
- ^ Геннеп 1904 , стр. 68–9.
- ^ Божар 1983 , стр. 14–17.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 442.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 444.
- ^ Линтон 1933 , с. 19.
Библиография
[ редактировать ]- Божар, Филипп (1983). Принцы и крестьяне - Танала Иконго: социальное пространство на юго-востоке Мадагаскара (на французском языке). Париж: Editions L’Harmattan. ISBN 9782296293038 .
- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN 978-1-84162-197-5 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 9789004209800 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Лос-Анджелес: ABC Clio. ISBN 978-0-313-37637-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 978-5-87839-721-6 .
- Линтон, Ральф (1933). Танала: горное племя Мадагаскара. Полевая экспедиция Маршалла на Мадагаскар, 1926 год . Чикаго: Полевой музей естественной истории . Проверено 25 февраля 2017 г. .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .
- Резон-Журд, Франсуаза (1983). Правители Мадагаскара (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 978-2-86537-059-7 .
- Томпсон, Вирджиния; Адлофф, Ричард (1965). Малагасийская Республика: Мадагаскар сегодня . Сан-Франциско, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0279-9 .