Jump to content

Сиханака

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Сиханака
Общая численность населения
в. 200 000
Регионы со значительной численностью населения
 Мадагаскар
Языки
малагасийский и французский
Родственные этнические группы
Другие малагасийские группы, народы банту , австронезийские народы.

Сиханака сосредоточенная малагасийская этническая группа, вокруг озера Алаотра и города Амбатондразака в центральной северо-восточной части Мадагаскара . Их название означает «болотные люди» в отношении болот вокруг озера Алаотра, где они обитают. Хотя рис долгое время был основной культурой региона, к 17 веку сиханака также стали богатыми торговцами рабами и другими товарами, извлекая выгоду из своего положения на главном торговом пути между столицей соседнего королевства Имерина в Антананариву. и восточный порт Тоамасина . На рубеже XIX века они попали под контроль Королевства Бойна, а затем подчинились Имерине, которая впоследствии управляла большей частью Мадагаскара. Сегодня сиханака практикуют интенсивное сельское хозяйство, и урожайность риса в этом регионе выше, чем где-либо еще, что создает нагрузку на многие уникальные виды растений и животных, выживание которых зависит от экосистемы озера Алаотра.

Сиханака имеют в целом эгалитарную социальную структуру: старший мужчина является главой семьи. Преобладают традиционные верования, хотя христианство также оказало влияние. Общественная жизнь здесь, как и везде на Мадагаскаре, руководствуется принципами уважения к предкам и фади установленными ими (табу). Традиционные социальные практики включают сложные похоронные и разводные обряды, а также строгий и постоянный запрет на работу на рисовых полях по вторникам.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Сиханака сконцентрированы вокруг исторически болотистой земли, окружающей озеро Алаотра и город Амбатондразака в центральной северо-восточной части Мадагаскара . Их название означает «болотные люди», отчасти в связи с болотами вокруг озера Алаотра, где они обитают. [1] Более конкретно, слово «болото» представляет собой соединение, состоящее из сиа (бродить или сбиться с пути) и ханаки (проливание или рассеяние), и некоторые этнологи предположили, что это название напоминает самый ранний период в идентичности сиханака, когда предки группы мигрировали. в поисках лучшего дома они в конце концов нашли в Алаотре. [2]

Распространение малагасийских этнических групп

Устная история предлагает несколько историй о происхождении Сиханаки. Торговцы Бетсимисараки , возможно, были первыми, кто достиг этой территории, путешествуя вглубь страны по реке Манингори . Другая точка зрения утверждает, что наличие древних земляных оборонительных траншей предполагает, что предки мерины, возможно , прошли мимо озера Алаотра во время миграции с юго-восточного побережья на центральное нагорье, оставив после себя поселенцев, чьи потомки сформировали первые общины сиханака. [3] Альтернативно, большая группа, называющая себя Сиханака, могла мигрировать из Имерины в район Алаотры, который, возможно, уже был заселен представителями различных других этнических групп , чтобы сохранить независимость от правления короля Мерины. [4]

По крайней мере, еще в середине 1600-х годов сиханака зарекомендовали себя как технологически развитый и процветающий народ, который поставлял рабов работорговцам, снабжавшим плантации Маскаренских островов . [5] Чтобы защитить себя и свое богатство, деревни Сиханака часто укреплялись земляными стенами ( тамбохо ) того типа, который также распространен в соседнем королевстве Имерина . Около 1700 года сиханака были крупным торговым партнером Бетсимисараки, с которым они торговали рисом и зебу . Бетсимисарака, желая большего доступа к богатству Сиханаки, успешно договорилась о помощи Франции, чтобы взять Сиханаку под свой контроль. Французские ополченцы предприняли несколько нападений на общины Сиханака. Это вторжение было предотвращено благодаря сочетанию огневой мощи (Сиханака получили большое количество огнестрельного оружия благодаря торговле с Сакалава на западе) и распространению малярии и других тропических болезней, которые уничтожили французских солдат. [6]

В 18 веке сиханаки были вассалами королевства Бойна . Они предприняли по крайней мере одно крупное нападение на Бойна в попытке восстановить независимость, но безуспешно. Большое количество рабов, которыми владели сиханаки, привело к волне восстаний рабов в 1768 году, для подавления которых они обратились за помощью к Европе. [5] Около 1800 года территория была завоевана армиями Королевства Имерина под предводительством короля Андрианампоинимерина . Это привело к массовому притоку колонистов Мерины , которые поселились среди сиханака и внедрили различные культурные, экономические и политические практики, которые были ассимилированы в местную культуру до такой степени, что к середине 19 века «она напоминала провинцию Мерина». [7] Сиханака возмущались этим навязыванием и относились к правителям Мерины с низким уважением. [8]

королевской столицы Мерины, Ровы Антананариву Захват французами , в 1895 году спровоцировал восстание Меналамбы против иностранцев, христианства и господства Мерины. В хаотичный период 1895–97 годов банды Сакалавы , Марофоци и других бандитов совершали набеги с целью грабежа скота и другого имущества. Особенно сильно пострадали сиханаки из-за их репутации относительно богатых торговых людей. Многие жители деревни Сиханака ночевали в лесах и полях, чтобы не стать жертвой ночных грабежей и поджогов; целые деревни Сиханака были сожжены. [9]

После французской колонизации острова в 1897 году колониальная администрация возложила тяжелое бремя барщинного труда на сиханаку (статутного труда) в 1910-х годах, реквизируя их за минимальную плату или вообще без нее для строительства железной дороги, соединяющей прибрежный порт Тоамасина со столицей. . [10]

Сегодня сиханака интенсивно обрабатывают землю вокруг озера Алаотра и все чаще осушают болота, чтобы освободить место для сельского хозяйства с использованием тяжелой техники. [1] Эта потеря среды обитания создала угрозу для видов, живущих в этом районе, в том числе для находящегося под угрозой исчезновения бамбукового лемура Лак Алаотра , единственного вида лемуров на острове, который эволюционировал, чтобы жить и питаться тростником папируса , граничащим с озером. [11]

Семья и общество

[ редактировать ]

По оценкам, в 2013 году численность сиханака составляла около 200 000 человек. [12] Семьи иерархичны, родители осуществляют авторитарный контроль над своими детьми. [13] Мужчины и женщины сиханака имеют значительную автономию в решении, когда вступать в брак и разводиться ли. Запрещены браки между братьями и сестрами, двоюродными братьями и родственниками по прямым потомкам. [14] Чтобы усилить эту запрещенную физическую близость, Сиханака исторически использовал формальный термин обращения при разговоре с этими конкретными членами семьи. [15] Матери традиционно подвергаются некоторым изменениям, например, им не разрешают смотреть на мертвых младенцев, есть телятину или есть определенный сорт бананов, когда их ребенок научился произносить соответствующее слово. [16] Родители традиционно несли ответственность за образование своих детей, и хотя сегодня те, кто может позволить себе формальное образование, будут учиться в школе, родители и более широкое сообщество продолжают коллективно участвовать в обучении детей социальным и культурным нормам и практикам. [4] Детям мужского пола члены семьи обрезают их не позднее семилетнего возраста. [17]

Среди сиханаков общины возглавляются старшими членами, которых называют Тангаламена или Зокиолона . [13] Общественные отношения руководствуются принципом фихавананы (солидарности, доброжелательности). [4] Хотя Сиханака никогда не создавала централизованного королевства, как их западный сосед, Королевство Имерина, [5] Сиханака исторически были объединены своими традиционными религиозными верованиями. [7]


Религиозная принадлежность

[ редактировать ]

Традиционные верования Сиханаки, как и повсюду на Мадагаскаре, вращаются вокруг уважения к богу-творцу ( Занахари ), предкам и фади (наследственным запретам). Аспекты поклонения предкам среди сиханака включают дзёро (коллективные молитвы, призывающие к благословению Бога или предков), захоронение в семейных гробницах, церемонию перезахоронения фамадихана и освящение отдельных камней ( цангамбато ), земли ( тани масина ), и святыни ( Доани , Тони и Дзиро ). [17] Еще одним важным элементом этой традиции является роль амбалавелоны , которые, как полагают, являются духами самих предков. С каждой наследственной практикой или традицией связан определенный дух, и сиханака проявляют уважение к этим духам, сохраняя родовые обычаи и традиции и придерживаясь фади . [17]

Сиханака разделяют распространенное по всему острову убеждение, что духи предков могут овладевать живыми, погружая их в состояние транса, называемое тромбой . Сиханака традиционно верят, что взгляд на кукушку (местную птицу) вызывает звук тромбы. [18] Сообщества обращаются к омбиасам (мудрецам) за духовным руководством, общением с предками и определением, какие дни благоприятны для выполнения определенных задач или начинаний. [4] К 1600-м годам вокруг группы сампи (идолов), которые, как полагали, направляли защитную духовную силу 11 божеств, сформировалась единая система религиозных верований. Говорят, что эти амулеты родом из западных территорий, находящихся под контролем Сакалавы . [5]

Обращение в христианство королевского двора Мерины в 1869 году стимулировало прибытие миссионеров Мерины в страну Сиханака и обращение значительной части населения. После захвата французами столицы Мерины в 1895 году христианство в Сиханаке было в значительной степени заброшено, и традиционные религиозные верования вновь обрели преобладание; по крайней мере одна крупная историческая церковь в этом районе была сожжена. [9] Французские католические миссионеры прибыли в этот район примерно в 1900 году и постепенно начали обращать в свою веру членов местных общин. [19] Вскоре за этим последовали новые усилия со стороны протестантских миссионеров, которые привели к дальнейшему обращению. Сегодня традиционные верования среди сиханака остаются сильными, хотя все большее их число исповедует ортодоксальное христианство или синкретическую форму, которая включает аспекты традиционного уважения к предкам и их нормам. [4]

Культура

[ редактировать ]

Европейские посетители в 1667 году сообщили, что сиханаки жили в укрепленных деревнях, которые они очень эффективно защищали с помощью луков и стрел. Они были единственной этнической группой, с которой столкнулась европейская партия, построившая мост. [5] Дома были сделаны из растительного материала; Сиханака считали, что строительство домов из кирпича или глины вызовет недовольство предков. [20] Гендерные роли учитывались при строительстве и обслуживании дома: мужчины применяли плотницкие работы, чтобы построить каркас дома и крышу, а также окна, двери и их рамы, в то время как женщины плели тростниковые циновки зозоро , которые служили стенами, полом и крышей. [21]

Основной пищей, которую едят в Сиханаке, издавна был рис, который они активно выращивают. Диета, основанная на рисе, была дополнена разнообразной дичью и другим мясом, включая лемуров, диких кабанов, змей, сов, крыс, кошек и крокодилов, причем последние когда-то находились под защитой чумы, от которой в конечном итоге отказались. [22] Употребление табака или марихуаны [21] и потребление свинины [23] обычно запрещались в семьях сиханака. [21] Многие считали, что перевозка свиней через озеро Алаотра вызовет штормы. [24] Их традиционная одежда состояла из одежды, сотканной из волокон рафии. [25]

Традиционное боевое искусство моранги , особенно распространенное среди общин сакалава, исторически было распространено среди сиханака. [26]

Культура Сиханака традиционно придерживалась широкого разнообразия фади , некоторые из которых до сих пор в той или иной степени уважаются более традиционными семьями. Многие из их причуд в начале 1900-х годов были задокументированы историком Ван Геннепом. Самой абсолютной причудой и единственной, которую, по-видимому, практиковали все Сиханаки, был запрет на работу на рисовом поле по вторникам; подгруппы среди сиханака также практиковали другие табу, связанные с определенными днями недели, например, не выходить из дома или не чистить коврики в определенные дни. [27] Ставился запрет на потребление любых новых или иностранных продуктов, включая западные лекарства. [28] Еще одной распространенной причудой было табу на наблюдение за восходом и заходом солнца, на рассматривание чего-либо красного или на засыпание на закате. [29]

Фади служили для защиты некоторых диких животных на родине Сиханаки. Ай -ай является предметом многочисленных сказок и народных сказок сиханака. Традиционно считалось, что человеку, заснувшему в лесу, ай-ай может принести подушку. Если бы подушка предназначалась для головы, он стал бы богатым, а если бы для ног, то человек был бы подвержен злому колдовству. [30] Точно так же индри считается священным, и на него нельзя охотиться, убивать или есть. [31]

Похоронные обряды

[ редактировать ]

Сиханака традиционно считали, что смерть всегда связана с инфекцией, которая может передаться членам семьи умершего. Эта вера отражена в традиционных погребальных обрядах. Вторая дверь семейного дома использовалась исключительно для выноса тела умершего. [32] Прежде чем тело забирали, вдова покойного одевалась в прекрасную красную ламбу и надевала все свои украшения, а затем наблюдала за процессией со своего места у главного входа в свой дом. [33] Жители деревни отнесли тело в дом, где собирались деревенские женщины, и женщины-члены семьи плакали, в то время как другие женщины играли на барабанах и читали молитвы. Мужчины оставались в отдельном доме (называемом транолахи , или «мужской дом»), где готовили пир из приготовленного мяса и рома, который периодически доставляли скорбящим женщинам. Время от времени избранный мужчина кружил вокруг дома и пел погребальную песнопение, а женщины, находившиеся внутри, вмешивались, призывая и отвечая. [34] После пира лидер общины обмакивал палец в растопленный жир и прикасался к тем, кто помогал на похоронах, чтобы защитить их от болезней и преследований злых духов. [35]

Члены семьи умершего затем воссоединялись в семейном доме, где пили еще ром и проводили ритуал очищения ( фали раном-боханги ). Листья лимона или лайма и две другие травы замачивали в миске с водой, и выбирали члена семьи, чьи родители еще были живы, чтобы окропить ею вещи умершего, чтобы их можно было перераспределить и использовать повторно. [35] Дверь, через которую вынесли труп, затем запирали на восемь дней, в течение которых семья должна была поститься. После завершения этого периода поста семья проходила ритуал очищения ( афана ), и вторая дверь открывалась. [32] Был отмечен еще один праздник, официально завершавший период очищения общины. [36] Затем дом умершего был разрушен. [32]

Жители деревни после этого возвращались в дом вдовы, снимали с нее ламбу и украшения, расчесывали ей волосы (знак траура), одевали ее в старую ламбу, требовали, чтобы она ела только сломанной ложкой и предоставленной ими тарелкой. и накрыли ее гниющей циновкой, которую ей запретили снимать до наступления темноты. От нее требовалось сохранять это состояние траура не менее восьми месяцев, в течение которых ей запрещалось мыться или разговаривать с другими в светлое время суток. По истечении этого периода она могла отказаться от траурного ритуала и считалась «разведенной» (т.е. имела право повторно выйти замуж и навещать своих родителей и членов семьи, что ранее было запрещено); однако, если родители ее умершего мужа еще были живы, только они могли объявить ее разведенной, и от нее требовалось на неопределенный срок оставаться незамужней и ей запрещалось посещать семью, если они не предоставили этот статус. Такая практика объявления развода без траурного ритуала применялась и в случае расставания с живым супругом. [33]

Сиханака говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . [37]

Экономика

[ редактировать ]

К середине 1600-х годов сиханака уже зарекомендовали себя как одна из важнейших торговых групп острова. Их расположение на главном торговом пути между побережьем и Мерины столицей Антананариву позволило им стать важными торговыми партнерами, начиная с 18 века; Работорговля была основным источником дохода, пока она не была объявлена ​​вне закона при Радаме I в 1810-х годах. [5] Женщины Сиханака также производили глиняную посуду, которую обжигали из древесины, собранной мужчинами в окрестных лесах. [38]

После прекращения работорговли сиханака в основном получали средства к существованию за счет выращивания риса. Их регион является одним из самых продуктивных на острове. [39] Богатство распределяется неравномерно: богатые владеют большей частью плодородных земель, которые либо сдаются в аренду бедным, либо обрабатываются ими за низкую заработную плату. [13]

Члены этого сообщества также пасут зебу и ловят рыбу в озере Алаотра. [39] Работа по рыбной ловле традиционно подразделялась по полу: мужчинам разрешалось ловить только угрей, женщинам поручали использовать сети для ловли мелкой рыбы, и только детям разрешалось ловить рыбу с помощью удочек. Мужчины и дети традиционно оставляли свой улов на берегу, чтобы женщины могли его забрать и отвезти обратно в деревню. [38]

Сиханака — одна из немногих малагасийских групп, которые исторически клеймили свой скот. [40] Это делалось путем подрезания коровьего уха и представляло собой религиозное действие, проводимое один раз в год в специальный день праздника. [41] Скот обычно принадлежал сообществу в целом и использовался в основном для помощи в сельском хозяйстве. [42]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Брэдт и Остин 2007 , с. 27.
  2. ^ Чиполлоне 2008 , с. 113.
  3. ^ Чиполлоне 2008 , с. 108.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Чиполлоне 2008 , с. 114.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Огот 1992 , с. 431.
  6. ^ Чиполлоне 2008 , с. 109.
  7. ^ Перейти обратно: а б Эллис и Раджаона 1998 , с. 70.
  8. ^ Эллис и Раджаона 1998 , стр. 89.
  9. ^ Перейти обратно: а б Эллис и Раджаона 1998 , с. 108.
  10. ^ Фремигаччи 2014 , стр. 190–199.
  11. ^ Мучлер, Т. (1999). «Фоливорий у маленького лемура». В Берте Ракотосамиманана; Ханта Расамиманана; Йорг У. Ганцхорн; Стивен М. Гудман (ред.). Новые направления в изучении лемуров . стр. 221–239. дои : 10.1007/978-1-4615-4705-1_13 . ISBN  978-1-4613-7131-1 .
  12. ^ Группа диаграмм 2013 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Чиполлоне 2008 , с. 103.
  14. ^ Геннеп 1904 , с. 163.
  15. ^ Геннеп 1904 , с. 165.
  16. ^ Геннеп 1904 , с. 169.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Чиполлоне 2008 , с. 115.
  18. ^ Геннеп 1904 , с. 265.
  19. ^ Чиполлоне 2008 , с. 141.
  20. ^ Геннеп 1904 , с. 39.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Геннеп 1904 , с. 299.
  22. ^ Геннеп 1904 , с. 209.
  23. ^ Геннеп 1904 , с. 225.
  24. ^ Геннеп 1904 , с. 196.
  25. ^ Кондра 2013 , с. 455.
  26. ^ Чиполлоне 2008 , с. 137.
  27. ^ Геннеп 1904 , с. 203.
  28. ^ Геннеп 1904 , с. 37.
  29. ^ Геннеп 1904 , с. 55.
  30. ^ Геннеп 1904 , с. 223.
  31. ^ Геннеп 1904 , с. 199.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Геннеп 1904 , с. 64.
  33. ^ Перейти обратно: а б Геннеп 1904 , с. 61.
  34. ^ Геннеп 1904 , с. 158.
  35. ^ Перейти обратно: а б Геннеп 1904 , с. 74.
  36. ^ Геннеп 1904 , с. 75.
  37. ^ Аделаар и Химмельманн 2005 , с. 456.
  38. ^ Перейти обратно: а б Геннеп 1904 , с. 155.
  39. ^ Перейти обратно: а б Томпсон и Адлофф 1965 , с. 264.
  40. ^ Геннеп 1904 , с. 188.
  41. ^ Геннеп 1904 , с. 193.
  42. ^ Геннеп 1904 , с. 190.

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e81674659ce1f7e499fbef2209a1cc3f__1689601200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/3f/e81674659ce1f7e499fbef2209a1cc3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sihanaka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)