Радама I
Радама I | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Мадагаскара | |||||
Царствование | 1810 – 27 июля 1828 г. | ||||
Коронация | 1810 | ||||
Предшественник | Андрианампоинимерина | ||||
Преемник | Ранавалона I | ||||
Рожденный | в. 1793 г. Амбохиманга , Мадагаскар | ||||
Умер | 27 июля 1828 г. (35 лет) Форт Антананариву | ||||
Похороны | в. 1828 г. Могила Радамы I, Рова Антананариву | ||||
Супруг | Рэмбо Расалимо | ||||
Проблема | Записано | ||||
| |||||
Отец | Андрианампоинимерина | ||||
Мать | Подсолнух |
Радама I «Великий» (ок. 1793–1828) был первым малагасийским сувереном, признанным королем Мадагаскара (1810–1828) европейским государством, Великобританией. Он пришел к власти в возрасте 17 лет после смерти своего отца, короля Андрианампоинимерина .
Под правлением Радамы и по его приглашению первые европейцы вошли в его центральное высокогорное королевство Имерина и его столицу в Антананариву . Радама призвал посланников Лондонского миссионерского общества основать школы для обучения ремеслу и грамотности дворян и потенциальных новобранцев на военной и гражданской службе. Они также познакомили с христианством и научили грамоте, используя переведенную Библию.
При правлении Радамы был проведен широкий спектр политических и социальных реформ, включая прекращение международной работорговли, хотя исторически она была ключевым источником богатства и вооружения для монархии Мерины . Путем агрессивных военных кампаний он успешно объединил под своей властью две трети острова. Злоупотребление алкоголем ослабило его здоровье, и он преждевременно умер в возрасте 35 лет. Ему наследовала его высокопоставленная жена Ранавалона I.
Ранние годы
[ редактировать ]Радама был сыном Рамболамасоандро. [2] и король Андрианампоинимерина из Имерины , растущего королевства на центральном плато острова вокруг Антананариву . [3] В детстве Радама получил образование при дворе и научился читать малагасийском языке на арабско-малагасийским письмом Сорабе , используемым Антеморо омбиаси (придворными астрологами). [4] Современник описал его как молодого человека ростом около 5 футов 4 дюймов (1,6 метра), стройным, с широкими плечами и узкой талией. [5]
Радама был приглашен присоединиться к своему отцу в военной экспедиции во время его кампании по умиротворению Бетсилео , отказавшегося от клятвы, данной Андрианампоинимерине. Их первоначальная попытка захватить короля Андриаманалина в укрепленном городе Фанданана к западу от Анцирабе не увенчалась успехом. Когда они вернулись год спустя, Андрианампоинимерина разделил свою армию на две колонны и поставил Радаму во главе второй колонны, предоставив ему первую возможность командовать военным полком. Его сопровождала группа опытных солдат по имени Танцаха и Андриандцоанандрия, один из наиболее опытных военных советников его отца. Он успешно добился подчинения нескольких городов в Бецилео.
Андрианампоинимерина в конечном итоге захватил и казнил Андриаманалину, а вместе Радама и его отец также захватили стратегический город Киририока. [6] Сообщается, что на смертном одре Андрианампоимерины он сказал своему сыну: «Море - граница моего рисового поля». [7] Радама поклялся своему отцу, что достигнет этой цели. [8]
Царствование
[ редактировать ]В 1810 году, в возрасте 17 лет, Радама сменил своего отца на посту короля Имерины. [3] Несколько княжеств, завоеванных его отцом, восстали после известия о смерти Андрианампоимерины. [9] Молодому правителю немедленно пришлось приступить к военным кампаниям, которые успешно подавили восстания и закрепили свое положение, включая завершение умиротворения королевства Бецилео . [9]
В 1816 году с Радамой связался маврикийский торговец, посланный британским губернатором Таунсендом Фаркуаром Робертом Маврикия (Иль-де-Франс), который был заинтересован в увеличении британского влияния в регионе и предотвращении восстановления французских торговых постов на Мадагаскаре. В результате этого первоначального контакта двое сводных братьев Радамы, Рахови и Рамаротафика, получили финансирование для получения образования на Маврикии. За этим последовал торговый договор.
23 октября 1817 года Радама подписал договор, заключенный бывшим военным генералом Джеймсом Хасти, который предоставил Радаме формальный союз с британской короной и признание Радамы «королем Мадагаскара» в обмен на лошадей, униформу и обещание отказаться от экспорта. рабов . [9] Британцам было предложено открыть на острове дипломатическую миссию, и в 1820 году Хасти был назначен на должность британского министра-резидента . [3] Но импорт рабов с материковой части Африки продолжался и оставался основным импортом Мадагаскара на протяжении всего правления Радамы и до 1850-х годов. [10]
Военная кампания Радамы в Тоамасину в 1820 году привела его к контакту с валлийцами Дэвидом Джонсом и Дэвидом Гриффитсом из протестантского Лондонского миссионерского общества (LMS), которые основали там школу, в которой приняли трех учеников. Радама был вдохновлен открыть подобные школы по всей Имерине. В течение года он открыл 23 школы, в которых обучалось 2300 учеников, треть из которых составляли девочки. [11] Он поручил миссионерам LMS расшифровать и преподавать малагасийский язык с использованием латинского алфавита . [12]
Именно при правлении Радамы миссионеры LMS (с заметным вкладом шотландца Джеймса Кэмерона ) основали ремесленные производства по столярному делу, кожевенному делу, лужению и хлопку, ввели первый печатный станок, перевели и напечатали Библию на малагасийском языке. [3] и курировал план Радамы по созданию десятков школ. Они предлагали обязательные курсы грамотности и базовое образование для дворян Имерины .
Европейские контакты Радамы описывают его как открыто скептически настроенного по отношению ко многим религиозным ритуалам и традициям, которые формировали легитимность монархии Мерины на протяжении последних четырех столетий. В частности, как сообщается, он критически относился к важности, придаваемой сампи , 12 королевским идолам, которые занимали видное место в придворном ритуале Мерины. [13] Многие культурные и технологические инновации, представленные Радамой во время его правления, были отвергнуты широкими слоями населения как отрицание наследия их предков и их традиций. [14]
За это время с помощью британцев армия Радамы стала доминирующей силой, что позволило ему объединить остров силой. Сообщается, что Радама восхищался Наполеоном Бонапартом и использовал европейскую структуру и тактику для модернизации своей армии, в которую входили французские, британские и ямайские генералы. [15] На каждой вновь завоеванной территории административные посты строились внутри укреплённых гарнизонов ( рова ) по образцу первоначального Рова Антананариву . Они были укомплектованы колонистами Мерины, которых называли воанджо («арахис»).
Территориальная экспансия Радамы началась в 1817 году с похода на восточный портовый город Тоамасина, где он основал военный пост. За этим последовала серия кампаний на запад, в Менабе, в 1820, 1821 и 1822 годах. В следующем году Радама отправил военные экспедиции вдоль северо-восточного побережья, установив военные посты в Мароантсетре, Тинтинге и Мананджари. В 1824 году дальнейшие экспедиции установили посты в Вохемаре, Диего Суаресе и Махадзанге. В 1825 году военные посты были созданы в юго-восточных прибрежных городах Фарафангана и Форт-Дофин. [16] Анталаотра потерпела поражение в 1826 году в результате совместной атаки с суши и с моря. Восстания Антаноси и Бетсимисараки побудили Радаму начать военную кампанию по их подчинению. Антесака были завоеваны в последней военной кампании Радамы в 1827 году, и северная Танала стала вассалом. В общей сложности Радама объединил две трети острова под властью Мерины.
Области, сохранившие независимость, включали большую часть страны Бара , Махафали и Антандрой на юге, участок южной Таналы и прибрежную зону между Антесакой и Антаноси на востоке, а также северные Менабе и Амбонго на западе. [11]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Радама преждевременно скончался 27 июля 1828 года в своей резиденции ( Трановола ). [17] Исторические источники предоставляют противоречивые сведения о причине его смерти. Многолетние военные кампании, безусловно, сделали свое дело. [18] а Радама был склонен к сильному пьянству; незадолго до смерти у него проявились симптомы алкоголизма , поскольку его здоровье быстро ухудшилось. Официально его смерть была объявлена следствием тяжелого опьянения. [19]
Радама был похоронен в каменной гробнице на территории Рова в Антананариву . В соответствии с малагасийскими архитектурными нормами , его могила была увенчана трано масина («священный дом»), символизирующим королевскую власть. Как и его отец Андрианампоинимерина и другие правители Мерины , которые последуют за ним, он был похоронен в серебряном гробу, и говорят, что погребальный инвентарь, похороненный вместе с ним, был самым обширным и богатым из всех гробниц на Мадагаскаре. В их число входили темно-красная шелковая ламба-мена , импортированные картины европейских королевских особ, тысячи монет, восемьдесят предметов одежды, мечи, драгоценности, золотые вазы, серебряные сосуды и так далее. Вдоль каждой внутренней стены трано-масины стояло зеркало, кровать, несколько стульев и стол, на котором стояли два фарфоровых сосуда для воды и по одной бутылке воды и рома, которые пополнялись ежегодно во время фандроаны (праздника королевских бань). Большинство этих предметов было потеряно, когда пожар 1995 года уничтожил Рова в Антананариву, где находилась гробница. [20]
Радама умер, не назвав явного преемника. [18] но по местному обычаю законным наследником был Ракотобе, старший сын старшей сестры Радамы. [ нужна ссылка ] Радама умер в компании двух доверенных придворных, которые поддерживали преемственность Ракотобе. Однако они несколько дней не решались сообщить известие о смерти Радамы, опасаясь возможных репрессий против них за участие в разоблачении одного из соперников короля, семья которого была заинтересована в наследовании после Радамы. [21] [22] В это время другой придворный, высокопоставленный военный офицер по имени Андриамамба, открыл правду и сотрудничал с другими влиятельными офицерами — Андриамихаджа , Райниджохари и Равалонцалама — чтобы поддержать Рамаво, самую высокопоставленную жену Радамы, в качестве преемницы. [23] В конечном итоге она сменила Радаму на посту королевы Ранавалоны I. [18]
Родословная
[ редактировать ]Предки Радамы I |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мадагаскар. Автор Оливье Чирендини
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 719.
- ^ Jump up to: а б с д Аде Аджайи 1998 , с. 165.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 627.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 503.
- ^ Каллет 1908 , стр. 345–355.
- ^ Фадж, Флинт и Оливер 1986 , с. 400.
- ^ Каллет 1908 , с. 430
- ^ Jump up to: а б с Фейдж, Флинт и Оливер 1986 , с. 402.
- ^ Аде Аджайи 1998 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Фейдж, Флинт и Оливер 1986 , с. 405.
- ^ Фадж, Флинт и Оливер 1986 , с. 406.
- ^ Миддлтон 1999 , с. 68.
- ^ Миддлтон 1999 , с. 67.
- ^ Фадж, Флинт и Оливер 1986 , с. 5.
- ^ Аде Аджайи 1998 , с. 166.
- ^ Монтгомери 1840 , стр. 283–286.
- ^ Jump up to: а б с Фейдж, Флинт и Оливер 1986 , с. 407.
- ^ Аде Аджайи 1998 , стр. 164–175.
- ^ Фремигаччи 1999 , стр. 421–444.
- ^ Фриман и Джонс 1840 , стр. 7–17.
- ^ Оливер 1886 , стр. 42–45.
- ^ Расоамиараманана, Мишлин (1989–1990). «Райниджохари, известный политический деятель (1793-1881)». Вчера и сегодня (на французском языке). 29–32: 287–305.
Библиография
[ редактировать ]- Аде Аджайи, Джейкоб Фестус (1998). Общая история Африки: Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9780520067011 .
- Калле, Франсуа (1908). История королевской власти на Мадагаскаре (histoire des rois) (на французском языке). Антананариву: Imprimerie Catholique.
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-20980-0 .
- Фадж, JD; Флинт, Дж. Э.; Оливер, РА (1986). Кембриджская история Африки: с ок. 1790 г. до ок. 1870 год . Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20413-5 .
- Фриман, Джозеф Джон; Джонс, Дэвид (1840). Рассказ о преследовании христиан на Мадагаскаре: с подробностями побега шести христианских беженцев, находящихся сейчас в Англии . Берлин: Дж. Сноу.
- Фремигаччи, Жан (1999). «Рова Антананариву: разрушение святого места или создание идентификационной информации?». В Кретьене, Жан-Пьер (ред.). История Африки (на французском языке). Антананариву: Karthala Editions. стр. 421–444. ISBN 9782865379040 .
- Миддлтон, Карен (1999). Предки, власть и история на Мадагаскаре . Нидерланды: Брилл. ISBN 9004112898 .
- Монтгомери, Джеймс (1840). «Глава LII: Похороны короля Радамы». Путешествия и путешествия по миру . Лондон: Лондонское миссионерское общество.
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимых территориях . Том. 1. Нью-Йорк: Макмиллан и Ко.