Купание
Фандроана , которую европейские историки XIX века называли Королевской баней , — это ежегодный новогодний фестиваль народа мерина, населяющего высокогорья центрального Мадагаскара . Истоки фестиваля сохранились в устной истории. Согласно народной легенде, дикий скот зебу, бродивший по Хайленду, был впервые приручен в пищу в Имерине во времена правления Раламбо . Различные легенды приписывают открытие съедобности зебу царскому слуге. [ 1 ] или самому Раламбо. [ 2 ] Раламбо приписывают основание традиционной церемонии фандроана в честь этого открытия. [ 3 ] [ 4 ] хотя другие предполагают, что он просто добавил определенные практики к празднованию давнего ритуала. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Согласно одной из версий, путешествуя по сельской местности, Раламбо и его люди наткнулись на дикого зебу, настолько толстого, что король решил принести его в жертву всесожжения. Пока мясо зебу готовилось, соблазнительный запах побудил Раламбо попробовать мясо. Он заявил, что мясо зебу пригодно для употребления в пищу. В честь открытия он решил учредить праздник под названием фандроана , который отличался бы употреблением в пищу хорошо откормленного мяса зебу. Праздник должен был отмечаться в день его рождения, который совпадал с первым днем года. С этой целью праздник символически представлял собой обновление всего сообщества, которое будет происходить в течение нескольких дней до и после первого года года. [ 6 ]
Практики
[ редактировать ]Хотя точная форма первоначального праздника не может быть известна с уверенностью и со временем изменилась, отчеты 18-го и 19-го веков позволяют предположить, каким могло быть это событие. [ 7 ] Отчеты этих веков показывают, что все члены семьи должны были воссоединиться в своих родных деревнях во время фестиваля. Ожидалось, что разлученные члены семьи попытаются помириться. Дома были очищены и отремонтированы, приобретены новые предметы домашнего обихода и одежда. Символизм обновления особенно воплотился в традиционной сексуальной вседозволенности, поощряемой накануне фандроаны ( охарактеризованной британскими миссионерами начала XIX века как «оргия») и на следующее утро в возвращении к жесткому общественному порядку с твердым сувереном во главе. королевства. [ 7 ]
В это утро, в первый день года, традиционно приносили в жертву красного петуха и его кровью помазывали государя и других присутствующих на церемонии. После этого государь купался в освященной воде, а затем окропывал ею присутствующих, чтобы очистить и благословить их и обеспечить благоприятное начало года. [ 3 ] Дети праздновали фандроану , неся зажженные факелы и фонари во время ночной процессии по своим деревням. Мясо зебу, которое ели во время фестиваля, в основном готовили на гриле или употребляли в виде джака — блюда, предназначенного специально для этого праздника. Джаку готовили во время фестиваля, запечатывая измельченное мясо зебу салом в декоративную глиняную банку; Затем это конфи хранилось в подземной яме в течение двенадцати месяцев, чтобы его подали на фандроане в следующем году . [ 6 ]
В ноябре 1943 года фандроана была проведена в Тулузе властями Виши, Франция, . Филипп Государственный шеф-повар Петен был одет как король Мерины и получил деревянную скульптуру зебу от тиралеров малгашей (малагасийских солдат), оказавшихся во Франции после британского вторжения на Мадагаскар . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блох, Морис (1985). «Почти поедая предков». Мужчина . 20 (4): 631–646. дои : 10.2307/2802754 . JSTOR 2802754 .
- ^ Резон-Журд, Франсуаза (1983). Правители Мадагаскара (на французском языке). Антананариву: Karthala Editions. стр. 141–142. ISBN 978-2-86537-059-7 . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б де ЛаВасьер, Камилла; Абиналь, Антуан (1885). Двадцать лет на Мадагаскаре: колонизация, исторические традиции, обычаи и верования (на французском языке). Париж: В. Лекофр. стр. 285 –290 . Проверено 19 февраля 2011 г.
- ^ Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. п. 876. ИСБН 978-92-3-101711-7 . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Мадатана. «Коллин д'Амбохидрабиби» (на французском языке). Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Рэйзон-Журд (1983), с. 29
- ^ Jump up to: а б Ларсон, Пир М. (1999), «Культурная политика строительства спален и прогрессивной кухни в Антананариву: ритуальные инверсии во время фандроаны 1817 года», в Миддлтон, Карен (редактор), «Предки, власть и история на Мадагаскаре» , Лейден, Нидерланды: Брилл, стр. 37–70, ISBN. 978-90-04-11289-6 , получено 3 марта 2010 г.
- ^ Эрик Т. Дженнингс, «Пропаганда Виши, столичное общественное мнение и британское нападение на Мадагаскар, 1942», L'Esprit Créateur , 47 , 1 (2007): 53.