Мха Пуджа
महा पुजा ( Ньюарский сценарий : 𑐴𑑂𑐩𑐥𑐸𑐖𑐵 ) ( Деванагари : म्हपुजा) — ежегодный ритуал, проводимый с целью неварами Непала очищения и расширения возможностей души в рамках празднования Нового года. Его исполняют в Новый год Непала Самбата , национального лунного календаря Непала, который приходится на фестиваль Сванти . [2]
означает «поклонение себе» Мха Пуджа на языке невари и прославляет дух внутри себя. Церемония означает благоприятное начало Нового года и призывает участника к процветанию и долголетию. [3] [4] Мха Пуджа и Непальский Самбат также отмечаются за границей, где поселились непальцы. [5]
Церемония
[ редактировать ]ряд мандал Для каждого члена семьи на полу рисуется (рисование песком священной круговой диаграммы). В конце ряда рисуются дополнительные мандалы для двух посланников смерти. Мандалы также рисуются для основных предметов домашнего обихода, таких как кувшин для воды, поднос для просеивания и метла. Мандале поклоняются, предлагая ритуальную еду, священный шнур, цветную пасту, благовония, зажженные фитили и цветы.
Затем члены семьи садятся, скрестив ноги, перед своей мандалой, а хозяйка дома идет по ряду, возлагая Тику.
(a dab of colored paste) on their forehead. She then presents each member an extra long burning wick (khelu itāh खेलु इता:) which is placed next to the mandala. She also gives them sacred threads (kwakha क्वखा) and a basket of fruits including citron (tahsibwa त:सिब्व) symbolizing long life and good fortune.
Следующая часть церемонии - Саган Биегу (सगं बियेगु). Одна из женщин идет вдоль очереди, держа в руках глиняный горшок с Дхау ( йогуртом ), из которого все делают мазок и наносят его себе на висок. Затем участникам преподносится набор благоприятной ритуальной еды, состоящий из вареного яйца, копченой рыбы и рисового вина . Рисовое вино наливают в небольшую миску и наполняют ее три раза, пока чашу не нужно будет держать в руке и не ставить на место.
Поклонение мандале является основным ритуалом во время Мха Пуджи. Мандала представляет вселенную, а фитиль и ароматическая палочка, зажигаемые во время церемонии, означают, что участник должен распространять свет и аромат для других. [6] Мха Пуджа — почитаемый обычай среди неваров, который наблюдается и за пределами Непала. [7] [8]
Мандала
[ редактировать ]Мандала представляет собой песочную картину, выполненную из известнякового порошка. Мандала Мха Пуджа нарисована в форме восьмилепесткового лотоса внутри круга, отмеченного водой. Его можно нарисовать от руки или с помощью трафарета или формы. В центре мандалы горчичным маслом рисуется небольшой круг. Согласно семейной традиции, он окружен концентрическими кольцами, отмеченными красным рисом, черной чечевицей, черной соей, неочищенным рисом и воздушным рисом. [9]
Предметы, используемые для украшения мандалы, символизируют удачу, долгую жизнь и свободу от опасностей. Мандала интерпретировалась как микрокосмическое и макрокосмическое представление личности. [10] [11] Ингредиенты, используемые для создания мандалы Мха Пуджа, могут различаться в зависимости от кастовой группы и семейной традиции, но философия церемонии одна и та же.
Праздник
[ редактировать ]В конце церемонии члены семьи устраивают пир. Бронзовая тарелка с благоприятными продуктами питания помещается на мандалу, разрушая не столь совершенный дизайн мандалы, созданный и украшенный, чтобы обозначить мирское непостоянство.
Главное меню состоит из восьми предметов, представляющих Астха Матрику , восемь богинь-бабушек, которым поклоняются как защитницам. Они известны как Аджима в Непале Бхаса . Расположение еды на тарелке также представляет собой мандалу с горкой взбитого риса в центре, окруженной порциями восьми гарниров. Кроме того, для создания роскошного пиршества подаются и другие блюда. После ужина тарелки и остатки еды оставляют на ночь. На следующий день пол подметают. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мха Пуджа» .
- ^ Дхаубхадель, Маноранджан Н. (17 ноября 2012 г.). «Мха Пуджа — уникальная традиция Ньюа» (PDF) . Информационный бюллетень NOA-FL . Отделение NOA во Флориде. Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2013 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Махарджан, Уджвала (5 ноября 2010 г.). «Культурная символика в Мха Пудже» . Республика . Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Сегодня Мха Пуджа, отмечается Непал Самбат 1132» . Экантипур . 27 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г. Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Мха Пуджа 2012 и празднование Нового года Непал Самват 1133» . Паса Пуча Гути, Великобритания . 2012. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ Махарджан, Уджвала (5 ноября 2010 г.). «Культурная символика в Мха Пудже» . Республика . Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «NOALC празднует Мха Пуджу 2012» . Американская организация Ньюа. 2012 . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Мха Пуджа 2012 и празднование Нового года Непал Самват 1133» . Паса Пуча Гути, Великобритания. 18 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 г.
- ^ Баджрачарья, Чунда (2000). Ньюа Таджиладжи Накха Чаха . Катманду: Непальская академия Бхаса. п. 145.
- ^ ван ден Хук, AW (2004). Чатурмаса: празднование смерти в Катманду, Непал . Публикации CNWS. п. 127. ИСБН 9789057890987 .
- ^ Лёвдин, Пер (1985). Пищевой ритуал и общество у неваров . Уппсальский университет. п. 66. ИСБН 9789150605938 .
- ^ Баджрачарья, Чунда (2000). Ньюа Таджиладжи Накха Чаха . Катманду: Непальская академия Бхаса. п. 148.