Езидский Новый год
Езидский Новый год | |
---|---|
Наблюдается | Езиды |
Тип | Религиозный |
Частота | Ежегодный |
Часть серии о религии езидов. Езидизм |
---|
Езидский Новый год ( Серсал ) называется Чаршема Сор («Красная среда»). [ 1 ] или среда в начале апреля в Курманджи . [ 2 ] Он выпадает весной, в первую среду [ 3 ] апреля и нисана по юлианскому и селевкидскому календарям , т.е. первая среда 14 апреля или после этой даты по григорианскому календарю . [ 4 ] [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Празднования начинаются накануне среды, то есть во вторник вечером (езиды верят, что 24 часа суток начинаются с заходом солнца), яйца варят и красят, савук выпекают праздничный хлеб , посещают могилы, чтобы почтить память умерших и принести подношения и фрукты для них. Езиды также носят праздничные одежды и посещают близлежащие храмы, в частности Лалиш , где находится священный источник Земзем, протекающий в темной пещере. Езиды приносят жертвы на входе в пещеру и получают благословение. На холмы, окружающие Лалиш, поднимаются, где к деревьям желаний привязывают разноцветные ленты . В пустыне собирают красные цветы, которые некоторые прикрепляют к своим волосам или тюрбану, а затем используют для украшения своих домов, по ночам сжигают масла и разжигают костры. Люди обмениваются подарками с близкими друзьями или соседями. [ 6 ] [ 7 ]
в праздничную игру хеккане Все езиды также играют , которая включает в себя постукивание по яйцам ; Предполагается, что растрескивание яйца символизирует взрыв изначальной Белой Жемчужины (т.е. Большой Взрыв ) и начало жизни. [ 1 ] В храмах проводится великая уборка и приносятся в жертву животные. Вечером паломники собираются во внутреннем дворе Лалиша, где присутствуют Баба Шейх и другие религиозные сановники. Они ждут до захода солнца, чтобы из храма вышел священник, несущий священный огонь, от этого огня все зажигают специально приготовленные фитили, расставленные преимущественно на небольших камнях, масляные лампады и кастрюли. [ 8 ] Баба-шейх поворачивается ко входу в храм и читает религиозные гимны вместе с другими присутствующими священниками. Когда темнеет, паломники перемещаются во внешний двор перед храмом, где каввалы , окруженные ореолом тысячи крошечных огней и сопровождаемые лунным светом , читают религиозные гимны под аккомпанемент флейт и тамбуров . Позже толпы окружают священников и высокопоставленных лиц, чтобы выкрикивать священные имена, в частности, имя Тавусе Мелека , прежде чем уйти домой.
Перед рассветом смесь глины, разбитой скорлупы крашеных яиц, красных цветов и карри, размягченную водой, наносят возле дверей или входов домов и священных мест. Это сопровождается чтением гимна Кевле Чаршеме .
Остальная часть дня проводится в гостях у соседей, дарении и получении подарков, пиршестве и игре в хекканэ . От путешествий воздерживаются, поскольку этот день считается самым неудачным днем в году; это убеждение также связано с Чахаршанбе Сури . иранцами [ 9 ] [ нужна страница ] В Лалише готовят таз с водой из источника Земзем, и главное духовенство, в том числе Баба Шейх, Баба Чавиш и Пешимам, собираются во внутреннем дворе, куда Шейхана вносят Санджака, открывают его и разбирают для ритуального омовения. со священной водой каждым из священнослужителей. готов Таким образом , санджак к прогулке по окрестностям во время фестиваля Таусгеран.
Символизм
[ редактировать ]Фестиваль считается представлением космогонии , поэтому праздники, ритуалы и мероприятия, проводимые во время фестиваля, соответствуют космогоническим этапам. Например, уборка представляет собой состояние неопределенности, посещение могил представляет собой стадию Энзеля , т.е. состояние нематериальности. Яйцо представляет собой изначальную Белую Жемчужину, поэтому, когда яйцо треснет, оно символизирует взрыв Белой Жемчужины, начало жизни и появление цветов. Зажженные огни символизируют рассеивание света, посещение источника Земзем представляет собой фонтан бесконечных вод, а смесь глины, воды, яичной скорлупы и цветов представляет собой объединение элементов, которые привели к созданию материального мира. Наконец, омовение Санджака символизирует сошествие Тавусе Малека на землю. [ 7 ]
« Сегодня Чистая среда,
Апрель был украшен цветами,
Он изнутри со штампом.
Это красно-желтая среда,
Весна была украшена зеленым, красным, белым и желтым,
Им мы украсили гостя. "(Русский: «Красная среда наступила,
Нисан украшен солнцем,
Благословен скрытностью.
Наступила Красно-Желтая среда,
Весна украшена зеленым, красным, белым и желтым,
И мы украсили ими наши дверные перемычки")
Езидские свадьбы не могут проводиться в этом месяце, поскольку апрель считается месяцем плодородия и невесты года (Бука Сале). [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Родзевич, Артур (декабрь 2016 г.). Асатрян, Гарник С. (ред.). «И жемчужина стала яйцом: езидская красная среда и ее космогонический фон». Иран и Кавказ . 20 (3–4). Лейден : Brill Publishers в сотрудничестве с Кавказским центром иранских исследований ( Ереван ): 347–367. дои : 10.1163/1573384X-20160306 . eISSN 1573-384X . ISSN 1609-8498 . JSTOR 44631092 . LCCN 2001227055 . OCLC 233145721 .
- ^ Авдоев, Теймураз (2017-09-05). Историко-теософский аспект езидизма (in Russian). Litres. ISBN 9785040433988 .
- ^ Родзевич, Артур (март 2020 г.). «Езидская среда и музыка сфер» . Иранские исследования . 53 (1–2): 259–293. дои : 10.1080/00210862.2019.1654287 . ISSN 0021-0862 . S2CID 211672629 .
- ^ «Езидский Новый год» (PDF) .
- ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели, ред. (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108623711 . ISBN 978-1-108-62371-1 . S2CID 243594800 .
- ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм: его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Э. Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-9004-8 .
- ^ Jump up to: а б с Родзевич, Артур (19 декабря 2016 г.). «И жемчужина стала яйцом: езидская красная среда и ее космогонический фон» . Иран и Кавказ . 20 (3–4): 347–367. дои : 10.1163/1573384X-20160306 . ISSN 1609-8498 .
- ^ Мурад, Джасим Элиас (1993). Священные поэмы езидов: антропологический подход (кандидатская диссертация). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. OCLC 31142482 .
- ^ Мокри, Мохаммед (1963). Магические обряды в праздновании «Последней среды года» в Иране (на французском языке). [сн] OCLC 1020478355 .
- ^ Авдоев, Теймураз (2020). NEWŞE DÎNÊ ÊZÎDIYAN ЕЗИДСКОЕ СВЯЩЕНОСЛОВИЕ THE YEZIDI HOLY HYMNES .
- ^ Исса, Чаукеддин; Мейзел, Себастьян; Толан, Телим (2008). Das Yezidentum: Religion und Leben (на немецком языке). Ольденбург: Голос езидов. ISBN 978-3-9810751-4-4 . OCLC 716937172 .