Список святых деятелей езидов
Часть серии о религии езидов. Езидизм |
---|
![]() |
Это список святых фигур ( курдский : Худан, Хас, Бабчак, Мер ) в езидизме . [1]
Всего езиды почитают 365 езидских святых фигур . [2] Многие езидские племена и родословные названы в честь езидских святых, и в их честь построено множество храмов и святынь . [3] [4] Святые фигуры в езидизме обозначаются различными специальными терминами, включая Бабчак , [2] Сюдан (господин, хозяин, владелец, держатель, владелец, защитник, божество), Хас (избранный, выдающийся, особенный, элитный) и Мер , что переводится как (святой) человек. [5] [6] Согласно верованиям езидов, Бог всемогущ и абсолютен, и худанцы являются частью Его силы, более того, что касается природы, езиды верят в худаньцев из-за большинства природных элементов и явлений, и они считаются божественными силами, которые контролируют эти силы. явления. В езидской мифологии Сюдани появились после сотворения мира для четырех стихий природы и их проявлений. [6]
Шейхи
[ редактировать ]Ниже приводится список езидских святых деятелей, принадлежащих к касте шейхов или связанных с ней: [3]
Адани
[ редактировать ]- Сития Эс , мать шейха Ади
- Шейх Ади
- Шейх Хасан , Мастер пера, патриарх шейхов Адани, член Гептады .
- Шейх Брахим Хатими
- Шейх Этима
- Шейх Мусе Сор , Повелитель воздуха и ветра. [7]
- Шейх Шарфедин
- Шех Зендин связан с тотемными животными- зайцами и считается их защитником. [8]
- Ситья Гюль
- Шейх Хасан , Мастер пера, патриарх шейхов Адани, член Гептады .
- Шейх Ади
Катани
[ редактировать ]- Шехюбекир , патриарх катанских шейхов, член Гептады
- Шейх Абд аль-Кадир
- Шейх Исмаил Анзали
- Шейх Кара
- Шейх Мавие Зар
- Шейх Мехмед Батини
- Шейх Соре Сора
- Шейх Халифат
Шамсани
[ редактировать ]- Эздин Мир , патриарх и предок Шамсанских шейхов
- Шейх Шамс , член Гептады , Повелитель огня, света и солнца
- Амадин (Эмад ад-Дин), сын шейха Шемса; обладает целебными свойствами при болях в животе
- Шейх Бабик , сын шейха Шемса
- Шейх Аль-Шамса , сын шейха Шемса
- Шейх Авинде Шамса , сын шейха Шемса
- Шейх Бабадин Шамса , сын шейха Шемса
- Шейх Эвдал Шамса , сын шейха Шемса
- Шейх Хасан Шамса , сын шейха Шемса, мужа Хатуны Фахры
- Черный Шейх (Синтеяр)
- Шейх Токиль Шамса , сын шейха Шемса
- Шейх Хидир Шамса , сын шейха Шемса
- Сития Ис /Кс, дочь шейха Шемса
- Сития Нисрет , дочь шейха Шемса
- Сития Билхан (Белкан), дочь шейха Шемса
- Фахредин , член Гептады , Повелитель Луны
- Шейх Менд , старший сын Фахредина, правителя эмирата Килис ; Лорд Змей
- Хатуна Фахра , святая женщина, дочь Фахредина, жена шейха Хасана Шамсы; покровитель рождения и беременности, опекун женщин и детей
- Шейх Бадир , сын Фахраддина
- Акуб , приемный сын Фахраддина
- Насирдин , член Гептады , Ангел Смерти и Возрождения, отделяет душу от тела во время смерти человека, изображается палачом и держателем ножа.
- Сикадин , член Гептады , психопомп и посланник смерти, ассоциировался с мышью как тотемическим животным и, следовательно, также считался защитником мышей. [9]
- Шейх Шамс , член Гептады , Повелитель огня, света и солнца
Другие фигуры шейха
[ редактировать ]- Шейх Эбрус /Хевруз (Повелитель грома и молний)
- Шейх Миселех (Хефур Рейя), защитник дорог и покровитель путешественников, имеет святыни в Лалише и Айн-Сифни . [10]
- Шех Бако . Имеет храм в Бахзани . Святыню сопровождает источник с фиговым деревом, который посещают паломники с лихорадкой. Паломники прикрепляют к дереву небольшие кусочки своей одежды и весной кормят рыб.
- Шекс Кирас («Господин Рубашка»), Повелитель откровений о духах. Езиды также говорят о смерти и реинкарнации как о «переодевании рубашки» (« Кирасгухартин »).
- Шахсивар / Шех Сувар («Повелитель всадников»; Повелитель войны и верховой езды). Имеет святыню в селе Бебан .
- Шех Михемед . У него была жена по имени Ситт Хебибе. Сражался против «великого шейха» при Башике . Похоронен возле монастыря Мар Гургис в районе Мосула . Его слуга был похоронен в Башике .
- Шейх Энтуш/Хентуш/Интуз , один из первых учеников шейха Ади.
- Эбу 'л-Касим , один из первых учеников шейха Ади. Он был сыном шейха Хентуша.
- Шейх Шелал . Возможно, отождествляется с Руми .
- Ситт Хабибе , Марта Хабибета («Любимая дама»), жена шейха Мухаммеда. Имеет святыни возле Бахзани и в Башике .
- Сити Хеджичи / Шехика, сестра Ситта Хабибе и жена шейха Бадира
- Шекс 'Экиили Мунеджи/Шейх Укаил аль-Манбиджи , один из первых учеников шейха Ади. Связан с Меруфом эль-Керхи . Его имя, возможно, произошло от Укайля аль-Мамбиджи.
Потерянный
[ редактировать ]Ниже приведен список святых деятелей езидов, принадлежащих к касте Пир или связанных с ней: [1] [11]
- Тавуси Мелек , Господь этого мира и лидер семи Божественных Существ. Езиды считают только одного ангела пиром; он Тавуси Мелек, и его считают « баве Пираном » (Отцом Пиров) и величайшим Пиром, поэтому его считают Пиром всех Пиров линии Пир Хесен Меман, которые, в свою очередь, считаются Пирами. Пирс из сорока домов Пирса. Имя Тавуси Мелека редко упоминается открыто, и вместо этого в религиозных текстах его называют Пир Мелекэ Эллади ( «Пир Ангел лучшей религии»), Пире Батини («Скрытый Пир») и Пире Перде («Пир Завесы»). [12] [13]
- Пир Хесен Меман , был одним из близких соратников шейха Ади, Пира сорока Пирсов и главы Пирсов. По езидской традиции, он был правителем Харира близ Эрбиля .
- Старый Хатиб Писи
- Пир Афат , Худан наводнений, ураганов и стихийных бедствий, призванный защитить человеческую жизнь и сельскохозяйственное производство от стихийных бедствий, штормов, наводнений или холода зимой. [14]
- Мехмед Решан (Мем Решан), «лев» и Повелитель дождей.
- Старейшина Дербес
- Старейшина Серван , Повелитель Скорпионов. Подразделения:
- Пир Исебия («Старший Иса ибн Аби»), один из последователей шейха Ади и его казначей . [11]
- Старейшина Хаджи Мухаммад
- Старый Омерхала , патриарх Миребби .
- Пир Кедиб эль-Бан , сподвижник шейха Ади
- Пир Хани . Традиционно имел тесные связи с племенем Халти в районе Диярбакыра на юге Турции, а члены клана сейчас живут в Айн-Сифни на севере Ирака.
- Пир Али (?)
- Пир Сини Дарани / Бахри (Повелитель моря и сын морской девы)
- Старейшина Хаджи Али , Хаджиял , Хаджали
- Старейшина Баб
- Бубу Келендер . Вероятно, отождествляется с Пир Бубом.
- Старейшина Фадил
- Старейшина Седик
- старик (?)
- Старый Буффало (?)
- Гаван Зерзан (защитник скота)
- Мем Шиван («Пастух»), защитник овец, он изображен здесь на барельефах с посохом и овцами. [15] [9]
- Пире Либнан , Худан свадеб и семейной жизни, во время праздника Сидир Лияс и Сидир Неби езиды совершают обряды, чтобы спросить Сидира Неби, а также Пире Либнана об их свадьбе и счастье. Согласно устной традиции, Либнан построил множество мест паломничества, за что получил прозвище «Пир строительных блоков». [8]
- Пире Эвра , Судан Облаков, езиды почитают облака как источник дождя и снега зимой. Некоторые езиды постятся один день в его честь. [16]
- Пир Дауд , верный слуга шейха Ади.
- Пир Шереф , потомок Дауда
- Пире Терджиман , переводчик шейха Ади с арабского на курдский (так как шейх Ади родился в Ливане)
- Пир Мехмеде Ребен имеет святыню в Лалише, нынешний обладатель должности Баба Чавиш происходит из его рода.
- Пир Алу Бекр обладает целебными свойствами при заболеваниях полости рта. Имеет храм в Лалише.
Другие святые фигуры
[ редактировать ]Ниже приведены другие святые фигуры, многие из которых считаются сюданами с определенными объектами и функциями. [1] [17]
- Дервеше Эрде («Дервиш Земли»), Худан Земли, вызываемый во время посевной и при захоронениях, защитник собственности (Раньше, когда езиды оставляли что-то ценное на земле на несколько часов, его вызывали для защиты это) [18]
- Баба Гушгуш обладает целительной силой при ушных заболеваниях.
- Ситт Нефисе («Драгоценная леди») обладает целебными свойствами против лихорадки и бессонницы. Олицетворение священного инжира или оливкового дерева возле Башики .
- Фекире Эли
- Кани Зерр / Кания Зерка, обладает целебной силой против желтухи, олицетворяет источник. Его имя буквально означает «желтая весна».
- Ангел Мирана (Мужчины) обладает лечебной силой при ревматизме.
- Эвде Реш /'Эбд Реш ('Ebdî Resho), Сюдан источников. Некоторые езиды постятся один день в его честь. В его честь есть святыни и святые источники в деревнях Керабег , Кендейл и Деребун .
- Бу Кетар Баба , представитель шейха Ади в районе Мардина , где ему посвящен главный храм.
- Хекым Ферис /Hekkî Fîres/Хаким Лукман, потомок Лукмана . Покровитель ран, поскольку его потомки лечат раны травами и лекарствами.
- Лакмадин Баба , секретарь шейха Ади и хранитель его тайн.
- Се'д и Мес'уд (или Се'ид и Мес'уд , Мес'уд и Мусейид ). Храм Месуда находится недалеко от Бахзани , а святыни Месуда и Мусейида — в Башике .
- Дайка Джакан . Имеет храм недалеко от Бахзани .
- Сидир Лияс/Неби , Худан воды, ручьев и морей, в некоторых отрывках Кьюла описывается как Зинди (Бессмертный), и его место - море или морской берег, поэтому он описывается как имеющий вечную жизнь, [19] во время праздника Сидир Неби и Сидир Лияс в феврале влюбленные езиды совершают обряды, чтобы расспросить Сидира Неби, а также Пире Либнана об их свадьбе и счастье. [9]
Святые фигуры авраамического и суфийского происхождения
[ редактировать ]В езидизме к деятелям авраамического или суфийского происхождения относятся: [1]
- Шехид ибн Джерр = Сет , сын Адама и прародитель езидов . Его могила и куббе (конический шпиль) находятся в Башике .
- Ибрагим Хелиль = Ибрагим ( Авраам )
- Муса = Моисей . Иногда отождествляют с шейхом Фахр ад-Дином .
- Бехлул , Бехлул Дин , Бехлул Диване («Бехлул Безумный») = Бахлул .
- Эбдилкадире Гилани ( Абд аль-Кадир аль-Гилани ), суфийский шейх, известный проповедник и богослов. Согласно езидской традиции, он посетил Шех Ади, чтобы увидеть карамат , то есть чудеса, творимые им. Шех Ади был одним из самых уважаемых дервишей, и Абдилкадир очень ценил и уважал его. Согласно одной из версий езидской традиции, Шех Ади и Эбдилкадире Гилани впервые встретились на том месте, где сегодня расположен город Шекхан , отсюда и название Шехан, что на арабском означает «Два шейха» и получило свое название от этой встречи. [11]
- Вейс аль-Канейри = Овайс аль-Карани . Имеет святыню недалеко от Башике .
- Раби эль-Эдевийе = Рабия Басрская
- эль-Хесен эль-Бешри = Хасан аль- Басри Отождествляется с шейхом Хесеном
- Баязид Биштама = Баязид Бастами
- Шейх Маншур аль-Халладж , Хасан Хелладж = Мансур аль-Халладж . Имеет храм в Лалише .
См. также
[ редактировать ]- Список святых мест езидов
- Список езидских племен
- Езидская общественная организация
- Езидская литература
- Езидизм
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Асатрян, Г.С.; Аракелова, Виктория (2014). Религия Ангела-Павлина: езиды и их духовный мир . Дарем, Великобритания. ISBN 978-1-84465-761-2 . OCLC 855582572 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Креенбрук, Филип (1995). Езидизм: его происхождение, обряды и текстовая традиция . Льюистон, штат Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. ISBN 0-7734-9004-3 . OCLC 31377794 .
- ^ Перейти обратно: а б Спат, Эстер (8 октября 2016 г.). «Хола Хола Тавуси Мелек, Хола Хола Шахидет Шингал: преследования и развитие езидской ритуальной жизни» . Курдские исследования . 4 (2): 155–175. дои : 10.33182/ks.v4i2.426 . ISSN 2051-4891 .
- ^ Перейти обратно: а б Омархали, Ханна (2017). Езидская религиозная текстовая традиция, от устной к письменной: категории, передача, писание и канонизация езидских устных религиозных текстов . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-10856-0 . OCLC 994778968 .
- ^ Креенбрук, Филип (2005). Бог и Шейх Ади совершенны: священные стихи и религиозные повествования езидской традиции . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-05300-6 . OCLC 63127403 .
- ^ Восканян, Вардан (1999). «Девреш Э'Рд, езидский властелин земли» . Иран и Кавказ . 3–4 (1): 159–166. дои : 10.1163/157338499x00128 . ISSN 1609-8498 .
- ^ Перейти обратно: а б Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. стр. 94, 107. doi : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .
- ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. п. 107. дои : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .
- ^ Перейти обратно: а б Омархали, Ханна (2008). «О структуре езидского родо-племенного строя и его терминологии у езидов Кавказа» . Журнал курдских исследований . 6 : 104–119. дои : 10.2143/JKS.6.0.2038092 . ISSN 1370-7205 .
- ^ Перейти обратно: а б с Омархали, Ханна (2008). О структуре езидского родоплеменного строя и его терминологии у езидов Кавказа . Питерс Пресс. OCLC 553645028 .
- ^ Пирбари, Дмитрий; Григорьев Станислав. Святой Лалиш, 2008 г. (Езидианский храм Лалиш в Иракском Курдистане) . стр. 30, 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Пирбари, Дмитрий; Моссаки, Нодар; Ездин, Мирза Силеман (март 2020 г.). «Езидская рукопись: Мишур П'ир Сини Бахри / П'ир Сини Дарани, ее исследование и критический анализ» . Иранские исследования . 53 (1–2): 223–257. дои : 10.1080/00210862.2019.1669118 . ISSN 0021-0862 . S2CID 214483496 .
- ^ Омархали, Ханна (2017). Езидская религиозная текстовая традиция, от устной к письменной: категории, передача, писание и канонизация езидских устных религиозных текстов: с образцами устных и письменных религиозных текстов, а также с аудио- и видеообразцами на компакт-диске . Висбаден. стр. 351, 352, 362. ISBN. 978-3-447-10856-0 . OCLC 994778968 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Омархали, Ханна (2007). Эздияти: ритуал-символ общества . Эргин. открыть Бейоглу, Стамбул: Авеста. п. 80. ИСБН 978-9944-382-25-0 . ОСЛК 225003464 .
- ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. стр. 100, 174, 218. doi : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .
- ^ «Езидские мавзолеи Мам Чевана» . Месопотамия . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . стр. 101, 175. doi : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .
- ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме: поэтические тексты и живая традиция . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. стр. 175, 198. doi : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .
- ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. стр. 101, 107, 159, 175. doi : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .
- ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. стр. 97, 98, 220–224. дои : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN 978-3-86395-514-4 . S2CID 246596953 .