Езидская общественная организация
Часть серии о религии езидов. Езидизм |
---|
![]() |
существует В езидской общине социальная организационная структура . Есть три основные касты: мириды, шейхи и пиры . иерархии есть должности для высокопоставленных лиц Кроме того, в езидской .
Ушел из жизни
[ редактировать ]Мир . (князь) Шейхана является высшим политическим и религиозным авторитетом всей езидской общины Как член катанских шейхов, он считается законным преемником шейха Ади . Влияние Мира распространяется на близлежащие общины, тогда как в более отдаленных и разобщенных езидских общинах, а именно в Грузии , Армении и Сирии , его влияние снижается. Однако теоретически, особенно в диаспоре, Мир представляет всех езидов, его решения имеют обязательную силу, а также он сохраняет законодательную и исполнительную власть. Как глава духовного совета, он имеет право назначать Баба-шейха, управляет Лалишом и получает пожертвования от ежегодного путешествия и шествия синджаков по езидским общинам. Кроме того, он также обладает некоторым политическим влиянием в иракской политике. [1] Нынешним Миром является Хазим Тахсин , но некоторые езиды с противоположными политическими взглядами решили назначить Наифа Дауда своим Миром. [2] Хазим Тахсин – бывший депутат парламента Курдистана в Ираке . [2] Прежним главой был его отец Тахсин Саид , который умер в январе 2019 года в Германии и возглавлял общину почти 75 лет. [2] Семья Мира проживает в Баадре . [3]
Старейшина луга
[ редактировать ]Экстияре Мергехе (Старейшина Мерге, то есть области, в которой расположен Лалиш), также известный как Бабе Шех (букв. «Отец Шейх»), является высшим духовным лидером всех езидов. Его пост в основном передается по наследству, но он назначается Миром. Среди его задач и обязанностей: [3] [4]
- Посещайте езидские деревни два раза в год, чтобы держать их в курсе религиозных вопросов и решать внутренние конфликты.
- Соблюдайте длительные периоды поста по 40 дней летом (Чили Хавина) и зимой (Чили Зивистан).
- Руководство другими религиозными священнослужителями и обучение их выполнению религиозных обязанностей.
- Посещение Лалиша и присутствие на религиозных праздниках и мероприятиях, участие в ритуалах и церемониях.
Действующий Бабе Шех должен происходить из жреческой линии Шемсани Шейха Фексредина , который был первым Экстияре Мергехе. Бабе Шех не может быть уволен или заменен, если только он не умрет или не откажется от езидской веры. Нынешний Баба-шейх - Али Альяс . Предыдущим Баба-шейхом был Хурто Хаджи Исмаил . Эта должность обычно передается по наследству и передается от отца к сыну, хотя Баба-шейх должен быть официально назначен Миром. [5]
Шейх
[ редактировать ]Официальная обязанность шейха - быть духовным наставником для своего последователя, поэтому шейхи могут произносить проповеди и налагать табу на его последователей ( миридов) и сочинять для них молитвы. Все езиды, в том числе принадлежащие к кастам шейхов и пиров, обязаны иметь шейха и пира. Ожидается, что шейх будет присутствовать на важных событиях своих последователей, таких как рождения, похороны и свадьбы. За эту обязанность последователи ежегодно жертвуют определенную сумму денег своим шейхам. [6] «Шейх» имеет то же значение на арабском языке, что и «Пир» на курдском языке. [7]
Многие езиды считают, что, почитая живого шейха, они поклоняются святому человеку, который является эпонимом его рода. Шейхи делятся на три группы: Шемсани, Адани и Катани. Эти группы делятся на более мелкие линии и подлинии, то есть кланы/семьи. Считается, что Шемсани происходят от четырех сыновей Оздины Мира , последнего езидского правителя, который правил до прибытия шейха Ади в Лалиш , Адани заявляют о своем происхождении от Шексисина , правнука брата шейха Ади, а Катани заявляют о своем происхождении. от Шехюбекира, которого они считают родственником шейха Ади. [8] Эти три группы, в свою очередь, разделены на более мелкие подлинии: [9] [8]
Шамсани
[ редактировать ]Шемсани разделены на четыре ветви, каждая из которых происходит от четырех сыновей Оздины Мира :
- Шемседин - разделен на более мелкие линии (перечислены ниже)
- Фексредин - разделен на более мелкие линии (перечислены ниже)
- Насирдин - не делится на более мелкие линии.
- Сикадин - не делится на более мелкие линии.
|
|
Адани - Шейксин
[ редактировать ]- Шейх Брахим Хатими
- Шейх Этима
- Шейх Муса Сор
- Шейх Шарфедин
- Шейх Зандин
- Ситья Гюль
Катани
[ редактировать ]- Дьюреш Капан
- Дервиш Киргин
- Дервиш Гургин
- Дервиш Резван
- Дервиш Мискин
- Дервиш Мистальтейн
- Дьюреш Адем, согласно езидской устной традиции, Дьюреш Адем жил во времена шейха Ади. Он больше не хотел быть Дьюрешом, после чего шейх Ади отправил его в Хористан к Миру Мехмеде Хористани, чтобы он женился на его дочери Хечиче Хористани. От их брака родился Дервиш Брахим.
- Дервиш Брахим / Мир Брахим, жил после шейха Ади и был одновременно дервишем и миром.
- Шехубекир
- Шейх Абд аль-Кадир
- Шейх Исмаил Анзали
- Шейх Кара
- Шейх Мавие Зар
- Шейх Мехмед Батини
- Шейх Соре Сора
- Шейх Халифат
- Шехубекир
- Дервиш Брахим / Мир Брахим, жил после шейха Ади и был одновременно дервишем и миром.
- Дьюреш Адем, согласно езидской устной традиции, Дьюреш Адем жил во времена шейха Ади. Он больше не хотел быть Дьюрешом, после чего шейх Ади отправил его в Хористан к Миру Мехмеде Хористани, чтобы он женился на его дочери Хечиче Хористани. От их брака родился Дервиш Брахим.
- Дервиш Мистальтейн
- Дервиш Мискин
- Дервиш Резван
- Дервиш Гургин
- Дервиш Киргин
Мост
[ редактировать ]Обязанности Пира аналогичны обязанностям шейха: он также может присутствовать на большинстве мероприятий, которые посещает шейх, если шейх не может этого сделать, но ему присуждается примерно половина денег, которые шейх получает взамен. . [10] [7]
Родословная касты Пир
[ редактировать ]Следующие линии передачи были записаны Ханной Омархали : [9]
- Афа
- Ал
- Алубекир (Алубекир)
- Аткат
- Акса
- Плохо (Летучая мышь)
- Базид
- Бери
- Существование
- Бивал
- Боз
- Это было
- Буб (Боб)
- Масса
- Серван (Серван, Джебран, Черва)
- Чак
- Челе
- Давуд (Дауди с (н) наркотиком)
- гастроном
- Дева
- Дербис
- ʿЭвдия
- Езид
- Гавань Зерзан
- Гергер
- Хаджиал
- Хаксал
- Хаджи Али (Хаджи Али Мемин)
- Хаджи Мехмед (если только)
- Хамед Баба
- Хамели
- Хасан
- Хасан Чикер
- Хэсен Чинари (Хесен Чиныры)
- Хасан Декик
- Хесен Те Ик
- Старое железо
- Сладкое железо
- Хесен Меман ( ) Пир сорока вопросов
- Хесналка (Хесен Илька)
- Хесненак (Хеслемак, Хесленак)
- Чувство
- ХУ
- ЯВЛЯЕТСЯ
- Исибия (Исибия)
- Камала
- Почему?
- Ливна (Ливна, Ливна)
- Луффи
- Маленькая Бала
- Махбуб (Мебуб)
- Мужчины Ешан
- Мехмед Ребен
- Махмуд
- Мем Решан (Мохаммед Решан)
- Мем Сиван
- Мужчины
- Исправить
- Мансур
- Маклебез (Маклебез)
- Марван (Марван)
- Майсур
- Момин
- Мышь (Моисей)
- Известный
- Омер Хали (Омер Хала)
- Кадибильбан
- Сильный
- рак
- Меч
- Удивительный черный
- Рашид Мерав
- Февраль (Утро)
- Синибал
- Кинематографический
- сингальский
- Шаляр
- Шамиа
- Перевод
- бивень
- Огонь
- дом
- Хуфуф
- Грусть
- Неправильно (Хетиб Писи)
- Хошава (Хош Афа)
- Воспоминание (Воспоминание)
Peshimam
[ редактировать ]Пешимамы отвечают за проведение свадебных церемоний и назначаются Миром из семьи Пешимамов. Их нельзя уволить, и их можно заменить только в том случае, если они умрут или откажутся от езидской веры. [11]
Типы пешимамов: [5]
- Великий Пешимам
- Пешимам факиров
- Бабы Шейха Пешимам
Kochek
[ редактировать ]Кочеки — провидцы, которых возглавляет Баба Шейх. Помимо других своих обязанностей, они собирают дрова и воду, а также соблюдают сорокадневный пост зимой и летом, выполняют обязанности отсутствующего пира или шейха. Они известны своей ролью традиционных целителей и способностью заглядывать в будущее и произносить пророчества, а также толковать сны и общаться с мертвыми, сверхъестественными существами и «миром невидимого». Люди приходят к ним, когда им нужен совет, им снятся сны или видения и нужны объяснения. При консультации кочек размышляет или мечтает о просьбе или диагнозе, пока в конечном итоге не определит, какой езидский святой может быть полезен. Несколько святых связаны с целебными свойствами, в том числе Шейх Манд от укусов змей, Шейх Мус и Шейх Хасан от ревматических и легочных заболеваний, Шерфедин от проблем с кожей и Шейх Амадин от болей в животе. [12] [13] [14]
Бедный
[ редактировать ]Фекиры посвящают всю свою жизнь служению религии и могут соблюдать все ритуалы, табу и религиозные действия. Эта должность доступна для всех езидов, которые живут благочестивой, смиренной и аскетической жизнью и получили призвание. Фекиры не обозначают отдельный класс внутри езидов, однако фекиры , происходящие из клерикальных каст, называются «Фекир Дунав», то есть Фекир с двумя почестями, в то время как фекиры из касты Миридов называются «Фекир Йекнав». ", то есть Фекиру с одной честью. Фекиры носят примечательную одежду из черной шерсти, называемую Херке , которую крестили у Белого источника в Лалише . Кроме того, они также носят красные пояса, медные кольца и шапки, называемые кулик , которые представляют собой корону шейха Ади и за которые их иногда называют Карабаш («Черные головы») из-за его черного цвета. Пришедший в негодность херкес не выбрасывают, а хранят в святилище до тех пор, пока он не разложится. Помимо Лалиша, эти святыни расположены в Шингале, в храме Пир Ахайи и в Кибаре , Курддаг в храме Мелек Ади. Фекиры, символизирующие религиозную чистоту, не бреют бороды и также участвуют во многих церемониях, включая Теваф и Джейна Джемайя в процессии, где они представляют шейха Ади. Фекиры пользуются большим уважением и в своих общинах могут заниматься посредничеством и примирением. Даже духовенство и мухтар подчиняются их постановлениям, и всякий раз, когда они входят в комнату в херке , все должны встать, чтобы поприветствовать его и выразить ему почтение, включая Мира и пожилых людей. [14]
Каваль
[ редактировать ]Кевалы — наследственная группа исполнителей езидских религиозных гимнов, традиционно происходящих из двух племен Миридов: Думили и Хекари. Однако в последнее время появились и некоторые кевалы из племени Мамуси. Кевалы являются основными лицами, ответственными за сохранение и передачу религиозных текстов езидов . Центром Кеваля традиционно считаются две деревни Башика и Бахзани , где, согласно устной истории, школы Кевалса существовали до начала 20 века. Детей из семей Кевал отправляли в эти школы для изучения религиозных текстов и игры на священных музыкальных инструментах деф и шибаб. Однако, несмотря на роль кевалов, задача запоминания, передачи и объяснения религиозных текстов выполняется не только кевалями, но и знающими представителями жреческих каст пиров и шейхов, фекиров, кочек и различных «кевалбейцев» из каста Миридов. [15]
Кевалы приобрели известность, особенно благодаря своей роли в церемонии Таусгеран , во время которой они посещают различные езидские общины в различных регионах со священным изображением Тауса ( Сенкак ), исполняют и декламируют религиозные тексты, обучают им заинтересованных людей, обмениваются новостями и собирают религиозные пожертвования для Лалиша . Кевалы также читают религиозные тексты на больших езидских праздниках, отмечаемых в Лалише. Например, во время церемонии Сема на Празднике Собрания пять кевалов сидят (а остальные, присутствующие на церемонии, должны стоять) рядом с процессией и играют на священных инструментах; два кевала из племени хекари сидят справа и играют на шибабе, а трое других кевалов, происходящих из племени думили, сидят слева и играют с дефом, распевая религиозные гимны. [15]
Мириды
[ редактировать ]Мириды (Миридхане) – миряне.
Женщины
[ редактировать ]Факра
[ редактировать ]

Факрой (другие варианты написания: Фекра, Фехра, Фахра, Фахра) называются члены женского езидского ордена. В члены этого женского ордена могут быть приняты только женщины-езидки, являющиеся девственницами и выбравшие целомудренную и аскетическую жизнь. Факра отвечает за содержание езидского храма Лалиш. Кебани («хозяйка дома») называют главой женского ордена езидов. [16]
Кебани
[ редактировать ]Кебани («хозяйка дома») — члены женского езидского ордена в Лалише, занимающие высший пост в женском ордене. Кебани — это высший женский ранг в езидской иерархии, которого может достичь женщина. Звание определяют наиболее заслуженные члены ордена. [16] [17]
Проблема
[ редактировать ]Мицевир — это титул хранителя местной святыни, кладбища и, в меньшей степени, хранителя религиозных наставлений или знаний. Мицевиры обычно происходят из каст шейхов или пиров, но Фекиры также могут занимать эту должность. Микевир часто исполняет обязанности на похоронах и организует местные мероприятия, а именно религиозные фестивали и ежегодный деревенский Тиваф. Мисевир также обязан принимать и принимать кевалов во время Тивафа, читать религиозную прозу и кевалы местным жителям во время вечерних сессий. Между тем, мухтар или деревенский старейшина часто отвечают за государственные или официальные вопросы, а мичевир отвечает за религиозные дела. [18] [19]
Другие роли
[ редактировать ]Брат и сестра загробной жизни ( бирайе, хушка, аксирете ) — это духовный «брат» или «сестра» на протяжении всей жизни, обычно из линии шейха. Брат и сестра загробной жизни прикрепляются к езидскому мужчине или женщине, начиная с подросткового возраста, и помогают ему или ей пройти обряды посвящения, такие как свадьба. Духовный брат должен помочь человеку благополучно достичь загробного мира после его смерти. [5]
Миребби – потомственный учитель в езидском обществе. Хотя миребби может принадлежать к любой касте, он должен принадлежать к той же линии, что и его ученик. [5]
Оста хоста или – учитель квелов (священных гимнов). Эта роль не передается по наследству и не ограничивается какой-либо кастой. [5]
Керив кериф или — крестный отец в езидском обществе. Это человек, на коленях которого был обрезан мальчик. Керив служит важной социальной связью между семьями. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Себастьян, Мейзель (2018). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . ЛЕКСИНГТОН Книги. п. 49. ИСБН 978-1-4985-4980-6 . OCLC 1048943968 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Езиды разделились во мнениях о преемнике духовного лидера, избранном сопернике Мире» .
- ^ Перейти обратно: а б Креенбрук, Филип Г.; Рашоу, Халил Джинди; Джинди, Халил (2005). Бог и шейх Ади совершенны: священные стихи и религиозные повествования езидской традиции . Висбаден: Отто Харрасовиц Верлаг. п. 10. ISBN 978-3-447-05300-6 .
- ^ Пирбари, Дмитрий; Григорьев Станислав. Святой Лалиш, 2008 г. (Езидианский храм Лалиш в Иракском Курдистане) . п. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Креенбрук, Филип (2005). Бог и Шейх Ади совершенны: священные стихи и религиозные повествования езидской традиции . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05300-6 . OCLC 63127403 .
- ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм: его происхождение, обряды и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. стр. 129–131. ISBN 0773490043 .
- ^ Перейти обратно: а б Лескот, Роджер (1975). Обзор езидов Сирии и Джебель-Синджара . Бейрут: Книжный магазин Ливана. стр. 90–91.
- ^ Перейти обратно: а б Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм: его происхождение, обряды и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. п. 126. ИСБН 0773490043 .
- ^ Перейти обратно: а б Омархали, Ханна (2017). Езидская религиозная текстовая традиция, от устной к письменной: категории, передача, писание и канонизация езидских устных религиозных текстов . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 353, 530, 567–568. ISBN 978-3-447-10856-0 . OCLC 994778968 .
- ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм: его происхождение, обряды и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. п. 131. ИСБН 0773490043 .
- ^ Эдмондс, CJ (21 марта 2002 г.). Паломничество в Лалиш . Психология Пресс. п. 26. ISBN 978-0-947593-28-5 .
- ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм: его происхождение, обряды и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. п. 134. ИСБН 0773490043 .
- ^ Шпет , Эстер (17 февраля 2021 г.). «Книга, открывающая будущее в религии без книг: апокалиптические видения езидских провидцев» . Международный журнал гадания и прогнозирования . 2 (1): 1–28. дои : 10.1163/25899201-12340012 . ISSN 2589-9198 . S2CID 233932173 .
- ^ Перейти обратно: а б СЕБАСТЬЯН, МАЙЗЕЛЬ (2018). ЕЗИДЫ В СИРИИ: формирование идентичности среди двойного меньшинства . ЛЕКСИНГТОН Книги. стр. 50–53. ISBN 978-1-4985-4980-6 . OCLC 1048943968 .
- ^ Перейти обратно: а б Омархали, Ханна (2017). Езидская религиозная текстовая традиция, от устной к письменной: категории, передача, писание и канонизация езидских устных религиозных текстов: с образцами устных и письменных религиозных текстов, а также с аудио- и видеообразцами на компакт-диске . Висбаден. стр. 141, 153–158. ISBN 978-3-447-10856-0 . OCLC 994778968 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Тагай, Сефик; Ортак, Серхат (2016). «Езиды и езиды - история и настоящее религии, находящейся под угрозой исчезновения» (PDF) (на немецком языке). п. 72.
- ^ Бауманн, Рюдегер (27 февраля 2020 г.). Рабочая тетрадь для христианско-мусульманского диалога: ориентационная помощь и раздаточный материал (на немецком языке). Совет директоров – Книги по запросу. п. 30. ISBN 978-3-7494-7334-2 .
- ^ Мейзел, Себастьян (24 декабря 2016 г.). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-7775-4 .
- ^ Креенбрук, Филип Г.; Рашоу, Халил Джинди; Джинди, Халил (2005). Бог и шейх Ади совершенны: священные стихи и религиозные повествования езидской традиции . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-05300-6 .