Езиды в Армении
![]() Карта езидов в Армении по областям | |
Общая численность населения | |
---|---|
35,272 [1] (2011 г., перепись) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Армавирская , Арагацотнская , Араратская , Котайкская области и Ереван | |
Языки | |
Курманджи , [2] Армянский | |
Религия | |
Езидизм [3] |
![]() |
Часть серии о религии езидов. Езидизм |
---|
![]() |
в Езиды : Եզդիները ՀայաստանումАрмении [4] Курдский : езиды Армении. [5] ) — езиды , живущие в Армении , где они составляют крупнейшее этническое меньшинство. Езиды поселились на территории современной Армении в основном в XIX — начале XX веков, спасаясь от религиозных преследований со стороны Османской империи . Хотя езиды считались курдами в переписях населения на протяжении большей части советского периода, в настоящее время они признаны в Армении отдельной этнической группой (подробнее об отношениях между езидами и курдской идентичностью см. Езиды ). [6] По переписи 2011 года в Армении проживает около 35 тысяч езидов. [7]
Избирательный кодекс Армении гарантирует одно место в Национальном собрании представителю езидской общины. В Армении существует несколько религиозных езидских храмов, в том числе крупнейший в мире езидский храм Куба Мере Диване в Акналиче открылся езидский национальный театр , который был открыт в 2020 году. В 2021 году в Вагаршапате . [8]

История
[ редактировать ]Начало 20 века
[ редактировать ]Многие езиды приехали в Российскую империю (ныне территория Армении и Грузии ) под руководством своего лидера Темур-аги в 19-м веке и его внука Усув-бека в конце 19-го и начале 20-го веков, чтобы избежать религиозных преследований, поскольку они подвергались притеснениям со стороны турок-османов и курды сунниты - , которые пытались обратить их в ислам . Езиды были уничтожены вместе с армянами во время геноцида армян , в результате чего многие бежали в контролируемые Россией части Армении. [9] В письме Усув-бека русскому царю Усув-бек выразил благодарность Романовым за приют езидов, бежавших из Османской империи 60 лет назад, под предводительством его деда Темур-аги. Кроме того, он пишет, что его люди – курды-езиды. Он указывает свою национальность как курдскую, но уточняет, что по вероисповеданию они езиды:
« Я рад от имени 3000 семей езидов-курдов , которые 60 лет назад во главе с моим дедом Темур-агой покинули Турцию и нашли убежище в России[.] Я хотел бы выразить свою благодарность и пожелать успехов вам и вашим семья[.] Нам очень хорошо живется на земле и под твоим правлением». [10] [11]
Первая езидская школа в Армении была открыта в 1920 году. [12]
Нагорно-Карабахская война
[ редактировать ]В 1988 году 3-е Всеармянское собрание езидов (созванное 30 сентября 1989 года - два предыдущих собрания состоялись на заре истории Армянской ССР , в 1921 и 1923 годах) потребовало от правительства официального признания их идентичности. В результате в переписи населения СССР 1989 года езиды были представлены как отдельное меньшинство . По данным этой переписи, общая численность езидов в Армении составила 52 700 человек. [12]
Многие езиды вызвались добровольцами во время Первой Нагорно-Карабахской войны, чтобы сражаться на стороне Армении. [12] В частности, добровольческим отрядом из 500 езидов имени Джангир-аги командовал Азиз Тамоян ․ [13]
В 2020 году, после начала Второй Нагорно-Карабахской войны , многие езиды в Армении снова вызвались защищать Арцах. [14]
Советский интеллектуализм
[ редактировать ]Езидские интеллектуалы сыграли решающую роль в продвижении секуляризованной идеи курдского национализма , которая позволила бы преодолеть религиозный разрыв, который исторически отделял езидские общины от их собратьев-курдскоязычных мусульман. [15] Эти авангарды советской курдской культуры состояли из езидов, таких как лингвист Араб Шамилов, опубликовавший первый роман на курдском языке под названием «Шиване Курманча». В его состав также входили многие другие известные интеллектуалы, такие как Канате Курдо , Касиме Джалил , Эмини Эвдал , Ферик Юсив , Джалил Джалил , Ордихане Джалил , Хеджие Джалил и поэт Шикойе Хасан . [16] 1932-1938 годы считаются золотым периодом развития курдской культуры в Советской Армении . такие темы, как создание курдских неологизмов для новых технических устройств и концепций. В 1934 году в Ереване прошла конференция курдских писателей по вопросам письма на курдском языке, на которой обсуждались [17]
Литература
[ редактировать ]В 1922 году в Ереване был создан курдский алфавит на основе армянской письменности . Пять лет спустя первый курдский алфавит, основанный на латинском алфавите, был создан в 1927 году курдским езидским интеллектуалом Арабом Шамиловым и ассирийским интеллектуалом Исхаком Маргуловым. Еще один курдский алфавит на основе кириллицы был создан в 1945 году. [18] [17]
Начиная с 1929 года, количество печатных книг на курдском языке в Армении быстро росло, и в 1932 году в рамках «Союза армянских авторов» было основано отделение для курдских авторов, находившихся под сильным влиянием армянской и русской литературы.
Курдско -езидские интеллектуалы Эмине Авдал , Хеджие Синди и Казиме Джалил опубликовали свои работы в известной курдской газете « Рия Тезе» («Новый путь»), которая начала выходить в Ереване в 1930 году.
Первую театральную пьесу «Кития дю дермана» («Аптечка», 1932) написал Хецие Синди, посвятивший свою жизнь сбору материалов, связанных с курдским фольклором, и их публикации. Везире Надир написал вторую театральную пьесу под названием «Рева Джин» («Похищение») в 1935 году. Несколько лет спустя Везире также написал длинное стихотворение под названием «Надо û Гулизер», в котором рассказывается героическая история о молодом курде и его невесте во время войны. война.
Самым известным курдским писателем этого периода был Араб Шамилов , который в 1929 году опубликовал «Шиване Курманджа» («Курманский/Курманджийский пастух»), который считается первым когда-либо написанным романом на курманджи. [18] В этом романе Шамилов пишет о своей ранней жизни пастухом и описывает, как он присоединился к коммунистическому движению и участвовал в русской революции 1917 года. [17] [19]
Кино, театр и радио
[ редактировать ]Первый курдский фильм назывался «Заре» («Зере») и был снят в Советской Армении компанией «Арме-Кино» в 1926 году. Это был немой черно-белый фильм продолжительностью 72 минуты, режиссер Амо Бекназарян (звук был добавлен). в 1970-е годы). [20] Этот фильм рассказывает историю любви 1915 года между парой езидов, молодой и красивой Заре, и пастуха Сайдо. В соответствии с коммунистической идеологией, господствовавшей в 1920-е годы, в фильме показано, как царская администрация использует невежество курдов для их эксплуатации с помощью духовных и племенных вождей. [21] [22]
В 1933 году в Армении был снят еще один фильм о курдах-езидах. Он назывался «Крдер-эзиднер» (Курды-езиды) и тоже был немым фильмом продолжительностью 52 минуты, записанным в черно-белом режиме. Режиссером был Амаси Мартиросян . В фильме задокументировано и показано создание колхоза в армянской езидской деревне. [17]
В 1937 году армянские езиды создали первый и единственный в мире курдский театр, поддерживаемый государством. Театр был основан в селе Алагьяз как «Курдский народный театр Алагьяз». Театральный коллектив состоял из молодых курдов Алагязского района, им руководили два режиссера: армянин Цолак Никогосян и курд Селате Кото. Этот курдский театр начал свою первую постановку в ноябре 1937 года с пьесы Самсона Каджояна «Хуликандина Роже» («Восходит солнце»), посвященной 20-летию Октябрьской революции 1917 года . Курдский театр поддержали многочисленные армянские деятели искусства, в том числе актер Мкртич Джанан, режиссер Амо Харазян и драматурги, в том числе Сурен Гиносян и Вардгес Шогерян. Эти театральные артисты обучали молодых курдских актеров, которые за несколько лет приобрели большую репутацию, участвуя в национальном театральном фестивале и выступая в других местах, например, в Грузии столице Тбилиси .
За десять лет своего существования Курдский театр Алагьяза поставил около тридцати пьес, некоторые из которых были написаны известными курдскими интеллектуалами, такими как Хеджие Синди, Сердойе Генко и Селате Кото. Театр также часто поддерживали известные курдские интеллектуалы, такие как Эмине Эвдал, Казиме Селил, Усиве Беко, Семен Сиябендов , а также писатель и главный редактор курдской газеты «Риа Таза» Миройе Эсед .
Во время Второй мировой войны театр ставил спектакли, отражавшие просоветскую пропаганду и изображавшие лояльность советских курдов своей стране. Однако были и пьесы, связанные с курдским фольклором и традициями. Такие как Кеча Мираке (Девушка из Мирака), Кер û Кулик (Кар и Кулик; на основе старого курдского эпоса), Xecêzerê û Siyabend (Хадж и Сиябанд), Эвледе Шияе Реш (Сын Черной горы) и Мерхасе Баджаре Джизыре («Герой города Джазира »), продюсером которых выступил Сурен Гиносян. Однако в 1947 году из-за финансовых проблем театру пришлось закрыться вместе со многими другими театрами страны. [17]
В 1930-е годы Ереванское радио начало транслировать программы на курдском языке, но прекратило свою деятельность в 1937 году из-за Великой чистки при Иосифе Сталине . Однако вещание на курдском языке возобновилось при Хрущеве , когда Касиме Селиль занял должность руководителя курдского отдела Ереванского радио в 1954 году, незадолго до того, как оно официально начало вещание 1 января 1955 года. Курдские программы на радио транслировались 3 раза. еженедельно, 15 минут в день, однако темы напрямую регулировались коммунистическим правительством, поэтому программы в основном были сосредоточены на культуре, трансляции музыки и радиоспектаклей, а не на курдском национализме и политике. В 1961 году курдские программы начали транслироваться по 1,5 часа каждый день, передачи вышли за пределы Армении в Ирак , Иран , Турцию , Сирию , а также в ряд других регионов Советского Союза, число слушателей начало расти в геометрической прогрессии, а радио Сотрудники смогли установить контакты с другими курдскими общинами на Ближнем Востоке и в Советском Союзе.
После обретения Арменией независимости и распада Советского Союза в 1991 году «Радио Ереван» больше не финансировалось из-за социальных и экономических проблем, с которыми столкнулась страна. Почти весь персонал курдского ведомства потерял работу и был вынужден иммигрировать за границу из-за повальной безработицы, охватившей страну. Кереме Сейад, один из оставшихся сотрудников, занял должность руководителя и начал проводить реформы в отделе, а благодаря идеологическим ограничениям, снятым после распада Советского Союза, он смог транслировать более широкий круг тем, связанных с для курдов, включая новости и политические комментарии, а также курдскую историю, культуру и язык. По понедельникам радио транслировало программу под названием «Культурный дневник», где люди могли слушать радиоспектакли и звонить в отдел с просьбой о музыке. По вторникам и средам основное внимание уделялось курдскому наследию, транслируя темы, связанные с курдским языком, литературой и историей, в программах «Твой родной язык» и «История курдов и Курдистана». Кереме Сейад также учредил программу под названием «В поисках родственников», где он смог помочь в воссоединении многих курдских семей из Турции и Армении, которые были разделены в начале 20 века.
Радио Ереван существенно помогло в сохранении и повышении самосознания многих курдских общин на Ближнем Востоке, в Европе и на постсоветских территориях. Особенно для курдов в Турции , где государство систематически подавляло курдский язык и культуру. Благодаря радио курды в Турции получили возможность слышать курдский язык по радио, а также слушать материалы, связанные с курдской культурой, особенно музыку. Сегодня в архивах Ереванского радио имеется около 10 тысяч записей курдских народных песен и театральных постановок. [17] [23] [24] [25]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]По переписи 2011 года в Армении проживают 35 272 езида. [1] Десятью годами ранее, по переписи 2001 года, в Армении было зарегистрировано 40 620 езидов. [26] По оценкам СМИ, число езидов в Армении составляет от 30 000 до 50 000 человек. Большинство из них являются потомками беженцев в Армению после преследований во время османского правления, в том числе во время геноцида армян , когда многие армяне нашли убежище в езидских деревнях. [27] Меньшинство езидов в Армении (около 3600 человек) обратилось в христианство . [28] но другие езиды не принимают их за езидов, [29] и часто являются результатом смешанных армяно-езидских браков, поскольку езидская религия не приемлет посторонних. Езиды в Армении признаны этнической группой , которая, согласно отчету, была воспринята как попытка пропаганды некурдской идентичности и вызвала гнев многих членов общества. [30] Симпатии к Рабочей партии Курдистана также широко распространены. [31] [32]
Возрастная структура
[ редактировать ]Этнические езиды имеют немного более молодое население по сравнению с этническими армянами. Почти 54 процента моложе тридцати лет, а 8 процентов — в возрасте шестидесяти лет и старше.
Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и возрасту по данным переписи 2011 года. [33] | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Этническая группа | Общий | 0 – 9 | 10 – 19 | 20 – 29 | 30 – 39 | 40 – 49 | 50 – 59 | 60+ | ||||||||||
Езиды | 35,308 | 5,984 | 6,236 | 6,795 | 5,193 | 4,645 | 3,624 | 2,831 | ||||||||||
Доля на возрастную группу (%) | 100.0 | 16.9 | 17.7 | 19.2 | 14.7 | 13.2 | 10.3 | 8.0 |
Политические права
[ редактировать ]Избирательный кодекс Армении гарантирует одно место в Национальном собрании для представления езидского населения страны. [34] В настоящее время это место занимает Рустам Бакоян, член правящей партии «Гражданский договор» . [35]
Культура
[ редактировать ]открылся национальный театр езидов В январе 2021 года в Вагаршапате , первый спектакль которого был посвящен павшим езидским солдатам в Нагорно-Карабахской войне 2020 года. [36]
Мемориалы и религиозные объекты
[ редактировать ]
В 2016 году в центре Еревана в парке на пересечении улиц Исаакяна и Налбандяна был установлен памятник павшим езидам. [37] [38]
Самый большой в мире езидский храм Куба Мере Диване в Акналиче был открыт в 2020 году. [39] Другой храм под названием Куба Мере Диване открылся 2 сентября 2019 года и посвящен Мелек Таусу , одному из семи ангелов в езидском богословии.
Религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство езидов в Армении являются последователями езидской религии, которую они называют шарфадин. В последние годы некоторые езиды обратились в свою веру в неопротестантские христианские конфессии, а именно в Свидетелей Иеговы . [40] Согласно одному исследованию 2018 года, населенное езидами село Садунц полностью состоит из езидов, ставших членами Свидетелей Иеговы. [40]
Зарубежные оценки прав езидов
[ редактировать ]
Сообщения США об отношениях между езидами и правительством Армении неоднозначны. Согласно отчету Государственного департамента США за 1998 год , езиды в Армении подвергались некоторым преследованиям. [41] Посещаемость школы детьми езидского этнического меньшинства по-прежнему была ниже средней, отчасти из-за экономических причин, нехватки езидских учителей и книг, а также раннего изъятия девочек-подростков из школ для замужества. В 2006 году ЮНИСЕФ поддержал усилия правительства по публикации учебников для этнических меньшинств, а в 2007 году новые учебники по езидскому языку появились в некоторых езидских школах по всей стране. Также при поддержке правительства Армении была издана первая езидская газета под названием «Эздихана» (ранее называвшаяся «Денге Эздиа» или «Голос езидов»). [42]
Некоторые езиды называют Армению «лучшей страной для выживания как сообщества». [2] Однако, по некоторым данным, притеснения езидов в стране существуют на негосударственном уровне. [43] [44] В отчете Государственного департамента США по правам человека за 2007 год говорится, что «как и в предыдущие годы, лидеры езидов не жаловались на то, что полиция и местные власти подвергают их общину дискриминации». [45]
В августе 2021 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало заявление, призывающее власти Армении прекратить запугивание Сашика Султаняна , основателя Езидского центра по правам человека. Султаняну предъявлены обвинения в «преступном разжигании ненависти и насилия» в связи с его интервью о проблемах езидов в Армении. [46]
Распределение
[ редактировать ]Езиды в Армении по провинциям | |||||||
Провинция ( марз) | Езиды | % езидов в Армении | |||||
Армавир | 17,665 | 43.5% | |||||
Арагацотн | 6,405 | 15.8% | |||||
Арарат | 5,940 | 14.6% | |||||
Ереван | 4,733 | 11.6% | |||||
Котайк | 4,097 | 10.1% | |||||
Ширк | 974 | 2.4% | |||||
На | 793 | 1.9% | |||||
Гегаркуник | 8 | ||||||
Syunik | 4 | ||||||
Тавуш | 1 | ||||||
Vayots Dzor | 0 | ||||||
Общий | 40,620 | 100% |
---|
В Армении 22 сельских населенных пункта с езидским большинством. Самая большая езидская деревня в Армении — Верин Арташат в Араратской области, в которой проживает 4270 жителей.
Арагацотнская область
[ редактировать ]19 сел, населенных езидами В Арагацотнской области .
Арагацский район | Талинский район | Аштаракский район |
---|---|---|
Армавирская область
[ редактировать ]есть два езидских села В Армавирской области : Ерасхаун и Ферик , оба в бывшем Эчмиадзинском районе.
29 сентября 2012 года езиды открыли свой первый храм за пределами своей родины Лалиш - храм Зиарат в Акналиче Армавирской области Армении. [47] [48] В сентябре 2019 года рядом с храмом Зиарат был открыт крупнейший в мире езидский храм под названием Куба Мере Диване. [49]
Араратская область
[ редактировать ]Единственное езидское село в Араратской области – Верин Арташат , недалеко от Арташата .
Генетика
[ редактировать ]Курды разработали собственный типичный генетический профиль, названный «Модальный курдский гаплотип» (KMH или MKMH для курдов-мусульман) в субкладе J2-M172 со следующими локусами: 14-15-23-10-11-12. Самый высокий процент этого гаплотипа на данный момент измерен у езидов в Армении и у курдов-мусульман из Северного Ирака:
- Езиды в Армении: 11,9%,
- Курды -мусульмане Ирака : 9,5%,
- Армяне : Frc/Ø: 5,7%, макс.: 7,4%,
- Сефардские евреи : 2,6%,
- Курдские евреи : 2,0%,
- Палестинские арабы : 1,4%,
- Евреи-ашкенази : 1,3%. [50]
Известные армяно-езиды
[ редактировать ]- Азиз Тамоян
- Амар Сулоев [51]
- Азиз Шавершян
- Роман Амоян
- Зара Мгоян
- Америка Сердар
- Эмин Эвдал
- Араб Шамилов [52]
- Бойик солдат
- Синди Пилигрим
- Темур Халил
- Тосин Рашид
- Халил Чачан Мурадов
- Джалиле Джалиль
- Джангир Ага
- Ордихан Галил
- Ханна Омархали , академик, родившийся в Армении, но сейчас проживающий в Германии.
- Кярам Слоян [53]
- Усув Сумка
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перепись населения Армении 2011 года» (PDF) . Национальная статистическая служба . 2011 . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Езидские сердца кровоточат: хрупкость крупнейшего этнического меньшинства Армении» . Независимый . 25 октября 202с. Архивировано из оригинала 07 мая 2022 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Асатрян, Гарник С.; Аракелова, Виктория (3 сентября 2014 г.). Религия ангела-павлина: езиды и их духовный мир . Рутледж. ISBN 978-1-317-54429-6 .
- ^ «Какой бизнес у езидов в Армении? » Аревелк (на армянском языке) . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Число езидов в Армении равно числу езидов в Грузии» (на курдском языке) . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Этнические меньшинства Армении» (PDF) . Ереван. 2002.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | В Армении появится самый большой в мире езидский храм» . Рефмир . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Сегодня открывается первый в Армении езидский театр: пьеса связана с недавней арцахской войной» . Hetq.am. 17 января 2021 г. Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Макинтош, Ян С. «Условное сосуществование: езиды в Армении» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 г.
- ^ "Усув Бег: курды-езиды благодарят императора России | RiaTaza" (in Russian). 13 October 2017 . Retrieved 2021-02-25 .
- ^ Мурадян, Манук Норики (2012). Усуб бек. Очерки езидского народа, династия патриархов, история армяно-езидских отношений (на армянском языке). Армения.
- ^ Jump up to: а б с «ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА АРМЕНИИ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2007 г.
- ^ «Мы не признаем выбранного вами кандидата, потому что это будет антиезидское назначение. Заявление группы езидов » . Аравот . 11 ноября 2018 г. Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Многие представители езидской общины вызвались поехать в Арцах» . Арменпресс . 28 сентября 2020 г. . Проверено 19 декабря 2020 г.
- ^ Леупольд, Дэвид (21 ноября 2019 г.). « «Рокально связаны друг с другом»: переплетенная история курдов и армян в 20 веке» . Иран и Кавказ . 23 (4): 390–406. дои : 10.1163/1573384X-20190409 . ISSN 1573-384X . S2CID 214003341 .
- ^ «Безсобственная литература советских курдов! | Будьте счастливы» . 24 марта 2021 г. Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели, ред. (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108623711 . ISBN 978-1-108-62371-1 . S2CID 243594800 .
- ^ Jump up to: а б «АНГЛИЙСКИЙ СИВАН» . www.saradistribution.com . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Омархали, Ханна (2013). «Курды в странах бывшего СССР в исторической и культурной перспективе» . Журнал политических исследований «Коперник» . 2 (5). doi : 10.12775/18255 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 2299-4335 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ «Курдский голос Ереванского радио» . Отчет ЕВН . 24 января 2019 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ «Заре» . 10.05.2019. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 г. Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «Заре» . www.duhokiff.com . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «Курдский голос Ереванского радио» . www.evnreport.com . 24 января 2019 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Ереван Ксебердиде: Как советская армянская радиостанция сохранила курдскую культуру» . Коллектив Аджам Медиа . 13 июня 2021 г. Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Гаяне, Газарян (17 мая 2020 г.). «Курдский голос Ереванского радио» (PDF) . www.google.com . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Население де-юре (городское, сельское) по возрасту и этнической принадлежности» (PDF) . Национальная статистическая служба . 2001 . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Торикян, Арен (27 августа 2014 г.). «Противостояние геноциду езидов» . Армянский еженедельник .
- ^ «Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и религиозным убеждениям» (PDF) . Статистика Армении . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ Агаева, Элене Шенгелия, Рана (06.09.2018). «Езиды Грузии: Религия как идентичность - Религиозные убеждения» . www.chai-khana.org . Проверено 30 августа 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Армения: битва за езидскую идентичность» . Глобальные голоса: Кавказ . 3 ноября 2006 г. Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Крикорян, Омник (2008). «Езидское меньшинство в Армении не уверено в своей идентичности, Омник Крикорян». Предотвращение геноцида сейчас . 5 .
- ^ Годфри (9 декабря 2015 г.). «Гарник Асатрян и Онник Крикорян об армяно-курдских связях; WikiLeaks-2006» . АНИ Армянский исследовательский центр .
- ^ «Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и возрасту» (PDF) . www.armstat.am .
- ^ «Просмотр документа» . www.arlis.am . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Гаудян, Астхик (26 июля 2019 г.). «Одного депутата-езида недостаточно для сорокатысячной езидской общины: Рустам Бакоян» [Рустам Бакоян. Одного депутата-езида недостаточно для сорокатысячной езидской общины. infocom.am (на армянском языке) . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «Езидский национальный театр будет действовать в духовной столице Армении Эчмиадзине » . Общественная телекомпания Армении . 18 января 2021 г. . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ hy: Памятник невинным жертвам езидов (Ереван)
- ^ «Музей Геноцида армян | Музей-институт Геноцида армян» . www.genocide-museum.am . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Шервуд, Харриет (25 июля 2016 г.). «В Армении строится крупнейший в мире езидский храм» . Хранитель . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Аракелова, Виктория (2018). «Езиды и христианство: формирование новой идентичности» . Иран и Кавказ . 22 (4): 353–365. дои : 10.1163/1573384X-20180403 . JSTOR 26626698 . S2CID 166876878 – через JSTOR.
- ^ «Страновой отчет Армении о соблюдении прав человека за 1998 год» . Государственный департамент США . 26 февраля 1999 года . Проверено 25 января 2021 г.
Лидеры езидов встретились с новым правительством и президентской комиссией по правам человека в июле, чтобы повторить давние жалобы на то, что их община (которая говорит на курдском диалекте и исповедует традиционную нехристианскую, немусульманскую религию) подвергается дискриминации со стороны полиции и местные власти...
- ^ «Страновой доклад о соблюдении прав человека в Армении» . Государство.gov. 28 февраля 2005 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Альтернативный отчет о выполнении Арменией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» (PDF) . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . 2017. с. 8.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в Армении за 2019 год» (PDF) . Государственный департамент США . 2009. с. 7 . Проверено 23 января 2021 г.
Согласно декабрьскому альтернативному докладу Комитету ООН по правам ребенка с акцентом на детей-езидов в Армении, подготовленному местными НПО, дети из числа меньшинств часто лишались свободы исповедовать свою религию и сталкивались с рядом проблем в сохранении и выражающие свою этническую и религиозную идентичность...
- ^ «Страновой доклад о соблюдении прав человека в Армении» . Государство.gov. 11 марта 2008 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ "Армения должна снять "запугивающие" уголовные обвинения против борца за права меньшинств - эксперты ООН" . УВКПЧ . 10 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ [1] Архивировано 22 апреля 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ «День Зиарат» . АрменияNow.com. 2012-09-29. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Омар, Шахла (30 сентября 2019 г.). «В Армении открывается самый большой в мире езидский храм» . Рудав.нет . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Скирп, Эмбер. «Происхождение курдов» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Зидан, Карим (30 апреля 2016 г.). «MMA Hitman: бывший боец UFC, ставший опасным наемным убийцей» . Кровавый локоть . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ Боченьска, Иоанна (2018). Открытие заново культуры и идентичности Курдистана: зов сверчка . п. 95.
- ^ «Кярам Слоян Кялаши» . Annunner.com . Проверено 21 апреля 2016 г.
