Jump to content

Езиды в Армении

Езиды в Армении
Карта езидов в Армении по областям
Общая численность населения
35,272 [1] (2011 г., перепись)
Регионы со значительной численностью населения
Армавирская , Арагацотнская , Араратская , Котайкская области и Ереван
Языки
Курманджи , [2] Армянский
Религия
Езидизм [3]

в Езиды : Եզդիները ՀայաստանումАрмении [4] Курдский : езиды Армении. [5] ) — езиды , живущие в Армении , где они составляют крупнейшее этническое меньшинство. Езиды поселились на территории современной Армении в основном в XIX — начале XX веков, спасаясь от религиозных преследований со стороны Османской империи . Хотя езиды считались курдами в переписях населения на протяжении большей части советского периода, в настоящее время они признаны в Армении отдельной этнической группой (подробнее об отношениях между езидами и курдской идентичностью см. Езиды ). [6] По переписи 2011 года в Армении проживает около 35 тысяч езидов. [7]

Избирательный кодекс Армении гарантирует одно место в Национальном собрании представителю езидской общины. В Армении существует несколько религиозных езидских храмов, в том числе крупнейший в мире езидский храм Куба Мере Диване в Акналиче открылся езидский национальный театр , который был открыт в 2020 году. В 2021 году в Вагаршапате . [8]

Флаг Национального союза езидов в Армении

Начало 20 века

[ редактировать ]

Многие езиды приехали в Российскую империю (ныне территория Армении и Грузии ) под руководством своего лидера Темур-аги в 19-м веке и его внука Усув-бека в конце 19-го и начале 20-го веков, чтобы избежать религиозных преследований, поскольку они подвергались притеснениям со стороны турок-османов и курды сунниты - , которые пытались обратить их в ислам . Езиды были уничтожены вместе с армянами во время геноцида армян , в результате чего многие бежали в контролируемые Россией части Армении. [9] В письме Усув-бека русскому царю Усув-бек выразил благодарность Романовым за приют езидов, бежавших из Османской империи 60 лет назад, под предводительством его деда Темур-аги. Кроме того, он пишет, что его люди – курды-езиды. Он указывает свою национальность как курдскую, но уточняет, что по вероисповеданию они езиды:

« Я рад от имени 3000 семей езидов-курдов , которые 60 лет назад во главе с моим дедом Темур-агой покинули Турцию и нашли убежище в России[.] Я хотел бы выразить свою благодарность и пожелать успехов вам и вашим семья[.] Нам очень хорошо живется на земле и под твоим правлением». [10] [11]

Первая езидская школа в Армении была открыта в 1920 году. [12]

Нагорно-Карабахская война

[ редактировать ]
Езиды в Ереване осуждают Арцаха действия Азербайджана против во время нагорно-карабахского конфликта 2016 года .
Отряд добровольцев-езидов в Армении для участия во Второй Нагорно-Карабахской войне в 2020 году.

В 1988 году 3-е Всеармянское собрание езидов (созванное 30 сентября 1989 года - два предыдущих собрания состоялись на заре истории Армянской ССР , в 1921 и 1923 годах) потребовало от правительства официального признания их идентичности. В результате в переписи населения СССР 1989 года езиды были представлены как отдельное меньшинство . По данным этой переписи, общая численность езидов в Армении составила 52 700 человек. [12]

Многие езиды вызвались добровольцами во время Первой Нагорно-Карабахской войны, чтобы сражаться на стороне Армении. [12] В частности, добровольческим отрядом из 500 езидов имени Джангир-аги командовал Азиз Тамоян [13]

В 2020 году, после начала Второй Нагорно-Карабахской войны , многие езиды в Армении снова вызвались защищать Арцах. [14]

Советский интеллектуализм

[ редактировать ]

Езидские интеллектуалы сыграли решающую роль в продвижении секуляризованной идеи курдского национализма , которая позволила бы преодолеть религиозный разрыв, который исторически отделял езидские общины от их собратьев-курдскоязычных мусульман. [15] Эти авангарды советской курдской культуры состояли из езидов, таких как лингвист Араб Шамилов, опубликовавший первый роман на курдском языке под названием «Шиване Курманча». В его состав также входили многие другие известные интеллектуалы, такие как Канате Курдо , Касиме Джалил , Эмини Эвдал , Ферик Юсив , Джалил Джалил , Ордихане Джалил , Хеджие Джалил и поэт Шикойе Хасан . [16] 1932-1938 годы считаются золотым периодом развития курдской культуры в Советской Армении . такие темы, как создание курдских неологизмов для новых технических устройств и концепций. В 1934 году в Ереване прошла конференция курдских писателей по вопросам письма на курдском языке, на которой обсуждались [17]

Литература

[ редактировать ]

В 1922 году в Ереване был создан курдский алфавит на основе армянской письменности . Пять лет спустя первый курдский алфавит, основанный на латинском алфавите, был создан в 1927 году курдским езидским интеллектуалом Арабом Шамиловым и ассирийским интеллектуалом Исхаком Маргуловым. Еще один курдский алфавит на основе кириллицы был создан в 1945 году. [18] [17]

Начиная с 1929 года, количество печатных книг на курдском языке в Армении быстро росло, и в 1932 году в рамках «Союза армянских авторов» было основано отделение для курдских авторов, находившихся под сильным влиянием армянской и русской литературы.

Курдско -езидские интеллектуалы Эмине Авдал , Хеджие Синди и Казиме Джалил опубликовали свои работы в известной курдской газете « Рия Тезе» («Новый путь»), которая начала выходить в Ереване в 1930 году.

Первую театральную пьесу «Кития дю дермана» («Аптечка», 1932) написал Хецие Синди, посвятивший свою жизнь сбору материалов, связанных с курдским фольклором, и их публикации. Везире Надир написал вторую театральную пьесу под названием «Рева Джин» («Похищение») в 1935 году. Несколько лет спустя Везире также написал длинное стихотворение под названием «Надо û Гулизер», в котором рассказывается героическая история о молодом курде и его невесте во время войны. война.

Самым известным курдским писателем этого периода был Араб Шамилов , который в 1929 году опубликовал «Шиване Курманджа» («Курманский/Курманджийский пастух»), который считается первым когда-либо написанным романом на курманджи. [18] В этом романе Шамилов пишет о своей ранней жизни пастухом и описывает, как он присоединился к коммунистическому движению и участвовал в русской революции 1917 года. [17] [19]

Кино, театр и радио

[ редактировать ]

Первый курдский фильм назывался «Заре» («Зере») и был снят в Советской Армении компанией «Арме-Кино» в 1926 году. Это был немой черно-белый фильм продолжительностью 72 минуты, режиссер Амо Бекназарян (звук был добавлен). в 1970-е годы). [20] Этот фильм рассказывает историю любви 1915 года между парой езидов, молодой и красивой Заре, и пастуха Сайдо. В соответствии с коммунистической идеологией, господствовавшей в 1920-е годы, в фильме показано, как царская администрация использует невежество курдов для их эксплуатации с помощью духовных и племенных вождей. [21] [22]

В 1933 году в Армении был снят еще один фильм о курдах-езидах. Он назывался «Крдер-эзиднер» (Курды-езиды) и тоже был немым фильмом продолжительностью 52 минуты, записанным в черно-белом режиме. Режиссером был Амаси Мартиросян . В фильме задокументировано и показано создание колхоза в армянской езидской деревне. [17]

В 1937 году армянские езиды создали первый и единственный в мире курдский театр, поддерживаемый государством. Театр был основан в селе Алагьяз как «Курдский народный театр Алагьяз». Театральный коллектив состоял из молодых курдов Алагязского района, им руководили два режиссера: армянин Цолак Никогосян и курд Селате Кото. Этот курдский театр начал свою первую постановку в ноябре 1937 года с пьесы Самсона Каджояна «Хуликандина Роже» («Восходит солнце»), посвященной 20-летию Октябрьской революции 1917 года . Курдский театр поддержали многочисленные армянские деятели искусства, в том числе актер Мкртич Джанан, режиссер Амо Харазян и драматурги, в том числе Сурен Гиносян и Вардгес Шогерян. Эти театральные артисты обучали молодых курдских актеров, которые за несколько лет приобрели большую репутацию, участвуя в национальном театральном фестивале и выступая в других местах, например, в Грузии столице Тбилиси .

За десять лет своего существования Курдский театр Алагьяза поставил около тридцати пьес, некоторые из которых были написаны известными курдскими интеллектуалами, такими как Хеджие Синди, Сердойе Генко и Селате Кото. Театр также часто поддерживали известные курдские интеллектуалы, такие как Эмине Эвдал, Казиме Селил, Усиве Беко, Семен Сиябендов , а также писатель и главный редактор курдской газеты «Риа Таза» Миройе Эсед .

Во время Второй мировой войны театр ставил спектакли, отражавшие просоветскую пропаганду и изображавшие лояльность советских курдов своей стране. Однако были и пьесы, связанные с курдским фольклором и традициями. Такие как Кеча Мираке (Девушка из Мирака), Кер û Кулик (Кар и Кулик; на основе старого курдского эпоса), Xecêzerê û Siyabend (Хадж и Сиябанд), Эвледе Шияе Реш (Сын Черной горы) и Мерхасе Баджаре Джизыре («Герой города Джазира »), продюсером которых выступил Сурен Гиносян. Однако в 1947 году из-за финансовых проблем театру пришлось закрыться вместе со многими другими театрами страны. [17]

В 1930-е годы Ереванское радио начало транслировать программы на курдском языке, но прекратило свою деятельность в 1937 году из-за Великой чистки при Иосифе Сталине . Однако вещание на курдском языке возобновилось при Хрущеве , когда Касиме Селиль занял должность руководителя курдского отдела Ереванского радио в 1954 году, незадолго до того, как оно официально начало вещание 1 января 1955 года. Курдские программы на радио транслировались 3 раза. еженедельно, 15 минут в день, однако темы напрямую регулировались коммунистическим правительством, поэтому программы в основном были сосредоточены на культуре, трансляции музыки и радиоспектаклей, а не на курдском национализме и политике. В 1961 году курдские программы начали транслироваться по 1,5 часа каждый день, передачи вышли за пределы Армении в Ирак , Иран , Турцию , Сирию , а также в ряд других регионов Советского Союза, число слушателей начало расти в геометрической прогрессии, а радио Сотрудники смогли установить контакты с другими курдскими общинами на Ближнем Востоке и в Советском Союзе.

После обретения Арменией независимости и распада Советского Союза в 1991 году «Радио Ереван» больше не финансировалось из-за социальных и экономических проблем, с которыми столкнулась страна. Почти весь персонал курдского ведомства потерял работу и был вынужден иммигрировать за границу из-за повальной безработицы, охватившей страну. Кереме Сейад, один из оставшихся сотрудников, занял должность руководителя и начал проводить реформы в отделе, а благодаря идеологическим ограничениям, снятым после распада Советского Союза, он смог транслировать более широкий круг тем, связанных с для курдов, включая новости и политические комментарии, а также курдскую историю, культуру и язык. По понедельникам радио транслировало программу под названием «Культурный дневник», где люди могли слушать радиоспектакли и звонить в отдел с просьбой о музыке. По вторникам и средам основное внимание уделялось курдскому наследию, транслируя темы, связанные с курдским языком, литературой и историей, в программах «Твой родной язык» и «История курдов и Курдистана». Кереме Сейад также учредил программу под названием «В поисках родственников», где он смог помочь в воссоединении многих курдских семей из Турции и Армении, которые были разделены в начале 20 века.

Радио Ереван существенно помогло в сохранении и повышении самосознания многих курдских общин на Ближнем Востоке, в Европе и на постсоветских территориях. Особенно для курдов в Турции , где государство систематически подавляло курдский язык и культуру. Благодаря радио курды в Турции получили возможность слышать курдский язык по радио, а также слушать материалы, связанные с курдской культурой, особенно музыку. Сегодня в архивах Ереванского радио имеется около 10 тысяч записей курдских народных песен и театральных постановок. [17] [23] [24] [25]

Текущая ситуация

[ редактировать ]

Демография

[ редактировать ]

По переписи 2011 года в Армении проживают 35 272 езида. [1] Десятью годами ранее, по переписи 2001 года, в Армении было зарегистрировано 40 620 езидов. [26] По оценкам СМИ, число езидов в Армении составляет от 30 000 до 50 000 человек. Большинство из них являются потомками беженцев в Армению после преследований во время османского правления, в том числе во время геноцида армян , когда многие армяне нашли убежище в езидских деревнях. [27] Меньшинство езидов в Армении (около 3600 человек) обратилось в христианство . [28] но другие езиды не принимают их за езидов, [29] и часто являются результатом смешанных армяно-езидских браков, поскольку езидская религия не приемлет посторонних. Езиды в Армении признаны этнической группой , которая, согласно отчету, была воспринята как попытка пропаганды некурдской идентичности и вызвала гнев многих членов общества. [30] Симпатии к Рабочей партии Курдистана также широко распространены. [31] [32]

Возрастная структура

[ редактировать ]

Этнические езиды имеют немного более молодое население по сравнению с этническими армянами. Почти 54 процента моложе тридцати лет, а 8 процентов — в возрасте шестидесяти лет и старше.

Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и возрасту по данным переписи 2011 года. [33]
Этническая группа Общий 0 – 9 10 – 19 20 – 29 30 – 39 40 – 49 50 – 59 60+
Езиды 35,308 5,984 6,236 6,795 5,193 4,645 3,624 2,831
Доля на возрастную группу (%) 100.0 16.9 17.7 19.2 14.7 13.2 10.3 8.0

Политические права

[ редактировать ]

Избирательный кодекс Армении гарантирует одно место в Национальном собрании для представления езидского населения страны. [34] В настоящее время это место занимает Рустам Бакоян, член правящей партии «Гражданский договор» . [35]

Культура

[ редактировать ]

открылся национальный театр езидов В январе 2021 года в Вагаршапате , первый спектакль которого был посвящен павшим езидским солдатам в Нагорно-Карабахской войне 2020 года. [36]

Мемориалы и религиозные объекты

[ редактировать ]
Мемориал, посвященный павшим езидам в Ереване .

В 2016 году в центре Еревана в парке на пересечении улиц Исаакяна и Налбандяна был установлен памятник павшим езидам. [37] [38]

Самый большой в мире езидский храм Куба Мере Диване в Акналиче был открыт в 2020 году. [39] Другой храм под названием Куба Мере Диване открылся 2 сентября 2019 года и посвящен Мелек Таусу , одному из семи ангелов в езидском богословии.

Подавляющее большинство езидов в Армении являются последователями езидской религии, которую они называют шарфадин. В последние годы некоторые езиды обратились в свою веру в неопротестантские христианские конфессии, а именно в Свидетелей Иеговы . [40] Согласно одному исследованию 2018 года, населенное езидами село Садунц полностью состоит из езидов, ставших членами Свидетелей Иеговы. [40]

Зарубежные оценки прав езидов

[ редактировать ]
Президент Национального союза езидов Азиз Тамоян с третьим президентом Армении Сержем Саргсяном в 2011 году.

Сообщения США об отношениях между езидами и правительством Армении неоднозначны. Согласно отчету Государственного департамента США за 1998 год , езиды в Армении подвергались некоторым преследованиям. [41] Посещаемость школы детьми езидского этнического меньшинства по-прежнему была ниже средней, отчасти из-за экономических причин, нехватки езидских учителей и книг, а также раннего изъятия девочек-подростков из школ для замужества. В 2006 году ЮНИСЕФ поддержал усилия правительства по публикации учебников для этнических меньшинств, а в 2007 году новые учебники по езидскому языку появились в некоторых езидских школах по всей стране. Также при поддержке правительства Армении была издана первая езидская газета под названием «Эздихана» (ранее называвшаяся «Денге Эздиа» или «Голос езидов»). [42]

Некоторые езиды называют Армению «лучшей страной для выживания как сообщества». [2] Однако, по некоторым данным, притеснения езидов в стране существуют на негосударственном уровне. [43] [44] В отчете Государственного департамента США по правам человека за 2007 год говорится, что «как и в предыдущие годы, лидеры езидов не жаловались на то, что полиция и местные власти подвергают их общину дискриминации». [45]

В августе 2021 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало заявление, призывающее власти Армении прекратить запугивание Сашика Султаняна , основателя Езидского центра по правам человека. Султаняну предъявлены обвинения в «преступном разжигании ненависти и насилия» в связи с его интервью о проблемах езидов в Армении. [46]

Распределение

[ редактировать ]
Езиды в Армении по провинциям
Провинция ( марз) Езиды % езидов в Армении
Армавир 17,665
43.5%
Арагацотн 6,405
15.8%
Арарат 5,940
14.6%
Ереван 4,733
11.6%
Котайк 4,097
10.1%
Ширк 974
2.4%
На 793
1.9%
Гегаркуник 8
Syunik 4
Тавуш 1
Vayots Dzor 0
Общий 40,620 100%

В Армении 22 сельских населенных пункта с езидским большинством. Самая большая езидская деревня в Армении — Верин Арташат в Араратской области, в которой проживает 4270 жителей.

Арагацотнская область

[ редактировать ]

19 сел, населенных езидами В Арагацотнской области .

Арагацский район Талинский район Аштаракский район

Армавирская область

[ редактировать ]
Храмы Куба Мере Диване ( слева ) и Зиарат ( справа ) в Акналиче Армавирской области .

есть два езидских села В Армавирской области : Ерасхаун и Ферик , оба в бывшем Эчмиадзинском районе.

29 сентября 2012 года езиды открыли свой первый храм за пределами своей родины Лалиш - храм Зиарат в Акналиче Армавирской области Армении. [47] [48] В сентябре 2019 года рядом с храмом Зиарат был открыт крупнейший в мире езидский храм под названием Куба Мере Диване. [49]

Араратская область

[ редактировать ]

Единственное езидское село в Араратской области Верин Арташат , недалеко от Арташата .

Генетика

[ редактировать ]

Курды разработали собственный типичный генетический профиль, названный «Модальный курдский гаплотип» (KMH или MKMH для курдов-мусульман) в субкладе J2-M172 со следующими локусами: 14-15-23-10-11-12. Самый высокий процент этого гаплотипа на данный момент измерен у езидов в Армении и у курдов-мусульман из Северного Ирака:

Известные армяно-езиды

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Перепись населения Армении 2011 года» (PDF) . Национальная статистическая служба . 2011 . Проверено 9 декабря 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Езидские сердца кровоточат: хрупкость крупнейшего этнического меньшинства Армении» . Независимый . 25 октября 202с. Архивировано из оригинала 07 мая 2022 г. Проверено 29 января 2021 г.
  3. ^ Асатрян, Гарник С.; Аракелова, Виктория (3 сентября 2014 г.). Религия ангела-павлина: езиды и их духовный мир . Рутледж. ISBN  978-1-317-54429-6 .
  4. ^ «Какой бизнес у езидов в Армении? » Аревелк (на армянском языке) . Проверено 28 декабря 2019 г.
  5. ^ «Число езидов в Армении равно числу езидов в Грузии» (на курдском языке) . Проверено 28 декабря 2019 г.
  6. ^ «Этнические меньшинства Армении» (PDF) . Ереван. 2002.
  7. ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | В Армении появится самый большой в мире езидский храм» . Рефмир . Проверено 18 июня 2021 г.
  8. ^ «Сегодня открывается первый в Армении езидский театр: пьеса связана с недавней арцахской войной» . Hetq.am. ​17 января 2021 г. Проверено 24 мая 2022 г.
  9. ^ Макинтош, Ян С. «Условное сосуществование: езиды в Армении» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 г.
  10. ^ "Усув Бег: курды-езиды благодарят императора России | RiaTaza" (in Russian). 13 October 2017 . Retrieved 2021-02-25 .
  11. ^ Мурадян, Манук Норики (2012). Усуб бек. Очерки езидского народа, династия патриархов, история армяно-езидских отношений (на армянском языке). Армения.
  12. ^ Jump up to: а б с «ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА АРМЕНИИ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2007 г.
  13. ^ «Мы не признаем выбранного вами кандидата, потому что это будет антиезидское назначение. Заявление группы езидов » . Аравот . 11 ноября 2018 г. Проверено 23 мая 2022 г.
  14. ^ «Многие представители езидской общины вызвались поехать в Арцах» . Арменпресс . 28 сентября 2020 г. . Проверено 19 декабря 2020 г.
  15. ^ Леупольд, Дэвид (21 ноября 2019 г.). « «Рокально связаны друг с другом»: переплетенная история курдов и армян в 20 веке» . Иран и Кавказ . 23 (4): 390–406. дои : 10.1163/1573384X-20190409 . ISSN   1573-384X . S2CID   214003341 .
  16. ^ «Безсобственная литература советских курдов! | Будьте счастливы» . 24 марта 2021 г. Проверено 16 июня 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели, ред. (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108623711 . ISBN  978-1-108-62371-1 . S2CID   243594800 .
  18. ^ Jump up to: а б «АНГЛИЙСКИЙ СИВАН» . www.saradistribution.com . Проверено 16 июня 2021 г.
  19. ^ Омархали, Ханна (2013). «Курды в странах бывшего СССР в исторической и культурной перспективе» . Журнал политических исследований «Коперник» . 2 (5). doi : 10.12775/18255 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN   2299-4335 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  20. ^ «Курдский голос Ереванского радио» . Отчет ЕВН . 24 января 2019 г. Проверено 20 мая 2022 г.
  21. ^ «Заре» . 10.05.2019. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 г. Проверено 16 июня 2021 г.
  22. ^ «Заре» . www.duhokiff.com . Проверено 16 июня 2021 г.
  23. ^ «Курдский голос Ереванского радио» . www.evnreport.com . 24 января 2019 года . Проверено 18 июня 2021 г.
  24. ^ «Ереван Ксебердиде: Как советская армянская радиостанция сохранила курдскую культуру» . Коллектив Аджам Медиа . 13 июня 2021 г. Проверено 18 июня 2021 г.
  25. ^ Гаяне, Газарян (17 мая 2020 г.). «Курдский голос Ереванского радио» (PDF) . www.google.com . Проверено 18 июня 2021 г.
  26. ^ «Население де-юре (городское, сельское) по возрасту и этнической принадлежности» (PDF) . Национальная статистическая служба . 2001 . Проверено 9 декабря 2015 г.
  27. ^ Торикян, Арен (27 августа 2014 г.). «Противостояние геноциду езидов» . Армянский еженедельник .
  28. ^ «Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и религиозным убеждениям» (PDF) . Статистика Армении . Проверено 22 мая 2019 г.
  29. ^ Агаева, Элене Шенгелия, Рана (06.09.2018). «Езиды Грузии: Религия как идентичность - Религиозные убеждения» . www.chai-khana.org . Проверено 30 августа 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  30. ^ «Армения: битва за езидскую идентичность» . Глобальные голоса: Кавказ . 3 ноября 2006 г. Проверено 24 января 2021 г.
  31. ^ Крикорян, Омник (2008). «Езидское меньшинство в Армении не уверено в своей идентичности, Омник Крикорян». Предотвращение геноцида сейчас . 5 .
  32. ^ Годфри (9 декабря 2015 г.). «Гарник Асатрян и Онник Крикорян об армяно-курдских связях; WikiLeaks-2006» . АНИ Армянский исследовательский центр .
  33. ^ «Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и возрасту» (PDF) . www.armstat.am .
  34. ^ «Просмотр документа» . www.arlis.am . Проверено 25 января 2018 г.
  35. ^ Гаудян, Астхик (26 июля 2019 г.). «Одного депутата-езида недостаточно для сорокатысячной езидской общины: Рустам Бакоян» [Рустам Бакоян. Одного депутата-езида недостаточно для сорокатысячной езидской общины. infocom.am (на армянском языке) . Проверено 23 марта 2023 г.
  36. ^ «Езидский национальный театр будет действовать в духовной столице Армении Эчмиадзине » . Общественная телекомпания Армении . 18 января 2021 г. . Проверено 19 января 2021 г.
  37. ^ hy: Памятник невинным жертвам езидов (Ереван)
  38. ^ «Музей Геноцида армян | Музей-институт Геноцида армян» . www.genocide-museum.am . Проверено 25 января 2018 г.
  39. ^ Шервуд, Харриет (25 июля 2016 г.). «В Армении строится крупнейший в мире езидский храм» . Хранитель . Проверено 31 июля 2016 г.
  40. ^ Jump up to: а б Аракелова, Виктория (2018). «Езиды и христианство: формирование новой идентичности» . Иран и Кавказ . 22 (4): 353–365. дои : 10.1163/1573384X-20180403 . JSTOR   26626698 . S2CID   166876878 – через JSTOR.
  41. ^ «Страновой отчет Армении о соблюдении прав человека за 1998 год» . Государственный департамент США . 26 февраля 1999 года . Проверено 25 января 2021 г. Лидеры езидов встретились с новым правительством и президентской комиссией по правам человека в июле, чтобы повторить давние жалобы на то, что их община (которая говорит на курдском диалекте и исповедует традиционную нехристианскую, немусульманскую религию) подвергается дискриминации со стороны полиции и местные власти...
  42. ^ «Страновой доклад о соблюдении прав человека в Армении» . Государство.gov. 28 февраля 2005 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
  43. ^ «Альтернативный отчет о выполнении Арменией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» (PDF) . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . 2017. с. 8.
  44. ^ «Отчет о свободе вероисповедания в Армении за 2019 год» (PDF) . Государственный департамент США . 2009. с. 7 . Проверено 23 января 2021 г. Согласно декабрьскому альтернативному докладу Комитету ООН по правам ребенка с акцентом на детей-езидов в Армении, подготовленному местными НПО, дети из числа меньшинств часто лишались свободы исповедовать свою религию и сталкивались с рядом проблем в сохранении и выражающие свою этническую и религиозную идентичность...
  45. ^ «Страновой доклад о соблюдении прав человека в Армении» . Государство.gov. 11 марта 2008 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
  46. ^ "Армения должна снять "запугивающие" уголовные обвинения против борца за права меньшинств - эксперты ООН" . УВКПЧ . 10 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 14 августа 2021 г.
  47. ^ [1] Архивировано 22 апреля 2014 г., в Wayback Machine.
  48. ^ «День Зиарат» . АрменияNow.com. 2012-09-29. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
  49. ^ Омар, Шахла (30 сентября 2019 г.). «В Армении открывается самый большой в мире езидский храм» . Рудав.нет . Проверено 1 октября 2019 г.
  50. ^ Скирп, Эмбер. «Происхождение курдов» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  51. ^ Зидан, Карим (30 апреля 2016 г.). «MMA Hitman: бывший боец ​​UFC, ставший опасным наемным убийцей» . Кровавый локоть . Проверено 30 апреля 2016 г.
  52. ^ Боченьска, Иоанна (2018). Открытие заново культуры и идентичности Курдистана: зов сверчка . п. 95.
  53. ^ «Кярам Слоян Кялаши» . Annunner.com . Проверено 21 апреля 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04b6d8c770e573d15bb9ef69d14fbce6__1720305960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/e6/04b6d8c770e573d15bb9ef69d14fbce6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yazidis in Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)