Дек (тату)
Дек ( курдский : deq , دەق ) или хал ( курдский : xal , خاڵ ) — традиционные и уникальные татуировки, относящиеся к курдам . Дек чаще встречается среди курдских женщин , но наблюдается и среди мужчин. Однако практика дек стала менее распространенной из-за влияния ислама и была заменена хной . В отличие от хны, дек не является временным. Были предприняты усилия по возрождению использования дека как способа подтверждения своей курдской идентичности. [ 1 ] Дек также практикуется езидами , и в более высокой степени. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение deq неизвестно. [ 2 ] В начале VI века Аэций Амидский написал о деке и способах его приготовления, которые он опубликовал в своей работе Medicae Artis Principes. В этой работе он объяснил, что материал дека был приготовлен путем измельчения и смешивания древесины сосны (предпочтительно ее коры ), некоторого количества корродированной бронзы , камеди и масла деревьев. Помимо этой смеси, ржавую бронзу также смешивали с уксусом, чтобы получить вторую смесь. Затем сок лука-порея и воду смешивают. Затем смесью сока лука-порея очищают место татуировки, прокалывают рисунок и полученную смесь наносят на кожу. [ 3 ]
Жак де Морган также наблюдал за татуировками курдских женщин в 1895 году и упомянул, что у пожилых женщин больше всего татуировок, и иногда они были татуированы по всему телу. Мужчины делали татуировки преимущественно на руках и редко на лице. Генри Филд также наблюдал это явление, когда посещал провинции Курдистан и Керманшах в Иране в 1950-х годах. [ 4 ]
Значение и использование
[ редактировать ]Практика дек возникла еще до ислама и связана с местными традициями. Они могут иметь разное значение в зависимости от размещения, включая чистое украшение , духовную защиту и племенную принадлежность. У женщин они обычно обнаруживаются на лице, шее, ступнях, руках и, в меньшей степени, на груди и возле половых органов. Считается, что деготь для лица отгоняет злых духов, обеспечивает хорошее здоровье и плодовитость. Существуют правила использования дек, и разведенным женщинам или женщинам, родившим мертворожденных детей, нельзя делать татуировки. [ 1 ]
При нанесении татуировок женщинам татуировщик сначала рисует рисунок на коже с помощью иглы, смоченной чернилами, и вкалывает ее в кожу. Чернила изготавливаются из молока (обычно грудного молока), а рисунки обычно представляют собой линии, звезды, свастики, солнца, полукруги, прямоугольники, ромбы и кресты. Именно круги особенно связаны с плодородием, считается, что кресты отгоняют злых духов, а алмазы приносят силу. [ 1 ] Дек можно рассматривать как дневник конкретной женщины. [ 5 ]
Мужчины обычно делают татуировки на руках, ногах, шее, груди и лице ( височные татуировки). распространены [ 6 ] ). Основные значения у мужчин – лечебные и защитные. [ 1 ]
В прошлом племенную принадлежность курда можно было определить по его деку. [ 2 ]
Образцы среди езидов
[ редактировать ]Образцы среди езидов включают гребень, крест, газель , животное по имени даккайе, ногу рябчика , луну (как полную, так и серповидную), куклу, веретено , перевернутую букву «v», называемую рес дакк, и димлич ( фигурка, похожая на мешочек с двумя верёвками). [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ДеМелло, Марго (2014). Inked: татуировки и боди-арт по всему миру . Том. I. АВС-КЛИО. стр. 347–348. ISBN 9781610690768 .
- ^ Jump up to: а б Бейкер, Мохаммед (4 февраля 2019 г.). « Хал в курдской культуре». Дипломатический журнал (на курдском языке). Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Кая, Йылмаз (26 апреля 2021 г.). «Традиция, сохранившаяся от Античности до наших дней: Дек» . Новая свободная политика (на турецком языке) . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Флор, Уильям (2000). «ХАЛКУБИ» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Гюльсах, Дарк (13 января 2016 г.). «Дек: умирающее искусство среди курдских женщин Турции» . Ежедневный Сабах . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Ташгин, Ахмет; Молика, Марчелло (2017). «Традиция татуировки в Сивереке, Турция». Ближневосточные исследования . 53 (2): 271–280. дои : 10.1080/00263206.2016.1237355 . S2CID 151736017 .
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1941). Ангел-Павлин - Некоторые сведения о приверженцах тайного культа и их святилищах . Лондон . стр. 75–77. ISBN 9781312816886 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дьюкхарт, Коберн (21 января 2015 г.), «Последние татуированные женщины Кобани» , National Geographic , заархивировано из оригинала 24 февраля 2021 г.
- Янг, Эмма (2 марта 2010 г.), Угнетенные курды выражают культуру в Австралии , Australian Geographic.