Тондракцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Тондракцы ) ( древнеармянский : tondraketsik , латинизированный tʻondrakets`ik` : [а] были членами антифеодальной христианской секты , процветавшей в средневековой Армении в период с начала 9 по 11 века, с центром в районе Тондрак к северу от озера Ван .
История
[ редактировать ]Основателем движения был Смбат Зарехаванци, выступавший за отмену церкви вместе со всеми ее традиционными обрядами . Тондракцы отрицали бессмертие души, загробную жизнь, церковь и ее феодальные права. Они поддерживали права собственности крестьян, а также равенство между мужчинами и женщинами. Тондракцы организовали свои общины почти так же, как это делали ранние христиане Римской империи в течение первых трех столетий. Они также участвовали в крестьянских восстаниях 10 века, в частности в Айрарате и Сюнике . Тондракианское движение во многом напоминало павликианское движение, и различные ученые считают его продолжением павликианского движения в других условиях, когда Армения была независимой. Павликианское движение носило социальный характер и одновременно движение сопротивления, направленное против арабов и византийцев, тогда как тондракианское движение носило также социальный характер и было направлено против развивающегося феодального строя. [2]
Фон
[ редактировать ]В начале X века во многих регионах Армении происходили крестьянские восстания, которые также сначала начинались в формах открытых социальных протестов, со временем принимая религиозные аспекты. Современный историк и очевидец Ованес Драсханакерци описывает, как крестьяне Айрарата воевали против своих феодалов и помещиков: уничтожали их замки и имущество . Крестьянские восстания возникают и в Сюнике . После завершения строительства Татевского монастыря в 906 году собственность прилегающих сел особым княжеским указом была передана монахам монастыря. Наотрез отказываясь подчиниться этому указу, крестьяне Цураберда, Тамалека, Авеладашта и других сел вели длительную борьбу с прихожанами. Несколько раз это восстание переходило в открытое восстание. С помощью Сюникского князя Смбата монастырю удалось через некоторое время взять под свой контроль Авеладашт и Тамалек. Борьба за контроль над Цурабердом носила более кровавый характер. Здесь крестьяне напали на монастырь и разграбили его. Смбат в конце концов подавил восстание. Однако через некоторое время жители Цураберда снова восстали. Крестьянские восстания продолжались с перерывами на протяжении всего X века. В 990 году царь Сюника Васак сжег Цураберд и усмирил его жителей. Это привело к широкому распространению тондракского движения среди низших классов людей в конце 10 века.
Возрождение
[ редактировать ]После подавления крестьянских восстаний тондракианцы пережили небольшой упадок. Однако к началу XI века движение охватило многие регионы Армении. Тондракские села и общины появились в Верхней Армении , Васпуракане , Моксоене и других провинциях. Историки упоминают различных лидеров тондракианцев того времени, таких как Торос, Ананес, Хакоп и Саркис. Широкое признание движения начало беспокоить светских и духовных феодалов, византийских властей и даже мусульман.
Отклонить
[ редактировать ]Армянские светские и духовные феодалы объединили усилия с соседними арабскими эмирами-мусульманами, а также с византийцами в преследовании тондракийцев. Движение быстро распространилось на Ширак , Туруберан и армянские области Тарон , Харк и Мананали (подчиненные Византии). Потерпев ряд поражений от Византии, большинство тондракийцев были депортированы во Фракию в 10 веке. После византийского завоевания Анийского царства Багратуни в 1045 году движение пережило новое возрождение, на этот раз в крупных городах, таких как Ани , где оно начало обращаться к низшим слоям знати и духовенства. В последние годы тондракианское движение разделилось на три различных направления, наиболее радикальное из которых начало пропагандировать атеизм , а также сомнение в загробной жизни и бессмертии человеческой души. К середине XI века византийскому правителю Тарона и Васпуракана Григорию Магистросу удалось ликвидировать все остатки тондракианцев. Историк Аристакес Ластиверци очень подробно описывает уничтожение тондракианцев.
Убеждения
[ редактировать ]Армянский богослов и монах десятого века Григорий Нарекский написал критическое изложение доктрин тондракианцев в своем «Письме к аббату Кчау об опровержении проклятых тондракианцев» . Среди других обвинений он перечисляет следующие:
- Они отрицают наше рукоположение, которое апостолы получили от Христа.
- Они отрицают Святое Причастие как истинное Тело и Кровь Христовы.
- Они отрицают наше Крещение, считая его простой водой для купания.
- Они считают воскресенье наравне с другими днями.
- Они отказываются от коленопреклонений .
- Они отрицают почитание креста.
- Они рукополагают друг друга и, таким образом, следуют самопожертвованному священству.
- Они не принимают брак как таинство.
- Они отвергают матах [б] как еврейская практика.
- Они сексуально распущены.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Множественное число от tʻondraketsʻi ' Тондрака, человека из Тондрака ' . Также секта тондракецуотс и т'ондракетсуотс ' тондракская секта ' . [1] На современном армянском языке : Тондракян т`ондракяннер , Тондракянское движение Т`ондракян шаржум ' Тондракянское движение '
- ^ Церемониальный забой животного с последующим обедом.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аристакес Ластивертци 1963 , с. 119 (глава 22).
- ^ Картледж и Гриффин 2022 .
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Aristakēs Lastiverttsʻi (1963). Юзбашян, Карен (ed.). Patmutʻiwn Aristakisi Lastiverttsʻwoy (in Armenian). Ереван: Haykakan SSṚ Gitutʻyunneri akademiayi hratarakchʻutʻyun. (English translation: Аристакеса Ластиверци История (PDF) . Перевод Бедросяна, Роберта. Нью-Йорк: Источники армянской традиции. 1985. )
- Йованес Драшанакерци (1987). История Армении . Перевод Максудиана, Крикора Х. Атланта, Джорджия: Scholars Press.
Вторичный
[ редактировать ]- Бартикян, Р.М. (1977). «Тондракийцы» . В Прохоров А.М.; и др. (ред.). ( Большая советская энциклопедия на русском языке). Том. 26. Москва: Советская энциклопедия.
- Картледж, Янни; Гриффин, Брентон (2022). «« Потоплены в… заливе погибели »: «еретические» павликианские и тондракианские движения на периферии средневековой Византийской империи» (PDF) . Сера . 9 : 235–271.
- Гергизян [Кёркизеан], Арсен А. (1970). Паугикеан-Тондракетсинеру Шаржуме Хайц. Аакелакан Екегецвой Мэй Э-рд Дарен Минчев ЖБ. Даре [ Движение павликиан-тондракианцев в Армянской Апостольской церкви с седьмого по двенадцатый века ] (на армянском языке). Бейрут: Донигуан. OCLC 1430456853 .
- Куркджян, Ваган М. (1959). «Глава 37, Пауликиане и тондракианцы» . История Армении . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки.
- Нерсесян, Вреж (1988). Тондракианское движение . Серия Принстонских богословских монографий. Эллисон Парк, Пенсильвания: Публикации Пиквика.
- Погосян, С. (1978). «Тондракян шаржум». В Симоняне, Авель (ред.). Айкакан советакан ханрагитаран [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 4. Ереван: Главная редакция Армянской энциклопедии . стр. 199–200 .