Jump to content

Тондракцы

Тондракцы ) ( древнеармянский : tondraketsik , латинизированный tʻondrakets`ik` : [а] были членами антифеодальной христианской секты , процветавшей в средневековой Армении в период с начала 9 по 11 века, с центром в районе Тондрак к северу от озера Ван .

Основателем движения был Смбат Зарехаванци, выступавший за отмену церкви вместе со всеми ее традиционными обрядами . Тондракцы отрицали бессмертие души, загробную жизнь, церковь и ее феодальные права. Они поддерживали права собственности крестьян, а также равенство между мужчинами и женщинами. Тондракцы организовали свои общины почти так же, как это делали ранние христиане Римской империи в течение первых трех столетий. Они также участвовали в крестьянских восстаниях 10 века, в частности в Айрарате и Сюнике . Тондракианское движение во многом напоминало павликианское движение, и различные ученые считают его продолжением павликианского движения в других условиях, когда Армения была независимой. Павликианское движение носило социальный характер и одновременно движение сопротивления, направленное против арабов и византийцев, тогда как тондракианское движение носило также социальный характер и было направлено против развивающегося феодального строя. [2]

В начале X века во многих регионах Армении происходили крестьянские восстания, которые также сначала начинались в формах открытых социальных протестов, со временем принимая религиозные аспекты. Современный историк и очевидец Ованес Драсханакерци описывает, как крестьяне Айрарата воевали против своих феодалов и помещиков: уничтожали их замки и имущество . Крестьянские восстания возникают и в Сюнике . После завершения строительства Татевского монастыря в 906 году собственность прилегающих сел особым княжеским указом была передана монахам монастыря. Наотрез отказываясь подчиниться этому указу, крестьяне Цураберда, Тамалека, Авеладашта и других сел вели длительную борьбу с прихожанами. Несколько раз это восстание переходило в открытое восстание. С помощью Сюникского князя Смбата монастырю удалось через некоторое время взять под свой контроль Авеладашт и Тамалек. Борьба за контроль над Цурабердом носила более кровавый характер. Здесь крестьяне напали на монастырь и разграбили его. Смбат в конце концов подавил восстание. Однако через некоторое время жители Цураберда снова восстали. Крестьянские восстания продолжались с перерывами на протяжении всего X века. В 990 году царь Сюника Васак сжег Цураберд и усмирил его жителей. Это привело к широкому распространению тондракского движения среди низших классов людей в конце 10 века.

Возрождение

[ редактировать ]

После подавления крестьянских восстаний тондракианцы пережили небольшой упадок. Однако к началу XI века движение охватило многие регионы Армении. Тондракские села и общины появились в Верхней Армении , Васпуракане , Моксоене и других провинциях. Историки упоминают различных лидеров тондракианцев того времени, таких как Торос, Ананес, Хакоп и Саркис. Широкое признание движения начало беспокоить светских и духовных феодалов, византийских властей и даже мусульман.

Отклонить

[ редактировать ]

Армянские светские и духовные феодалы объединили усилия с соседними арабскими эмирами-мусульманами, а также с византийцами в преследовании тондракийцев. Движение быстро распространилось на Ширак , Туруберан и армянские области Тарон , Харк и Мананали (подчиненные Византии). Потерпев ряд поражений от Византии, большинство тондракийцев были депортированы во Фракию в 10 веке. После византийского завоевания Анийского царства Багратуни в 1045 году движение пережило новое возрождение, на этот раз в крупных городах, таких как Ани , где оно начало обращаться к низшим слоям знати и духовенства. В последние годы тондракианское движение разделилось на три различных направления, наиболее радикальное из которых начало пропагандировать атеизм , а также сомнение в загробной жизни и бессмертии человеческой души. К середине XI века византийскому правителю Тарона и Васпуракана Григорию Магистросу удалось ликвидировать все остатки тондракианцев. Историк Аристакес Ластиверци очень подробно описывает уничтожение тондракианцев.

Убеждения

[ редактировать ]

Армянский богослов и монах десятого века Григорий Нарекский написал критическое изложение доктрин тондракианцев в своем «Письме к аббату Кчау об опровержении проклятых тондракианцев» . Среди других обвинений он перечисляет следующие:

  1. Они отрицают наше рукоположение, которое апостолы получили от Христа.
  2. Они отрицают Святое Причастие как истинное Тело и Кровь Христовы.
  3. Они отрицают наше Крещение, считая его простой водой для купания.
  4. Они считают воскресенье наравне с другими днями.
  5. Они отказываются от коленопреклонений .
  6. Они отрицают почитание креста.
  7. Они рукополагают друг друга и, таким образом, следуют самопожертвованному священству.
  8. Они не принимают брак как таинство.
  9. Они отвергают матах [б] как еврейская практика.
  10. Они сексуально распущены.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Множественное число от tʻondraketsʻi ' Тондрака, человека из Тондрака ' . Также секта тондракецуотс и т'ондракетсуотс ' тондракская секта ' . [1] На современном армянском языке : Тондракян т`ондракяннер , Тондракянское движение Т`ондракян шаржум ' Тондракянское движение '
  2. ^ Церемониальный забой животного с последующим обедом.

Библиография

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  • Aristakēs Lastiverttsʻi (1963). Юзбашян, Карен (ed.). Patmutʻiwn Aristakisi Lastiverttsʻwoy (in Armenian). Ереван: Haykakan SSṚ Gitutʻyunneri akademiayi hratarakchʻutʻyun. (English translation: Аристакеса Ластиверци История (PDF) . Перевод Бедросяна, Роберта. Нью-Йорк: Источники армянской традиции. 1985. )
  • Йованес Драшанакерци (1987). История Армении . Перевод Максудиана, Крикора Х. Атланта, Джорджия: Scholars Press.

Вторичный

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebfe37d77bb6a800e1a81c08bbab43cc__1719853320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/cc/ebfe37d77bb6a800e1a81c08bbab43cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tondrakians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)