Архонтика
![]() |
Архонтики Палестине , или Archontici , были гностической сектой, существовавшей в и , Сирии и Армении возникшей в середине 4-го века нашей эры . Таким образом, их называли от греческого слова ἄρχοντες , «начала» или «правители», потому что они считали, что мир был создан и управлялся злонамеренными Архонтами .
История
[ редактировать ]Епифаний Саламинский , по-видимому, был самым ранним христианским писателем, говорящим об этой секте. Он сообщает, что молодой священник в Палестине по имени Петр был обвинен в ереси, низложен с сана священника и изгнан епископом Аэцием . Он бежал в часть Аравии , где находился центр эбионитства . В преклонном возрасте он вернулся в Палестину, где жил жизнью отшельника в пещере недалеко от Иерусалима и привлекал последователей аскезой своей жизни и практикой крайней бедности . Незадолго до смерти Констанция II (337–361) Евтакт , придя из Египта , посетил отшельника Петра и проникся от него учениями секты и перенес их в Великую и Малую Армению.
Убеждения
[ редактировать ]Архонтики считали, что существует Семь Небес , которыми управляет Демиург, окруженный рожденными им Архонтами , которые являются тюремщиками душ . На восьмом небе обитает высшая Мать света. Царем или тираном седьмого неба является Саваоф , бог евреев , отец Дьявола . Дьявол, обитавший на земле, восстал против своего отца и противостоял ему во всем, и от Евы родил Каина и Авеля . Каин убил Авеля в ссоре из-за их сестры, которую оба любили.
«Говорят, — пишет Епифаний, — что душа — это пища Архонтов и Сил, без которой они не могут жить, потому что она — от росы свыше и дает им силу. Когда она прониклась знанием… она восходит на небеса и защищает перед каждой Силой и таким образом поднимается за их пределы к высшей Матери и Отцу Всего, откуда она сошла в этот мир». [1]
Практики
[ редактировать ]«Некоторые из них, — продолжает Епифаний, — притворяются постящимися на манер монахов, обманывая простодушных, и хвалятся тем, что отказались от всякого имущества». Теодорит сообщает, что некоторые практиковали поливать головы мертвых маслом и водой , тем самым делая их невидимыми для Архонтов и лишая их власти. Однако Епифаний утверждает, что «они осуждают крещение и отвергают участие в Святых Тайнах, как нечто введенное тираном Саваофом, и учат другим басням, полным нечестия». [2]
Тексты
[ редактировать ]Среди их апокрифических книг были:
В мандейских текстах
[ редактировать ]Гельберт (2023) предполагает, что в Гиндза Рабба ( Правая Гиндза 9.1) мандейский термин накрития на самом деле является ссылкой на Архонтов. [3]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Йонас, Ганс (1958). Гностическая религия . п. 169.
- Лейтон, Бентли (1987). Гностические Писания . Даблдэй. стр. 191–198.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гульднер, Бенедикт (1907). « Архонтика ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). «Архонтикс» . Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др.