Jump to content

Средний платонизм

Средний платонизм — современное название этапа развития платонической философии , продолжавшегося примерно с 90 г. до н.э. — когда Антиох Аскалонский отверг скептицизм новой Академии — до развития неоплатонизма при Плотине в III веке. Средний платонизм впитал в себя многие доктрины конкурирующих перипатетических и стоических школ. Выдающийся философ этого периода Плутарх (ок. 45–120) защищал свободу воли и бессмертие души . Он стремился показать, что Бог, создавая мир, превратил материю, как вместилище зла , в божественную душу мира, где она продолжала действовать как источник всякого зла. Бог — трансцендентное существо, действующее через божественных посредников, которыми являются боги и демоны популярной религии. Нумений Апамейский (ок. 160 г.) объединил платонизм с неопифагореизмом и другими восточными философиями, что стало прообразом развития неоплатонизма.

История [ править ]

Антиох Аскалонский (ок. 125–68 до н. э.), был учеником Филона Ларисского и учителем Цицерона . Благодаря его влиянию платонизм совершил переход от академического скептицизма к эклектизму . [1] В то время как Филон все еще придерживался учения о том, что не существует ничего абсолютно определенного, Антиох вернулся к ярко выраженному догматизму . Среди других возражений против академического скептицизма было соображение, что без твердых убеждений невозможно никакое рациональное содержание жизни. [1] Он указывал, что утверждение, что ничего нельзя утверждать, или доказательство того, что ничего нельзя доказать, является противоречием; что мы не можем говорить о ложных идеях и в то же время отрицать различие между ложным и истинным. [2] Он изложил академическую, перипатетическую и стоическую системы таким образом, чтобы показать, что эти три школы отклоняются друг от друга лишь в незначительных пунктах. [2] Сам он главным образом интересовался этикой, в которой пытался найти средний путь между Зеноном , Аристотелем и Платоном . Например, он говорил, что для счастья достаточно добродетели , но для высшей степени счастья необходимы также телесные и внешние блага. [2]

Этой эклектической тенденции способствовало отсутствие догматических сочинений Платона. [3] Среднему платонизму способствовала необходимость рассмотрения основных теорий постплатонических философских школ, таких как аристотелевская логика и стоическая психология и этика (теория благ и эмоций). [4] С одной стороны, средние платоники, как и более поздние перипатетики, занимались научной деятельностью, такой как изложение доктрин Платона и объяснение его диалогов; с другой стороны, они пытались систематически развивать платоновские теории. Поскольку оно было подвержено в этом влиянию неопифагореизма , оно имело немалое значение в подготовке почвы для неоплатонизма . [4]

Плутарх

Важнейшим из средних платоников был Плутарх (45–120), получивший также известность как историк. Хотя он был платоником, он был открыт влиянию перипатетиков и даже, в некоторых деталях, стоиков, несмотря на его полемику против их принципов; он абсолютно отверг только эпикурейство . [5] В отличие от стоического материализма и эпикурейского «атеизма» он лелеял чистую идею Бога, более соответствующую Платону. [5] Тем не менее он принял второй принцип, чтобы объяснить устройство физического мира. [5] Этого начала он искал не в какой-то неопределенной материи, а в злой мировой душе , которая с самого начала была связана с материей, но в творении, наполненном разумом и устроенном им. [5] Таким образом, оно превратилось в божественную душу мира, но продолжало действовать как источник всего зла. [5] Он возвысил Бога над конечным миром, но верил, что Бог приходит к нам на помощь прямыми откровениями ; это позволило Плутарху оправдать народную веру в пророчества . [6] Боги народной религии — это просто разные имена одного и того же божественного Существа и сил, которые им служат. [6] Демоны были для него агентами влияния Бога на мир. [5] Плутарх защищал свободу воли и бессмертие души . [5] Платонически-перипатетическая этика была поддержана Плутархом против противоположных теорий стоиков и эпикурейцев. [5]

Среди более поздних средних платоников были Теон Смирнский , написавший математическое введение к Платону, и Гай (II век), который был учителем платонической философии. [6] Его ученик Альбин написал отчет о его лекциях, предисловие к которому у нас имеется. [6] Примерно в это же время Алкиной написал дошедший до нас трактат о платонизме, в котором постулировал три начала: первобога, идеи , которые рассматриваются как мысли об этом «первом боге», и материя. [7] Апулей (ок. 125), популярный писатель, изложил эклектический платонизм в своих книгах «О Боге Сократа» и «О Платоне и его учении» , написанных на латыни . [7] Максим Тирский (ок. 180 г.), как и Плутарх, пытался преодолеть пропасть между трансцендентным Богом и материей, принимая в качестве посредников многочисленных демонов. [7] Аттик (ок. 175) выступал против захлестнувшего школу эклектизма и оспаривал теории Аристотеля как отклонения от Платона. Он был бескомпромиссным сторонником Платона и считал теорию бессмертия основой всей своей системы. Тем не менее в этой теологии он ближе приблизился к стоической идее имманентности. [7]

Нумений Апамейский (ок. 160) сочетал в себе неопифагореизм и платонизм. [7] Он продемонстрировал далеко идущий синкретизм. Подобно Плутарху, он предполагал, что злая душа соединена с материей. [8] Отсюда происходит смертная часть человеческой души, которую он назвал второй иррациональной душой. [8] По своей вине душа должна была сойти из своей бестелесной жизни в тело, а после выхода из тела, если ей не нужно подвергаться дальнейшему воплощению, она становится неотличимо соединенной с Богом. [8] Дар Божий — это мудрость, которая есть высшее благо, и этот дар дается только тем, кто посвятил себя высшему благу, исключая все другие мысли. [8]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Целлер 1931 , с. 273.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Целлер 1931 , с. 274.
  3. ^ Целлер 1931 , с. 305.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Целлер 1931 , с. 306.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 307.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 308.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 309.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Целлер 1931 , с. 310.

Библиография [ править ]

  • Целлер, Эдуард (1931), Очерки истории греческой философии (13-е изд.) .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бриттен, Чарльз. 2001. Филон Ларисы: Последний из академических скептиков. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
  • Бонацци, Мауро. 2012. Антиох и платонизм. В «Философии Антиоха». Под редакцией Дэвида Н. Седли, 307–333. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Катана, Лев. 2013. «Происхождение разделения между средним платонизмом и неоплатонизмом». Апейрон: Журнал древней философии и науки 46.2: 166–200.
  • Центроне, Бруно. 2000. «Платонизм и пифагореизм в Ранней Империи». В Кембриджской истории греческой и римской политической мысли. Под редакцией Кристофера Роу и Малкольма Шофилда, 559–584. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Кьярадона, Риккардо. 2009. «Гален и средний платонизм». В Галене и мире знаний. Под редакцией Кристофера Дж. Гилла , Тима Уитмарша и Джона Уилкинса, 243–260. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Диллон, Джон. 1996. Средние платоники: с 80 г. до н.э. по 220 г. н. э.. Ред. Лондон: Дакворт.
  • Джонс, Роджер М. 1980. Платонизм Плутарха и избранные статьи. 2-е изд. Нью-Йорк: Гарленд.
  • Каллигас, Пол. 2004. «Платонизм в Афинах в течение первых двух веков нашей эры: обзор». Ризай 2:37–56.
  • Мансфельд, Яап. 1988. «Совместимые альтернативы: среднеплатонистская теология и рецепция ксенофана». В познании Бога в греко-римском мире. Под редакцией Роберта ван ден Брука, Тьице Баарда и Яапа Мансфельда , 92–117. Лейден, Нидерланды: Brill.
  • Опсомер, Ян. 1998. В поисках истины: академические тенденции в среднем платонизме. Брюссель: Королевская академия наук, литературы и изящных искусств.
  • Замбон, Марко. 2006. «Средний платонизм». В «Спутнике древней философии». Под редакцией Мэри Луизы Гилл и Пьера Пеллегрена, 561–576. Оксфорд: Блэквелл.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef4cdeaafeaf5c5f1936f45b8d5396c9__1698917040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/c9/ef4cdeaafeaf5c5f1936f45b8d5396c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Middle Platonism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)