Бессмертие
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2015 г. ) |

Бессмертие – это концепция вечной жизни. [2] Некоторые виды обладают «биологическим бессмертием» из-за очевидного отсутствия предела Хейфлика . [3] [4]
Некоторые ученые, футуристы и философы выдвигают теории о бессмертии человеческого тела, а некоторые предполагают, что человеческое бессмертие может быть достижимо в первые несколько десятилетий 21 века с помощью определенных технологий , таких как загрузка разума ( цифровое бессмертие ). [5] Другие сторонники полагают, что продление жизни является более достижимой целью в краткосрочной перспективе, а бессмертие ожидает дальнейших научных открытий. Отсутствие старения обеспечит людям биологическое бессмертие, но не неуязвимость к смерти от болезней или травм . Будет ли процесс внутреннего бессмертия реализован в ближайшие годы, зависит главным образом от исследований (и в исследованиях нейронов в случае внутреннего бессмертия через иммортализованную клеточную линию) в первом случае и, возможно, является ожидаемой целью во втором случае. [6]
По крайней мере, со времен древних жителей Месопотамии существовало убеждение, что боги могут быть физически бессмертными и что это также состояние, которое боги иногда предлагают людям. В христианстве убеждение в том, что Бог может предложить физическое бессмертие с воскресением плоти в конце времен, традиционно было в центре его верований. [7] [8] [9] Какую форму примет бесконечная человеческая жизнь или существует ли нематериальная душа и обладает ли бессмертием, было основным предметом внимания религии. [10] а также предмет спекуляций и дискуссий. В религиозном контексте бессмертие часто рассматривается как одно из обещаний божественных существ людям, которые проявляют добродетель или следуют божественному закону . [ нужна ссылка ]
Определения
[ редактировать ]Научный
[ редактировать ]Технологии продления жизни утверждают, что открывают путь к полному омоложению . Крионика дает надежду на то, что мертвые смогут быть оживлены в будущем, благодаря достаточным достижениям медицины. Хотя, как показано на примере таких существ, как гидра и планарийные черви, существо действительно может быть биологически бессмертным , это животные, которые физиологически сильно отличаются от людей, и неизвестно, будет ли когда-либо возможно что-то подобное для людей. . [11] [12]
Религиозный
[ редактировать ]Бессмертие в религии обычно относится либо к вере в физическое бессмертие, либо к более духовной загробной жизни . В таких традициях, как древнеегипетские верования, месопотамские верования и древнегреческие верования, бессмертные боги, следовательно, считались обладателями физических тел. В месопотамской и греческой религиях боги также делали некоторых мужчин и женщин физически бессмертными. [13] [14] тогда как в христианстве многие верят, что все истинно верующие воскреснут к физическому бессмертию. [7] [8] Аналогичных убеждений в том, что физическое бессмертие возможно, придерживаются растафарианцы или ребебереры .
Физическое бессмертие
[ редактировать ]Физическое бессмертие — это состояние жизни, позволяющее человеку избежать смерти и сохранить сознательное мышление. Это может означать бесконечное существование человека из физического источника, отличного от органической жизни, например компьютера.
В погоне за физическим бессмертием до появления современной науки участвовали алхимики , стремившиеся создать Философский камень , [15] и легенды различных культур, такие как « Фонтан молодости» или « Персики бессмертия», вдохновляющие на попытки открытия эликсира жизни . [16] [17]
Современные научные тенденции, такие как крионика , цифровое бессмертие , прорывы в омоложении или предсказания надвигающейся технологической сингулярности , чтобы достичь подлинного физического бессмертия человека, все равно должны преодолеть все причины смерти, чтобы добиться успеха. [18] [19]
Причины смерти
[ редактировать ]Существует три основные причины смерти: естественное старение , болезни и травмы . [20] Такие проблемы могут быть решены с помощью решений, предлагаемых в исследованиях с любой целью, предоставляя в настоящее время такие альтернативные теории, которые требуют унификации.
Старение
[ редактировать ]Обри де Грей , ведущий исследователь в этой области, [21] определяет старение как «совокупность кумулятивных изменений в молекулярной и клеточной структуре взрослого организма , которые приводят к существенным метаболическим процессам, но которые также, когда они прогрессируют достаточно далеко, все больше нарушают обмен веществ, что приводит к патологии и смерти». В настоящее время причинами старения человека являются потеря клеток (без замены), повреждение ДНК , онкогенные ядерные мутации и эпимутации , старение клеток , митохондриальные мутации, лизосомальные агрегаты, внеклеточные агрегаты, случайные внеклеточные перекрестные связи, снижение иммунной системы и эндокринные изменения. Устранение старения потребует поиска решения каждой из этих причин. Эту программу де Грей называет «инженерным незначительным старением» . Существует также огромный объем знаний, указывающий на то, что изменения характеризуются потерей молекулярной точности. [22]
Болезнь
[ редактировать ]Болезнь теоретически преодолима с помощью технологий. Короче говоря, это ненормальное состояние, влияющее на тело организма, с которым организму обычно не приходится иметь дело в своей естественной структуре. [23] Человеческое понимание генетики ведет к излечению и лечению множества ранее неизлечимых заболеваний. Механизмы, с помощью которых другие болезни наносят ущерб, становятся все более понятными. Разрабатываются сложные методы раннего выявления заболеваний. Профилактическая медицина становится все более понятной. Нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона и Альцгеймера, вскоре можно будет вылечить с помощью стволовых клеток . Прорывы в клеточной биологии и исследованиях теломер ведут к лечению рака. вакцины В настоящее время исследуются против СПИДа и туберкулеза . Были обнаружены гены, связанные с диабетом 1 типа и некоторыми видами рака, что позволяет разработать новые методы лечения. Искусственные устройства, прикрепленные непосредственно к нервной системе, могут вернуть слепым зрение. Разрабатываются лекарства для лечения множества других заболеваний и недугов.
Травма
[ редактировать ]Физическая травма останется угрозой для вечной физической жизни, поскольку бессмертный человек по-прежнему будет подвергаться непредвиденным происшествиям или катастрофам. Скорость и качество парамедиков помощи остается определяющим фактором в выживании после тяжелой травмы. [24] Тело, которое могло бы автоматически восстанавливаться после тяжелых травм, например, при предполагаемом использовании нанотехнологий , смягчило бы этот фактор. Мозгу нельзя подвергать риску травмы, если необходимо поддерживать непрерывную физическую жизнь. Это неприятие риска травмы мозга естественным образом приведет к значительным изменениям в поведении, которые сделают физическое бессмертие нежелательным для некоторых людей.
Изменение окружающей среды
[ редактировать ]Организмы, в противном случае не затронутые этими причинами смерти, все равно столкнулись бы с проблемой получения средств к существованию (будь то за счет доступных в настоящее время сельскохозяйственных процессов или за счет гипотетических будущих технологических процессов) перед лицом изменения доступности подходящих ресурсов по мере изменения условий окружающей среды. Даже после того, как мы избежали старения, болезней и травм, смерть из-за ограничения ресурсов все еще возможна, например, от гипоксии или голодания .
Если нет ограничений на степень постепенного снижения риска, то возможно, что совокупная вероятность смерти на бесконечном горизонте будет меньше определенности , даже если риск смертельной травмы в любой конечный период больше нуля. Математически это аспект достижения «актуарной скорости ускользания» .
Биологическое бессмертие
[ редактировать ]
Биологическое бессмертие – это отсутствие старения. В частности, это отсутствие устойчивого роста смертности в зависимости от хронологического возраста. Клетка или организм, которые не стареют или в какой-то момент перестают стареть, являются биологически бессмертными. [25]
Биологи выбрали слово «бессмертные» для обозначения клеток, которые не ограничены пределом Хейфлика , когда клетки больше не делятся из-за повреждения ДНК или укорочения теломер . Первой и до сих пор наиболее широко используемой бессмертной клеточной линией является HeLa , разработанная из клеток, взятых из злокачественной опухоли шейки матки Генриетты Лакс без ее согласия в 1951 году. До работы Леонарда Хейфлика 1961 года существовало ошибочное убеждение, поддерживаемое Алексисом Каррелом, что все нормальные соматические клетки бессмертны. Предотвращая старение клеток, можно добиться биологического бессмертия; Теломеры, «шапочка» на конце ДНК, считаются причиной старения клеток. Каждый раз, когда клетка делится, теломера становится немного короче; когда он окончательно изнашивается, клетка не может делиться и умирает. Теломераза — это фермент, который восстанавливает теломеры в стволовых и раковых клетках, позволяя им воспроизводиться бесконечное количество раз. [26] Ни одна окончательная работа еще не продемонстрировала, что теломеразу можно использовать в соматических клетках человека для предотвращения старения здоровых тканей. С другой стороны, ученые надеются, что смогут выращивать органы с помощью стволовых клеток, что позволит проводить трансплантацию органов без риска отторжения, что станет еще одним шагом к увеличению продолжительности жизни человека. Эти технологии являются предметом продолжающихся исследований и еще не реализованы. [27]
Биологически бессмертные виды
[ редактировать ]Жизнь, определяемая как биологически бессмертная, по-прежнему подвержена причинам смерти, помимо старения, включая болезни и травмы, как определено выше. Известные бессмертные виды включают:
- Бактерии . Бактерии размножаются путем бинарного деления . Родительская бактерия разделяется на две идентичные дочерние клетки, которые в конечном итоге разделяются пополам. Этот процесс повторяется, что делает бактерию практически бессмертной. 2005 г. PLoS Biology Статья [28] предполагает, что после каждого деления дочерние клетки можно идентифицировать как более старые и более молодые, причем более старые немного меньше, слабее и с большей вероятностью погибнут, чем младшие. [29]
- Turritopsis dohrnii , медуза (тип Cnidaria , класс Hydrozoa , отряд Anthoathecata ), став половозрелой взрослой особью, может трансформироваться обратно в полип с помощью процесса преобразования клеток трансдифференцировки . [30] Turritopsis dohrnii повторяет этот цикл, а это означает, что его продолжительность жизни может быть неопределенной . [30] Его бессмертная адаптация позволила ему распространиться из своей первоначальной среды обитания в Карибском море «по всему миру». [31] [32]
- Hydra — род , принадлежащий к типу Cnidaria , классу Hydrozoa и отряду Anthomedusae . Это простые пресноводные хищные животные, обладающие радиальной симметрией . [33] [34]
Эволюция старения
[ редактировать ]необходимости в старении нет Как показывает существование биологически бессмертных видов, термодинамической : определяющей особенностью жизни является то, что она берет бесплатную энергию из окружающей среды и выгружает ее энтропию в виде отходов. Живые системы могут даже создаваться из семян и регулярно восстанавливаться. Таким образом, старение считается побочным продуктом эволюции , но почему следует выбирать смертность, остается предметом исследований и дискуссий. Запрограммированная гибель клеток и «проблема репликации концов» теломер обнаружены даже у самых ранних и простых организмов. [35] Это может быть компромиссом между выбором рака и выбором старения. [36]
Современные теории эволюции старения включают следующее:
- Накопление мутаций — это теория, сформулированная Питером Медаваром в 1952 году, чтобы объяснить, как эволюция будет выбирать старение. По сути, старение никогда не происходит против старения, поскольку у организмов появляется потомство до того, как у человека появляются смертельные мутации.
- Антагонистическая плейотропия — это теория, предложенная в качестве альтернативы Джорджем К. Уильямсом , критиком Медавара, в 1957 году. При антагонистической плейотропии гены несут как полезные, так и вредные эффекты. По сути, это относится к генам, которые приносят пользу на ранних этапах жизни, но требуют расплаты на более позднем этапе, то есть упадка и смерти. [37]
- Теория одноразовой сомы была предложена в 1977 году Томасом Кирквудом , которая утверждает, что индивидуальный организм должен выделять энергию для метаболизма, воспроизводства и поддержания жизнедеятельности и должен идти на компромисс при нехватке пищи. По словам Кирквуда, компромисс в распределении энергии для функции восстановления является причиной постепенного ухудшения состояния организма с возрастом. [38]
Бессмертие зародышевой линии
[ редактировать ]Отдельные организмы обычно стареют и умирают, тогда как зародышевые линии, связывающие последующие поколения, потенциально бессмертны. В основе этого различия лежит фундаментальная проблема биологии. Российский биолог и историк Жорес Александрович Медведев. [39] считали, что точность репликативных геномных и других синтетических систем сама по себе не может объяснить бессмертие зародышевых линий . Скорее Медведев считал, что известные особенности биохимии и генетики полового размножения указывают на наличие уникальных процессов сохранения и восстановления информации на разных стадиях гаметогенеза . В частности, Медведев считал, что важнейшие возможности информационного обеспечения половых клеток создаются за счет рекомбинации при мейозе и репарации ДНК ; он рассматривал их как процессы внутри зародышевых клеток, способные восстанавливать целостность ДНК и хромосом от тех типов повреждений, которые вызывают необратимое старение соматических клеток .
Перспективы биологического бессмертия человека
[ редактировать ]Вещества, продлевающие жизнь
[ редактировать ]Некоторый [ ВОЗ? ] Ученые полагают, что увеличение количества или пропорции теломеразы в организме, естественно образующегося фермента, который помогает поддерживать защитные колпачки на концах хромосом , может предотвратить гибель клеток и, таким образом, в конечном итоге может привести к увеличению и более здоровой продолжительности жизни. Группа исследователей из Испанского национального онкологического центра ( Мадрид ) проверила гипотезу на мышах. Было обнаружено, что мыши, которые были « генетически сконструированы так, чтобы вырабатывать в 10 раз больше нормального уровня теломеразы, жили на 50% дольше, чем нормальные мыши». [40]
В нормальных условиях, без присутствия теломеразы, если клетка делится многократно, в какой-то момент все потомство достигнет предела Хейфлика . При наличии теломеразы каждая делящаяся клетка может заменить потерянный бит ДНК , и любая отдельная клетка может затем неограниченно делиться. Хотя это свойство неограниченного роста взволновало многих исследователей, следует проявлять осторожность при использовании этого свойства, поскольку именно этот неограниченный рост является решающим шагом в обеспечении роста раковых клеток. Если организм сможет быстрее воспроизводить клетки своего тела, то теоретически он остановит старение.
Эмбриональные стволовые клетки экспрессируют теломеразу, которая позволяет им многократно делиться и формировать особь. У взрослых теломераза высоко экспрессируется в клетках, которым необходимо регулярно делиться (например, в иммунной системе), тогда как большинство соматических клеток экспрессируют ее только на очень низких уровнях в зависимости от клеточного цикла.
Технологическое бессмертие, биологические машины и «проглатывание доктора»
[ редактировать ]Технологическое бессмертие — это перспектива гораздо более продолжительной жизни, ставшая возможной благодаря научным достижениям в различных областях: нанотехнологиях, процедурах неотложной помощи, генетике, биологической инженерии , регенеративной медицине , микробиологии и других. Современная продолжительность жизни в развитых индустриальных обществах уже заметно длиннее, чем в прошлом, благодаря лучшему питанию, доступности здравоохранения, уровню жизни и достижениям биомедицинской науки. [ нужна ссылка ] Технологическое бессмертие предсказывает дальнейший прогресс по тем же причинам в ближайшем будущем. Важным аспектом современных научных представлений о бессмертии является то, что некоторая комбинация клонирования человека , крионики или нанотехнологий будет играть важную роль в экстремальном продлении жизни. Роберт Фрейтас , теоретик наноробототехники, предполагает, что крошечные медицинские нанороботы могут быть созданы, чтобы проходить через кровоток человека, находить опасные вещи, такие как раковые клетки и бактерии, и уничтожать их. [41] Фрейтас ожидает, что генная терапия и нанотехнологии в конечном итоге сделают человеческое тело самодостаточным и способным жить неопределенно долго в пустом пространстве, если не считать серьезных травм головного мозга. Это подтверждает теорию о том, что мы сможем постоянно создавать биологические или синтетические запасные части для замены поврежденных или умирающих. Будущие достижения в области наномедицины могут привести к продлению жизни за счет восстановления многих процессов, которые, как считается, ответственны за старение. К. Эрик Дрекслер , один из основоположников нанотехнологий постулировал устройства восстановления клеток, в том числе действующие внутри клеток и использующие пока еще гипотетические биологические машины , в своей книге 1986 года «Машины созидания» . Раймонд Курцвейл , футурист и трансгуманист , заявил в своей книге «Сингулярность близка» , что, по его мнению, передовая медицинская наноробототехника сможет полностью устранить последствия старения к 2030 году. [42] По словам Ричарда Фейнмана , именно его бывший аспирант и соратник Альберт Хиббс первоначально предложил ему (около 1959 года) идею медицинского использования теоретических микромашин Фейнмана (см. «Биологическая машина »). Хиббс предположил, что однажды некоторые ремонтные машины могут быть уменьшены в размерах до такой степени, что теоретически можно будет (как выразился Фейнман) «проглотить доктора». Эта идея была включена в эссе Фейнмана 1959 года «На дне много места» . [43]
Крионика
[ редактировать ]Крионика , практика сохранения организмов (либо неповрежденных образцов, либо только их мозга) для возможного будущего возрождения путем хранения их при криогенных температурах, при которых метаболизм и разложение практически полностью прекращаются, может быть использована для «паузы» для тех, кто считает, что технологии продления жизни не разовьются достаточно в течение своей жизни. В идеале крионика позволила бы возвращать клинически умерших людей в будущем после того, как будут обнаружены лекарства от болезней пациентов и старение станет обратимым . Современные процедуры крионики используют процесс, называемый витрификацией , который создает стеклоподобное состояние, а не замораживает , когда тело подвергается воздействию низких температур. Этот процесс снижает риск повреждения клеточной структуры кристаллами льда, что особенно вредно для клеточных структур мозга, поскольку их мельчайшая корректировка активизирует разум человека.
Загрузка разума в компьютер
[ редактировать ]Одна из выдвинутых идей предполагает загрузку привычек и воспоминаний человека через прямой интерфейс разум-компьютер . Память человека может быть загружена в компьютер или в новое органическое тело. Экстропианские футуристы , такие как Моравец и Курцвейл, предположили, что благодаря экспоненциально растущей вычислительной мощности когда-нибудь будет возможно загрузить человеческое сознание в компьютерную систему и существовать неопределенно долго в виртуальной среде.
Этого можно достичь с помощью передовой кибернетики, когда компьютерное оборудование первоначально будет установлено в мозг, чтобы помочь сортировать память или ускорять мыслительные процессы. Компоненты будут добавляться постепенно, пока все функции мозга человека не будут управляться искусственными устройствами, избегая резких переходов, которые могут привести к проблемам с идентичностью , что приведет к риску того, что человек будет объявлен мертвым и, таким образом, не станет законным владельцем своего имущества. свойство. После этого человеческое тело можно было бы рассматривать как необязательный аксессуар, а программу, реализующую человека, можно было бы перенести на любой достаточно мощный компьютер.
Другой возможный механизм загрузки разума — выполнить детальное сканирование исходного органического мозга человека и смоделировать всю структуру на компьютере. Какого уровня детализации необходимо достичь при таких сканированиях и симуляциях, чтобы имитировать осознание, и разрушит ли процесс сканирования мозг, еще предстоит определить. [а]
Предполагается, что достижение бессмертия с помощью этого механизма потребует особого рассмотрения роли сознания в функциях разума . Загруженный разум будет лишь копией исходного разума, а не сознательным разумом живого существа, участвующего в такой передаче. Без одновременной загрузки сознания первоначальное живое существо остается смертным и, таким образом, не достигает истинного бессмертия. [45] Исследования нейронных коррелятов сознания пока не дали окончательных результатов по этому вопросу. Каким бы ни был путь к загрузке разума, людей в этом состоянии можно было бы считать по существу бессмертными, если не считать утраты или травматического разрушения машин, которые их поддерживали. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
Кибернетика
[ редактировать ]Преобразование человека в киборга может включать в себя имплантацию мозга или извлечение человеческого процессорного блока и помещение его в роботизированную систему жизнеобеспечения. [46] Даже замена биологических органов роботизированными может увеличить продолжительность жизни (например, кардиостимуляторы), и, в зависимости от определения, многие технологические обновления тела, такие как генетические модификации или добавление наноботов, квалифицируют человека как киборга. Некоторые люди полагают, что такие модификации сделают человека невосприимчивым к старению и болезням и теоретически бессмертным, если его не убить или не уничтожить. [ нужна ссылка ]
Цифровое бессмертие
[ редактировать ]Религиозные взгляды
[ редактировать ]Еще в 1952 году редакция «Синтопикона» в своем сборнике « Великих книг западного мира» обнаружила , что «философский вопрос о бессмертии не может быть отделен от вопросов, касающихся существования и природы человеческой души». [47] Таким образом, подавляющее большинство спекуляций о бессмертии до XXI века касалось природы загробной жизни.
Авраамическая религия
[ редактировать ]Точки зрения христианства , ислама и иудаизма относительно концепции бессмертия расходятся, поскольку каждая система веры включает в себя уникальные богословские интерпретации и доктрины о вечной человеческой природе, душе или духе .
христианство
[ редактировать ]
Христианское богословие утверждает, что Адам и Ева потеряли физическое бессмертие для себя и всех своих потомков из-за Падения , хотя эта первоначальная «нетленность телесного тела человека» была «сверхъестественным состоянием». [48]
Христиане, исповедующие Никейский символ веры, верят, что каждый умерший (независимо от того, верили ли они во Христа или нет) воскреснет из мертвых при Втором пришествии ; эта вера известна как всеобщее воскресение . [7] Апостол Павел , прослеживая свою прошлую жизнь фарисея ( еврейское общественное движение, которое придерживалось будущего физического воскресения). [49] ), провозглашает объединенный взгляд на воскресших верующих, в котором как физическое, так и духовное перестраиваются по подобию Христа после воскресения, который «преобразит наше смиренное тело, чтобы оно стало подобным Его славному телу» (ESV). [50] Эта мысль отражает описание Павлом верующих, «погребенных с Ним [то есть Христом] крещением в смерть» (ESV). [51]
Н. Т. Райт , теолог и бывший епископ Дарема , сказал, что многие люди забывают физический аспект того, что обещал Иисус. Он рассказал журналу Time : «Воскресение Иисуса знаменует собой начало восстановления, которое он завершит по возвращении . Частично это будет воскресение всех мертвых , которые «пробудятся», воплотятся и примут участие в обновлении. Райт говорит Джон Полкингхорн , физик и священник, выразил это так: «Бог будет загружать наше программное обеспечение на свое оборудование до тех пор, пока он не даст нам новое оборудование, чтобы мы снова могли запустить это программное обеспечение». Это хорошо подходит к двум вещам: период после смерти ( промежуточное состояние ) — это период, когда мы находимся в присутствии Бога, но не активны в своих собственных телах, а также то, что более важной трансформацией будет то, когда мы снова воплотимся и будем управлять Царство Христово ». [52] Это царство будет состоять из Неба и Земли, «объединенных вместе в новом творении» , сказал он.
Христианские апокрифы включают бессмертные человеческие фигуры, такие как Картафил. [53] которые были прокляты физическим бессмертием за различные преступления против Христа во время Страстей. Средневековые вальденсы верили в бессмертие души. [54] Лидеры сект, такие как Джон Асгилл и Джон Роу, учили последователей, что физическое бессмертие возможно. [55] [56]
Многие патристические писатели связывали бессмертную разумную душу с образом Божьим, найденным в Бытие 1:26. Среди них Афанасий Александрийский и Климент Александрийский, которые говорят, что бессмертная разумная душа сама есть образ Божий. [57] Даже раннехристианские литургии демонстрируют эту связь между бессмертной разумной душой и творением человечества по образу Божию. [57]
ислам
[ редактировать ]Исламские верования содержат в себе концепцию духовного бессмертия; после смерти определенного человека он будет рассматриваться в соответствии с его убеждениями и действиями и попадет в вечное место, где они утихнут.Мусульманин , придерживающийся пяти столпов Ислама, войдет в Рая , где он будет обитать вечно.
Аль-Бакара (2:25):«А верующим и творящим правду возвещайте радостную весть, что удел их — сады, под которыми текут реки. Всякий раз, когда их кормят плодами из них, они говорят: «Это то, чем нас кормили раньше», ибо им дано нечто подобное; и они имеют в этом товарищей чистых (и святых), и они пребывают в этом вечно».
Напротив, кафиры придерживаются противоречивого представления о том, что они постоянно пребывают в Джаханнаме . [58] [59] [60]
Ангелы в исламе считаются бессмертными с точки зрения ислама, но большинство людей верят, что ангелы умрут и что ангел смерти умрет, но четкого текста по этому поводу нет. Скорее, есть тексты, которые могут указывать на это, и есть хорошо известный хадис (повествование) о «трубе», который является мункар хадисом (отвергнутым сообщением). [61] [62] с другой стороны, у джиннов долгая продолжительность жизни - от 1000 до 1500 лет. [63] У некоторых мусульманских суфийских мистиков Хидру дарована долгая жизнь, но не бессмертие, или же выдвигается немало аргументов в пользу прекращения хидра ; однако это предмет дискуссий, [64] [65] , есть фальсификация и вокруг Хидра, испящего из источника Жизни , которая совершенно недействительна. Иисус в исламе был призван на небо по санкции Аллаха, чтобы уберечь его от креста. [66] и даруй ему долгую жизнь до прихода Даджаля . [67] Даджалу Кроме того, дарована долгая жизнь. Иисус Христос отправляет Даджаля , когда он остается, через 40 дней, один как год, один как месяц, один как неделя, а остальные дни его как обычные дни. [68] [69] В Коране говорится, что конечная судьба всего живого, включая людей , — в конце концов умереть.
Каждая душа вкусит смерть
- Коран 3:185
иудаизм
[ редактировать ]Традиционная концепция нематериальной и бессмертной души, отличной от тела, не была обнаружена в иудаизме до вавилонского пленения , а развилась в результате взаимодействия с персидской и эллинистической философией . Соответственно, еврейское слово нефеш , хотя и переводится как «душа» в некоторых старых англоязычных Библиях, на самом деле имеет значение, более близкое к «живому существу». [70] [ нужна цитата для проверки ] Нефеш был переведен в Септуагинте как ψυχή ( psūchê ), греческое слово, означающее «душа». [ нужна ссылка ]
Единственное еврейское слово, традиционно переводимое как «душа» ( нефеш ) в англоязычной Библии, относится к живому, дышащему сознательному телу, а не к бессмертной душе. [б] В Новом Завете греческое слово, традиционно переводимое как «душа» ( ψυχή ), имеет практически то же значение, что и еврейское, без ссылки на бессмертную душу. [с] «Душа» может относиться либо ко всему человеку, к самому себе, как в когда «три тысячи душ » обратились Деяниях 2:41, (см. Деяния 3:23 ).
Еврейская Библия говорит о Шеоле (שאול), первоначально синониме могилы – хранилища мертвых или прекращения существования до воскресения мертвых . Это учение о воскресении упоминается явно только в Даниила 12:1–4, хотя оно может подразумеваться и в некоторых других текстах. Новые теории относительно Шеола возникли в межзаветный период .
Взгляды на бессмертие в иудаизме, пожалуй, лучше всего иллюстрируются различными упоминаниями об этом в период Второго Храма . Концепция воскресения физического тела встречается во 2 Маккавейской книге , согласно которой оно произойдет через воссоздание плоти. [72] Воскресение мертвых подробно описано во внеканонических книгах Еноха . [73] и в Апокалипсисе Варуха . [74] По словам британского исследователя древнего иудаизма П.Р. Дэвиса «мало или вообще нет четких указаний… ни на бессмертие, ни на воскресение из мертвых» , в текстах свитков Мертвого моря . [75] И Иосиф Флавий , и Новый Завет отмечают, что саддукеи не верили в загробную жизнь . [76] но источники различаются в зависимости от верований фарисеев . Новый Завет утверждает, что фарисеи верили в воскресение, но не уточняет, включала ли это плоть или нет. [77] По словам Иосифа Флавия , который сам был фарисеем, фарисеи считали, что только душа бессмертна и души добрых людей перевоплотятся и «перейдут в другие тела», тогда как «души нечестивцев понесут вечное наказание». [78] Книга Юбилеев , кажется, относится только к воскресению души или к более общей идее бессмертной души. [79]
Раввинистический иудаизм утверждает, что умершие праведники будут воскрешены в Мессианскую эпоху , с приходом мессии . Тогда им будет даровано бессмертие в идеальном мире. С другой стороны, злые мертвецы вообще не воскреснут. Это не единственное еврейское поверье о загробной жизни. В Танахе нет конкретного описания загробной жизни, поэтому среди верующих существуют большие различия во взглядах и объяснениях. [ нужна ссылка ]
Индийские религии
[ редактировать ]Взгляды на бессмертие в индуизме и буддизме демонстрируют тонкие различия, при этом каждая духовная традиция предлагает свои богословские интерпретации и доктрины, касающиеся вечной сущности человеческой души или сознания .
индуизм
[ редактировать ]
Индусы верят в бессмертную душу, которая перевоплощается после смерти. Согласно индуизму, люди повторяют процесс жизни, смерти и возрождения в цикле, называемом самсарой . Если они проживут свою жизнь хорошо, их карма улучшится, и их положение в следующей жизни будет выше, и наоборот, ниже, если они проживут свою жизнь плохо. После многих жизней совершенствования своей кармы душа освобождается от цикла и живет в вечном блаженстве. В индуизме нет места вечным мучениям, хотя, если душа постоянно ведет очень злую жизнь, она может пройти путь до самого дна цикла. [ нужна ссылка ]
есть явные изображения, В Упанишадах намекающие на физически бессмертное состояние, возникающее в результате очищения и сублимации пяти элементов, составляющих тело. Например, в « Шветашватара-упанишаде» (глава 2, стих 12) говорится: «Когда возникают земля, вода, огонь, воздух и небо, то есть когда пять атрибутов стихий, упомянутых в книгах по йоге, , проявитесь, тогда тело йога очищается огнем йоги, и он освобождается от болезней, старости и смерти».
Другой взгляд на бессмертие восходит к ведической традиции в интерпретации Махариши Махеш Йоги :
Действительно тот человек, с которым эти (контакты)
не беспокойте, кто уравновешен в
удовольствие и боль, стойкий, он в хорошей форме
ради бессмертия, о лучший из людей. [80]
Для Махариши Махеш Йоги этот стих означает: «Как только человек утвердился в понимании постоянной реальности жизни, его ум поднимается над влиянием удовольствия и боли. Такой непоколебимый человек выходит за пределы влияния смерти и в постоянная фаза жизни: он обретает вечную жизнь... Человек, утвердившийся в понимании безграничного изобилия абсолютного существования, естественно свободен от существования относительного порядка. Это и дает ему статус бессмертной жизни». [80]
Индийский тамильский святой, известный как Валлалар, утверждал, что достиг бессмертия, прежде чем навсегда исчезнуть из запертой комнаты в 1874 году. [81] [ ненадежный источник? ] [82]
буддизм
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2019 г. ) |
Одним из трех признаков существования в буддизме является анатта , «не-я». В этом учении говорится, что тело не имеет вечной души и состоит из пяти скандх или совокупностей. Кроме того, еще одним признаком существования является непостоянство, также называемое аничча , которое прямо противоречит концепциям бессмертия или постоянства. Согласно одному тибетскому буддийскому учению, Дзогчену , человек может трансформировать физическое тело в бессмертное тело света, называемое радужным телом . [83]
Древние религии
[ редактировать ]Древнегреческая религия
[ редактировать ]Бессмертие в древнегреческой религии изначально всегда включало в себя вечный союз тела и души, как это можно увидеть у Гомера , Гесиода и различных других древних текстов. Считалось, что душа имеет вечное существование в Аиде, но без тела душа считалась мертвой. Хотя почти каждому не на что было надеяться, кроме вечного существования в виде бестелесной мертвой души, считалось, что некоторые мужчины и женщины обрели физическое бессмертие и были отправлены жить вечно либо в Элизиум , на Острова Блаженных , на небеса, либо в Элизиум, на Острова Блаженных, океан или буквально прямо под землей.Среди людей, ставших бессмертными, были Амфиарай , Ганимед , Ино , Ифигения , Менелай , Пелей и множество тех, кто сражался в Троянской и Фиванской войнах. Асклепий был убит Зевсом и по просьбе Аполлона впоследствии увековечен как звезда. [84] [85] [86]
В древнегреческой религии многие мужчины и женщины считались воскрешенными и бессмертными . Ахиллес после убийства был похищен из погребального костра своей божественной матерью Фетидой и приведен к бессмертному существованию либо в Левке, либо на Елисейских равнинах , либо на Островах Блаженных . Мемнона , убитого Ахиллом, похоже, постигла та же участь. Алкмена , Кастор , Геракл и Мелицертес также входят в число фигур, которые, как считается, были воскрешены к физическому бессмертию. Согласно Геродота » «Истории , мудрец седьмого века до нашей эры Аристей из Проконнеса был впервые найден мертвым, после чего его тело исчезло из запертой комнаты. Спустя годы он снова появится живым. [87] Однако отношение греков к воскресению в целом было негативным, а сама идея воскресения не считалась ни желательной, ни возможной. [88] Например, Асклепий был убит Зевсом за то, что использовал травы для воскрешения мертвых, но по просьбе своего отца Аполлона впоследствии был увековечен как звезда. [84] [85] [86]
Написав свои «Жизнеописания прославленных людей » ( «Параллельные жизни» в первом веке среднего Платона ), философ Плутарх в своей главе о Ромуле описал загадочное исчезновение царя и последующее обожествление, сравнив его с греческими сказаниями, такими как физическое увековечивание Алкмены и Аристей Проконнесец , «ибо говорят, что Аристей умер в сукнодельной мастерской, и друзья его, пришедшие искать его, нашли его тело исчезнувшим; и что некоторые вскоре после этого, приехав из-за границы, сказали, что встретили его, направляющегося в Кротон». Плутарх открыто презирал такие верования, присущие древнегреческой религии, написав: «Ваши сказочные писатели рассказывают множество подобных невероятных вещей, обожествляя существ, по своей природе смертных». [89] Точно так же он пишет, что хотя что-то внутри людей исходит от богов и возвращается к ним после смерти, это происходит «только тогда, когда оно наиболее полно отделяется и освобождается от тела и становится совершенно чистым, бесплотным и непорочным». [90]
Ранние христиане не упустили из виду параллель между этими традиционными верованиями и более поздним воскресением Иисуса, как утверждал Джастин Мартир :
- «когда мы говорим… Иисус Христос, наш учитель, был распят и умер, и воскрес, и вознесся на небо, мы не предлагаем ничего иного, чем то, во что вы верите относительно тех, кого вы считаете сыновьями Зевса». [91]
Философская идея бессмертной души была верой, впервые появившейся либо у Ферекида , либо у орфиков , и, что наиболее важно, отстаивалась Платоном и его последователями. Однако это так и не стало общей нормой в эллинистической мысли. Как можно засвидетельствовать даже в христианскую эпоху, не в последнюю очередь по жалобам различных философов на популярные верования, многие или, возможно, большинство традиционных греков придерживались убеждения, что некоторые люди воскресли из мертвых и стали физически бессмертными, а другие могли только смотреть вперед. к существованию бестелесных и мертвых, хотя и вечных душ. [13]
Зороастризм
[ редактировать ]Зороастрийцы верят, что на четвертый день после смерти душа человека покидает тело и тело остается пустой оболочкой. Души попадут либо в рай, либо в ад; эти концепции загробной жизни в зороастризме, возможно, повлияли на авраамические религии. Персидское слово «бессмертный» связано с месяцем «Амурдад», что на персидском языке означает «бессмертный», в иранском календаре (около конца июля). Месяц Амурдад или Амеретат отмечается в персидской культуре, поскольку древние персы считали, что в этом месяце «Ангел бессмертия» победил «Ангела смерти». [92]
Философские религии
[ редактировать ]В рамках философских религиозных парадигм займитесь глубоким исследованием концепции бессмертия. Одновременно расширьте широту и глубину этого интеллектуального исследования, чтобы обеспечить более тщательное изучение предмета.
даосизм
[ редактировать ]неоднократно говорится В « Люши Чунцю» , что смерть неизбежна. [93] Анри Масперо отметил, что во многих научных работах даосизм рассматривается как школа мысли, ориентированная на поиски бессмертия. [94] Изабель Робине утверждает, что даосизм лучше понимать как образ жизни, чем как религию, и что его приверженцы не подходят и не рассматривают даосизм так, как это делали нетаосские историки. [95] В «Трактате о действиях и их возмездиях», традиционном учении, духовное бессмертие может быть вознаграждено людям, совершившим определенное количество добрых дел и живущим простой, чистой жизнью. Список добрых дел и грехов подсчитывается, чтобы определить, достоин ли смертный. Духовное бессмертие в этом определении позволяет душе покинуть земные сферы загробной жизни и отправиться в чистые сферы даосской космологии. [96]
Философские аргументы в пользу бессмертия души
[ редактировать ]Алкмеон из Кротона
[ редактировать ]Алкмеон Кротонский утверждал, что душа постоянно и непрерывно находится в движении. Точная форма его аргументации неясна, но, похоже, она оказала влияние на Платона, Аристотеля и других более поздних авторов. [97]
Платон
[ редактировать ]Платоновский « Федон» выдвигает четыре аргумента в пользу бессмертия души: [98]
- Циклический Аргумент , или Аргумент Противоположностей, объясняет, что Формы вечны и неизменны, и поскольку душа всегда приносит жизнь, то она не должна умирать и обязательно «нетленна». Поскольку тело смертно и подвержено физической смерти, душа должна быть его неразрушимой противоположностью. Затем Платон предлагает аналогию огня и холода. Если бы форма холода нерушима, а огонь, его противоположность, находился в непосредственной близости, ему пришлось бы удалиться нетронутым, как это делает душа во время смерти. Это можно сравнить с идеей о противоположных зарядах магнитов.
- Теория воспоминаний объясняет, что мы обладаем некоторыми неэмпирическими знаниями (например, Формой равенства) при рождении, подразумевая, что душа существовала до рождения, чтобы нести это знание. Другое изложение теории можно найти в «Меноне» Платона , хотя в этом случае Сократ подразумевает анамнез (предварительное знание всего), тогда как в «Федоне» он не так смел .
- Аргумент родства объясняет, что невидимые, бессмертные и бестелесные вещи отличаются от видимых, смертных и телесных вещей. Наша душа принадлежит к первому, а тело — ко второму, поэтому, когда наши тела умрут и разлагаются, наша душа будет продолжать жить.
- Аргумент от Формы Жизни или Последний Аргумент объясняет, что Формы, бестелесные и статические сущности, являются причиной всех вещей в мире, и все вещи участвуют в Формах. Например, красивые вещи участвуют в Форме Красоты; число четыре участвует в Форме Чётного и т. д. Душа по самой своей природе участвует в Форме Жизни, а значит, душа никогда не может умереть.
Плотин
[ редактировать ]Плотин предлагает версию аргумента, который Кант называет «Ахиллесом рационалистической психологии». Плотин сначала утверждает, что душа проста , затем отмечает, что простое существо не может разложиться. Многие последующие философы утверждали, что душа проста и бессмертна. Кульминацией этой традиции, пожалуй, является Моисея Мендельсона «Федон» . [99]
Метохиты
[ редактировать ]Феодор Метохит утверждает, что часть природы души состоит в том, чтобы двигаться, но данное движение прекратится только в том случае, если то, что вызывает движение, будет отделено от движущейся вещи - невозможно, если они одно и то же. [100]
Авиценна
[ редактировать ]Авиценна выступал за различие души и тела и нетленность первого. [д]
Фома Аквинский
[ редактировать ]Полный аргумент в пользу бессмертия души и развитие аристотелевской теории Фомой Аквинским можно найти в вопросе 75 первой части Summa Theologica . [106]
Декарт
[ редактировать ]Рене Декарт поддерживает утверждение о том, что душа проста, а из этого следует, что она не может разлагаться. Декарт не рассматривает возможность внезапного исчезновения души. [107]
Лейбниц
[ редактировать ]В ранних работах Готфрид Вильгельм Лейбниц поддерживает версию аргумента от простоты души к ее бессмертию, но, как и его предшественники, он не рассматривает возможность внезапного исчезновения души. В своей монадологии он выдвигает новый сложный аргумент в пользу бессмертия монад. [108]
Моисей Мендельсон
[ редактировать ]Моисея Мендельсона — «Федон» это защита простоты и бессмертия души. Это серия из трех диалогов, возвращающихся к платоническому диалогу «Федон» , в котором Сократ выступает за бессмертие души, готовясь к собственной смерти. Многие философы, в том числе Плотин, Декарт и Лейбниц, утверждают, что душа проста и что, поскольку простые существа не могут разлагаться, они должны быть бессмертными. В «Федоне» Мендельсон обращается к пробелам в более ранних версиях этого аргумента (аргумента, который Кант называет Ахиллесом рационалистической психологии). В «Федоне» содержится оригинальный аргумент в пользу простоты души, а также оригинальный аргумент в пользу того, что простое не может внезапно исчезнуть. Он содержит и другие оригинальные аргументы в пользу того, что душа должна сохранять свои разумные способности, пока она существует. [109]
Этика
[ редактировать ]Возможность клинического бессмертия поднимает множество медицинских, философских, религиозных и этических вопросов. К ним относятся стойкие вегетативные состояния , природа личности с течением времени, технологии, позволяющие имитировать или копировать разум или его процессы, социальные и экономические различия, созданные долголетием , и выживание после тепловой смерти Вселенной .
Нежелательность
[ редактировать ]Физическое бессмертие также представлялось как форма вечных мучений, как в мифе о Тифоне или в Мэри Шелли рассказе «Смертный Бессмертный» , где главный герой живет и становится свидетелем того, как все, кто ему дорог, умирают вокруг него. Дополнительные примеры из художественной литературы см. в разделе «Бессмертие в художественной литературе» .
Каган (2012) [110] утверждает, что любая форма человеческого бессмертия была бы нежелательна. Аргументация Кагана принимает форму дилеммы. Либо наши персонажи останутся по существу такими же в бессмертной загробной жизни, либо нет:
- Если наши характеры останутся в основном теми же, то есть если мы сохраним более или менее те желания, интересы и цели, которые у нас есть сейчас, то в конце концов, через бесконечный промежуток времени, нам станет скучно и найдем вечную жизнь невыносимо утомительной.
- Если, с другой стороны, наши характеры радикально изменены – например, Бог периодически стирает наши воспоминания или дарует нам крысиные мозги, которые никогда не устают от определенных простых удовольствий – тогда такой человек будет слишком отличаться от нашего нынешнего «я» для нас. очень переживать, что с ними происходит.
В любом случае, утверждает Каган, бессмертие непривлекательно. Лучшим результатом, утверждает Каган, было бы для людей жить столько, сколько они хотят, а затем с благодарностью принять смерть как спасение от невыносимой скуки бессмертия. [110]
Социология
[ редактировать ]мира Если бы люди достигли бессмертия, скорее всего, произошли бы изменения в социальных структурах . Социологи утверждают, что осознание людьми своей смертности формирует их поведение. [112] Учитывая достижения медицинских технологий в продлении человеческой жизни, возможно, необходимо серьезно задуматься о будущих социальных структурах. Мир уже переживает глобальный демографический сдвиг , связанный со все более стареющим населением и более низким коэффициентом замещения. [113] Социальные изменения, которые производятся для того, чтобы приспособиться к этому новому сдвигу населения, могут дать представление о возможности бессмертного общества.
В социологии растет объем литературы по социологии бессмертия, в которой подробно описываются различные попытки достижения бессмертия (как фактического, так и символического) и их известность в 21 веке. Эти попытки включают возобновление внимания к мертвым на Западе, [114] практики онлайн-увековечивания, [115] и биомедицинские попытки увеличить продолжительность жизни. [116] Эти попытки достижения бессмертия и их влияние на социальные структуры заставили некоторых утверждать, что мы становимся «постсмертным обществом». [117] [118] Предвидимые изменения в обществах, вызванные стремлением к бессмертию, будут охватывать социальные парадигмы и мировоззрения, а также институциональный ландшафт. Аналогичным образом, различные формы достижения бессмертия могут повлечь за собой значительную реконфигурацию обществ: от большей технологической ориентации к большей гармонии с природой. [119]
Бессмертие увеличит рост населения, [120] приводя к множеству последствий, таких как, например, влияние роста населения на окружающую среду и планетарные границы .
Политика
[ редактировать ]Хотя некоторые учёные утверждают, что радикальное продление жизни, замедление и остановка старения достижимы, [121] не существует международных или национальных программ, направленных на остановку старения или радикальное продление жизни. В 2012 году в России, а затем в США, Израиле и Нидерландах были созданы политические партии, выступающие за бессмертие. Они стремились оказать политическую поддержку исследованиям и технологиям в области борьбы со старением и радикальным продлением жизни и в то же время перейти к следующему шагу: радикальному продлению жизни, жизни без старения и, наконец, бессмертию, и стремились сделать возможным доступ к таким технологиям для большинство ныне живущих людей. [122]
Некоторые ученые критикуют растущую поддержку проектов бессмертия. Панайотис Пентарис предполагает, что победа над старением как причиной смерти имеет свою цену: «усиленное расслоение людей в обществе и более широкий разрыв между социальными классами». [123] Другие предполагают, что другие проекты бессмертия, такие как трансгуманистическое цифровое бессмертие, радикальное продление жизни и крионика, являются частью капиталистической структуры эксплуатации и контроля. [124] целью которой является продление привилегированной жизни экономической элиты. [125] В этом смысле бессмертие может стать в XXI веке полем политико-экономической битвы между имущими и неимущими. [123] [124]
Символы
[ редактировать ]
Существует множество символов, обозначающих бессмертие. Анк — египетский символ жизни , который несет в себе оттенок бессмертия, когда изображается в руках богов и фараонов , которые, как считалось, контролируют жизненный путь. Лента Мёбиуса в форме узла-трилистника – еще один символ бессмертия. Большинство символических представлений бесконечности или жизненного цикла часто используются для обозначения бессмертия в зависимости от контекста, в котором они помещены. Другие примеры включают Уроборос , китайский гриб долголетия, десять кандзи , феникса , павлина в христианстве, [126] и цвета амаранта (в западной культуре ) и персика (в китайской культуре ).
См. также
[ редактировать ]- Загробная жизнь
- Амброзия
- Амрита
- Биоэтика
- Биогеронтология
- Брук Гринберг
- Корона бессмертия
- Вечный интеллект Дайсона
- Эликсир жизни
- Вечное возвращение
- Вечная молодость
- Призрак
- Гипотеза бессмертной цепи ДНК
- Общество бессмертных
- Бессмертие в художественной литературе
- Лич
- Список людей, утверждавших, что они бессмертны в мифах и легендах
- Премия Мафусаила Мауса
- Молекулярная нанотехнология
- Незначительное старение
- Точка Омега Типлера
- Закладка органов
- Нейдан
- Постчеловек
- Воскресение
- Королева-мать Запада
- Имитированная реальность
- Приостановленная анимация
- Нежить
- Возрождение (теология)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Основная идея состоит в том, чтобы взять конкретный мозг, детально отсканировать его структуру и построить его программную модель, которая настолько точно соответствует оригиналу, что при запуске на соответствующем оборудовании она будет вести себя практически так же, как исходный мозг. .
- - Сандберг и Бострем (2008) [44]
- ^ «Даже несмотря на то, что мы осознаем широкое и очень распространенное библейское использование термина «душа» , нам должно быть ясно, что Священное Писание не представляет даже элементарно развитой теологии души. Повествование о сотворении ясно, что вся жизнь берет свое начало от Бога. Однако еврейское писание не предлагает никакого конкретного понимания происхождения отдельных душ, того, когда и как они привязываются к конкретным телам, или их потенциального существования отдельно от тела после смерти. Как отмечалось в начале, еврейская Библия не представляет теории души, выходящей далеко за пределы простой концепции силы, связанной с дыханием, а, следовательно, и жизненной силы». [71] [ нужна полная цитата ]
- ^ В Новом Завете слово «душа» (ориг. ψυχή ) сохраняет свое основное еврейское значение. «Душа» относится к жизни человека: Ирод искал душу Иисуса ( Мф. 2:20 ); можно было спасти душу или забрать ее ( Марка 3:4 ); смерть наступает тогда, когда Бог «требует души твоей » ( Лк. 12:20 ).
- ^ Взгляды Авиценны см.:Мусса, Дунья и Заид (1960); [101] Арберри (1964); [102] Мишо (1986); [103] Янссен (1987); [104] Мармура (2005) (полный перевод). [105]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маршалл Фредерикс (2003). «История и миссия GCVM» . Мемориал ветеранов Большого Кливленда, Inc. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 14 января 2009 г.
- ^ «бессмертие» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OED/6198259326 . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Бертольд, Эмма (10 сентября 2018 г.). «Животные, которые могут жить вечно» . Любопытный . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «7 бессмертных животных, которые могут жить вечно» . Читательский дайджест . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «К 2045 году мы загрузим весь наш разум в компьютеры, а наши тела будут заменены машинами в течение 90 лет», — утверждает эксперт Google «Курцвейл » . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Хентрих, Майкл (сентябрь 2015 г.). «Теория искусственных нейронных команд (американский английский) (США)» . Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перкинс 1984 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хелльстрем, 1988 , стр. 9–10.
- ^ Endsjø 2023 , стр. 2–5, 28–30, 110–12.
- ^ Куллманн 1955 .
- ^ Александр 2003 , стр. 5–10.
- ^ Болонкин 2010 , с. 2-7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роде 1925 .
- ^ Endsjø 2023 , стр. 28–30, 33–39.
- ^ Теофраст Парацельс. Книга Откровения Гермеса . 16 век
- ^ Зорея 2017 , стр. 35–39.
- ^ Endsjø 2023 , стр. 88–100.
- ^ Александр 2003 , стр. 45–57.
- ^ Болонкин 2010 , с. 72–83.
- ^ Хейфлик, Л. (2007). «Биологическое старение больше не является нерешенной проблемой». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1100 (1): 1–13. Бибкод : 2007NYASA1100....1H . дои : 10.1196/анналы.1395.001 . ПМИД 17460161 . S2CID 14685889 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гарро, Джоэл (31 октября 2007 г.). «Непобедимый человек» . Вашингтон Пост . п. С‑01.
- ^ Бернштейн, К.; Бернштейн, Х. (1991). Старение, пол и восстановление ДНК . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press. ISBN 978-0120928606 . ISBN 0120928604
- ^ «Классификация заболеваний функционирования и инвалидности» . 23 июля 2021 г.
- ^ Уокер, Питер (1991). Международные поисково-спасательные отряды . Документ для обсуждения Лиги. Женева, Швейцария: Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца .
- ^ «Что такое старение?» . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Лин Ка Вай (18 апреля 2004 г.). «Теломеры, теломераза и опухолегенез – обзор» . МедГенМед . 6 (3):19. ПМЦ 1435592 . ПМИД 15520642 .
- ^ Уэйд, Николас (26 января 2017 г.). «Новые перспективы выращивания органов, замещающих человека, у животных» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «Старение и смерть организма, размножающегося путем морфологически симметричного деления» (PDF) .
- ^ «Смерть бактерий уменьшает человеческие надежды на бессмертие» . Журнал New Scientist, выпуск 2485 . 5 февраля 2005 г. с. 19 . Проверено 2 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилберт, Скотт Ф. (2006). «Обман смерти: бессмертный жизненный цикл Turritopsis» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ « Бессмертные медузы кишат по всему миру» . Лондон: Telegraph Media Group . 30 января 2009 г. Архивировано из оригинала 30 января 2009 г. Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ « Бессмертные» медузы кишат всемирный океан» . news.nationalgeographic.com . 29 января 2009 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 года . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ Гилберсон, Лэнс, Руководство зоологической лаборатории , 4-е издание. Primis Custom Publishing. 1999.
- ^ «Слава Гидре, животному, которое может быть бессмертным» . Живая наука . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ Кларк, WR 1999. Средство для достижения цели: биологическая основа старения и смерти. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. «Средство для достижения цели – Почему мы стареем? Является ли старение неизбежным? Вопросы и ответы доступны здесь, загрузив образец главы книги У. Р. Кларка. На сайте WRClark также есть чат, где вы можете задать свои вопросы о старении» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 25 мая 2008 г. О теломерах и запрограммированной гибели клеток.
- ^ Харрисон, Принципы внутренней медицины , гл. 69, «Биология раковых клеток и ангиогенез», Роберт Г. Фентон и Дэн Л. Лонго, стр. 69. 454.
- ^ Уильямс, GC 1957. Плейотропия, естественный отбор и эволюция старения. Эволюция , 11 :398–411. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2006 года . Проверено 23 июля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) Статья, в которой Уильямс описывает свою теорию антагонистической плейотропии. - ^ Кирквуд, TBL 1977. Эволюция старения. Природа , 270 : 301–304. [1] Происхождение теории одноразовой сомы.
- ^ Медведев, Жорес А. (1981). «О бессмертии зародышевой линии: генетические и биохимические механизмы. Обзор». Механизмы старения и развития . 17 (4): 331–359. дои : 10.1016/0047-6374(81)90052-X . ISSN 0047-6374 . ПМИД 6173551 . S2CID 35719466 .
- ^ Аллейн, Ричард (20 ноября 2008 г.). «Ученые сделали шаг навстречу эликсиру молодости» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Роберт А. Фрейтас-младший, Микробиворы: искусственные механические фагоциты с использованием протокола переваривания и выгрузки , самостоятельная публикация, 2001 г. [2]
- ^ Курцвейл, Рэй (2005). Сингулярность уже близко . Нью-Йорк: Viking Press . ISBN 978-0-670-03384-3 . OCLC 57201348 . [ нужна страница ]
- ^ Ричард П. Фейнман (декабрь 1959 г.). «Внизу много места» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 года . Проверено 1 марта 2010 г.
- ^ Сандберг, Андерс; Бострем, Ник (2008). Эмуляция всего мозга: план действий (PDF) . Институт будущего человечества. Технический отчет. Том. № 2008-3. Оксфордский университет . Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ Рупарел, Бхавик (30 июля 2018 г.). «О достижении бессмертия» . Ива.то. Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ Мельбурн, доктор Алан Лай, Университет (12 сентября 2017 г.). «Наполовину человек, наполовину робот: будущее медицинских имплантатов» . Преследование . Проверено 2 января 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Адлер, Мортимер Дж., изд. ; и др. (1952). Великие идеи: синтопикон великих книг западного мира . Чикаго: Британская энциклопедия. п. 788.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Адлер, Мортимер Дж., изд. ; и др. (1952). Великие идеи: синтопикон великих книг западного мира . Чикаго: Британская энциклопедия. п. 784.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Деяния 23: 6–8.
- ^ Филиппийцам 3: 20–21.
- ^ Римлянам 6:4
- ^ Ван Биема, Дэвид (7 февраля 2008 г.). «Христиане ошибаются насчет небес, говорит епископ» . Время . Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 года . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Вендовер, Роджер (1849). «Цветы истории» Роджера Вендовера, включающие историю Англии от происхождения саксов до 1235 года нашей эры; ранее приписывался Мэтью Пэрису . Антикварная библиотека Бона. Лондон. hdl : 2027/yale.39002013002903 .
- ^ Издания библиотеки Рутледжа: Социология религии . Тейлор и Фрэнсис. 2021. с. 5-ПА48. ISBN 978-0-429-65793-1 . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Кольридж, Северная Каролина; Коберн, К.; Винер, Б. (2019). Собрание сочинений Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Том 14: Застольная беседа, Часть I. Боллингенская серия. Издательство Принстонского университета. п. 233. ИСБН 978-0-691-20069-9 . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Ньюпорт, КГК; Гриббен, К. (2006). Ожидая конца: милленаризм в социальном и историческом контексте . Миллениум (Эсхатология). Издательство Университета Бэйлора. п. 222. ИСБН 978-1-932792-38-6 . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Захари, Бениамин (2023). «Imago Dei в раннехристианских анафорах». Студия Литургика . 53 (1): 24–36. doi : 10.1177/00393207221144062 ISSN 0039-3207.
- ^ «Неверующие попадут в ад – моя религия Ислам» .
- ^ «Степени и уровни рая и ада – вопросы и ответы по исламу» .
- ^ «Люди Ада будут пребывать там вечно – Ислам: вопрос и ответ» .
- ^ «Пол ангелов и умирают ли они? – Вопросы и ответы по исламу» .
- ^ «Ангелы - Ключевые убеждения в исламе - Редакция GCSE по религиоведению - AQA - BBC Bitesize» .
- ^ «Состав джиннов и их общие черты» .
- ^ «Живет ли аль-Кихдр на земле? – Ислам: вопрос и ответ» .
- ^ «Кем был Аль-Хадир? – Фикх» . 30 августа 2022 г.
- ^ «Сура Ан-Ниса – 157» .
- ^ «Как вернется Иисус? Рожденный от Девы или с неба?» .
- ^ «Кто такой Даджаль? (Исчерпывающий ответ) – Ислам: вопрос и ответ» .
- ^ «Как долго Даджаль проживет на земле? – Ваш путеводитель по познанию Корана» . 31 декабря 2015 г.
- ^ "Примечания". Новый английский перевод . Пресса библейских исследований. 2006. Примечание 23, к Быт. 2:7 .
- ^ Эйвери-Пек, Алан Дж. (2000). "Душа". В Нойснере; и др. (ред.). Энциклопедия иудаизма . п. 1343.
- ^ 2 Маккавеи 7.11, 28
- ^ 1 Енох . 61.2, 5.
- ^ 2 Барух . 50.2, 51.5.
- ^ Дэвис, PR (2000). «Смерть, воскресение и жизнь после смерти в Кумранских свитках». В Эйвери-Пек, Алан Дж.; Нойснер, Джейкоб (ред.). Иудаизм в поздней античности . Том. Часть четвертая: Смерть, жизнь после смерти, воскресение и будущий мир в иудаизме древности. Лейден. п. 209.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Иосиф Флавий . Древности евреев . 18.16; Матфея 22:23 ; Марка 12:18 ; Луки 20:27 ; Деяния 23.8
- ^ Деяния 23.8
- ^ Иосиф Флавий . Еврейская война . 2.8.14; ср.
Иосиф Флавий . Древности евреев . 8.14–15. - ^ Книга Юбилеев . 23.31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите, новом переводе и комментариях, главы 1–6. Penguin Books, 1969, стр. 94–95 (т. 15).
- ^ «Валлалар.орг» . сайт валлалар.org. 7 июля 2010 г. Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ Адам Шредер (6 марта 2010 г.). На легендарном Востоке: Роман . Издательство Д&М . п. 174. ИСБН 978-1553656159 .
- ^ Рангдрол и Матье 2001 , с. 153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эмма и Людвиг Эдельштейны, Асклепий: Сборник и истолкование свидетельств, том 1, страница 51
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сабина Дж. МакКормак Краткая энциклопедия греческой и римской мифологии стр.47
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Теония Кондос, Звездные мифы греков и римлян , стр.141
- ^ Эндсё, Греческие верования в воскресение , 54–64; ср. Финни, Воскресение, ад и загробная жизнь , 13–20.
- ^ NT Райт , Воскресение Сына Божьего (2003), стр.53
- ^ Параллельные жизни , Жизнь Ромула 28: 4–6.
- ^ Коллинз, Адела Ярбро (2009), «Древние представления о переносе и апофеозе» , стр. 46,51.
- ^ Джастин Мартир . Первое извинение . 21.
- ^ Хошанг, Дж. Бхадха, доктор (nd). «Влияние шапки на Заратустри Урваан» . Зороастризм . тема 33. Архивировано из оригинала 27 июля 2017 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Крил, Херли Г. (1982). Что такое даосизм?: и другие исследования по истории китайской культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 17. ISBN 978-0226120478 .
- ^ Масперо, Анри. Перевод Фрэнка А. Кирмана-младшего. Даосизм и китайская религия (Массачусетский университет Press, 1981), с. 211.
- ^ Робине, Изабель. Даосизм: рост религии (Стэнфорд: Stanford University Press, 1997 [оригинал на французском языке, 1992]), стр. 3–4.
- ^ Перевод Легга, Джеймса. Тексты даосизма. 1962, Дувр Пресс. Нью-Йорк.
- ^ «Алкмеон» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2021.
- ^ «Платон» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2017.
- ^ Генри, Д. (2008) «Неоплатонический Ахиллес» в «Ахиллесе рационалистической психологии». Спрингер. Том 7 серии «Исследования по истории философии разума», стр. 59–74.
- ^ «Византийская философия» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований. Стэнфордский университет. 2018.
- ^ Мусса, Мухаммад Юсеф; Дуня, Солейман; Заид, Саид, ред. (1960). Метафизика Авиценны: Аль-Шифа, Аль-Илахийят . Том. II. Каир, Е.Г.: General Organisme Général des Imprimeries Governmentes. стр. 431–432.
- ^ Аспекты исламской цивилизации . Перевод Арберри, Эй Джей Лондон, Великобритания: Джордж Аллен и Анвин. 1964. с. 153.
- ^ Мишо, Жан Р. (1986). Судьба человека по Авиценне . Левен: Питерс. стр. 22–56, особенно. 26–27, 43.
- ^ Янссен, Дж. (1987). «Идеи Ибн Сины о конечных реальностях, неоплатонизме и Коране как парадигмы решения проблем в авиценнианской системе». Высшая реальность и смысл . 10 : 259–261.
- ^ Мармура, Майкл (2005). Авиценна: Метафизика исцеления . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга.
- ^ «Святой Фома Аквинский» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2018.
- ^ Роземонд, М. (2010). «Декарт и бессмертие души». в «Разуме, методе и морали: очерки в честь Энтони Кенни». Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Готфрид Вильгельм Лейбниц» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2020.
- ^ Сассен, Б. (2008). «Кант и Мендельсон о последствиях «я мыслю»». в «Ахиллесе рационалистической психологии». Спрингер. Том 7 серии «Исследования по истории философии разума», стр. 59–74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каган, Шелли (2012). Смерть . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 238–246.
Каган отмечает, что его аргумент является адаптацией аналогичного аргумента, выдвинутого британским философом Б. Уильямсом (1973). [111] - ^ Уильямс, Б. (1973). Проблемы Самости .
- ^ [Досси, Ларри; В: Изучите: Журнал науки и исцеления; март/апрель 2017 г.; т.13. № 2, 81–87. 7р. (редакционный) ISSN 1550-8307 PMID 28108110 , База данных: CINAHL Complete]
- ^ Он, Гудкайнд, Коваль, Ван, Дэниел, Пол (март 2016 г.). «Стареющий мир: 2015» . Международные отчеты о народонаселении: Бюро переписи населения США . 1 (16): 1–30 . Проверено 1 марта 2018 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Уолтер, Тони (2 октября 2019 г.). «Всепроникающие мертвецы» . Смертность . 24 (4): 389–404. дои : 10.1080/13576275.2017.1415317 . ISSN 1357-6275 .
- ^ Элейн Каскет, MA, Psy D (1 июля 2012 г.). «Продолжение связей в эпоху социальных сетей: Facebook как современное средство массовой информации» . Уход за скорбью . 31 (2): 62–69. дои : 10.1080/02682621.2012.710493 . ISSN 0268-2621 . S2CID 218602211 .
- ^ Лафонтен, Селин (сентябрь 2009 г.). «Посмертное состояние: от биомедицинской деконструкции смерти к продлению долголетия» . Наука как культура . 18 (3): 297–312. дои : 10.1080/09505430903123008 . ISSN 0950-5431 . S2CID 145387514 .
- ^ Постсмертное общество к социологии бессмертия . Майкл Хвиид Якобсен. Лондон; Нью-Йорк. 2018. ISBN 978-0-367-08538-4 . OCLC 1107015985 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Уртадо Уртадо, Джошуа (25 января 2021 г.). «На пути к послесмертному обществу виртуализированных предков? Виртуальный умерший человек и сохранение социальных связей» . Смертность . 28 : 90–105. дои : 10.1080/13576275.2021.1878349 . hdl : 10138/353467 . ISSN 1357-6275 .
- ^ Уртадо Уртадо, Джошуа (18 июля 2022 г.). «Представление посмертного будущего: шесть архетипов будущих социальных подходов к поиску бессмертия» . Смертность . 29 : 18–36. дои : 10.1080/13576275.2022.2100250 . ISSN 1357-6275 . S2CID 250650618 .
- ^ Гаврилов Леонид А.; Гаврилова, Наталья Сергеевна (апрель 2010 г.). «Демографические последствия победы над старением» . Исследования омоложения . 13 (2–3): 329–334. дои : 10.1089/rej.2009.0977 . ISSN 1549-1684 . ПМК 3192186 . ПМИД 20426616 .
- ^ «Открытое письмо ученых о старении» . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ «Политическая партия, ориентированная на одну проблему, за науку о долголетии» . Борьба со старением! . 27 июля 2012 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пентарис, Панайотис (2021). Умирание в трансгуманистическом и постчеловеческом обществе . Абингдон / Нью-Йорк: Рутледж. п. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уртадо Уртадо, Джошуа (9 октября 2023 г.). «Использование бессмертия: технокапитализм и воображаемое бессмертие в двадцать первом веке» . Смертность : 1–18. дои : 10.1080/13576275.2023.2266373 . ISSN 1357-6275 .
- ^ Хуберман, Дженни (2022). «Финансирование бессмертия: создание будущего в эпоху технофилантропии» . Этюды на смерть . 157 (1).
- ^ Уилсон, Ральф Ф. «Павлин как древнехристианский символ вечной жизни» . Серия изучения Библии «Иисус идет» . Проверено 18 января 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Рангдрол, Шабкар Цогдрук; Матье, Ришар, тр. (2001). Жизнь Шабкара: Автобиография тибетского йогина . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559391542 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Ричард Джеймс (1999). Фантастика четверга . Вуллонгонг: Five Islands Press. ISBN 978-0-86418-596-9 .
- Александр, Брайан (2003). Восторг: как биотехнологии стали новой религией . Основные книги. ISBN 978-0-7382-0761-2 .
- Болонкин, Александр (2010). Восторг: человеческое бессмертие и электронная цивилизация . Публикуйте Америку. ISBN 978-1-4489-3367-9 .
- Бова, Бен (2000). Бессмертие: как наука продлевает продолжительность вашей жизни и меняет мир . Нью-Йорк: Эйвон. ISBN 978-0-380-79318-1 .
- Кейв, Стивен (2012). Бессмертие: стремление жить вечно и как оно движет цивилизацией . Корона. ISBN 978-0-307-88491-6 .
- Куллманн, Оскар (1955). Бессмертие души или воскресение мертвых? . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года.
- Эдвардс, Пол (1997). Бессмертие . Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-130-5 .
- Эндсё, Даг Ойстейн (2009). Греческие верования в воскресение и успех христианства . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-61729-2 .
- Эндсё, Даг Ойстейн (2023). Плоть и кости навсегда . Ханнакруа: Апокрифическая пресса. ISBN 978-1958061367 .
- Эликсир (2001). Манифест бессмертных: Оставайся молодым и спаси мир . Авторские книги. ISBN 978-0-7596-5339-9 .
- Фрейтас младший ; Роберт А. (2002). «Смерть – это оскорбление» . Проверено 14 февраля 2008 г.
- де Грей, Обри ; Рэй, Майкл (сентябрь 2007 г.). Конец старению: прорывы в области омоложения, которые могут обратить вспять старение человека при нашей жизни . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . п. 416 . ISBN 978-0-312-36706-0 .
- Герц, Себастьян Р.П. (2011). Смерть и бессмертие в позднем неоплатонизме . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-20717-2 .
- Холл, Стивен С. (2003). Торговцы бессмертием: в погоне за мечтой о продлении человеческой жизни . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-618-09524-7 .
- аф Хельстрем, Гуннар (1988). Воскресение Карниса: интерпретация формулы веры . Хельсинки: Финское общество наук.
- Институт бессмертия (2004). Научное завоевание смерти . Либрос в красном цвете. ISBN 978-987-561-135-1 .
- Лехтипуу, Оути (2015), Дебаты по поводу воскресения мертвых: построение раннехристианской идентичности , Oxford University Press, ISBN 978-0198724810
- Перкинс, Фем (1984). Воскресение: Свидетели Нового Завета и современные размышления . Город-сад: Даблдэй. ISBN 0-385-17256-7 .
- Перри, Р. Майкл (2000). Навсегда для всех: моральная философия, крионика и научные перспективы бессмертия . Нью-Йорк: Универсальные издатели. ISBN 978-1-58112-724-9 .
- Пиковер, Клиффорд (2007). Руководство к бессмертию для начинающих: выдающиеся люди, инопланетный мозг и квантовое воскрешение . Нью-Йорк: Thunder's Mouth Press. ISBN 978-1-56025-984-8 .
- Роде, Эрвин (1925). Психика: Культ души и вера в бессмертие у греков . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Салмонд, Стюарт (1903). Христианская доктрина бессмертия (PDF) .
- Уэст, Майкл Д. (2003). Бессмертная клетка: стремление одного ученого разгадать тайну старения человека . Даблдэй. ISBN 978-0-385-50928-2 .
- Зорея, Аарон (2017). В поисках источника молодости: наука и споры о продлении жизни и обмане смерти . Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN 978-1-4408-3798-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- «Бессмертие» . Интернет-энциклопедия философии .
- Ученые близки к поиску способа стать бессмертными
- Turritopsis nutricula : Palscience встречает единственный бессмертный вид на планете Земля
- Фонд Мафусаила — некоммерческая организация Обри де Грея, занимающаяся поиском лекарства от старения.
- KurzweilAI.net Ресурсный сайт Рэя Курцвейла
- BiologicalGerontology.com Сайт биогеронтологии Криса Смелика
- Vitae Institute Криса Смелика Некоммерческая организация
- Теория ELPIs Теория биологического бессмертия человека Мариоса Кириазиса
- Институт бессмертия Научно-социологические дискуссии, активизм, исследования
Религиозные и духовные перспективы бессмертия
[ редактировать ]- «Смерть и бессмертие» Словарь истории идей , электронный текст в библиотеке Университета Вирджинии.
- «Бессмертие» Бессмертие – какой будет вечная жизнь?
- Бессмертие души и воскресение тела» Лекция Генриха Фогеля «
- Очерк библейской доктрины бессмертия Джеймса Чаллиса
- Вечность: Возвращение Христа, Хилиазм, Воскресение мертвых, Суд, Ад, Лютер о вечности, Небеса Дж. П. Мейер, Северо-западные лютеране , 22 августа 1954 г., Том. 41, № 17 от 14 апреля 1957 г., Том. 44, № 8
- «Как вы можете иметь вечную жизнь» Джек Грэм, PowerPoint Ministries, Crosswalk.com
- Даосское эссе о бессмертии , Personaltao.com
- Попытка победить смерть Древняя научная йога – последняя попытка первого атома
- Рецензия доктора Питера Фенвика на книгу Мохаммада Самира Хоссейна «Человеческое бессмертие»
В литературе
[ редактировать ]- Мэри Шелли «Смертный бессмертный»