Jump to content

Шеол

Библейский текст на синагоге в Голешове , Чехия: « Ашем убивает и оживляет; Он низводит в Шеол и поднимает». ( 1 Царств 2:6)

Шеол ( / ˈ ʃ . l , - əl / SHEE -ohl, -⁠uhl ; иврит : Шеол ‎ Šəʾōl , Тиверийский: Šŏʾōl ) [1] в еврейской Библии — это подземный мир, место тишины и тьмы, которое лежит после смерти . [2]

В еврейской Библии есть несколько (часто кратких и невзрачных) упоминаний о Шеоле, по-видимому, описывающих его как место, куда отправляются как праведные, так и неправедные мертвецы, независимо от их морального выбора в жизни. [2] Таким образом, значение Шеола в текстах несколько неясно; его можно интерпретировать либо как общую метафору, описывающую «могилу», в которую неизменно спускаются все люди, либо как фактическое состояние загробной жизни в израильской мысли. Хотя такие практики запрещены, жители Шеола при некоторых обстоятельствах могут быть призваны живыми, как, например, когда Аэндорская ведьма вызывает дух Самуила для царя Саула . [3]

Хотя еврейская Библия описывает Шеол как постоянное место мертвых, в период Второго Храма (примерно 500 г. до н. э. – 70 г. н. э.) возник более разнообразный набор идей. В некоторых текстах Шеол считается домом как праведных, так и нечестивых, разделенных на соответствующие отсеки; в других оно считалось местом наказания, предназначенным только для нечестивых мертвецов. [4] Когда еврейские писания были переведены на греческий язык в древней Александрии около 200 г. до н. э., слово « Аид » ( греческий подземный мир ) было заменено словом «шеол» из-за его сходства с подземным миром греческой мифологии . [2] Истолкование Шеола как «Аида» отражено в Новом Завете , где Аид — это одновременно подземный мир мертвых и олицетворение зла, которое он представляет. [4]

Еврейская Библия

[ редактировать ]

Шеол упоминается 66 раз в еврейской Библии. [5] Первые упоминания Шеола в тексте связывают его с состоянием смерти и ощущением вечной завершенности. Иаков признается, что он «сойдет в Шеол», все еще оплакивая очевидную смерть своего сына Иосифа . [6] Позже та же формула повторяется при описании горя, которое постигнет Иакова, если другой из его сыновей, Вениамин , не вернется в Израиль со своими оставшимися братьями. [7]

В следующий раз Шеол появляется в эпизоде ​​Корея в Книге Чисел . После того, как Корей пытается поднять израильтян на восстание против Моисея , Моисей клянется, что Яхве докажет свою законность, расколов землю и бросив Корея и его заговорщиков в Шеол. И действительно, когда он заканчивает свою речь, Яхве раскалывает землю, в результате чего Корей, его семья и все его имущество, как это описано в тексте, «входят в Шеол живыми». [8] Во Второзаконии Моисей поет, что гнев Яхве — это пламя, которое горит в «глубинах» Шеола, пожирая всю землю снизу вверх. [9]

Последующие упоминания Шеола в Танахе кодифицируют его как символ смерти, которая делает необходимым вхождение в него. 1 Царств описывает Яхве как того, кто низводит души в Шеол, [10] и 2 Царств еще больше закрепляют Шеол как конечную цель человечества, после смерти. [11] 3 Царств использует «сход в Шеол» как метафору смерти, описывая тех, кто спускается в него как «с миром», так и «в крови». [12]

Пророк Исайя подробно разъясняет Шеол в некоторых своих проповедях, олицетворяя его как постоянно возрастающую жажду живых людей. [13] с великой склонностью к душам грешников, [14] и где мольбы к Яхве не могут избежать. Иезекииль в своем пророчестве о падении Египта метафорически описывает Египет, спускающийся в Шеол, как это сделал бы мертвец, где все духи мертвых, а также другие падшие империи, такие как Ассирия , издеваются и высмеивают его падение от могущества. [15]

Остальные упоминания о Шеоле встречаются в поэтической литературе еврейской Библии. Иов упоминает Шеол в нескольких своих плачах, называя его своим «домом», когда он лежит в тоске: [16] и жажда смерти, которая приведет его туда и положит конец его страданиям. Шеол также упоминается в нескольких псалмах , опять же, как могила человечества.

Другими библейскими названиями Шеола были: Аваддон (руины), встречающиеся в Псалме 88:11, Иове 28:22 и Притчах 15:11; и Шахат (порча), найденная в Исаии 38:17, Иезекииля 28:8. [17]

Интерпретация

[ редактировать ]
Карикатура Пака 1885 года, пародирующая меняющуюся христианскую интерпретацию Шеола в Ветхом Завете : видно, как ряд исторических грешников и атеистов наслаждаются относительно приятной атмосферой «шеола» после страданий от пламени традиционного ада ; слева — удрученный сатана, сидящий под табличкой с надписью «Это дело перенесено в шеол, напротив».

Даже в рамках еврейской мысли понимание Шеола часто было противоречивым. Позже это частично проявилось в идеологическом расколе саддукеев и фарисеев , которые, среди прочего, не соглашались с тем, должна ли релевантность более заметна в мире живых или в сфере загробной жизни. Отсутствие четкой структуры убеждений, окружающей Шеол, дает возможность множеству интерпретаций этой идеи: а именно, той, которая представляет Шеол как конкретное состояние загробной жизни, или той, которая представляет Шеол как метафору смерти в целом. В связи с этим некоторые издания Библии переводят термин Шеол как общие термины, такие как «могила» или «яма» ( KJV , NIV и т. д.), в то время как другие ( NAB , NASB и т. д.) сохраняют его как правильное. существительное. Различие Шеола между царством и метафорой является сутью нескольких оставшихся без ответа вопросов, касающихся его природы.

Возможно, из-за эволюции его интерпретации некоторые элементы Шеола, описанные в еврейской Библии, кажутся противоречивыми. Те, кто в Шеоле, ничего не помнят, даже Яхве, [18] однако в других местах его жители обладают невозможным иначе восприятием земных событий, даже тех, которые происходят после их кончины. Молитвы к Яхве не могут избежать преисподней, [19] и все же Яхве остается ее недвусмысленным хозяином. [20] Сходящие в Шеол не смогут избежать его, [21] но Яхве поднимает из него души. Более того, несмотря на очевидную абстрактную природу Шеола, в нем есть некоторая телесность: он явно понимался как подземный, [22] что дополнительно подтверждается его ассоциацией с термином бор ( בור ‎, «яма»), встречается в Исаии 14:15, 24:22 и Иезекииля 26:20. Это «земля» ( эрец ), [23] содержит «врата», очевидно разделен на отдельные отсеки, и имеются многочисленные упоминания о его «самых глубоких глубинах» и «самых дальних углах». Идея о том, что и праведные, и неправедные в конечном итоге спускаются в Шеол, кажется невысказанным предположением в еврейской Библии - таким образом, Иаков и Давид безоговорочно признают свое возможное место жительства, как и более поздние пророки говорили о Шеоле, подстерегающем нечестивцев. .

Истоки концепции шеола обсуждаются. Общие характеристики загробной жизни, такой как Шеол, не были уникальными для древних израильтян, у вавилонян был аналогичный подземный мир под названием Аралу , а у греков был мир, известный как Гадес . Таким образом, предполагается, что ранние израильтяне , по-видимому, верили, что могилы семьи или племени объединены в одну, коллективно объединенную «могилу», и что это то, к чему относится библейский еврейский термин «шеол»: общая могила людей. . [22] Поэтому семейная гробница является центральным понятием в понимании библейских взглядов на загробную жизнь . «Мотивацией практики является не просто сентиментальное уважение к физическим останкам, а скорее предполагаемая связь между надлежащим захоронением и состоянием счастья умершего в загробной жизни». [24]

Войцех Косиор утверждал, что «шеол» в еврейской Библии относится к божеству подземного мира . [25] Некоторое дополнительное подтверждение этой гипотезы можно найти в древних литературных материалах Ближнего Востока. Было высказано предположение, что Шеол является еврейским производным от Шувала. [26] ( аккадский : 𒋗𒉿𒆷 шу-ва-ла ), богиня подземного мира хурритского происхождения, [27] засвидетельствовано в Хаттусе в Анатолии, Эмаре и Угарите в Сирии и Уре в Месопотамии. [27] часто вместе с другими божествами подземного мира, такими как Аллани или Угур . [27] По мнению ассириолога Луиса Фелиу, связь между Шеолом и Шувалой «возможна, но не очевидна». [28] Эдвард Липинский считает эту связь доказанной. [29] Некоторые ученые утверждают, что Шеол, понимаемый антропоморфически, соответствует семантическому комплексу других древних ближневосточных божеств смерти , таких как Нергал , Эрешкигаль или Мот . [30]

Период Второго Храма вызвал несколько радикальных богословских изменений среди израильского населения и ознаменовал переход от израильской религии к современному иудаизму . Идея Шеола претерпела значительные изменения и стала широко разнообразной, с новым множеством интерпретаций. С кодификацией раввинистического иудаизма и Талмуда еврейская теология, касающаяся загробной жизни, в значительной степени отказалась от концепции единого пункта назначения для всего человечества после смерти и приняла более узнаваемую модель, которая поддерживала место награды для праведников и место наказания. для нечестивцев, называемых Геинном . Впоследствии Шеол и родственные ему термины Абаддон , Бор , Шахат и т. д. были сведены к синонимам этого царства наказания. [4]

мандеизм

[ редактировать ]

В мандеизме Мир Тьмы (т. е. подземный мир ) иногда упоминается как Шеол ( классический мандейский язык : shiul ) в Гиндза Рабба и других мандейских писаниях . [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита, Том 1 . Открытое книжное издательство. ISBN  978-1783746767 .
  2. ^ Jump up to: а б с Дождевая вода 1990 , с. 819

    «Шеол… это ветхозаветное слово, обозначающее подземный мир или невидимый мир мертвых, куда отправляются ушедшие духи… Это было место тишины, тьмы…»

  3. ^ Кнобель 2011 , стр. 205–06
  4. ^ Jump up to: а б с Лонгенекер 2003 , с. 189
  5. ^ Иврит Стронга 7585
  6. ^ Бытие 37:35
  7. ^ Бытие 44: 29–31.
  8. ^ Числа 16:29–33.
  9. ^ Второзаконие 32:22
  10. ^ 1 Царств 2:6
  11. ^ 2 Царств 22:6
  12. ^ 3 Царств 2: 6–9.
  13. ^ Исаия 5:14
  14. ^ Исаия 14: 9–15.
  15. ^ Иезекииль 32: 21–22.
  16. ^ Иов 17:13
  17. ^ Герберт Шанон Бричто (1973). «Род, культ, земля и загробная жизнь - библейский комплекс», Ежегодник Еврейского союзного колледжа 44, стр. 8
  18. ^ Псалмы 6:5
  19. ^ Исаия 38:18
  20. ^ Иов 26:6
  21. ^ Иов 7:9
  22. ^ Jump up to: а б Сомов, Алексей (2018). «Загробная жизнь». В Хантере, Дэвид Г.; ван Геест, Пол Джей-Джей; Лиетарт Пеерболте, Берт Ян (ред.). Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/2589-7993_EECO_SIM_00000067 . ISSN   2589-7993 .
  23. ^ Иов 10:21–22.
  24. ^ Бричто, Герберт Чанан (1973). «Род, культ, земля и загробная жизнь – библейский комплекс». Ежегодник Еврейского союзного колледжа , том. 44, стр. 1–54. www.jstor.org/stable/23506813.
  25. ^ Косиор, Войцех (2014). «Подземный мир или его правитель? Некоторые замечания о концепции шеола в еврейской Библии» . Польский журнал библейских исследований . 13 (1–2 (25–26)): 35–36 . Проверено 16 июня 2014 г.
  26. ^ Хесс 2007 , стр. 246–247.
  27. ^ Jump up to: а б с Тремуй 2013 , с. 374.
  28. ^ Фелиу 2003 , с. 222.
  29. ^ Липинский 2016 , стр. 140.
  30. ^ HM Barstad, Sheol , в: К. ван дер Тоом, Б. Бекинг, П.В. ван дер Хорст (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , 2-е изд., Лейден, Бостон, Кельн, 1999, стр. 768–70.
  31. ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN  9780958034630 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b03bbe1f34795020d06e7c72ec2d73d9__1715117400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/d9/b03bbe1f34795020d06e7c72ec2d73d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sheol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)