Шеол
Шеол ( / ˈ ʃ iː . oʊ l , - əl / SHEE -ohl, -uhl ; иврит : Шеол Šəʾōl , Тиверийский: Šŏʾōl ) [1] в еврейской Библии — это подземный мир, место тишины и тьмы, которое лежит после смерти . [2]
В еврейской Библии есть несколько (часто кратких и невзрачных) упоминаний о Шеоле, по-видимому, описывающих его как место, куда отправляются как праведные, так и неправедные мертвецы, независимо от их морального выбора в жизни. [2] Таким образом, значение Шеола в текстах несколько неясно; его можно интерпретировать либо как общую метафору, описывающую «могилу», в которую неизменно спускаются все люди, либо как фактическое состояние загробной жизни в израильской мысли. Хотя такие практики запрещены, жители Шеола при некоторых обстоятельствах могут быть призваны живыми, как, например, когда Аэндорская ведьма вызывает дух Самуила для царя Саула . [3]
Хотя еврейская Библия описывает Шеол как постоянное место мертвых, в период Второго Храма (примерно 500 г. до н. э. – 70 г. н. э.) возник более разнообразный набор идей. В некоторых текстах Шеол считается домом как праведных, так и нечестивых, разделенных на соответствующие отсеки; в других оно считалось местом наказания, предназначенным только для нечестивых мертвецов. [4] Когда еврейские писания были переведены на греческий язык в древней Александрии около 200 г. до н. э., слово « Аид » ( греческий подземный мир ) было заменено словом «шеол» из-за его сходства с подземным миром греческой мифологии . [2] Истолкование Шеола как «Аида» отражено в Новом Завете , где Аид — это одновременно подземный мир мертвых и олицетворение зла, которое он представляет. [4]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Шеол упоминается 66 раз в еврейской Библии. [5] Первые упоминания Шеола в тексте связывают его с состоянием смерти и ощущением вечной завершенности. Иаков признается, что он «сойдет в Шеол», все еще оплакивая очевидную смерть своего сына Иосифа . [6] Позже та же формула повторяется при описании горя, которое постигнет Иакова, если другой из его сыновей, Вениамин , не вернется в Израиль со своими оставшимися братьями. [7]
В следующий раз Шеол появляется в эпизоде Корея в Книге Чисел . После того, как Корей пытается поднять израильтян на восстание против Моисея , Моисей клянется, что Яхве докажет свою законность, расколов землю и бросив Корея и его заговорщиков в Шеол. И действительно, когда он заканчивает свою речь, Яхве раскалывает землю, в результате чего Корей, его семья и все его имущество, как это описано в тексте, «входят в Шеол живыми». [8] Во Второзаконии Моисей поет, что гнев Яхве — это пламя, которое горит в «глубинах» Шеола, пожирая всю землю снизу вверх. [9]
Последующие упоминания Шеола в Танахе кодифицируют его как символ смерти, которая делает необходимым вхождение в него. 1 Царств описывает Яхве как того, кто низводит души в Шеол, [10] и 2 Царств еще больше закрепляют Шеол как конечную цель человечества, после смерти. [11] 3 Царств использует «сход в Шеол» как метафору смерти, описывая тех, кто спускается в него как «с миром», так и «в крови». [12]
Пророк Исайя подробно разъясняет Шеол в некоторых своих проповедях, олицетворяя его как постоянно возрастающую жажду живых людей. [13] с великой склонностью к душам грешников, [14] и где мольбы к Яхве не могут избежать. Иезекииль в своем пророчестве о падении Египта метафорически описывает Египет, спускающийся в Шеол, как это сделал бы мертвец, где все духи мертвых, а также другие падшие империи, такие как Ассирия , издеваются и высмеивают его падение от могущества. [15]
Остальные упоминания о Шеоле встречаются в поэтической литературе еврейской Библии. Иов упоминает Шеол в нескольких своих плачах, называя его своим «домом», когда он лежит в тоске: [16] и жажда смерти, которая приведет его туда и положит конец его страданиям. Шеол также упоминается в нескольких псалмах , опять же, как могила человечества.
Другими библейскими названиями Шеола были: Аваддон (руины), встречающиеся в Псалме 88:11, Иове 28:22 и Притчах 15:11; и Шахат (порча), найденная в Исаии 38:17, Иезекииля 28:8. [17]
Интерпретация
[ редактировать ]Даже в рамках еврейской мысли понимание Шеола часто было противоречивым. Позже это частично проявилось в идеологическом расколе саддукеев и фарисеев , которые, среди прочего, не соглашались с тем, должна ли релевантность более заметна в мире живых или в сфере загробной жизни. Отсутствие четкой структуры убеждений, окружающей Шеол, дает возможность множеству интерпретаций этой идеи: а именно, той, которая представляет Шеол как конкретное состояние загробной жизни, или той, которая представляет Шеол как метафору смерти в целом. В связи с этим некоторые издания Библии переводят термин Шеол как общие термины, такие как «могила» или «яма» ( KJV , NIV и т. д.), в то время как другие ( NAB , NASB и т. д.) сохраняют его как правильное. существительное. Различие Шеола между царством и метафорой является сутью нескольких оставшихся без ответа вопросов, касающихся его природы.
Возможно, из-за эволюции его интерпретации некоторые элементы Шеола, описанные в еврейской Библии, кажутся противоречивыми. Те, кто в Шеоле, ничего не помнят, даже Яхве, [18] однако в других местах его жители обладают невозможным иначе восприятием земных событий, даже тех, которые происходят после их кончины. Молитвы к Яхве не могут избежать преисподней, [19] и все же Яхве остается ее недвусмысленным хозяином. [20] Сходящие в Шеол не смогут избежать его, [21] но Яхве поднимает из него души. Более того, несмотря на очевидную абстрактную природу Шеола, в нем есть некоторая телесность: он явно понимался как подземный, [22] что дополнительно подтверждается его ассоциацией с термином бор ( בור , «яма»), встречается в Исаии 14:15, 24:22 и Иезекииля 26:20. Это «земля» ( эрец ), [23] содержит «врата», очевидно разделен на отдельные отсеки, и имеются многочисленные упоминания о его «самых глубоких глубинах» и «самых дальних углах». Идея о том, что и праведные, и неправедные в конечном итоге спускаются в Шеол, кажется невысказанным предположением в еврейской Библии - таким образом, Иаков и Давид безоговорочно признают свое возможное место жительства, как и более поздние пророки говорили о Шеоле, подстерегающем нечестивцев. .
Истоки концепции шеола обсуждаются. Общие характеристики загробной жизни, такой как Шеол, не были уникальными для древних израильтян, у вавилонян был аналогичный подземный мир под названием Аралу , а у греков был мир, известный как Гадес . Таким образом, предполагается, что ранние израильтяне , по-видимому, верили, что могилы семьи или племени объединены в одну, коллективно объединенную «могилу», и что это то, к чему относится библейский еврейский термин «шеол»: общая могила людей. . [22] Поэтому семейная гробница является центральным понятием в понимании библейских взглядов на загробную жизнь . «Мотивацией практики является не просто сентиментальное уважение к физическим останкам, а скорее предполагаемая связь между надлежащим захоронением и состоянием счастья умершего в загробной жизни». [24]
Войцех Косиор утверждал, что «шеол» в еврейской Библии относится к божеству подземного мира . [25] Некоторое дополнительное подтверждение этой гипотезы можно найти в древних литературных материалах Ближнего Востока. Было высказано предположение, что Шеол является еврейским производным от Шувала. [26] ( аккадский : 𒋗𒉿𒆷 шу-ва-ла ), богиня подземного мира хурритского происхождения, [27] засвидетельствовано в Хаттусе в Анатолии, Эмаре и Угарите в Сирии и Уре в Месопотамии. [27] часто вместе с другими божествами подземного мира, такими как Аллани или Угур . [27] По мнению ассириолога Луиса Фелиу, связь между Шеолом и Шувалой «возможна, но не очевидна». [28] Эдвард Липинский считает эту связь доказанной. [29] Некоторые ученые утверждают, что Шеол, понимаемый антропоморфически, соответствует семантическому комплексу других древних ближневосточных божеств смерти , таких как Нергал , Эрешкигаль или Мот . [30]
Период Второго Храма вызвал несколько радикальных богословских изменений среди израильского населения и ознаменовал переход от израильской религии к современному иудаизму . Идея Шеола претерпела значительные изменения и стала широко разнообразной, с новым множеством интерпретаций. С кодификацией раввинистического иудаизма и Талмуда еврейская теология, касающаяся загробной жизни, в значительной степени отказалась от концепции единого пункта назначения для всего человечества после смерти и приняла более узнаваемую модель, которая поддерживала место награды для праведников и место наказания. для нечестивцев, называемых Геинном . Впоследствии Шеол и родственные ему термины Абаддон , Бор , Шахат и т. д. были сведены к синонимам этого царства наказания. [4]
мандеизм
[ редактировать ]В мандеизме Мир Тьмы (т. е. подземный мир ) иногда упоминается как Шеол ( классический мандейский язык : shiul ) в Гиндза Рабба и других мандейских писаниях . [31]
См. также
[ редактировать ]- Барзах
- Библейская космология
- Христианские взгляды на Аид
- Эйрен (Богиня)
- Хель (существо)
- Эллинистический иудаизм
- Лимбо Патриархов
- Шалим
- Духовный мир (Святые последних дней)
- тартар
- Мир тьмы (мандеизм)
- Шибальба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита, Том 1 . Открытое книжное издательство. ISBN 978-1783746767 .
- ^ Jump up to: а б с Дождевая вода 1990 , с. 819
«Шеол… это ветхозаветное слово, обозначающее подземный мир или невидимый мир мертвых, куда отправляются ушедшие духи… Это было место тишины, тьмы…»
- ^ Кнобель 2011 , стр. 205–06
- ^ Jump up to: а б с Лонгенекер 2003 , с. 189
- ^ Иврит Стронга 7585
- ^ Бытие 37:35
- ^ Бытие 44: 29–31.
- ^ Числа 16:29–33.
- ^ Второзаконие 32:22
- ^ 1 Царств 2:6
- ^ 2 Царств 22:6
- ^ 3 Царств 2: 6–9.
- ^ Исаия 5:14
- ^ Исаия 14: 9–15.
- ^ Иезекииль 32: 21–22.
- ^ Иов 17:13
- ^ Герберт Шанон Бричто (1973). «Род, культ, земля и загробная жизнь - библейский комплекс», Ежегодник Еврейского союзного колледжа 44, стр. 8
- ^ Псалмы 6:5
- ^ Исаия 38:18
- ^ Иов 26:6
- ^ Иов 7:9
- ^ Jump up to: а б Сомов, Алексей (2018). «Загробная жизнь». В Хантере, Дэвид Г.; ван Геест, Пол Джей-Джей; Лиетарт Пеерболте, Берт Ян (ред.). Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/2589-7993_EECO_SIM_00000067 . ISSN 2589-7993 .
- ^ Иов 10:21–22.
- ^ Бричто, Герберт Чанан (1973). «Род, культ, земля и загробная жизнь – библейский комплекс». Ежегодник Еврейского союзного колледжа , том. 44, стр. 1–54. www.jstor.org/stable/23506813.
- ^ Косиор, Войцех (2014). «Подземный мир или его правитель? Некоторые замечания о концепции шеола в еврейской Библии» . Польский журнал библейских исследований . 13 (1–2 (25–26)): 35–36 . Проверено 16 июня 2014 г.
- ^ Хесс 2007 , стр. 246–247.
- ^ Jump up to: а б с Тремуй 2013 , с. 374.
- ^ Фелиу 2003 , с. 222.
- ^ Липинский 2016 , стр. 140.
- ^ HM Barstad, Sheol , в: К. ван дер Тоом, Б. Бекинг, П.В. ван дер Хорст (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , 2-е изд., Лейден, Бостон, Кельн, 1999, стр. 768–70.
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
Библиография
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э. (2003). "Космология". Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664219178 .
- Бернштейн, Алан Э. (1996). Формирование ада: смерть и возмездие в древнем и раннехристианском мире . Издательство Корнельского университета. ISBN 0801481317 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 .
- Хесс, Ричард С. (2007). Израильские религии: археологический и библейский обзор . Бейкер Академик Пресс. ISBN 9781441201126 .
- Келли, Генри А. (2010). «Ад с чистилищем и двумя лимбами» . В Морейре, Изабель; Тоскано, Маргарет (ред.). Ад и его загробная жизнь: исторические и современные перспективы . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754667292 .
- Кнобель, Питер (2011). "Смерть" . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199730049 .
- Липинский, Эдвард (2016). «Хурриты и их боги в Ханаане» . Rocznik Orientalistyczny/Ежегодник востоковедения (на польском языке). 69 (1) . Проверено 16 февраля 2022 г.
- Лонгенекер, Ричард Н. (2003). «Космология» . В Гоуэне, Дональд Э. (ред.). Вестминстерский богословский словарь Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664223946 .
- Мэйби, Ф.Дж. (2008). «Хаос и смерть» . В Лонгмане, Тремпер; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета . Межвузовская пресса. ISBN 9780830817832 .
- О'Дауд, Р. (2008). «Творение образов» . В Лонгмане, Тремпер; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета . Межвузовская пресса. ISBN 9780830817832 .
- Рейнуотер, Роберт (1990). «Шеол» . В Миллс, Уотсон Э. (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Рейке, Бо (2001). "Ад" . В Мецгере Брюс Мэннинг; Куган, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордский путеводитель по идеям и вопросам Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195149173 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Шувала» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 16 февраля 2022 г.