Угур (хорошо)
Успех | |
---|---|
Главный культовый центр | Исин , Гирсу |
Преемник | Ишум |
Генеалогия | |
Супруг | Ши-шаррат |
Угур был месопотамским богом , связанным с войной и смертью, первоначально считавшимся сопутствующим божеством ( суккал ) Нергала . После древневавилонского периода его сменил в этой роли Ишум , а в средневавилонский период его имя стало функционировать как логограмма, обозначающая Нергала. храмы Посвященные ему существовали в Исине и Гирсу . Ему также поклонялись за пределами Месопотамии хурриты и хетты . Он также может быть засвидетельствован в источниках из Эмара .
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Угура было написано клинописью как д У. ГУР. [ 1 ] Альтернативно латинизируется как Uqur. [ 2 ] или укр. [ 3 ] Иеремия Петерсон отмечает, что древневавилонский образец списка богов Вейднера , по-видимому, сохранил вариант написания: д U.GU 2 , поддерживающий чтение угур. [ 1 ] Двуязычный список богов из Эмара фонетически транскрибирует его на хурритском языке как д у-ку-ур-ун . [ 4 ] По словам Манфреда Креберника [ 5 ] и Фолькерта Хааса, его происхождение и значение не совсем ясны. [ 6 ] Было высказано предположение, что это была повелительная форма аккадского накару , «уничтожить!» [ 5 ] Лексический список объясняет его имя как синоним аккадского слова, обозначающего меч, намсару . [ 6 ] Однако в другом тексте того же жанра это слово переводится как «мясник», Табиху . [ 5 ]
В месопотамских источниках имя Угура использовалось как логограмма, обозначающая имя Нергала, по крайней мере, начиная со среднего вавилонского периода . [ 7 ] Однако изначально он был его божеством-помощником ( суккал ). [ 8 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что изначально его представляли как олицетворение оружия Нергала, в частности меча, хотя это предложение не является общепринятым. [ 5 ] После древневавилонского периода Ишум заменил его на посту помощника Нергала. [ 8 ] В списке богов Ниппура , а также в Ан = Ануме и его предшественнике Угур не появляется рядом с Нергалом, хотя он все еще явно идентифицируется как его суккал . [ 5 ] Он помещен между разделами, посвященными Забабе и Абу, рядом со своей женой (табличка V, строки 52–53). [ 9 ] Его супруга упоминается как в Ан = Ануме , так и в его предшественнице, и она носила имя Ши-шаррат («она царица»). [ 2 ]
к Угуру применялись такие эпитеты, как «кровавый», Из-за того, что в текстах из Анатолии предполагается, что он ассоциировался со смертью и войной. [ 6 ] В хурритском контексте под титулом Шаум(м)атар он ассоциировался с двумя воинственными божествами, Нупатиком и Аштаби . [ 10 ] Было высказано предположение, что этот эпитет произошел из индоевропейского языка и что он может быть родственным санскритскому сомадхара ( «Млечный Путь ») или сома-дхана («содержащий сому »). [ 11 ] Однако он использовался в основном в некоторых хурритоязычных регионах. [ 10 ]
В хеттских источниках логограмма д У.ГУР мог бы представлять Шулинкатте , [ 6 ] бог войны хаттского происхождения, имеющий внешность молодого человека. [ 12 ] [ а ] В поздних хеттских источниках д U.GUR также может использоваться для обозначения имени Зилипури . [ 14 ] домашний бог хаттского происхождения. [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самое старое возможное свидетельство об Угуре - это запись в списке богов раннединастического Абу Салабиха . д ты 4 - это . [ 5 ] Однако утверждалось, что вместо этого это может быть несвязанный теоним, связанный с термином gur , «(позволить) вернуться», или с Ugurara, «воющий шторм», засвидетельствованный в более поздних источниках как стандартный эпитет Ишкура . [ 16 ] Другое раннее упоминание о нем может присутствовать в надписи на фундаментной табличке Эншакушаны , раннединастического царя Урука , но восстановление теонима сомнительно. [ 17 ] Он посвящен строительству храма . [ 18 ] Дальнейшие ранние свидетельства включают два теофорных имени периода Ура III : Пузур-Угур и Ур-Укура. [ 5 ] Теофорные имена, призывающие Угура, также упоминаются в дополнении к д Инана-теш 2 , текст, перечисляющий личные имена, входивший в школьную программу писцов в старовавилонском Ниппуре . [ 19 ] В древнеассирийском тексте из архива Шалим-Ашшура, обнаруженном в Канеше и предположительно являющемся инвентарем частной часовни, упоминаются «2 хавиру соли, 1 чашка серебра и флакон для духов», помещенный перед изображением Угур. [ 3 ] Возможно, что перечисленные в этом фрагменте божества были семейными богами одного из жителей города, хотя достоверно это проверить пока невозможно. [ 20 ]
Канонический храмовый список , который, скорее всего, первоначально был составлен во второй половине касситского периода , [ 21 ] сохраняет церемониальные названия ряда молитвенных домов, посвященных Угуру, в том числе Эмесламнигурру, «Эмеслам, одетый в ужас». [ 22 ] [ б ] и Эсулим-Энлиле («дом грозного сияния Энлиля ») в Гирсу , [ 24 ] и храм в Исине, название которого затеряно. [ 25 ] Эндрю Р. Джордж отмечает, что поклонение Угуру в последнем из этих городов, скорее всего, отражает хорошо подтвержденное присутствие подземного мира в нем культов божеств , с другими примерами, включая Нергала , Нингишзиду и неизвестную богиню Лакупитту, которая, по его мнению, вероятно, была божество-покровитель Лагабы возле Куты. [ 26 ]
Предполагается, что имя богини Угурту, которой поклонялись в Ассуре в храмах Эашарри и Себитти . от имени Угура произошло [ 27 ]
Хурритский прием
[ редактировать ]Угуру также поклонялись в хурритской религии . [ 4 ] «Угур Тешуба » фигурирует в калути (списках подношений), посвященных кругу этого бога. [ 28 ] В стандартном калути Тешуба из Алеппо он стоит на двадцать шестой позиции, перед «героями Тешуба» и после Аргабы, фигуры, также связанной с богом погоды. [ 29 ] чье имя засвидетельствовано в другом месте как название горы. [ 30 ]
Хурритские теофорные имена, упоминающие Угура, были идентифицированы в текстах из Мари , например Арип-Угур («Угур дал [ребенка]») и Хазип-Угур («Угур услышал»). [ 31 ] Человек по имени Угур-атал появляется в тексте из Телль ар-Рима . [ 4 ] Известны также примеры от Нузи , что указывает на то, что ему поклонялись и в восточных хурритских регионах. [ 6 ] Одним из примеров является Хутип-Укур («Угур возвышен»). [ 32 ]
Хеттский прием
[ редактировать ]
В святилище Язылыкая , посвященном божествам, первоначально принадлежавшим западному пантеону Киццуватны хурритскому и северной Сирии , [ 33 ] Угур мог быть изображен в камере Б, на рельефе, изображающем фигуру в виде меча с рукоятью в виде человеческой головы и четырьмя львами. [ 34 ] Вместо этого Франс Виггерманн интерпретирует его как изображение неопознанного местного бога смерти, отождествляемого с Нергалом. [ 35 ] Петр Тарача предполагает, что фигура номер 27 на рельефе процессии из камеры А того же места, помещенная между парой людей-быков, разделяющих землю и небо , и горным богом Пишайшапхи , также могла быть Угуром. [ 36 ]
Угур был одним из божеств, прославляемых на фестивале Кишува , который зародился в Киццуватне. [ 37 ] и был представлен Хеттской империи царицей Пудухепой . [ 38 ] Инструкция к нему предписывает облачить изображающую его статую в короткое красное одеяние. [ 34 ]
Анатолийские места, где поклонялись Угуру, включают Хаттусу , где засвидетельствованы священники, служившие ему, [ 6 ] и Кайтана, где проходил посвященный ему фестиваль. [ 39 ]
Неопределенные сертификаты
[ редактировать ]В Эмаре бог, имя которого было написано с помощью логограммы. д У.ГУР появляется в ритуалах вместе с Шувалой , хурритской богиней, связанной с подземным миром. [ 40 ] д У.ГУР от Эмара интерпретировалось как логографическое написание имени Нергала. [ 4 ] или Решеф , [ 41 ] хотя также возможно, что его следует читать как Угур, поскольку слоговое написание этого имени известно из хурритских текстов как Эмара, так и Нузи, как указал Дэниел Э. Флеминг . [ 4 ] Эту интерпретацию также предполагает Фолькерт Хаас , который предполагает, что он был среди месопотамских божеств, представленных в местном пантеоне Эмара, и что на местном уровне его считали отличным от Нергала. [ 42 ] и Даниэль Швемер , который утверждает, что присутствие Шувалы в тех же текстах указывает на то, что Угур в этом контексте принадлежит к хурритской среде. [ 40 ]
Хотя нет никаких доказательств существования храма, посвященного д У.ГУР в Эмаре имеется, [ 43 ] он упоминается в инструкции к фестивалю кису в Дагане , [ 44 ] что, скорее всего, произошло в Шатаппи, поселении, возможно, расположенном южнее. [ 45 ] Во время этого праздника пели песни, посвященные ему и Шувале. [ 44 ] Точное значение термина кису остается неопределенным, из-за чего трудно определить характер этих праздников и роль в них конкретных божеств. [ 45 ] Было высказано предположение, что присутствие божеств подземного мира, а именно д У.ГУР и Шувала указывает, что оно представляло периодическую смерть и возвращение к жизни божества, возможно, супруги Дагана , но это остается спекулятивным. [ 46 ] Также возможно, что здесь участвовали аби , предлагающие ямы, связанные с культом божеств подземного мира. [ 47 ]
По словам Фолькерта Хааса, Угуру также поклонялись в Хаяше . [ 6 ] Однако, по словам Алисы Мутон, в этом контексте это имя использовалось в качестве логограммы для обозначения божества, сравнимого с Нергалем или Шулинкатте . [ 10 ] Иногда Угур и «Угур Хаяши» могли появиться как два разных божества в хеттских списках подношений. [ 48 ] Петр Тарача утверждает , что первый следует в этом контексте понимать как логограмму , представляющую Зилипури . [ 49 ] Два угура, по-видимому, считались божествами-покровителями дома. [ 6 ]
Фолькерт Хаас дополнительно предполагает, что «Повелитель Хубшалума» или «Нергал из Хубшалума», известный из Телль-Лейлана и других мест, может быть тем же божеством, что и Угур. [ 6 ] Однако Воутер Хенкельман идентифицирует это божество как эламского бога Симута . [ 50 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011 , с. 555.
- ^ Перейти обратно: а б Барьямович и Тролле Ларсен 2009 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флеминг 1992 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 2014 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хаас 2015 , с. 367.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Швемер, Хеккер и Ольснер, 2020 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Мутон 2011 , с. 96.
- ^ Хаас 2015 , с. 377.
- ^ Хаас 2015 , с. 300.
- ^ Хаас 2015 , с. 311.
- ^ Тарача 2009 , с. 49.
- ^ Хаас 2015 , с. 263.
- ^ Швемер 2001 , с. 91.
- ^ Фрейн 2009 , с. 431.
- ^ Фрейн 2009 , с. 432.
- ^ Петерсон 2009 , с. 73.
- ^ Барьямович и Тролле Ларсен 2009 , стр. 11.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Джордж 1993 , с. 127.
- ^ Джордж 1993 , стр. 126–127.
- ^ Джордж 1993 , с. 142.
- ^ Джордж 1993 , с. 170.
- ^ Джордж 1993 , с. 37.
- ^ Креберник 2014а , с. 297.
- ^ Тарача 2009 , стр. 118–119.
- ^ Швемер 2001 , стр. 499–500.
- ^ Хаас 2015 , с. 333.
- ^ Рихтер 2010 , с. 511.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 123.
- ^ Тарача 2009 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 366.
- ^ Виггерманн 1998a , с. 225.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Хаас 2015 , с. 852.
- ^ Тарача 2009 , стр. 138.
- ^ Хаас 2015 , с. 602.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 410.
- ^ Фелиу 2003 , с. 222.
- ^ Хаас 2015 , с. 568.
- ^ Бекман 2002 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 220.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 221–222.
- ^ Фелиу 2003 , с. 242.
- ^ Хаас 2015 , с. 144.
- ^ Тарача 2009 , с. 133.
- ^ Хенкельман 2011 , с. 512.
Библиография
[ редактировать ]- Барьямович, Гойко; Тролли Ларсен, Могенс (2009). «Древнее ассирийское заклинание от сглаза». Древние исследования Ближнего Востока . 35 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2008.0011 . ISSN 0232-8461 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 .
- Флеминг, Дэниел Э. (1992). Установка верховной жрицы Ваала в Эмаре: взгляд на древнюю сирийскую религию . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36965-8 . OCLC 645829438 .
- Фрейн, Дуглас (2009). Досаргонический период . Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN 978-1-4426-8886-5 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- Хенкельман, Wouter FM (2011), "Šimut" , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 февраля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), «Ши-шаррат» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 июня 2023 г.
- Креберник, Манфред (2014), " д U.GUR" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 26 февраля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014a), «Угурту» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 июня 2023 г.
- Мутон, Алиса (2011), «Шауматари» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 28 февраля 2022 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел; Хеккер, Карл; Ольснер, Иоахим (2020). «Мировоззрение и представления о Боге». Тексты о культуре познания . Издательство Гютерсло. дои : 10.14315/9783641219956-004 . ISBN 9783641219956 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Шувала» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 16 февраля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 16 февраля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998a), «Нергал Б. Археологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 июня 2023 г.
- Вильгельм, Гернот (1998), «Имя, называя Д. среди хурритов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 7 июня 2023 г.