Скажи аль-Риме
Каттара/Карана (?) | |
Расположение | Провинция Ниневия , Ирак |
---|---|
Область | Месопотамия |
Координаты | 36 ° 15'25,51 "N 42 ° 26'57,61" E / 36,2570861 ° N 42,4493361 ° E |
Тип | рассказывать |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1964–1971 |
Археологи | Д. Оутс , Тереза Ховард Картер |
Телль-ар-Рима (также Телль-ар-Рима) — археологическое поселение в провинции Ниневия ( Ирак ), примерно в 80 километрах (50 миль) к западу от Мосула и древней Ниневии в регионе Синджар . Он расположен в 15 км к югу от Таль-Афара . Считается, что его древнее название во 2-м тысячелетии до нашей эры было Карана, хотя также предлагалось имя Каттара (а также Разама). В любом случае Карана и Каттара были очень близки друг к другу и считались частью небольшого королевства. [1] Также было высказано предположение, что в I тысячелетии до нашей эры это место называлось Замаха. Он находится недалеко от аналогичных археологических памятников с круглыми стенами в Телль-Хадхейле, большом раннединастическом памятнике с древневавилонским и неоассирийским заселением, и Телль-Хувейше. Телль-Хамира, известный ранее как Телль-Абу-Хамира, находится в 16 километрах к востоку и также считается местом расположения Караны. В настоящее время археология склоняется к Каттаре как древнему названию Телль-эль-Рима. [2]
Археология
[ редактировать ]
Участок занимает площадь примерно 500 на 500 метров, окруженную многоугольной городской стеной. Внутри находится несколько невысоких курганов и большой центральный курган высотой 30 метров и диаметром 100 метров. [3]
Первоначально регион был исследован Сетоном Ллойдом в 1938 году. [4] Место Телль-ар-Рима было раскопано с 1964 по 1971 год командой Британской школы археологии в Ираке под руководством Дэвида Оутса , к которой присоединились Музей Пенсильвании и Тереза Ховард Картер. в первые три года [5] [6] [7] [8] [9] [10] Были раскопаны большой храм и дворец начала второго тысячелетия до нашей эры, а также неоассирийское здание. Телль-ар-Рима также известен тем, что имеет образец кирпичных сводов третьего тысячелетия. [11] Было высказано предположение, что городская богиня Карана была Гештинанной . во времена Старого Вавилона [12]

Хотя из-за глубины раскопок небольшая часть дворца была раскопана, было найдено множество древневавилонских табличек, современников Зимри-Лима Марийского , и 40 табличек времен Салманасара I, а также другие предметы. Большинство древних текстов относятся ко времени правителя Караны Акба-Ахума, а некоторые относятся к временам более раннего правителя Хатну-рапи. Таблички представляют собой в основном административные документы, касающиеся ссуды зерна или олова. [13] [14] [15] Таблички также показали процветающую винодельческую промышленность. [16] бог Саггар , известный из Мари . В текстах также упоминается [17]
Самым примечательным найденным артефактом была стела Адад-Нирари III (811–783 гг. до н.э.), известная как стела Телль ар-Рима , в которой может упоминаться один из первых царей Северного Израиля, заявляющий: «Он получил дань от самаритянина Иаасу. , Тиря (правителя) и Сидона (правителя)» и содержит первое клинописное упоминание Самарии под этим именем. На боковой стороне стелы была надпись Нергаль-эреша, называющего себя «правителем Рашаппы». [18] [19] [20] На основании стелы было высказано предположение, что Телль ар-Рима в то время называл Замаху. [21] Увеличенная версия этой стелы была найдена в Дур-Катлимму . [22]
Была найдена печать древнего Вавилонского периода с надписью «i-lí-sa-ma-[ás] dumu iq-qa-at utu/iskur ir pí-it-ha-na», то есть Илл-Самас, сын Иккат-Шамаса/Адду, слуга Питаны», что дало повод предположить, что это относится к Питане , который был правителем анатолийского города Кушшара , хотя такое прочтение имени правителя не является достоверным. [23] [24]
розеток среднеассирийского периода Среди находок было более 40 фаянсовых с «поперечными перфорациями на оборотных сторонах и диском-шишечкой, прикрепленным к их лицевой стороне». [25]
История
[ редактировать ]
Хотя кажется, что это место было заселено в третьем тысячелетии до нашей эры, наибольшего размера и известности оно достигло во втором тысячелетии до нашей эры с небольшим заселением в неоассирийский период позднего железного века. Активность второго тысячелетия была особенно сильна в старовавилонский период (современник Зимри-Лима Мари, Хаммурапи Вавилона и Ишме-Дагана Экаллатума, который был сыном Шамши-Адада I ) и Митанни . В письме, найденном в Мари:
«Поговори с Ясмах-Адду, так говорит Ишме-Даган, твой брат. Я писал тебе раньше, чтобы сказать, что отправился в Карану, чтобы помочь Саму-Адду. Правитель Эшнунны вместе со всем своим войском, своими придворными и своими друзьями , собрался и находится в Упе, и он продолжал писать правителю Вавилона (Хаммурапи) о встрече с ним в Манкисуме, но правитель Вавилона не согласился». [26]

В период средней бронзы это место подверглось масштабным разрушениям и было заброшено, а затем вновь заселено в период поздней бронзы. В период Митанни , последовавший за оккупацией Старого Вавилона, Карана часто упоминается в табличках, найденных в торговом городе Нузи , а в Каране были найдены две таблички типа Нузи. В то время город уже не был укреплен, но, похоже, был весьма процветающим. Затем произошел еще один период заброшенности, за которым последовала повторная оккупация в гораздо меньших масштабах во времена неоассирийцев. [27] В разное время Телль-ар-Рима был связан либо с Катарой, либо с Караной, оба города, как известно, находились в этой области во втором тысячелетии.
Заметной находкой стал большой архив писем Илтани , дочери Саму-Адду, царя Караны древневавилонского периода. Архив охватывает около четырех лет и насчитывает около 200 планшетов. [28] [29] Известно, что у нее было как минимум два сына: одного по имени Яситна-Абум и сестра в Ассуре. [30] Другая сестра, Амат-Шамаш, жрица в Сиппаре, однажды прислала ей в подарок креветки.
«Рабы, которых дал мне мой отец, состарились; теперь я послал королю полмины серебра; позвольте мне мое требование и заставьте его прислать мне рабов, которые были недавно захвачены в плен и которые заслуживают доверия. В воспоминаниях из вас я послал вам пять мин первоклассной шерсти и один контейнер креветок». [31]
Ее мужем был Акба-ахум из Каттары, который в тексте, найденном в Мари, написал ей: «Лед (дом) Каттары должен быть открыт, чтобы богиня, вы и Беласуну могли пить из него по мере необходимости. Но лед должен оставаться под охраной». [32] Другой марийский текст, связанный с Илтани, показывает, что в Катаре существовала версия богини Истар.
«1 козел, подношение Илтани Ишхаре из Аританая; 1 козел, подношение Илтани Иштар из Нинета (Ниневии); 1 весенний ягненок, подношение Илтани Иштар из Каттары, когда она посвятила (вотивную) статую Ядрук-Адду; 1 ягненок, приношение Илтани Сину [8.x*.Ṣabrum]». [33]
Известные правители Караны
[ редактировать ]- Саму-Адду — отец Илтани и Ашкур-Адду. бежал в Эшнунну
- Хатну-аккуратный
- Ашкур-Адду — сын Саму-Адду, брат Илтани, отец Бини-Шакима
- Акба-хамму — муж Илтани, вассал Хаммурапи.
Саму-Адду находился у власти в последние годы правления Шамши-Адада в Экаллатуме и, возможно, был вассалом. После смерти Шамши-Адада Мари под руководством Зимри-Лима расширилась территория региона, и к власти пришла Хатну-рапи, союзница Зимри-Лима. Хатну-рапи присутствовала при разграблении Шубат-Эниля , царского города Шамши-Адада. В письме, найденном в Каране:
«Поговори с Хатну-рапи, так говорит Буну-Иштар, твой брат. Когда ты прочитаешь это письмо, ты, Шаррия и другие цари, которые на вашей стороне, соберетесь вместе и соберете 4000 человек между вами. А я отсюда соберу 2000 Первые плюс вторые, 6000 хороших людей, давайте соберемся между нами и пошлем их быстро на помощь Зимри-Лиму, давайте действовать, чтобы спасти Зимри-Лима. Это не повод для пренебрежения; Давайте позаботимся об этом, чтобы скорее послать эти войска в Зимри-Лим. Пусть мой брат не пренебрегает этим моим посланием!» [34]
Затем Ашкур-Адду свергнул Хатну-рапи, бежавшую в Мари. На глиняной печати было написано: «Бини-сакин, первый сын царя, слуга Аскур-Адду». Текст посланника, найденный в Каране: «Они принесли четыре таблички правителя Суз в Эламе… Я открыл эти таблички… но в них не было никаких новостей» показал широкие региональные взаимосвязи в то время. Затем Акба-Хамму сверг Ашкур-Адду и стал вассалом Хаммурапи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарпен, Доминик и Жан-Мари Дюран, «Древнее имя Телль-Рима», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 81, нет. 2, с. 125–46, 1987 г.
- ^ Нашеф, Халед, «Каттара и Карана», Die Welt Des Orients, том. 19, 1988 г., стр. 35–39, 1988 г.
- ^ [1] Дэвид Оутс, «Краткий отчет о раскопках в Телль-эль-Риме», Шумер, том. 19, нет. 1–2, стр. 69–78, 1963 г.
- ^ Сетон Ллойд, «Некоторые древние места в районе Синджара, Ирак», том. 5, стр. 123 и далее, 1938 г.
- ^ Дэвид Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме: 1964», Ирак, том. 27, нет. 2, стр. 62-68, 1965 г.
- ^ Дэвид Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме, 1965», Ирак, том. 28, нет. 2, стр. 122–139, 1966 г.
- ^ Дэвид Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме, 1966», Ирак, том. 29, нет. 2, стр. 70–96, 1967 г.
- ^ Дэвид Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме: 1967», Ирак, том. 30, нет. 2, стр. 115–138, 1968 г.
- ^ Дэвид Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме, 1968», Ирак, том. 32, нет. 1, стр. 1–26, 1970 г.
- ^ Дэвид Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме: 1971, Ирак», том. 34, нет. 2, стр. 77-86, 1972 г.
- ^ Барбара Паркер, «Цилиндрические уплотнения из Телль-эль-Римы, Ирак», том. 37, нет. 1, стр. 21-38, 1975 г.
- ^ Дэлли, Стефани, «Культы и верования», Мари и Карана: два старых вавилонских города: с новым введением автора, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 112–138, 2002 г. ISBN 1-931956-02-2
- ^ HWF Саггс, «Таблетки Телль-аль-Рима: 1965, Ирак», том. 30, в. 2, стр. 154–174, 1968 г.
- ^ DJ Wiseman, «Таблетки Телль-аль-Рима: 1966, Ирак», том. 30, нет. 2, стр. 175–205, 1968 г.
- ^ Стефани Пейдж, «Таблички из Телль-ар-Римы, 1967: предварительный отчет», Ирак, том. 30, нет. 1, стр. 87-97, 1968 г.
- ^ Макговерн, Патрик Э., «Вино и великие империи древнего Ближнего Востока», Древнее вино: поиск истоков виноградарства, Принстон: Princeton University Press, стр. 167-209, 2019.
- ^ Арчи, Альфонсо, «Исследования пантеона Эблы», Эбла и ее архивы: тексты, история и общество, Берлин, Мюнхен, Бостон: Де Грюйтер, стр. 592-600, 2015 г.
- ^ Пейдж, Стефани, «Стела Адад-Нирари III и Нергала-Эреша из Телль-аль-Римы», Ирак, том. 30, нет. 2, с. 139–53,
- ^ Ши, Уильям Х., «Адад-Нирари III и Иоас Израиля», Журнал клинописных исследований, том. 30, нет. 2, стр. 101–13, 1978 г.
- ^ Парпола, Симо, «Местоположение Рашаппы», На заре истории: древние ближневосточные исследования в честь Дж. Н. Постгейта, под редакцией Ягмура Хеффрона, Адама Стоуна и Мартина Уортингтона, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. . 393-412, 2017 г.
- ^ Мэй, Натали Н., «Истинный образ Бога…: Поклонение образу царя, ассирийский императорский культ и территориальный контроль», Сказки о королевской власти: представления о королевской власти в визуальном и текстовом повествовании на Древнем Ближнем Востоке, под редакцией Элизабет Вагнер-Дюран и Джулии Линке, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 185–240, 2020 г.
- ^ Раднер, Карен, «Стела Адад-нерари III и Нергала-Эреша из Дур-Катлимму (Телль Шаих Хамад)», Altorientalische Forschungen, vol. 39, нет. 2, с. 265–277, 2012 г.
- ^ Лакамбр, Дени и Вернер Нам, «Пифана, анатолийский правитель во времена Самсуилуны Вавилонского: новые данные из Телль-Римы (Ирак)», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 109, стр. 17–28, 2015 г.
- ↑ Фрейн, Дуглас, «Каттара / Карана», Старый Вавилонский период (2003–1595 до н.э.): Ранние периоды, Том 4, Торонто: University of Toronto Press, стр. 737–747, 1990 ISBN 9780802058737
- ^ Пулиз, Ивана, «Фаянс для империи: исследование стандартизированного производства в Среднеассирийском государстве», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 111, № 1, стр. 100-122, 2021 г.
- ^ Дэлли, Стефани, «Правители и вассалы», Мари и Карана: два старых вавилонских города: с новым введением автора, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 30-49, 2002 г. ISBN 1-931956-02-2
- ^ Далли, Стефани, «Поздний бронзовый век и железный век», Мари и Карана: два старых вавилонских города: с новым введением автора, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 179-207, 2002 г. ISBN 1-931956-02-2
- ^ Джеспер Эйдем, «Некоторые замечания об архиве Илтани из Телль-аль-Римы», Ирак, том. 51, стр. 67–78, 1989 г.
- ^ [2] Ланглуа, Анна-Изабель, «У вас не было никакого женского сострадания»: принцесса Илтани из ее архива, обнаруженного в Телль-ар-Риме (18 век до н.э.)», Гендер и методология на древнем Ближнем Востоке: подходы из Ассириология и не только 10, 2018
- ^ Стол, Мартен, «Суд и гарем до 1500 г. до н. э.», Женщины Древнего Ближнего Востока, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 459–511, 2016 г.
- ^ Дэлли, Стефани, «Еда и напитки», Мари и Карана: два старых вавилонских города: с новым введением автора, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 78-96, 2002 г. ISBN 1-931956-02-2
- ^ Сассон, Джек М., «Религия». Из марийского архива: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 235-293, 2015 г.
- ^ Сассон, Джек М., «Культура», Из марийских архивов: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 294-342, 2015 г.
- ^ Дэлли, Стефани, «Правители и вассалы», Мари и Карана: два старых вавилонских города: с новым введением автора, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 30-49, 2002 г. ISBN 1-931956-02-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баттини, Лаура, «Заключительная фаза строительства дворца Телль-ар-Рима: новый подход», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 95, нет. 2, с. 115–40, 2001 г.
- Картер, Тереза Ховард, «Раскопки в Телль-ар-Риме, предварительный отчет 1964 года», Бюллетень американских школ восточных исследований 178.1, стр. 40–69, 1965.
- Картер, Тереза Ховард, «Телль аль-Рима: кампании 1965 и 1966 годов», Archeology 20.4, стр. 282–289, 1967.
- Стефани Дэлли, «Древняя вавилонская торговля текстилем в Телль-эль-Риме, Ирак», том. 39, нет. 2, стр. 155–159, 1977 г.
- Стефани Дэлли , CBF Уокер и Дж. Д. Хокинс, «Старые вавилонские таблички из Аль-Римы», Британская школа археологии в Ираке, 1976 г., ISBN 0-903472-03-1
- Ховард-Картер, Т., «Интерпретация скульптурного украшения храма второго тысячелетия в Телль-ар-Риме», Ирак 45, стр. 64–72, 1983 г.
- Ланглуа, А.И., «Арчибаб 2. Архивы принцессы Илтани, обнаруженные в Телль-ар-Риме (18 век до н. э.), и история королевства Карана / Каттара», Mémoires de NABU 18, Париж: SEPOA, 2017.
- Барбара Паркер , «Отпечатки среднеассирийских тюленей из Телль-эль-Римы», Ирак, том. 39, нет. 2, стр. 257–268, 1977 г.
- Кэролайн Постгейт, Дэвид Оутс и Джоан Оутс, «Раскопки в Телль-эль-Риме: керамика», Aris & Phillips, 1998, ISBN 0-85668-700-6
- Дж. Н. Постгейт, «Неоассирийская табличка из Телль-эль-Римы», Ирак, том. 32, нет. 1, стр. 31–35, 1970 г.
- Дж. Н. Постгейт, «Кувшин с надписью из Телль-аль-Римы», Ирак 40, стр. 71–5, 1978 г.
- Джоан Оутс , «Поздняя ассирийская храмовая мебель из Телль-эль-Римы», Ирак, том. 36, нет. 1/2, стр. 179–184, 1974 г.
- фон Зальдерн, Аксель, «Стеклянная мозаика из Хасанлу, Марлика и Телль-ар-Римы», Журнал исследований стекла, том. 8, стр. 9–25, 1966 г.
- CBF Уокер, «Надпись фонда из Телль-эль-Римы», Ирак, том. 32, нет. 1, стр. 27–30, 1970 г.