Сагар (бог)
Сагар | |
---|---|
Бог гор Синджар и луны | |
Другие имена | Санугару, Шаггар, Санугару |
Главный культовый центр | Мане, Курда , Эмар |
Символы | возможно, лунный серп |
Супруга | обычно нет, редко Ишхара (в Месопотамии) |
Саггар (также Шаггар , [ 1 ] Санугару , [ 2 ] Шанугар [ 3 ] ) — бог, которому поклонялись в древней Сирии , особенно в окрестностях Эблы и Эмара , позже включенный в хурритский и хеттский пантеоны. Его именем было также древнее название Синджарских гор . Предполагается, что он, по крайней мере частично, был лунным божеством .
Характер
[ редактировать ]Сведения о характере и развитии Саггара неполны и сложны для интерпретации. [ 4 ] Само имя пишется непоследовательно, особенно в источниках второго тысячелетия до нашей эры, и, в частности, первая согласная часто варьируется между s и š . [ 5 ] Значение имени неизвестно, и было высказано предположение, что оно происходит из лингвистического субстрата, не связанного с другими языками Древнего Ближнего Востока . [ 6 ] Двумя основными аспектами Саггара, казалось, были обожествленный горный хребет и лунный бог. [ 4 ]
Обожествленный горный массив
[ редактировать ]Название Саггар применялось к горному хребту, предположительно связанному с богом, расположенному на севере современного Ирака , известному сегодня как горы Синджар. [ 7 ] Также было высказано предположение, что город Сагартум, известный по текстам из Мари и Телль-ар-Рима, был связан с Саггером. [ 7 ]
В пояснительном тексте указывается, что Саггар был связан с жерновами в Месопотамии, возможно, потому, что соответствующий горный массив был источником базальта , используемого для изготовления этих орудий. [ 7 ] фисташки ( аккадский : бутматим ) были еще одним товаром, связанным с ним и горами. Согласно текстам из Мари, [ 5 ] Возможно, эта ассоциация распространилась на миндаль и терпентин , хотя это остается неясным. также [ 5 ]
Лунный бог
[ редактировать ]Обычно считается возможным, что в отличие от других лунных богов, которым поклонялись на древнем Ближнем Востоке, Саггар представлял только определенную фазу Луны , хотя эта ассоциация, кажется, варьируется во времени и пространстве - в то время как в Эмаре он ассоциируется исключительно с полнолунием. Документы из Эблы могут указывать на связь с полумесяцем . [ 8 ]
В тексте из Эблы два рога д Са-ну-га-ру в одном тексте встречаются параллельно с двумя рогами ИТУ, возможно, понимаемыми как новолуние , в другом, аналогичном. [ 5 ] В одних и тех же текстах луна и Санугару (Саггар) сочетаются с солнцем. [ 9 ] Однако Альфонсо Арчи отвергает возможность того, что в Эбле логограмма д EN.ZU, используемый для обозначения бога Луны, мог относиться к Саггару даже в ситуациях, когда упоминалось множество д EN.ZU, и вместо этого предполагает, что такие фразы могут относиться к двум рогам лунного серпа. [ 9 ] Он согласен с тем, что Саггара следует понимать как лунного бога. [ 2 ] и что нет никакой гарантии, что в других поселениях Сирии в третьем тысячелетии до н.э. бог, представленный д EN.ZU были бы деньгами . [ 9 ] Он предполагает, что Санугару мог представлять какой-то аспект Луны, не воплощенный Суэном. [ 10 ] конкретный его этап, [ 11 ] или что он принадлежал к религиозному и языковому субстрату, поглощенному эблаитами, которые уже почитали Суэна. [ 12 ] Помимо Саггара, лунный характер был предложен и для другого эблаитского бога, предположительно принадлежавшего к такому субстрату, Хадабала , на основании того факта, что Ларугаду, первоначально один из центров его культа, позже был связан с Ярихом . [ 11 ]
Более прямые доказательства имеются в Эмаре, где одно и то же теофорное имя написано слоговым лувийскими иероглифами как содержащее теофорный элемент Саггар ( са-га-ра ), а клинописью . д Вместо этого появляется XXX, логотипограмма, обозначающая лунных божеств. [ 5 ] Однако даже там Саггар появляется как фигура, отличная от обычного бога луны, и оба они играют разные роли на местном фестивале зукру . [ 5 ] Неясно, какой бог был представлен д XXX в Эмаре - Син, Ярих или еще одно лунное божество, и возможно, что в этом городе поклонялись множеству лунных богов различного происхождения. [ 13 ] Кроме того, другая логотипограмма, д ḪAR можно использовать для написания имени Саггар. [ 14 ]
Петр Тарача отмечает, что хорошо засвидетельствованная связь Саггара с Ишхарой может рассматриваться как свидетельство в пользу того, что его роль понимается как роль лунного бога, поскольку эта богиня часто появляется рядом с лунными богами в источниках из древней Сирии и Анатолии . [ 15 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Еще в третьем тысячелетии до нашей эры Саггар был связан с Ишхарой, о чем свидетельствуют тексты из Эблы, в которых упоминается, что им вместе поклонялись в Мане. [ 2 ] Связь между ними присутствует также в хеттских, хурритских и угаритских источниках. [ 16 ] Месопотамский список богов Ан = Анум делает Саггара мужем Ишхары, [ 2 ] но Луис Фелье отмечает, что, хотя она была связана с различными мужскими божествами в разные периоды времени и в разных местах, большинство свидетельств не указывают на то, что считалось, что у нее был постоянный супруг. [ 17 ]
Божества, связанные как с Ишхарой, так и с Саггаром, включают Хальму и Тухитру. [ 5 ] Тухитра иначе неизвестен, [ 18 ] а информация о Хальме слишком скудна, чтобы с уверенностью определить пол или характер этого божества. [ 19 ] Дэниел Э. Флеминг предварительно связывает Хальму с городом Халаб (современный Алеппо ), но отмечает, что прямых доказательств этой связи нет, и что его предложение основано на неопределенном сходстве имени божества с некоторыми альтернативными вариантами написания имени, принадлежащего городу. . [ 20 ] Габриэле Тойер предполагает, что Хальма была женским божеством и партнершей ( пархедрой ) Саггара. [ 21 ]
В Эмаре божество по имени Мушиту ( д Му-ши-ту 4 , д Му-ши-ти ), [ 22 ] «ночи» поклонялись в сочетании с Саггаром. [ 16 ]
В Угарите Саггар ассоциировался с божеством Иумом, предварительно отождествляемым с месопотамским Ишумом . [ 23 ] В стандартных клинописных текстах имена записывались логографически как д ḪAR жужжит д GÌR, хотя в текстах, написанных местным алфавитным письмом - как šgr w'iṯm , оба означали читать как Šaggar-wa-'Iṯum. [ 23 ] В отличие от таких имен, как Котар-ва-Хасис , под этой фразой понималась пара божеств, а не единое божество с двумя именами. [ 24 ] Деннис Парди предполагает, что вместе они могли быть ответственны за стада домашних животных. [ 25 ]
Габриэле Тойер предполагает, что в некоторых контекстах Саггара можно отождествлять с хурритским богом луны Кушухом . [ 26 ]
Поклонение
[ редактировать ]Первые свидетельства о Саггаре происходят из эблаитских текстов третьего тысячелетия до нашей эры, где имя бога пишется как Санугару, хотя родственный топоним постоянно пишется как Саггар. [ 5 ] По одной из них, в Мане его особо почитали. [ 2 ] ( Имеет -НЕТ к ), расположенный недалеко от Эмара. [ 5 ] Возможно, его можно отождествить с «божественным господином» этого города, д BE, известный из эблаитских документов, поскольку идентификация этого титула как обозначения главного божества города Ишхары неправдоподобна. [ 16 ] Несмотря на то, что Саггар засвидетельствован в ритуальных текстах, он отсутствует в теофорных именах жителей Эблы. [ 21 ]
Альфонсо Арчи предполагает, что после падения Эблы Саггар был среди богов, не сохранивших своего прежнего положения в религии амореев , ставших доминирующей культурой в Сирии, и сравнивает его положение с положением Адаммы , Аммарика , Аштаби или Халабату. . [ 3 ] Он предполагает, что они были низведены до статуса божеств, в лучшем случае местного значения, и в результате были легко включены в религию хурритов , когда они прибыли в ту же область несколько столетий спустя. [ 27 ] В хурро-хеттской традиции Саггар праздновался во время весенних и осенних праздников Ишхара. [ 5 ]
В текстах второго тысячелетия Саггар ассоциировался с Курдой (современный Балад Синджар). В договоре из Мари упоминается д Ша-га-ар бе-эль Кур-да к , а командующим войсками из того же города был человек, носивший теофорное имя Сагар-рабу. [ 5 ] Сагару также в той или иной степени поклонялись в Мари и Телль-ар-Риме, а в Телль-Лейлане он появляется как один из божественных свидетелей договора. [ 5 ] В некоторых древнеассирийских документах встречается теофорное имя Пузур-Саггар. [ 5 ] Он также засвидетельствован в списке богов Месопотамии An = Anum и, возможно, также в списках богов Ниппура и Вейднера. [ 28 ]
В Эмаре позднего бронзового века Саггару поклонялись во время фестиваля Зукру , по-видимому, в связи с полнолунием в пятнадцатый день месяца Зарати по местному календарю. [ 29 ] В то время как главными божествами зукру были Даган и городской бог Эмара, чье имя логографически было представлено как д НИН.УРТА, [ 30 ] Саггар также сыграл в этом свою роль, и, по-видимому, считалось, что он отвечает за подготовку городского тяглового скота к следующему сезону работ. [ 31 ] Подобная связь со скотом хорошо засвидетельствована у месопотамского бога луны Суэна. [ 13 ] В ходе раскопок в Эмаре одним из открытий стал архив человека, носившего теофорное имя Саггар-абу, который выступал в роли городского прорицателя и, судя по колофонам табличек, был переписчиком месопотамских текстов. [ 32 ] Подношения Сагару также засвидетельствованы в угаритских текстах . [ 24 ] В одном из списков подношений из этого города Шаггар-ва-Иум получает одного барана после Атирата и перед Шапашем . [ 33 ] По словам Денниса Парди, это единственное упоминание о паре в ритуальных текстах. [ 25 ]
Возможно, что в первом тысячелетии до нашей эры Саггару поклонялись в Каркемише . [ 34 ] Однако в большинстве текстов того периода имя Саггар используется только для обозначения административного подразделения Ассирийской империи, а не божества. [ 34 ] Другая возможная поздняя аттестация — теофорные имена из Карфагена с элементом šgr . [ 35 ] Определенное позднее упоминание о Саггаре было обнаружено в пояснительном списке вавилонских богов. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рутц 2007 , с. 611.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Архи 2020 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 1997 , с. 417.
- ^ Перейти обратно: а б Рутц 2007 , с. 606.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Фалес 2008 , с. 521.
- ^ Арки 2015 , стр. 599–600.
- ^ Перейти обратно: а б с Фалес 2008 , с. 520.
- ^ Флеминг 2000 , стр. 156–157.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2019 , с. 42.
- ^ Архи 2015 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 757.
- ^ Архи 2015 , с. 600.
- ^ Перейти обратно: а б Флеминг 2000 , с. 157.
- ^ Бекман 2002 , с. 48.
- ^ Тарача 2009 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2015 , с. 599.
- ^ Фелиу 2003 , с. 293.
- ^ Пречел 2014 , с. 171.
- ^ Дель Олмо Лете 2005 , стр. 54–55.
- ^ Флеминг 2000 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 115.
- ^ Бекман 2002 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Рутц 2007 , с. 608.
- ^ Перейти обратно: а б Рутц 2007 , с. 609.
- ^ Перейти обратно: а б Парди 2002 , с. 283.
- ^ Тойер 2000 , с. 64.
- ^ Арки 1997 , стр. 417–418.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 71.
- ^ Флеминг 2000 , с. 145.
- ^ Флеминг 2000 , с. 152.
- ^ Флеминг 2000 , с. 155.
- ^ Рутц 2007 , стр. 594–595.
- ^ Парди 2002 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Фалес 2008 , с. 522.
- ^ Тойер 2000 , с. 312.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1997). «Исследования в Пантеоне Эбла II» . Ориенталия . 66 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 414–425. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078145 . Проверено 9 марта 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Арчи, Альфонсо (2019). «Самаган и апрельские мулы. Сирийские боги в шумерском обличии» Между Сирией и горной местностью: исследования в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Издательство Arbor Sapientiae. ISBN 88-31341-01-4 . OCLC 1137837171 .
- Арчи, Альфонсо (2020). «Ишхара и Аштар в Эбле: некоторые определения». Третье тысячелетие . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004418080_002 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Дель Олмо Лете, Грегорио (2005). «ХАЛМА Эмара и ГЛМТ Угарита. Темное божество» . Воспоминания Игоря Михайловича Дьяконова . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-123-8 . OCLC 69331402 .
- Фалес, Фредерик Марио (2008), «Саггар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 14 марта 2022 г.
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Бостон: БРИЛЛ. ISBN 90-04-49631-9 . OCLC 1288215998 .
- Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Месопотамские цивилизации. Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-044-6 . Проверено 14 марта 2022 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-019-5 . OCLC 460044951 .
- Пречел, Дорис (2014), «Tuḫḫitra» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 марта 2022 г.
- Рутц, Мэтью (2007). «Архаизация сценариев в Эмаре и прорицателе Шаггар-абу» . Угаритские исследования . 38 . Вайнона Лейк: Железные Брауны. ISBN 978-3-934628-97-7 . OCLC 259680472 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тойер, Габриэле (2000). Бог Луны в религиях Сирии и Палестины: со специальной ссылкой на КТУ 1.24 . Том 173 . Проверено 14 марта 2022 г.