Ишум
Ишум | |
---|---|
Божественный ночной сторож | |
Символ | возможно, факел |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруг | Нимонг |
Дети | возможно, Шубула |
Эквиваленты | |
Шумерский эквивалент | История раздач |
Ишум ( Išum ; возможно, мужская форма аккадского išātum , «огонь» [ 1 ] ) — месопотамский бог аккадского происхождения . Лучше всего он известен как божественный ночной сторож , которому поручено защищать дома в ночное время, но он также был связан с различными подземного мира божествами , особенно с Нергалом (или Эррой ) и Шубулой . Он был связан с огнем, но не был исключительно богом огня, в отличие от Гибила . Хотя он не считался одним из главных богов, ему обычно поклонялись, и он появлялся под многими теофорными именами . В двуязычных текстах его можно было бы ассоциировать с шумерским Хендурсагой , но это уравнение впервые засвидетельствовано только в древневавилонский период , и его обоснование остается неопределенным. Оба этих бога можно было считать супругами богини Нинмуг , хотя она в первую очередь ассоциировалась с Ишумом и лишь во вторую очередь с Хендурсагой.
Характер
[ редактировать ]Ишум охарактеризовали как «доброжелательного бога огня». [ 2 ] Было высказано предположение, что его имя было связано с аккадским словом išātum , «огонь», родственные слова которого присутствуют во многих семитских языках , как вымерших, так и существующих. [ 3 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что его имя было просто мужской формой ишатума . [ 1 ] Однако нет четких доказательств того, что он был исключительно богом огня, как Гибил (Гирра). [ 4 ] Возможная ссылка на Ишума как на бога огня присутствует в « Эпосе об Эрре» , где он назван «головней» ( дипару ). [ 1 ] Его часто называли божественным ночным сторожем. [ 5 ] Многие из его эпитетов относятся к этой роли, в том числе «Вестник ( нимгир ) улицы», «Староста улицы», «Герой, который ходит ночью», «Министр ( суккал ) ночи», «Вестник ночи». Спокойной ночи, Хозяин Улицы». [ 6 ] Ему можно было поклоняться как богу-защитнику дома. [ 7 ] Однако, как отметил Эндрю Р. Джордж , его следует отличать от домашних богов в собственном смысле слова, поскольку считалось, что он защищает дома снаружи, патрулируя улицы ночью, а не изнутри. [ 1 ]
Никаких графических изображений Ишума не обнаружено, и неизвестно, служил ли его атрибутом какой-либо конкретный символ. [ 4 ] Однако на основании текстовых источников считается возможным, что он был связан с факелами. [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Древнейшими свидетельствами поклонения Ишуму являются теофорные имена , уже засвидетельствованные в источниках раннединастического периода . [ 9 ] Они распространены в источниках периода Ура III , [ 10 ] и сохранял популярность в более поздние периоды истории Месопотамии. [ 3 ] Он также часто встречается в надписях на цилиндрических печатях , и, по словам Дица-Отто Эдзарда , популярность Ишума в этих двух типах проявления личной преданности можно сравнить с популярностью главных богов месопотамского пантеона . [ 9 ] Значение Ишума еще больше возросло в неоассирийский период , возможно, потому, что его характер делал его подходящим божеством во времена политической нестабильности и войны. [ 11 ]
Согласно средневавилонскому метрологическому существовала святыня Ишум тексту, в Ниппуре . [ 12 ] Ему также поклонялись в Тарбишу в Ассирии, где ему приносили подношения вместе с Нергалом и Ласом . [ 10 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]По словам Джоан Гудник Вестенхольц , матерью Ишума была Судаг. [ 2 ] одно из имён жены Шамаша ( Ая ). [ 13 ] Из-за связи между Судагом и Судом ( Нинлиль ) в мифе последняя указана как его мать. [ 2 ] Манфред Креберник считает, что это результат путаницы названий, а не синкретизма. [ 13 ] Отцом Ишума был Шамаш. [ 14 ]
После древневавилонского периода Ишум стал рассматриваться как суккал (божество-помощник) Нергала, заменивший Угура . [ 15 ] Список богов Ан = Анум - единственный источник, в котором Ишум прямо упоминается как суккал Нергала. [ 16 ] но его деятельность в художественных текстах часто связана с этой функцией. [ 17 ] Он часто появляется в перечислениях божеств подземного мира, например, в Шурпу (наряду с Нергалом, Шубулой и Шар-сарбати ) и на кудурру (пограничном камне) Мардука-апла-иддина I , « дара земли Муннабитту кудурру » ( наряду с Нергалем, его женой Лаш, Шубулой и парой Лугал-ирра и Месламта-эа ). [ 9 ] Шубула особенно часто появляется рядом с ним в известных источниках, но характер связи между ними не ясен. [ 9 ] Хотя обычно считается, что Шубула был сыном Нергала, Иеремия Петерсон отмечает, что в свете недавних исследований вполне возможно, что он был сыном Ишума. [ 18 ] В одном тексте Ишум и Шубула названы «богами Тигра и Евфрата ». [ 9 ]
Когда Ишум впервые был представлен в месопотамском пантеоне, его не отождествляли ни с одним шумерским богом аналогичного характера, подобно другим второстепенным богам аккадского происхождения, таким как Шуллат и Ханиш . [ 19 ] Начиная с древневавилонского периода, его стали приравнивать к Хендурсаге в двуязычном контексте: первый появлялся в аккадском языке, а второй - в шумерских формулах. [ 20 ] Их также приравнивали друг к другу в списках богов Вейднера и Ниппура . [ 20 ] и, возможно, в An = Anum , хотя из-за сохранности и возможных ошибок переписчика последний случай неясен. [ 14 ] Однако причины связи между этими двумя богами в настоящее время неизвестны. [ 4 ] Другим богом, тесно связанным с ними обоими, был Энгидуду, который был божественным хранителем Ворот Табира в городе Ассур . [ 21 ] В «Эпосе об Эрре» Энгидуду используется как альтернативное имя Ишума. [ 22 ] В двуязычном аккадско- аморейском лексическом списке, датируемом древневавилонским периодом, [ 23 ] Аморейский аналог Ишума — божество, имя которого полностью не сохранилось, аа-[х]-ум. [ 24 ] Хотя полная реконструкция невозможна, Эндрю Р. Джордж и Манфред Креберник предполагают, что наиболее правдоподобной интерпретацией является то, что это имя является производным от корня ʔwr , «сиять», и, таким образом, является родственным аккадскому urrum , «рассвет». «дневное время», угаритское ảr «свет» и еврейское ʔōr «сиять» и ʔōr «свет». [ 25 ] На этом основании они предлагают восстановление aa-[ru]-⸢um⸣ , произносимого как /ʔārum/. [ 26 ] Предположительно эта фигура была второстепенным богом в аморейском пантеоне . [ 27 ]
Женой Ишума была Нинмуг , богиня ремесел и рождения, которой первоначально поклонялись в Кисиге. [ 28 ] Впервые они упоминаются как пара в период Старого Вавилона. [ 28 ] Как и в случае с другими божественными женами, такими как Айя и Шала , Нинмуг была призвана ходатайствовать перед мужем за верующих. [ 29 ] О детях этой пары неизвестно. [ 9 ] Нинмуг также можно было считать женой Хендурсаги, но это было второстепенное событие, основанное на равенстве между ним и Ишумом. [ 28 ] Возможно, что в третьем тысячелетии до нашей эры женой Хендурсаги была Думузиабзу , богиня-покровительница Кинунира (Кинирша), города в штате Лагаш , хотя в тот период семейные отношения между божествами часто были особенно нестабильными или неопределенными. [ 30 ]
Мифология
[ редактировать ]Эрра и Ишум
[ редактировать ]Ишум — один из главных героев композиции «Эрра и Ишум» . [ 31 ] также известный как «Эпос Эрры» . [ 32 ] Хотя другого одноименного бога называют Эррой, в литературных текстах это имя считалось взаимозаменяемым с именем Нергала. [ 32 ]
Самые старые известные копии происходят из ассирийского города Ниневия и датируются седьмым веком до нашей эры, но утверждается, что композиция на 100–400 лет старше, чем та, что основано на возможных намеках на исторические события, произошедшие в тот период. о бедствии, которое Вавилония пережила примерно между одиннадцатым и восьмым веками до нашей эры. [ 31 ] На основе колофона он был составлен неким Кабти-илани-Мардуком. [ 33 ] Приписывание текста мифа конкретному автору было редкостью в древней Месопотамии. [ 33 ] Предполагается, что в начале поэмы Ишум обозначен как бог, открывший во сне текст поэмы Кабти-илани-Мардуку. [ 1 ]
Ишум представлен, пытаясь помешать своему хозяину Эрре и его слугам Себитти вести войну с жителями Вавилонии . [ 34 ] Эрра увольняет его, отмечая, что необходимо вернуть уважение в глазах людей, и приступает к разрушительной кампании. [ 35 ] Следующее кровопролитие описано с точки зрения Ишума, который объясняет, что хаос, вызванный Эррой, превосходит возможности других богов или смертных королей. [ 36 ] Эти разделы стихотворения не прославляют Эрру, а скорее сосредотачиваются на страданиях его жертв. [ 37 ] Ишуму в конечном итоге удается положить конец кровопролитию, сам развязав войну с жителями горы Шаршар, места, по-видимому, связанного с возникновением периода хаоса в истории Вавилонии конца второго и начала первого тысячелетия до нашей эры, который, вероятно, вдохновил это миф. Война Ишума описывается совсем иначе, чем война Эрры, и с ее окончанием период нестабильности подходит к концу. [ 38 ] Эрра, похоже, доволен действиями своего суккала и тем, что другие боги признают силу его ярости. Повествование заканчивается тем, что он поручает Ишуму распространить историю о его неистовстве, а также дать понять, что только благодаря его успокаивающему присутствию мир был спасен. [ 39 ] Эндрю Р. Джордж отмечает, что Ишум, кажется, играет роль совести Эрры на протяжении всей истории. [ 40 ]
Другие мифы
[ редактировать ]Во фрагменте древневавилонской поэмы Иштар объясняет Энлилю обстоятельства рождения Ишума . [ 41 ] В этой композиции он был брошен на улице до того, как она его нашла, что может быть мифическим оправданием его роли божественного сторожа. [ 42 ] Эндрю Р. Джордж отмечает, что упоминание об Иштар, временно заботившейся о юном боге, необычно, поскольку ее «постоянно описывали как ни в каком возрасте по темпераменту не расположенную заботиться о ребенке», хотя он предполагает, что это мог быть кивок звездам, освещающим ночь, основное время деятельности Ишума. [ 43 ] Аналогично, необычным считается тот факт, что родителями Ишум согласно этому сочинению были Шамаш и Нинлиль. [ 9 ] и, вероятно, является результатом путаницы между альтернативными именами Нинлиль и жены Шамаша Аи. [ 2 ]
Ишум также появляется в тексте « Видение ассирийского принца подземного мира» . [ 4 ] Одноименный персонаж Кумма (отношение к каким-либо историческим фигурам сомнительно) избегает быть убитым Нергалем, который убежден, что оскорбил свою жену только благодаря вмешательству Ишума. [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Джордж 2015 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Эдзард 1980 , стр. 213–214.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдзард 1980 , с. 214.
- ^ Джордж 2015 , с. 3.
- ^ Джордж 2015 , стр. 2–3.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 240.
- ^ Джордж 2013 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эдзард 1980 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б Вайерсхойзер 2010 , с. 355.
- ^ Weiershäuser 2010 , с. 372.
- ^ Джордж 1993 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2013 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2015 , с. 2.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Weiershäuser 2010 , с. 368.
- ^ Weiershäuser 2010 , с. 371.
- ^ Петерсон 2009 , с. 54.
- ^ Болье 2004 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2015 , с. 1.
- ^ Джордж 2015 , стр. 3–4.
- ^ Джордж 2015 , с. 5.
- ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 114.
- ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 118.
- ^ Джордж и Креберник, 2022 , стр. 118–119.
- ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 119.
- ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 55.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2013 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2013 , с. 61.
- ^ Джордж 2013 , стр. 51–53.
- ^ Джордж 2013 , с. 53.
- ^ Джордж 2013 , стр. 54–55.
- ^ Джордж 2013 , с. 56.
- ^ Джордж 2013 , стр. 57–58.
- ^ Джордж 2013 , стр. 59–61.
- ^ Джордж 2013 , с. 62.
- ^ Джордж 2015 , с. 7.
- ^ Джордж 2015 , стр. 7–8.
- ^ Джордж 2015 , с. 8.
- ^ Локтионов 2016 , стр. 41.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2004). «Месопотамия». Религии Древнего мира . Издательство Гарвардского университета. дои : 10.4159/9780674264823-017 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Išum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 11 мая 2022 г.
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2013). «Поэма об Эрре и Ишуме: взгляд на войну вавилонского поэта» (PDF) . Война и поэзия на Ближнем Востоке . ИБТаурис. дои : 10.5040/9780755607969.ch-002 . ISBN 978-1-78076-362-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (2015). «Боги Ишум и Кендурсанга: ночные сторожа и уличное освещение в Вавилонии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (1). Издательство Чикагского университета: 1–8. дои : 10.1086/679387 . ISSN 0022-2968 .
- Джордж, Эндрю; Креберник, Манфред (2022). «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские билингвы!». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 116 (1). КЭРН: 113–166. дои : 10.3917/сборка.116.0113 . ISSN 0373-6032 .
- Креберник, Манфред (2013), "Sudaĝ" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 11 мая 2022 г.
- Локтионов, Александр Александрович (2016). «Египтизирующий» преступный мир судит ассирийского принца? Новые взгляды на НДС 10057» (PDF) . Журнал древней истории Ближнего Востока . 3 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 39–55. дои : 10.1515/janeh-2016-0012 . ISSN 2328-9554 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Вайерсхойзер, Фрауке (2010). «Мудрый Ишум, предшествующий богам». О богах и людях (на немецком языке). Блестящий. стр. 351–376. дои : 10.1163/9789004187474_019 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 мая 2022 г.