Нимонг
Нимонг | |
---|---|
Богиня ремесла и рождения | |
Член Шассурату | |
Главный культовый центр | Кисига, Адаб |
Символ | золотое долото , серебряная резца , обсидиановый нож. |
Генеалогия | |
Супруга |
|
Дети | Ламма |
Нинмуг или Нинмуга [ 1 ] была месопотамской богиней . Она была связана с ремеслом, особенно с обработкой металлов , о чем свидетельствует ее эпитет тибира каламма , «работник по металлу страны». Ее также можно было рассматривать как богиню рождения и помощницу Нинмах , скорее всего, потому, что изготовление статуй божеств и рождение детей могли быть описаны теми же терминами в шумерских текстах. Главными ее культовыми центрами были Кисига, местонахождение которой остается неопределенным, и Адаб .
Начиная со старовавилонского периода , бог Ишум (и, соответственно, его аналог Хендурсага ) мог считаться ее мужем. Хотя ни в каких известных источниках ему не приписывают детей, в некоторых источниках сама Нинмуг упоминается как мать младшего бога Луммы . Ее также ассоциировали с богиней подземного мира Эрешуггой на основании схожего написания их имен. Хотя большинство исследователей предполагают, что они были отдельными, также было высказано предположение, что это было одно и то же божество, и, соответственно, Нинмуг также можно было рассматривать как жену морского бога Лугалаббы .
Характер
[ редактировать ]Нинмуг ассоциировался с ремеслом и рождением. [ 2 ] Скорее всего, обе функции были взаимосвязаны, и Антуан Кавиньо и Манфред Креберник отмечают, что одни и те же термины могли использоваться для обозначения рождения детей и изготовления культовых статуй и статуэток. [ 3 ] Особенно тесно она была связана с металлистами. [ 2 ] Ее называли «земным мастером по металлу» ( шумерский : тибира каламма ). [ 4 ] Ее можно описать как владеющую различными инструментами, связанными с этим ремеслом, такими как золотое долото , серебряная резца и обсидиановый нож. [ 5 ] Она также была связана с назначением на престол царей, о чем свидетельствует миф «Энки и мировой порядок» . [ 6 ]
Имя Нинмуг можно было бы записать как д NIN.MUG или возможно д НИН.ЗАДИМ, [ 7 ] хотя также утверждалось, что Нинзадим был отдельным божеством, связанным исключительно с резаками тюленей . [ 8 ] Торкильд Якобсен интерпретировал имя Нинмуг как «леди вульва». [ 9 ] но теперь предполагается, что элемент кружки относится к неопознанной культовой утвари или зданию. [ 3 ] Это также засвидетельствовано в личных именах, таких как Мугси (от Адаба ). [ 3 ]
Утверждалось, что в поздние периоды Нинмуг стал рассматриваться как мужское божество. [ 10 ] Однако, как отмечают Антуан Кавиньо и Манфред Креберник, неясно, является ли мужское божество Нин-МУГ, которого можно приравнять к Эа и который традиционно считается богом лучников , просто мужской формой Нинмуга. [ 3 ] Чтение его имени неясно и вместо этого может быть Нинзед или Нинзедим. [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нинмуг уже засвидетельствована в раннединастическом списке богов из Фары ( Шуруппак ), в котором она предшествует Ниншару . [ 7 ] Есть сведения, что в этом городе ей активно поклонялись. [ 11 ] Один из гимнов Заме Абу Салабиха того же периода связывает ее с Кисигой. [ 4 ] также известен под именем Киссик. Точное местонахождение этого города неизвестно, но принято считать, что он располагался в южной Вавилонии , возможно, в Силенде . [ 12 ] Тексты первого тысячелетия до нашей эры указывают на то, что он находился недалеко от Ура , Ларсы , Урука , Куллабы, Эриду и Немед-Лагуды . [ 13 ] отождествлять себя с Телль аль-Ламом . Иногда предлагается [ 12 ] В других источниках его также можно было описать как культовый центр Инанны и Думузи или Лугал-ирры и Месламта-эа . [ 14 ]
Другим крупным культовым центром Нинмуга был Адаб , где по крайней мере до саргонического периода имелся собственный храм . [ 15 ] Ее именем назван одиннадцатый месяц местного календаря. [ 15 ] как и близлежащий канал. [ 16 ] В документах этого города также упоминаются жрец санги и чиновники, участвовавшие в культе этой богини. [ 16 ] В списках пожертвований она появляется после Ишкура или Нисабы . [ 16 ] Подношения Нинмуг также упоминаются в записях из Уммы , тогда как в Лагаше у нее был жрец санги . [ 3 ]
В периоды Ура III и Старого Вавилона Нинмуг могла появляться рядом со своим мужем Ишумом в надписях на цилиндрических печатях. [ 17 ] Утверждалось, что в то время она была популярным божеством. [ 17 ] Ссылки на нее в личных письмах нечасты, хотя, тем не менее, она сравнительно часто встречается как Нинсун или Нинкаррак . [ 18 ] теофорные имена, упоминающие Нинмуг, одним из примеров, засвидетельствованным в источниках между ранним династическим временем и эпохой Ура III, является Ур-Нинмуг. Известны [ 16 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Мужем Нинмуг был Ишум , впервые засвидетельствованный в этой роли в древневавилонский период. [ 10 ] Как и в случае с другими божественными женами, такими как Айя и Шала , Нинмуг была призвана ходатайствовать перед мужем за верующих. [ 19 ] Ее заступническая роль засвидетельствована в древневавилонском письме: [ 20 ] автор которого обращается к ней, потому что «Ишум послушает, что ты скажешь». [ 21 ] Хендурсагу тоже можно было считать мужем Нинмуг, но это было второстепенное событие, основанное на равенстве между ним и Ишумом. [ 10 ] Возможно, что в третьем тысячелетии до нашей эры женой Хендурсаги была Думузиабзу , богиня-покровительница Кинунира (Кинирша), города в штате Лагаш, хотя в тот период семейные отношения между божествами часто были особенно нестабильными или неопределенными. [ 22 ] Хотя ни из каких источников не известно ни о каких детях Ишума, [ 23 ] К Нинмуг можно было обращаться как к матери бога Луммы . [ 24 ] В тексте Эмесала , возможно, оплакивающем неопознанного умирающего бога , они оба упоминаются наряду с такими богинями, как Нинтинугга , Нинисина , Эрешугга и Лисин . [ 24 ] Лумма считался хранителем ( удуг ) Экура , в храма Энлиля Ниппуре . [ 25 ] или как демон подземного мира ( галлу ). [ 25 ] Джанни Маркези описывает его как «превосходного демона-жандарма». [ 25 ] Не исключено, что изначально он принадлежал к пантеону Кисига. [ 1 ]
Ламма также могла быть связана с Эрешуггой, чье имя означает «царица мертвых». [ 1 ] Второй перевод, предложенный Уилфредом Г. Ламбертом и основанный на вариантах написания, — «хозяйка дома мертвых». [ 26 ] Из-за сходства имен ее иногда путали с Нинмуг. [ 1 ] Ее имя было написано как НИН- ĝa'uga или НИН -уг-га , причем знак НИН в данном случае читался либо как эреш , либо как эги, согласно предоставленным толкованиям. [ 27 ] Список богов Ан = Анум приравнивает ее к Нинкарраку . [ 27 ] Вполне возможно, что путаница между ней и Нинмуг является причиной приравнивания последней к Меме в двухколоночном издании списка богов Вейднера . [ 4 ] Согласно Ан = Анум , Меме было альтернативным именем Нинкаррака. [ 28 ] Эрешугга была женой Лугалааббы , [ 27 ] («повелитель моря»), бог, связанный как с морем, так и с подземным миром. [ 29 ] которому поклонялись в Ниппуре во времена правления Самсу-илуны. [ 26 ] Ан = Анум разделяет Нинмуг и Эрешуггу: первый появляется рядом с Ишумом, а второй рядом с Лугалааббой. [ 8 ] Однако Уилфред Г. Ламберт утверждал, что их следует рассматривать как два варианта написания имени одного божества, которое можно рассматривать как жену как Ишума, так и Лугалааббы. [ 30 ]
В текстах, касающихся создания божественных статуй, Нинмуг мог появляться рядом с другими божествами, связанными с ремеслами, такими как Кусигбанда , Нинагала , Ниндулума и Нинкурра . [ 4 ]
В списке подношений Уммы периода Ура III упоминается безымянный суккал (божество-помощник) Нинмуга. [ 3 ]
Мифология
[ редактировать ]В мифе об Энки и Нинмах Нинмуг — одна из семи помощниц одноименной богини, описываемой как богини рождения. [ 31 ] Остальные шесть членов этой группы — Нинимма , Шузианна , Ниншар , Нинмада , Мумуду и Ниннигинна. [ 32 ] Предполагается, что роль Нинмуг в этом мифе может быть причиной того, что в одном тексте эршеммы она приравнивается к Нинхурсаг, Дингирма и Лисин. [ 4 ] Помощников Нинмах можно было бы вместе назвать Шассурату . [ 33 ] [ 34 ] Этот термин произошел от šassūru шумерского заимствования на аккадском языке , «чрево» . [ 35 ] В списке угаритских богов они приравнивались к хурритским Хутене и Хутеллуре и местному Котхарату . [ 35 ] Последняя группа также известна как марийцы , где они были известны как Кушаратум. [ 35 ] Их название происходит от семитского корня kšr , «владеть навыками». [ 35 ]
Нинмуг также появляется в мифе «Энки и мировой порядок» . Когда Инанна жалуется на то, что ей не назначен домен, она упоминает ее наряду с Аруру , Нанше , Нисабой и Нинисиной как богинь, получающих определенные области влияния от Энки. [ 36 ] Утверждается, что Нинмуг будет назначен на должность Тибира Каламмы . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Маркези 2006 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кавинье и Креберник 1998а , с. 473.
- ^ Jump up to: а б с д и Кавинье и Креберник 1998а , с. 472.
- ^ Маркези 2006 , с. 44.
- ^ Маркези 2006 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998а , с. 471.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Ванстифут, 1997 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 55.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Рёллиг 1980 , стр. 620.
- ^ Рёллиг 1980 , стр. 621.
- ^ Рёллиг 1980 , стр. 620–621.
- ^ Jump up to: а б Такой-Гутьеррес 2005 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д Такой-Гутьеррес 2005 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Вайерсхойзер 2010 , с. 356.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
- ^ Винхоф 2018 , с. 87.
- ^ Винхоф 2018 , стр. 57–58.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 61.
- ^ Эдзард 1980 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2006 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Маркези 2006 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 361.
- ^ Креберник 1997 , с. 56.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 240–241.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 243–244.
- ^ Ламберт 2013 , с. 506.
- ^ Ламберт 2013 , с. 337.
- ^ Stol 2000 , pp. 80–82.
- ^ Архи 2013 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Архи 2013 , с. 14.
- ^ Ванстифут 1997 , с. 118.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. дои : 10.1524/9783050057576.1 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), "NIN-ĝa'uga" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 мая 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998а), «Нин-муга, Нин-зед, Нин-задим ? " , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 мая 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Išum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 мая 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997), "Meme (-šaga)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Маркези, Джанни (2006). ЛУММА в ономастике и литературе Древней Месопотамии. Падуя: САРГОН Эд. и Книга. ISBN 978-88-901286-4-6 . OCLC 237144973 .
- Рёллиг, Вольфганг (1980), «Кисига, Киссик» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 мая 2022 г.
- Стол, Мартен (2000). Рождение в Вавилонии и Библия: ее средиземноморская обстановка . Клинописные монографии. Брилл Стикс. ISBN 978-90-72371-89-8 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 13 мая 2022 г.
- Ванстифут, Герман LJ (1997). «Почему Энки организовал мир?». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale (112): 49–90. ISSN 0373-6032 . Проверено 13 мая 2022 г.
- Вайерсхойзер, Фрауке (2010). «Мудрый Ишум, предшествующий богам». О богах и людях (на немецком языке). Блестящий. стр. 351–376. дои : 10.1163/9789004187474_019 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энки и Нинмах в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Энки и мировой порядок в электронном текстовом корпусе шумерской литературы