Шузианна
Шузианна | |
---|---|
Город- Энлиля плотина | |
Член Шассурату | |
Главный культовый центр | Ниппур |
Эквиваленты | |
Угаритовый эквивалент | Дадмиш |
Шузианна ( Šuzianna ; 𒀭𒋗𒍣𒀭𒈾 д Шу-зи-ан-на [ 1 ] ) была месопотамской богиней . Ей в основном поклонялись в Ниппуре , где она считалась второстепенной супругой Энлиля . Она также известна по перечислениям детей Энмешарры , а в мифе об Энки и Нинмах она — одна из семи второстепенных богинь, помогающих в создании человечества.
Имя
[ редактировать ]Имя Шузианна имеет шумерское происхождение и означает «справедливая рука неба». [ 1 ] Поздний текст предлагает эзотерическое двуязычное объяснение: «АНТУМ ГАМИЛАТ (ШУ.ГАР) НАПИШТИ (ЗИ) д А-ним », «богиня (альтернативно: Анту ), спасающая жизнь Ану ». [ 1 ] Другой аналогичный источник объясняет это так: « д Белет Бабили, э-ти-рат госпожа », « Вавилонская , спасительница», основанная на сходстве с Шу-ан-на. к , необычное альтернативное название этого города. [ 1 ]
Неоассирийский богословский текст объясняет , что ее звали Гула . [ 2 ] Однако в Ниппуре ей и Гуле поклонялись как двум отдельным богиням. [ 3 ]
Положение в пантеоне
[ редактировать ]помещает Список богов Вейднера ее в круг Нинурты , сразу за Лугаль-Марадом (городским богом Марада ) и его женой Имзуанной . [ 2 ] Трехъязычное шумеро- хуррито - угаритское издание из Угарита отождествляет ее с местной богиней Дадмиш . [ 4 ] Она отсутствует в списках богов древневавилонского Исина и Ниппура, хотя в списке того же периода, который считается предшественником более позднего Ан = Анума, она появляется в кругу Энлиля, рядом с божествами Нинкаси , Сирашем и Патинду. , связанный с ритуальными возлияниями. [ 2 ] Сам список Ан = Анум идентифицирует ее как «наложницу» ( дам-бан-да ) Энлиля и кормилицу Греха также упоминается , хотя в том же тексте Нинимма как последняя. [ 2 ] Термин, обозначающий ее отношения с Энлилем, также переводится как «вторая жена». [ 5 ] или «младшая жена». [ 6 ]
В заклинании она названа наложницей Ану, а не Энлиля, что могло быть результатом путаницы с Нинурсалой. [ 2 ] которого называют дам-бан-да Ану в списке богов Ан = Анум . [ 7 ]
В некоторых ритуальных контекстах она ассоциировалась с Ниниммой. [ 2 ] Они также появляются вместе в мифе об Энки и Нинмах среди помощников одноименной богини, помогающих ей в создании человечества. [ 2 ] Группа состояла из семи богинь, остальные пять — Нинмада , Ниншар , Нинмуг , Мумуду и Ниннигинна. [ 8 ] Согласно спискам богов, под своим собирательным именем Шассурату они приравнивались к группам иностранных богинь аналогичного характера, хурритских Хутены и Хутеллуры , а также Угаритских и Мариоте Котхарата . [ 9 ]
Она также фигурирует в различных списках семи детей Энмешарры . [ 2 ] В одном тексте она названа «дочерью Энмешарры, на которой женился Энлиль». [ 10 ]
Поклонение
[ редактировать ]Шузианне поклонялись главным образом в Ниппуре. [ 2 ] где у нее был храм. [ 11 ] В комплексе Экур ей поклонялись в Э-гагимах (шумерское: «дом, возвышенный гарем»). [ 12 ] Она также была одним из четырнадцати божеств, которым поклонялись в Еврусаге, храме Гулы, наряду с такими божествами, как Урма, Нинимма, Белет-Сери , Сираш и Нингирзида. [ 3 ] Также возможно, что в Ниппуре находился совместный храм, посвященный ей и Энлилю, Э-киаггашуду (шумерское: «совершенный любимый дом»), известный из богословских текстов. [ 13 ] Кроме того, хотя Э-куригигал (шумерский: «дом, гора, наделенная зрением») в Ниппуре был посвящен Энлилю и его первой жене Нинлиль , один текст указывает, что именно здесь проводились обряды, связанные с браком между ним и Шузианной. . [ 14 ]
Помимо своего главного культового центра, Шузианне поклонялись также в Умме (в период Ура III ), а также в Уруке (где она появляется в позднем ритуале эллинистического периода в контексте, связанном с Энмешаррой), Уре и, возможно, в ныне неизвестном месте в Ассирии . [ 15 ] В Уре ей поклонялись в Э-эшбанде (шумерское: «дом, маленькая комната»), святилище в храме Нингаль , построенном Син-баласу-икби. [ 16 ]
один из Храмовых гимнов . Шузианне посвящен [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Креберник 2013 , с. 377.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Креберник 2013 , с. 378.
- ^ Jump up to: а б Болье 1995 , с. 91.
- ^ Креберник 2013а , с. 398.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 61.
- ^ Сибата 2009 , с. 36.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 511.
- ^ Ламберт 2013 , с. 337.
- ^ Архи 2013 , с. 14.
- ^ Ламберт 2013 , с. 284.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 101.
- ^ Джордж 1993 , с. 86.
- ^ Джордж 1993 , с. 109.
- ^ Джордж 1993 , с. 117.
- ^ Креберник 2013 , с. 379.
- ^ Джордж 1993 , с. 64.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. дои : 10.1524/9783050057576.1 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1995). «Пивовары Ниппура» . Журнал клинописных исследований . 47 . Американские школы восточных исследований: 85–96. ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359817 . Проверено 16 марта 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-урсала» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 марта 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (2013), «Шузи-ана» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 марта 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013a), «Tadmustum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 5 июля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Сибата, Дайсуке (2009). «СТАРЫЙ Вавилонский рукописный список богов Вейднера из Телля Табана» . Ирак . 71 . Британский институт изучения Ирака: 33–42. ISSN 0021-0889 . JSTOR 20779001 . Проверено 16 марта 2022 г.