Нинимма
Нинимма | |
---|---|
Божественный писец, ученый или библиотекарь | |
Член суда Энлиля | |
Главный культовый центр | Ниппур |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруг | Кусибанда или Нинурта |
Дети | Утту (в варианте мифа об Энки и Нинмах ) |
Нинимма была месопотамской богиней, наиболее известной как придворная Энлиля . Она хорошо засвидетельствована как божество, связанное с искусством писания, и по-разному описывают ее как божественного ученого , писца или библиотекаря современные ассириологи . Она также могла служить помощницей богини рождения Нинмах , и в гимне описывается ее участие в перерезании пуповины и определении судеб. Было также высказано предположение, что она была связана с растительностью . В период Среднего Вавилона ее также стали рассматривать как исцеляющее божество.
Ниппур был главным культовым центром Ниниммы, хотя она также известна по документам из других городов, таких как Адаб и Урук . В различных источниках она появляется рядом с такими божествами, как Нисаба , которая, как и она, была связана с писцами, или другими членами двора Энлиля, такими как Шузианна и Нинкаси . В литературных текстах она упоминается редко, в настоящее время известны только два гимна, посвященных ей. Она также появляется в мифе об Энки и Нинмах и в варианте Энки и Нинхурсаг .
Характер
[ редактировать ]История Ниниммы характеризуется как долгая и сложная. [ 1 ] Значение второго элемента ее имени, написанного клинописью как SIG 7 (правильное прочтение подтверждено фонетическим написанием в лексических списках и других источниках). [ 2 ] ) остается неизвестным, а прошлые предложения включали «зеленый рост», « кирпич » или каламбур на термине, относящемся к вульве . [ 3 ] Другая возможность состоит в том, что это имя понималось как д нин -им-ак , «госпожа глины » или «госпожа глиняной таблички ». [ 4 ] Ее роль богини, связанной с искусством писания, хорошо засвидетельствована. [ 5 ] По словам Юлии Крул, это была самая старая черта ее характера. [ 1 ] Кристофер Меткалф характеризует ее как богиню, связанную с мудростью и письмом, которая «обращалась к уму древнего знатока шумерской литературы». [ 6 ] Ее по-разному описывали как исполняющую роль богослова, писца. [ 7 ] или библиотекарь современных авторов. [ 5 ]
Еще одна роль, подтвержденная Ниниммой, - это роль богини рождения. [ 8 ] В древневавилонском гимне она описывается как помощница Аруру , участвующая в создании жизни, помогающая ей перерезать пуповину и определять судьбы. [ 9 ] Нинимма могла также быть связана с растительностью . [ 10 ] Этот аспект ее характера может быть связан с ее ролью богини рождения. [ 11 ]
Начиная со среднего вавилонского периода , Нинимму также можно было рассматривать как богиню исцеления . [ 12 ] Ссылку на эту роль можно найти в серии заклинаний Шурпу , где она появляется в последовательности божеств, призванных снять проклятие, после Лугал-Марады и Имзуанны , и до Шузианны , Шулпае , Садарнунны , Белет-или , Суда , Сириса. и Нингишзида . [ 13 ]
Возможная ссылка на связь между Ниниммой и видом птиц (KUR.GI должен ; перевод неверен, возможно, гуси ) был идентифицирован Карен Фокке. [ 11 ]
Хотя мнение о том, что Нинимма была прежде всего мужским божеством, сегодня не считается заслуживающим доверия. [ 14 ] Тем не менее известны спорадические упоминания о мужской Нинимме. [ 12 ] [ 15 ] Одним из возможных примеров является список богов, в котором Нинимма описывается как « Эа из писцов». [ 14 ] д nin.ìmma = д е-а са меньше Тупшарри . [ 16 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]По состоянию на 1999 год единственным известным текстом, напрямую относящимся к происхождению Ниниммы, является вариант мифа об Энки и Нинхурсаг , согласно которому ее родителями были Энки и Нинкурра . [ 17 ] В гимне, опубликованном в 2019 году, этот бог также упоминается как ее отец, хотя и косвенно, но ее мать остается безымянной. [ 9 ] В селевкидском Уруке Нинимму вместо этого стали рассматривать как одного из семи детей Энмешарры . [ 1 ] Эта традиция, скорее всего, еще не была известна в более ранние периоды и основывалась на отождествлении ее с божеством Зисумму, хорошо засвидетельствованным в этой роли. [ 18 ] По словам Карен Фокке, в списке богов Ан = Анум Нинимма обозначена как сестра Нинурты , что делает ее дочерью Энлиля , которого в неоассирийском заклинании также называют ее отцом . [ 19 ] Однако, основываясь на недавно опубликованном гимне, в котором она упоминается как жена Нинурты, Кристофер Меткалф оспорил эту интерпретацию, указав, что только в одной рукописи Ан = Анум Нинимма упоминается как нин. д nin-[urta]-ke 4 , буквально «госпожа Нинурты», и эту фразу можно также интерпретировать как указание на ее статус его жены, а не сестры, как предполагалось ранее. [ 20 ] Джоан Гудник Вестенхольц в более ранней публикации отметила, что Нинимма могла быть связана с Ниннибру , титулом жены Нинурты, хотя она предполагала, что эта ассоциация отражает ее роль сестры Нинурты, а не супруги. [ 21 ] В другом месте бог Кусибанда описывается как муж Ниниммы. [ 19 ] [ 1 ] [ 20 ] Его считали божеством ювелиров . [ 22 ] В варианте мифа об Энки и Нинхурсаг одноименный бог оплодотворяет Нинимму, которая впоследствии рождает Утту . [ 8 ]
Нинимма считалась одним из членов двора Энлиля, а именно писцом на его службе. [ 7 ] Она уже засвидетельствована как член его круга у древневавилонского предшественника An = Anum . [ 19 ] В самом Ан = Ануме она также считается кормилицей его детей. [ 23 ] особенно деньги . [ 24 ] Эту же роль можно было бы приписать Шузианне . и [ 25 ] Джулия М. Ашер-Грив отмечает, что прямые ссылки на кормление грудью богинь , такие как обозначение Ниниммы как кормилицы Греха, редки в месопотамской литературе. [ 26 ] За пределами An = Anum Нинимма появляется в связи с богом луны только в единственном неоассирийском фрагментарном списке богов, где ее запись следует за его. [ 24 ]
Нинимма также могла быть связана с Нисабой (например, в списках богов она часто следует за ней и ее супругом Хайей ) и, возможно, в результате приобрела некоторые из ее характеристик. [ 27 ] Утверждалось, что они выполняли аналогичную роль в пантеоне Ниппура . [ 12 ] Однако Эндрю Р. Джордж утверждает, что их характеры не были идентичными и что главную роль Ниниммы можно сравнить с современной библиотекарем, в то время как Нисаба действовала как писец и ученый. [ 5 ] Единственное древневавилонское письмо объединяет Нисабу и Нинимму в формуле приветствия, в которой отправитель желает, чтобы получатель получил мудрость от этих богинь. [ 28 ]
Различные ритуальные тексты указывают на то, что Нинимма была связана с Шузианной, которая также появляется вместе с ней в мифе об Энки и Нинмах среди помощников одноименной богини, помогавших ей в создании человечества. [ 29 ] Оба они также были членами группы божеств двора Энлиля, которая, по словам Уилфреда Г. Ламберта, известна из списка подношений периода Ура III и более поздних богословских комментариев, в которые также входили Нуска , Эннуги , Кусу , Ниншар и Нинкаси . [ 30 ] Нинимма дополнительно появляется рядом с этими пятью божествами и Нинмадой в разделах, посвященных придворным Энлиля в Ан = Анум и Каноническом списке храмов . [ 31 ]
Имя Ирды, второстепенной богини из пантеона Ниппура, которая была связана с подземным миром , появляется как титул Ниниммы в древневавилонском предшественнике Ан = Анум , но, по мнению Карен Фокке, они ни в чем не связаны друг с другом. другие тексты, что, вероятно, указывает на то, что это ошибка древнего переписчика . [ 19 ] В самом Ан = Анум Ирда появляется после раздела, посвященного Нинимме. [ 19 ]
Нинимму иногда путали с малоизвестной богиней-создательницей Намму , возможно, поэтому последнюю время от времени называли «истинной экономкой Экура По словам Франса Виггермана , ». [ 7 ] Вместо этого Уилфред Г. Ламберт считал возможным, что Намму и Нинимма были этимологически связаны, а не просто путались друг с другом, и предполагает, что Нинимма в какой-то момент времени была функционально аналогична Намму и, как и она, считалась изначальным божеством-создателем. [ 32 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самое старое свидетельство о Нинимме - это запись в списке богов Раннединастического Фара . [ 19 ] В основном она была связана с городом Ниппур . [ 33 ] где ей поклонялись еще до возникновения Аккадской империи в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 14 ] Она хорошо засвидетельствована тем, что предлагала списки из этого города и Пузриш-Дагана периода Ура III . [ 34 ] Однако из более поздних времен известны только два таких документа: один — древневавилонского периода , а другой — времен правления нововавилонского царя Навуходоносора II . [ 35 ] В Ниппуре существовал храм , посвященный ей. [ 36 ] Он носил церемониальное шумерское название Эмекилибобшуду, «дом, который совершенствует все меня ». [ 37 ] Ниппурский компендиум указывает, что здесь располагались часовни, посвященные Энлилю , [ 38 ] Нинлиль [ 39 ] и Нинурта . [ 40 ] Другой храм Ниниммы, известный из лексических списков , Энаменгарра, «дом, устанавливающий владычество», [ 41 ] По словам Карен Фокке, он также находился в Ниппуре. [ 42 ] Кроме того, ей поклонялись в храме Гулы в том же городе. [ 43 ] Она была одним из божеств, принимавших участие в процессии во время фестиваля, связанного с этим местом, известным из источников периода Ахеменидов . [ 44 ]
Теофорные имена из Ниппура времен Ура III и древневавилонского периода, такие как Ур-Нинимма и Ку-Нинимма, указывают на то, что Нинимма пользовалась определенным уровнем популярности. [ 35 ] несколько писцов , носящих последнее имя. Известно [ 45 ] В сфере личной религии поклонение Нинимме продолжалось и в касситский период , о чем свидетельствуют молитвы и печатные надписи. [ 46 ] Она также появляется в средневавилонских теофорных именах, таких как Нинимма-кипишу или Нинимма-андул. [ 28 ]
Помимо различных свидетельств о Нинимме из Ниппура, посвященный ей храм также упоминается в тексте из Адаба либо раннединастического, либо саргонического периода. [ 33 ] Текст из дворца Сеннахирима в Ниневии. [ 47 ] указывает на то, что культовое место, Нидана-гешту, посвященное ей [ 48 ] «(дом) обучения и понимания» существовал в библиотеке храма Эшарра в Ассуре . [ 49 ] По мнению Эндрю Р. Джорджа, его существование могло быть результатом создания образца культа Ашура по образцу культа Энлиля. [ 47 ] Еще одно посвященное ей место находилось в храме Нингаль в Уре . [ 50 ]
На раннединастической статуэтке из Урука могло быть написано имя Ниниммы, но прочтение не является точным, и нет никаких других свидетельств ее раннего присутствия в этом городе. [ 34 ] В ритуальном тексте из того же города периода Селевкидов она появляется рядом с такими божествами, как местная богиня Усур-амассу , Шиламкурра, описанная в других местах как дочь Нинсуна , и иначе неизвестная Нинурбу. [ 1 ] Однако она не упоминается в более ранних нововавилонских источниках из этого города и не появляется в теофорических именах или юридических текстах. [ 51 ]
Литература
[ редактировать ]Нинимма редко упоминается в месопотамской литературе. [ 9 ] Древневавилонский . гимн посвящен ее роли божественного писца [ 10 ] до 2019 года была единственной известной композицией, посвященной ей, хотя упоминания о неопубликованном плаче периода Ура III можно найти и в ассириологической литературе. [ 9 ] С тех пор был найден только один гимн, посвященный ей. [ 52 ] Помимо описания обычных ролей Ниниммы, она также изображается советницей различных божеств, включая Энки и Инанну . [ 9 ] в этой композиции упоминается эпитетом in -nin9 , «госпожа» (обычно используемым в текстах, подчеркивающих ее воинственный характер), а не соответствующим теонимом. [ 20 ] Он также описывает Нинимму как жену Нинурты и умоляет ее выступить посредником с ним от имени поклоняющегося. [ 53 ] идентифицирован в заключительных строках как царь Нанни (также пишется как Нанне), который также известен из Хроник Туммала , которые причисляют его к членам Второй Династии Ура и приписывают создание сада Экур , храма Энлиля в Ниппуре, ему. [ 6 ] Кристофер Меткалф предполагает, что его стали рассматривать как литературного персонажа в древневавилонский период, когда был составлен обсуждаемый текст. [ 9 ] Иеремия Петерсон отмечает, что ни в одной другой культовой песне, циркулировавшей в этот период, не упоминаются какие-либо исторические или легендарные правители, предшествующие Гудеа , и на этом основании предварительно предполагает, что присутствие Нанни в этом тексте могло быть формой криптографии, основанной на сходстве его имени со словом Нанни , «кто-то», означало сделать композицию подходящей для любого правителя. [ 52 ] Оба гимна, посвященные Нинимме, считаются научными произведениями, и, по мнению Меткалфа, они могут быть отделены от активного поклонения этой богине, а их главная цель - «прославить собственное ремесло ученого автора». [ 54 ] Однако Петерсон не согласен с этим предположением и указывает, что присутствие Ниниммы в списках пожертвований делает вероятным, что посвященные ей гимны находились в активном обращении как часть ее культа. [ 52 ]
Нинимма также появляется в мифе «Энки и Нинмах» , где она — одна из семи богинь, помогающих в создании человечества. [ 29 ] Остальные шесть членов этой группы — Шузианна , Нинмада , Ниншар , Нинмуг , Мумуду и Ниннигина. [ 55 ] Они больше нигде не появляются вместе, [ 56 ] и критерии, по которым их отбирали составители этого текста, неизвестны. [ 28 ] В совокупности помощников Нинмах можно было бы назвать Шассурату . [ 57 ] В списках богов эта группа рассматривалась как аналог иностранных богинь аналогичного характера, хурритских Хутены и Хутеллуры и угаритского Котхарата . [ 58 ]
Следующий миф, в котором упоминается Нинима, — это Энки и Нинхурсаг , согласно которому она была дочерью Нинимы и Энки и матерью Утту . [ 59 ] В версии из Ниппура она отсутствует. [ 60 ] и вместо этого Нинкурра рождает Утту. [ 59 ] Неизвестно, почему именно эти богини были выбраны на соответствующие роли. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Крул 2018 , с. 68.
- ^ Фокке 1999 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Кац 2008 , с. 326.
- ^ Фокке 1998 , с. 384.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2005 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б Меткалф 2019 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1998 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Фокке 1999 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Меткалф 2019 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Фокке 1999 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Фокке 1998 , с. 385.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 96.
- ^ Фокке 1999 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с Фокке 1999 , с. 106.
- ^ Ламберт 2013 , с. 434.
- ^ Джордж 1992 , с. 469.
- ^ Фокке 1999 , стр. 93–94.
- ^ Фокке 1999 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фокке 1999 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Меткалф 2019 , с. 51.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 102.
- ^ Крул 2018 , с. 66.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 435–436.
- ^ Jump up to: а б Фокке 1999 , с. 95.
- ^ Креберник 1993 , с. 364.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 144.
- ^ Фокке 1998 , стр. 384–385.
- ^ Jump up to: а б с Фокке 1999 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 378.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 213–214.
- ^ Джордж 1993 , с. 24.
- ^ Ламберт 2013 , с. 436.
- ^ Jump up to: а б Такой-Гутьеррес 2005 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Фокке 1999 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Фокке 1999 , с. 99.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 101.
- ^ Джордж 1993 , с. 123.
- ^ Джордж 1993 , с. 117.
- ^ Джордж 1993 , с. 112.
- ^ Джордж 1993 , с. 147.
- ^ Джордж 1993 , с. 129.
- ^ Фокке 1999 , с. 107.
- ^ Джордж 1992 , с. 451.
- ^ Фокке 1999 , с. 104.
- ^ Фокке 1998 , с. 386.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1992 , с. 185.
- ^ Джордж 1992 , с. 189.
- ^ Джордж 1993 , с. 131.
- ^ Джордж 1993 , с. 79.
- ^ Крул 2018 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон 2020 , с. 131.
- ^ Меткалф 2019 , с. 50.
- ^ Меткалф 2019 , стр. 47–48.
- ^ Ламберт 2013 , с. 337.
- ^ Ламберт 2013 , с. 506.
- ^ Stol 2000 , pp. 80–82.
- ^ Архи 2013 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Кац 2008 , с. 320.
- ^ Кац 2008 , с. 325.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. дои : 10.1524/9783050057576.1 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Фокке, Карен (1998), «Нин-Имма» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 2 февраля 2022 г.
- Фокке, Карен (1999). «Богиня Нинимма» . Архив востоковедения (на немецком языке). 46/47. Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 92–110. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668442 . Проверено 21 августа 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 22 августа 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2005). «Обзор: Бог Нинурта в мифологии и королевской идеологии Древней Месопотамии Амара Аннуса» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 68 (2). Издательство Кембриджского университета, Школа восточных и африканских исследований: 307–309. ISSN 1474-0699 . JSTOR 20181920 . Проверено 21 августа 2022 г.
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Креберник, Манфред (1993), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 8 февраля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Шузи-ана» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 марта 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Меткалф, Кристофер (2019). Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646020119 . ISBN 978-1-64602-011-9 .
- Петерсон, Иеремия (2020). «Кристофер Меткалф: Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена, Том 1: Литературные источники по древневавилонской религии. (Исследования Корнельского университета по ассириологии и шумерологии 38) (обзор)». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/za-2020-0025 . ISSN 1613-1150 .
- Стол, Мартен (2000). Рождение в Вавилонии и Библия: ее средиземноморская обстановка . Клинописные монографии. Брилл Стикс. ISBN 978-90-72371-89-8 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 22 августа 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Намма» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гимн Нинимме (Нинимма А) в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Энки и Нинмах в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Энки и Нинхурсаг в электронном текстовом корпусе шумерской литературы