Аруру (богиня)
Аруру | |
---|---|
Богиня растительности | |
Главный культовый центр | Адаб , Кеш , Ирисариг |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Энлиль |
Аруру была месопотамской богиней . Происхождение ее имени в настоящее время неизвестно. Первоначально она считалась независимым божеством, связанным с растительностью и изображалась в гимнах как жестокая, но в конечном итоге стала рассматриваться как аналог Нинхурсаг . Ее имя могло также служить эпитетом таких богинь, как Нисаба и Эзина - Кусу . Ее часто называли старшей сестрой Энлиля . Центрами ее культа, скорее всего, были города Кеш , Адаб и Ирисариг . Она появляется в ряде литературных текстов, некоторые из которых сохраняют информацию о ее первоначальном характере. Она также присутствует в «Эпосе о Гильгамеше» , где она изображается как создательница Энкиду .
Имя и характер
[ редактировать ]Этимология теонима Аруру ( д А-ру-ру , 𒀭𒀀𒊒𒊒) считается либо неопределенным [ 1 ] или неизвестно. [ 2 ] Связь с шумерским a-ru или a-ri , которое можно перевести как «тот, кто позволяет семени течь», была сочтена Манфредом Креберником неправдоподобной, поскольку этот термин используется в этом смысле только для обозначения мужчин. [ 1 ] Торкильд Якобсен первоначально предложил объяснение «высвободитель микробов», но в конце концов отказался от него в пользу перевода названия как «излияние воды» или косвенно «излияние околоплодных вод», что сейчас считается неправильным переводом, поскольку омофон аруру означает «выход канала», а не «отток». [ 3 ]
Гонсало Рубио утверждает, что, как и другие месопотамские теонимы подобной структуры, такие как Забаба , Алала , Белили , Бунене или Кубаба , имя Аруру, вероятно, не произошло из шумерского или какого-либо из семитских языков . [ 4 ] хотя он также отмечает, что теории, классифицирующие их как примеры слов из гипотетического языка- субстрата , который в старых учёных назывался « протоевфратским », теперь критически рассматриваются в ассириологии . [ 5 ] Джереми Блэк заявил, что нельзя исключать «дошумерское» происхождение имени Аруру, хотя необходима осторожность, поскольку она не засвидетельствована до Третьей династии Ура . [ 6 ]
Было высказано предположение, что теонимы д a.ru , засвидетельствован в списке богов от Абу Салабиха , [ 3 ] и д Е 4 - ru 6 , относящийся к Сарпаниту , может быть этимологически связан с именем Аруру. [ 1 ]
Джулия М. Ашер-Грев утверждает, что вариант формы имени с префиксом знака nin , «госпожа», также засвидетельствовано, что, по ее мнению, аналогично взаимообмену форм Азимуа и Нин-Азимуа. [ 7 ] Однако, по мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника , в списке богов Ан = Анум имя Нин-Аруру обозначает второстепенную богиню из двора Нинхурсаг , обозначенную как одна из ее шести гуд-балай , буквально «бычьих лир». [ 8 ] Креберник относится к ней как к отдельному божеству-слуге. [ 1 ]
Древнейшие известные источники связывают Аруру с растительностью, но не изображают ее как богиню рождения или божество -создатель . [ 9 ] Конкретные растения, упомянутые в композициях, посвященных ей, включают тополь , финиковую пальму , кедр , Просопис , а также неопознанную тему и мармах . [ 10 ] Ее также изображали как могущественное и жестокое божество, поведение которого поэтически сравнивали с поведением быка или змеи. [ 11 ] [ 9 ] Хотя ее можно было бы назвать ама , по словам Джереми Блэка, несмотря на его буквальное значение, этот термин не обязательно обозначает ее как мать, а также может быть переведен как «почтенная женщина» или просто «женщина». [ 11 ] Джулия М. Ашер-Грив в своем анализе использования эпитетов «мать» и «отец» для обозначения месопотамских божеств утверждает, что они также могут использоваться для описания авторитетного положения данного божества. [ 12 ] Блэк пришел к выводу, что было бы неточно называть Аруру, понимаемую как отдельное божество, богиней-матерью , поскольку единственные источники, которые описывают ее непосредственно как мать человечества или других богов, также синкретизируют ее с другими богинями. [ 13 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Хотя Аруру изначально была отдельным божеством, со временем ее стали отождествлять с различными богинями рождения. [ 14 ] которые в какой-то момент стали взаимозаменяемыми друг с другом. [ 15 ] Однако Джоан Гудник Вестенхольц пришла к выводу, что, по крайней мере, в шумерских источниках, Аруру никогда полностью не отождествлялась ни с одним из них, и сравнивает ее случай с случаем Нинмены . [ 14 ] Джереми Блэк отметил, что хотя синкретизм отрицать невозможно, известные источники все же сохраняют информацию, которая, по-видимому, относится к изначально отдельным культам богинь из этой категории, включая Аруру. [ 3 ] Он предполагает, что изначально она была второстепенной богиней из пантеона Адаба и Кеша, чей культ в конечном итоге был включен в состав культа Нинхурсаг, что привело к слиянию этих двух и к восприятию самой Аруру как богини рождения. [ 6 ] Имя Аруру используется взаимозаменяемо с именем Нинхурсаг в одном из Храмовых гимнов . [ 9 ] Предполагается, что в данном случае это означает, что последний занимал авторитетное положение в пантеоне. [ 16 ] В списке богов Старого Вавилонского Ниппура Аруру — одна из девяти богинь рождения, перечисленных после Шулпае . [ 2 ] муж Нинхурсаг. [ 17 ] Неизвестно, понимались ли они в тот момент как имена одной богини или как близкородственные божества. [ 2 ]
В гимне Нисабе эта богиня упоминается как «Аруру земли», что, по мнению Вестенхольца, призвано подчеркнуть ее высокий статус, а не указывать на связь с рождением. [ 16 ] В самых ранних копиях, датированных периодом Ура III , имя пишется как а-ру 12 -ру 12 , без знака дингир , божественного определителя, используемого для обозначения теонимов, хотя стандартное написание с дингиром используется в более поздние старовавилонские копии. [ 3 ] Оно было интерпретировано как нарицательное. [ 1 ] В других контекстах, где этот теоним встречается как эпитет этой богини или Эзины - Кусу , он, скорее всего, отражает их соответствующие роли как растительных божеств. [ 18 ]
Аруру считалась старшей сестрой Энлиля . [ 6 ] Именно так она описывается во многих композициях, изображающих ее как жестокое растительное божество. [ 19 ] Она также упоминается как член семьи Энлиля в Лугал-э , хотя в этом тексте она изображается как богиня рождения. [ 20 ]
В гимне второстепенный бог по имени Барагулехара описывается как член свиты Аруру, проживающий в Кеше, хотя это упоминание уникально, и в остальном он отсутствует в литературных текстах. [ 21 ] В списках богов он фигурирует как один из сыновей «синкретизированной богини рождения», вместе с Панигингаррой и его супругой Нинпанигингаррой. [ 22 ]
В тексте, известном как « Архив мистических гептад» , Аруру названа « Белет-или города Сиппар-Аруру» в перечислении семи богинь схожего характера, которые, как утверждается, подчиняются Зарпаниту , что отражает попытку приписать положение других богинь по отношению к ней. [ 23 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самым древним достоверным свидетельством поклонения Аруру является теофорное имя периода Ура III — Ур-Аруру. [ 3 ] найден в тексте из Ура . [ 24 ] В « Плаче по Эриду » город Аруру — Ирисариг ( аккадский Аль-шарраки), который, скорее всего, располагался в окрестностях Адаба , выше по течению. [ 24 ] Однако, по словам Джереми Блэка, ни в одном из ранних текстов из самого Адаба, известных по состоянию на 2005 год, не упоминалось о подношениях ей. [ 25 ] В периоды Исин-Ларса и Старовавилонский период Аруру засвидетельствован в Адабе и Кеше . [ 22 ] Основываясь на присутствии тесно связанного с ним бога Барагулехары в пантеоне Ларсы Блэка, предположил, что Аруру, возможно, поклонялись и в этом городе во время правления Рим-Сина I. [ 21 ]
Топоним Сиппар-Яхрурум, известный из древневавилонских источников, позже был переосмыслен как Сиппар-Аруру посредством народной этимологии . [ 1 ] С этим местом она связана в так называемом «Архиве мистических гептад» , в котором перечислены различные богини на момент его составления, связанные с рождением, и соответствующие им культовые центры. [ 23 ] Однако Блэк не включил его в список городов, где ей изначально могли поклоняться как отдельному божеству. [ 6 ]
Мифология
[ редактировать ]Известен ряд сочинений, посвященных Аруру, рассматриваемой как отдельная богиня, хотя все они написаны на Эмесале , диалекте шумерского языка, что затрудняет их перевод и интерпретацию. [ 26 ] Двое происходят из Ларсы , трое или четверо из Киша , известны примеры из Ниппура . и [ 27 ] Один из них вращается вокруг Нинмах, которая безуспешно пытается успокоить Аруру. [ 28 ] В следующем сочинении говорится, что у нее был сад, и она упоминается как «мать фиников» ( ama zu 2 -lum-ma-ke 4 ) и «мать яблок» ( ama Гиш Хашур-ра-ке 4 ). [ 10 ] Еще один изображает ее как могущественное и жестокое божество и, очевидно, утверждает, что она убила анонимного пастуха, разрушила овчарню и загон для скота. [ 11 ]
Аруру также присутствует в мифе об Энлиле и Суде . [ 29 ] Когда Нисаба соглашается позволить Энлилю жениться на ее дочери Суд , она заявляет, что его сестра Аруру должна взять ее в свой дом. [ 30 ] Ее роль описана Нисабой шумерским термином e-ri-ib , который, по мнению Мигеля Сивила, относится к сестре зятя, которая, по-видимому, играла роль в брачных обрядах своего брата. [ 31 ] Впоследствии Аруру помогает Суд подготовиться к свадьбе и отвозит ее в Экур , где ее ждет Энлиль. [ 32 ]
Фрагментарный среднеассирийский миф, который сравнивают с повествованием о Лаббу , включает в себя вызов Аруру, чтобы показать, какой из богов наиболее подходит для победы над чудовищным змеем, и Нергал . в конечном итоге для этой задачи был назначен [ 33 ]
В одном из двух известных гимнов Нинимме Аруру упоминается, по словам Кристофера Меткалфа, в этом контексте описываемая как богиня рождения, и изображает божество, которому оно было посвящено, как ее помощника. [ 34 ]
В стандартной версии « Эпоса о Гильгамеше » Аруру отвечает за создание дикаря Энкиду из куска глины. [ 35 ] Натан Вассерман отмечает, что описание его создания «безлично» и нет никаких указаний на то, что ее считали его матерью. [ 36 ] По словам Джереми Блэка, эта композиция датируется примерно на тысячу лет позже текстов, изображающих Аруру как отдельное божество, и в этом контексте она всего лишь «обычная богиня-мать». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 1997 , с. 504.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и Черный 2005 , с. 41.
- ^ Рубио 2010 , с. 39.
- ^ Рубио 1999 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и Черный 2005 , с. 49.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 7.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Блэк 2005 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с Черный 2005 , с. 48.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 140.
- ^ Блэк 2005 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 90.
- ^ Блэк 2005 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 68.
- ^ Блэк 2005 , стр. 43–44.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 70.
- ^ Блэк 2005 , стр. 46–47.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б Черный 2005 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Черный 2005 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Черный 2005 , с. 43.
- ^ Блэк 2005 , стр. 42–43.
- ^ Блэк 2005 , стр. 45–46.
- ^ Блэк 2005 , с. 46.
- ^ Блэк 2005 , стр. 49–50.
- ^ Гражданский 2017 , стр. 424.
- ^ Гражданский 2017 , с. 444.
- ^ Гражданский 2017 , с. 448.
- ^ Гражданский 2017 , с. 446.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 385–386.
- ^ Меткалф 2019 , с. 46.
- ^ Вассерман 2005 , стр. 593–594.
- ^ Вассерман 2005 , с. 594.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми (2005). «Песни богини Аруру». В Сефати, Ицхак (ред.). Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Якоба Кляйна . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-83-8 . OCLC 56414097 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-аруру» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 октября 2022 г.
- Гражданский, Мигель (2017) [1983]. «Энлиль и Нинлиль: свадьба Суда». Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-84-9168-237-0 . OCLC 1193017085 .
- Креберник, Манфред (1997), «Muttergöttin AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Меткалф, Кристофер (2019). Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646020119 . ISBN 978-1-64602-011-9 .
- Рубио, Гонсало (1999). «О так называемом «дошумерском субстрате» » . Журнал клинописных исследований . 51 . Американские школы восточных исследований: 1–16. дои : 10.2307/1359726 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359726 . Проверено 4 октября 2022 г.
- Рубио, Гонсало (2010). «Читая шумерские имена, я: Энсухкешданна и Баба» . Журнал клинописных исследований . 62 . Американские школы восточных исследований: 29–43. дои : 10.1086/JCS41103869 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 41103869 . Проверено 4 октября 2022 г.
- Вассерман, Натан (2005). «Потомок молчания, порождение рыбы, сын газели...: различное происхождение Энкиду в эпосе о Гильгамеше» . В Сефати, Ицхак (ред.). Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Якоба Кляйна . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-83-8 . OCLC 56414097 .