Белилли
Белилли | |
---|---|
Главный культовый центр | Бад-Тибира , Вавилон |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Думузи , Гештинанна [ 2 ] |
Супруг | Волноваться [ 1 ] |
Белили была месопотамской богиней . Это имя относится как к сестре Думузи, известной из некоторых текстов, относящихся к его смерти, так и к изначальному божеству в паре с Алалой и указанному в перечне предков Ану . Среди исследователей нет единого мнения, следует ли считать их одним и тем же.
Имя
[ редактировать ]Имя Белили не имеет правдоподобной этимологии ни в шумерском , ни в каком-либо семитском языке , и по своей структуре его сравнивают с другими божественными именами, происхождение которых также остается загадкой, такими как Алала , Аруру , Бунене и Забаба . [ 3 ] Белили также засвидетельствовано как обычное имя, одно из так называемых названий бананов, известных как в Месопотамии, так и в Эламе. [ 4 ] Имена с такой структурой особенно распространены в самых ранних аккадских документах из Гасура (позже известного как Нузи). [ 1 ] Было высказано предположение, что такие имена, как божественные, так и обычные, происходят из языка-субстрата (так называемого « протоевфратического » языка). [ 5 ] ), но этот вывод не является общепринятым, и Гонсало Рубио указывает, что они могут просто представлять собой образец именования среди носителей аккадского языка. [ 6 ] Манфред Креберник предполагает, что это был вид лицемерия (любимое имя). [ 4 ]
Предположение о том, что теоним Белили был сокращенной или искаженной формой эпитета Белет -или, сегодня считается безосновательным. [ 1 ]
Характер
[ редактировать ]Белили появляется в двух различных ролях в месопотамских текстах: как сестра Думузи и как первобытное божество, считающееся одним из предков Ану . [ 7 ] Эндрю Р. Джордж [ 7 ] и Уилфред Г. Ламберт считают сестру Думузи и предка Ану одной и той же богиней. [ 1 ] Однако, по словам Манфреда Креберника, неизвестно, были ли Белили, сестра Думузи, и Белили, изначальное божество, были каким-либо образом связаны между собой. [ 4 ]
Сестра Думузи
[ редактировать ]Явное упоминание Белили как сестры Думузи присутствует только в мифе « Иштар Нисхождение » , хотя они появляются вместе и в других текстах. [ 8 ] Другими божествами, считавшимися родственниками Думузи, были Гештинанна , хорошо засвидетельствованная как его сестра, и их мать Дуттур . [ 2 ] Белили описывается как скорбящая в серии заклинаний Шурпу . [ 4 ] это могло быть ссылкой на ее отношение к Думузи. [ 1 ]
Утверждалось, что, как и Белет-Сери , Белили понималось как аккадский аналог Гештинанны. [ 9 ] Однако Манфред Креберник считает Белили и Гестинанну двумя независимыми богинями, каждую из которых можно назвать сестрой Думузи. [ 10 ] Кроме того, оба они появляются в отдельных ролях в мифе « Сон Думузи» . [ 11 ]
Изначальное божество
[ редактировать ]В списках предков бога неба Ану Белили обычно был в паре с Алалой , и вместе они занимают последнее место во многих документах, перечисляющих такие божества. [ 12 ] Скорее всего, это указывает на то, что их можно считать родителями Ану. [ 13 ] В серии заклинаний Удуг Хул они появляются в перечислении первобытных божеств: «Дури, Дари; Ламму , Лахаму ; Энгур , Нингарра; Алала; Белили». [ 14 ] Единый список богов (К 4349) приравнивает их друг к другу. [ 15 ] По словам Эндрю Р. Джорджа, эта пара также присутствует в неопубликованном гимне, посвященном городу Борсиппа . [ 16 ] Однако они не были связаны друг с другом в других контекстах, и, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, возможно, что их стали считать парой только из-за того, что оба их имени были повторяющимися . [ 1 ]
Поклонение
[ редактировать ]Белили обычно поклонялись наряду с Думузи. [ 4 ] Э-Арали (по-шумерски: «дом, преисподняя »), хорошо известное святилище, посвященное этому богу, расположенное в его культовом центре Бад-Тибира , также встречается как место, посвященное Белили, в Каноническом списке храмов . [ 17 ] Еще одним храмом, посвященным им обоим, был Э-эрра (шумерский: «дом скорби»), хотя его местонахождение неизвестно. [ 18 ]
находился храм, посвящённый Белили, — Экадимма В Вавилоне . [ 19 ] В одном административном тексте он по неизвестным причинам соединен с редко засвидетельствованным храмом Шары . [ 20 ] Эндрю Р. Джордж использовал его отсутствие в Каноническом списке храмов, чтобы оценить дату составления этого документа как вторую половину касситского периода , поскольку он датируется более поздним периодом основания Дур-Куригальзу , но не упоминает храмы, обычно перечисленные в источниках из Вавилония и Ассирия конца второго и первого тысячелетий до нашей эры, после падения касситской династии. [ 21 ] Белили также поклонялись в комплексе Эсагиль , в данном случае разделяя культовое место с Алалой. [ 22 ]
Некоторые храмы, посвященные только Белили, также известны из Канонического списка храмов , но их местонахождение неизвестно. Они включают E-TIN-na, которое, возможно, следует читать как Экурунна, «дом спиртных напитков ». [ 22 ] и Эуруку — «дом, чистый город». [ 23 ]
Мифология
[ редактировать ]Белили засвидетельствован в ряде литературных текстов, посвященных смерти Думузи . [ 8 ] В «Сне Думузи» Думузи хочет спрятаться в своем доме, пока ее преследуют демоны. [ 24 ] Белили соглашается и предлагает ему воды, но позже ей приходится уйти, что позволяет преследователям проникнуть в ее дом и унести Думузи в подземный мир . [ 24 ] Ее описывают как старуху. [ 24 ] Гештинанна появляется в том же мифе в другой роли. [ 25 ] В «Нисхождении Иштар» , позднеаккадской интерпретации более раннего шумерского мифа, [ 26 ] Белили слушает плач, который раздается, когда Думузи умирает и ему приходится попасть в подземный мир. [ 27 ] Для описания этих звуков используется термин « иккиллу» , «нечленораздельный крик, выражающий сильное страдание». [ 27 ]
В «Пустыне у ранней травы» , сборнике плачей, посвященном временно умирающим богам, оплакиваемых их матерями или сестрами, Белили упоминается наряду с Амашиламой, Ниназимуа , Гештинанной и тремя божествами, имена которых не сохранились. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 425.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2003 , с. 150.
- ^ Рубио 2010 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2003 , с. 161.
- ^ Рубио 1999 , с. 6.
- ^ Рубио 1999 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1992 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2003 , с. 160.
- ^ Эдзард 1971 , с. 301.
- ^ Креберник 2003 , с. 151.
- ^ Блэк 2006 , стр. 77–82.
- ^ Ламберт 2013 , с. 418.
- ^ Ламберт 2013 , с. 448.
- ^ Геллер 2015 , с. 390.
- ^ Wee 2016 , с. 149.
- ^ Джордж 1992 , с. 272.
- ^ Джордж 1993 , стр. 63–64.
- ^ Джордж 1993 , с. 82.
- ^ Джордж 1993 , с. 106.
- ^ Джордж 1992 , с. 325.
- ^ Джордж 1993 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 150.
- ^ Джордж 1993 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с Черный 2006 , с. 82.
- ^ Блэк 2006 , с. 77.
- ^ Кац 2015 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Луазель 2016 , с. 296.
- ^ Кац 2003 , с. 309.
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1971), «Geštinanna» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 июня 2022 г.
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 24 июня 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Кац, Дина (2015). «Миф и ритуал через традиции и инновации» . Традиции и инновации на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 59–74. дои : 10.1515/9781575063584-007 . ISBN 9781575063584 .
- Креберник, Манфред (2003). «Мать-Дракон и Небесная лоза? О ранней истории Думузи и его семьи» (PDF) . В Саллабергере, Вальтер; Волк, Конрад; Зголль, Аннет (ред.). Литература, политика и право в Месопотамии: Festschrift Клауса Вильке (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-04659-7 . OCLC 51728225 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Луазель, Анн-Кэролайн Рендю (2016). «Когда боги говорят с людьми: читальный зал, улица и гадание по звуку в Древней Месопотамии (1-е тысячелетие до н. э.)» . Журнал ближневосточных исследований . 75 (2). Издательство Чикагского университета: 291–309. ISSN 0022-2968 . JSTOR 26557673 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Рубио, Гонсало (1999). «О так называемом «дошумерском субстрате» » . Журнал клинописных исследований . 51 . Американские школы восточных исследований: 1–16. ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359726 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Рубио, Гонсало (2010). «Читая шумерские имена, я: Энсухкешданна и Баба» . Журнал клинописных исследований . 62 . Американские школы восточных исследований: 29–43. ISSN 0022-0256 . JSTOR 41103869 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Ви, Джон З. (2016). «Поздневавилонский астральный комментарий к обращению Мардука к демонам» . Журнал ближневосточных исследований . 75 (1). Издательство Чикагского университета: 127–167. дои : 10.1086/684845 . ISSN 0022-2968 .