Доктор
Доктор ( шумерский язык :𒀭𒁍𒁺, д ЭТО было [ 1 ] ) была месопотамской богиней, наиболее известной как мать Думузида . Она часто появляется в текстах, оплакивающих его смерть, либо одна, либо вместе с Гештинанной и Инанной . Часто предполагается, что она была связана с овцами.
Имя
[ редактировать ]Имя матери Думузида обычно писалось как д ЭТО было оно . [ 1 ] Возможные прочтения клинописного знака BU включают sír и dur 7 . [ 1 ] Дуттур - общепринятое прочтение имени в современной науке. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] хотя вариант Durtur также используется. [ 5 ] Другие засвидетельствованные сочинения включают формы Эмесала Зерту и Зертур и аккадский Дуттурру. [ 6 ] Редкое написание, известное только со времен Старого Вавилона, — Туртур. [ 7 ] Однако, д TUR.TUR также засвидетельствовано как имя несвязанного божества, которому поклонялись в период Ура III , иногда записываемое с морфемой множественного числа - ne и в результате интерпретируемое либо как «маленькие боги» ( Дингир -TUR.TUR-ne), либо как «маленькие боги» (Dingir-TUR.TUR- ne ). "Божественные дети" ( д dumu-dumu-ne ). [ 7 ]
имя Дуттура могло быть также представлено Логографически клинописным знаком U8 , «овца». [ 4 ] Та же самая логограмма может также использоваться для обозначения имени несвязанного божества Гаума, пастыря Сина , чей пол варьируется в зависимости от источника. [ 4 ] По крайней мере, в одном случае, во фрагменте списка ассирийских богов, U 8 используется для написания их обоих имен, не приравнивая их. [ 8 ]
Этимология имени Дуттура неизвестна, но было указано, что первоначально это могло быть имя с дублированным слогом, похожее на различные хорошо засвидетельствованные месопотамские лицемерия , а также на имя другого члена семьи Думузи, его сестры. Белили . [ 9 ]
Характер
[ редактировать ]Торкильд Якобсен предложил понимать Дуттура как обожествление овцы (взрослой овцы ) . [ 9 ] Это предложение впоследствии было принято другими исследователями, такими как Бендт Альстер, [ 3 ] но, по словам Манфреда Креберника, доказательства не ясны, поскольку имя Дуттура не обнаруживает этимологического сходства с какими-либо подтвержденными терминами, связанными с овцами. [ 9 ] Он также отмечает, что Дуттур мог быть связан с Нинсуном , который вместо этого был связан с дикими коровами. [ 9 ] На этом основании он предполагает, что, хотя она определенно была богиней, связанной с домашним скотом и скотоводством, она не обязательно была связана исключительно с овцами. [ 9 ]
В месопотамской литературе Дуттур обычно описывалась как скорбящая мать. [ 10 ] Она обычно появляется в плачах, подробно описывающих захват ее сына Думузида галлой , в котором она является одной из трех богинь, которых можно описать как оплакивающих его, а две другие - его жена Инанна и его сестра Гештинанна . [ 11 ]
В комментарии к одному из плачей Думузида говорится, что Дуттур родился в Куаре . [ 12 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Дуттур была матерью умирающего бога Думузида , [ 4 ] а также его хорошо засвидетельствованная сестра Гештинанна . [ 13 ] Согласно древневавилонским заклинаниям, Эа был отцом Думузида, [ 4 ] но он не играет никакой роли в повествовательных текстах о нем, в отличие от его родственниц, таких как Дуттур. [ 3 ] Еще одним членом семьи, о котором свидетельствуют известные источники, является богиня Белили, которая также, по-видимому, является сестрой Думузида. [ 1 ] Отношения между ней и изначальным божеством Белили, связанным с Алалой, в настоящее время неясны. [ 1 ]
Франс Виггерманн утверждает, что отношения Думузида с Дуттуром в конечном итоге были менее значимыми, чем его брак с Инанной, хотя традиционный перевод его имени «хороший сын» указывает на тесную связь с первым. [ 14 ]
Нинсун , богиню диких коров, можно было отождествить с Дуттуром. [ 9 ] Возможно, что это уравнение было результатом сети ассоциаций между Думузидом, Даму и царями Третьей династии Ура , которые называли Нинсун своей божественной матерью. [ 9 ] Дина Кац предполагает, что традиция, согласно которой Нинсун, а не Дуттур, была матерью Думузида, была вдохновлена списками царей, в которых Думузид-Рыбак (фигура, отличная от бога Думузида) указан между Лугальбандой , мужем Нинсун, и Гильгамеш , ее сын, хотя и не назван сыном первого. [ 15 ] По крайней мере, в одном случае Думузид назван сыном Нинсуна и Лугальбанды. [ 15 ]
В списке богов Вейднера Дуттур помещен рядом с Эрешкигаль , а не с Думузи в кругу Инанны. [ 16 ] Дина Кац предполагает, что это размещение было данью традиции, в которой Эрешкигаль сама изображалась как скорбящая мать Ниназу , и поэтому имела черты, похожие на Дуттура. [ 17 ] Одна композиция эршеммы, посвященная Дуттуру и Думузиду, датируемая, скорее всего, древневавилонским периодом, указывает на то, что предания о различных умирающих богах (Даму, Думузиде, Нингишзиде ) и их скорбящих родственниках могли пересекаться или сливаться. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Креберник 2003 , с.161.
- ^ Креберник 2003 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б с Альстер 2013 , с. 436.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 2013 , с. 388.
- ^ Дельнеро 2020 , с. 39.
- ^ Ламберт 2013 , с. 525.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2014 , с. 209.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 525–526.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 2003 , с. 162.
- ^ Кац 2003 , с. 364.
- ^ Кац 2003 , с. 151.
- ^ Кац 2003 , с. 137.
- ^ Эдзард 1971 , с. 300.
- ^ Виггерманн 2010 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 136.
- ^ Кац 2003 , с. 379.
- ^ Кац 2003 , с. 388.
- ^ Кац 2003 , с. 131.
Библиография
[ редактировать ]- Альстер, Бендт (2013), «Таммуз (/Думузи)» , Reallexikon der Assyriologie , получено 12 мая 2022 г.
- Дельнеро, Пол (2020). Как делать что-то со слезами: ритуал плача в древней Месопотамии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-5015-1294-0 . Проверено 12 мая 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1971), «Geštinanna» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 мая 2022 г.
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Креберник, Манфред (2003). «Мать-Дракон и Небесная лоза? О ранней истории Думузи и его семьи» (PDF) . В Саллабергере, Вальтер; Волк, Конрад; Зголль, Аннет (ред.). Литература, политика и право в Месопотамии: Festschrift Клауса Вильке (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-04659-7 . OCLC 51728225 .
- Креберник, Манфред (2014), " д TUR.TUR" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Виггерманн, Франс AM (2010). «Образ Думузи. Диахронический анализ» . Вглядываясь в бездну: древний Ближний Восток и другие исследования в честь Цви Абуша . Бетесда: CDL Press. ISBN 978-1-934309-26-1 . OCLC 495996749 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Голова овцы из песчаника (ок. 3200 г. до н.э.). Приобретено Фондом искусств Кимбелла, Форт-Уэрт, 1979 год.