Jump to content

Эрешкигаль

Эрешкигаль
« Царица Ночи» , которая относится к древневавилонскому периоду и может представлять либо Эрешкигаль, либо Иштар.
Обитель Кур или Иркалла
Генеалогия
Родители Ки и Ану (косвенно, следуя наиболее распространенной генеалогии Инанны)
Супруга Ниназу , Гугалана , позже Нергал
Дети Нунгал , Ниназу , Намтар (только в одном тексте)
Эквиваленты
Греческий эквивалент Геката (только в позднем магическом папирусе)
Хурритский эквивалент В другом месте
Хеттский эквивалент Солнечная богиня Земли
Хаттский эквивалент Этот бой

В месопотамской мифологии Эрешкигаль ( шумерский : 𒀭𒊩𒌆𒆠𒃲 Д ЭРЕШ . КИ . ГАЛ , букв. «Царица Великой Земли») [1] [2] [а] была богиней Кура , страны мёртвых или подземного мира в шумерской мифологии . В более поздних мифах говорится, что она правила Иркаллой вместе со своим мужем Нергалом . Иногда ее имя дается как Иркалла , подобно тому, как имя Аид использовалось в греческой мифологии как для подземного мира, так и для его правителя, а иногда оно дается как Нинкигал, букв. «Леди Великой Земли».

Эрешкигаль была лишь одним из множества божеств, считавшихся правителями подземного мира в Месопотамии. [4] [5] Главный храм, посвященный ей, находился в Куте . [6] город, первоначально связанный с Нергалом, [7] и ее культ имел весьма ограниченные масштабы. [8] [9] Никаких личных имен с теофорным элементом «Эрешкигаль» не известно. [10]

В древней шумерской поэме « Сошествие Инанны в подземный мир » Эрешкигаль описывается как . старшая сестра Инанны [11] Однако это культурный артефакт, поскольку шумеры использовали такие термины, как сестра, как способ поставить друг друга на один уровень в иерархии. [2]

Два основных мифа, связанных с Эрешкигаль, — это история о нисхождении Инанны в Подземный мир и история брака Эрешкигаль с богом Нергалем . Другие мифы также связывают ее с такими богами, как Ниназу , первоначально считавшийся ее мужем, но позже сыном, и Нингишзида . [4]

Мифология

[ редактировать ]

В шумерской мифологии Эрешкигаль была царицей подземного мира . Некоторые исследователи полагают, что Ниназу изначально выполняла эту функцию, а Эрешкигаль стала значительным правителем страны мертвых в шумерском воображении лишь позднее. [12] Однако верования, связанные с этой сферой, были несколько аморфными, и возможно, изначально не существовало единой общепринятой версии соответствующих мифических и культовых концепций, в которых в системах верований различные божества, как мужские, так и женские, управляли подземным миром. различных территорий и периодов времени. [5]

В более поздних списках вавилонских богов Эрешкигаль занимала старший статус среди божеств подземного мира, управляя категорией так называемых «транстигридианских змеиных богов» (таких как Ниназу, Тишпак , Иштаран и эламский бог Иншушинак , известный в Месопотамии почти исключительно в контекст загробной жизни), [13] в то время как Нергал, выполнявший аналогичные функции на севере в шумерские времена, вместо этого имел окружение второстепенных богов войны и демонов болезней. [9] Идея Нергала и Эрешкигаль как пары, вероятно, возникла из-за необходимости примирить две традиции. [14]

Эрешкигаля был Намтар. Суккалом (визирем или посланником) [15]

Хотя Эрешкигаль не был известен в культовых текстах, он занимал видное место в мифической литературе. Примеры мифов, в которых она играет важную роль, включают:

Сошествие Инанны в подземный мир

[ редактировать ]

В этом стихотворении богиня Инанна спускается в подземный мир, видимо, стремясь распространить там свои силы. Эрешкигаль описывается как старшая сестра Инанны. Когда Нети , привратник подземного мира, сообщает Эрешкигаль, что Инанна находится у ворот и требует, чтобы ее впустили, Эрешкигаль в ответ приказывает Нети запереть семь ворот подземного мира и открыть каждые по отдельности, но только после того, как Инанна уберет одни предмет одежды.

Инанна проходит через каждые ворота, снимая по одному предмету одежды у каждых ворот, а также теряет свои магические предметы из-за нимфы по ходу путешествия. Наконец, пройдя через все семь врат, она оказывается обнаженной и бессильной, стоящей перед троном Эрешкигаль. Семь судей подземного мира судят Инанну и признают ее виновной. Инанну убивают, а ее труп подвешивают на крюке в подземном мире на всеобщее обозрение.

Однако министр Инанны, Ниншубур , умоляет различных богов, и в конце концов Энки соглашается спасти Инанну из подземного мира. Энки посылает двух бесполых существ в подземный мир, чтобы оживить Инанну пищей и водой жизни. Эти существа сопровождают Инанну из подземного мира, но за Инанной следует орда разгневанных демонов, требуя взять кого-нибудь еще в подземный мир в качестве замены Инанне. Изначально они хотят, чтобы это был Ниншубур, но Инанна упрекает этот приказ, заявляя, что она не передаст им верного подчиненного. Однако, когда она обнаруживает, что ее муж Думузид не оплакивал ее смерть, она злится на него и приказывает демонам взять его в качестве замены. [11]

Диана Волькштейн утверждала, что Инанна и Эрешкигаль представляют собой полярные противоположности: Инанна — царица небес , а Эрешкигаль — царица Иркаллы. [16]

Брак с Нергалем

[ редактировать ]

Этот миф повествует о возникновении брака Эрешкигаль с Нергалом . Известны две версии, [14] хотя они различаются только в деталях, связанных с мотивацией задействованных божеств, а структура сюжета и конечный результат одинаковы.

Однажды боги устроили пир, на который Эрешкигаль, как царица подземного мира, не смогла прийти, чтобы присутствовать. Кака, один из посланников Ану (аналог Папсуккала или Ниншубура ) предложил ей прислать гонца, и она отправила своего визиря Намтара вместо себя . Большинство относились к нему хорошо, за исключением Нергала, который относился к Намтару неуважительно. В результате Эрешкигаль потребовала отправить Нергала в подземный мир для искупления вины. По одной из версий, она планировала убить Нергала по прибытии в подземный мир, но в других версиях эта деталь отсутствует. [б]

Нергал путешествует по совету Эа , который предупреждает его не сидеть, не есть, не пить и не мыться, находясь в подземном мире, а также не заниматься сексом с Эрешкигаль. По его совету Нергал отправляется в подземный мир вместе с 14 демонами. Когда он прибывает, привратник Нети получает приказ от Эрешкигаль пропустить его через семь врат, лишив его всего перед тем, как попасть в тронный зал, но у каждых ворот Нергал размещает двух демонов.

Хотя Нергал без проблем соблюдает все остальные предупреждения, бог поддается искушению и лежит с богиней шесть дней. На седьмом он убегает обратно в верхний мир, чем расстраивает Эрешкигаль. Затем Намтара отправляют вернуть Нергала, но Эа маскирует Нергала под меньшего бога, и Намтара обманывают. Эрешкигаль в конце концов осознает обман и требует, чтобы Нергал снова вернулся, угрожая открыть врата подземного мира и позволить духам мертвых заполонить мир живых, если ее требования будут проигнорированы. Боги соглашаются снова передать ей Нергала.

В той же версии, в которой Эрешкигаль планировал убить Нергала, взойдя на трон, он сбивает Намтара и тащит Эрешкигаль на пол. Он собирается убить ее своим топором, когда она умоляет сохранить ей жизнь; она обещает стать его женой и поделиться с ним своей властью. Он соглашается. Однако Нергалу еще предстоит покинуть подземный мир на шесть месяцев, поэтому Эрешкигаль возвращает ему своих демонов и позволяет за это время пересечь верхний мир, после чего он возвращается к ней. [18] [19]

В другой версии, известной по двум копиям, миф имеет менее жестокий финал: по мнению ассириолога Алхены Гадотти, «два божества словно воссоединяются и живут долго и счастливо», а завершается миф строкой «они стремительно вошли в мир». спальня». [20]

В обеих версиях Нергал становится королем подземного мира, правя вместе с Эрешкигаль.

Путешествие Нингишзиды в загробный мир

[ редактировать ]

Эрешкигаль упоминается ближе к концу этого сочинения. Бог растительности Нингишзида, по-видимому, должен каждый год спускаться в свое царство. [21]

Видение подземного мира ассирийского принца

[ редактировать ]

Эрешкигаль указана среди других божеств подземного мира. В этом тексте Нергал описывается как ее муж. [22]

В некоторых версиях мифов Эрешкигаль управляет Подземным миром сама, но в других версиях мифов она правит вместе с подчиненным ей мужем по имени Гугалана . У Гугаланы не было фиксированной личности. При происхождении Инанны он умирает до событий мифа; в некоторых надписях он отец Ниназу; [23] со временем это имя стало и титулом Нергала.

В шумерской мифологии Эрешкигаль — мать богини Нунгал . [24] Во фрагментарном тексте, переведенном Иеремией Петерсоном, Нунгал появляется рядом с Эрешкигаль и богиней исцеления Нинтинуггой . [25]

В одном позднем магическом тексте ее сыном от Энлиля был ее визирь Намтар . [15]

Синкретизм

[ редактировать ]

Хурритскую Аллани богиню подземного мира солнечной отождествляли с Эрешкигаль в Месопотамии и с богиней Земли у хеттов и лувийцев . [26] [27] Хотя Аллани первоначально был представлен в Месопотамии как независимая фигура, [28] получение подношений в Уре во время правления Шульги под именем Аллатум (наряду с другими иностранными божествами, такими как Ишара и Белет Нагар ), [29] постепенно она стала не более чем титулом Эрешкигаль. [30]

Хаттский бог смерти Лелуани , первоначально описанный как мужское божество с мужским титулом катте (король), вместо этого стал рассматриваться как богиня из-за слияния с Аллани и Эрешкигаль. [31] [32]

Имя Эрешкигаль в греческих магических текстах

[ редактировать ]

В более поздние времена греки , по-видимому, применили имя Эрешкигаль (Ερεσχιγαλ) к своей собственной богине Гекате . [33] В заголовке заклинания в « Мичиганском магическом папирусе» , который датируется концом третьего или началом четвертого века нашей эры (и, как таковой, был написан после того, как искусство чтения клинописных текстов было утеряно), Геката упоминается как «Геката Эрешкигаль». «и вызывается с помощью магических слов и жестов, чтобы облегчить страх заклинателя перед наказанием в загробной жизни. [34] Дальнейшее изучение греческих текстов, в которых упоминается имя Эрешкигаль, выявило, что ни один из них не содержит мотивов месопотамского происхождения в каком-либо значимом качестве, используемые символы связаны с Гекатой, а не с Эрешкигаль, использование имени Эрешкигаль не служило никакой другой цели, кроме как «снабжать греческий текст Богиня преисподней с загадочно звучащим иностранным именем». [35] и что люди, которые «сочиняли, передавали и использовали эти тексты, либо мало интересовались, либо мало знали (или и то и другое) месопотамские традиции, связанные с Эрешкигаль». [35]

Устаревшие теории

[ редактировать ]

В своей книге 1944 года « Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры» Сэмюэл Ной Крамер предположил, что, согласно вступительному отрывку древней шумерской эпической поэмы « Гильгамеш, Энкиду и преисподняя », Эрешкигаль была насильно похищена, отправлена ​​в Подземный мир Курами и вынуждена стать королевой Подземного мира против ее воли. Чтобы отомстить за похищение Эрешкигаль, Энки, бог воды, отправился на лодке убить Кура. Кур защищает себя, забрасывая Энки камнями разных размеров и посылая волны под лодку Энки, чтобы атаковать Энки. В стихотворении никогда не объясняется, кто является окончательным победителем битвы, но подразумевается, что побеждает Энки. Сэмюэл Ной Крамер связывает этот миф с древнегреческим мифом о похищении Персефоны , утверждая, что греческая история, вероятно, произошла от древней шумерской истории. [36]

Эта точка зрения и даже идея о том, что Кур — это отдельный четко определенный монстр, а не расплывчатый термин, обозначающий горы, чужие земли или подземный мир, [37] не поддерживаются современными учеными. Упомянутый отрывок интерпретируется как Энлиль и Ану, передающие Эрешкигаль приданое. [с]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Альтернативное прочтение - «Леди Великого Места», что понимается как эвфемизм, обозначающий страну мертвых. [3]
  2. ^ «Услышав об этом, Эрешкигаль требует и в конечном итоге добивается, чтобы к ней послали бога-отступника, чтобы она могла убить его (версия Амарны)» [17]
  3. Гадотти отмечает, что «нет ничего двусмысленного в значении saĝ-rig 7 , и его аккадские переводы не особенно открыты для интерпретации» [20]
  1. ^ «CDLI Литературное нисхождение Иштар (композит)» . cdli.ucla.edu .
  2. ^ Перейти обратно: а б «CDLI Литературное происхождение Иштар, бывш. 001» . cdli.ucla.edu .
  3. ^ Лейк (1998) , с. 55.
  4. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн (2001a) , с. 218.
  5. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц (2013) , с. 288.
  6. ^ "Эрешкигаль", DVD Британской энциклопедии Ultimate Reference Suite, 2003.
  7. ^ Виггерманн (2001a) , с. 215.
  8. ^ Гадотти (2020) , с. 10.
  9. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн (2001a) , с. 220.
  10. ^ Ламберт (1987) , с. 137.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Сошествие Инаны в преисподнюю: перевод» . etcsl.orinst.ox.ac.uk .
  12. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц (2013) , с. 19.
  13. ^ Виггерманн (1997) , стр. 47–48.
  14. ^ Перейти обратно: а б Гадотти (2020) , с. 2.
  15. ^ Перейти обратно: а б Кляйн (2001) , с. 143.
  16. ^ Волькштейн и Крамер (1983) .
  17. ^ Гадотти (2020) , с. 3.
  18. ^ Далли (2000) .
  19. ^ Харрис (2003) .
  20. ^ Перейти обратно: а б Гадотти (2020) , с. 4.
  21. ^ Путешествие Нингишзиды в загробный мир , строки 81-90.
  22. ^ Видение подземного мира ассирийского принца.
  23. ^ Виггерманн (2001b) , с. 330.
  24. ^ Петерсон (2009) , с. 236.
  25. ^ Петерсон (2009) , стр. 233–234.
  26. ^ Тарача (2009) , с. 124.
  27. ^ Арчи (2013) , с. 4.
  28. ^ Мурат (2009) , стр. 169.
  29. ^ Шарлах (2007) , с. 365.
  30. ^ Видение подземного мира ассирийского принца , строка 30.
  31. ^ Вильгельм (2014) , с. 345.
  32. ^ Арки (2013) , стр. 3–4.
  33. ^ Швемер 2019 , с. 66.
  34. ^ Бетц (1980) .
  35. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2019 , с. 67.
  36. ^ Крамер (1944) , стр. 76–79.
  37. ^ Артемов (2003) , pp. 3–6.

 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ястроу, Моррис (1911). « Эрешкигаль ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 736.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdbc709877297c8edf1fc5f525176405__1722364980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/05/bdbc709877297c8edf1fc5f525176405.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ereshkigal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)