хатты
История Турции |
---|
Хронология |
Портал Турции |
Хатты , ( / ˈ h æ t i ən z / ) — древний народ бронзового века населявший землю Хатти , в центральной Анатолии (современная Турция ). Они говорили на характерном хаттском языке , который не был ни семитским , ни индоевропейским . Хатты подтверждены археологическими записями раннего бронзового века , а также историческими ссылками в более поздних хеттских и других источниках. Их главным центром был город Хаттуш . Столкнувшись с хеттской экспансией (приблизительно с 2000 г. до н. э.), хатты постепенно были поглощены (приблизительно к 1700 г. до н. э.) новым политическим и социальным порядком, навязанным хеттами, которые были одним из индоевропейскоязычных анатолийских народов . Хетты сохранили неизменным название страны («земля Хатти»), которое и стало основным обозначением хеттского государства. [1] [2] [3]
Терминология
[ редактировать ]связанные с этимологией эндонимических сложные вопросы , Среди ученых дискутируются терминов хаттов, их земли, языка и столицы (Хатти, Хаттили, Хаттуш). Более поздние завоеватели ( хетты ) не изменили названия города (Хаттуш). Они также приняли региональное название (Земля Хатти) и даже расширили его использование, превратив его в наиболее распространенное обозначение для всей своей страны, которая стала намного больше, чем земля древних хаттов. [4]
Поэтому предполагается, что хаттские обозначения имели какое-то особое значение уже в дохеттский период, а также принято, как соглашение между учеными, что хаттские обозначения могут использоваться в качестве обозначения дохеттского населения центральной Анатолии. [5] хотя неизвестно, этнически родственные жители соседних областей и городов-государств (окружающих город-государство Хаттуш считали ли когда-либо себя хаттами ) .
Использование термина «протохеттский» для обозначения хаттов неточно. Хеттский язык (самоназвание: Nešili , «[на языке] Неша ») является индоевропейским языком и, таким образом, лингвистически отличается от (неиндоевропейского) хаттского языка. Хетты продолжали использовать термин «Земля Хатти» для обозначения своего государства. Хатты со временем слились с людьми, говорившими на индоевропейских языках анатолийской группы , включая хеттский, лувийский и палайский .
История
[ редактировать ]Несколько археологических памятников в центральной Анатолии , датируемых эпохой ранней бронзы (вторая половина III тыс. до н.э.), относят к древним хаттам. Структура археологических находок в некоторых местах, таких как Хаттуш , свидетельствует о существовании сложной культуры с отчетливой социальной стратификацией. Большинство ученых полагают, что первые хаттские государства существовали уже в период Аккадской империи . Это предположение основано на некоторых более поздних источниках, главным образом хеттских и ассирийских . Эпос, известный как « Царь битвы » (записанный в нескольких версиях, начиная с 14 века до н. э.), повествует о войне между Саргоном Великим из Аккада (24–23 века до н. э.) и царем Нур-Даггалом из Пурушанды , но эти события не засвидетельствованы в современных источниках, датируемых периодом Аккадской империи . [6] [7]
Хеттская ок версия . 1400 г. до н.э. в более древней аккадской истории также повествует о некоторых событиях, связанных с ранними временами, произошедшими во время правления царя Нарам-Сина из Акада (23 век до н.э.). История описывает конфликт между Нарам-Сином и союзом 17 царей. Хеттская версия этой истории включает Памбу из Хатти в число этих царей, но это включение не засвидетельствовано ни в аккадских версиях этой истории, ни в современных источниках, которые датируются периодом Аккадской империи . Некоторые ученые считают, что хеттская версия (около 1400 г. до н. э.) может быть принята как надежная и полученная из некоторых местных источников. В этом случае повествование содержало бы заслуживающую доверия традицию, что давало бы основание предположить, что древнее царство Хатти существовало уже во времена Аккадской империи. [8] [9] [10] [11]
Хатты были организованы в монархические города-государства. Эти государства управлялись как теократические королевства или княжества. Хаттские регионы Анатолии оказались под влиянием могущественных месопотамских государств, таких как Аккадская империя (24-22 века до н.э.) и последующая Старая Ассирийская империя (21-18 века до нашей эры), обе из которых основали торговые колонии, называемые карум. , расположенный по всей восточной и центральной Анатолии. В первые века II тысячелетия до нашей эры в городе Хаттуш существовала ассирийская торговая колония , и в нескольких ассирийских надписях упоминается (обычно по должности, а не по имени) существование местных правителей (царей) Хаттуша, ссылаясь также на их отношения с другими городами-государствами региона. [12]
Язык
[ редактировать ]Хатты говорили на хаттском языке , неиндоевропейском и несемитском языке неопределенной принадлежности. Некоторые ученые теперь полагают, что хаттиан относится к языковой группе Северо-Западного Кавказа . [13] Тревор Брайс пишет:
Свидетельством существования «хаттской» цивилизации являются остатки одного из неиндоевропейских языков, найденные в более поздних хеттских архивах. Язык идентифицируется в нескольких текстах, в которых он встречается, термином хаттили — «(написано) на языке Хатти». Те немногие тексты, которые сохранились, носят преимущественно религиозный или культовый характер. Они дают нам имена ряда хаттских божеств, а также хаттские личные и топонимы. [14]
Около 150 коротких экземпляров хаттского текста были найдены на хеттских клинописных глиняных табличках. Хаттские лидеры, возможно, использовали писцов, писавших на древнеассирийском языке. Экрем Акургал писал: «Анатолийские князья использовали писцов, знающих ассирийский язык, для торговли с Месопотомией, как в Канеше ( Кюльтепе )», для ведения бизнеса с Ассирией. [15] С 21 по середину 18 веков до нашей эры Ассирия основала торговые форпосты в Хатти, например, в Хаттуме и Залпе.
Ученые уже давно предполагали, что преобладающим населением региона Анатолии «в третьем тысячелетии [до н. э.] была коренная доиндоевропейская группа, называемая хаттами». Другой неиндоевропейской группой были хурриты . [16] Но вполне возможно, что носители индоевропейских языков к тому времени также обитали в центральной Анатолии. индоевропейский язык, вероятно, лувийский . Ученый Петра Гедегебууре предположила, что до завоевания хеттов наряду с хаттским языком уже долгое время использовался [17]
Хаттиан стал более эргативным по отношению к новохеттскому периоду. Такое развитие событий подразумевает, что Хаттиан оставался жив, по крайней мере, до конца 14 века до нашей эры. [18]
Алексей Кассиан предположил, что языки Северо-Западного Кавказа (также известные как абхазо-адыгейские), которые синтаксически являются субъект-объект-глагол , имели лексические контакты с хаттским. [19]
Религия
[ редактировать ]Хаттская религия восходит к каменному веку. Оно предполагало поклонение земле, олицетворяемой богиней- матерью , которую хатты почитали, чтобы обеспечить обильные урожаи и собственное благополучие. [20] Хаттский пантеон богов включал бога бури Тару (представленного быком ) , богиню солнца Фурушему или Вуруншему (представленного леопардом) и ряд других богов-элементалей.
Позже хетты включили большую часть хаттского пантеона в свои религиозные верования. [21] Джеймс Меллаарт предположил, что коренная анатолийская религия вращается вокруг концепции «вода из земли». Изобразительные и письменные источники показывают, что божеством первостепенной важности для жителей Анатолии был земной бог воды. Многие боги связаны с землей и водой. В хеттской клинописи земной бог воды обычно изображается с д Я. Боги грозы Анатолии были написаны примерно по сотне каталожных вариантов. д У, чаще всего описываемый как Бог Бури Хатти или имеющий название города. [22] [23]
Хеттские легенды о Телипину и змеевидном драконе Иллуянке берут свое начало в хаттской цивилизации. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Акургал 2001 , с. 4-6.
- ^ Брайс 2005 , с. 12-15.
- ^ Брайс 2009 , с. 297-298, 314.
- ^ Брайс 2009 , с. 297-298.
- ^ Брайс 2014 , с. 129.
- ^ Акургал 2001 , с. 38.
- ^ Брайс 2005 , с. 25.
- ^ Брайс 2005 , с. 10.
- ^ Брайс 2009 , с. 297.
- ^ Гилан 2010 , с. 53.
- ^ Гилан 2018 , с. 7.
- ^ Барьямович 2011 , с. 292-297.
- ^ Берни 2004 , с. 106-107.
- ^ Брайс 2005 , с. 12.
- ^ Акургал 2001 , с. 5.
- ^ Брайс 2005 , с. 12-13.
- ^ Петра Годегебууре, 2008 Центральноанатолийские языки и языковые сообщества в период колонии: лувийско-хаттский симбиоз и независимые хетты. OAAS, том 3, Лейден
- ^ Опубликовано в Proceedings of 53e Rencontre Assyriologique Internationale Vol. 1: Язык Древнего Ближнего Востока (2010)
- ^ Кассиан, Алексей. 2009. Исследования Угарита, том 41, 403.
- ^ К. Скотт Литтлтон (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. стр. 692–. ISBN 978-0-7614-7559-0 . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Берни 2004 , с. 106.
- ^ Хаттер, Манфред (1997). «Религия в хеттской Анатолии. Некоторые комментарии к книге «Фолькерт Хаас: история хеттской религии» ». Нумен . 44 (1): 74–90. дои : 10.1163/1568527972629911 . JSTOR 3270383 .
- ^ Грин, Альберто. РВ (2003). Бог Бури на Древнем Ближнем Востоке . Озеро Виоана: Айзенбраунс. стр. 89–103. ISBN 978-1-57506-069-9 .
- ^ Акургал 2001 .
Источники
[ редактировать ]- Акургал, Экрем (2001). Хаттская и Хеттская цивилизации . Анкара: Министерство культуры. ISBN 9789751727565 .
- Барьямович, Гойко (2011). Историческая география Анатолии в период старой ассирийской колонии . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. ISBN 9788763536455 .
- Бекман, Гэри М. (2001). «Саргон и Нарам-Син в Катти: размышления о месопотамской древности среди хеттов» (PDF) . Настоящее античности: Формы и функции обращения к античности в развитых культурах Старого Света . Гейдельберг: Форум. стр. 85–91.
- Брайс, Тревор Р. (2005) [1998]. Королевство хеттов (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927908-1 .
- Брайс, Тревор Р. (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134159079 .
- Брайс, Тревор Р. (2014). «Хетты и этническое разнообразие Анатолии» . Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. стр. 127–141. ISBN 9781444337341 .
- Берни, Чарльз А. (2004). Исторический словарь хеттов . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 9780810865648 .
- Гилан, Амир (2010). «Эпос и история в хеттской Анатолии: в поисках местного героя» . Эпос и история . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. стр. 51–65. ISBN 9781444315646 .
- Гилан, Амир (2018). «В поисках далекого прошлого: формы исторического сознания в хеттской Анатолии» (PDF) . Анадолу . 44 : 1–23.