Jump to content

хатты

Хатты , ( / ˈ h æ t i ən z / ) — древний народ бронзового века населявший землю Хатти , в центральной Анатолии (современная Турция ). Они говорили на характерном хаттском языке , который не был ни семитским , ни индоевропейским . Хатты подтверждены археологическими записями раннего бронзового века , а также историческими ссылками в более поздних хеттских и других источниках. Их главным центром был город Хаттуш . Столкнувшись с хеттской экспансией (приблизительно с 2000 г. до н. э.), хатты постепенно были поглощены (приблизительно к 1700 г. до н. э.) новым политическим и социальным порядком, навязанным хеттами, которые были одним из индоевропейскоязычных анатолийских народов . Хетты сохранили неизменным название страны («земля Хатти»), которое и стало основным обозначением хеттского государства. [1] [2] [3]

Терминология

[ редактировать ]
Хаттские изделия из металла: золотой кувшин, украшенный концентрическими кругами.

связанные с этимологией эндонимических сложные вопросы , Среди ученых дискутируются терминов хаттов, их земли, языка и столицы (Хатти, Хаттили, Хаттуш). Более поздние завоеватели ( хетты ) не изменили названия города (Хаттуш). Они также приняли региональное название (Земля Хатти) и даже расширили его использование, превратив его в наиболее распространенное обозначение для всей своей страны, которая стала намного больше, чем земля древних хаттов. [4]

Поэтому предполагается, что хаттские обозначения имели какое-то особое значение уже в дохеттский период, а также принято, как соглашение между учеными, что хаттские обозначения могут использоваться в качестве обозначения дохеттского населения центральной Анатолии. [5] хотя неизвестно, этнически родственные жители соседних областей и городов-государств (окружающих город-государство Хаттуш считали ли когда-либо себя хаттами ) .

Использование термина «протохеттский» для обозначения хаттов неточно. Хеттский язык (самоназвание: Nešili , «[на языке] Неша ») является индоевропейским языком и, таким образом, лингвистически отличается от (неиндоевропейского) хаттского языка. Хетты продолжали использовать термин «Земля Хатти» для обозначения своего государства. Хатты со временем слились с людьми, говорившими на индоевропейских языках анатолийской группы , включая хеттский, лувийский и палайский .

богини Фигурки (со стилизованными пупками , грудями и вульвами ), обнаруженные в Алакахойюке .

Несколько археологических памятников в центральной Анатолии , датируемых эпохой ранней бронзы (вторая половина III тыс. до н.э.), относят к древним хаттам. Структура археологических находок в некоторых местах, таких как Хаттуш , свидетельствует о существовании сложной культуры с отчетливой социальной стратификацией. Большинство ученых полагают, что первые хаттские государства существовали уже в период Аккадской империи . Это предположение основано на некоторых более поздних источниках, главным образом хеттских и ассирийских . Эпос, известный как « Царь битвы » (записанный в нескольких версиях, начиная с 14 века до н. э.), повествует о войне между Саргоном Великим из Аккада (24–23 века до н. э.) и царем Нур-Даггалом из Пурушанды , но эти события не засвидетельствованы в современных источниках, датируемых периодом Аккадской империи . [6] [7]

Хеттская ок версия . 1400 г. до н.э. в более древней аккадской истории также повествует о некоторых событиях, связанных с ранними временами, произошедшими во время правления царя Нарам-Сина из Акада (23 век до н.э.). История описывает конфликт между Нарам-Сином и союзом 17 царей. Хеттская версия этой истории включает Памбу из Хатти в число этих царей, но это включение не засвидетельствовано ни в аккадских версиях этой истории, ни в современных источниках, которые датируются периодом Аккадской империи . Некоторые ученые считают, что хеттская версия (около 1400 г. до н. э.) может быть принята как надежная и полученная из некоторых местных источников. В этом случае повествование содержало бы заслуживающую доверия традицию, что давало бы основание предположить, что древнее царство Хатти существовало уже во времена Аккадской империи. [8] [9] [10] [11]

Хатты были организованы в монархические города-государства. Эти государства управлялись как теократические королевства или княжества. Хаттские регионы Анатолии оказались под влиянием могущественных месопотамских государств, таких как Аккадская империя (24-22 века до н.э.) и последующая Старая Ассирийская империя (21-18 века до нашей эры), обе из которых основали торговые колонии, называемые карум. , расположенный по всей восточной и центральной Анатолии. В первые века II тысячелетия до нашей эры в городе Хаттуш существовала ассирийская торговая колония , и в нескольких ассирийских надписях упоминается (обычно по должности, а не по имени) существование местных правителей (царей) Хаттуша, ссылаясь также на их отношения с другими городами-государствами региона. [12]

Лингвистическая родина хаттского языка в Центральной Анатолии.

Хатты говорили на хаттском языке , неиндоевропейском и несемитском языке неопределенной принадлежности. Некоторые ученые теперь полагают, что хаттиан относится к языковой группе Северо-Западного Кавказа . [13] Тревор Брайс пишет:

Свидетельством существования «хаттской» цивилизации являются остатки одного из неиндоевропейских языков, найденные в более поздних хеттских архивах. Язык идентифицируется в нескольких текстах, в которых он встречается, термином хаттили — «(написано) на языке Хатти». Те немногие тексты, которые сохранились, носят преимущественно религиозный или культовый характер. Они дают нам имена ряда хаттских божеств, а также хаттские личные и топонимы. [14]

Около 150 коротких экземпляров хаттского текста были найдены на хеттских клинописных глиняных табличках. Хаттские лидеры, возможно, использовали писцов, писавших на древнеассирийском языке. Экрем Акургал писал: «Анатолийские князья использовали писцов, знающих ассирийский язык, для торговли с Месопотомией, как в Канеше ( Кюльтепе )», для ведения бизнеса с Ассирией. [15] С 21 по середину 18 веков до нашей эры Ассирия основала торговые форпосты в Хатти, например, в Хаттуме и Залпе.

Ученые уже давно предполагали, что преобладающим населением региона Анатолии «в третьем тысячелетии [до н. э.] была коренная доиндоевропейская группа, называемая хаттами». Другой неиндоевропейской группой были хурриты . [16] Но вполне возможно, что носители индоевропейских языков к тому времени также обитали в центральной Анатолии. индоевропейский язык, вероятно, лувийский . Ученый Петра Гедегебууре предположила, что до завоевания хеттов наряду с хаттским языком уже долгое время использовался [17]

Хаттиан стал более эргативным по отношению к новохеттскому периоду. Такое развитие событий подразумевает, что Хаттиан оставался жив, по крайней мере, до конца 14 века до нашей эры. [18]

Алексей Кассиан предположил, что языки Северо-Западного Кавказа (также известные как абхазо-адыгейские), которые синтаксически являются субъект-объект-глагол , имели лексические контакты с хаттским. [19]

Бог Бури, представленный быком; Музей анатолийских цивилизаций , Анкара

Хаттская религия восходит к каменному веку. Оно предполагало поклонение земле, олицетворяемой богиней- матерью , которую хатты почитали, чтобы обеспечить обильные урожаи и собственное благополучие. [20] Хаттский пантеон богов включал бога бури Тару (представленного быком ) , богиню солнца Фурушему или Вуруншему (представленного леопардом) и ряд других богов-элементалей.

Позже хетты включили большую часть хаттского пантеона в свои религиозные верования. [21] Джеймс Меллаарт предположил, что коренная анатолийская религия вращается вокруг концепции «вода из земли». Изобразительные и письменные источники показывают, что божеством первостепенной важности для жителей Анатолии был земной бог воды. Многие боги связаны с землей и водой. В хеттской клинописи земной бог воды обычно изображается с д Я. Боги грозы Анатолии были написаны примерно по сотне каталожных вариантов. д У, чаще всего описываемый как Бог Бури Хатти или имеющий название города. [22] [23]

Хеттские легенды о Телипину и змеевидном драконе Иллуянке берут свое начало в хаттской цивилизации. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Акургал 2001 , с. 4-6.
  2. ^ Брайс 2005 , с. 12-15.
  3. ^ Брайс 2009 , с. 297-298, 314.
  4. ^ Брайс 2009 , с. 297-298.
  5. ^ Брайс 2014 , с. 129.
  6. ^ Акургал 2001 , с. 38.
  7. ^ Брайс 2005 , с. 25.
  8. ^ Брайс 2005 , с. 10.
  9. ^ Брайс 2009 , с. 297.
  10. ^ Гилан 2010 , с. 53.
  11. ^ Гилан 2018 , с. 7.
  12. ^ Барьямович 2011 , с. 292-297.
  13. ^ Берни 2004 , с. 106-107.
  14. ^ Брайс 2005 , с. 12.
  15. ^ Акургал 2001 , с. 5.
  16. ^ Брайс 2005 , с. 12-13.
  17. ^ Петра Годегебууре, 2008 Центральноанатолийские языки и языковые сообщества в период колонии: лувийско-хаттский симбиоз и независимые хетты. OAAS, том 3, Лейден
  18. ^ Опубликовано в Proceedings of 53e Rencontre Assyriologique Internationale Vol. 1: Язык Древнего Ближнего Востока (2010)
  19. ^ Кассиан, Алексей. 2009. Исследования Угарита, том 41, 403.
  20. ^ К. Скотт Литтлтон (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. стр. 692–. ISBN  978-0-7614-7559-0 . Проверено 26 марта 2013 г.
  21. ^ Берни 2004 , с. 106.
  22. ^ Хаттер, Манфред (1997). «Религия в хеттской Анатолии. Некоторые комментарии к книге «Фолькерт Хаас: история хеттской религии» ». Нумен . 44 (1): 74–90. дои : 10.1163/1568527972629911 . JSTOR   3270383 .
  23. ^ Грин, Альберто. РВ (2003). Бог Бури на Древнем Ближнем Востоке . Озеро Виоана: Айзенбраунс. стр. 89–103. ISBN  978-1-57506-069-9 .
  24. ^ Акургал 2001 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3aaaa8130d73ff98912e6b53cc846a5d__1714663920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/5d/3aaaa8130d73ff98912e6b53cc846a5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hattians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)