Jump to content

Вилуса

Карта бронзового века Ближнего Востока с изображением местонахождения Вилуса на северо-западе Анатолии.

Вилуса ( хеттский : 𒌷𒃾𒇻𒊭 , латинизированный: ᵁᴿᵁ Вилуша ) или Вилусия город позднего бронзового века в западной Анатолии (современная Турция ), известный по упоминаниям в фрагментарных хеттских записях. Город примечателен своей идентификацией с археологическим памятником Трои и, таким образом, своей потенциальной связью с легендарной Троянской войной .

Идентификация с Троей

[ редактировать ]

Вилуса был отождествлен с археологическим памятником Трои . Это соответствие было впервые предложено в 1924 году Эмилем Форрером , который также предположил, что имя Аххиява соответствует гомеровскому термину, обозначающему греков, ахейцев . Работа Форрера была в первую очередь мотивирована лингвистическим сходством, поскольку «Вилуса» и связанный с ним топоним «Таруиса» демонстрируют поразительные параллели с греческими названиями «Вилиос» и «Троя» соответственно. Последующие исследования хеттской географии предоставили этим отождествлениям дополнительную поддержку, и теперь они общеприняты учеными, хотя и не считаются твердо установленными. [1] [2]

Одна альтернативная гипотеза предполагает, что Вилуса располагалась недалеко от Бейджесултана был известен , который в византийскую эпоху как «Илуза» (Ἴλουζα). [3]

Исторический рекорд

[ редактировать ]

Вилуса впервые появляется в исторических записях около 1400 г. до н. э., когда это было одно из двадцати двух государств Конфедерации Ассува , образовавшейся в результате неудачной попытки противостоять Хеттской империи . Это событие упоминается в нескольких сохранившихся хеттских документах, включая « Анналы Тудхалии I/II» , в которых подробно описывается поражение асуванцев и его последствия. В этом документе название города передано как Вилусия, а не как более поздняя форма Вилуса , и оно указано отдельно от Таруиса . Косвенные доказательства позволяют предположить, что ахияваны могли поддержать восстание. Например, на мече микенского стиля, найденном в Хаттусе, есть надпись, предполагающая, что он был взят у ассуванского солдата и оставлен в качестве подношения хеттскому богу бури. [4] [5] [6] [7]

К концу 1300-х годов до нашей эры Вилуса был политически связан с хеттами. Во время правления Куккунни Вилуса поддерживал мирные отношения с Суппилулиумой I, даже несмотря на то, что близлежащие королевства в Арзаве снова восстали. К началу 1200-х годов до нашей эры Вилуса стала вассальным государством хеттов. Это политическое соглашение, общее между государствами Западной Анатолии и хеттами, состояло из взаимных договорных обязательств, согласно которым местный правитель поддерживал политические интересы хеттов в обмен на поддержку их претензий на власть со стороны хеттских вооруженных сил. Одним из сохранившихся примеров такого договора является Алаксандуский договор, заключенный между вилусским царем по имени Алаксанду и хеттским царем Муваталли II . Одним из богов, гарантирующих договор от имени Вилуса, является Апалиунас (Аполлон). Как указано в документе, в обязанности Алаксанду входили как своевременная разведка о потенциальной антихеттской деятельности, так и солдат для военных экспедиций. Некоторые данные свидетельствуют о том, что Муваталли воспользовался этим более поздним обязательством, поскольку солдаты-вилусы, по-видимому, служили в хеттской армии во время Битва при Кадеше . [8]

В какой-то момент правления Муваталли ему пришлось послать армию, чтобы восстановить контроль хеттов над Вилусой. Точные обстоятельства этого события неясны, поскольку они известны лишь из краткого упоминания в плохо сохранившемся письме Манапа-Тархунта . Одна из гипотез предполагает, что правитель Вилусы был свергнут Пиямараду , местным военачальником, который сверг других прохеттских правителей в этом районе, действуя от имени Аххиявы. Эта интерпретация находит потенциальную поддержку в более позднем письме Тавагалавы , которое намекает на предыдущие разногласия между хеттами и Аххиявой относительно Вилусы. Однако эти доказательства не являются убедительными, поскольку в письме Тавагалавы не уточняется, вышло ли разногласие за пределы резких клинописных табличек, а письмо Манапа-Тархунта не связывает напрямую Пиямараду с проблемами в Вилусе. Доказательством против этой интерпретации является разделитель раздела в письме Манапа-Тархунта, который, по-видимому, предполагает, что деятельность Пиямараду и событие в Вилусе были отдельными темами. Таким образом, среди ученых нет единого мнения относительно того, был ли царь Вилуса свергнут Пиямараду в результате внутреннего восстания или остался у власти, восстав против хеттов. [9] [10]

Последнее упоминание о Вилусе в исторических записях встречается в письме Милаваты , отправленном хеттским царем Тудхалией IV одному из его ключевых вассалов в западной Анатолии, вероятно, королю Миры . В письме Тудхалии содержится просьба к получателю прислать ему Вальму , недавно свергнутого прохеттского царя Вилуса, которого он намерен восстановить. В письме обещано, что, хотя Валму будет правителем Вилусы, получатель сохранит высшую власть над различными королевствами региона. В письме не уточняется, как был свергнут Валму, хотя обсуждение геополитической ситуации в Западной Анатолии ясно показывает, что Аххиява больше не были крупной державой. [11] [12]

В популярной литературе эти анекдоты интерпретировались как свидетельство исторического ядра мифов о Троянской войне. Однако ученые не нашли исторических подтверждений какого-либо конкретного события из легенд, а хеттские документы не позволяют предположить, что Вилуса-Троя когда-либо подвергалась нападению со стороны самих греков-аххияв. Известный хеттеолог Тревор Брайс предупреждает, что наше нынешнее понимание истории Вилусы не дает доказательств того, что действительно была Троянская война, поскольку «чем меньше у человека материала, тем легче им манипулировать, чтобы он соответствовал любому выводу, к которому хочется прийти». . [13]

Короли Вилусы

[ редактировать ]
  • Куккунни ( ок. 1350 до н.э. ?) – предшественник Алаксандуса, современник Шуппилулиума I.
  • Алаксанду ( ок. 1300 г. до н. э. — после 1280 г. до н. э.) — современник хеттских царей Мурсили II и Муваталли II, подписавший с ними мирные договоры.
  • Валму ( ок. 1250 — после 1220 до н. э.) — вассал хеттского царя Тудхалии IV и государства Мира, свергнутый после возможной оккупации набегами народа Аххиява. В письме Миллаваты (Милета) говорится, что Валму попросил политического убежища у Таркаснавы, своего сюзерена в королевстве Мира. Похоже, что король Тудхалия IV убеждал Таркаснаву отправить Валму в Хеттское царство, чтобы он мог восстановить его на троне и вернуться в вассальное положение обоих, как он был в прошлом.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 1–6. ISBN  978-1589832688 .
  2. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. п. 86,181–182. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  3. ^ «Вангелис Д. Пантазис (Никея), «Вилуса: пересмотр доказательств», KLIO , 91 (2009), σ. 305-307» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2016 г. Проверено 3 ноября 2016 г.
  4. ^ Брайс, Тревор (2011). «Поздний бронзовый век на Западе и в Эгейском море». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0015 .
  5. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. п. 59. ИСБН  978-0-415-34959-8 .
  6. ^ Клайн, Эрик (2014). 1177 г. до н. э.: год падения цивилизации . Издательство Принстонского университета. стр. 33–35. ISBN  978-0691168388 .
  7. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). «Эпилог: новый взгляд на микенско-хеттские взаимосвязи в эпоху поздней бронзы». Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. ISBN  978-1589832688 .
  8. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 107–110. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  9. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 110–111, 182–185. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  10. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 133–134, 174–177. ISBN  978-1589832688 .
  11. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 112, 183. ISBN.  978-0-415-34959-8 .
  12. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 278–279, 123, 131–133. ISBN  978-1589832688 .
  13. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 183–184, 186. ISBN.  978-0-415-34959-8 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9addcac55461988f75353c827db6591__1717958400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/91/f9addcac55461988f75353c827db6591.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilusa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)