Вилуса
Вилуса ( хеттский : 𒌷𒃾𒇻𒊭 , латинизированный: ᵁᴿᵁ Вилуша ) или Вилусия — город позднего бронзового века в западной Анатолии (современная Турция ), известный по упоминаниям в фрагментарных хеттских записях. Город примечателен своей идентификацией с археологическим памятником Трои и, таким образом, своей потенциальной связью с легендарной Троянской войной .
Идентификация с Троей
[ редактировать ]Вилуса был отождествлен с археологическим памятником Трои . Это соответствие было впервые предложено в 1924 году Эмилем Форрером , который также предположил, что имя Аххиява соответствует гомеровскому термину, обозначающему греков, ахейцев . Работа Форрера была в первую очередь мотивирована лингвистическим сходством, поскольку «Вилуса» и связанный с ним топоним «Таруиса» демонстрируют поразительные параллели с греческими названиями «Вилиос» и «Троя» соответственно. Последующие исследования хеттской географии предоставили этим отождествлениям дополнительную поддержку, и теперь они общеприняты учеными, хотя и не считаются твердо установленными. [1] [2]
Одна альтернативная гипотеза предполагает, что Вилуса располагалась недалеко от Бейджесултана был известен , который в византийскую эпоху как «Илуза» (Ἴλουζα). [3]
Исторический рекорд
[ редактировать ]Вилуса впервые появляется в исторических записях около 1400 г. до н. э., когда это было одно из двадцати двух государств Конфедерации Ассува , образовавшейся в результате неудачной попытки противостоять Хеттской империи . Это событие упоминается в нескольких сохранившихся хеттских документах, включая « Анналы Тудхалии I/II» , в которых подробно описывается поражение асуванцев и его последствия. В этом документе название города передано как Вилусия, а не как более поздняя форма Вилуса , и оно указано отдельно от Таруиса . Косвенные доказательства позволяют предположить, что ахияваны могли поддержать восстание. Например, на мече микенского стиля, найденном в Хаттусе, есть надпись, предполагающая, что он был взят у ассуванского солдата и оставлен в качестве подношения хеттскому богу бури. [4] [5] [6] [7]
К концу 1300-х годов до нашей эры Вилуса был политически связан с хеттами. Во время правления Куккунни Вилуса поддерживал мирные отношения с Суппилулиумой I, даже несмотря на то, что близлежащие королевства в Арзаве снова восстали. К началу 1200-х годов до нашей эры Вилуса стала вассальным государством хеттов. Это политическое соглашение, общее между государствами Западной Анатолии и хеттами, состояло из взаимных договорных обязательств, согласно которым местный правитель поддерживал политические интересы хеттов в обмен на поддержку их претензий на власть со стороны хеттских вооруженных сил. Одним из сохранившихся примеров такого договора является Алаксандуский договор, заключенный между вилусским царем по имени Алаксанду и хеттским царем Муваталли II . Одним из богов, гарантирующих договор от имени Вилуса, является Апалиунас (Аполлон). Как указано в документе, в обязанности Алаксанду входили как своевременная разведка о потенциальной антихеттской деятельности, так и солдат для военных экспедиций. Некоторые данные свидетельствуют о том, что Муваталли воспользовался этим более поздним обязательством, поскольку солдаты-вилусы, по-видимому, служили в хеттской армии во время Битва при Кадеше . [8]
В какой-то момент правления Муваталли ему пришлось послать армию, чтобы восстановить контроль хеттов над Вилусой. Точные обстоятельства этого события неясны, поскольку они известны лишь из краткого упоминания в плохо сохранившемся письме Манапа-Тархунта . Одна из гипотез предполагает, что правитель Вилусы был свергнут Пиямараду , местным военачальником, который сверг других прохеттских правителей в этом районе, действуя от имени Аххиявы. Эта интерпретация находит потенциальную поддержку в более позднем письме Тавагалавы , которое намекает на предыдущие разногласия между хеттами и Аххиявой относительно Вилусы. Однако эти доказательства не являются убедительными, поскольку в письме Тавагалавы не уточняется, вышло ли разногласие за пределы резких клинописных табличек, а письмо Манапа-Тархунта не связывает напрямую Пиямараду с проблемами в Вилусе. Доказательством против этой интерпретации является разделитель раздела в письме Манапа-Тархунта, который, по-видимому, предполагает, что деятельность Пиямараду и событие в Вилусе были отдельными темами. Таким образом, среди ученых нет единого мнения относительно того, был ли царь Вилуса свергнут Пиямараду в результате внутреннего восстания или остался у власти, восстав против хеттов. [9] [10]
Последнее упоминание о Вилусе в исторических записях встречается в письме Милаваты , отправленном хеттским царем Тудхалией IV одному из его ключевых вассалов в западной Анатолии, вероятно, королю Миры . В письме Тудхалии содержится просьба к получателю прислать ему Вальму , недавно свергнутого прохеттского царя Вилуса, которого он намерен восстановить. В письме обещано, что, хотя Валму будет правителем Вилусы, получатель сохранит высшую власть над различными королевствами региона. В письме не уточняется, как был свергнут Валму, хотя обсуждение геополитической ситуации в Западной Анатолии ясно показывает, что Аххиява больше не были крупной державой. [11] [12]
В популярной литературе эти анекдоты интерпретировались как свидетельство исторического ядра мифов о Троянской войне. Однако ученые не нашли исторических подтверждений какого-либо конкретного события из легенд, а хеттские документы не позволяют предположить, что Вилуса-Троя когда-либо подвергалась нападению со стороны самих греков-аххияв. Известный хеттеолог Тревор Брайс предупреждает, что наше нынешнее понимание истории Вилусы не дает доказательств того, что действительно была Троянская война, поскольку «чем меньше у человека материала, тем легче им манипулировать, чтобы он соответствовал любому выводу, к которому хочется прийти». . [13]
Короли Вилусы
[ редактировать ]- Куккунни ( ок. 1350 до н.э. ?) – предшественник Алаксандуса, современник Шуппилулиума I.
- Алаксанду ( ок. 1300 г. до н. э. — после 1280 г. до н. э.) — современник хеттских царей Мурсили II и Муваталли II, подписавший с ними мирные договоры.
- Валму ( ок. 1250 — после 1220 до н. э.) — вассал хеттского царя Тудхалии IV и государства Мира, свергнутый после возможной оккупации набегами народа Аххиява. В письме Миллаваты (Милета) говорится, что Валму попросил политического убежища у Таркаснавы, своего сюзерена в королевстве Мира. Похоже, что король Тудхалия IV убеждал Таркаснаву отправить Валму в Хеттское царство, чтобы он мог восстановить его на троне и вернуться в вассальное положение обоих, как он был в прошлом.
См. также
[ редактировать ]- Арзава
- Кислый
- Историчность «Илиады »
- Карабельский рельеф
- Королевство Мира
- Короли Вилусы
- Лувийцы
- Земля реки Сеха
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 1–6. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. п. 86,181–182. ISBN 978-0-415-34959-8 .
- ^ «Вангелис Д. Пантазис (Никея), «Вилуса: пересмотр доказательств», KLIO , 91 (2009), σ. 305-307» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2016 г. Проверено 3 ноября 2016 г.
- ^ Брайс, Тревор (2011). «Поздний бронзовый век на Западе и в Эгейском море». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0015 .
- ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. п. 59. ИСБН 978-0-415-34959-8 .
- ^ Клайн, Эрик (2014). 1177 г. до н. э.: год падения цивилизации . Издательство Принстонского университета. стр. 33–35. ISBN 978-0691168388 .
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). «Эпилог: новый взгляд на микенско-хеттские взаимосвязи в эпоху поздней бронзы». Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 107–110. ISBN 978-0-415-34959-8 .
- ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 110–111, 182–185. ISBN 978-0-415-34959-8 .
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 133–134, 174–177. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 112, 183. ISBN. 978-0-415-34959-8 .
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 278–279, 123, 131–133. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 183–184, 186. ISBN. 978-0-415-34959-8 .