Колхида
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
42 ° с.ш. , 42 ° в.д. / 42 ° с.ш., 42 ° в.д.
Колхида Эгрис Греция | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
13 век до н.э. [1] [2] –131 г. н.э. [3] | |||||||||
![]() Колхида и Иберия | |||||||||
Капитал | Эа | ||||||||
Общие языки | Занские языки , [4] греческий (распространен, указы, нумизматика), [5] многие другие [6] | ||||||||
Историческая эпоха | Железный век , Классическая античность | ||||||||
• Объединение колхидских племен | 13 век до н.э. [1] [2] | ||||||||
• Завоевание Диауэи | 750 г. до н. э. [7] [8] [9] [10] | ||||||||
• Два вторжения Сардура II в Урарту | 744/743 г. до н.э. [11] [12] | ||||||||
• Киммерийские и скифские нашествия | 720 г. до н.э. [13] | ||||||||
• Завоевание Митридата VI | После 70 г. до н.э. [14] | ||||||||
• Упразднено | 131 год нашей эры [3] | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
Часть серии о |
История Грузии |
---|
![]() |
В классической античности и греко-римской географии Колхида [а] ( / ˈ k ɒ l k ɪ s / ; [15] Древнегреческий : Κολχίς ) был экзонимом грузинского государства. [б] Эгриси [с] ( грузинский : ეგრისი ), расположен на восточном побережье Черного моря , с центром на территории современной западной Грузии .
Его население, колхи , обычно считается ранним картвельскоязычным племенем, предком современных западных грузин , а именно сванов и занов . [4] По словам Дэвида Маршалла Ланга : «Колхи, один из наиболее важных элементов современной грузинской нации, вероятно, обосновались на Кавказе в эпоху средней бронзы ». [16] [17]
В современной науке оно описано как «самое раннее грузинское образование», которое, наряду с Иберийским королевством , позже внесло значительный вклад в развитие Грузинского королевства и грузинской нации . [18] [19] [20] [21]
Колхида известна в греческой мифологии как место назначения аргонавтов , а также дом Медеи и Золотого руна . [22] Ее также описывали как землю, богатую золотом, железом, древесиной и медом, которая экспортировала свои ресурсы в основном в древние эллинские города-государства. [23] Колхида, вероятно, имела разнообразное население. Согласно греческим и римским говорили от 70 до 300 языков источникам, только в Диоскурии (современный Сухуми) . [6]
По словам Рэйфилда, первое упоминание о Колхиде относится к периоду правления ассирийского царя Тукульти-Нинурты I Среднеассирийской империи (1245–1209 до н. э.), когда он упоминает «40 царей у Верхнего [Черного] моря». [24] Территория Колхиды в основном отнесена к нынешней западной части Грузии и включает современные грузинские провинции Самегрело , Имерети , Гурия , Аджария , Сванетия , Рача ; Абхазия ; современные российские районы Сочи и Туапсе ; и современные турецкие провинции Артвин , Ризе и Трабзон . [25] [26]
География и топонимы
[ редактировать ]Колхида, Колха, Кулха или Килхи, [27] [28] [29] [30] который существовал с ок. 13-е место [31] до I века до нашей эры считается ранним этнически грузинским государством; название колхи употреблялось как собирательное название ранних картвельских племен , населявших восточное побережье Черного моря в греко-римской этнографии . [32] [19] [20] [33] [34]
По словам Дональда Рэйфилда , этнический состав Колхиды «неясен», а картвельские имена «заметно отсутствуют в немногих антронимах, найденных в колхидских захоронениях». [24] Вместо них греческие , анатолийские , иранские и, возможно, абхазские имена. присутствуют [24]
Считается, что название Колхида произошло от урартского слова Кулха . [35] В середине восьмого века до нашей эры Сардури II , царь Урарту свою победу над Кулхой , записал на стеле ; однако точное местонахождение Кулхи оспаривается. Некоторые ученые утверждают, что название Кулха (Колхида) первоначально относилось к земле к западу от Грузии. [36] [37] Другие утверждают, что Кулха , возможно, располагался на юге, недалеко от современного Гёле, Турция . [38]
По словам Левана Гордезиани, хотя греческое слово «Колхида» этимологически происходит от урартского «Кульха» , греки, возможно, применяли это название к другому региону (и/или культуре), чем предыдущие урарты. Дальнейшая путаница связана с возможными различиями в использовании греками названия Колхида в политическом и мифологическом контекстах (т.е. взаимосвязь между «Айя-Колхидой» и «землей Колхиды»). [39]
По мнению кавказоведа Кирилла Туманова :
Колхида представляется первым кавказским государством, добившимся объединения пришельцев. Колхиду по праву можно считать не протогрузинским, а Грузинским (Западно-Грузинским) царством. ... Казалось бы, естественно искать истоки грузинской социальной истории в Колхиде, самом раннем грузинском образовании. [18]
Согласно большинству источников классической эпохи , Колхида граничила на юго-западе с Понтом , на западе с Черным морем до реки Коракс. К северу от него находился Большой Кавказ , за которым находилась Сарматия . На востоке оно граничило с Королевством Иберия и Монтес-Москичи (ныне Малый Кавказ ). Юг Колхиды граничил с Арменией . Протяженность страны на запад рассматривается разными авторами по-разному: Страбон считает, что Колхида начинается от Трабзона , а Птолемей , напротив, простирает Понт до реки Риони . [ нужна ссылка ]
Греческое название Колхис ( Κολχίς ) впервые используется для описания географической области в трудах Эсхила и Пиндара . Более ранние писатели говорят о «колхидском» ( Κολχίδα ) народе и его мифическом царе Ээте ( Αἰήτης ), а также его одноименном городе Эе или Айе ( Αἶα ) , [40] [41] [42] но не делайте явных ссылок на колхидскую нацию или регион. Главная река была известна как Фасис (ныне Риони ) и была, по мнению некоторых авторов, южной границей Колхиды, но, скорее всего, текла через середину этой страны с запада от Кавказа в Эвксин , а Антицит или Аттицит (ныне Кубань ). Арриан упоминает многих других по именам, но они, похоже, были не более чем горными потоками: наиболее важными из них были Хариеда, Хобус или Кобус, Сингамес, Тарсурас, Гипп, Ателеф, Хрисоррой, некоторые из которых также были замечены Птолемеем . и Плиний . Главными городами были Диоскурия или Диоскур (при римлянах называвшийся Себастополис, ныне Сухуми ) на побережье Эвксины, Сарапана (ныне Шорапани ), Фасис (ныне Поти ), Питий (ныне Пицунда ), Апсарос (ныне Гонио ), Суриум (ныне Гонио ). ныне Вани ), Археополис (ныне Нокалакеви ), Махеирезис и Цита или Кутатисиум или Айя (ныне Кутаиси ), традиционное место рождения Медеи . Скилакс упоминает также Малу или Мале, которую он, в отличие от других авторов, считает родиной Медея . [ нужна ссылка ]
Физико-географические характеристики
[ редактировать ]

В физической географии Колхиду обычно определяют как территорию к востоку от Черноморского побережья, ограниченную с севера юго-западными склонами Большого Кавказа , с юга северными склонами Малого Кавказа в Грузии и Восточного Причерноморья (Карадениз). ) Горы в Турции, а с востока - Лихский хребет , соединяющий Большой и Малый Кавказ. Центральная часть региона — Колхидская равнина, простирающаяся между Сухуми и Кобулети ; большая часть из них находится на высоте ниже 20 м (66 футов) над уровнем моря. Окраинными частями региона являются горы Большого и Малого Кавказа и Лихский хребет. [ нужна ссылка ]
Его территория в основном соответствует нынешней западной части Грузии и включает современные грузинские провинции Самегрело , Имерети , Гурия , Аджария , Абхазия , Сванетия , Рача ; современные турецкие провинции Ризе , Трабзон и Артвин ( Лазистан , Тао-Кларджети ); и современные российские районы Сочи и Туапсе . [ нужна ссылка ]
Климат мягкий влажный; возле Батуми годовой уровень осадков достигает 4000 мм (160 дюймов), что является абсолютным максимумом для континентальной западной Евразии. Преобладающими природными ландшафтами Колхиды являются тропические леса умеренного пояса , но деградировавшие в равнинной части региона; водно-болотные угодья (вдоль прибрежных частей Колхидской равнины); субальпийские и альпийские луга . [ нужна ссылка ]
В Колхиде высока доля неогеновых и палеогеновых реликтовых растений и животных, ближайшие родственники которых обитают в отдаленных частях света: пять видов рододендронов и других вечнозеленых кустарников, крылатые орехи , кавказская саламандра , кавказская петрушка , восемь эндемичных видов ящериц из род Darevskia , кавказская гадюка ( Vipera kaznkovi ), снежная полевка Роберта и эндемичная пещерная креветка . [43]
Экономика, сельское хозяйство и природные ресурсы
[ редактировать ]Просо было основной сельскохозяйственной культурой в Колхиде. Пшеница росла в определенных регионах, а также импортировалась морем. Точно так же производились местные вина, а некоторые вина привозились из-за границы. Колхидская равнина обеспечивала обширные пастбища для крупного рогатого скота и лошадей, а имя Фазис ассоциировалось с прекрасными лошадьми. Водно-болотные угодья были домом для водоплавающих птиц, а колхидские фазаны были вывезены в Рим и стали символом излишеств, осуждаемым римскими моралистами. Во внутренних районах Колхиды не хватало соли, и спрос удовлетворялся частично за счет местного производства на побережье, а частично за счет импорта с северного побережья Черного моря. [44]
Колхида предоставила рабов в качестве дани Империи Ахеменидов , и колхидские рабы также засвидетельствованы в Древней Греции. [45]
История
[ редактировать ]Предыстория и самые ранние упоминания
[ редактировать ]Восточное Причерноморье в древности было домом для хорошо развитой культуры бронзового века , известной как колхидская культура , родственной соседней кобанской культуре , возникшей к среднему бронзовому веку . По крайней мере, в некоторых частях Колхиды процесс урбанизации, по-видимому, значительно продвинулся к концу второго тысячелетия до нашей эры. Колхидский век поздней бронзы (пятнадцатый-восьмой век до н. э.) ознаменовался развитием значительных навыков в плавке и литье металлов. [46] [47] Были изготовлены сложные сельскохозяйственные орудия, а плодородные, хорошо орошаемые низменности и мягкий климат способствовали развитию прогрессивной техники земледелия. [ нужна ссылка ]
Самые ранние свидетельства названия Колхиды можно найти у греческого поэта VIII века Евмела Коринфского как Κολχίδα. [48] и ранее, в урартских записях, как Кулха , упомянутая урартскими царями, которые завоевали ее в 744 или 743 году до нашей эры до того, как урарты и их территории сами были завоеваны Неоассирийской империей . [11]
По словам Сванте Корнелла , «то, что можно было бы рассматривать как протогрузинскую государственность, возникло главным образом в западных частях сегодняшней Грузии, с Колхидским царством ( Колхети ) в шестом веке до нашей эры». [21]
Колхиду населяли ряд племен, поселения которых располагались по побережью Черного моря. Главными среди них были махелоны , гениохи , зидреты , лазы , халибы , тибарены / тубалы , моссиноэки , макроны , моски , марры , апсилы , абаски , [49] Санигэ , Коракси , Коли , Меланхлени , Гелони и Соани (Суани) . Древние приписывали племенам, населявшим Колхиду, различное происхождение.
Геродот считал колхов «темнокожими ( μελάγχροες ) [50] и курчавые», и называет их египтянами. [51] Геродот утверждает, что колхи, наряду с древними египтянами и эфиопами , были первыми, кто практиковал обрезание , обычай, который, как он утверждает, колхи унаследовали от остатков армии фараона Сесостриса ( Сенусрета III ). Геродот пишет:
Ибо ясно видно, что колхи — египтяне; и то, что я говорю, я сам заметил, прежде чем услышал это от других. Когда это пришло мне в голову, я спросил у обоих народов; и колхи помнили египтян лучше, чем египтяне помнили колхов; египтяне заявили, что считают колхов частью армии Сесостриса. Я сам об этом догадался, отчасти потому, что они темнокожие и курчавые; хотя это действительно ничего не значит, поскольку и другие народы тоже; но моим лучшим доказательством было то, что колхи, египтяне и эфиопы — единственные народы, которые с самого начала практиковали обрезание.
Эти утверждения были широко отвергнуты современными историками. Сомнительно, был ли Геродот когда-либо в Колхиде или Египте и что ни одна египетская армия никогда не ступала на Кавказ. регион, защищенный государствами к югу от Кавказа, слишком мощными для того, чтобы через него могла пройти любая египетская армия, такими как Урарту , Хиттия , Ассирия и Митанни . [52]
По словам Плиния Старшего :
Колхами в древнейшие времена управляли их собственные цари, что Сесострис, царь Египта, был побежден в Скифии , [53] и поставлен на битву царем Колхиды, что, если правда, что у колхов в те времена не только были цари, но и были очень могущественным народом. [54] [55]
Многие современные теории предполагают, что предки лазов - мегрелов составляли доминирующее этническое и культурное присутствие в регионе в древности и, следовательно, играли значительную роль в этногенезе современных грузин . [56] [57]
Павсаний , греческий географ I века до н. э., цитируя поэта Евмела, приписал Ээту , мифологическому первому царю Колхиды, греческое происхождение. [58]
Персидское правление
[ редактировать ]Племена, жившие на юге Колхиды ( макроны , моски и марресы ), были включены в состав Персии и образовали 19-ю сатрапию . [59] в то время как северные племена подчинялись «добровольно» и должны были отправлять к персидскому двору 100 девочек и 100 мальчиков каждые пять лет. [60] В 400 г. до н. э., вскоре после того, как Десять тысяч достигли Трапеза , между ними и колхидцами произошла битва, в которой последние потерпели решительное поражение. Влияние, оказываемое на Колхиду огромной империей Ахеменидов с ее процветающей торговлей и широкими торгово-экономическими связями с другими регионами, ускорило социально-экономическое развитие Колхидской земли.
Впоследствии колхидцы, похоже, свергли персидскую власть и образовали независимое государство. [ нужна ссылка ] По словам Рональда Суни, это западно-грузинское государство было присоединено к Картли-Иберии, и его цари управляли через скептухи (царских наместников), получавших посох от короля. [61] Согласно прочтению Давидом Браундом рассказа Страбона , местная колхидская династия продолжала править страной, несмотря на ее распад на скептухов . [62]
Гоча Р. Цецхладзе объясняет, что, хотя когда-то считалось, что Колхида и соседняя Иберия не находились под властью Ахеменидов, «появляется все больше свидетельств того, что они находились под властью Ахеменидов, составляя меньшую часть армянской сатрапии ». [63]
- Греческий бронзовый торс второго века до нашей эры из Колхиды, Музей Пятидесятилетия.
- Колхидские подвески, всадники и лошади на колесных платформах, Национальный музей Грузии.
Под Понтом
[ редактировать ]Митридат VI подавил восстание в этом регионе в 83 г. до н.э. и отдал Колхиду своему сыну Митридату , который, вскоре заподозренный в заговоре против отца, был казнен. Во время Третьей Митридатовой войны Митридат VI сделал другого из своих сыновей, Махареса , царем Боспора и Колхиды, который удерживал его власть, но лишь на короткий период. После поражения Митридата VI Понтийского в 65 г. до н.э. Колхида была занята Помпеем . [64] местных вождей (скептухов) Олфака и назначил Аристарха династом который захватил в плен одного из (63–47 до н.э.). При падении Помпея Фарнак II , сын Митридата , воспользовался Юлия Цезаря оккупацией в Египте и подчинил Колхиду, Армению и некоторую часть Каппадокии , разгромив Гнея Домиция Кальвина , которого Цезарь впоследствии послал против него. Однако его триумф был недолгим. При Полемоне I , сыне и наследнике Зенона, Колхида входила в состав Понта и Боспорского царства . После смерти Полемона (8 г. до н. э.) его вторая жена Пифодорида Понтийская сохранила за собой владение Колхидой, а также Понтом, хотя Боспорское царство было вырвано из ее власти. Ее сын и преемник, Полемон II Понтийский , был вынужден императором Нероном отречься от престола, и Понт и Колхида были включены в провинцию Галатия (63 г.), а затем в Каппадокию (81 г.). Фасис , Диоскурия и другие греческие поселения побережья не полностью восстановились после войн 60-40 гг. до н.э. и Трапезунд стал экономическим и политическим центром региона. [65]
Под римским правлением
[ редактировать ]Несмотря на то, что все основные крепости морского побережья были заняты римлянами, их власть была относительно свободной. В 69 году жители Понта и Колхиды под предводительством Аникета устроили крупное восстание против Римской империи , закончившееся неудачно. Низины и прибрежные территории часто подвергались набегам свирепых горных племен, сванети и гениочи наиболее могущественными из которых были . Отдавая номинальную дань уважения Риму , они создали свои собственные королевства и пользовались значительной независимостью.
При Адриане римляне установили отношения с колхидскими племенами. Адриан отправил своего советника Арриана совершить поездку по Колхиде и Иберии. Арриан изобразил бурное колебание племенных сил и границ с различными враждебными и анархическими племенами в этом районе. Лазы контролировали большую часть прибрежной Колхиды, в то время как другие племена, такие как саниги и абасгои, избежали римской юрисдикции. Другие племена, такие как апсилы , становились могущественными, и Траян признал их царя с романизированным именем Юлиан. [66] следующие народы Арриан перечислил в своем «Перипле Эвксинского моря», написанном в 130–131 годах (с юга на север), : санни, махелоны , гениохи , зудреиты, лазы , апсилы , абасгои , санигсы и зильчи . [67]
Согласно традиционным источникам, христианство начало распространяться в начале первого века благодаря апостолу Андрею , Симону Зилоту и святому Матфию . Изменение порядка захоронений в III веке, возможно, произошло из-за христианского влияния. [66] Однако эллинистическая цивилизация , местное язычество и мистерии Митры оставались широко распространенными до четвертого века. Готы , обитавшие в Крыму и ищущие новые дома, совершили в 253 году набег на Колхиду, но были отбиты с помощью римского гарнизона Пицунды . К первому веку до нашей эры в регионе было основано царство Лазица (или Лаз). Лазица стала известна как Эгриси в 66 г. до н. э., когда Эгриси стал вассалом Римской империи после кавказского похода Помпея . [68]
Нумизматика
[ редактировать ]Колхидские монеты, самые древние из которых были датированы серединой VI века до нашей эры, служили первоисточником свидетельств о Колхидском государстве. [69] Однако повторная оценка монет показала, что эти ранние «колхидские» монеты на самом деле представляют собой продукцию сатрапии Ахеменидов . [69]
Правители
[ редактировать ]О правителях Колхиды известно немного.
Правитель | Царствование | Примечания |
---|---|---|
1. Акес ( Басилевс I ) | конец IV в. до нашей эры | его имя встречается на выпущенной им монете. |
2. Иди | 325–280 до н.э. | |
3. Соусы | 2-й в. до нашей эры | |
4. Митридат | эт. 80 г. до н.э. | под властью Понта . |
5. Мачарес | эт. 65 г. до н.э. | под властью Понта . |
6. Аристарх | 63–47 до н.э. | назначен Помпеем |
В мифологии
[ редактировать ]
Начиная с пятого века до нашей эры, Колхиду называли Эей, мифическим домом Ээта , Медеи , Золотого руна и огнедышащих колхидских быков. [70] [71] и был местом назначения аргонавтов . [72] [73]
Колхида также считается возможной родиной амазонок . [74] [75] [76] [77] [78] [79] Также считалось, что амазонки были скифского происхождения из Колхиды. [80]
Согласно греческой мифологии, Колхида была сказочно богатой страной, расположенной на загадочной периферии героического мира. Здесь, в священной роще бога войны Ареса , царь Ээт висел Золотое руно , пока оно не было захвачено Ясоном и аргонавтами . Колхида была также землей, где мифологический Прометей был наказан прикованным к горе, в то время как орел съел его печень за то, что он открыл человечеству тайну огня.
Аполлоний Родосский назвал главным городом Эю ( Argonautica , passim). Главными мифическими персонажами Колхиды являются:
- Абсирт , сын Ээта
- Ээт , царь Колхиды, сын бога солнца Гелиоса и океаниды Персеиды (дочери Океана ), брат Цирцеи и Пасифаи , отец Медеи , Халкиопы и Абсирта.
- Халкиопа , дочь царя Ээта
- Цирцея , сестра царя Ээта
- Идия , царица Колхиды, мать Медеи, Халкиопы и Абсирта.
- Медея , дочь царя Ээта
- Пасифая , сестра Ээта
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ или Колчида ; / ˈ k ɒ l k ɪ s / ; Греческий : Κολχίς , Колхида , Древнегреческое произношение: [kolkʰís]
- ^ Колхида не была устоявшейся и структурно институционализированной монархией.
- ^ Также известен как Эгри , Эгр , Эгури и Эгрос в «Грузинских хрониках» и «Переводе картлийских хроник». [81] [82] древнеармянской упоминается как Колкис он В или Эгер Ашхархацуйц географии . [83]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Морритт, Р.Д. (2010). Камни, которые говорят . Кембриджские ученые. п. 99. ИСБН 9781443821766 .
Племена Колхиды объединились в 13 веке до нашей эры. В этот период он упоминался в греческой мифологии как Колхида как место назначения аргонавтов и дом Медеи в ее владениях колдовства. Урартам она была известна как Гулха (Колха или Килхи).
- ^ Асатиани, Нодар; Джанелидже, Отар (2009). История Грузии: с древнейших времен до наших дней . Мичиганский университет: Petite. п. 17. ISBN 9789941906367 .
- ^ Дэвид Браунд. Грузия в древности: История Колхиды и Закавказской Иберии, 550 г. до н.э. – 562 г. н.э. стр. 5180.
- ^ Перейти обратно: а б Джавахишвили, Иване. История грузинского народа . Книга I. стр. 44–47.
Колхиду в основном населяли мегрельско-лазские племена. Затем колхи завоевали землю сванов.
- ^ Цецхладзе 1993 , с. 235, 240.
- ^ Перейти обратно: а б Рэйфилд 2012 , с. 14.
- ^ Морритт, Р.Д. (2010). Камни, которые говорят . Кембриджские ученые. ISBN 9781443821766 .
они [Колхида] поглотили часть Диаоха (ок. 750 г. до н.э.)
- ^ Ассатиани, Нодар; Бендианачвили, Александр (1997). История Грузии . Париж: L'Harmattan. п. 31. ISBN 2-7384-6186-7 .
- ^ Асатиани, Нодар; Джанелидже, Отар (2009). История Грузии . Тбилиси: Маленький. п. 16.
- ^ Кристансен, Биргит (2019). «Зернохранилища в Урарту и соседних государствах и монументализация административных отчетов». Аветисян Павел С.; Дэн, Роберто; Грекян, Ерванд Г. (ред.). За горами и далеко: исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия . Археопресс. п. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Кук, Стэнли Артур ; Чарльзуорт, Мартин Персиваль; Бери, Джон Багнелл ; Бери, Джон Бернард. Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета . п. 350. [ нужна полная цитата ]
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 17.
- ^ Рональд Григор Суни, Создание грузинской нации , 2-е изд., стр. 7
- ^ Савалли-Лестрейд, И. (1998). Царские философы в эллинистической Азии . Дроз: Практикум повышения квалификации: Исторические и филологические науки. п. 182. ИСБН 9782600002905 .
- ^ Эйвери, Кэтрин Б., изд. (1962). Классический справочник нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. п. 314-315.
- ^ Лэнг, Дэвид Маршалл (1966). Грузины . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. п. 59.
- ^ Лэнг, Дэвид Маршалл (1966). Грузины . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. стр. 75, 76–88.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов, Кирилл. Исследования по христианской истории Кавказа . стр. 69, 84.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас, Кристофер (18 ноября 2014 г.). «Глава 3: Кавказ». Раннее христианство в контексте: исследование культур и континентов . Бейкер.
- ^ Перейти обратно: а б Берни, Чарльз; Ланг, Дэвид Маршалл (2001). Народы гор: Древний Арарат и Кавказ . Феникс Пресс. п. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Корнелл, Сванте Э. (2002). Автономия и конфликт: этнотерриториальность и сепаратизм на Южном Кавказе на примере Грузии (докторская диссертация). Уппсальский университет. п. 130.
- ^ Аллен, среда (1932). История грузинского народа . п. 123.
- ^ Уилсон, Найджел. Энциклопедия Древней Греции . п. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэйфилд 2012 , с. 15.
- ^ Морритт, Роберт Д. (2017). Камни, которые говорят . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443821766 – через Google Книги .
- ^ Суни, Рональд Г. Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы. п. 8.
- ^ Морритт, Роберт Д. (2017). Камни, которые говорят . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443821766 – через Google Книги .
- ^ Предыстория армянского народа , Игорь Михайлович Дьяконов, с. 75
- ^ Британская энциклопедия , Том 1, с. 1040
- ^ Археология на северо-восточной анатолийской границе , Клаудия Сагона, с. 35
- ^ Роберт Д. Морритт, Камни, которые говорят , с. 143
- ^ Питер Л. Рудик, Культура и обычаи Кавказа , с. 10, Гринвуд, США (1 декабря 2008 г.), ISBN 9780313348853 ; Зев Кац, Справочник основных советских национальностей , с. 163, Мичиганский университет Фри Фресс, США (1975), ISBN 0029170907 ; Александр Прохоров. Большая советская энциклопедия , том 7, стр.197, Макмиллан, (1973); Ори З. Солтес. Национальные сокровища Джорджии , стр.30, Bloomsbury США (1999), ISBN 0856675016 ; Богдан Нагайло, Виктор Свобода. Советский разлад. История национального вопроса в СССР , с. 11, Хэмиш Гамильтон (1990), ISBN 0029224012
- ^ Кембриджская древняя история , Джон Энтони Крук, Элизабет Роусон , с. 255
- ^ Лэнг, Дэвид Маршалл (1966). Грузины . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. стр. 59, 75, 76–88.
- ^ О, Лордкипанидзе. (1991). Археология в Грузии , Вайнхайм, 110.
- ^ М. Сальвини, История и культура урартов (Дармштадт, 1995) 70f.
- ^ Бреммер, Дж. Н. (2007). «Миф о золотом руне». Журнал древних религий Ближнего Востока , 6, 9–38.
- ^ Кемалеттин Кёроглу. «Расширение царства Урарту на север и историческая география земли Кулха». Аралык 2000, Cilt LXIV - Сайы 241. [1]
- ^ Леван Гордзеиани. «Некоторые замечания о Кулхе». За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия. ред. Павел С. Аветисян, Роберто Дан и Ерванд Г. Грекян. Археопресс Археология. 2019. с. 242. [2]
- ^ Геродот . «Геродот, «История» , книга 1, глава 2, раздел 2» . perseus.tufts.edu . Проверено 7 апреля 2020 г.
Они плыли на длинном корабле в Эю, город колхов, и к реке Фасис...
- ^ Аполлоний Родосский (2006). Аполлоний Родий: Аргонавтика . Издательство Гарвардского университета . стр. II.417 ISBN 0-674-99001-3 . ОСЛК 249603642 .
Колхидская Айя лежит на самых дальних границах моря и земли,
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, Α α, αἶα, αἶα» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ Денк, Томас; Фротцлер, Норберт; Давиташвили, Нино (01 февраля 2001 г.). «Особенности растительности и распространение реликтовых таксонов во влажных лесах умеренного пояса и водно-болотных угодьях Грузии (Закавказья)» . Биологический журнал Линнеевского общества . 72 (2): 287–332. дои : 10.1111/j.1095-8312.2001.tb01318.x . ISSN 0024-4066 .
- ^ Дэвид, Браунд (1994). Грузия в древности. История Колхиды и Закавказской Иберии 550 г. до н.э. 562 г. н.э. Календон Пресс. стр. 54–58. ISBN 0198144733 .
- ^ Дэвид, Браунд (1994). Грузия в древности. История Колхиды и Закавказской Иберии 550 г. до н.э. 562 г. н.э. Календон Пресс. п. 67. ИСБН 0198144733 .
- ^ Эрб-Сатулло, Натаниэль Л.; Гилмор, Брайан Джей-Джей; Хахутаишвили, Нана (01 сентября 2014 г.). «Технологии выплавки меди позднего бронзового и раннего железного веков на Южном Кавказе: взгляд из древней Колхиды, ок. 1500–600 до н.э.» . Журнал археологической науки . 49 : 147–159. Бибкод : 2014JArSc..49..147E . дои : 10.1016/j.jas.2014.03.034 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Эрб-Сатулло, Натаниэль Л.; Гилмор, Брайан Джей-Джей; Хахутаишвили, Нана (01.09.2017). «Ландшафты медепроизводства Южного Кавказа» . Журнал антропологической археологии . 47 : 109–126. дои : 10.1016/j.jaa.2017.03.003 . ISSN 0278-4165 .
- ^ Лордкипанидзе Отар, Микеладзе Теймураз. Колхида в VII-V вв. Древние письменные источники и археология. В: Эвксин, увиденный греками: письменные источники и археология. Симпозиум Вани (Колхида), сентябрь-октябрь 1987 г. Безансон: Университет Франш-Конте, 1990. стр. 167-187. (Литературные анналы Безансонского университета, 427); https://www.persee.fr/doc/ista_0000-0000_1990_act_427_1_1252
- ^ такие древние племена, как абсилы (упоминаемые Плинием, I в. н. э.) и абасгои (упомянутые Аррианом соответствуют По мнению некоторых учёных, современным абхазам , 2 в. н. э.) (Чирикба, В., «Об этимологии этнонима apswa 'Абхазский'», в Ежегоднике Общества по изучению Кавказа , 3, 13-18, Чикаго, 1991; Хьюитт, Б.Г., «Действительное и недействительное применение филологии к истории», в Revue des Etudes. Georgiennes et Caucasiennes , 6–7, 1990–1991, 247–263, Большой энциклопедический словарь Ларусса , том 1, 1985, стр. 20). Однако это утверждение является спорным, и академический консенсус до сих пор не достигнут. Другие ученые предполагают, что эти этнонимы вместо этого отражают общее региональное происхождение, а не подчеркивают отчетливую и отдельную этническую и культурную идентичность в древности. Например, грузиновед Тариэл Путкарадзе предполагает: «В III-II тысячелетии до нашей эры картвельские , абхазо - абазинские , черкесско-адыгские и вайнахские племена, должно быть, входили в состав великого Иберо-кавказский этнос . Поэтому закономерно, что несколько племен или происходящих от них этносов имеют названия, производные от одной основы. Колхидский афаз, апсил, апшиль и северокавказские апсуа, абазаха, абаза, существовавшие в I тысячелетии, были названиями, обозначавшими разные племена общего происхождения. Некоторые из этих племен (апсилы, апшилы) исчезли, другие смешались с родственными племенами, а третьи сохранились до наших дней». (Путкарадзе, Т. Картвелы , 2005, перевод Ирен Куция)
- ^ «Лидделл, Скотт, Древнегреческий лексикон Джонса» .
- ^ «Геродот, Истории, Книга 2, глава 104» .
- ^ Фелинг 1994 , с. 13; Маринкола 2001 , с. 34.
- ^ Святыни и гробницы Старого и Нового Света: записи о паломничествах во многих странах и исследования, связанные с историей мест, примечательных памятниками Деа или памятниками сакрального характера; Включая Уведомления о погребальных обычаях основных народов, древних и современных , Том 1, Ричард Роберт Мэдден, Ньюби, 1851, стр. 293
- ^ Универсальная история, Из древнейших времен , Том 10, Джордж Сейл, Джордж Псалманазар, Арчибальд Бауэр, Джордж Шелвок, Джон Кэмпбелл, Джон Суинтон, с. 136 Б.II.
- ^ Плин, I, xxxiii, ок. 3.
- ^ Миниатюрные империи: Исторический словарь новых независимых государств , Джеймс Минахан, стр. 116
- ^ Кирилл Туманов, Исследования по христианской истории Кавказа , стр. 80.
- ^ Павсаний, Описание Греции ( http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0160%3Abook%3D2 )
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 18-19.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 19.
- ↑ Создание грузинской нации , 2-е изд., Рональд Григор Суни, стр. 13.
- ^ Дэвид, Браунд (1994). Грузия в древности. История Колхиды и Закавказской Иберии 550 г. до н.э. 562 г. н.э. Календон Пресс. п. 154. ИСБН 0198144733 .
- ^ Цецхладзе 2021 , с. 665.
- ^ Помпей , Ник Филдс с. 29
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Рэйфилд 2012 , с. 33.
- ^ Арриан; Фальконер, Томас (1805). Путешествие Арриана вокруг Эвксинского моря: переведено и сопровождается географической диссертацией и картами: к которым добавлены три беседы: I. О торговле с Ост-Индией через Эвксинское море, II. О расстоянии, которое корабли древности обычно проходили за двадцать четыре часа, III. По размерам Олимпийского стадиона . Дж. Кук. п. 9 .
- ^ Уэст, Барбара А. (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Нью-Йорк: факты в архиве . стр. 461 . ISBN 978-0-8160-7109-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Цецхладзе 2022 , с. 534.
- ^ Пиндар Пифийские оды 4.11, 4.212; Симонидес PMG545 (Schol. Eur. Med. 19); Происхождение языческого идолопоклонства , Джордж Стэнли Фабер, с. 409
- ^ Факты о компаньоне к классической драме , Джон Э. Торберн «Колхидские быки» с. 145
- ^ Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи , Тревор Брайс, с. 171
- ^ Мировая мифология: Антология великих мифов и эпосов , Донна Розенберг, с. 218
- ^ Прославляйте божественную женственность: верните свою силу с мудростью древней богини , Джой Райхард, с. 169
- ^ Джон Канзанелла, Невинность и анархия , с. 58
- ^ Маргарет Мезерв, Исламские империи в исторической мысли эпохи Возрождения , стр. 250
- ^ Дайан П. Томпсон, Троянская война: литература и легенды от бронзового века до наших дней с. 193
- ^ Эндрю Браун, Новый спутник греческой трагедии с. 66
- ^ Марк Амару Пинкхэм, Возвращение змей мудрости «Амазонки, змеи-женщины»
- ^ Уильям Г. Тальманн, Аполлоний Родосский и пространства эллинизма «Аполлоний Родосский», с. 130
- ^ Кэсидей, А. (2012). Православный христианский мир: миры рутледжа . Тейлор и Фрэнсис . п. 59. ИСБН 9781136314841 .
- ^ Рапп, С.Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты. Корпус восточнохристианских сочинений: вклады . Питерс. п. 10. ISBN 9789042913189 .
Это царство, известное на древнегрузинском языке как Эгриси, приобрело легендарную репутацию благодаря греческому мифу о Ясоне и аргонавтах, чьи приключения привели их в Колхиду (т.е. Эгриси) в поисках Золотого руна.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (1992). География Анании Ширакского (Ašxarhac῾oyc῾): Длинная и короткая редакция . Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг. п. 125. ИСБН 3-88226-485-3 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Браунд, Дэвид (1994). Грузия в древности: история Колхиды и Закавказской Иберии 550 г. до н.э. – 562 г. н.э. Кларендон Пресс, Оксфорд. ISBN 0-19-814473-3 .
- Фелинг, Детлев (1994). «Искусство Геродота и окраины мира». В фон Мартельсе, ZRWM (ред.). Факты о путешествиях и художественная литература о путешествиях: исследования художественной литературы, литературных традиций, научных открытий и наблюдений в написании путевых заметок . Исследования Брилла по интеллектуальной истории, том 55. Лейден, Нидерланды: Brill . стр. 1–15 . ISBN 978-90-04-10112-8 .
- Отар Лордкипанидзе Фазис: Река и город Колхида Историческая география 15. Франц Штайнер, ISBN 3-515-07271-3 .
- Маринкола, Джон (2001). Греческие историки . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-922501-9 .
- Меламид, Александр (январь 1993 г.). «Колхида сегодня». Географическое обозрение . 83 (1): 79–83. Бибкод : 1993GeoRv..83...79M . дои : 10.2307/215382 . JSTOR 215382 .
- Митчелл, Джон Малкольм (1911). энциклопедия Британская Том. 6 (11-е изд.). стр. 100-1 662–663. »
- Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . Книги реакции.
- Тордарсон, Фридрик (1993). «КОЛХИДА». Энциклопедия Ираника, Том. VI, Фаск. 1 . стр. 41–42.
- Цецхладзе, Гоча Р. «Пичвнари и его окрестности, 6 в. до н.э. – 4 в. н.э.». Литературные анналы университета Франш-Конте , 659, Редакторы: М. Клавель-Левек, Э. Жени, П. Левек. Париж: Presss Universitaires Franc-Comtoises, 1999. ISBN 2-913322-42-5 .
- Цецхладзе, Гоча Р. (2021). «Северное Причерноморье». В Джейкобсе, Бруно; Роллингер, Роберт (ред.). Спутник Персидской империи Ахеменидов . John Wiley & Sons , Inc. с. 665. ИСБН 978-1119174288 .
- Цецхладзе, Гоча Р. (1993). «О нумизматике Колхиды: взгляд классического археолога». Диалоги об истории древней Анне . 19–1 : 233–256 (235). дои : 10.3406/dha.1993.2084 .
Небольшой процент колхидских полудрахм типа В дополнен греческими буквами. [стр. 240] В Колхиде был широко распространен греческий язык, на этом языке даже издавались указы.
- Цецхладзе, Гоча Р. (2022). «Классическая археология Понта в архаический период: некоторые текущие проблемы и перспективные решения». В Коломби, Камилла; Паризи, Валерия; Далли, Ортвин; Гуггисберг, Мартин; Пирас, Джорджио (ред.). Сравнение греческих колоний: мобильность и консолидация поселений от . Вальтер де Грюйтер.
- Акакий Урушадзе. Страна волшебницы Медиа , Тбилиси, 1984 (на русском и английском языках).
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- «Колхида» в Словаре греческой и римской географии (1854 г.) (под ред. Уильяма Смита, доктора юридических наук)
- Колхидские монеты
- Страбон на Колхиде
- Геродот в Колхиде
- Плиний о Колхиде
- Золотые могилы, археологические находки. Архивировано 6 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- Колхида (на немецком языке)
- Колхида за фортепиано (amarcord.be) (на голландском языке)