Хаяса-Ацци
История Армении |
---|
![]() |
Хронология • Происхождение • Этимология |
Хаяса-Аззи или Аззи-Хаяса ( хетт .: ПРЕИМУЩЕСТВА Ḫaiaša- , армянский : Հայասա ) — конфедерация позднего бронзового века на Армянском нагорье и/или Понтийском регионе Азии Малой . Конфедерация Хаяса-Ацци находилась в конфликте с Хеттской империей в 14 веке до нашей эры, что привело к краху Хатти около 1190 года до нашей эры. Долгое время считалось, что Хаяса-Аззи, возможно, сыграл значительную роль в этногенезе армян . [1]
Расположение
Хеттские надписи, расшифрованные в 1920-х годах швейцарским ученым Эмилем Форрером, свидетельствуют о существовании горной страны Хаяса-Ацци, лежащей к востоку от Хатти в районе Верхнего Евфрата . Его западная граница, кажется, чередовалась между Самухой (вероятно, к западу от современного Сиваса ) и Куммахой (вероятно, современные Кема, Эрзинджан ). [2] Позднее эти территории географически, по крайней мере частично, совпали с Верхней Арменией. [3] провинция позднего Армянского царства и соседняя область Малая Армения . [1]
Хаяса-Аззи, по-видимому, граничил с Исувой (позже известной как Софен , теперь известной как Элязиг ) и Паххувой (возможно, недалеко от современной Дивриги или провинции Бингол ) на юге или западе. [2] [3] Восточная протяженность Хаяса-Ацци неизвестна, хотя некоторые полагают, что она находится в районе современного Теркана . [4] или на восток до озера Ван [2] [5] или Араратская равнина . [6]
Имя Хаяса, возможно, связано с Ия(ни) / Ига(ни) урартских текстов. [7] И Хаяса, и Ия (ни) / Ига (ни) были связаны с Айа из греческой мифологии. [7] [8] С другой стороны, другая теория предполагает связь с Хушей (ни) , упомянутыми урартскими царями Аргишти I и Сардури II в 8 веке до нашей эры. [4] Ия(ни) / Ига(ни) и Хуса(ни), вероятно, находились в современной провинции Ардахан в Турции .
Вполне возможно, что имя Ацци сохранилось до классической эпохи как Аза, город, расположенный в долине реки Келькит . [4] С другой стороны, форма имени Аззи могла продолжаться и в 17 веке нашей эры как Азнцик, район Ани-Каммахк (Кемах) в Верхней Армении. [3]
Аззи не следует путать с одноименным городом Алзи (Алше) , который располагался южнее. [ нужна ссылка ]
Политическая структура
Точный характер отношений Хаясы и Аззи неизвестен. Обычно считается, что они представляли собой конфедерацию двух разных королевств на территории нынешней северо-восточной Турции: Хаяса на севере и Аззи на юге. Хотя эти две земли были отдельными образованиями, они были политически и, вероятно, лингвистически связаны. [2] Однако существуют альтернативные теории относительно характера их отношений. Некоторые предполагают, что Аззи был регионом или районом Хаясы или что Хаяса и Аззи были разными названиями одного и того же места. [9] Вардан Матиосян утверждает, что хайаса был этнонимом , а Аззи - государством или землей, на которой жили хайясаны. [3] По мнению Массимо Форланини , Хаяса и Аззи, возможно, обозначали одно и то же государство, при этом название изменилось с Хаяса на Ацци после основания новой правящей династии или столицы. [10]
Договор хеттского царя Суппилулиумы I с Хаккани из Хаясы адресован «народу Хаясы». По мнению Игоря Дьяконова , это, вероятно, говорит о том, что у хайасанов было народное собрание или совет старейшин. [9] [5] Точно так же Мурсили II позже вел переговоры со «старейшинами» Аззи. [9] В соседней земле Пахува, возможно, был аналогичный управляющий совет. [9]
Возможная альтернативная интерпретация этих договоров состоит в том, что эти советы состояли из вождей различных племен, входивших в конфедерацию Хаяса-Аззи. [9]
Хотя хеттские тексты часто расходятся с Хатти, в них упоминается, что хайасаны служили колесничими в хеттской армии. [9]
Столица Хаяса-Аззи неизвестна, но его главной крепостью была Ура, возможно, располагавшаяся где-то недалеко от современного Байбурта или вдоль реки Келькит . [3] Другая крепость, Арипса, возможно, располагалась на берегу озера Ван. [11] [12] [13]
Ранняя история

Все сведения о Хаяса-Ацци происходят от хеттов, первоисточников от Хаяса-Ацци нет. Таким образом, ранняя история Хаяса-Ацци неизвестна. По мнению историка Арама Косяна, не исключено, что истоки Хаяса-Аззи лежат в Триалети-Ванадзорской культуре , которая распространилась от Закавказья в сторону северо-востока современной Турции в первой половине II тысячелетия до нашей эры. [14] Связанный с Триалети-Ванадзором участок Сос-Хёюк IV, расположенный в районе Эрзурума, возможно, был связан с Хаяса-Аззи. [15]
Тудхалия III и Суппилулиума I (1360–1320 гг. до н. э.)
Хеттский царь Тудхалия III решил сделать город Самуха «важным культовым центром, расположенным в верхнем течении реки Марассантия ». [16] : 160 в качестве временного дома для хеттского царского двора через некоторое время после того, как он покинул Хаттусу перед лицом нападений на его королевство со стороны Каски , Хаяса-Аззи и других врагов его государства. Однако Самуха была временно захвачена войсками из страны Аззи. [16] : 160 В это время королевство Хатти было настолько осаждено жестокими атаками врагов, что многие соседние державы ожидали его скорого краха. Египетский фараон Аменхотеп III даже писал Тархундараду, царю Арзавы: «Я слышал, что все кончено и что страна Хаттуса парализована» (EA 31, 26–27). [17] Однако Тудхалия сумел сплотить свои силы; действительно, скорость и решимость хеттского царя, возможно, удивили врагов Хатти, включая Каску и Хаяса-Аззи. [16] : 160–162 Тудхалия послал своего генерала Суппилулиуму, который позже стал королем под титулом Суппилулиума I , к северо-восточным границам Хатти, чтобы победить Хаяса-Аззи. Хайясаны первоначально отступили от прямого боя с хеттским полководцем. Однако хеттитолог : Тревор Р. Брайс отмечает, что Тудхалия и Суппилулиума в конечном итоге
вторглась в Хаяса-Ацци и вызвала разборки с ее королем Каранни (или Ланни) возле города Кумаха. Отрывок (в «Делах Суппилулиумы»), описывающий исход этой битвы, отсутствует. Но почти наверняка хеттский поход завершился завоеванием Хаяса-Аззи, поскольку впоследствии Суппилулиума сделал его вассальным государством хеттов, заключив договор с Хакканой, его нынешним правителем. [18] [16] : 162–163
Хайасаны теперь были обязаны репатриировать всех захваченных в плен хеттских подданных и уступить «границу [территорию], которая, по утверждению Суппилулиума, принадлежала Земле Хатти». [16] : 163 Несмотря на ограничения, наложенные на Хаккани, он не был вполне кротким и покорным зятем хеттов в политических и военных делах. В качестве условия освобождения тысяч хеттских пленников, содержавшихся в его владениях, он потребовал сначала возвращения пленников Хайясана, содержавшихся в Хатти.
Во время их правления на клинописных табличках Богазкея начинают упоминаться имена трех последовательных королей, которые правили государством Хаяса и/или Аззи. Это были Каранни (или Ланни), Мария и Хаккани (или Хуккана). Хаккани женился на хеттской принцессе. Когда Суппилулиума сам стал королем, Хаккани женился на сестре Суппилулиумы.
В договоре, подписанном с Хаккани, Суппилулиума I упоминает ряд обязательств гражданского права:
У моей сестры, которую Я выдал тебя замуж, есть сестры; благодаря вашему браку они теперь стали вашими родственниками. Что ж, в стране Хатти есть закон. Не приближайтесь к сестрам, невесткам или двоюродным братьям; это не разрешено. В Земле Хатти тот, кто совершает такой поступок, не живет; он умирает. В вашей стране вы, не колеблясь, женитесь на своей сестре, невестке или двоюродном брате, потому что вы нецивилизованы. Такое действие не может быть разрешено в Хатти.
Мурсили II (1320–1290-е гг. до н. э.)

Королевство Хаяса-Аззи какое-то время оставалось лояльным вассальным государством хеттов, возможно, пораженное той же чумой, которая унесла жизни Суппилулиума и его сына Арнуванды II . Но на седьмом году правления Мурсили (за три года до затмения Мурсили – так, 1315 г. до н. э.) «владыка Аззи» Анния воспользовался объединением Пиххунии каска и совершил набег на Землю Данкува, хеттский пограничный регион, куда перевез свои население вернулось в свое королевство.
Кавеньяк писал о том периоде, что Анния «разграбила несколько районов и отказалась освободить взятых пленных». Восстание Аннии вскоре вызвало ответ хеттов. Хеттский царь Мурсили II , разгромив Пиххунию, двинулся к границам Хаяса-Аззи, где потребовал от Аннии возвращения захваченных им подданных. [16] : 219 Когда Анния отказалась, Мурсили немедленно атаковал пограничную крепость Хаясы Ура. [19] Следующей весной он переправился через Евфрат и реорганизовал свою армию в Ингалове, которая примерно десять веков спустя стала сокровищницей и местом захоронения армянских царей династии Аршакуни .
Несмотря на кампании Мурсили 7-го года и, вероятно, 8-го года против Хаяса-Аззи, Анния все еще оставалась непокоренной и продолжала игнорировать требования хеттского царя вернуть свой народ в начале девятого года правления Мурсили. [16] : 219 Затем, в 9-м году правления последнего, Анния начала крупное контрнаступление, снова вторгнувшись в регион Верхних земель на северо-восточной границе Хатти, разрушив Землю Иститина и осадив город Каннувара. [20] Хуже того, Мурсили II был вынужден столкнуться с новым кризисом в том же году после смерти своего брата Сарри-Кусуха, хеттского наместника Сирии. Это спровоцировало восстание земель Нухаше против контроля хеттов. [16] : 220 Мурсили II предпринял решительные действия, отправив своего генерала Курунту для подавления сирийского восстания, в то время как он послал другого генерала, способного Нуванзу (или Нуванзу), чтобы изгнать врага Хаяса-Аззи из Верхней Земли. Посоветовавшись с некоторыми оракулами, король приказал Нуванзе захватить территорию Верхней Земли у сил Хаясана. Это Нуванза сделал, нанеся громкое поражение захватчикам Хаяса-Ацци в битве при Гануваре ; отныне Верхняя Земля останется «твердо в руках хеттов до конца правления Мурсили под непосредственным руководством местного губернатора, назначенного царем». [16] : 221 В то время как Мурсили II вторгся и отвоевал Хаяса-Аззи на десятом году своего правления, [21] его официальное подчинение произошло только в следующем году правления хеттского царя. [16] : 221
В «Анналах Мурсили» ниже описаны кампании Мурсили против Хаяса-Аззи: [22]
Народ Нахассе восстал и осадил» (имя неразборчиво). «Другие враги и народ Хаясы тоже. Они разграбили Инститину, блокировали Ганувару войсками и колесницами. И поскольку я оставил Нувансаса, главного виночерпия, и всех начальников лагеря, войска и колесницы в Горной Стране, я написал Нувансасу следующее: «Видите, народ Хаясы опустошил Инститину и заблокировал город Ганувару». И Нуванза повел войска и колесницы на помощь и двинулся к Гануваре. И затем он послал ко мне гонца и написал мне; — Не пойдете ли вы посоветоваться за меня с авгуром и предсказателем? Разве не могли за меня принять решение птицы и плоть искупительных жертв?
И я отправил Нуванзе такое письмо: «Смотри, я посоветовался с птицами и мясом, и они приказали: Иди!» потому что эти люди Хаясы, Бог У, уже передали вам; ударь их!
И когда я возвращался из Астатана в Кархемиш , царственный принц Нана-Лу встретил меня на дороге и сказал: «Враг Хайсана, осадивший Ганувару, Нуванза выступил против него и встретил его под стенами Ганувары. Против него было выставлено десять тысяч человек и семьсот колесниц, и Нуванса разгромил их. Много убитых и много пленных.
(Здесь таблички испорчены, и потеряно 15 строк.)
И когда я прибыл в Тиггарамму , главный виночерпий Нуванза и все дворяне пришли встретить меня в Тиггарамме. Мне следовало бы еще отправиться в Хаясу, но вожди сказали мне: «Сегодня уже далеко, господин господин!» Не ходи в Хаясу». И я не поехал в Хаясу.
Упадок Хаясы
Сам Мурсили теперь мог получить удовлетворение от превращения враждебного и агрессивного королевства Хаяса-Аззи еще раз в вассальное государство хеттов. [16] : 223

После поражения Аннии Хаяса-Аззи больше никогда не появляется в хеттских (или ассирийских ) записях как единая нация. Хаяса как боевая сила была практически уничтожена экспедицией Мурсили II.
Однако Аззи продолжал упоминаться еще некоторое время после того, как упоминания о Хаясе прекратились. Вполне возможно, что Хаяса был разрушен Мурсили и/или стал частью Аззи. [2] Упоминается, что Мутти, житель города Халимана, приветствовал Мурсили в Аззи. Больше о нем ничего не известно, но, возможно, он был современным королем Аззи. [23]
Многие из бывших районов и городов Хаяса-Ацци стали самостоятельными городами-государствами после распада конфедерации Хаяса-Ацци в конце 13 века до нашей эры. [9] Другие регионы Ацци, вероятно, соответствуют областям наирийского государства Урарту , упомянутым в ассирийских записях примерно того же времени. [24] : 310 [25]
Территория Хаяса-Аззи могла, по крайней мере частично, соответствовать Диауэхи из текстов урартской эпохи. [26] [27] [28]
Хаяса и армяне
Сходство имени Хаяса с эндонимом армян хай и привело к предположению , армянским названием Армении Айк или Айастан что конфедерация Хаяса-Аззи участвовала в армянском этногенезе или, возможно, была армянской -речевое состояние. -assa / -asa — соответственно хеттский и иероглифический лувийский суффиксы родительного падежа. Следовательно, Хаяса могло быть хеттским или лувийским именем, означающим «земля сена». [3] По сути, это то же самое значение, что и современный Айастан . Хаяса-Аззи мог быть хеттским переводом азна армянского айоца, или «армянской нации». [3]
Hay может происходить от протоиндоевропейского слова * h₂éyos (или, возможно, * áyos ), что означает «металл». Согласно этой теории, Хаяса означает «земля металла», имея в виду ранние методы металлургии, развитые в этом регионе. [29]
Хотя язык или языки, на которых говорят в Хаяса-Ацци, неизвестны, похоже, что там действительно преобладал неанатолийский индоевропейский лингвистический элемент. Этот язык, по-видимому, имел некоторое сходство с древнегреческим и мог быть ранним армянским диалектом. [14] Имя царя Каранни может быть связано с греко- македонским Караносом . [30] [14]
Некоторые ученые утверждают, что имя царя Хайясана Мария связано с санскритским марья , что означает «молодой человек, воин», и, таким образом, указывает на возможное индоиранское присутствие (возможно, связанное с Митанни) в Хаяса-Аззи. [31] Вместо этого Вардан Матиосян утверждает, что это имя является формой классического армянского мари , что также означает «молодой человек». [32] И санскритские, и армянские слова в конечном итоге происходят от одного и того же протоиндоевропейского корня * méryos . [33] [34]
Некоторые из богов Хаяса-Аззи, записанные в договорах с хеттами, могли быть связаны с армянскими или греческими традициями. Унаг-Астуас , вероятно, связан, по крайней мере этимологически, с классическим армянским Астуатсом (современный армянский: Аствац ), что означает «Бог» и продолжает использоваться в армянском языке сегодня. [35] Балтайк могла быть богиней, связанной с западносемитским Баалат ( Астарта ), с вероятным армянским уменьшительным суффиксом -ик (например, который присутствует в имени армянской богини Астлик ). [30] С другой стороны, этимологически оно могло произойти от протоиндоевропейского * bʰel- (что означает «яркий») через форму * bʰel-to . [36] Териттитуниш может быть связан с Тритоном из греческой мифологии. [14]
Регион, охватываемый Хаяса-Аззи, позже составит Малую Армению, а также западные и юго-западные регионы Древней Армении . Главные храмы многих дохристианских армянских богов, таких как Арамадз , Анаит , Мгер , Нане и Барсамин, располагались там, где, вероятно, находился Хаяса. [37] Сокровищница и царские захоронения династии Аршакидов (Аршакуни) также располагались в этом регионе в I тысячелетии до нашей эры. [38] Ани-Каммахк, вероятно, Куммаха хеттских источников, был главным культовым центром богини Анаит и местом расположения армянских царских гробниц в классическую эпоху . По мнению выдающегося лингвиста Грачья Ачаряна , название города Куммаха могло происходить от кмахк» , означающего «скелет». армянского слова « [30]
Некоторые ученые полагают, что армяне были коренными жителями региона Хаяса или, возможно, переселились в регион Хаяса из близлежащих северных или восточных регионов (таких как современная южная Грузия или северная Армения). [39] [1] Меньшая часть историков предполагают, что после возможного фригийского вторжения на хеттов гипотетически названные армяно-фригийцы поселились бы в Хаяса-Аззи и слились с местным населением, которое, возможно, уже было распространено в западных регионах Урарту . [40] Однако свидетельств тесной армяно-фригийской связи почти нет.
Термин Хайастан имеет сходство с древним месопотамским богом Хая ( ха-иа ) и другим западным божеством по имени Эбла Хайя , родственным богу Эа ( Энки или Энкиль на шумерском языке, Эа на аккадском и вавилонском). [41] Так, в Большой советской энциклопедии 1962 года утверждалось, что армяне произошли от миграции Хаясы в Шуприю в XII веке до нашей эры. [42] Это вызывает возражения из-за возможности простого случайного сходства между двумя именами. [43]
Критика теории армянской связи
Упоминание названия Армения можно с уверенностью датировать только VI веком до нашей эры при царях Оронтидах , и о самом народе Хаяса-Ацци как таковом известно очень мало. [16] : 158–163
Игорь Дьяконов утверждает, что произношение Хаяса, вероятно, было ближе к Хаясе , с придыханием h . По его словам, это сводит на нет связь с "Армянским Ай" (հայ). Кроме того, он утверждает, что -asa не может быть суффиксом анатолийского языка, поскольку имена с этим суффиксом отсутствуют на Армянском нагорье. [9]
Критика Дьяконова была опровергнута Матиосяном и другими, которые утверждают, что, поскольку Хаяса является хеттским (или хеттским) экзонимом, применяемым к чужой земле, суффикс -asa все еще может означать «земля». [3] Кроме того, Хаяса можно согласовать с Хай , поскольку хеттские фонемы h и kh взаимозаменяемы, что также присутствует в некоторых армянских диалектах. [3]
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с Петросян, Армен (2007). «Проблема идентификации протоармян: критический обзор» . Журнал Общества арменоведения . 16:43 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Косян, Арам (2015). Между Евфратом и озером Ван (О расположении Хаясы и Ацци) . Международный симпозиум по культурам Восточной Анатолии и Южного Кавказа. Издательство Кембриджских ученых.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Матиосян, Вардан (2009). «Аззи-Хаяса на Черном море? Еще одна загадка армянского происхождения». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины . Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении. Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с Форланини, Массимо (01 января 2017 г.). «Древняя земля «Северной» Куммахи и Арипсы «внутри моря»» . Места и пространства в Хеттской Анатолии I: Хатти и Восток .
- ^ Перейти обратно: а б Казарян, Роберт П. (2015). «Развитие армянской государственности: Королевство Хаяса (XIV–XIII вв. до н. э.)» (PDF) . Фундаментальная арменология . 1 .
- ^ Серкан Демирель, «Вклад в локализацию Аззи-Хаяши, упомянутой в хеттских клинописных текстах». Архив Анатоликум-Анадолу Аршивлери (АрАн) . 2017. стр. 97–110|url= https://www.academia.edu/38267672/A_Contribution_to_Localization_of_Azzi_Hayaša_Mentioned_in_Hittite_Cuneiform_Texts
- ^ Перейти обратно: а б Армен Петросян. «Проблема армянского происхождения: миф, история, гипотезы (серия монографий JIES № 66)», Вашингтон, округ Колумбия, 2018 г., стр. 151–154.
- ^ Гордезиани, Леван (01.01.2019). «Некоторые замечания о Кулхе» . За горами и далеко. Исследования представлены Мирьо Сальвини .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дьяконов, Игорь М. (1968). «Предыстория армянского народа» . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Массимо Форланини. Древняя земля «Северной» Куммахи и Арипши: «Внутри моря». Места и пространства в хеттской Анатолии I: Хатти и Восток Материалы международного семинара по хеттской исторической географии в Стамбуле, 25-26 октября 2013 г. Türk Eskiçağ Bilimleri Enstitüsü. п. 2. https://www.academia.edu/44937753/The_Ancient_Land_of_Northern_Kummaha_and_Aripsa_inside_the_Sea_
- ^ Косян, Арам (2015). Между Евфратом и озером Ван (О расположении Хаясы и Ацци). Международный симпозиум по культурам Восточной Анатолии и Южного Кавказа. Издательство Кембриджских ученых.
- ^ Роберт Казарян. «Значение хеттских источников периода Мурсили II для древней истории Армении». Фундаментальная арменология . 2016. https://fundamentalarmenology.am/datas/pdfs/297.pdf .
- ^ Серкан Демирель, «Вклад в локализацию Аззи-Хаяши, упомянутой в хеттских клинописных текстах». Архив Анатоликум-Анадолу Аршивлери (АрАн). 2017. С. 97-110. https://www.academia.edu/38267672/A_Contribution_to_Localization_of_Azzi_Hayaša_Mentioned_in_Hittite_Cuneiform_Texts
- ^ Перейти обратно: а б с д Косян, Арам (2014). «К востоку от Хатти» . В Озфирате, Айнур (ред.). Очерки в честь Вели Севина . Яинлари. п. 279.
- ^ Серкан Демирель, «Вклад в локализацию Аззи-Хаяши, упомянутой в хеттских клинописных текстах». Архив Анатоликум-Анадолу Аршивлери (АрАн). 2017. С. 97-110. https://www.academia.edu/38267672/A_Contribution_to_Localization_of_Azzi_Hayaša_Mentioned_in_Hittite_Cuneiform_Texts
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Брайс, Тревор Р. (1999). Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199240104 . Следует подчеркнуть, что Тудхалия III Брайса эквивалентна Тудхалия II Википедии . Среди хеттитологов существуют некоторые разногласия по поводу точного числа царей по имени Тудхалия.
- ^ Моран, Уильям С. (1992). Письма Амарны . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 191. ИСБН 978-0-8018-4251-1 .
- ^ КТХ 42
- ^ AM 86–87 [ нужна полная цитата ]
- ^ AM 110-11 [ нужна полная цитата ]
- ^ AM 130–133 [ нужна полная цитата ]
- ^ КТХ 61, 43, 78
- ^ PM Goedegebuure. «Ссылка, Дейксис и фокус на хеттском языке. Указательные ка- «это», апа- «то» и аси «йон». Амстердамский университет. 2003. стр. 144. https://pure.uva.nl/ws/ файлы/3448919/28669_Thesis.pdf .
- ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Косян, Арам (2011). «К хеттской восточной периферии» . Армянский журнал ближневосточных исследований . VI (2): 91–92.
- ^ Массимо Форланини. Древняя земля «Северной» Куммахи и Арипши: «Внутри моря». Места и пространства в хеттской Анатолии I: Хатти и Восток Материалы международного семинара по хеттской исторической географии в Стамбуле, 25-26 октября 2013 г. Türk Eskiçağ Bilimleri Enstitüsü. п. 5. https://www.academia.edu/44937753/The_Ancient_Land_of_Northern_Kummaha_and_Aripsa_inside_the_Sea_
- ^ Армен Петросян. «К истокам армянского народа. Проблема идентификации протоармян: критический обзор». Журнал Общества арменоведения. 2007. с. 47. https://www.academia.edu/3657764/Towards_the_Origins_of_the_Armenian_People_The_Problem_of_Identification_of_the_Proto_Armenians_A_Critical_Review_in_English_
- ^ Леван Гордзеиани. «Некоторые замечания о Кулхе». За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия. ред. Павел С. Аветисян, Роберто Дан и Ерванд Г. Грекян. Археопресс Археология. 2019. С. 242–243. [1]
- ^ Мартиросян, Грач (2010). Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден: Брилл. стр. 382–385 . ISBN 9789004173378 .
- ^ Перейти обратно: а б с Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . п. 154. [ ненадежный источник? ]
- ^ Петросян, Армен (2018). «Арийские следы в ономастике Хаясы» . Иран и Кавказ . 22 (2): 179. дои : 10.1163/1573384X-20180207 . S2CID 165481073 .
- ^ Вардан Матиосян. Мария, лидер страны Хаяса, и его связи. Базмавеп 1-4. 1992. стр. 322–324.
- ^ Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс. Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. 2006. с. 205.
- ^ Грачья Ачарян. Хайерен арматакан бараран . 2-е издание. Ереван: Университетское издательство, 1971–1979.
- ^ Мартирос Кавукджян. Армения, Субарту и Шумер. Монреаль. (1987) с. 136
- ^ Матиосян, Вартан (2009). «Аззи-Хаяса на Черном море? Еще одна загадка армянского происхождения». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины. Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении. п. 77.
- ^ Армен Петросян (2007). Проблема идентификации протоармян: критический обзор . Общество арменоведения. п. 46 . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Ваан Куркджян [2] История Армении AGBU. (1958) с. 35
- ^ Хэмп, Эрик П. (август 2013 г.). «Распространение индоевропейских языков: развивающийся взгляд индоевропейцев» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 239 : 8, 10, 13 . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Королевство Армения, История Мака Чахина, 1987 (пересмотренная в 2001 г.), стр. 180–182. ISBN 0-7007-1452-9
- ^ «Древние месопотамские боги и богини — Хая (Бог)» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2016 г. Проверено 26 июля 2012 г.
- ^ Армяне , Большая Советская Энциклопедия.
- ↑ Энн Элизабет Редгейт, Армяне , Вили-Блэквелл, 2000. ISBN 978-0-631-22037-4 , с. 24.
Дальнейшее чтение
- Вячеслав В. Иванов и Томас Гамкрелидзе , «Ранняя история индоевропейских языков», Scientific American ; том. 262, № 3, 110–116, март 1990 г.