Jump to content

Айк

Айк Наапет
Айк Наапет
Айк Наапет
Дети арамейцы
Родители

Айк [а] ( Армянский : Айк , Армянское произношение: [хайк] ), также Нахапет Айк как известный Армянское произношение: [hajk naha'pɛt] , букв. ' Айк Патриарх ' [1] ), легендарный патриарх и основатель армянской нации . Его история рассказана в « Истории Армении» , приписываемой армянскому историку Мовсесу Хоренаци , и в « Первоначальной истории», традиционно приписываемой Себеосу . [2] Фрагменты легенды об Айке сохранились и в произведениях других авторов, а также в армянской народной традиции. [3]

Этимология

[ редактировать ]

Имя патриарха Айк ( Հաֵք ) не совсем созвучно армянскому названию «Армения» Айк ( Հայք ). В классическом армянском языке « Айк » — это именительный падеж множественного числа от слова «hay» ( հայ ), армянского слова, означающего «армянин». [2] Хотя Роберт В. Томсон считает этимологию слова «Айк» от «Айк» невозможной, [2] другие ученые считают связь между ними очевидной и выводят Айк от hay / Hayk` через суффикс -ik . [4] Армен Петросян предполагает возможную связь имени Айк с праиндоевропейским *poti- «господин, господин, хозяин дома, муж». [5] Армянская историография советской эпохи связывала Айка и хея с Хаясой — народом, упомянутым в хеттских надписях. [4] [6] Некоторые авторы выводят Айка и сена от Халди /Халди, главного бога урартского пантеона , а также отождествляют Айка с урартским божеством. [3] [7]

Армянское слово айкакан ( ְ այկական , «то, что принадлежит армянам») происходит от имени Айк . Кроме того, от Айка происходят также поэтические названия армянской нации, Айказун (ְայկազուն) или Айказн (հայկազն, состоящий из Айк и azn «поколение, нация, племя») ( Айказн / Айказ позже стал мужским именем среди армян). . [8]

Генеалогия

[ редактировать ]

Интегрируя армянскую традицию в библейскую традицию, Мовсес Хоренаци описывает Айка как потомка Ноя через сына последнего Иафета : «Яфет родил Гамера [Гомера]; Гамер породил Тираса ; Тирас породил Торгома [Тогарму]; Т' Оргом породил Айка». [9] Потомки Айка через его сына Араманеака (Араманьяка) перечислены следующим образом: «Араманеак родил Арамаиса; Арамаис породил Амасию; Амасья родил Гелама [Гема]; Гелам породил Хармая [Харму]; Хармай породил Арама; Арам породил Ара Красивого ». [9] Другими сыновьями Айка, по словам Моисея, были Хор и Манаваз. [10] Моисей также называет имена многих других потомков Айка ( Айказуни , «из рода Айка», также известных как Хайкиды). [5] ), таких как Сисак , Скайорди , Паруйр и Ваге , некоторых из которых он идентифицирует как царей Армении. [11] Что касается происхождения Айка из Торгома/Тогармы, средневековые армянские источники иногда называли Армению Торгома тун («Дом Торгома»), а армян - Торгомян азг («народ Торгома»). [12] Связь Айка с потомками Ноя была создана христианскими авторами после христианизации Армении с целью приобщить армян к библейскому повествованию человеческой истории. [3] [12] [13]

В грузинской истории, приписываемой Джуаншеру , Айк также идентифицируется как сын Торгома/Тогармы и описывается как «князь семи братьев, служивший гиганту Нимроду (Небровту), который первым правил всем миром как царь». [14]

Один из самых известных отпрысков Айка, Арам (чье имя, как утверждает Моисей, является источником названия Армения). [15] ), поселившийся в Восточной Армении из Митаннийского царства ( Западная Армения ), когда Саргон II упоминает царя части Армении, носившего ( армянско - индоиранское ) имя Багатади (которое, как и греческое «Теодор» и «Ионатан» на иврите означает «данный Богом»). [16] [ нужна проверка ]

Айк Мкртума Овнатаняна (1779–1846). Айк изображен стоящим рядом с могилой Бела со стрелой в груди Бела. На заднем плане — гора Арарат с Ноевым ковчегом на вершине. На карте у его ног изображена Армения.

Айк был красивым и дружелюбным мужчиной с вьющимися волосами, блестящими глазами и сильными руками. Это был человек гигантского роста, могучий лучник и бесстрашный воин. Айк и его люди со времен их предков Ноя и Иафета мигрировали на юг, в более теплые земли возле Вавилона. В этой земле правил злой великан Бел. Бел пытался навязать свою тиранию народу Айка. Но гордый Айк отказался подчиниться Белу. Как только у него родился сын Араманьяк, Айк встал и повел свой народ на север, в землю Арарад . У подножия горы он построил деревню и дал ей свое имя, назвав Айкашен.

Моисей из Хорены, История Армении I.10–12.

Согласно сообщениям Мовсеса Хоренаци и анонимной «Первоначальной истории» , Айк сражался против тиранического вавилонского царя Бела ( Белос , Белус) и убил его. В зависимости от мифологической традиции Белус может относиться к символическому вавилонско-аккадскому богу войны или мифическому основателю Вавилона. [17] Моисей отождествляет Бэла с библейским Нимродом и приводит список его предков и преемников, основанный на Библии и Абидене через Евсевия . труды [18]

Согласно рассказу Мовсеса Хоренаци (который, как он утверждает, он узнал из сочинений Мар Абаса Катины), у Айка, сына Торгома , был ребенок по имени Араманеак, когда он жил в Вавилоне . После того, как высокомерный Титанид Бел стал царем над всем, Айк эмигрировал в район возле горы Арарат со своей большой семьей, слугами, последователями и примерно 300 воинами и основал деревню под названием Айкашен . [19] [20] По дороге он оставил отряд в другом поселении вместе со своим внуком Кадмосом. Бел послал одного из своих сыновей умолять его вернуться, но Айк отказался. Бел решил выступить против него с огромными силами, но Кадмос заранее предупредил Айка о его предстоящем приближении. Он собрал свою армию на берегу озера Ван и сказал им, что они должны победить и убить Бэла или умереть, пытаясь это сделать, вместо того, чтобы стать его рабами. [21]

Айк побеждает Бела стрелой.

Моисей пишет, что армии Айка и Бела столкнулись у озера Ван «на равнине между очень высокими горами». [21] Король Бел изначально был в авангарде , но, видя, что исход битвы неясен, он отступил на холм, чтобы дождаться прибытия остальной части своей армии. [21] Увидев это, Айк убил Бела почти невозможным выстрелом из своего длинного лука, повергнув войска короля в замешательство. [21] Айк назвал холм, на котором пал Бел со своими воинами , Герезманк , что означает «гробницы». [21] Он забальзамировал труп Бэла и приказал отвезти его в Харк, где его должны были похоронить на высоком месте на виду у жен и сыновей короля. [21] Вскоре после этого Айк основал на месте битвы крепость или поселение ( дастакерт ) Айк или Айкаберд , поэтому, по словам Мовсеса Хоренаци, район называется Айоц Дзор («Долина армян»). [22] а страна армян называется Айк . [21]

Ученые 18-го и 19-го веков Гевонт Алишан и Микаел Чамчян , используя разные методы, рассчитали дату мифической битвы (также известной как Дьюцазнамарт , по-армянски : Դյուցազնամարտ , «Битва великанов») между Айком и Белом. 11 августа 2492 г. до н.э. или 2107 г. до н.э. соответственно. [12] [23]

Сравнительная мифология

[ редактировать ]
Statue of Hayk (1970) by Karlen Nurijanyan in Yerevan , Armenia

Армен Петросян описывает Айка как «сложную эпическую фигуру, сочетающую в себе характеристики бога-творца, отца и патриарха богов, бога грома и бога войны», происходящую из индоевропейских архетипов и находящуюся под влиянием ближневосточной мифологии. [5] Айк — культурный герой и этиологический основоположник, как Ашшур у ассирийцев , например, . Фигура, убитая стрелой Айка, по-разному обозначается как Бел или Нимрод . Айк – это также название созвездия Ориона в армянском переводе Библии. [5] Бегство Айка из Вавилона и его возможное поражение Бела сравнивают с бегством Зевса на Кавказ и возможным поражением Титанов. [24] Петросян считает индийское божество Рудру Наиболее близким к Айку мифологическим персонажем . Оба связаны с созвездием Ориона, оба имеют потомков или последователей с тем же именем ( Хейс и Рудра ) и оба являются лучниками, убивающими своего врага стрелой. [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется Haik или Haig .
  1. ^ Гош, Мхитар (2000). Кодекс законов (Датастанагирк) Мхитар-Гоша . Родопи. п. 112. ИСБН  9789042007901 . Проверено 6 июля 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Моисей Хоренаци ; Томсон, Роберт В. (1978). «Генеалогия Великой Армении». История армян . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 88. ИСБН  0-674-39571-9 .
  3. ^ Jump up to: а б с Катвалян, М. (1980). «Айк» . Амбарцумян, Виктор (ред.). Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 6. Ереван. п. 166. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Мартиросян, Грач (2010). Этимологический словарь армянской унаследованной лексики (Лейденская серия индоевропейских этимологических словарей; 8), Лейден, Бостон: Brill, стр. 383.
  5. ^ Jump up to: а б с д Петросян, Армен (2009). «Праотец Айк в свете сравнительной мифологии» . Журнал индоевропейских исследований . 37 : 155–163.
  6. ^ Даниелян, Эдуард Л. (1997). «Историческая подоплека государственной политической доктрины Армении», 279–286 в Ауд, Николас (ред.). Армянские перспективы , Суррей, Великобритания: Curzon Press, с. 279, со ссылкой на Э. Форрера, «Hajassa-Azzi», Caucasia, 9 (1931), и П. Кречмера, «Der nationale Name der Armenier Haik», Anzeiger der Acad. дер Висс. в Вене, фил.-его. Класс (1932), н. 1–7
  7. ^ Наследие армянской литературы . Том. И. Хаджикян, Эй Джей (Агоп Джек); Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. 2005 [2000]. п. 65 . ISBN  0814328156 . OCLC   42477084 . Айк, легендарный лучник, был частью армянской культуры и истории с незапамятных времен. Он был главным богом наиболее известной группы урартских племен, которые со временем превратились в армянскую нацию. Айк считается патриархом армян, и именно по этой причине армяне называют себя Хай (произносится как Хай). Айк происходит от урартского божества Халди, чьи атрибуты разделения он первоначально взял на себя с созвездием Ориона. Хорошо известная эпопея о борьбе Айка с Беллом представляет собой существенное доказательство того, что Айк и его люди выступили против Бела и остановили безудержный приток семитских народов с юга. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  8. ^ Ачарян, Грачья (1946). «Айказн» . Хайоц андзнанунери бараран . Том. 3. Ереванский государственный университет. п. 34.
  9. ^ Jump up to: а б Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , стр. 74–75.
  10. ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 89.
  11. ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 .
  12. ^ Jump up to: а б с Мовсисян А., «Происхождение и формирование армянской нации», Институт арменоведения ЕГУ, www.armin.am .
  13. ^ датировано Микаэлем Чамчианом ; Размик Паносян, Армяне: от королей и священников к купцам и комиссарам , издательство Колумбийского университета (2006), ISBN   978-0-231-13926-7 , стр. 51, 106.
  14. ^ Грузинская хроника
  15. ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 92.
  16. ^ Люкенбилл, Дэйв (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии . Издательство Чикагского университета, стр. 28.
  17. ^ Рассел, доктор юридических наук, преподобный Майкл (1865 г.). Связь священной и светской истории . Уильям Тегг. п. 334.
  18. ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 73.
  19. ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 85.
  20. ^ Movses Khorenatsi, History of Armenia . Ed. by G. Sargsyan. Yerevan: Hayastan, 1997, pp. 83, 286.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , стр. 87–88.
  22. ^ История 1.11; район к юго-востоку от озера Ван, см. Hubschmann, AON, p. 343
  23. ^ Косян, Арам (2019). «Первые Гайкиды и «Дом Торгома»» . Фундаментальная арменология . 2 (10): 95 – через Всеармянскую цифровую библиотеку.
  24. ^ Куркджян, Ваган М. (1958). «Глава VIII: Начало Армении» . История Армении . Мичиган: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки. п. 50.
  25. ^ Петросян, Армен (2011). «Армянская традиционная чернокожая молодежь: самые ранние источники» . Журнал индоевропейских исследований . 39 (3 и 4): 343.


Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1ddd4a83051bfe70a4ac9d36862ea51__1721629680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/51/f1ddd4a83051bfe70a4ac9d36862ea51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hayk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)