Айк
История Армении |
---|
![]() |
Хронология • Происхождение • Этимология |
Айк Наапет Айк Наапет | |
---|---|
![]() Айк Наапет | |
Дети | арамейцы |
Родители |
|
Айк [а] ( Армянский : Айк , Армянское произношение: [хайк] ), также Нахапет Айк как известный Армянское произношение: [hajk naha'pɛt] , букв. ' Айк Патриарх ' [1] ), легендарный патриарх и основатель армянской нации . Его история рассказана в « Истории Армении» , приписываемой армянскому историку Мовсесу Хоренаци , и в « Первоначальной истории», традиционно приписываемой Себеосу . [2] Фрагменты легенды об Айке сохранились и в произведениях других авторов, а также в армянской народной традиции. [3]
Этимология
[ редактировать ]Имя патриарха Айк ( Հաֵք ) не совсем созвучно армянскому названию «Армения» Айк ( Հայք ). В классическом армянском языке « Айк » — это именительный падеж множественного числа от слова «hay» ( հայ ), армянского слова, означающего «армянин». [2] Хотя Роберт В. Томсон считает этимологию слова «Айк» от «Айк» невозможной, [2] другие ученые считают связь между ними очевидной и выводят Айк от hay / Hayk` через суффикс -ik . [4] Армен Петросян предполагает возможную связь имени Айк с праиндоевропейским *poti- «господин, господин, хозяин дома, муж». [5] Армянская историография советской эпохи связывала Айка и хея с Хаясой — народом, упомянутым в хеттских надписях. [4] [6] Некоторые авторы выводят Айка и сена от Халди /Халди, главного бога урартского пантеона , а также отождествляют Айка с урартским божеством. [3] [7]
Армянское слово айкакан ( ְ այկական , «то, что принадлежит армянам») происходит от имени Айк . Кроме того, от Айка происходят также поэтические названия армянской нации, Айказун (ְայկազուն) или Айказн (հայկազն, состоящий из Айк и azn «поколение, нация, племя») ( Айказн / Айказ позже стал мужским именем среди армян). . [8]
Генеалогия
[ редактировать ]Интегрируя армянскую традицию в библейскую традицию, Мовсес Хоренаци описывает Айка как потомка Ноя через сына последнего Иафета : «Яфет родил Гамера [Гомера]; Гамер породил Тираса ; Тирас породил Торгома [Тогарму]; Т' Оргом породил Айка». [9] Потомки Айка через его сына Араманеака (Араманьяка) перечислены следующим образом: «Араманеак родил Арамаиса; Арамаис породил Амасию; Амасья родил Гелама [Гема]; Гелам породил Хармая [Харму]; Хармай породил Арама; Арам породил Ара Красивого ». [9] Другими сыновьями Айка, по словам Моисея, были Хор и Манаваз. [10] Моисей также называет имена многих других потомков Айка ( Айказуни , «из рода Айка», также известных как Хайкиды). [5] ), таких как Сисак , Скайорди , Паруйр и Ваге , некоторых из которых он идентифицирует как царей Армении. [11] Что касается происхождения Айка из Торгома/Тогармы, средневековые армянские источники иногда называли Армению Торгома тун («Дом Торгома»), а армян - Торгомян азг («народ Торгома»). [12] Связь Айка с потомками Ноя была создана христианскими авторами после христианизации Армении с целью приобщить армян к библейскому повествованию человеческой истории. [3] [12] [13]
В грузинской истории, приписываемой Джуаншеру , Айк также идентифицируется как сын Торгома/Тогармы и описывается как «князь семи братьев, служивший гиганту Нимроду (Небровту), который первым правил всем миром как царь». [14]
Один из самых известных отпрысков Айка, Арам (чье имя, как утверждает Моисей, является источником названия Армения). [15] ), поселившийся в Восточной Армении из Митаннийского царства ( Западная Армения ), когда Саргон II упоминает царя части Армении, носившего ( армянско - индоиранское ) имя Багатади (которое, как и греческое «Теодор» и «Ионатан» на иврите означает «данный Богом»). [16] [ нужна проверка ]
Легенда
[ редактировать ]
Айк был красивым и дружелюбным мужчиной с вьющимися волосами, блестящими глазами и сильными руками. Это был человек гигантского роста, могучий лучник и бесстрашный воин. Айк и его люди со времен их предков Ноя и Иафета мигрировали на юг, в более теплые земли возле Вавилона. В этой земле правил злой великан Бел. Бел пытался навязать свою тиранию народу Айка. Но гордый Айк отказался подчиниться Белу. Как только у него родился сын Араманьяк, Айк встал и повел свой народ на север, в землю Арарад . У подножия горы он построил деревню и дал ей свое имя, назвав Айкашен.
Моисей из Хорены, История Армении I.10–12.
Согласно сообщениям Мовсеса Хоренаци и анонимной «Первоначальной истории» , Айк сражался против тиранического вавилонского царя Бела ( Белос , Белус) и убил его. В зависимости от мифологической традиции Белус может относиться к символическому вавилонско-аккадскому богу войны или мифическому основателю Вавилона. [17] Моисей отождествляет Бэла с библейским Нимродом и приводит список его предков и преемников, основанный на Библии и Абидене через Евсевия . труды [18]
Согласно рассказу Мовсеса Хоренаци (который, как он утверждает, он узнал из сочинений Мар Абаса Катины), у Айка, сына Торгома , был ребенок по имени Араманеак, когда он жил в Вавилоне . После того, как высокомерный Титанид Бел стал царем над всем, Айк эмигрировал в район возле горы Арарат со своей большой семьей, слугами, последователями и примерно 300 воинами и основал деревню под названием Айкашен . [19] [20] По дороге он оставил отряд в другом поселении вместе со своим внуком Кадмосом. Бел послал одного из своих сыновей умолять его вернуться, но Айк отказался. Бел решил выступить против него с огромными силами, но Кадмос заранее предупредил Айка о его предстоящем приближении. Он собрал свою армию на берегу озера Ван и сказал им, что они должны победить и убить Бэла или умереть, пытаясь это сделать, вместо того, чтобы стать его рабами. [21]

Моисей пишет, что армии Айка и Бела столкнулись у озера Ван «на равнине между очень высокими горами». [21] Король Бел изначально был в авангарде , но, видя, что исход битвы неясен, он отступил на холм, чтобы дождаться прибытия остальной части своей армии. [21] Увидев это, Айк убил Бела почти невозможным выстрелом из своего длинного лука, повергнув войска короля в замешательство. [21] Айк назвал холм, на котором пал Бел со своими воинами , Герезманк , что означает «гробницы». [21] Он забальзамировал труп Бэла и приказал отвезти его в Харк, где его должны были похоронить на высоком месте на виду у жен и сыновей короля. [21] Вскоре после этого Айк основал на месте битвы крепость или поселение ( дастакерт ) Айк или Айкаберд , поэтому, по словам Мовсеса Хоренаци, район называется Айоц Дзор («Долина армян»). [22] а страна армян называется Айк . [21]
Ученые 18-го и 19-го веков Гевонт Алишан и Микаел Чамчян , используя разные методы, рассчитали дату мифической битвы (также известной как Дьюцазнамарт , по-армянски : Դյուցազնամարտ , «Битва великанов») между Айком и Белом. 11 августа 2492 г. до н.э. или 2107 г. до н.э. соответственно. [12] [23]
Сравнительная мифология
[ редактировать ]Армен Петросян описывает Айка как «сложную эпическую фигуру, сочетающую в себе характеристики бога-творца, отца и патриарха богов, бога грома и бога войны», происходящую из индоевропейских архетипов и находящуюся под влиянием ближневосточной мифологии. [5] Айк — культурный герой и этиологический основоположник, как Ашшур у ассирийцев , например, . Фигура, убитая стрелой Айка, по-разному обозначается как Бел или Нимрод . Айк – это также название созвездия Ориона в армянском переводе Библии. [5] Бегство Айка из Вавилона и его возможное поражение Бела сравнивают с бегством Зевса на Кавказ и возможным поражением Титанов. [24] Петросян считает индийское божество Рудру Наиболее близким к Айку мифологическим персонажем . Оба связаны с созвездием Ориона, оба имеют потомков или последователей с тем же именем ( Хейс и Рудра ) и оба являются лучниками, убивающими своего врага стрелой. [25]
См. также
[ редактировать ]- Айко
- Арам (имя)
- Бел (ассирийский)
- Нимрод
- Армянская мифология
- Хаяса-Ацци
- Армена
- Сисак (эпоним)
- Махабали
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Haik или Haig .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гош, Мхитар (2000). Кодекс законов (Датастанагирк) Мхитар-Гоша . Родопи. п. 112. ИСБН 9789042007901 . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Моисей Хоренаци ; Томсон, Роберт В. (1978). «Генеалогия Великой Армении». История армян . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 88. ИСБН 0-674-39571-9 .
- ^ Jump up to: а б с Катвалян, М. (1980). «Айк» . Амбарцумян, Виктор (ред.). Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 6. Ереван. п. 166.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мартиросян, Грач (2010). Этимологический словарь армянской унаследованной лексики (Лейденская серия индоевропейских этимологических словарей; 8), Лейден, Бостон: Brill, стр. 383.
- ^ Jump up to: а б с д Петросян, Армен (2009). «Праотец Айк в свете сравнительной мифологии» . Журнал индоевропейских исследований . 37 : 155–163.
- ^ Даниелян, Эдуард Л. (1997). «Историческая подоплека государственной политической доктрины Армении», 279–286 в Ауд, Николас (ред.). Армянские перспективы , Суррей, Великобритания: Curzon Press, с. 279, со ссылкой на Э. Форрера, «Hajassa-Azzi», Caucasia, 9 (1931), и П. Кречмера, «Der nationale Name der Armenier Haik», Anzeiger der Acad. дер Висс. в Вене, фил.-его. Класс (1932), н. 1–7
- ^ Наследие армянской литературы . Том. И. Хаджикян, Эй Джей (Агоп Джек); Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. 2005 [2000]. п. 65 . ISBN 0814328156 . OCLC 42477084 .
Айк, легендарный лучник, был частью армянской культуры и истории с незапамятных времен. Он был главным богом наиболее известной группы урартских племен, которые со временем превратились в армянскую нацию. Айк считается патриархом армян, и именно по этой причине армяне называют себя Хай (произносится как Хай). Айк происходит от урартского божества Халди, чьи атрибуты разделения он первоначально взял на себя с созвездием Ориона. Хорошо известная эпопея о борьбе Айка с Беллом представляет собой существенное доказательство того, что Айк и его люди выступили против Бела и остановили безудержный приток семитских народов с юга.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ачарян, Грачья (1946). «Айказн» . Хайоц андзнанунери бараран . Том. 3. Ереванский государственный университет. п. 34.
- ^ Jump up to: а б Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , стр. 74–75.
- ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 89.
- ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 .
- ^ Jump up to: а б с Мовсисян А., «Происхождение и формирование армянской нации», Институт арменоведения ЕГУ, www.armin.am .
- ^ датировано Микаэлем Чамчианом ; Размик Паносян, Армяне: от королей и священников к купцам и комиссарам , издательство Колумбийского университета (2006), ISBN 978-0-231-13926-7 , стр. 51, 106.
- ^ Грузинская хроника
- ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 92.
- ^ Люкенбилл, Дэйв (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии . Издательство Чикагского университета, стр. 28.
- ^ Рассел, доктор юридических наук, преподобный Майкл (1865 г.). Связь священной и светской истории . Уильям Тегг. п. 334.
- ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 73.
- ^ Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , с. 85.
- ^ Movses Khorenatsi, History of Armenia . Ed. by G. Sargsyan. Yerevan: Hayastan, 1997, pp. 83, 286.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моисей Хоренаци и Томсон 1978 , стр. 87–88.
- ^ История 1.11; район к юго-востоку от озера Ван, см. Hubschmann, AON, p. 343
- ^ Косян, Арам (2019). «Первые Гайкиды и «Дом Торгома»» . Фундаментальная арменология . 2 (10): 95 – через Всеармянскую цифровую библиотеку.
- ^ Куркджян, Ваган М. (1958). «Глава VIII: Начало Армении» . История Армении . Мичиган: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки. п. 50.
- ^ Петросян, Армен (2011). «Армянская традиционная чернокожая молодежь: самые ранние источники» . Журнал индоевропейских исследований . 39 (3 и 4): 343.
Библиография
[ редактировать ]- Ахян, Степан (1982). «Ранняя история Армении и три индоевропейские функции». Обзор истории религий . 199 (3): 251–271. дои : 10.3406/rhr.1982.4670 .
- Петросян, Армен (2009). «Праотец Айк в свете сравнительной мифологии» . Журнал индоевропейских исследований . 37 : 155–163. ISSN 0092-2323 .
- Петросян, Армен (2007). «Индоевропейские *H2ner(t)-ы и племя Дану» . Журнал индоевропейских исследований . 35 : 297–310. ISSN 0092-2323 .