Jump to content

Ара Красивый

Шамирам смотрит на труп Ара Красивого (картина Вардгеса Суренянца , 1899).

Ара Красивый (или Красивый , по-армянски : Արա Գեղեցիկ , латинизировано : Ара Гелецик ) — легендарный армянский герой и царь. Он сын легендарного царя Арама и потомок армянского патриарха Айка . Ученые полагают, что Ара, Арам и Айк изначально были божествами, которые позже были интерпретированы как легендарные человеческие герои. Ара олицетворял умирающего и воскресающего земледельческого бога и, как полагают, олицетворял плодородие в индоевропейской триаде суверенитета, войны и плодородия, наряду с Айком и Арамом. Ара является предметом популярной легенды, в которой ассирийская царица Семирамида ( Шамирам по-армянски), желая красивого армянского царя, ведет войну против Армении, чтобы захватить его и вернуть себе живым. Ара погибает на войне, и Семирамида пытается вернуть его к жизни.

Этимология имени Ара (также пишется Արայ , Арай ) неясна, но оно фонологически похоже на армянских потомков протоиндоевропейского * h₂nḗr , таких как ayr «человек»; некоторые производные от этого корня начинаются с ar- , например ari «храбрый». Народный сказочный герой Ари Арманели считается разновидностью Ара Красавчика. [1] Это имя сравнивали с именем Ареса , греческого бога войны; Ара, персонаж Авесты ; и с Эром , персонажем сказки, изложенной в Платона » «Государстве , который возвращается из мертвых ( см. ниже ). [2] В армянской традиции имя Ара связано с названиями горы Арарат , провинции Айрарат , [3] и гора Арагац . [4]

Происхождение и параллели

[ редактировать ]

Ученые полагают, что Ара и другие потомки легендарного армянского патриарха Айка изначально были божествами, которые позже были интерпретированы как легендарные человеческие герои. [5] Изначально Ара был умирающим и воскресающим богом. [6] который олицетворял сельское хозяйство, сезонную смерть и возрождение природы зимой и весной. [7] Степан Ахьян и Жорж Дюмезиль утверждают, что Айк , Арам и Ара Красивый соответствуют триаде индоевропейской мифологии , олицетворяющей суверенитет, войну и плодородие соответственно. [5] Соперница Ара Шамирам, с другой стороны, может быть отражением самой ранней армянской богини-матери , которая позже была разделена на трех богинь армянского пантеона: Анаит , Астхик и Нане . [8] [9] По мнению Армена Петросяна, смерть Ара от руки Шамирама знаменует собой конец «священной» мифической эпохи праотцов Армении» и начало «истории» в армянской мифологии. [1]

Параллели и более поздние отголоски

[ редактировать ]

Ара считается армянской версией распространенного ближневосточного мифического мужского персонажа, прекрасного сына или возлюбленного богини; другие выражения этого мифа включают Иштар и Таммуз (Инанна и Думузид), Афродиту и Адониса , а также Кибелу и Аттиса . Его также сравнивали с Гермафродитом и Амуром-Эросом . [7] По Джеймса Р. Рассела мнению , рассказ Мовсеса Хоренаци об этой легенде, в частности, скорее всего, является версией истории о Кибеле и ее прекрасном возлюбленном и сыне Аттисе, который убит, но воскресает с приходом весны. [10] [а]

В более позднем армянском историческом эпосе, известном как « Война с Персией» V века (известном из «Бузандаран Патмутиунк» ), Мушег Мамиконян соответствует Ара, поскольку его помещают на башню, чтобы его возродил мифический арлез эс . [12] После христианизации Армении почитание святого Саргиса Генерала приобрело аспекты более раннего культа Ара. [13] маленький Мгер, один из героев армянского национального эпоса « Сасунские смельчаки» Считается, что с легендой об Ара связан . Мгер входит в скалу или пещеру, чтобы однажды переродиться. Ари Арманели, популярная версия Ара, также заточена в скале (или превращена в камень), а затем оживает. [14] Историк X века Товма Арцруни село Лезк недалеко от Вана . пишет, что местом воскрешения Ара считалось [15] Связь между названием села и армянским корнем «лез» , как в слове «лизель » «лизать», в отношении зализывания ран Ара арлезами , очевидна. Эта традиция была распространена среди жителей этого села еще в 19 веке. [16]

Платоновский миф об Эр

[ редактировать ]

Начиная с XIX века ученые связывают историю Ара Красивого с мифом об Эр , рассказанным в ( » Платона «Государстве 10.614–10.621). История начинается с того, что человек по имени Эр ( древнегреческий : Ἤρ , Быт.: Ἠρός ) , сын Армениоса ( Ἀρμένιος ), из Памфилии, погибает в бою. Когда собирают тела погибших в бою, через десять дней после его смерти Эр остается неразложившимся. Два дня спустя он оживает на своем погребальном костре и рассказывает другим о своем путешествии в загробную жизнь, включая рассказ о реинкарнации и небесных сферах астрального плана. В сказке есть идея о том, что нравственные люди награждаются, а безнравственные наказываются после смерти. Армен Петросян предполагает, что версия Платона отражает первоначальную форму истории, в которой Эр (Ара) восстает из могилы. [17] Джеймс Р. Рассел полагает, что «Миф об Эр» основан на версии истории Ара, измененной, чтобы соответствовать зороастрийским верованиям после прихода зороастризма в Армению в период Ахеменидов . Таким образом, Шамирам и арлезы исключены из истории, а акцент сделан на путешествии в загробный мир и обратно, как в зороастрийской истории о Виразе . [18]

Исторические параллели

[ редактировать ]

Помимо своей мифологической стороны, легенда об Ара и Шамираме может отражать историческую реальность конфликтов между Ассирией и Урарту . Легендарный Шамирам/Семирамида основан на исторической ассирийской царице Шаммурамат , жившей в 9 веке до нашей эры. [19] Ученые также отмечают сходство имен отца Ара Арама и урартского царя Араме . [20] Дэвид Маршалл Лэнг предполагает, что Араме можно отождествить с Ара. [21] М. Чахин предполагает, что Ара можно отождествить с Инушпуа, который однажды упоминается как сын и соправитель царя Менуа . Урарту [22] Однако исторические ассоциации легенды рассматривались как более поздние наслоения мифологического ядра. [15]

Согласно легенде, рассказанной армянским историком Мовсесом Хоренаци (и анонимной «Первой историей», ранее приписываемой Себеосу ), [17] Семирамида ( по-армянски Шамирам ) влюбилась в красивого армянского царя и попросила его жениться на ней. Когда Ара отказался, Семирамида в пылу аффекта собрала армии Ассирии и двинулась против Армении. В ходе битвы Семирамида одержала победу, но Ара был убит, несмотря на ее приказ захватить его живым. Чтобы избежать постоянной войны с армянами, Семирамида, слывшая волшебницей, взяла его тело и помолилась богам ( арлез эс). [б] воскресить Ара из мертвых. Когда армяне выступили, чтобы отомстить за своего лидера, Семирамида замаскировала одного из своих любовников под Ара и распространила слух, что боги вернули Ара к жизни, убедив армян не продолжать войну. [16] [24] Согласно одной устойчивой традиции, молитвы Семирамиды оказываются успешными, и Ара возвращается к жизни. [16] [25]

Генеалогия

[ редактировать ]

» Мовсеса Хоренаци В «Истории Армении Ара Красивый представлен как сын Арама и потомок Айка, легендарного праотца армян. [26] Хоренаци пишет, что у Ара Красавчика от жены Нуард (Нвард) был сын по имени Кардос. Позже Семирамида переименовала его в Ара из-за ее любви к покойному Ара. Ара/Кардос, которому на момент смерти отца было двенадцать лет, был назначен правителем Армении Семирамидой и позже погиб в войне против нее. [27]

Культурные изображения

[ редактировать ]

Ара и Шамирам изображены на картине Вардгеса Суренянца 1899 года . Армянский писатель Наири Зарян написал трагедию « Ара Гехецик» по мотивам истории Ара и Шамирама. [29]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Петросян отмечает, что версия легенды Хоренаци «находится под сильным влиянием греческой литературной традиции». [11]
  2. ^ Арлез . / аралез не упоминаются по имени в версии Хоренаци Он пишет, что Семирамида ожидала, что боги зализают раны Ара, чтобы вернуть его к жизни. Мифические существа, известные как аралез , которые зализывают раны мертвых героев, чтобы воскресить их, упоминаются в связи с Ара в анонимной «Первой истории» , а также известны из других армянских источников. [23]

Библиография

[ редактировать ]
  • Ачарян, Грачья (1942). «Ара». Хайоц андзнанунери бараран Словарь армянских личных имен [ Словарь армянских имен ] (на армянском языке). Том. 1. Ереван: Петакан хамалсарани хратаракчутьюн. стр. 263-264 .
  • Arutyunyan, S. B. (1990). "Ara Gekhetsik". In Tokarev, S. A. (ed.). Mify narodov mira: ėntsiklopediia Мифы народов мира: энциклопедия [ Мифы народов мира: энциклопедия ] (на русском языке). Том. 1. Советская энциклопедия. п. 97. ИСБН  5-85270-016-9 .
  • Беттигер, Луи А. (1920). Армянские легенды и праздники . Исследования в области социальных наук 14. Миннеаполис: Университет Миннесоты.
  • Чахин, М. (2001). Королевство Армения: История (2-е исправленное изд.). Керзон. ISBN  978-0-7007-1452-0 .
  • Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2000). Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку, Том. Я. ​Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN  0-8143-2815-6 .
  • Арутюнян, Саргис (2000). Хай араспелабанутъюн Армянская мифология [ Армянская мифология ] (на армянском языке). Бейрут: Хамазкаин. OCLC   45792779 .
  • Ланг, Дэвид Маршалл (2021) [1970]. Армения: колыбель цивилизации . Рутледж. ISBN  9781000514773 .
  • Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-39571-9 .
  • Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN  9780941694810 .
  • Петросян, Армен (2007а). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN   1829-1376 .
  • Петросян, Армен (2007б). «Индоевропейские *H2ner(t)-ы и племя Дану» . Журнал индоевропейских исследований . 35 : 297–310. ISSN   0092-2323 .
  • Петросян, Армен (2012). «Армения и Ирландия: мифы предыстории». Ирландия и Армения: исследования языка, истории и повествования . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. стр. 113–131. ISBN  9780984538386 .
  • Петросян, Армен (2015). Проблемы армянской предыстории. Миф, язык, история . Ереван: Гитутюн. ISBN  9785808012011 .
  • Рассел, младший (1985). «Ара Прекрасный» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/2: Антропология – Араб Мухаммед . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 200. ИСБН  978-0-71009-102-4 .
  • Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Кафедра ближневосточных языков и цивилизаций Гарвардского университета. ISBN  9780935411195 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c026c8744a634481d1c08e1cbc3c738__1716456840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/38/2c026c8744a634481d1c08e1cbc3c738.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ara the Handsome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)