Аттис
Аттис | |
---|---|
![]() Статуя Аттиса из римского Иераполя | |
Причина смерти | Кастрировал / кастрировал себя и умер |
Известный | Фригийское божество растительности; его членовредительство, смерть и воскресение представляют собой плоды земли, которые умирают зимой только для того, чтобы снова воскреснуть весной. |
Заголовок | Древний фригийский бог растительности и супруга великой Матери Богов Кибелы (Кибелы). |
Родитель |
|

Греческие божества ряд |
---|
Анатолийские божества |
Аттис ( / ˈæ tɪ s / Αττις ; греческий : Αττης также Ατις , Αττις , , ) [2] был супругой Кибелы во фригийской и греческой мифологии . [а]
Его жрецами были евнухи , галлы , что объясняется мифами о происхождении, относящимися к кастрации Аттиса . Аттис также был фригийским божеством растительности . Его членовредительство, смерть и воскресение символизируют плоды земли, которые умирают зимой только для того, чтобы снова воскреснуть весной. [5]
Согласно , » Овидия «Метаморфозам Аттис превратился в сосну. [6]
История
[ редактировать ]Культ Аттиса зародился около 1250 г. до н.э. в Диндимоне (сегодняшний Мурат Даги из Гедиза, Кютахья , Турция). Первоначально он был местным полубожеством Фригии , связанным с великим фригийским торговым городом Пессиносом , находившимся под подветренной стороной горы Агдистис . Гора олицетворялась демоном , которого иностранцы ассоциировали с Великой Матерью Кибелой .
В конце IV века до нашей эры культ Аттиса стал характерной чертой греческого мира. История его происхождения в Агдистисе, записанная путешественником Павсанием, содержит явно негреческие элементы. [7]
Павсанию сказали, что демон Агдистис изначально имел как мужские, так и женские половые органы. Олимпийские боги боялись Агдитиса и сговорились заставить Агдитис случайно кастрировать себя, избавившись от мужских органов. Из кровоизлияния Агдистиса проросло миндальное дерево. Когда плоды созрели, Нана, дочь реки Сангариуса, взяла миндаль, положила его себе за пазуху и позже забеременела младенцем Аттисом, от которого отказалась. [7]
За младенцем ухаживал козел . Когда Аттис вырос, его длинноволосая красота стала богоподобной, и его родитель Агдистис (как Кибела) влюбился в него. Но приемные родители Аттиса отправили его в Пессинос , где он должен был жениться на дочери царя. [7]
По некоторым версиям царем Пессина был Мидас . В тот момент, когда пелась свадебная песня, Агдистис / Кибела появилась в своей трансцендентной силе, и Аттис сошел с ума и кастрировал себя под сосной. Когда он умер в результате нанесенных самому себе ран, из его крови выросли фиалки. Будущий тесть Аттиса, король, выдавший свою дочь замуж, последовал его примеру, предвосхитив самокастрирующихся корибантов , посвятивших себя Кибеле. Убитый горем Агдистис умолял Зевса , Бога-Отца, сохранить Аттиса, чтобы его тело никогда не разлагалось и не разлагалось. [7]
В храме Кибелы в Пессине мать богов еще звали Агдистис, рассказывал географ Страбон . [8]
Когда соседняя Лидия стала контролировать Фригию, культ Аттиса также получил лидийский контекст. Говорят, что Аттис познакомил Лидию с культом богини-матери Кибелы, что вызвало зависть Зевса , который послал вепря уничтожить лидийские посевы. Затем вепрь убил некоторых лидийцев и самого Аттиса. Павсаний в подтверждение этой истории добавляет, что галлы, населявшие Пессинос, воздерживались от свинины. Этот элемент мифа, возможно, был изобретен исключительно для объяснения необычных законов питания лидийских галлов . В Риме евнухов-последователей Кибелы называли галли .
Юлиан описывает оргиастический культ Кибелы и его распространение. [9] Оно началось в Анатолии и было принято в Греции и, в конечном итоге, в республиканском Риме ; ее сопровождал культ Аттиса, ее возрожденного супруга-евнуха.
Литература
[ редактировать ]Первое литературное упоминание об Аттисе является предметом одного из самых известных стихотворений Катулла ( Катулл 63 ), [10] очевидно, до того, как Аттису начали поклоняться в Риме, поскольку поклонение Аттису началось в ранней Империи. [11]
В 1675 году Жан-Батист Люлли , придворный при дворе Людовика XIV, сочинил оперу под названием «Атис» . В 1780 году Никколо Пиччинни сочинил свой собственный «Атис» .
Оскар Уайльд упоминает членовредительство Аттиса в своем стихотворении «Сфинкс» , опубликованном в 1894 году:
- «И Атис со своим окровавленным ножом
- были лучше, чем я». [12]
Философия
[ редактировать ]«Гимн Богородице» императора Юлиана. [13] содержит подробный неоплатонический анализ Аттиса. В этой работе Юлиан говорит: «О нем [Аттисе] миф рассказывает, что после того, как он родился у бурлящего потока реки Галл, он вырос, как цветок, а когда он стал белокурым и высоким, он был любим Матерью Богов, и она доверила ему все, и, кроме того, возложила на его голову звездный колпак». [14] По поводу этого отрывка схолиаст ( Райт ) говорит: «Весь отрывок предполагает отождествление Аттиса с природой... ср. 162А, где Аттис назван «Природой», φύσις». [14]
Археологические находки
[ редактировать ]Самым важным изображением Аттиса является статуя в натуральную величину, обнаруженная в Остии Антика , недалеко от устья римской реки. Статуя представляет собой лежащего Аттиса после кастрации. В левой руке у него пастуший посох , в правой — гранат . Голову его венчает сосновая гирлянда с плодами , бронзовыми лучами солнца, а на его фригийском колпаке — полумесяц. Он был обнаружен в 1867 году в кампусе Великой Матери вместе с другими статуями. Предметы, судя по всему, были спрятаны там еще в поздней античности. Гипсовый слепок с нее находится в апсиде Святилища Аттиса в кампусе Великой Матери , а оригинал был перенесен в музеи Ватикана . [15]
Мраморный барельеф, изображающий Кибелу в ее колеснице и Аттиса из Великой Греции , находится в археологическом музее Венеции. Эта пара также занимает видное место на серебряной тарелке Парабьяго .
Прекрасно выполненный серебристый латунный Аттис, который был ритуально отправлен в реку Мозель, был обнаружен во время строительства в 1963 году и хранится в Рейнском земельном музее в Трире . На нем изображен типично анатолийский костюм бога: брюки, скрепленные вместе на передней части ног с помощью пуговиц, и фригийский колпак . [б]
В 2007 году в руинах Геркуланума был обнаружен деревянный трон, украшенный рельефом Аттиса, под священной сосной, собирающей шишки. Различные находки позволяют предположить, что культ Аттиса был популярен в Геркулануме во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. [16]
Слияние с богом Атисом
[ редактировать ]Ученые девятнадцатого века ошибочно отождествили бога Аттиса с похожим по звучанию именем бога Атиса . Имя ; «Атис» часто встречается в древних эгейских культурах об этом упоминал Геродот , [3] однако Геродот описывал Атиса , сына Креза , человека в историческом отчете. Слияние имени человека Атиса в XIX веке с мифологией бога, в честь которого он предположительно был назван: «Атис, бог солнца, убитый зимним клыком кабана». [17] и, следовательно, связь с похожим по звучанию Аттисом была ошибкой, но давняя ошибка все еще встречается в современных источниках. [4] : 536–539 [с]
Фотогалерея
[ редактировать ]- Гипсовый слепок статуи Аттиса в храме Аттиса, расположенном в кампусе Великой Матери в Остии Антика , Италия.
- Древнеримская статуя бога Аттиса, найденная в Остии (Рим) , сейчас находится в Латеранском музее .
- Бронзовая статуэтка Аттиса с типичными атрибутами: заяц и пастушеский посох, 75-150 гг. н. э., найдена в Тонгерене, Бельгия, Галло-римский музей (Тонгерен).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Связь с лидийским богом Атисом, предполагаемая учеными конца XIX века, на основе описания имени Атис . человека по Геродота [3] была ошибкой. Эту ошибку до сих пор повторяют большинство современных источников (за заметным исключением В. Буркерта ), хотя она была объяснена и развенчана Бреммером (2004). [4]
- ^ Изображения можно найти в Викимедиа и в Сумма Галликана .
- ^ Часто повторяющаяся связь Атиса и Аттиса. [17] была ошибкой; его распутывает и развенчивает Бреммер (2004). [4] : 536–539
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аттис ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). « Атис 1. ». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аттис» . Майкар.com . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Смит, Уильям (1873) [1848]. «Атис, Аттис, Аттес, Аттис» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон, Великобритания: Джон Мюррей через Споттисвуд и Ко – через Тафтс У. /Персей.
- ^ Jump up to: а б Геродот . Historíai (Historíai̯) [ Истории ]. я.34–45.
- ^ Jump up to: а б с д Бреммер, Дж. Н. (2004). «Аттис: греческий бог в анатолийском Пессинусе и катулловском Риме» (PDF) . Мнемозина . Четвертая серия. 57 (5): 534–573, см. особенно. 536–539. дои : 10.1163/1568525043057892 .
- ^ «Аттис (фригийское божество)» . Британская онлайн-энциклопедия .
- ^ Роман, Люк и Роман, Моника (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии . Издательство информационной базы. п. 94. ИСБН 978-1-4381-2639-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Павсаний . Описание Греции . 7.17.9-12.
- ^ Страбон . География . 12, 5, 3.
- ^ Юлиан Отступник . Орацио . 5.
- ^ Шауэрман, Грант (1900). «Стихотворение 63 - Был ли Аттис в Риме при республике?» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 31 : 46–59. дои : 10.2307/282638 . JSTOR 282638 – через Google Книги.
- ^ Ламбрехтс, П. (1962). Аттис: От мальчика-пастушка к Богу [ Аттис: От мальчика-пастушка к богу ]. Брюссель, Нидерланды: Фламандская академия. [включая краткое изложение на французском языке]
- ^ Уайльд, О. (1881). «Сфинкс». Стихи (12-е изд.). Лондон, Великобритания: Methuen & Co. – через Project Gutenberg.
- ^ Райт, Пещера Уилмер (1913). Произведения императора Юлиана . Том. 1. Лондон, Нью-Йорк: Уильям Хайнеманн, The Macmillan Co., стр. 453–503. ковчег:/13960/t5gb32365.
- ^ Jump up to: а б Райт, Пещера Уилмер (1913). Труды императора Юлиана . Том. 1. Лондон, Нью-Йорк: Уильям Хайнеманн, The Macmillan Co. p. 461. ковчег:/13960/t5gb32365.
- ^ «Регио IV – Регио I – Святилище Аттиса (IV, I, 3)» . ostia-antica.org . 13 мая 2006 г.
- ^ Меррони, Марк (март – апрель 2008 г.). «Трон из слоновой кости для Геркуланума» . Минерва . Архивировано из оригинала 31 марта 2008 г. — К статье прилагается картинка.
- ^ Jump up to: а б Сэйс, AH (1883). Древние империи Востока: Геродот I-III . стр. 21 и далее. отмечено у Бреммера (2004). [4] : 536 и примечание
Полный текст «Мифа и ритуала Аттиса» [в] «Золотая ветвь» в Wikisource.
Полный текст «Аттиса как бога растительности» [в] «Золотая ветвь» в Wikisource.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Вермасерен, MJ (1977). Кибела и Аттис . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон.
- Ламбрехтс, П. (1962). Аттис: От мальчика-пастушка к Богу [ Аттис: От мальчика-пастушка к богу ]. Брюссель, Нидерланды: Фламандская академия. [включая краткое изложение на французском языке]
- Хепдинг, Х. (1903). его мифы и его культ Аттис , . Эксперименты и предварительные работы по истории религии. Том И. Гиссен - через Archive.org.
- Лейн, EN, изд. (1996). Кибела, Аттис и родственные им культы: Очерки памяти М. Дж. Вермасерена . Религии в греко-римском мире. Том. 131. Лейден-Кельн.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Аттис » Британская онлайн -энциклопедия
- «Аттис: фригийский евнух, бог растительности» . Фригийцы Проект Теои (theoi.com) .
- «Поэма Катулла об Аттисе» . поэзия. Сайт эстетического реализма . Перевод Сигела, Эли.