Jump to content

Аттис

Аттис
Статуя Аттиса из римского Иераполя
Причина смерти Кастрировал / кастрировал себя и умер
Известный Фригийское божество растительности; его членовредительство, смерть и воскресение представляют собой плоды земли, которые умирают зимой только для того, чтобы снова воскреснуть весной.
Заголовок Древний фригийский бог растительности и супруга великой Матери Богов Кибелы (Кибелы).
Родитель
  • Нана, дочь реки Сангариус, и миндальное дерево, выращенное из ампутированного полового мужского органа гермафродита Агдистиса. [1] (мать)
Статуя лежащего Аттиса в храме Аттиса в Античной Остии недалеко от Рима .

Аттис ( / ˈæ s / Αττις ; греческий : Αττης также Ατις , Αττις , , ) [2] был супругой Кибелы во фригийской и греческой мифологии . [а]

Его жрецами были евнухи , галлы , что объясняется мифами о происхождении, относящимися к кастрации Аттиса . Аттис также был фригийским божеством растительности . Его членовредительство, смерть и воскресение символизируют плоды земли, которые умирают зимой только для того, чтобы снова воскреснуть весной. [5]

Согласно , » Овидия «Метаморфозам Аттис превратился в сосну. [6]

Культ Аттиса зародился около 1250 г. до н.э. в Диндимоне (сегодняшний Мурат Даги из Гедиза, Кютахья , Турция). Первоначально он был местным полубожеством Фригии , связанным с великим фригийским торговым городом Пессиносом , находившимся под подветренной стороной горы Агдистис . Гора олицетворялась демоном , которого иностранцы ассоциировали с Великой Матерью Кибелой .

В конце IV века до нашей эры культ Аттиса стал характерной чертой греческого мира. История его происхождения в Агдистисе, записанная путешественником Павсанием, содержит явно негреческие элементы. [7]

Павсанию сказали, что демон Агдистис изначально имел как мужские, так и женские половые органы. Олимпийские боги боялись Агдитиса и сговорились заставить Агдитис случайно кастрировать себя, избавившись от мужских органов. Из кровоизлияния Агдистиса проросло миндальное дерево. Когда плоды созрели, Нана, дочь реки Сангариуса, взяла миндаль, положила его себе за пазуху и позже забеременела младенцем Аттисом, от которого отказалась. [7]

За младенцем ухаживал козел . Когда Аттис вырос, его длинноволосая красота стала богоподобной, и его родитель Агдистис (как Кибела) влюбился в него. Но приемные родители Аттиса отправили его в Пессинос , где он должен был жениться на дочери царя. [7]

По некоторым версиям царем Пессина был Мидас . В тот момент, когда пелась свадебная песня, Агдистис / Кибела появилась в своей трансцендентной силе, и Аттис сошел с ума и кастрировал себя под сосной. Когда он умер в результате нанесенных самому себе ран, из его крови выросли фиалки. Будущий тесть Аттиса, король, выдавший свою дочь замуж, последовал его примеру, предвосхитив самокастрирующихся корибантов , посвятивших себя Кибеле. Убитый горем Агдистис умолял Зевса , Бога-Отца, сохранить Аттиса, чтобы его тело никогда не разлагалось и не разлагалось. [7]

В храме Кибелы в Пессине мать богов еще звали Агдистис, рассказывал географ Страбон . [8]

Когда соседняя Лидия стала контролировать Фригию, культ Аттиса также получил лидийский контекст. Говорят, что Аттис познакомил Лидию с культом богини-матери Кибелы, что вызвало зависть Зевса , который послал вепря уничтожить лидийские посевы. Затем вепрь убил некоторых лидийцев и самого Аттиса. Павсаний в подтверждение этой истории добавляет, что галлы, населявшие Пессинос, воздерживались от свинины. Этот элемент мифа, возможно, был изобретен исключительно для объяснения необычных законов питания лидийских галлов . В Риме евнухов-последователей Кибелы называли галли .

Юлиан описывает оргиастический культ Кибелы и его распространение. [9] Оно началось в Анатолии и было принято в Греции и, в конечном итоге, в республиканском Риме ; ее сопровождал культ Аттиса, ее возрожденного супруга-евнуха.

Литература

[ редактировать ]

Первое литературное упоминание об Аттисе является предметом одного из самых известных стихотворений Катулла ( Катулл 63 ), [10] очевидно, до того, как Аттису начали поклоняться в Риме, поскольку поклонение Аттису началось в ранней Империи. [11]

В 1675 году Жан-Батист Люлли , придворный при дворе Людовика XIV, сочинил оперу под названием «Атис» . В 1780 году Никколо Пиччинни сочинил свой собственный «Атис» .

Оскар Уайльд упоминает членовредительство Аттиса в своем стихотворении «Сфинкс» , опубликованном в 1894 году:

«И Атис со своим окровавленным ножом
были лучше, чем я». [12]

Философия

[ редактировать ]

«Гимн Богородице» императора Юлиана. [13] содержит подробный неоплатонический анализ Аттиса. В этой работе Юлиан говорит: «О нем [Аттисе] миф рассказывает, что после того, как он родился у бурлящего потока реки Галл, он вырос, как цветок, а когда он стал белокурым и высоким, он был любим Матерью Богов, и она доверила ему все, и, кроме того, возложила на его голову звездный колпак». [14] По поводу этого отрывка схолиаст ( Райт ) говорит: «Весь отрывок предполагает отождествление Аттиса с природой... ср. 162А, где Аттис назван «Природой», φύσις». [14]

Археологические находки

[ редактировать ]

Самым важным изображением Аттиса является статуя в натуральную величину, обнаруженная в Остии Антика , недалеко от устья римской реки. Статуя представляет собой лежащего Аттиса после кастрации. В левой руке у него пастуший посох , в правой — гранат . Голову его венчает сосновая гирлянда с плодами , бронзовыми лучами солнца, а на его фригийском колпаке — полумесяц. Он был обнаружен в 1867 году в кампусе Великой Матери вместе с другими статуями. Предметы, судя по всему, были спрятаны там еще в поздней античности. Гипсовый слепок с нее находится в апсиде Святилища Аттиса в кампусе Великой Матери , а оригинал был перенесен в музеи Ватикана . [15]

Мраморный барельеф, изображающий Кибелу в ее колеснице и Аттиса из Великой Греции , находится в археологическом музее Венеции. Эта пара также занимает видное место на серебряной тарелке Парабьяго .

Прекрасно выполненный серебристый латунный Аттис, который был ритуально отправлен в реку Мозель, был обнаружен во время строительства в 1963 году и хранится в Рейнском земельном музее в Трире . На нем изображен типично анатолийский костюм бога: брюки, скрепленные вместе на передней части ног с помощью пуговиц, и фригийский колпак . [б]

В 2007 году в руинах Геркуланума был обнаружен деревянный трон, украшенный рельефом Аттиса, под священной сосной, собирающей шишки. Различные находки позволяют предположить, что культ Аттиса был популярен в Геркулануме во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. [16]

Слияние с богом Атисом

[ редактировать ]

Ученые девятнадцатого века ошибочно отождествили бога Аттиса с похожим по звучанию именем бога Атиса . Имя ; «Атис» часто встречается в древних эгейских культурах об этом упоминал Геродот , [3] однако Геродот описывал Атиса , сына Креза , человека в историческом отчете. Слияние имени человека Атиса в XIX веке с мифологией бога, в честь которого он предположительно был назван: «Атис, бог солнца, убитый зимним клыком кабана». [17] и, следовательно, связь с похожим по звучанию Аттисом была ошибкой, но давняя ошибка все еще встречается в современных источниках. [4] : 536–539  [с]

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Связь с лидийским богом Атисом, предполагаемая учеными конца XIX века, на основе описания имени Атис . человека по Геродота [3] была ошибкой. Эту ошибку до сих пор повторяют большинство современных источников (за заметным исключением В. Буркерта ), хотя она была объяснена и развенчана Бреммером (2004). [4]
  2. ^ Изображения можно найти в Викимедиа и в Сумма Галликана .
  3. ^ Часто повторяющаяся связь Атиса и Аттиса. [17] была ошибкой; его распутывает и развенчивает Бреммер (2004). [4] : 536–539 
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аттис ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). « Атис 1. ». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
  1. ^ «Аттис» . Майкар.com . Проверено 7 апреля 2023 г.
  2. ^ Смит, Уильям (1873) [1848]. «Атис, Аттис, Аттес, Аттис» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон, Великобритания: Джон Мюррей через Споттисвуд и Ко – через Тафтс У. /Персей.
  3. ^ Jump up to: а б Геродот . Historíai (Historíai̯) [ Истории ]. я.34–45.
  4. ^ Jump up to: а б с д Бреммер, Дж. Н. (2004). «Аттис: греческий бог в анатолийском Пессинусе и катулловском Риме» (PDF) . Мнемозина . Четвертая серия. 57 (5): 534–573, см. особенно. 536–539. дои : 10.1163/1568525043057892 .
  5. ^ «Аттис (фригийское божество)» . Британская онлайн-энциклопедия .
  6. ^ Роман, Люк и Роман, Моника (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии . Издательство информационной базы. п. 94. ИСБН  978-1-4381-2639-5 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Павсаний . Описание Греции . 7.17.9-12.
  8. ^ Страбон . География . 12, 5, 3.
  9. ^ Юлиан Отступник . Орацио . 5.
  10. ^ Шауэрман, Грант (1900). «Стихотворение 63 - Был ли Аттис в Риме при республике?» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 31 : 46–59. дои : 10.2307/282638 . JSTOR   282638 – через Google Книги.
  11. ^ Ламбрехтс, П. (1962). Аттис: От мальчика-пастушка к Богу [ Аттис: От мальчика-пастушка к богу ]. Брюссель, Нидерланды: Фламандская академия. [включая краткое изложение на французском языке]
  12. ^ Уайльд, О. (1881). «Сфинкс». Стихи (12-е изд.). Лондон, Великобритания: Methuen & Co. – через Project Gutenberg.
  13. ^ Райт, Пещера Уилмер (1913). Произведения императора Юлиана . Том. 1. Лондон, Нью-Йорк: Уильям Хайнеманн, The Macmillan Co., стр. 453–503. ковчег:/13960/t5gb32365.
  14. ^ Jump up to: а б Райт, Пещера Уилмер (1913). Труды императора Юлиана . Том. 1. Лондон, Нью-Йорк: Уильям Хайнеманн, The Macmillan Co. p. 461. ковчег:/13960/t5gb32365.
  15. ^ «Регио IV – Регио I – Святилище Аттиса (IV, I, 3)» . ostia-antica.org . 13 мая 2006 г.
  16. ^ Меррони, Марк (март – апрель 2008 г.). «Трон из слоновой кости для Геркуланума» . Минерва . Архивировано из оригинала 31 марта 2008 г. — К статье прилагается картинка.
  17. ^ Jump up to: а б Сэйс, AH (1883). Древние империи Востока: Геродот I-III . стр. 21 и далее. отмечено у Бреммера (2004). [4] : 536 и примечание

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вермасерен, MJ (1977). Кибела и Аттис . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон.
  • Ламбрехтс, П. (1962). Аттис: От мальчика-пастушка к Богу [ Аттис: От мальчика-пастушка к богу ]. Брюссель, Нидерланды: Фламандская академия. [включая краткое изложение на французском языке]
    • Проверено пользователем Норт, Дж. А. (1965). «[название не указано]». Журнал римских исследований (рецензия на книгу). 55 (1–2): 278–279. дои : 10.2307/297462 . JSTOR   297462 . S2CID   163398548 .
  • Хепдинг, Х. (1903). его мифы и его культ Аттис , . Эксперименты и предварительные работы по истории религии. Том И. Гиссен - через Archive.org.
  • Лейн, EN, изд. (1996). Кибела, Аттис и родственные им культы: Очерки памяти М. Дж. Вермасерена . Религии в греко-римском мире. Том. 131. Лейден-Кельн. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
  • «Аттис » Британская онлайн -энциклопедия
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 009be573e06e5a2a8de4f63d882e13f2__1720204380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/f2/009be573e06e5a2a8de4f63d882e13f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Attis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)