Ларунда
Ларунда (также Ларунде , Ларанда , Лара ) была наядой нимфой , дочерью реки Альмо и матерью Ларов Компиталичи , хранительниц перекрестка и города Рима. В Овидия « Фасти» ее зовут Лара . [1]
Миф
[ редактировать ]Единственная известная мифография, связанная с Ларундой, небольшая, поздняя и поэтичная, в «Фасти» Овидия . Овидий называет ее Ларой, чрезвычайно болтливой речной нимфой, дочерью речного бога Альмо. Игнорируя родительский совет обуздать свой язык, она выдает тайную, прелюбодейную связь Юпитера с нимфой Ютурной , женой Януса , его собственной жене Юноне . Юпитер вырывает Ларе язык и приказывает Меркурию , психопомпу и богу границ и переходов, провести ее к «адским болотам» Авернуса , вратам в Подземный мир , мрачному царству Плутона . По пути Меркьюри насилует ее, несмотря на ее умоляющие взгляды. Немой (лат. muta ) и молчаливой (лат. tacita ), она таким образом зачинает божественных Ларов , близнецов-хранителей перекрестков и города Рима. [1]
Настоящее имя Ларунды, по словам Овидия, было «Лала», подражая ее болтливой речи. Лишенная дара речи, она, вероятно, идентична Муте « немому » и Тачите «молчаливому»: нимфам, второстепенным богиням или аспектам одного божества, семантически связанным с Ларами и, возможно, Лемурами как более темными формами Ларес. [2] [3]
Культ
[ редактировать ]в контексте праздника Фералии Овидий излагает этот миф о Ларе и Меркурии 21 февраля. [1] и неформальный, секретный женский фолк-культ на том же фестивале, взывающий к Тасите («молчаливой богине»). Обряд возглавляет «старая ведьма», держащая во рту семь черных бобов; он имеет сходство с экзорцизмом враждебных бродячих духов на фестивале Лемурии , но завершается, когда зашивают рыбью голову, чтобы «заставить враждебные языки замолчать». Лара/Ларунда также иногда ассоциируется с Аккой Ларентией, праздником которой была Ларенталия 23 декабря. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ovid , Fasti 2 , V. 599 .
- ^ Лактанций , Божественные установления , I. 20
- ^ Дж. А. Хартунг, Религия римлян: Согласно источникам , том. II, с. 204
- ^ Макдонаф, Кристофер Майкл. «Ведьма и домашние боги: молчание, речь и семья в середине февраля (Овидий Фасти, 2.533–638)». Классическая филология 99, вып. 4 (2004): 354–69. https://doi.org/10.1086/429941 . По состоянию на 27 апреля 2023 г.