Jump to content

Салюс

Статуя Салуса III века на вилле Гетти

Salus ( лат . salus , «безопасность», «спасение», «благополучие») [1] была римской богиней безопасности и благополучия (благополучия, здоровья и процветания) как личности, так и государства. Иногда ее приравнивают к греческой богине Гигее , хотя их функции значительно различаются.

Салюс — одна из старейших римских богинь: ее также называли Салюс Семония . [2] факт, который мог бы намекать на ее принадлежность к категории семонов (таких богов, как Семо Санкус Дий Фидиус ). У этих двух богов были храмы в Риме на Коллис Салютарис и Муциалис соответственно. [3] Квиринал . расположен в регионе Альта- Семита Храм Салуса . построен в 304 г. до н. э. во время Самнитских войн диктатором Гаем Юнием Бубулком Брутом был [4] освящен 5 августа 302 года и украшен фресками по заказу Гая Фабия Пиктора . [5]

О высокой древности и важности культа Салуса свидетельствует малоизвестная церемония Augurium Salutis , проводимая ежегодно 5 августа в целях сохранения римского государства. [6] Ее культ распространился по всей Италии. [7] Литературные источники фиксируют отношения с Фортуной. [8] и Спес . [9] Ее все чаще стали ассоциировать с Валетудо, богиней личного здоровья и латинизированным именем Гигиеи .

Позже Салус также стал защитником личного здоровья. Около 180 г. до н. э. имели место жертвенные обряды в честь Аполлона , Эскулапа и Салуса (Ливий XL, 37). была статуя Салуса В храме Конкордии . Впервые известно, что она связана со змеей Эскулапа по монете 55 г. до н. э., отчеканенной М. Ацилием. [10] Ее праздник отмечался 30 марта.

Салус и Санкус

[ редактировать ]
Салус сидит и держит патеру (чашу для возлияния) на ауреусе , выпущенном при Нероне.

Эти два божества были связаны несколькими способами. Их святыни ( аэды ) находились на Квиринале очень близко друг к другу (см. выше). [11] Некоторые ученые также утверждают, что некоторые надписи Санкусу были найдены на Collis Salutaris . [12] Причем Салус — первый в ряду божеств, упомянутых Макробием, связанных по своей сакральности: Салюс , Семония , Сейя , Сегеция , Тутилина , [13] которые требовали соблюдения dies Feriatus человека, произнесшего их имя. Эти божества были связаны с древними аграрными культами долины Большого цирка, которые остаются загадочными. [14]

Немецкие учёные Георг Виссова , Эдуард Норден и Курт Латте пишут о божестве по имени Салус Семония, [15] о котором упоминается только в одной надписи первого года нашей эры, упоминается Salus Semonia где в последней строке (семнадцать) . Ученые сходятся во мнении, что эта линия является более поздним добавлением, дата которого неизвестна. [16] В других надписях Салус никогда не связан с Семонией. [17]

Представительство

[ редактировать ]
Мраморная статуэтка Салуса, изготовленная в период Римской империи (ок. 69–192 гг. Н.э.).

Салус часто изображали сидящей, скрестив ноги (обычная позиция для Секуритас ), опираясь локтем на подлокотник своего трона. Часто ее правая рука протягивает патеру (неглубокое блюдо, используемое в религиозных церемониях), чтобы накормить змею, обвившуюся вокруг алтаря . Змея поднимается на дыбы и опускает голову к патере.

Иногда ее рука открыта и пуста, она делает жест. Иногда змея направляет свой взгляд вместе с ней. Иногда жертвенника нет; вместо этого змея обвивает подлокотник ее трона.

Иногда Салус держит в левой руке высокий посох, вокруг которого обвилась змея; иногда ее правая рука поднимает женскую фигурку поменьше. Позже показано, как Салус стоит и кормит свою змею. Эта поза стала самой распространенной: она стоит и крепко хватает извивающуюся змею под мышкой, направляя ее к еде, которую держит на блюде в другой руке. Редко Салус держит в левой руке рулевое весло, что указывает на ее роль в руководстве императором в здоровой жизни. Это действительно принадлежит Фортуне .

Библиография

[ редактировать ]
  1. В. Кёлер в Энциклопедии древнего искусства Рима Istituto Treccani 1965 (онлайн) св.
  2. Надписи Римской Триполитании (ИРТ), ред. Дж. М. Рейнольдс и Уорд Перкинс, Рим и Лондон, 1952, №№ 918–919.
  3. Рене Ребюффа : «Les Centurions du Gholaia», Africa Romana II (1984), стр. 233–238.
  4. Рене Ребюффа: «Поэма К. Авидия Квинтиана богине Салюс», Картаго XXI, 1986–7, стр. 95–105.
  5. Омран (Рагаб Салам): Границы Нумидии и Триполитана при императоре Септимии Севере, 193–211 гг. Н.э. , Неопубликованная докторская диссертация, Венский университет, Австрия, 2003, стр. 76–79.
  6. Адамс (JN) и Ясуктан (М. Порциус): «Поэты Бу Нджема: язык, культура и центурионат», Журнал римских исследований (JRS), Vol. 89 (1999), стр.   109–134.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лейдена М. Де Ваана Этимологический словарь Латинского , 2010 г.; Оксфордский классический словарь, 4-е изд. Лондон и Нью-Йорк, 2012 г.
  2. ^ Кёлер 1965, со ссылкой на CIL VI 30975.
  3. ^ Varro De Lingua latina V 53.
  4. ^ Кёлер 1965, цитирует Ливи Аб Урбе Кондита IX 43.
  5. ^ Кёлер 1965, цитирует Валериуса Максимума VIII 14, 6.
  6. ^ Кёлер 1965, цитирует Tacit Annales XII 23.
  7. ^ Кёлер 1965 со ссылкой на надписи Орте ( salutes pocolom Diehl Alt lat. Inschrit. 3, 192) и Помпеи ( salutei Sacum Dessau 3822).
  8. ^ Кёлер 1965, цитирующий Плавта Асина. 712.
  9. ^ Кёлер 1965, цитирующий Плавта Мерка. 867.
  10. ^ Кёлер 1965.
  11. ^ Varro Lingua Latina V 53.
  12. ^ Джесси Б. Картер в Энциклопедии религии и этики , том. 13 св Салус .
  13. ^ Макробий Сатурналии I 16,8
  14. ^ Г. Дюмезиль ARR Париж, 1974 г., И. Кирасси Коломбо в ANRW 1981 г., стр. 405; Тертуллиан Де Спеккулис VIII 3.
  15. ^ Г. Виссова Рошерс Лексикон св Санкус, Религия и культ римлян Мюнхен 1912 стр. 139 сл.; Э. Норден Из древнеримских священнических книг Лунд 1939 с. 205 сл.; К. Латте Рим. История религии Мюнхен 1960 с. 49-51.
  16. ^ Salus Semonia posuit populi Victoria ; ср. РЭАПалмер: «Исследования Северного Марсова поля в Древнем Риме» Труды Американского философского общества, 1990 г. 80.2. п. 19 и № 21 со ссылкой на М. А. Кавалларо «Un liberto 'prega' per Augusto e per le gentes : CIL VI 30975 (con inediti di Th. Mommsen)» в Helikon 15–16 (1975–1976), стр. 146–186.
  17. ^ Ара Салютус с плиты алтаря из Пренесте; Салют поколом на кувшине от Орта; Salus Ma[gn]a на циппусе из Баньякавалло; Салюс на кипарисе из священной рощи Писаурум; Общественное здравоохранение из Флоренции ; священное спасение из Помпеи
[ редактировать ]
  • "Здоровье " энциклопедия Британская Том. XXI (9-е изд.). 1886. с. 235
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: abcff6cc18ceb96b59eb5c7b13185f43__1719901020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/43/abcff6cc18ceb96b59eb5c7b13185f43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)