Салюс
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Salus ( лат . salus , «безопасность», «спасение», «благополучие») [1] была римской богиней безопасности и благополучия (благополучия, здоровья и процветания) как личности, так и государства. Иногда ее приравнивают к греческой богине Гигее , хотя их функции значительно различаются.
Салюс — одна из старейших римских богинь: ее также называли Салюс Семония . [2] факт, который мог бы намекать на ее принадлежность к категории семонов (таких богов, как Семо Санкус Дий Фидиус ). У этих двух богов были храмы в Риме на Коллис Салютарис и Муциалис соответственно. [3] Квиринал . расположен в регионе Альта- Семита Храм Салуса . построен в 304 г. до н. э. во время Самнитских войн диктатором Гаем Юнием Бубулком Брутом был [4] освящен 5 августа 302 года и украшен фресками по заказу Гая Фабия Пиктора . [5]
О высокой древности и важности культа Салуса свидетельствует малоизвестная церемония Augurium Salutis , проводимая ежегодно 5 августа в целях сохранения римского государства. [6] Ее культ распространился по всей Италии. [7] Литературные источники фиксируют отношения с Фортуной. [8] и Спес . [9] Ее все чаще стали ассоциировать с Валетудо, богиней личного здоровья и латинизированным именем Гигиеи .
Позже Салус также стал защитником личного здоровья. Около 180 г. до н. э. имели место жертвенные обряды в честь Аполлона , Эскулапа и Салуса (Ливий XL, 37). была статуя Салуса В храме Конкордии . Впервые известно, что она связана со змеей Эскулапа по монете 55 г. до н. э., отчеканенной М. Ацилием. [10] Ее праздник отмечался 30 марта.
Салус и Санкус
[ редактировать ]Эти два божества были связаны несколькими способами. Их святыни ( аэды ) находились на Квиринале очень близко друг к другу (см. выше). [11] Некоторые ученые также утверждают, что некоторые надписи Санкусу были найдены на Collis Salutaris . [12] Причем Салус — первый в ряду божеств, упомянутых Макробием, связанных по своей сакральности: Салюс , Семония , Сейя , Сегеция , Тутилина , [13] которые требовали соблюдения dies Feriatus человека, произнесшего их имя. Эти божества были связаны с древними аграрными культами долины Большого цирка, которые остаются загадочными. [14]
Немецкие учёные Георг Виссова , Эдуард Норден и Курт Латте пишут о божестве по имени Салус Семония, [15] о котором упоминается только в одной надписи первого года нашей эры, упоминается Salus Semonia где в последней строке (семнадцать) . Ученые сходятся во мнении, что эта линия является более поздним добавлением, дата которого неизвестна. [16] В других надписях Салус никогда не связан с Семонией. [17]
Представительство
[ редактировать ]Салус часто изображали сидящей, скрестив ноги (обычная позиция для Секуритас ), опираясь локтем на подлокотник своего трона. Часто ее правая рука протягивает патеру (неглубокое блюдо, используемое в религиозных церемониях), чтобы накормить змею, обвившуюся вокруг алтаря . Змея поднимается на дыбы и опускает голову к патере.
Иногда ее рука открыта и пуста, она делает жест. Иногда змея направляет свой взгляд вместе с ней. Иногда жертвенника нет; вместо этого змея обвивает подлокотник ее трона.
Иногда Салус держит в левой руке высокий посох, вокруг которого обвилась змея; иногда ее правая рука поднимает женскую фигурку поменьше. Позже показано, как Салус стоит и кормит свою змею. Эта поза стала самой распространенной: она стоит и крепко хватает извивающуюся змею под мышкой, направляя ее к еде, которую держит на блюде в другой руке. Редко Салус держит в левой руке рулевое весло, что указывает на ее роль в руководстве императором в здоровой жизни. Это действительно принадлежит Фортуне .
Библиография
[ редактировать ]- В. Кёлер в Энциклопедии древнего искусства Рима Istituto Treccani 1965 (онлайн) св.
- Надписи Римской Триполитании (ИРТ), ред. Дж. М. Рейнольдс и Уорд Перкинс, Рим и Лондон, 1952, №№ 918–919.
- Рене Ребюффа : «Les Centurions du Gholaia», Africa Romana II (1984), стр. 233–238.
- Рене Ребюффа: «Поэма К. Авидия Квинтиана богине Салюс», Картаго XXI, 1986–7, стр. 95–105.
- Омран (Рагаб Салам): Границы Нумидии и Триполитана при императоре Септимии Севере, 193–211 гг. Н.э. , Неопубликованная докторская диссертация, Венский университет, Австрия, 2003, стр. 76–79.
- Адамс (JN) и Ясуктан (М. Порциус): «Поэты Бу Нджема: язык, культура и центурионат», Журнал римских исследований (JRS), Vol. 89 (1999), стр. 109–134.
См. также
[ редактировать ]- Гигиея , греческая богиня здоровья
- Пусть безопасность людей будет высшим законом
- Сирона , богиня здоровья, которой поклоняются в Восточно-Центральной Галлии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейдена М. Де Ваана Этимологический словарь Латинского , 2010 г.; Оксфордский классический словарь, 4-е изд. Лондон и Нью-Йорк, 2012 г.
- ^ Кёлер 1965, со ссылкой на CIL VI 30975.
- ^ Varro De Lingua latina V 53.
- ^ Кёлер 1965, цитирует Ливи Аб Урбе Кондита IX 43.
- ^ Кёлер 1965, цитирует Валериуса Максимума VIII 14, 6.
- ^ Кёлер 1965, цитирует Tacit Annales XII 23.
- ^ Кёлер 1965 со ссылкой на надписи Орте ( salutes pocolom Diehl Alt lat. Inschrit. 3, 192) и Помпеи ( salutei Sacum Dessau 3822).
- ^ Кёлер 1965, цитирующий Плавта Асина. 712.
- ^ Кёлер 1965, цитирующий Плавта Мерка. 867.
- ^ Кёлер 1965.
- ^ Varro Lingua Latina V 53.
- ^ Джесси Б. Картер в Энциклопедии религии и этики , том. 13 св Салус .
- ^ Макробий Сатурналии I 16,8
- ^ Г. Дюмезиль ARR Париж, 1974 г., И. Кирасси Коломбо в ANRW 1981 г., стр. 405; Тертуллиан Де Спеккулис VIII 3.
- ^ Г. Виссова Рошерс Лексикон св Санкус, Религия и культ римлян Мюнхен 1912 стр. 139 сл.; Э. Норден Из древнеримских священнических книг Лунд 1939 с. 205 сл.; К. Латте Рим. История религии Мюнхен 1960 с. 49-51.
- ^ Salus Semonia posuit populi Victoria ; ср. РЭАПалмер: «Исследования Северного Марсова поля в Древнем Риме» Труды Американского философского общества, 1990 г. 80.2. п. 19 и № 21 со ссылкой на М. А. Кавалларо «Un liberto 'prega' per Augusto e per le gentes : CIL VI 30975 (con inediti di Th. Mommsen)» в Helikon 15–16 (1975–1976), стр. 146–186.
- ^ Ара Салютус с плиты алтаря из Пренесте; Салют поколом на кувшине от Орта; Salus Ma[gn]a на циппусе из Баньякавалло; Салюс на кипарисе из священной рощи Писаурум; Общественное здравоохранение из Флоренции ; священное спасение из Помпеи
Внешние ссылки
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. XXI (9-е изд.). 1886. с. 235 "